Как ужиться с эпилептоидом
Клинические варианты психопатии. Эпилептоидные психопаты
Группа эпилептоидных психопатов. Наиболее типичными проявлениями эпилептоидной психопатии П.Б.Ганнушкин считает крайнюю раздражительность, порой доходящую до ярости; приступы дурного настроения (с тоской, страхом и гневом), моральные дефекты или антисоциальные установки.
Обычно это очень активные, напряженно деятельные и необузданно страстные пациенты, не знающие меры ни в безумной храбрости, ни в жестокости, ни в любовном угаре. Пациентам свойственны также чрезмерное себялюбие, нетерпимость к мнению других людей, нежелание считаться с чьими бы то ни было интересами; авторитарность, достигающая степени деспотизма, подозрительность и безмерная требовательность к окружающим.
| Психопатия близкого человека мешает жить полной жизнью? Обращайтесь в нашу психиатрическую клинику. Мы поможем! |
В то же самое время эпилептоиды — это люди односторонние, лишенные широты взглядов и интересов. Нередко одна какая-то ослепившая их идея надолго застревает в их сознании и как бы подавляет собой все прочие. Для них как бы не существует никаких других интересов, кроме своих собственных. Окружающие, если они стали на его пути, становятся объектом агрессии, насильственных действий.
В опьянении эпилептоидные психопаты легко приходят в бешенство, часто дают вспышки патологического опьянения. Такие эпилептоиды часто не могут приспособиться к законопослушной социальной среде; после преступления или серии преступлений они обычно оказываются в местах лишения свободы. Там, в тюремной среде они чувствуют себя более комфортно: их жестокость, бесстрашие, аморальность и неиссякаемая энергия дают им немало преимуществ перед другими осужденными. Иногда после освобождения они вновь совершают преступления, только бы вновь вернуться в тюремную среду, где они чувствуют себя как рыба в воде. Эпилептоиды данного типа часто обозначаются как возбудимые или эксплозивные психопаты.
Другой вариант эпилептоидной психопатии — импульсивная психопатия. Импульсивная в том плане, что речь идет о пациентах, одержимых одной болезненной страстью и способных без колебаний совершать один за другим ужасные поступки. Психопаты данного типа нередко поставляют преступников разного типа: убийц, насильников и др.
Примером психопатии этого типа может служить «Катерина Львовна Измайлова, разыгравшая некогда страшную драму, после которой наши дворяне, с чьего-то легкого слова, стали звать ее леди Макбет Мценского уезда» (Н.С.Лесков). Ее, 24 лет, выдали замуж за купца, «не по любви или какому-то влечению», она же, девушка бедная, безропотно этому покорилась. После пяти лет скучной жизни с неласковым мужем К.Л. соблазнила молодого приказчика и вскоре от любви к нему потеряла голову. «Развернулась она вдруг во всю ширь своей проснувшейся натуры и такая стала решительная, что и унять ее нельзя».
Вечером она подушкой удушила мальчика, Сергей ей только помогал. Как это было, увидел в окно любопытный прохожий. Вскоре К.Л. и Сергея взяли под стражу. Верующий Сергей, испугавшись Страшного суда, раскаялся, признался в преступлениях и назвал их соучастницу. Созналась и К.Л., но без раскаяния, равнодушно. Она добавила, что совершала преступления ради Сергея, надеясь, по-видимому, что на каторгу их отправят вместе. В острожной больнице К.Л., когда принесли ее ребенка, только и сказала: «Ну его совсем». «Любовь ее к отцу, как любовь многих слишком страстных женщин, не переходила никакой частию на ребенка», — поясняет Н.С.Лесков. В пути на каторгу К.Л. подкупала стражников и, унижаясь, просила у Сергея хотя бы коротких минут близости. Сергей же в открытую ходил к другим женщинам. Особенно возненавидела К.Л. последнюю любовницу Сергея. Та не скрывала своего торжества победы над К.Л. и демонстрировала свою близость с Сергеем. Задыхаясь от ненависти и ревности, К.Л. решила отомстить ему. На переправе она прыгнула в воду и увлекла за собою соперницу. С баржи было видно, как К.Л. в ярости топит свою жертву, а затем топится сама.
Екатерина Измайлова, охваченная темной инфернальной страстью, у Н.С.Лескова противопоставляется Катерине в пьесе A.Н.Островского «Гроза». Отчество Катерины как бы подчеркивает звериный характер ее натуры. Фамилия Измайлова свидетельствует о черных, демонических истоках страсти: «измаильтянами» ранее называли восточные народы другой, чужой веры.
Наконец, третий вариант эпилептоидной психопатии образуют вязкие, прилипчивые, ригидные и косные пациенты, которые к тому же эгоцентричны, скупы, мелочно придирчивы, нетерпимы «к беспорядку». Обычно они неспособны к деятельности там, где требуются живость ума, воображение, быстрота реакции, готовность рисковать и открытость новому. Внешне благообразные, слащавые, подобострастные, набожные и угодливые, они могут быть очень злопамятными людьми, постепенно накапливающими обиды до степени ненависти и желания мести. Когда наступает предел их терпения, они неожиданно либо по какому-то поводу могут взорваться и в состоянии ярости теряют самоконтроль. Данный вариант эпилептоидной психопатии Minkowska (1923, 1935) обозначил термином глишроидия (подобный клейкому, сладкому).
Клинические варианты психопатии. Эпилептоидные психопаты
Группа эпилептоидных психопатов. Наиболее типичными проявлениями эпилептоидной психопатии П.Б.Ганнушкин считает крайнюю раздражительность, порой доходящую до ярости; приступы дурного настроения (с тоской, страхом и гневом), моральные дефекты или антисоциальные установки.
Обычно это очень активные, напряженно деятельные и необузданно страстные пациенты, не знающие меры ни в безумной храбрости, ни в жестокости, ни в любовном угаре. Пациентам свойственны также чрезмерное себялюбие, нетерпимость к мнению других людей, нежелание считаться с чьими бы то ни было интересами; авторитарность, достигающая степени деспотизма, подозрительность и безмерная требовательность к окружающим.
| Психопатия близкого человека мешает жить полной жизнью? Обращайтесь в нашу психиатрическую клинику. Мы поможем! |
В то же самое время эпилептоиды — это люди односторонние, лишенные широты взглядов и интересов. Нередко одна какая-то ослепившая их идея надолго застревает в их сознании и как бы подавляет собой все прочие. Для них как бы не существует никаких других интересов, кроме своих собственных. Окружающие, если они стали на его пути, становятся объектом агрессии, насильственных действий.
В опьянении эпилептоидные психопаты легко приходят в бешенство, часто дают вспышки патологического опьянения. Такие эпилептоиды часто не могут приспособиться к законопослушной социальной среде; после преступления или серии преступлений они обычно оказываются в местах лишения свободы. Там, в тюремной среде они чувствуют себя более комфортно: их жестокость, бесстрашие, аморальность и неиссякаемая энергия дают им немало преимуществ перед другими осужденными. Иногда после освобождения они вновь совершают преступления, только бы вновь вернуться в тюремную среду, где они чувствуют себя как рыба в воде. Эпилептоиды данного типа часто обозначаются как возбудимые или эксплозивные психопаты.
Другой вариант эпилептоидной психопатии — импульсивная психопатия. Импульсивная в том плане, что речь идет о пациентах, одержимых одной болезненной страстью и способных без колебаний совершать один за другим ужасные поступки. Психопаты данного типа нередко поставляют преступников разного типа: убийц, насильников и др.
Примером психопатии этого типа может служить «Катерина Львовна Измайлова, разыгравшая некогда страшную драму, после которой наши дворяне, с чьего-то легкого слова, стали звать ее леди Макбет Мценского уезда» (Н.С.Лесков). Ее, 24 лет, выдали замуж за купца, «не по любви или какому-то влечению», она же, девушка бедная, безропотно этому покорилась. После пяти лет скучной жизни с неласковым мужем К.Л. соблазнила молодого приказчика и вскоре от любви к нему потеряла голову. «Развернулась она вдруг во всю ширь своей проснувшейся натуры и такая стала решительная, что и унять ее нельзя».
Вечером она подушкой удушила мальчика, Сергей ей только помогал. Как это было, увидел в окно любопытный прохожий. Вскоре К.Л. и Сергея взяли под стражу. Верующий Сергей, испугавшись Страшного суда, раскаялся, признался в преступлениях и назвал их соучастницу. Созналась и К.Л., но без раскаяния, равнодушно. Она добавила, что совершала преступления ради Сергея, надеясь, по-видимому, что на каторгу их отправят вместе. В острожной больнице К.Л., когда принесли ее ребенка, только и сказала: «Ну его совсем». «Любовь ее к отцу, как любовь многих слишком страстных женщин, не переходила никакой частию на ребенка», — поясняет Н.С.Лесков. В пути на каторгу К.Л. подкупала стражников и, унижаясь, просила у Сергея хотя бы коротких минут близости. Сергей же в открытую ходил к другим женщинам. Особенно возненавидела К.Л. последнюю любовницу Сергея. Та не скрывала своего торжества победы над К.Л. и демонстрировала свою близость с Сергеем. Задыхаясь от ненависти и ревности, К.Л. решила отомстить ему. На переправе она прыгнула в воду и увлекла за собою соперницу. С баржи было видно, как К.Л. в ярости топит свою жертву, а затем топится сама.
Екатерина Измайлова, охваченная темной инфернальной страстью, у Н.С.Лескова противопоставляется Катерине в пьесе A.Н.Островского «Гроза». Отчество Катерины как бы подчеркивает звериный характер ее натуры. Фамилия Измайлова свидетельствует о черных, демонических истоках страсти: «измаильтянами» ранее называли восточные народы другой, чужой веры.
Наконец, третий вариант эпилептоидной психопатии образуют вязкие, прилипчивые, ригидные и косные пациенты, которые к тому же эгоцентричны, скупы, мелочно придирчивы, нетерпимы «к беспорядку». Обычно они неспособны к деятельности там, где требуются живость ума, воображение, быстрота реакции, готовность рисковать и открытость новому. Внешне благообразные, слащавые, подобострастные, набожные и угодливые, они могут быть очень злопамятными людьми, постепенно накапливающими обиды до степени ненависти и желания мести. Когда наступает предел их терпения, они неожиданно либо по какому-то поводу могут взорваться и в состоянии ярости теряют самоконтроль. Данный вариант эпилептоидной психопатии Minkowska (1923, 1935) обозначил термином глишроидия (подобный клейкому, сладкому).
Эпилептоидная психопатия: отражение на человеке
Черты личности человека с эпилептоидной психопатией включают в себя склонность к конфликтности, резкой перемене настроения, способность запоминать неприятные моменты, агрессивность. Люди с подобным расстройством довольно злопамятны, следует их остерегаться, так как приступы агрессивности могут возникнуть в любой момент.
Для эпилептоидов характерен повышенный аппетит, крепкий сон с трудным пробуждением, отсутствие или повышенная сексуальная активность при отсутствии стыдливости. Эпилептоиды реалисты, они не способны к строительству планов, мечтам и фантазиям.
Людей с эпилептоидным складом личности отличает сильная атлетическая фигура, округлое лицо, увеличенные челюсти, массивный торс, укороченные и крепкие конечности.
Особенности личности эпилептоида сходны с теми изменениями, которые возникают при эпилепсии, только они менее выражены. Существует предположение, что эти черты являются компенсаторной реакцией, возникающей при неглубоком органическом поражении головного мозга во внутриутробном периоде.
Эпилептоиды способны длительно накапливать раздражительность, хотя поводом для внезапной вспышки агрессии становится какое-то незначительное событие. Приступы эпилептоидной психопатии можно наблюдать с раннего детства. У детей отмечается плаксивость, склонность к садизму, беспощадность к животным и тем, кто младше их. Дети с подобной психопатий страшные собственники, им присуща дотошная аккуратность.
В пубертатный период проявляются более яркие симптомы психопатии. Подростки-эпилептоиды беспощадны, злобны, циничны и жестоки. В этот период особенно ярко проявляются дисфории, периоды сниженного настроения и раздражительности, во время которых подростки придумывают самые разнообразные причины для возникновения скандала.
При эксплозивной психопатии проявляется повышенное сексуальной влечение. Однако способны эпилептоиды нередко воздерживаются от случайных половых контактов в связи с повышенной заботой о здоровье и страхом заболеть инфекционными заболеваниями.
Страдающие данной психопатией люди страшно ревнивы, даже малейший флирт со стороны их избранника может привести к вспышке гнева. При употреблении алкоголя эпилептоиды не знают меры, способны пить до потери сознания, после сильного алкогольного опьянения не вспоминают происходящее с ним в данном состоянии.
Эпилептоиды склонны к суицидальному поведению, но не с целью демонстрации, как истероиды, а для шантажа или наказания объекта ревности.
Этиологические факторы возникновения эпилептоидной психопатии разделяют на биологические и социальные. К причинам можно отнести травматические повреждения головного мозга, наследственную предрасположенность, индивидуальные черты характера, травмы головного мозга, полученные при прохождении через родовые пути, некоторые инфекции, перенесенные в раннем детстве.
К социальным факторам относится негативное воздействие со стороны близких, воспитание в асоциальной семье, эмоциональные травмы, прием наркотических средств.
Для лечения данного состояния используется сочетание медикаментозной и психотерапии. Данные методы достаточно эффективны и могут использоваться как в лечебных, так и в воспитательных учреждениях. Для детей в подростковом возрасте могут применяться трудовые методы воспитания, как способ эффективной тренировки нервной системы, а также организация правильного режима дня.
Из медицинских препаратов применяются седативные средства. Они угнетают процессы возбуждения в коре головного мозга, стимулируют засыпание, уменьшают тревогу, могут использоваться для обезболивания.
Также применяются нейролептические лекарственные препараты. Они могут использоваться для лечения психозов. Оказывают успокоительный эффект, уменьшают восприимчивость к внешним раздражителям, способны подавлять бредовые состояния.
К средствам, которые используются для лечения эпилептоидной психопатии, относятся и антидепрессанты. Данная группа препаратов может помочь предотвратить развитие депрессивных состояний. Для назначения любых лекарственных средств обязательно потребуется обращение к специалисту – психиатру.
Глава 1. Эпилептоидный (авторитарно-напряженный) характер
6. Семейная и сексуальная жизнь
Люди данного характера стремятся особенно с возрастом к браку, чтобы крепче, уверенней стоять на земле. Эпилептоид с эпилептоидом могут ужиться, если их соединяет взаимное мощное сексуальное влечение или общее дело, в котором, как правило, четко распределены роли и обязанности. Без этого между ними возникают непримиримые ссоры и драки.
Характерен следующий случай. Дочь, не слушая отца, дружила с парнем, который ему не нравился. Грозный отец никак не мог прекратить их встреч. Однажды вечером девушка пришла и сообщила, что беременна. Отец взбеленился и готов был навсегда выгнать дочь из дома. «Не забывай, что она носит в себе твоего внука», — утихомирила его синтонная супруга, и он смягчился.
Эпилептоид способен укротить своенравную истерическую женщину, жестко поставив перед ней ультиматум: «Или будет по-моему, или уходи». И если она им дорожит или его служебное положение дает ей сцену для показа себя, то вся ее капризность попритихнет, так как она понимает: как он сказал, так и будет.
Людям других характеров тяжеловато с эпилептоидными мужьями и женами: душит их авторитарность, приземленность, вспышки гнева и мелочный контроль. Особенно тяжело с эпилептоидом ранимым, одухотворенным, независимым женщинам. За малую провинность эпилептоид может устраивать обструкции на 3–4 недели. Трезвый защищает от всех обидчиков, а пьяный обижает сам. Рассматривает поведение жены сквозь «лупу», заставляет ее бояться опоздать на 2–3 минуты, следит, чтобы не угощала вареньем чужих людей, устраивает допросы. При всей своей защищенности такая женщина живет в вечном страхе и унижении. В случае какой-то размолвки эпилептоид не может быстро перестроиться, простить, долго молчит. Некоторые женщины на опыте обучаются лавировать с эпилептоидом. Если они опаздывают или делают что-то не так, то умудряются объяснить ситуацию таким образом, что думали не о себе, а старались ради мужа, семьи — потому и опоздали. Такое объяснение эпилептоид приемлет.
Бывает, что крепкие, статные эпилептоидные женщины с дисфорическим огнем в глазах своею хищной красотой повергают некоторых психастеников, циклоидов в рабское подчинение.
Эпилептоиды настоящие ревнивцы. Однако многим женщинам пусть мешает, но все-таки льстит и нравится эта мужская ревность. Эпилептоид иногда с примесью особого удовольствия выслеживает объект своей ревности. Одно представление, что она (он) кого-то сейчас жарко обнимает, приносит с собой одновременно боль и распаляет страсть. У тех, кому это особенно приятно, возможно, имеется неосознанная склонность к групповому сексу.
Эпилептоидные родители зачастую уверены, что знают то, что нужно их детям, лучше, чем сами дети. В случае собственного дискомфорта могут срываться на детях, при этом без чувства вины, в отличие от астеника, психастеника. Любят поучать детей, попутно возвеличивая себя, расписывая, какими молодцами были в детстве, как слушались родителей (часто все было наоборот). Сами обижают своих детей, но посторонним в обиду не дадут. Дети, замечая неподлинность родительской нравственной позиции, усваивают для себя следующую норму: «можно делать все что угодно, но чтобы никто об этом не знал» /16, с. 179/.
Эпилептоидная женщина бывает крайне неприятной свекровью. Любя своего сына «тяжелой» авторитарной любовью, она не может себе представить, что какая-то другая женщина займет ее место в его сердце. Сын, в которого она столько вложила сил и надежд, должен принадлежать только ей. Такой женщине иногда невыносимо сознавать, что у «ее мальчика» с другой женщиной возникает особо близкая сексуальная связь, и тогда она как мать конкурировать с этой женщиной не может. Ей больно наблюдать, как ее сын ласково смотрит на другую, прислушивается к ней, стремится проводить с ней все свободное время. Мысль о том, что та женщина тоже любит ее сына и желает ему счастья, нисколько не успокаивает такую свекровь, так как она твердо убеждена, что только она — мать — должна быть главной в его жизни. Отсюда у такой свекрови всю жизнь сохраняется яростное неприятие своей невестки, и иногда эта ярость доходит до того, что она готова сделать все, чтобы разбить семью сына. Интересную манипуляцию на данную тему отметил В. П. Руднев в действиях эпилептоидной Кабанихи, которая, ревнуя своего сына к Катерине, завуалированно подталкивает последнюю к супружеской измене и тем самым разрушает их семью /16, с. 165–185/.
Благородные, порядочные эпилептоиды могут быть хорошими родителями. Воспитывают детей по всем правилам, занимаются их здоровьем, следят за учебой, приучают к выполнению работы по дому, учат уважать старших, чтить традиции. Когда дети подрастают, то приучают их к самостоятельности, труду, стараются подготовить к суровой правде жизни без иллюзий и розовых очков. На воспитание детей не жалеют времени и сил, воспитывают без жестокости, но строго, стараются привить детям честность и чувство ответственности. Сами являются хорошими образцами в этом отношении.
Эпилептоидам часто становится плохо в семье в старости, потому что, старея, они теряют власть, дети их больше не слушаются, живут своей жизнью, как хотят. В этой ситуации эпилептоиды чувствуют себя несчастными, беспомощными и если не находят отдушину в гневных разговорах о непорядках и политике, то для них окажется удачным, если кто-нибудь из внуков выберет время для стариков, чтобы дать им возможность выговариваться. Это может продлить жизнь эпилептоида. Съедаемый сильными невыраженными аффектами эпилептоид склонен к сердечно-сосудистым, желудочно-кишечным (язвенная болезнь) заболеваниям.
Университет
Классификацию акцентуаций разработал немецкий психиатр Карл Леонгард в 1968 году. Опираясь на его труды и исследования русского психиатра Петра Ганнушкина, советский психиатр, заслуженный деятель науки Андрей Личко создал собственную типологию личности.
ПАРАНОИК
Черты этого психотипа редко проявляются в детстве; ребята сосредоточены на чем-то одном, серьезны, озабочены, стремятся во что бы то ни стало достичь желаемого.
Доминирующая черта характера: высокая степень целеустремленности. Такие подростки подчиняют свою жизнь достижению цели (достаточно масштабной), при этом способны пренебрегать интересами окружающих. Готовы пожертвовать благополучием, отказаться от развлечений, комфорта и других обычных для детей радостей.
Привлекательные черты характера: высокая энергичность; независимость; самостоятельность; надежность в сотрудничестве, когда цели совпадают со стремлениями людей, с которыми работают.
Отталкивающие черты: раздражительность, гневливость, если что-то или кто-то оказывается на пути к цели; слабая чувствительность к чужому горю; авторитарность.
«Слабое звено» психотипа: чрезвычайно честолюбивы по большому счету, а не по мелочам.
Особенности общения и дружбы. Вступая в контакт, часто подавляют собеседника, бывают излишне категоричными в своих суждениях, могут ранить словом окружающих. Собственной конфликтности не замечают.
Совершенно несентиментальны, дружбу рассматривают как продолжение общего большого дела. Друзья — только соратники.
Отношение к учебе и работе. Тщательно изучают лишь те учебные предметы, которые нужны сейчас или потребуются в будущем. Для этого могут ходить в библиотеку, на дополнительные занятия, покупать много книг, читать на переменах. А все остальное в школе не представляет ценности.
Наибольших успехов достигают в индивидуальной творческой работе. Непревзойденные генераторы крупных идей, нестандартных подходов к решению сложных задач.
ЭПИЛЕПТОИД
С дошкольного возраста дети, предрасположенные к данному типу, бережливы по отношению к одежде, игрушкам. Резко реагируют на тех, кто пытается овладеть их собственностью; с первых школьных лет проявляют повышенную аккуратность.
Доминирующие черты характера: любовь к порядку, стремление поддерживать уже установленный, консервативность; высокий энергетизм (школьники охотно занимаются физкультурой, бегают, громко говорят, организовывают всех вокруг себя, своей активностью часто мешают окружающим). В экстремальных ситуациях подростки становятся храбрыми и даже безрассудными; в обыденной жизни проявляют гневливость, взрывчатость, придирчивость.
Привлекательные черты характера: тщательность, аккуратность, исполнительность, бережливость (часто переходящие в педантизм), надежность (всегда выполняют обещания), пунктуальность (чтобы не опоздать, заведут 2 будильника и еще попросят родителей разбудить), внимательность к здоровью.
Отталкивающие черты характера: нечувствительность к чужому горю, чрезмерная раздражительность в связи с замеченным непорядком, неаккуратностью других или нарушением правил.
«Слабое звено» психотипа: не переносят неподчинения себе и бурно восстают против ущемления собственных интересов.
Особенности общения и дружбы. Не заводят случайных знакомств, предпочитают общение с друзьями детства и школьными товарищами. Если считают кого-то другом, то выполняют все обязательства, которые накладывает дружба. Измены ни в дружбе, ни в любви никогда не простят.
Отношение к учебе и работе. Отличаются целеустремленностью, выполняют все домашние задания, не прогуливают уроков, обычно отличники. Вырастая, лучше всего проявляют себя в работе, связанной с поддержанием порядка, правил и норм, принятых кем-то другим (например, финансист, юрист, учитель, военный и т. п.).
ГИПЕРТИМ
Относящиеся к этому психотипу с детства отличаются шумливостью, общительностью, смелостью; склонны к озорству. Им не хватает чувства дистанции в отношении со взрослыми.
Доминирующие черты характера: приподнятое настроение, экстравертированность, радость от общения, хорошее самочувствие и цветущий внешний вид.
Привлекательные черты характера: энергичность, оптимизм, щедрость, стремление помочь людям, инициативность, разговорчивость, жизнерадостность; настроение почти не зависит от того, что происходит вокруг.
Отталкивающие черты характера: поверхностность, неспособность сосредоточиваться на конкретном деле или мысли, постоянное стремление заняться чем-то более интересным в данный момент, перескакивание с одного дела на другое (такие ребята записываются сразу на несколько кружков или секций, но ни в один дольше 1–2 месяцев не ходят), неорганизованность, фамильярность, легкомысленность, готовность на безудержный риск.
«Слабое звено» психотипа: не переносят однообразной обстановки, монотонного труда, требующего кропотливости или резкого ограничения общения; их угнетают одиночество, вынужденное безделье.
Особенности общения и дружбы. Всегда выступают в роли весельчаков и балагуров. Их дом — место встречи друзей и просто знакомых, куда может прийти любой человек и оставаться до тех пор, пока ему это нравится. Всегда тянутся в компанию, среди сверстников стремятся к лидерству. Могут легко оказаться в неблагоприятной среде, склонны к авантюрам.
На глубокую привязанность не способны. Им присуща любовь к ближнему (а не ко всему человечеству); бросаются на помощь не раздумывая. В дружбе добры и незлопамятны. Обидев кого-то, быстро забывают об этом и при следующей встрече искренне обрадуются; если нужно, извинятся за нанесенную обиду и сделают приятное.
Отношение к учебе и работе. Школьники этого психотипа добивались бы значительных успехов, если не были бы так легкомысленны и могли сосредоточиться на одном предмете. Все предметы даются им легко, однако знания, получаемые в школе, поверхностны и часто бессистемны. Постоянно опаздывают на уроки, прогуливают (особенно те занятия, на которых им скучно и нет возможности выразить себя). Легко наверстывают упущенное: например, перед контрольной работой или экзаменом не поспят одну ночь и выучат почти все.
Способны достичь успеха в любом деле. Вначале у них все спорится, появляются достижения, но если начинается рутинная работа, становится неинтересно, занятие перестает быть новым, то готовы при первой возможности бросить и переключиться на что-то другое.
Шумливые и сверхактивные, часто создают видимость продуктивной деятельности (охотно и с большим жаром берутся за дело, планируют массу мероприятий, проводят совещания и т. п.), что помогает делать карьеру.1
ИСТЕРОИД
Этот психотип виден с раннего детства. Милый малыш при большом количестве взрослых незнакомых людей без всякого смущения декламирует стихи, поет песенки, демонстрирует свои таланты и наряды. Главное для него — восхищенные зрители. Если гости сели за стол и забыли о нем, он непременно еще раз обратит на себя внимание. В случае неудачи опрокинет на скатерть стакан или разобьет блюдце.
Доминирующие черты характера: демонстративность; стремление постоянно быть в центре внимания, иногда любой ценой; жажда постоянного восхищения или удивления, почитания, поклонения.
Привлекательные черты характера: упорство, инициативность, коммуникабельность, целеустремленность, находчивость, активность, ярко выраженные организаторские способности, самостоятельность и готовность взять на себя руководство (хотя после выплеска энергии перечисленные качества быстро выдыхаются).
Отталкивающие черты характера: склонность к интригам и демагогии, лицемерие, задиристость, бесшабашность, необдуманный риск (но только в присутствии зрителей), похвальба несуществующими успехами, учет только собственных желаний, завышенная самооценка, обидчивость.
«Слабое звено» психотипа: неспособность переносить удары по эгоцентризму, разоблачение вымыслов.
Особенности общения и дружбы. Постоянно нуждаются в многочисленных зрителях. В принципе это основная форма их жизни (на людях и для людей). Но общаются, как правило, только с теми, кто выражает свое восхищение, боготворит их способности и талант. Очень часто избирательны, стремятся дружить с известными людьми, чтобы побыть в тени их славы, или с теми, кто проигрывает им, чтобы еще больше оттенить себя.
Отношение к учебе и работе. Часто это лишь повод для общения, возможность проявить себя среди людей. В школу они ходят ради удовольствия. Чтобы привлечь внимание, учатся не просто хорошо, а лучше всех, удивляя учителей своими способностями к разным предметам.
В принципе это одаренные, талантливые люди, которым легко даются профессии, связанные с художественным творчеством. Лучше всего им работается
вне коллектива и обязательных рамок.
ШИЗОИД
Со школьных лет такие дети любят играть одни, не тянутся к одноклассникам, избегают шумных забав, предпочитая общество более старших ребят. В подростковом возрасте бросаются в глаза замкнутость и отгороженность, неумение сопереживать окружающим.
Доминирующая черта характера: интровертированность. Это ярко выраженный мыслительный тип, постоянно анализирующий окружающую действительность.
Привлекательные черты характера: серьезность, несуетливость, немногословность, устойчивость интересов и постоянство занятий. Как правило, это талантливые, умные и неприхотливые школьники. Продуктивные, могут долго трудиться над своими идеями, но не пробивают их, не внедряют в жизнь.
Отталкивающее черты характера: замкнутость, холодность, рассудочность. Такие дети малоэнергетичны, малоактивны
при интенсивной работе — как физической, так и интеллектуальной. Эмоционально холодны. Их эгоизм несознательный.
В то же время они ранимы, т. к. самолюбивы. Не терпят критики их системы.
«Слабое звено» психотипа: не переносят ситуаций, в которых нужно установить неформальные эмоциональные контакты,и насильственное вторжение посторонних в их внутренний мир.
Особенности общения и дружбы. Очень избирательны; людей почти не замечают, как и многих вещей материального мира. Но все же нуждаются в общении, отличающимся глубиной и содержательностью. Круг людей, с которыми контактируют, ограничен (как правило, они старше).
Характерна самодостаточность в сфере отношений, могут общаться с самим собой или с одним человеком. Друг — тот, кто хорошо понимает их особенности, не обращает внимания на странности, замкнутость и другие отрицательные черты характера.
Отношение к учебе и работе. Способны и талантливы, но требуют индивидуального подхода, поскольку отличаются особым видением мира, своей, непохожей на другие точкой зрения на обычные явления и предметы. Умеют заниматься много, однако не систематически, т. к. трудно выполнять общепринятые требования, да еще не по придуманной ими самими схеме.
Когда видят, что педагог оценивает результат работы, а не формальное соблюдение обязательных правил, то проявляют весь свой талант. Если же учитель и родители требуют от детей этого психотипа решения задач строго определенным способом (как объясняли на уроке), то будут ходить в отстающих, несмотря на то, что им вполне по силам решить те же задачи несколькими оригинальными способами. Это относится не только к математике, но и к другим учебным предметам.
Чаще всего из таких ребят получаются отличные научные работники, например математики или физики-теоретики.
ПСИХАСТЕНОИД
Наряду с некоторой робостью и пугливостью такие дети имеют склонность к рассуждению и не по возрасту интеллектуальным интересам. С юных лет страдают от различных фобий — боязни незнакомых людей, новых предметов, темноты, остаться одному дома и т. п.
Доминирующие черты характера: неуверенность и тревожная мнительность, опасение за свое будущее и близких.
Привлекательные черты характера: аккуратность, серьезность, добросовестность, рассудительность, самокритичность, ровное настроение, верность данным обещаниям, надежность.
Отталкивающие черты характера: нерешительность, определенный формализм, склонность к долгим рассуждениям, самокопание. Возможны опасения, касающиеся маловероятного будущего, по принципу «как бы чего не случилось» (отсюда вера в приметы).
Другая форма защиты от постоянных страхов — сознательный формализм и педантизм, в основе которых лежит мысль о том, что если все заранее тщательно продумать, предусмотреть и затем действовать, не отступая ни на шаг от намеченного плана, то неприятностей удастся избежать.
Таким подросткам трудно принимать решения, они постоянно сомневаются: все ли учли? Но если отважились, то начинают действовать немедленно, ибо боятся, что передумают.
«Слабое звено» психотипа: боязнь ответственности.
Особенности общения и дружбы. Стеснительны, застенчивы, не любят устанавливать новые контакты. Друзей у них немного, но эта дружба на века. Помнят мельчайшие детали отношений и от души признательны за внимание.
Отношение к учебе и работе. Способны заниматься, неподнимая головы, проявляя целеустремленность, настойчивость и усидчивость длительное время, т. к. боятся огорчить низкими оценками близких и преподавателей. Полученный результат сверяют по справочникам, словарям, энциклопедиям; позвонят другу, спросят у него.
Это идеальные подчиненные: аккуратно, точно и в срок выполнят любую работу, если задание конкретно и имеется инструкция, четко регламентирующая порядок его выполнения. Таким людям по душе спокойная профессия, например библиотекарь, бухгалтер, лаборант.
СЕНЗИТИВ
С первых шагов эти ребята боязливы, пугаются одиночества, темноты, животных, особенно собак. Избегают активных и шумных сверстников, но общительны с теми, к кому привыкли; любят играть с малышами: с ними чувствуют себя уверенно и спокойно. К родным и близким очень привязаны, это «домашние дети»: стараются не покидать родных стен, не любят ходить в гости, а тем более ездить куда-то далеко (например, в другой город, даже если там живет любимая бабушка).
Доминирующие черты характера: повышенная чувствительность, впечатлительность. Дети робки и застенчивы, особенно среди посторонних людей и в необычной обстановке. В себе видят множество недостатков.
Привлекательные черты характера: доброта, спокойствие, внимательность к людям, чувство долга, высокая внутренняя дисциплинированность, ответственность, добросовестность, самокритичность, повышенные требования к себе. Стремятся преодолеть свои слабые стороны.
Отталкивающие черты характера: мнительность, пугливость, замкнутость, склонность к самобичеванию и самоунижению, растерянность в трудных ситуациях, повышенная обидчивость и конфликтность на этой почве.
«Слабое звено» психотипа: не переносят насмешек или подозрения окружающих в неблаговидных поступках, недоброжелательного отношения.
Особенности общения и дружбы. Контактируют с узким кругом людей, вызывающих у них симпатии. Всячески избегают знакомства и общения с бойкими и неугомонными. Делиться переживаниями и ощущениями предпочитают со старыми друзьями.
Отношение к учебе и работе. Учатся из-за нежелания огорчать родных и педагогов. Отвечать у доски стесняются, боятся, что обзовут выскочкой. При доброжелательном отношении педагогов показывают прекрасные результаты.
Работа для них — нечто второстепенное, главное — теплые и добрые взаимоотношения с коллегами, поддержка руководителя. Могут быть исполнительными и преданными секретарями, помощниками и т. п.
ГИПОТИМ
Не проявляют особой радости, обижены на всех, прежде всего на родителей. На лицах выражение недовольства, расстройства из-за того, что сделали не так, как они хотели.
Доминирующая черта характера: постоянно в миноре.
Привлекательные черты характера: совестливость, острый критический взгляд на мир. Стремятся чаще быть дома, создавать уют и теплоту, избегая тем самым лишних волнений.
Отталкивающие черты характера: обидчивость, ранимость, уныние, склонность искать в себе болезни, почти нет интересов и увлечений. Быстрая утомляемость.
«Слабое звено» психотипа: открытое несогласие с иным восприятием действительности.
Особенности общения и дружбы. Часто и подолгу обижаются на окружающих и друзей, хотя остро нуждаются в общении, чтобы было кому жаловаться на жизнь, на то, что их не поняли, не оценили. Нравится рассказывать о трудных обстоятельствах, в которые попали. На советы собеседника приведут массу аргументов, почему ничего нельзя изменить и будет только хуже.
Дружить с такими детьми сложно: в любом человеке они видят возможную причину ухудшения своего настроения.
Отношение к учебе и работе. Проявляют себя, хорошо заучивая материал, тщательно выполняя задания, но глубина и само содержание особенно не интересуют. Учатся из-за боязни плохой оценки. Ссылаясь на недомогание, могут пропустить занятия, чаще всего по физкультуре, трудовому обучению и другим предметам, преподаватели которых не делают скидок на плохое настроение.
Бывает, жалуются на людей, обстоятельства, просят дать другое задание. Но все повторяется: недостатки, отрицательные моменты в организации производства или черты в окружающих — целое восстание в душе. Трудно заниматься одним делом постоянно.
КОНФОРМНЫЙ ТИП
Этот тип встречается довольно часто. Дети соглашаются со всем, что предлагает ближайшее окружение, но стоит попасть под влияние другой группы — меняют отношение к тем же вещам на противоположное. Утрачивают личностное отношение к миру — суждения и оценки будут совпадать с мнением тех, с кем они общаются в данный момент. Причем они не выделяются, не навязывают своих суждений, представляя массу, согласную с лидером.
Доминирующие черты характера: чрезмерная приспособляемость к окружению, почти полная зависимость от семьи, компании. Жизнь протекает под девизом: «Думать, как все, делать, как все, и чтобы все было как у всех». Это распространяется на стиль в одежде, манеру поведения, взгляды на важные проблемы. Эти подростки привязываются к группе сверстников и безоговорочно принимают систему ее ценностей без критики.
Привлекательные черты характера: дружелюбие, исполнительность, дисциплинированность, покладистость. Они не будут источником конфликтов или раздоров.
Слушают рассказы ребят о «подвигах», соглашаются с предложениями от лидеров, охотно участвуют в «приключениях», но потом могут раскаяться. Собственной смелости и решительности им недостает.
Если микроколлектив кажется значимым, имеет положительную направленность, то вместе с ним могут достичь серьезных успехов, например, занимаясь в какой-либо секции.
Отталкивающие черты характера: несамостоятельность, почти полное отсутствие критичности в отношении себя и ближайшего окружения.
«Слабое звено» психотипа: не переносят крутых перемен, ломки жизненного стереотипа.
Особенности общения и дружбы. Легко устанавливают контакты с людьми, при этом подражают лидерам. Приятельские отношения непостоянны, зависят от складывающейся ситуации. Не стремятся первенствовать среди друзей, не проявляют интереса к новым знакомствам.
Отношение к учебе и работе. Если в окружении все учатся хорошо, то и они будут прилагать усилия, чтобы не отстать от друзей. К работе относятся тоже в зависимости от настроя коллектива; способны демонстрировать трудолюбие, исполнительность, творчество и изобретательность, выполнять все, что поручено. А могут и отлынивать или делать работу формально, если рядом лодыри.
НЕУСТОЙЧИВЫЙ ТИП
С детства непослушны, непоседливы, всюду лезут, но при этом боятся наказания, легко подчиняются сверстникам.
Доминирующие черты характера: полное непостоянство проявлений, зависимость от любого человека, который в эту минуту рядом. Легко поддаются влиянию.
Привлекательные черты характера: общительность, открытость, услужливость, доброжелательность, быстрота переключения в делах и общении.
Часто внешне такие подростки послушны, готовы выполнить просьбу взрослых, но их желания быстро пропадают; очень скоро забывают о своем слове или ленятся, придумывают массу причин, почему нельзя сделать обещанного.
Отталкивающие черты характера: тяга к пустому времяпрепровождению и развлечениям, болтливость, соглашательство, безответственность.
«Слабое звено» психотипа: безнадзорность, бесконтрольность.
Особенности общения и дружбы. Неконфликтны. Контакты их бесцельные. Могут быть в составе сразу нескольких групп, перенимая правила и стиль поведения каждого коллектива. Склонны жить сегодняшним днем; часами сидят перед телевизором, слушают музыку. Выполняют роль подручных у лидеров.
Отношение к учебе и работе. Под влиянием очередного увлечения могут начать учиться хорошо или забросить занятия, что неизбежно приведет к большим пробелам в знаниях. Дальнейшая учеба осложняется.
Знания их бессистемны, внимание неустойчивое, на уроках часто и надолго отвлекаются от работы. Домашние задания делают
неохотно.
Хорошие специалисты из таких не получаются.
АСТЕНИК
С детства плохой сон, аппетит, часто капризничают, всего боятся. Чувствительны к громким звукам, яркому свету; их быстро утомляет даже небольшое количество людей; стремятся к уединению.
Доминирующие черты характера: повышенная утомляемость, раздражительность.
Привлекательные черты характера: аккуратность, дисциплинированность, скромность, покладистость, исполнительность, дружелюбие, незлопамятность.
Отталкивающие черты характера: капризность, неуверенность в себе, вялость, забывчивость.
Такие подростки робки, стеснительны, имеют заниженную самооценку, не могут постоять за себя. Испытывают большую тревогу при изменении внешних обстоятельств, ломки стереотипов, т. к. их механизм психологической защиты — привыкание к вещам
и укладу жизни.
«Слабое звено» психотипа: внезапные аффективные вспышки из-за сильной утомляемости и раздражительности.
Особенности общения и дружбы. Не стремятся к близким отношениям из-за неуверенности, не проявляют инициативы. Круг друзей ограничен.
Отношение к учебе и работе. Часто мешает заниженная самооценка. Постоянные сомнения, чувство тревоги и страх сделать ошибку не дают нормально работать на уроке, отвечать у доски, даже когда материал выучен. Труд утомляет, не приносит радости или облегчения. Тяжелый и напряженный вызывает раздражение. Нуждаются в периодическом отдыхе либо чередовании разных видов деятельности.
ЛАБИЛЬНЫЙ ТИП
Часто простужаются. Способны расстроиться из-за нелестного слова, неприветливого взгляда, сломанной игрушки. Приятные слова, новый костюм или книга, хорошая новость быстро поднимают настроение, придают веселый тон разговору, но в любую минуту очередная «неприятность» может изменить все.
Доминирующая черта характера: крайняя изменчивость настроения от ничтожных поводов. Душевное состояние определяет все: аппетит, сон, общее самочувствие, желание общаться, учиться, работоспособность.
Привлекательные черты характера: добродушие, чуткость, привязанность, искренность, отзывчивость (в период приподнятого настроения). Верность тем, с кем в хороших отношениях, кого любят и о ком заботятся. Причем эта привязанность сохраняется, даже если настроение изменилось.
Отталкивающие черты характера: раздражительность, вспыльчивость, драчливость, ослабленный самоконтроль. Во время обычного разговора могут вспыхнуть и сказать что-то дерзкое и обидное.
«Слабое звено» психотипа: эмоциональное отвержение значимых людей, утрата близких или разлука с теми, к кому привязаны.
Особенности общения и дружбы. Все зависит от настроения. Если рады и довольны жизнью, то контакты устанавливают с большим желанием; если огорчены и не удовлетворены, то они минимальны.
Обладают развитой интуицией, легко определяют «хорошего» и «плохого» человека, выбирая себе приятеля. Предпочитают дружить с теми, кто в периоды спада настроения умеет отвлечь, утешить, рассказать что-то интересное, при нападках других — защитить, а в минуты эмоционального подъема — разделить бурную радость и веселье. Способны на преданную дружбу.
Отношение к учебе и работе. Характерна крайняя изменчивость; непредсказуемо реагируют на реплики и просьбы учителя или родителей: в ответ на замечание способны рассмеяться и радостно взяться исправлять ошибку, но вполне возможны и слезы, и раздражение, и нежелание подчиняться законным требованиям педагога.
Знания поверхностны и бессистемны, т. к. такие подростки не управляют сами собой и не поддаются управлению со стороны взрослых.
Переключаются, забывают о плохом настроении, если работа заинтересовала, не надоедает, увлекает.
ЦИКЛОИД
Эти школьники не отличаются от сверстников, но периодически бывают необычно шумливыми, озорными, постоянно что-то предпринимают. Затем опять становятся спокойными и управляемыми. У подростков наблюдаются периодические фазы смены настроения, длительность которых — от нескольких дней до недели и более.
Доминирующая черта характера: циклические изменения эмоционального фона (приподнятое настроение исчезает, эмоциональный спад всех озадачивает).
Привлекательные черты характера: инициативность, жизнерадостность, общительность, когда на душе хорошо.
Отталкивающие черты характера: непоследовательность, неуравновешенность, безразличие, вспышки раздражительности, чрезмерной обидчивости и придирчивости к окружающим. Если одолела грусть, то все валится из рук; что легко получалось вчера, сегодня требует невероятных усилий.
Во время спада труднее жить, учиться, общаться. Компании раздражают, риск, приключения, развлечения теряют свою привлекательность. На некоторое время становятся «домоседами».
Ошибки, мелкие неприятности в пессимистические дни переживаются очень тяжело. Еще вчера выиграли турнир, а сегодня игра не идет, тренер недоволен… Это угнетает, они не узнают свой организм, не понимают своего раздражения, не желают видеть близких людей.
На реплики и замечания отвечают с недовольством, хотя в глубине души сильно переживают из-за этих внезапных изменений. Чувства безысходности нет, они уверены, что через какое-то время все снова будет хорошо. Нужно только пережить период спада.
«Слабое звено» психотипа: эмоциональное отвержение со стороны значимых людей, коренная ломка жизненных стереотипов.
Особенности общения и дружбы. Отношения с людьми носят цикличный характер: тяга к общению, новым знакомствам, бесшабашная удаль сменяются замкнутостью, нежеланием разговаривать даже с родителями и близкими друзьями («как вы мне все надоели»). По-настоящему дружат с теми, кто понимает эту неизбежность перемены в отношениях и не обижается, прощает вспышки раздражительности и обидчивости.
Отношение к учебе и работе. Периоды активной работы на уроках и дома сменяются этапами, когда наступает полное безразличие к чему-либо.
В работе все спорится и получается, пока это интересно; как только упало настроение, недовольны всем, что им ни предлагают.
По степени выраженности можно выделить 2 вида акцентуаций характера, что необходимо знать для индивидуального подхода в воспитании ребенка, при выборе профориентации, формы личной и семейной психотерапии:
• явная акцентуация — крайний вариант нормы. Черты характера выражены в течение всей жизни;
• скрытая акцентуация — обычный вариант нормы. Какие-то особенные черты характера проявляются в основном при психотравмах.+
Эти 2 вида могут переходить друг в друга, на что влияют семейное воспитание, социальное окружение, профессиональная деятельность, физическое здоровье. В отличие от «чистых» типов, значительно чаще встречаются смешанные формы акцентуации характера.
Наталья Григорьева, доцент кафедры психиатрии и медицинской психологии БГМУ, кандидат мед. наук
Медицинский вестник, 31 июля 2014