Как узбеки относятся к русским
Как узбеки относятся к русским?
Тут надо разделять туризм и эмиграцию, это, как говорится, две большие разницы.
По состоянию на 2017 год русских в Узбекистане немало – 750 тысяч, плюс еще тысяч 70 украинцев, что вместе будет 2,5 % от 33 миллионов населения страны. Конечно, это капля в море по сравнению с советскими временами, когда доля русскоязычных составляла до десятой части жителей союзной республики. Но и так неплохо.
Ташкент в годы Великой отечественной стал одним из главных мест эвакуации. Причем ехали сюда не абы кто – деятели науки, искусства и прочая интеллигенция. Это сказалось на многом. Например, ташкентское метро многие побывавшие там называют самым красивым в мире, даже лучше московского.
Но глубже было культурное влияние. Поскольку большая часть приезжего населения были люди образованные, русский язык тут получился довольно чистый и правильный. Даже сейчас представители советского поколения говорят довольно красиво, в отличие от коренных россиян.
В отличие от соседнего Таджикистана, откуда славян выперли чуть ли не насильно, узбеки после распада СССР оказались куда более толерантными. Но люди все ж ехали домой, на север. Кто-то боялся гипотетических притеснений, кто-то опасался за ухудшение экономической обстановки (так и вышло). Другие просто не хотели учить узбекский язык, а таких имелось достаточно.
Но остальные как-то прижились.
Тем не менее, все хотят уехать. Отчасти, из-за плачевного экономического положения страны, отчасти из-за отношения узбеков. Светское городское поколение в быту люди довольно адекватные. Только вот к работе это не всегда относится – восточный менталитет чувствуется.
А вот молодые люди, выросшие в другой системе, эти уже националисты и считают, что все нормальные должности и рабочие места должны быть отданы именно коренным. Правда, такое отношение у них не только к русским, но и ко всем другим нацменьшинствам – татарам, казахам, немцам, корейцам.
Русофобия хоть официально не одобряется, но все же, присутствует. То, что переименовали все улицы, запретили «Бессмертный полк» и отменили празднование Дня победы – это еще полбеды. А вот то, что в школах стали представлять общую историю с имперских и советских времен как период завоевания и угнетения – это уже серьезно. В перспективе это как раз и ведет к ненависти по национальному признаку.
Проведенная в стране латинизация алфавита, правда, провалилась. В стране и так мало образованных людей, а перевести все на латинницу – значит еще уменьшить их количество.
Поэтому, те, кто может уехать – уезжает. Проблема только в том, что России люди с зелеными паспортами не шибко то нужны. А ехать в чистое поле не каждый решится.
Несмотря на наличие проблем с гражданами собственного государства, узбеки часто искренне и неподдельно рады приезжим. Восточная вежливость обязывает их быть гостеприимными и радушными, да и правительство старается развивать туристическую отрасль.
Но все же, гостеприимство больше относится к ценностям старшего поколения. Молодежь забывает традиции предков и старается считать каждую копейку. От тех, кому меньше 30 приглашения домой отведать горячего узбекского плова уже не услышишь.
Как в Узбекистане относятся к русским
В голове у каждого из нас живут стереотипы о странах, людях и даже целых нациях.
Чего уж скрывать, в России отношение к узбекам такое себе: «понаехавшие гастарбайтеры да торговцы, желающие жить у нас, потому что страна их совсем нищая».
Подобное мнение, к сожалению, у многих в нашей стране.
Прожив месяц в Узбекистане, я хочу поделиться с вами точкой зрения с противоположной стороны и рассказать, как узбеки относятся к нам у себя на родине.
С нами фотографируются
Это очень необычно: около одной из достопримечательностей Самарканда мы встретили группу провинциальных школьников, и буквально каждый из подростков просил разрешения с нами сфотографироваться.
То же самое происходило, когда мы заезжали в некоторые из кишлаков: и дети, и взрослые хотели пообщаться (даже те, кто не разговаривает на русском) и сфотографироваться.
Нас приглашают в гости
Практически каждый местный расспрашивал откуда мы, а потом рассказывал какую-нибудь свою историю, связанную с Россией: «А я служил в Мурманске!», «Мой брат сейчас в Москве работает! Я тоже работал, только в Подольске. Знаете, где это?»
И уже через несколько минут нас приглашали в гости на обед или ужин.
Складывалось впечатление, что узбеки всегда готовы к приёму гостей. Честно признаюсь, я бы побоялась позвать незнакомца в дом и тем более оставить его ночевать.
Причем к туристам из других стран я не заметила такого отношения. С ними местные были вежливы, гостеприимны, но почему-то такой бурной радости от встречи не проявляли.
Я даже слышала фразу от одного узбека: «Есть иностранные и есть русские гости».
«Это только пока у вас деньги не закончатся»
Кто-то из читателей к одному из моих постов про узбекское гостеприимство написал: «Оно заканчивается, как только у вас заканчиваются деньги!»
Спустя месяц путешествий по Узбекистану могу с уверенностью сказать, что это абсолютная неправда.
«Вы туристы из России? А вы когда-нибудь катались на ослике? Давайте, попробуйте!»
Прокатившись, ждёшь счёт. Но вместо этого мужчина показывает, где живет, и приглашает вечером зайти на плов.
Несколько раз мы останавливались на ночлег у местных, и с нас ни в какую не хотели брать денег.
Во всём пытались помочь
Причем в основном это были люди небольшого достатка. И с туризмом они не были связаны.
«А нам экскурсию и арбуз втридорога продали»
Безусловно, люди, которые работают в сфере туризма, видят в путешественнике кошелёк, и действительно: их интерес к вам легко может закончиться, как только закончатся деньги.
Но это же нормально и вроде очевидно! Если вы работаете продавцом, то чтобы заработать, вам надо продавать.
По итогу: ни в одной другой стране из тех, в которых я бывала, я не встречала настолько искреннего гостеприимства и тёплого отношения к нашим людям.
Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить интересные материалы о путешествиях и жизни в США
Как к русским относятся в Узбекистане
В период развития Советского Союза большое количество людей отправились развивать Азиатские регионы. Сегодня как живут в Узбекистане русские, рассмотрим подробнее по ходу статьи.
Сколько русских проживает в стране
Жизнь сейчас русскоязычного населения, имеет ряд сложностей, рекомендуется: «Устраиваясь на работу, изучить узбекский язык. Это даст возможность упростить процесс трудоустройства, и зарплата будет приближена к среднему доходу коренного узбека».
Так как политическая система стремится равняться на западные стандарты, то уровень русофобии в будущем будет расти, тем самым усложняя бытовой уровень жизни и процессы взаимодействия сограждан. Русские в Узбекистане имеют статус третьего сорта, без права на свободу слова и выбора.
Из Узбекистана сейчас многие русскоязычные семьи переезжают в близлежащие города Российской Федерации. «Если вы решили закрепиться в Узбекистане, стоит учитывать, что постепенно происходит вытеснение нас из многих сфер деятельности и структур, в плане работы и финансовых вопросов предпочтение отдаётся местному населению» – делится своим мнением Зоя Петрова, 30-летняя мать троих детей и педагог по образованию.
На вопрос, сколько живёт русского населения, можно ответить:
Статистика показывает: таджиков 4,6 процента, казахов – 2, 7%, а русских по последним данным 1,9% от общего народонаселения.
Больше всего живут русские в Ташкенте и других крупных городах, где занимаются трудовой деятельностью и формируют новые семейные ячейки общества. Отношения узбекских родителей к русскому зятю или невестке терпимое, в особенности, если придерживается культуры и вековых традиций.
Сколько туристов
Относительно туристических потоков в Узбекистане на период 2019 года отмечается рост новых посетителей со всего мира и составляет порядка 6 749, а в 2018 году было всего 5 347 гостей. По возрастным показателям русские в Узбекистане, приехавшие познакомится с культурой, делятся:
Общее число туристов из Содружества Независимых Государств в 2019 году 496, в том числе и граждане России.
Что примечательно, только 15 процентов приехали на отдых, остальные 82 процента в гости к родственникам и друзьям, ну а оставшиеся 3 процента по деловым вопросам.
Большое количество туристов отдают предпочтение историческим памятникам Ферганы, Ташкента, Бухареста, Каракалпака и Самарканда.
Особое внимание в Узбекистане уделяется различным общественно – культурным развлекательным мероприятиям, в которых учитывается специфика определённых региональных центров.
Русские в Ташкенте, удивляются красочности и жизнерадостности местного населения, отношению к гостям, экскурсиям, ну и невероятной кухни, в особенности большому выбору всевозможных пловов.
Важную роль в продуктивном отдыхе играет разносторонний подход, это:
А так же разнообразные цветовые шоу, проводимые после захода солнца. Интересное и захватывающее путешествие по Узбекистану способно наполнить новыми силами для достижения поставленных целей и задач.
Отношение к русским
Вернёмся к теме разговора, что отмечают русские туристы в аспекте как к ним, относятся хозяева страны.
Ну, в первую очередь спокойное, добродушное и позитивное общение на русском языке. При совместном отдыхе по-доброму подпевают мотивам Цоя и Чичериной, рассказывают удивительные истории из жизни. Туристы отмечают в Узбекистане: «Встречается обсчёт, недомолвки и неловкости в период активных торгов, улыбчивый и щедрый народ, довольно часто угощают свежими фруктами и виноградом. Приглашают в гости на вкусный плов и ароматный чай».
Проводятся бесплатные дружеские экскурсии по садам и историческим центрам, где местный житель, расскажет историю созревания плодов и разницу в их вкусе, угостит, что бы понять насколько это ароматный и смелый представитель фруктового царства, раскроет исторические факты лучше и интереснее любого экскурсовода.
Всегда приходят на помощь, объясняя как лучше пройти или проехать в районы достопримечательностей, ещё и от себя укажет места с очень красивой природой, не указанные в путеводителях, так как порой о них знают только те люди, которые прожили здесь, на протяжении многих лет.
А так же в музеях можно примерить национальные костюмы и сфотографироваться в них, смотритель расскажет историю возникновения того или иного наряда.
Можно понаблюдать за работой мастеров в момент создания знаменитых по всему миру ковров, выполняемого вручную, помимо этого и самостоятельно дадут испробовать свои силы, следуя мудрым советам. Это довольно интересно и познавательно.
Стоит отметить, что в конце общения путнику желают удачи, счастливого пути и всех благ, с доброй и светлой улыбкой на лице.
Русские школы
В современном мире к изучению русского языка относятся с уважением и почётом, так как его знание имеет, ведущую роль в получении качественного образования и успешного трудоустройства, как на родине, так и за рубежом.
В школах, сформированы классы, где знания представлены на русском языке, и довольно часто в них большое количество детей из коренных узбекских семей.
По данным Министерства образования, на территории страны действуют средние образовательные учреждения:
По статистике видно, сколько внимания и практике уделяется изучению русского языка в школах. Что свидетельствует о благоприятной ситуации в отношении русскоязычного населения. Школы идут смешанного типа, тем самым давая ребятам возможность выбрать интересное направление и развитие своих навыков в построение своего будущего.
В колледжах и техникумах соотношение языковых групп имеет соотношение 90 процентов на 50. Данная динамика прослеживается в 1196 учебных заведениях.
Сегодня жители больших городов владеют русским достаточно свободно, что нельзя сказать о жителях отдаленной направленности, там все же придерживаются родной речи. Связано это с тем, что в 1995 году, Конституция страны, выдвинула государственным узбекский.
Заключение
В завершении данной темы, хотелось бы отметить, что с туристами преобладает дружеское и открытое общение. Оно сформировано под влиянием активного развития туристической политики, подразумевающий экономический рост и улучшения жизни граждан страны.
Люди, проживающие на постоянной основе, отмечают терпимое отношение. Но не создаются условия для эффективного социального становления, в связи с чем, многие выбирают переезд на историческую родину. Это своего рода, живая конкуренция, и выигрывает в ней тот, кто является коренным жителем страны.
Сейчас остаётся достаточно много вопросом в этой сфере развития Узбекистана, возможно со временем удастся получить все ответы и на них.
Новое в блогах
Как русских выживают из Узбекистана
Специалисты говорят, что для большинства русских отъезд стал единственной мечтой. Однако реализовать ее вряд ли удастся – деньги и возможности отсутствуют.
В 1989 году в Узбекистане проживало 1 миллион 660 тысяч русских. Сейчас – примерно 900 тысяч. А все население страны приближается к 30 миллионам, увеличившись за годы независимости почти на треть. Первый поток эмиграции русских начался в конце 1980-х годов после того, как межнациональные конфликты вспыхнули во многих частях бывшего Союза. Второй продолжался до начала 2000 года. Эксперты говорят, что он являлся больше экономическим. Не только русские, но и узбеки видели в эмиграции путь избавления от тяжелой ситуации. Сейчас русское население проживает в основном в Ташкенте и столичной области, небольшие «русские островки» сохранились в Фергане, Самарканде и Навои.
Узбекистанские русские очень обижены на Владимира Путина, который когда-то сказал: «Те, кто хотел, уже давно уехали, а остались лишь те, кому там нравится». Правда, ныне действует программа по переселению русскоязычных граждан в РФ. Однако по ней можно получить лишь деньги на проезд и первое время проживания.
Работники местных загсов и роддомов отмечают, что русские играют свадьбы и рожают детей очень редко. Психологи выявили феномен – «запрет на любовь». Существенно увеличилось число «разорванных семей» (один из супругов или дети уехали в другую страну в поисках лучшей жизни).
— Узбеки считают нас «гостями» или «колонизаторами». Властные и правоохранительные органы намекают, чтобы мы срочным порядком убирались в «свою Россию» и оставили им квартиры. А куда мы поедем?! – жалуется жительница столицы Узбекистана.
Заведующая отделом диаспоры и миграции института стран СНГ Александра Докучаева говорит, что русское население этого среднеазиатского государства давно утратило уверенность в завтрашнем дне: «Аналогичное состояние присутствует у всех наших соотечественников, проживающих в постсоветских государствах. Исключение составляют живущие в Беларуси и Киргизии, где русские языки являются официальными. Однако в Киргизии «национально озабоченные» лица ведут борьбу с этим языком, утверждая, что он препятствует развитию киргизского. Довод, надо сказать, неубедительный: более 20 лет после развала СССР русский очень востребован не только русским населением, но и коренным.
А в Узбекистане он практически сдал свои позиции. Но выявить причины в этой стране сложно, поскольку власти часто отказывают в проведении исследований».
— Выход появится, если в программу переселения включат содействие в трудоустройстве. Ныне программа требует от претендентов на выезд вначале отыскать рабочее место в России. Затем им предоставляют довольно скромного размера суммы, которых хватит лишь на проезд и аренду жилья на недлительный срок. А людям нужна уверенность – что завтра не станут бездомными. Следовательно, они должны приезжать в квартиры.
Жилье в Узбекистане дешевое, мало-мальски приличную квартиру в России за вырученные деньги купить сложно.
Еще один серьезный препон – отсутствие упрощенного порядка получения гражданства соотечественниками. Человек, приезжая сюда иностранцем, длительное время ограничен в своих возможностях, в том числе, например, для получения кредита на покупку жилья.
В декабрьском послании к Госдуме президент упомянул об этой проблеме. Но депутаты по сей день не приступили к рассмотрению законопроектов об упрощенном порядке получения гражданства такими лицами.
Главный редактор информационного агентства «Фергана.news» Даниил Кислов согласен с Султангазиевым: «Весь период после распада Союза власти Узбекистана занимаются созданием преференций исключительно для титульной нации, игнорируя национальные меньшинства. Русские – самое большое меньшинство. Несмотря на это в сенате лишь один русский – Светлана Артыкова. Муж – узбек, поэтому фамилия не русская.
Откажутся от гражданства РФ – лишат себя будущего (возлагают надежды на отъезд), «раздумают» быть туркменами – утратят возможность покидать страну (не получат загранпаспорт).
Вернемся в Узбекистан. Мало того, что программа переселения практически не переселяет, так еще для оформления документов людям нужно выстоять многочасовые очереди. Они жалуются на то, что сотрудники посольства РФ требуют у них взятки за оформление самых обычных документов.
С одной стороны, узбекские власти при приеме на работу отдают предпочтение коренному населению, с другой – препятствуют реализации программы по переселению русскоязычных. Им невыгоден отток профессионального сегмента рабочей силы: врачей, педагогов, представителей других необходимых специальностей».
— Местные власти нередко «тормозят» сбор бумаг. Или запрещают продавать квартиры (некоторые организации обладают таким правом).
«Я для них враг и колонизатор» Что знают и что думают в России о мигрантах из Средней Азии
Думают одно, говорят другое, делают третье. Трудолюбивы и исполнительны. Улыбаются, но это ничего не значит. Почти никогда не показывают настоящих эмоций. Главный человек для них — мать. Ненавидят Россию, а нас считают колонизаторами. Вот далеко не полный набор стереотипов, которыми характеризуют работающих в России узбеков, киргизов и таджиков. Что в этом правда, а что домыслы? Что мы знаем о дворниках, таксистах, продавцах и нянях, живущих с нами по соседству? Очень мало. «Лента.ру» попыталась заполнить эти пробелы, обратившись к москвичам, которые больше других знакомы с выходцами из Средней Азии и на личном опыте убедились, насколько это тонкое дело — Восток.
Пятая волна миграции
— У меня в квартире четыре года жили две женщины из Узбекистана, мать и дочь, — рассказывает Светлана Андреевна. — Мать, Ильхом, за мной ухаживала — я инвалид, не могу самостоятельно передвигаться. А ее дочь работала кассиром в магазине. Лучшей сиделки и компаньонки у меня не было за все 20 лет после той аварии — нарадоваться не могла. Вы же понимаете, что уход за парализованным человеком дело не легкое и не совсем приятное. Я не могу сама встать или лечь, меня надо несколько раз за ночь переворачивать и делать многое другое, о чем вам знать необязательно. Ильхом делала даже больше, чем мне требовалось, причем с душой. Два года назад они уехали на родину, а у меня с тех пор поменялось уже семеро постояльцев: украинцы, молдаване, русские, но ни с кем наладить быт не получается.
— Среди моих сотрудников в общей сложности 80 человек узбеков и киргизов, — говорит Виктор, директор складов известного итальянского бренда одежды. — Зарплаты у нас небольшие, до 30 тысяч в месяц, и россияне к нам, мягко говоря, в очереди не стоят. Раньше у меня в штате было несколько москвичей, но работали спустя рукава, что и понятно — трудоустраивались они ко мне от безысходности. Узбеки же держатся за место, довольны работой, выполняют все требования, не опаздывают, на работе не употребляют алкоголь, к телефону подходят сразу же, все у них в порядке и чистоте. Трудолюбивые как пчелы, совершенно не конфликтные, многие работают уже по пять лет, я знаю их по именам, могу доверять и еще ни разу не обманулся.
Фото: Илья Питалев / «Коммерсантъ»
Мне вообще кажется, что люди, обвиняющие «понаехавших» узбеков и киргизов в половине российских бед, не только лукавят, но ведут себя некрасиво. Азиаты — это пятая волна трудовой миграции в Россию после развала СССР. До них были украинцы, азербайджанцы, молдаване и армяне. Неприятностей от прошлых мигрантов было не меньше, а, скорее всего, больше, но никто их публично ни в чем не обвинял. Потому что попробуй, обвини — диаспоры вполне могли возбудить дело за клевету или лично отомстить. Узбеки же, киргизы и таджики совершенно безобидные, сдачи не дают, поэтому можно говорить что угодно. На днях смотрел видео в YouTube — русские мальчишки цепляются к дворникам-узбекам, бьют их кулаками, пытаются поставить подножку, оскорбляют, не разбирая выражений, а те только улыбаются и уходят. Попробовали бы они так повести себя с азербайджанцами 10 лет назад….
— Я год прожила в Ташкенте и теперь стараюсь не иметь контактов с выходцами из этого региона, — говорит топ-менеджер аудиторской компании Виктория. — Возможно, мне так не везло именно потому, что я иностранка, но сказать, что мои тамошние знакомые были двуличными, значит, ничего не сказать. Они думали одно, говорили другое, делали третье, при этом всегда у них имелось и что-то четвертое. У нас тоже встречаются такие люди, разница в том, что для нас это проблема: «чужая душа потемки», а для них (по крайней мере для моих визави) это норма, даже достоинство: «Восток — дело тонкое». Они были щедры на обещания, но очень легко забывали о них. Они, как бы это сказать, очень «холодные» — у них почти не встречается теплоты в отношениях, если речь не идет о родственниках. В Ташкенте, в столице, в современном городе они с какой-то неистовостью почитают свои традиции: жена в доме, даже работающая, практически служанка; уважение к старшим, особенно к родителям мужа, доходит до подчинения; родственники всегда важнее и так далее.
Фото: Замир Усманов / ТАСС
Если же уехать от Ташкента на 50 километров, вы вообще попадете в Средние века, где женщина категорически не имеет права ходить по улице без сопровождения мужчины. И вот что интересно: в Ташкенте от иностранцев, от меня в частности, требовали неукоснительного соблюдения их обычаев. Я год проходила в длинных платьях с закрытыми плечами, никогда не противоречила старшим, даже на деловых переговорах, в общем, всеми силами демонстрировала уважение к местным традициям и менталитету. К сожалению, в Москве я постоянно вижу, как узбеки ведут себя прямо противоположным образом. На днях села в такси, водитель — узбек. Едем. Я ему говорю: «Вы неправильно дорогу выбрали, вот так будет короче». А он: «Мне так невыгодно тебя вести». Я, конечно, вскипела: «Ты как со мной разговариваешь, я тебе в матери гожусь. Ты бы дома посмел так говорить с женщиной моих лет?» Он притих и даже извинился, но глаза были очень нехорошие.
Что они думают?
— Я служил в Ташкенте, 20 лет там прожил, уехал в 1996 году, — вспоминает полковник в отставке Виктор Тимофеевич. — Уезжая, продал трехкомнатную квартиру за 3 тысячи долларов, и то чудом. У меня слезы стояли в глазах, когда я из поезда увидел русские надписи на станциях. После развала СССР в Узбекистане поднялись русофобские настроения. Русские там стали людьми не второго, а третьего сорта. Узбеки разрушили все советские памятники, стали называть русских колонизаторами, кричать на улицах «долой русских», участились драки. Никто не был уверен в безопасности близких. Русских вытесняли из всех сфер жизни. Увольняли с любой работы без объяснения причин. Участились надуманные обвинения, злоупотребления чиновников и тому подобное. Еще вчера гостеприимные и хлебосольные узбеки объявили Россию главным врагом, ненавидели всех нас без разбора. А сейчас еще хуже, потому что выросло поколение, не имевшее опыта жизни в той стране, знающее о России только из пропаганды. Мне это известно не понаслышке, я поддерживаю отношения с оставшимися там сослуживцами. После всего этого мне уже сложно относиться с симпатией к узбекским дворникам и продавцам. Возможно, и они думают, что я для них враг и колонизатор.
Фото: Василий Шапошников / «Коммерсантъ»
— Я уверена, что все люди разные, вне зависимости от национальности, — считает главный редактор московского глянцевого журнала Ирина. — Десять лет назад ко мне на дачу постучались два молодых узбека, готовые делать что угодно: хочешь — Mercedes водить, хочешь — квадроцикл починить, колодец выкопать, камин построить. Конечно, делать они ничего не умели и по-русски едва говорили. Мой газон они превратили в минное поле после взрывов. Я на них, конечно, накричала, но потом попыталась научить их правильно пользоваться газонокосилкой. Один, Алишер, схватывал на лету, второй ничему не хотел учиться. Сегодня этот Алишер сносно говорит по-русски, в нашем коттеджном поселке ему доверяют ремонт кровельных систем и установку очистителей для воды стоимостью с автомобиль. Я бы сказала, что он нарасхват. А второй так и остался годен только на то, чтобы мусор вынести, и то нужен глаз да глаз. Что они при этом думают обо мне? Полагаю, что первый, которому я плачу приличные деньги за квалифицированную работу, должен думать обо мне что-то хорошее. А второй, скорее всего, наоборот.
— Официально как журналисту я вам ничего не скажу, — говорит участковый уполномоченный полиции одного из северных районов столицы Сергей. — И никто не скажет. Мы не разделяем людей по национальному признаку и не общаемся с прессой без приказа сверху. Я давно работаю и знаю, чего стоят ваши заверения в анонимности. Но если бы я был гражданским, я бы заметил такую закономерность: пока они имеют работу, с ними все хорошо. Они за работу держатся, и еще как. Говорят, что на московскую зарплату в узбекском селе можно купить лошадь. Проблемы начинаются, если кто-то из них теряет работу и остается без жилья и средств к существованию.
Фото: Дмитрий Лебедев / «Коммерсантъ»
Странные няни и брачные аферисты
— У меня четверо детей, и когда младшая была совсем маленькой, требовалась вторая няня, — поделилась своей историей преподаватель вуза Елена. — На эту должность мы с мужем взяли женщину из Узбекистана, Назиму, потому что обходилась она нам почти втрое дешевле первой, московской няни. В ее обязанности не входили развивающие игры или обучение детей английскому, к тому же она была всегда под присмотром. Проработала она у нас год. Было в ней и хорошее: она очень трепетно относилась к детям; было и настораживающее: несколько своеобразные представления о гигиене и кормлении, которые никак не удавалось изжить. К примеру, она могла дать кусочек сала годовалому ребенку или высушить и положить на место описанный матрасик. В общем, когда дочке исполнилось полтора года, мы с Назимой расстались. Вместо нее у нас до сих пор работает няня из Молдавии. Конечно, после тех событий на «Октябрьском Поле» мы бы няню из Средней Азии не взяли. Понятно, что это частный случай, но когда речь о твоих детях…
— Мне кажется, что все работающие в Москве узбеки и таджики — брачные аферисты, — заявила женщина лет шестидесяти, представившаяся Инной. — Они ищут одиноких женщин за 50, у которых уже мало шансов создать семью, и очаровывают их. Зря улыбаетесь, это целая напасть. Моя подруга познакомилась с узбеком младше ее на 25 лет, пустила в дом, стала жить с ним, а он бросил работу и отсылает домой 15 тысяч в месяц из ее зарплаты. Она теперь не знает, что делать и как его выгнать. Мы с ней позже нашли целые форумы в интернете, где общаются женщины, у которых поселились гастарбайтеры. У них это мечта — найти такую дуру, как моя подруга, чтобы за квартиру не платить, жить на всем готовом и не работать. Обещают жениться, но никогда не женятся. Рано или поздно уезжают домой, даже если здесь уже дети.
Есть у меня и личный опыт. Около года назад я вызвала бригаду маляров обои поклеить. Пришел узбек, посмотрел квартиру, и сказал: «Пятнадцать тысяч за работу, и ты будешь жить со мной!» Я ему сказала: «А ну-ка пошел вон отсюда…» — добавила пару ласковых, конечно, так он меня за шиворот схватил и замахнулся — думала, убьет. И когда я дверь за ним закрыла, поняла, что ни одного восточного человека больше на моем пороге не будет.
Фото: Валерий Мельников / РИА Новости
— Дочь моей клиентки познакомилась в институте с узбекским юношей, — делится опытом семейный психолог Марина. — Родители у него государственные чиновники в Ташкенте, так что парень из элиты. Молодые захотели пожениться, а моя клиентка пришла ко мне и попросила узнать все что возможно о перспективах такого брака. Я нашла экспертов через свои каналы, много говорила с нашими дамами, которые живут в Ташкенте, в итоге мой диагноз был однозначным: помешать свадьбе любой ценой. Менталитет настолько другой, что подстроиться под него образованной русской женщине невозможно. Исключения бывают, но они крайне редки. Начнем с того, что женщина в узбекской семье несет ответственность как за психологический комфорт мужа, так и за психологический комфорт его родителей и родственников. Что-то пойдет не так — виновата будет невестка. А оценивать, так все идет или не так, будет не столько муж, сколько его мать и многочисленная родня.
Фото: Василий Шапошников / «Коммерсантъ»
Я их не замечаю
Специалисты уверяют, что ксенофобия рождается от незнания. Дескать, чужое и неизвестное пугает нас. Трудно спорить с экспертами, но как показывает наш опрос, личный опыт взаимоотношений хоть и добавляет понимания, но не гарантирует симпатии. Просто страх уступает место неприятию. Готовя этот материал, корреспондент «Ленты.ру» опросил около сотни москвичей. Надо признать, что откровенно негативное отношение к мигрантам из Средней Азии наши собеседники выражали редко.
Чаще люди говорили, что ничего о них не знают и знать не хотят. При этом москвичи в большинстве своем довольны работой приезжих и не возражают против такого соседства. «Кто мне еще дом на даче покрасит за 10 тысяч?»; «Все бы хорошо, если бы еще Курбан-байрам в Москве отменить»; «Мне они не мешают, я их не замечаю»; «Во дворах чисто, и ладно»; «На работу их не беру. Ничего личного, просто не хочу разборок с ФМС», — вот самые распространенные ответы тех, кто никогда не имел с приезжими «ничего личного». Может, верно говорят, меньше знаешь — крепче спишь.
Специалист по изучению Центральной Азии, старший научный сотрудник Института Востоковедения РАН Андрей Грозин считает, что в отношениях россиян и выходцев из Средней Азии сегодня действительно нет серьезных оснований для ксенофобии. Но вовсе не от незнания.
— Исследования показывают, что россияне воспринимают эти народы более позитивно, чем народы дальнего азиатского зарубежья: китайцев, афганцев, вьетнамцев и так далее. Происходит это именно потому, что у нас был опыт исторического сожительства. Общее прошлое. Они нам не чужие.
Таджики, киргизы и узбеки не воспринимаются нами негативно еще потому, что их гораздо меньше, чем нас. Все население Таджикистана чуть более восьми миллионов человек; в Киргизии — порядка шести миллионов. В Узбекистане более 30 миллионов, зато узбеки не пытаются закрепиться в России, практически всегда возвращаются на родину. Как и таджики. Они могут проработать здесь десять лет, но только для того, чтобы построить на родине дом, купить скот, женить сына. За видом на жительство в России обращаются в основном киргизы, и то редко. Поэтому в отношении представителей этих стран не возникает мифов, вроде «захвата китайцами Сибири».
Фото: Вадим Жернов / РИА Новости
Более того: кризис и девальвация рубля сделали трудовой рынок России менее привлекательным, а процедуры легализации трудовой деятельности усложнились. Как следствие — по таджикам и узбекам с 2014 года наблюдается снижение миграционной активности в среднем на 15 процентов в год.
Я бы назвал только один очевидный минус от гастарбайтеров — они развратили нас. Сейчас кризис, многие россияне теряют работу, но почти никто не соглашается временно поработать дворником или подсобным рабочим. Потому что это — для киргизов и узбеков, понижение социального статуса. Развратились и работодатели. Вместо россиянина, которого необходимо обеспечить общежитием, социальным пакетом и платить ему приличную зарплату, можно нанять двух таджиков. Впрочем, обвинять в этом исключительно приезжих было бы по крайней мере странно.