Как узнать школьную программу

7 учебных программ для первоклассников: разбираем все плюсы и минусы

Как узнать школьную программу. Смотреть фото Как узнать школьную программу. Смотреть картинку Как узнать школьную программу. Картинка про Как узнать школьную программу. Фото Как узнать школьную программу

Практически все родители будущих первоклассников уже определились с выбором школы. А вот по какой программе будут учиться дети? Разбираемся вместе с «О!»
Каждая школа вправе создавать свою собственную программу, правда, в основе должна быть только определенная учебная литература, утвержденная Минобрнауки Р Ф. Все учебники сгруппированы по предметным линиям и входят в учебно-методические комплексы (УМК).

«Школа России»

Эта программа самая распространенная и самая легкая, ее часто сравнивают с советской школой. По программе «Школа России» могут обучаться даже те дети, которые к первому классу не освоили письмо и счет. Главное назначение УМК — воспитательное, а задачи этому соответствуют: развитие у школьника таких качеств, как толерантность, доброта, ответственность. Ну и, конечно, методика обучает ребенка осознанному чтению, счёту и письму.

Главным минусом программы многие называют ее простоту, а также то, что во время обучения школьники практически не задействуют логическое мышление и воображение.

«Начальная школа ХХI века»

Этот учебно-методический комплекс гораздо сложнее «Школы России»: легко обучаться смогут те дети, которые уже умеют вполне прилично читать (но не обязательно писать). Здесь ребенок — исследователь, равноправный участник образовательного процесса наряду с учителем. Школьники учатся сами искать ответы на вопросы, никакого механического заучивания. Также к плюсам можно отнести довольно плавный период адаптации ребёнка к школе — объем изучаемого материала повышается постепенно, в игровой форме с помощью заданий на смекалку и фантазию.

Из минусов — запутанная, порой непоследовательная, подача материала, большое количество учебных пособий и тетрадей.

«Перспективная начальная школа»

Основная идея УМК — развитие ребёнка на основе поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, склонностей). В процессе образования школьник выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации. На уроках дети часто разбиваются по группам, выполняя совместно разные задания. Это можно отнести к плюсам — программа подразумевает успешное обучение детей с разными способностями и успеваемостью.

Из минусов — поверхностное изложение материала, быстрый темп обучения, недостаточно хорошо проработанные учебники (встречаются ошибки, непонятные формулировки).

Как узнать школьную программу. Смотреть фото Как узнать школьную программу. Смотреть картинку Как узнать школьную программу. Картинка про Как узнать школьную программу. Фото Как узнать школьную программу

«Планета знаний»

Инновационное направление в обучении! Учебники представляют собой совокупность взаимосвязанных компонентов, объединённых едиными целями, задачами, подходами к организации учебного материала. Основная особенность УМК заключается в целостности программы. Она проявляется в единых ценностных приоритетах, в единстве дидактических подходов, а также структуры учебников и рабочих тетрадей по всем классам и предметам. Кроме того, у учебников, которые входят в программу, есть электронные приложения, что позволяет вести уроки по всем предметам первого класса с использованием современных технологий.

Некоторые родители школьников считают главным минусом поверхностную подачу материала, а также постоянное возвращение к пройденным темам с добавлением новых знаний.

УМК «РИТМ» расшифровывается как «Развитие. Индивидуальность. Творчество. Мышление». Комплекс учебников сочетает в себе как современные подходы к образовательному процессу, так и проверенные практикой методики. Судя по отзывам, главный плюс этой программы — высокая мотивация у школьников постигать новые знания. Кроме того, возможен по-настоящему индивидуальный подход к каждому ребенку за счет того, что задания отличаются уровнем сложности и вариативностью.

К минусам можно отнести тот факт, что задания в учебниках порой неточно сформулированы, поэтому тут главную роль играет учитель, который должен изучить массу методических рекомендаций по данной программе.

«Перспектива»

Автор программы — лауреат Премии Президента Р Ф в области образования Л. Г. Петерсон. УМК «Перспектива»создана на основе современных достижений в области психологии и педагогики и при этом бережно хранит связь с лучшими традициями классического школьного образования России.

Преимущество обучения по УМК «Перспектива» в том, что система построения учебного материала позволяет каждому ученику поддерживать и развивать интерес к открытию и изучению нового. Из минусов — довольно сложная программа по математике, которая будет легко усваиваться только теми детьми, которые еще до школы научились считать и выполнять простейшие математические действия.

Система Д. Б. Эльконина-В. В. Давыдова

Образовательная система имеет уже более чем 40-летнию историю существования: сначала она существовала в виде разработок и экспериментов, а в 1996 году система Эльконина-Давыдова была признана одной из государственных. Особое место уделяется теоретическим знаниям и логической стороне обучения. Уровень преподаваемых предметов — предельно сложный.

Система обучения Эльконина-Давыдова предполагает формирование у выпускников начальной школы большого набора навыков. Ребенок должен научиться искать недостающую информацию при столкновении с новой задачей, осуществлять проверку собственных гипотез. Кроме того, система предполагает, что младший школьник самостоятельно будет организовывать взаимодействие с учителем и другими учениками, анализировать и критически оценивать собственные действия и точки зрения партнеров.

Основной принцип этой системы — научить детей получать знания, искать их самостоятельно, а не заучивать школьные истины. Система Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова подойдет тем, кто хочет развивать в ребёнке не столько способность к анализу, сколько умение необычно, глубоко мыслить.

Источник

Образовательные системы в начальной школе: как определиться

В первую очередь, при выборе школы родителям будущего первоклассника нужно разобраться в современных образовательных программах для начальных классов. В отличие от советского времени, когда все учились по одним учебникам, теперь у учителей и родителей есть выбор, каким именно образом ребёнок получит все необходимые знания. И зависеть это будет от той системы обучения, по которой будет учиться школьник в начальных классах.

Как узнать школьную программу. Смотреть фото Как узнать школьную программу. Смотреть картинку Как узнать школьную программу. Картинка про Как узнать школьную программу. Фото Как узнать школьную программу

Что выбрать, когда рядом с домом обязательно найдётся несколько школ, обучающих детей по разным системам? Даже в рамках одной школы сами учителя начальных классов выбирают, по какой программе работать, и дети из параллельных классов могут обучаться по разным учебно-методическим комплексам.

В настоящее время одновременно существует несколько образовательных систем, отвечающих требованиям ФГОС (Федеральных государственных образовательных стандартов). У каждой из них есть свои особенности, но в целом системы делятся на традиционные и развивающие. Большинство школ выбирают традиционные программы обучения, такие как «Школа России», «Начальная школа XXI века», «Школа 2010», «Гармония», «Перспективная начальная школа», «Классическая начальная школа», «Планета знаний», «Перспектива». Но будьте готовы к тому, что, возможно, вашему ребёнку предложат учиться по развивающим программам Занкова или Эльконина-Давыдова. Разумеется, не стоить думать, что традиционные программы не занимаются развитием школьника, название это скорее условное. В общих чертах, можно сказать, что данные виды систем отличаются подходом: традиционные программы предлагают объяснительно-иллюстративный подход к обучению ребёнка, развивающие — деятельный.

Как узнать школьную программу. Смотреть фото Как узнать школьную программу. Смотреть картинку Как узнать школьную программу. Картинка про Как узнать школьную программу. Фото Как узнать школьную программу

Все упомянутые выше программы ориентированы на единый образовательный стандарт, однако способ подачи информации и приоритеты у каждой системы свои. Они отличаются самой учебной программой, степенью загруженностью ребёнка, вовлеченности родителя в процесс обучения, а также общей сложностью. Каждая система предлагает свой учебно-методический комплекс, проще говоря, комплекты учебников, рабочих тетрадей и дидактических материалов по всем предметам.

Наибольшей популярностью среди школ пользуются такие учебно-методические комплексы, как «Школа России», «Перспектва», «Школа 2100», «Планета знаний» и «Гармония».

Как узнать школьную программу. Смотреть фото Как узнать школьную программу. Смотреть картинку Как узнать школьную программу. Картинка про Как узнать школьную программу. Фото Как узнать школьную программу

«Школа России» считается классической программой. По сути, это та самая система, по которой, с небольшими изменениями, учили и в советское время. Она рассчитана на средний уровень, так что каждый ребёнок сможет без труда освоить такую программу. Математика в равных пропорциях развивает вычислительные навыки, логику и мышление, русский язык подаётся стандартно: сбалансировано развитие устно-письменной речи и навыков грамотного письма. При этом можно особенно выделить изучение «Окружающего мира» по учебникам А. А. Плешакова. Преимущество курса состоит в том, что освоение окружающего мира позиционируется как проект, который ребёнок реализует совместно с родителями.

Другой учебно-методический комплекс, пользующийся особой популярностью, это «Перспектива». Эта программа больше всего подойдёт деткам с математическим складом ума. Этот УМК довольно сложен и потребует от родителей активного участия в обучении ребёнка. Главным преимуществом «Перспективы» можно назвать уроки математики, которые строятся по учебным материалам Л.Г.Петерсон. Математика даётся с элементами геометрии и алгебры, что позволяет ребёнку плавно перейти в среднюю школу.

Как узнать школьную программу. Смотреть фото Как узнать школьную программу. Смотреть картинку Как узнать школьную программу. Картинка про Как узнать школьную программу. Фото Как узнать школьную программу

УМК «Школа 2100» построен так, что дети смогут учиться на разных уровнях сложности. Все учебные материалы содержат максимум дополнительной информации, которую ребёнок сможет усвоить при такой потребности. Эта программа даёт возможность учителю без перехода на другой УМК корректировать уровень сложности подачи материала и применять индивидуальный подход в обучении.

Программа «Планета знаний» считается довольно сложной, так как изначально была разработана и применялась в прогимназических классах, однако тоже пользуется большой популярностью у учителей и родителей. Основное преимущество этого УМК — нацеленность на саморазвитие ребёнка. Активно стимулируется его способность рассуждать, будь то акцент на логику при изучении математики или литературное чтение, предполагающее возникновение диалога между ребёнком и взрослым. Как и в «Школе 2100» учебные пособия «Планеты знаний» содержат разноуровневые задания: от базовых до творческо-поисковых.

Основным принципом УМК «Гармония» является комфортное обучение на стыке традиционных и развивающих методов обучения. У детей изначально развивают навыки анализа, классификации, сравнения и обобщения. На уроках даётся много проблемных развивающих заданий, формирующих у школьников способность к мышлению, умение самостоятельно делать выводы. Одним из главных плюсов программы является целенаправленная подготовка к плавному переходу из начальной в среднюю школу.

Как узнать школьную программу. Смотреть фото Как узнать школьную программу. Смотреть картинку Как узнать школьную программу. Картинка про Как узнать школьную программу. Фото Как узнать школьную программу

Понять наглядное отличие одной образовательной системы от другой можно, изучив предлагаемые программой УМК в одном месте. На сайте книжного интернет-магазина «Лабиринт» существует специальный раздел «Школьный гуру», в котором можно сделать выборку товаров по образовательной программе, по предметам, типам учебного материала (учебники, рабочие тетради, наглядные пособия) или по классам. С помощью этого раздела можно как изучить предлагаемые материалы программ, так и собрать нужный комплект литературы, когда вопрос с выбором образовательной системы будет уже решён.

Нужно иметь в виду, что все программы УМК регулярно перерабатываются с учетом актуальных тенденций, так что даже если вы отдаёте в школу не первого ребёнка, учтите, что за несколько лет могли поменяться авторы учебников или концепция преподавания в целом. Сами учебные материалы могут существенно меняться, поэтому, как правило, возникает необходимость с нуля покупать все материалы учебно-методического комплекса на класс. С уверенностью сказать, как именно выглядит УМК на данный момент и какие учебники и рабочие тетради нужно приобрести для ребенка, вам сможет учитель, который в данный момент работает по программе.

Источник

Обзор учебных программ для первоклассников

Екатерина Цыбульская

Фотографии: Depositphotos / Иллюстрация: Юлия Замжицкая

Выбор школы — головная боль для родителей будущих первоклашек. Чтобы обеспечить детям лучшие условия, они стремятся учесть все факторы: рейтинг, отзывы других родителей, материально-техническую оснащенность и, конечно, учебную программу, которой школа придерживается. Ведь содержание, подходы и методики учебных программ отличаются и остановиться нужно на той, что лучше всего подходит ребенку с учетом его индивидуальных особенностей. Вместе с Ангелиной Трофимовой, директором начальной Ломоносовской школы (Москва) рассказываем, какие учебные программы для первоклассников существуют в российских школах, и что нужно знать о каждой из них.

Учебные программы и системы обучения по ФГОС

Учебные программы, по которым работают государственные школы, должны соответствовать ФГОС. Список допущенных к реализации программ меняется раз в два-три года, исходя из заключения экспертной комиссии. Разработать программу школа может и самостоятельно. Основой для этого служит список учебной литературы, утвержденной приказом Министерства образования и науки РФ.

Перечень представляет собой каталог учебников по предметам, которые входят в учебно-методический комплекс (УМК) — совокупность средств обучения для реализации учебной программы. В начальной школе это учебники по русскому языку, математике, литературному чтению, окружающему миру и технологии.

Учебные программы принадлежат к различным системам обучения. Различают традиционную и развивающую системы.

Берет за основу опыт и традиции отечественной педагогики. Реализуется в рамках классно-урочного принципа, привычного большинству россиян. Результаты учеников оценивает учитель, он же принимает решение о переводе школьника в следующий класс.

Схема обучения в традиционной системе: «обучение — закрепление материала — проверка».

Подразумевает высокий уровень трудности. В процессе обучения ребенок преодолевает некие препятствия, учится самостоятельно принимать решения, работать в коллективе и оценивать собственные достижения. Педагог выступает в роли помощника или друга-наставника на пути к знаниям.

Схема обучения: «изучение — самостоятельный анализ/выводы — практика».

Используется только в начальных классах.

Часть существующих учебных программ для первого класса построены по традиционной системе обучения, остальные основываются на развивающей.

Популярные учебные программы для первоклассников

Школа России

Наиболее распространенная программа обучения в российских школах. Существует с 2001 года. Построена как синтез традиций советского образования и современных методик. Ее называют также модернизированной версией классической советской школы.

Программа совмещает работу на результат с духовно-нравственным развитием детей, прививает им уважение к отечественной культуре. Внимание уделяется и патриотическому воспитанию. Подчеркивается ценность традиций всех народов Российской Федерации. В четвертом классе к основным предметам добавляются «Основы религиозных культур и светской этики».

Программу критикуют за упор на повторение при небольшом количестве логических заданий, из-за этого ее даже называют несколько устаревшей.

«Школа России» — традиционная программа, которая существует десятки лет и успела себя зарекомендовать во многих школах. Она направлена на отработку базовых навыков, которые будут необходимы ребенку в средней школе: чтения, счета, письма. Пособия развивают речь и расширяют словарный запас, а прописи дают возможность корректировать почерк на разных этапах обучения. Программа простая и понятная, но многие критикуют ее за несоответствие требованиям времени — «Школа России» содержит небольшое количество заданий на развитие эмоционального интеллекта ребенка, воображения и творческих способностей».

Начальная школа XXI века

Программа доктора педагогических наук Н. Ф. Виноградовой рассчитана на высокий уровень подготовки и сильных школьников. В ее основе — труды Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова.

Программа ставит цель — научить ребенка быть исследователем наравне с учителем, получать знания самостоятельно. Уроки построены так, чтобы школьники учились думать, развивали эрудицию и кругозор, участвовали в активной исследовательской работе, где нет места «зубрежке».

Обучение по программе подразумевает переход от простого к сложному, предлагается много заданий на развитие логического мышления и воображения в игровой форме.

При этом большое количество учебников, рабочих тетрадей, проектов требуют полной включенности родителей в учебный процесс, чтобы ребенок не запутался и продолжал получать знания системно.

«Начальная школа 21 века» (по Н. Ф. Виноградовой) ориентирована на детей, которые перед школой уже прошли подготовку и обладают определенными навыками. Как показывает практика, не все справляются, так как уже в первом классе учеников знакомят с азами умножения и деления. Также их ждет большой объем текстов для чтения. Родители отмечают трудность в заучивании правил, которые «растворены» на страницах учебника и не выделены особым образом».

Планета знаний

Программу характеризуют как целостную: учебники по всем предметам разделены на крупные разделы, сопровождаемые маршрутным листом — специальным разворотом с понятными для школьника схемами, содержанием раздела и логикой его освоения.

Задания поделены на блоки: информационный поиск, творческие задания, работа в паре, интеллектуальный марафон. Информационный поиск предполагает работу детей со справочной литературой и интернетом. А интеллектуальный марафон включает сложные, но увлекательные задания к каждой теме. Правда, оба приема требуют помощи взрослых.

Цель программы — создать для познавательного интереса школьников комфортные условия, в которых новые знания приобретаются с удовольствием.

Критикуют «Планету знаний» за недостаток теоретической базы: в учебниках отсутствуют пояснения и правила. Чтобы освоить тему, придется потратить немало времени на самостоятельный поиск информации. К тому же для прохождения программы первоклассник уже должен уметь считать и читать.

«В программе „Планета знаний“ задания делятся на базовые, которые должны выполнить все дети, и более сложные, которые направлены на расширение кругозора — они опциональны. К учебникам выпущены электронные приложения, что позволяет сделать уроки более интересными. Первый год является адаптационным, и первоклассников не загружают большим количеством упражнений. Во втором-четвертом классах объем работы увеличивается. Ее выполнение может требовать больше времени, и зачастую детям необходима помощь. В целом „Планета знаний“ уделяет большое внимание проектной деятельности и активному вовлечению ребенка в процесс учебы».

РИТМ означает: Развитие — Индивидуальность — Творчество — Мышление. Развитие этих навыков и является целью программы.

Авторы предполагали, что «Ритм», в первую очередь, должен раскрывать индивидуальные способности учеников, поэтому задания варьируются по сложности. Сами учебники по предметам составлены для детей с различными «точками отсчета» в подготовке. Это дает учителям большую свободу действий в работе с классом.

В образовательный процесс включены мультимедийные технологии, призванные поддерживать познавательный интерес и развивать способности к поиску и анализу информации, самостоятельность и творческое мышление.

Особое внимание уделяется нравственному воспитанию, этическим нормам, уважительному отношению к другим народам и культурам.

В числе минусов программы называют неспешный темп изучения тем и постоянный возврат к пройденному, что заставляет детей скучать. В учебниках встречается канцелярит — язык, сложный для восприятия.

«Программа построена таким образом, чтобы вызвать у ребенка искренний интерес к учебе, мотивировать к познанию. Задания разного уровня сложности позволяют найти для каждого такую задачку, с которой он справится. Например, по русскому языку и литературе разработано сразу несколько учебных пособий. Тексты и упражнения направлены на формирование личностных качеств и нравственных ценностей ребенка».

Перспектива

Автор программы — доктор педагогических наук, математик, лауреат премии Президента РФ в области образования Людмила Петерсон. В основе программы — любимый ею «деятельностный подход», где учитель выступает помощником и наставником, а открыться знаниям ребенок должен самостоятельно.

«Перспектива» не предусматривает готовых алгоритмов, вариантов ответа, школьник ищет и предлагает решения в процессе исследовательской работы и коммуникации со взрослыми и одноклассниками. Любая тема ставит некую проблему, решая которую, ученики получают знания. В этом раскрывается принцип «Хочу учиться!»: главный двигатель учебы — любопытство детей.

Есть и другие принципы: развитие коммуникативных навыков у детей, помощь в культурном и нравственном самоопределении.

Программа довольно сложная не только для детей, но и для педагогов. Им придется изучить много нового методического материала и пройти специальный курс подготовки. Отмечают также непоследовательность изложения учебного материала в учебниках программы.

«Перспектива» уделяет больше внимания индивидуальности ученика, что ценно. Учебники наполнены игровыми упражнениями, заниматься по ним интересно. Особый акцент программа делает на формировании речевых навыков первоклассников: умении писать, читать, слушать и понимать других, объясняться самим. Однако местами программа предполагает дополнительную работу, направленную на повторение или закрепление пройденного материала. Может понадобиться помощь взрослых».

Система Эльконина — Давыдова

Единственная развивающая программа, включенная в список рекомендованных ФГОС. Авторы системы — советский педагог и психолог Д. Б. Эльконин и его ученик и сподвижник, профессор, вице-президент Российской академии образования В. В. Давыдов. В своих работах они отталкивались от значения игры в обучении младших школьников.

Программа ставит целью научить ребят самостоятельно определять учебные задачи и методы их решения, проводить самоанализ. Дети получают знания в процессе дидактических игр, дискуссий и экспериментов. Поэтому и домашние задания сведены к минимуму: процесс построен на совместной работе школьников в классе.

Ученики сами определяют критерии оценки и по ним оценивают достигнутые результаты, а учитель выставляет баллы согласно придуманной ребятами шкале. Задача педагога в условиях реализации программы — выстроить партнерские отношения с классом и сплотить детей.

Минус программы в том, что при переходе в пятый класс у учеников могут возникнуть сложности с привыканием к традиционным учебно-методическим комплексам. Игровой формат и отсутствие оценок вызывают недоумение у родителей, ориентированных на традиционную систему обучения.

«Главное преимущество программы „Эльконина — Давыдова“ в том, что она ставит в приоритет не получение отметок, а развитие ребенка, учит анализировать и оценивать свою работу. Знания даются детям не в „готовом виде“, а в форме дискуссии — так школьники учатся самостоятельно находить ответы на вопросы. Все обучение строится на основе выдвижения гипотез и живого обсуждения. Дети много взаимодействуют в группах, благодаря чему информация воспринимается лучше, развивается вариативность мышления и навык совместной работы. Но далеко не все согласны с отсутствием традиционной системы отметок и довольно сложными текстами учебников, поэтому программа является предметом споров среди родителей и принятия среди педагогов».

Источник

Школьный гид

Программы начальной школы

Как узнать школьную программу. Смотреть фото Как узнать школьную программу. Смотреть картинку Как узнать школьную программу. Картинка про Как узнать школьную программу. Фото Как узнать школьную программу

От того, как будет чувствовать себя ребёнок,
поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать,
зависит весь его дальнейший путь к знаниям.

В.А. Сухомлинский

В настоящее время действует приказ Минпросвещения России от 20 мая 2020 г. N 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность».

В федеральный перечень учебников включены (все или выборочно) завершенные предметные линии учебников, входящие в состав следующих учебно-методических комплексов для начальной школы:

Школа России1 класс2 класс3 класс4 класс
Перспектива1 класс2 класс3 класс4 класс
Начальная школа XXI века1 класс2 класс3 класс4 класс
Перспективная начальная школа1 класс2 класс3 класс4 класс
Планета знаний1 класс2 класс3 класс4 класс
Гармония1 класс2 класс3 класс4 класс
РИТМ1 класс2 класс3 класс4 класс
Начальная инновационная школа1 класс2 класс3 класс4 класс
Учусь учиться (математика Л.В.Петерсон)1 класс2 класс3 класс4 класс
Система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова1 класс2 класс3 класс4 класс
Система Л.В.Занкова1 класс2 класс3 класс4 класс
Сферы (издательство «Просвещение»)1 класс2 класс3 класс4 класс

В перечень не вошли учебники следующих УМК:

Особенностью перечисленных образовательных программ для начальной школы является то, что они включают в себя учебно-методические комплекты (УМК) по всем или нескольким предметам начального общего образования (например, русский язык, математика, литературное чтение и окружающий мир и т.д). Каждая программа или система обучения имеет свои цели, задачи, принципы и особенности, с которыми можно подробно ознакомиться в пояснительных записках. Информацию можно найти на официальных сайтах программ начальной школы или издательств, выпускающих тот или иной УМК. У каждой программы или системы обучения есть свой научный руководитель, а также коллектив авторов, работающий над созданием УМК. Учебно-методический комплект обычно включает в себя: учебники, рабочие тетради, наглядные и дидактические пособия, самостоятельные и контрольные работы, мультимедийные приложения, методические рекомендации и поурочные планы.

Практически у всех авторских образовательных программ есть как достоинства (о которых активно говорится), так и недостатки (информация о которых менее доступна). Если учитель прошел обучение, сертифицирован, взаимодействует с методистами и имеет доступ к пособиям, вероятность получения качественного результата выше. Программы составлены так, что за четыре года обучения ребенок получит все базовые знания. Однако материал изложен и распределен по годам в разной последовательности. Кроме того, некоторые программы перегружены материалами, которые дети (а, порой, и родители) понимают и осваивают с большим трудом. А итоговые контрольные работы за четверть и за год все пишут одинаковые. И здесь многое зависит от учителя. Хорошо, если в школе соблюдается программная преемственность между начальным и средним звеном, совместно работают педагоги-предметники. Иначе, отзанимавшись четыре класса начальной школы по нестандартным учебникам, ребенок перейдет в пятый класс на стандартные образовательные «рельсы» и потеряет интерес к учебе.

Немного истории.

Согласно приказу Минобрнауки России от 21 октября 2004г. N 93 начальное общее образование включало в себя:
— традиционную систему обучения ( программы «Школа России», «Гармония», «Школа 2000. «, «Школа 2100», «Начальная школа XXI века», «Классическая начальная школа», «Перспективная начальная школа», «Планета знаний» );
— развивающие системы обучения ( система Л.В.Занкова и система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова).
Однако с течением времени противоречия между традиционной и развивающей системами обучения постепенно смягчились, и на современном этапе развития начального образования все учебно-методические комплекты ориентируются на тезис активности ребенка в процессе обучения, на развитие его личности, его познавательных и созидательных возможностей. Разделение учебников по системам (традиционная или развивающая) и комплектам (программам) в Федеральных перечнях рекомендованных (допущенных) учебников убрали с 2006/2007 учебного года (правда, тогда об этом говорилось в дополнительной информации издательств к каждому учебнику), а с 2008/2009 учебного года такой информации в перечнях не стало.

В Федеральных перечнях учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях, на 2012/2013 учебный год ( Приказ Минобрнауки РФ № 2885 от 27 декабря 2011 г.) разделение учебников по системам (программам) вновь отсутствовали. Учебники, принадлежащие к завершенным предметным линиям, были сгруппированы только по предметам начального общего образования.

На основании информации, размещенной на официальных сайтах издательств и авторов-разработчиков программ, и в соответствии с Федеральным перечнем учебников на 2013/2014 учебный год (Приказ Минобрнауки России №1067 от 19 декабря 2012 г.) можно было выделить следующие УМК:

На сегодняшний день информацию о принадлежности тех или иных завершенных предметных линий учебников определенным УМК можно найти на сайтах издательств, выпускающих эти УМК, или на официальных сайтах программ начальной школы. Она содержится также в методических изданиях и предлагается на семинарах и вебинарах, проводимых издательствами и авторами-разработчиками.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *