Как узнать платежеспособность организации
Доверяй, но проверяй. Как провести анализ платежеспособности должника?
Доверяй, но проверяй. Как провести анализ платежеспособности должника?
Коммерческая безопасность – одно из необходимых условий бесперебойной работы бизнеса. Профессиональный анализ платежеспособности контрагента, а именно его способности своевременно исполнять денежные обязательства по договорам за счёт имеющихся в распоряжении организации финансовых ресурсов, позволяет обезопасить компанию от материальных убытков и репутационных издержек.
Когда необходима финансовая оценка?
Анализ платежеспособности контрагента необходим в случаях:
а также на любом этапе сотрудничества в случае возникновения малейших подозрений о недобросовестности или сомнений по поводу финансовой состоятельности дебитора.
Финансовая оценка должника может осуществляться в форме «сплошного» поиска данных о «подозрительной» компании или определения отдельных наиболее актуальных и важных показателей, достаточных для проявления доверия в отношении контрагента.
Риски ненадежного партнерства
Слепое доверие контрагентам может подорвать устойчивость бизнеса, так как несет в себе серьезные риски, а именно:
Анализ для минимизации финансовых, репутационных и коммерческих рисков при работе с контрагентами минимизировать риски позволяет комплексная оценка платежеспособность предприятия.
Анализ финансовой устойчивости контрагента
Проверка платежеспособности контрагента заключается в сборе информации из различных источников и проверке ее актуальности.
Изучаем учредительные документы
Устав, свидетельство о госрегистрации, ИНН – являются основными документами, с которых начинается анализ платежеспособности. В частности, с их помощью можно получить более расширенную информацию о юридическом лице, получить выписку из Единого государственного реестра.
Проверяем информацию о руководстве и контролирующих лицах
Мошенники регистрируют фирмы на подставных лиц, утерянные или украденные паспорта, и даже документы умерших граждан. Поэтому проверка действительности паспортных данных первых лиц организации – необходимый этап финансового анализа. Получить нужную информацию можно как с помощью официального запроса в правоохранительные органы, так и через неформальные контакты. Кроме того, действительность паспортных данных руководства можно узнать на сайте ФМС http://services.fms.gov.ru/infoservice.htm?sid=2000
Запрашиваем нужные данные «напрямую» у контрагента
Не стоит стесняться уточнять необходимую информацию путем прямых запросов в адрес контрагента. Несмотря на то, что ни одна компания не обязана предоставлять какие-либо данные третьим лицам, отказ на подобные запросы будет косвенно свидетельствовать о неготовности фирмы к открытому и честному сотрудничеству.
Если отказ в предоставлении сведений объясняется коммерческой тайной, должнику можно разъяснить, что к коммерческой тайне не относится информация:
Если контрагент отказывается предоставлять информацию, следует попросить объяснения причин такого отказа и предложить руководству компании предоставить иной способ подтверждения благонадёжности.
Получаем информацию из открытых источников
Ценные сведения о финансовом состоянии должника, о своевременности и объеме исполнения долговых обязательств, а также о фактах привлечения представителей компании к ответственности, можно получить из онлайн-сервисов, среди которых можно выделить:
Отдельно стоит выделить:
Если осуществляемая контрагентом деятельность требует обязательного лицензирования, необходимо узнать, выдавалась ли такая лицензия, и не просрочена ли она. Для каждого вида деятельности предусмотрен свой лицензирующий орган.
чем большей первичной информацией о контрагенте вы располагаете, тем быстрее вы сможете составить полную картину о платежеспособности должника или партнера. Минимально вы должны знать: ИНН (индивидуальный номер налогоплательщика), ОГРН (номер организации юридического лица) или ОГРНИП (номер регистрации предпринимателя). В случае отсутствия таких сведений, часть вышеприведенных сервисов может быть недоступна.
Рассчитываем коэффициенты ликвидности
Ликвидность и платежеспособность – основные характеристики финансового состояния организации, которые можно вычислить по специальным формулам, находящимся в свободном доступе. Коэффициенты ликвидности (текущей, быстрой и абсолютной ликвидности) рассчитываются на основании отчётности предприятия с целью определения способности фирмы гасить текущую задолженность за счёт оборотных активов. Коэффициент платежеспособности определяет степень независимости от кредиторов, рассчитывается на основе бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках и представляет собой отношение величины акционерного капитала к суммарным активам акционерного общества.
Кому доверить проверку контрагента?
Современные условия диктуют необходимость построения долгосрочных доверительных партнерских взаимоотношений на основе тщательного анализа финансовой устойчивости и платежеспособности контрагентов.
Практика показывает, что самостоятельная проверка должников и партнеров по бизнесу не всегда эффективна, потому что не гарантирует полноту и актуальности сведений. Искаженные, неполные или устаревшие данные не позволяют адекватно оценить потенциальные риски.
Избежать финансовых потерь и репутационных рисков поможет своевременное обращение к квалифицированным специалистам антикризисной компании.
«СВ Банкротство» поможет:
Помните: добросовестность и финансовая устойчивость дебиторов и партнеров — залог успеха любого бизнеса.
Финансовая оценка контрагента: когда она нужна и как ее провести
Чтобы бизнес работал как часы, нужно выполнение многих условий. Одно из них — уверенность в том, что ваши контрагенты платежеспособны, то есть смогут вовремя исполнить свои финансовые обязательства. В противном случае коммерческая безопасность компании гарантирована быть не может, то есть существенно повышается риск убытка. В этом материале расскажем о том, как провести анализ платежеспособности контрагента.
Когда это необходимо
В идеале проводить оценку действующего или потенциального контрагента целесообразно перед любой сделкой. Однако это не всегда возможно. В обязательном порядке провести такой анализ следует, если:
Подход к оценке может быть разным: полный анализ деятельности субъекта бизнеса или определение отдельных наиболее важных показателей, анализа которых будет достаточно для выводов о платежеспособности и надежности контрагента.
Зачем это нужно
Доверие — вещь, безусловно, хорошая, но строить бизнес лишь на этом чревато неприятными последствиями. Их спектр весьма широк:
Этапы проведения анализа абзац
В основном действия сводятся к получению о потенциальном или реальном контрагенте всевозможной информации из самых разных источников.
Запрос документов и сведений у контрагента
В первую очередь, нужно получить копии свидетельства о госрегистрации контрагента, документа о присвоении ему ИНН, а также Устава (для организаций). Запросить эти документы следует у самого контрагента.
Государственный номер (ОГРН или ОГРИП) и ИНН — базовые сведения, на основе которых можно получить данные из открытых источников, в том числе выписку из ЕГРЮЛ. Вместе с тем отметим, что не стоит ограничиваться только выпиской — это не является проявлением должной осмотрительности.
Кроме того, можно запросить у контрагента бухгалтерскую отчетность, информацию о лицензиях, о том, как он рассчитывается с бюджетом, и некоторые другие сведения. Добросовестный бизнесмен, скорее всего, не станет возражать против предоставления такой информации, хотя закон и не обязывает этого делать. В любом случае отказ может говорить о том, что компании есть что скрывать.
Иногда владельцы бизнеса не хотят предоставлять такие сведения, ссылаясь на коммерческую тайну. Однако информация об учреждении компании и данные из реестра, сведения о лицензиях, налоговых отчислениях, финансовой отчетности и даже о заработной плате персонала не относится к коммерческой тайне. Стоит разъяснить это потенциальному контрагенту, и, возможно, тогда он пойдет навстречу.
Если контрагент не хочет давать запрашиваемые документы и данные, можно предложить ему выбрать иной способ подтверждения собственной платежеспособности.
Использование открытых источников
Провести анализ данных, которые содержатся в открытых источниках, удобнее всего через специальные сервисы проверки контрагентов, например, Контур.Фокус. Из таких систем можно получить много полезной информации. Они включают как сведения открытых реестров и баз данных, так информацию, которую условно можно назвать неофициальной. Это упоминание о компании в интернете, отзывы клиентов, работников и другие сведения.
В следующей таблице мы собрали основные открытые источники данных, которые можно использовать для анализа.
Таблица. Ресурсы для анализа контрагента
Реестр юридических лиц и ИП на сайте ФНС (выписка из Реестра без подписи);
Расчет коэффициентов платежеспособности
Финансовую устойчивость любой организации определяет ее стабильное финансовое положение. Оно характеризуется постоянным превышением доходов над расходами, свободным и эффективным управлением денежными потоками, независимостью от кредиторов, низким риском банкротства. Для оценки уровня финансовой устойчивости, как правило, в первую очередь применяются коэффициенты платежеспособности. Схематично их можно представить следующим образом:
Коэффициенты платежеспособности рассчитываются на основании показателей бухгалтерского баланса на последнюю отчетную дату. При этом их значение округляется с точностью до двух знаков после запятой (п. 3, ч. 2 п. 5, п. 6-8 Инструкции N 140/206).
Посчитанные на конец отчетного периода коэффициенты текущей ликвидности (К1) и обеспеченности собственными оборотными средствами (К2) сопоставляются с их нормативными значениями в зависимости от основного вида экономической деятельности. Коэффициент обеспеченности обязательств активами (К3) сравнивается с его нормативным значением, равным для всех видов экономической деятельности не более 0,85, либо со значением 1 (для лизинговых организаций — 1,2).
Для определения уровня платежеспособности организации все три коэффициента необходимо учитывать в совокупности. В частности, организация признается платежеспособной, если коэффициент текущей ликвидности (К1) и (или) коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами (К2) имеют значения более нормативных или равные им. При этом коэффициент обеспеченности обязательств активами (К3) меньше либо равен 1 (для лизинговых организаций — 1,2) (подп. 3.1 п. 3 Постановления N 1672).
Напомним, установлено четыре критерия оценки платежеспособности организаций:
— с неплатежеспособностью, приобретающей устойчивый характер;
— с неплатежеспособностью, имеющей устойчивый характер (п. 3 Постановления N 1672).
Выводы, полученные по результатам расчета, используются при подготовке предварительных заключений по запросам экономических судов и информации о финансовом состоянии организации по запросам заинтересованных органов (ч. 1 п. 4 Инструкции N 140/206).
Кроме того, по результатам анализа финансового состояния и платежеспособности организации проводится подготовка экспертных заключений, которые используются в производстве по делам об экономической несостоятельности (банкротстве) (ч. 2 и 3 п. 4 Инструкции N 140/206).
Также следует учитывать уровень платежеспособности общества при принятии решения об объявлении и выплате дивидендов. Ведь такое решение может оказаться неправомерным, если общество имеет устойчивый характер неплатежеспособности в соответствии с законодательством об экономической несостоятельности (банкротстве) или если указанный характер появится у этого общества в результате выплаты дивидендов (ч. 5 ст. 72 Закона о хозобществах).
Итоги расчета коэффициентов оформляются согласно приложению к Инструкции N 140/206.
Рассмотрим на примере порядок расчета коэффициентов, используя данные из бухгалтерского баланса транспортной организации.
Наименование показателя | Код строки баланса | На 31 декабря 2020 г., тыс. руб. | На 31 декабря 2019 г., тыс. руб. |
I. ДОЛГОСРОЧНЫЕ АКТИВЫ | |||
ИТОГО по разделу I | 190 | 50 450 | 48 900 |
II. КРАТКОСРОЧНЫЕ АКТИВЫ | |||
ИТОГО по разделу II | 290 | 330 750 | 172 900 |
БАЛАНС | 300 | 381 200 | 221 800 |
III. СОБСТВЕННЫЙ КАПИТАЛ | |||
ИТОГО по разделу III | 490 | 81 200 | 21 800 |
IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА | |||
ИТОГО по разделу IV | 590 | 88 355 | 79 125 |
V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА | |||
ИТОГО по разделу V | 690 | 176 870 | 93 460 |
1. Рассчитываем коэффициент текущей ликвидности (К1) по формуле:
1.1. На 31.12.2019:
172 900 тыс. руб. / 93 460 тыс. руб. = 1,85.
1.2. На 31.12.2020:
330 750 тыс. руб. / 176 870 тыс. руб. = 1,87.
2. Считаем коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами (К2), используя следующую формулу:
2.1. На 31.12.2019:
(21 800 тыс. руб. + 79 125 тыс. руб. — 48 900 тыс. руб.) / 172 900 тыс. руб. = 0,30.
2.2. На 31.12.2020:
(81 200 тыс. руб. + 88 355 тыс. руб. — 50 450 тыс. руб.) / 330 750 тыс. руб. = 0,36.
3. Рассчитываем коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами (К3) по формуле, приведенной ниже:
3.1. На 31.12.2019:
(93 460 тыс. руб. + 79 125 тыс. руб.) / 221 800 тыс. руб. = 0,78.
3.2. На 31.12.2020:
(176 870 тыс. руб. + 88 355 тыс. руб.) / 381 200 тыс. руб. = 0,70.
4. Сопоставляем подсчитанные коэффициенты с их нормативными значениями.
N п/п | Наименование показателя | На начало отчетного периода | На конец отчетного периода | Нормативное значение коэффициента |
1 | Коэффициент текущей ликвидности (К1) | 1,85 | 1,87 | К1 >/= 1,15 |
2 | Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами (К2) | 0,30 | 0,36 | К2 >/= 0,15 |
3 | Коэффициент обеспеченности обязательств активами (К3) | 0,78 | 0,70 | К3 |
Нормативное значение коэффициента, соответствующее транспортной деятельности. Норматив для всех видов экономической деятельности составляет не более 0,85. |
В приведенном примере значения коэффициента текущей ликвидности (К1) и коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами (К2) выше нормативного. Значение коэффициента обеспеченности обязательств активами (К3) на конец года не превышает допустимого значения.
Напомним, для критерия оценки платежеспособности организации коэффициент обеспеченности обязательств активами (К3) сравнивается со значением 1. Когда он равен либо меньше 1, как в нашем случае, организация признается платежеспособной (подп. 3.1 п. 3 Постановления N 1672).
Исходя из анализа указанных коэффициентов можно сделать вывод, что транспортная организация признается платежеспособной и имеет финансовую устойчивость.
Читайте материалы в ilex >>
* по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex
Что такое ликвидность
Ликвидность любой вещи — это возможность быстро продать ее по рыночной цене. Чем проще обменять вещь на деньги, тем более ликвидной она считается. Например, у станков на заводе низкая ликвидность — продать их быстро и по реальной стоимости не получится. А у денег абсолютная ликвидность — их, по сути, менять на самих себя не надо, они самоликвидные.
И станки, и деньги в этом случае называют активами. Актив на языке финансов — это какое-либо имущество. Ликвидность может быть не только у отдельного актива, но и у компании в целом.
Для чего оценивать ликвидность компании
Ликвидность активов оценивают, чтобы понять, насколько платежеспособна компания, которая ими владеет, может ли она фактически рассчитаться по своим долгам.
Если у фирмы много денег на счетах, а на складах большие запасы товаров, которые легко продать, ей проще получить кредит в банке или поставку без предоплаты. Значит, она без проблем рассчитается в срок.
Если же единственный актив предприятия — полуразвалившийся корпус завода на окраине города, а в кассе пусто, то в случае банкротства кредиторы будут долго ждать свои деньги обратно.
Виды ликвидности и их коэффициенты
Чтобы понять, способна ли компания вовремя расплатиться с кредиторами, на основе бухгалтерского баланса рассчитывают коэффициент ликвидности. Он показывает соотношение долгов компании и оборотного капитала.
Ликвидность бывает текущая, быстрая и абсолютная. Для каждого вида рассчитывают свой коэффициент.
Коэффициент текущей ликвидности, или коэффициент покрытия, равен отношению оборотных активов к краткосрочным обязательствам (текущим пассивам). Его рассчитывают по формуле:
Ктл — коэффициент текущей ликвидности;
ОА — оборотные активы;
КО — краткосрочные обязательства.
Этот коэффициент показывает, как компания может погашать текущие обязательства за счет только оборотных активов. Чем выше коэффициент, тем выше платежеспособность предприятия. Если этот показатель ниже 1,5, значит, предприятие не в состоянии вовремя оплачивать все счета. Идеальный показатель — 2.
Коэффициент быстрой ликвидности равен отношению высоколиквидных текущих активов к краткосрочным обязательствам. При этом к высоколиквидным текущим активам не относят материально-производственные запасы, потому что их срочная продажа приведет к высоким убыткам. Коэффициент быстрой ликвидности рассчитывают по формуле:
Кбл = (Кдз + Кфв + Дс) / КО,
Кдз — краткосрочная дебиторская задолженность;
Кфв — краткосрочные финансовые вложения;
Дс — остаток на счетах;
КО — текущие краткосрочные обязательства.
Этот коэффициент показывает способность ответить по текущим долгам в случае возникновения каких-либо сложностей. Ситуация в компании считается стабильной, если коэффициент не меньше 1.
Коэффициент абсолютной ликвидности равен отношению средств на счетах компании и краткосрочных финансовых вложений к текущим обязательствам. Этот показатель рассчитывают так же, как и коэффициент быстрой ликвидности, но без учета дебиторской задолженности:
Нормальным считается, когда этот коэффициент не ниже 0,2.
Ликвидность по сферам применения
Ликвидность предприятия — отношение долгов к ликвидным активам, то есть может ли компания быстро рассчитаться со всеми кредиторами. Часто понятия «ликвидность» и «платежеспособность» употребляют как синонимы.
Ликвидные активы — имущество, которое можно быстро продать по рыночной цене. В бухгалтерском балансе все активы предприятия указываются в самом начале. Активы делятся на оборотные и внеоборотные.
Оборотные активы — имущество, которое приносит предприятию доход в течение одного года. Как правило, это то, что используется в процессе производства или расчетов с партнерами: деньги, сырье, краткосрочная дебиторская задолженность, финансовые вложения на срок до одного года и т. д.
Внеоборотные активы используются и приносят прибыль более одного года: патенты и разработки, здания, оборудование, долгосрочные вложения.
Оборотные активы ликвиднее внеоборотных.
Активы делят на четыре группы:
А1 — самые ликвидные активы: деньги на счетах и краткосрочные финансовые вложения.
А2 — быстрореализуемые активы: краткосрочная дебиторская задолженность.
A3 — медленнореализуемые активы: запасы, НДС, долгосрочная дебиторская задолженность.
А4 — труднореализуемые активы: внеоборотные активы.
Противоположность активам — пассивы предприятия. К ним относят собственный капитал предприятия, например уставный или акционерный, а также заемные средства, например кредиты в банке. Пассивы баланса тоже делят на четыре группы — по степени срочности оплаты:
П1 — самые срочные обязательства: кредиторская задолженность.
П2 — краткосрочные пассивы: краткосрочные кредиты и займы, задолженность участникам по дивидендам и другим доходам.
ПЗ — долгосрочные пассивы: долгосрочные кредиты.
П4 — устойчивые пассивы: доходы будущих периодов, резервы предстоящих расходов и платежей.
Ликвидность баланса предприятия показывает, насколько активы покрывают обязательства — то есть хватит ли у компании в случае чего денег, чтобы расплатиться с долгами. При этом срок продажи активов должен соответствовать сроку погашения обязательств.
Ликвидность баланса рассчитывают как соотношение задолженности и ликвидных средств.
Баланс считается абсолютно ликвидным при следующем соотношении активов и пассивов: А1 ≥ П1, А2 ≥ П2, A3 ≥ ПЗ, А4 ≤ П4.
Сопоставление А1 и А2 с П1 и П2 позволяет выяснить текущую ликвидность, а А3 и А4 с П3 и П4 — перспективную ликвидность. Так можно спрогнозировать платежеспособность предприятия на основе сравнения будущих поступлений и платежей.
Ликвидность банка — условная характеристика. Обычно под ней подразумевают возможность банка расплатиться с клиентами, которые держат в этом банке депозитные счета. Когда банк выдает кредит, количество денег в нем снижается, а значит, снижается и ликвидность.
Чтобы ликвидность всегда была на достаточном уровне, у банка должны быть постоянные резервы. Причем не обязательно финансовые — часть денег вкладывают в разные активы, например в акции или облигации. При необходимости их можно быстро продать и нарастить собственную ликвидность. За ликвидностью банков следит Центробанк России.
Кроме того, банк, как и любая другая организация, имеет на своем балансе низколиквидные внеоборотные активы — здания, технику и так далее.
Ликвидность рынка. Ликвидность есть не только у отдельных компаний или банков, но и у целых рынков — ценных бумаг, услуг и так далее. У рынка будет высокая ликвидность, если на нем регулярно заключаются сделки, но при этом разница в ценах заявок на покупку и продажу невелика. Причем таких сделок должно быть много, чтобы каждая отдельная сделка на рынке не оказывала существенного влияния на цену товара.
Показателем ликвидности рынка является параметр «чёрн» (от английского churn — перемешивание). Это соотношение между объемом заключенных контрактов и стоимостью реально поставленных по этим контрактам товаров. Чтобы рынок считался ликвидным, чёрн должен иметь значение от 15 и выше.
Ликвидность ценных бумаг на фондовом рынке оценивают по объему торгов и величине спреда. Спред — это разница между максимальными ценами заявок на покупку и минимальными ценами заявок на продажу. Чем больше сделок и меньше разница, тем выше ликвидность.
Если можно быстро продать или купить много акций определенной компании без существенного изменения цены, то такие бумаги можно считать ликвидными, и наоборот.
Ликвидность денег — это возможность свободно расплачиваться ими, а также их способность сохранять свой номинал без изменения. В государствах с устойчивой экономикой национальная валюта обычно обладает самой высокой ликвидностью.
Изменение ликвидности денег напрямую связано с инфляцией: цены на товары растут одновременно с падением покупательной способности национальной валюты.
Ликвидность недвижимости — возможность быстро ее продать. Недвижимость менее ликвидна по сравнению с деньгами, ценными бумагами и товарными запасами предприятия. Продать ее быстро не получится — требуется оценка, сделки оформляются долго. Вдобавок продавец может предложить цену ниже рыночной, чтобы скорее продать актив.
На стоимость недвижимости влияют внешние факторы. Например, здание может дорожать, если район вокруг активно застраивается и развивается. Или, наоборот, дешеветь, если власти решат открыть рядом мусорный полигон.
При этом недвижимость — не низколиквидный актив. Для физлиц, например, вложения в недвижимость выгоднее, чем депозит в банке на сумму более 1,4 млн рублей. Если банк обанкротится, вкладчик получит компенсацию только в пределах этой суммы, а остальные деньги сгорят.
Анализ ликвидности
Платежеспособность компании можно узнать по бухгалтерскому балансу. Ликвидность баланса означает ликвидность предприятия. Когда надо оценить, может ли предприятие вовремя рассчитываться по всем обязательствам, — оценивают баланс.
Факторы, влияющие на ликвидность
Чтобы быть ликвидным, предприятие должно иметь много ликвидных активов. Кроме остатков на счетах, краткосрочных вложений и быстрореализуемых товарных запасов необходим и собственный капитал — прежде всего речь идет об уставном фонде. Вложения лучше диверсифицировать, чтобы их цена не зависела от ситуации на отдельных рынках.
На ликвидность предприятия влияют и внутренние факторы: система управления компанией, рациональная организационная структура, ее имидж. Всего этого в балансе нет: качество управления можно узнать, проанализировав другие документы компании — например, устав и финансовую отчетность. На репутацию влияют публикации в СМИ, мнения клиентов, экспертов на рынке и даже конкурентов.
Способы повышения ликвидности
Для повышения ликвидности необходимо повышать качество активов: увеличивать оборотный капитал и прибыль, снижать заемные средства. Еще один способ — снижение дебиторской задолженности: например, можно заключить с должниками договор цессии, чтобы передать обязательства дебитора третьему лицу.