Как уйти в паломничество

Паломничество в 2021 г.

Приглашаем верующих посетить святые места

Частный вебмастер

ПЕНЗЕНСКИЙ ПАЛОМНИК

Советы паломникам

Чаще всего чудотворные иконы хранятся в монастырях, и, чтобы помолиться перед такой иконой, паломники едут в обитель. Для людей, неискушенных в правилах паломничества, поездка в монастырь – дело непростое. Ведь любая православная обитель – отдельный мир, который живет по своим строгим правилам и законам. Помните старинную русскую поговорку: «В чужой монастырь со своим уставом не ходи»? Мы не можем вести себя в монастыре так же, как ведем в миру, за его стенами. Мы обязаны неукоснительно соблюдать все правила той обители, в которую приехали паломниками.

Обязательно перед паломничеством возьмите благословение у Вашего духовника или священника Вашего прихода. Прославляйте Господа и Богородицу за дарование сил и благоприятных обстоятельств на паломническую поездку.

Как подготовиться:

ПЕРЕД ВХОДОМ В ХРАМ

Прежде всего, подходя к храму, православные люди совершают крестное знамение и поясной поклон. При этом взирают на его святые купола и кресты.

Крестное знамение должно совершаться благоговейно. Крестясь, человек изображает на себе символ Христовых страданий за грехи человества. Поэтому делать это следует с величайшим благоговением и вниманием. Небрежное совершение крестного знамения является грехом.

ВНУТРИ ХРАМА

Входя на паперть, ещё раз осеняем себя крестным знамением, так как здесь уже есть святые иконы. Оставляем все разговоры, не относящиеся к храму, к Церкви за порогом; нужно ощущать себя как в святом месте.

Миновав паперть, входим в храм. Поворачиваемся к алтарю, то есть на восток, и совершаем три поясных поклона с крестным знамением.

Вы можете поставить свечи к иконам и приложиться: дважды совершите крестное знамение поклоном, благочестиво поцелуйте икону, и снова, перекрестившись, поклонитесь святыне.

Если Вы пришли в храм при уже идущем богослужении, не разговаривайте и не переходите с места на место до его окончания.

ВНЕШНИЙ ВИД

Женщины должны быть одеты в платье с длинными рукавами или в блузку с юбкой ниже колен. Не приветствуется яркая и обильная косметика, оставляющая следы на священных предметах; нельзя приходить сильно надушенными.

Мужчины надевают брюки (джинсы допустимы, если не рваные) и рубашку с длинными рукавами.

Одежда должна быть чистая и опрятная. Волосы должны быть под платком или связаны (длинные у мужчин), чтобы не попадали на святыни, к которым вы будете прикасаться.

ОБРАЩЕНИЕ К ДУХОВЕНСТВУ

Подойдя к священнику, поклонитесь ему в пояс и попросите благословить Вас. Для этого сложите ладони крестом: правую на левую, ладонями вверх и преклоните голову. Священник осенит Вас крестным знамением. Получив благословение, поцелуйте руку священника, благословляющую Вас, как невидимую руку Самого Христа. После этого вы можете задать вопрос.

Если Вам придется обращаться к епископу, то к его имени нужно прибавить «Владыко». Благословения при встрече можно попросить у епископа так же, как и у священника.

ОБРАЩЕНИЕ К МОНАХАМ

В обителях есть послушники, рясофорные монахи, мантийные монахи, схимонахи. В мужском монастыре часть монахов имеет сан (служат диаконами, священниками). Обращение в монастырях следующим образом.

Если монах имеет священнический сан, к нему можно обратиться «батюшка» и спросить благословения.

Игуменья, в отличие от монахинь, носит золотой наперсный крест и имеет право благословлять. Обращаются к ней «мать игуменья». В обращение к монахиням говорят «мать Серафима», к послушницам «сестра».

Едем в поездку!

Что взять с собой:

«Поболтать в дороге – не грех. »

Сев в автобус, мы, как правило, начинаем разговаривать на житейские темы с попутчиком. Удержитесь от этого, если сможете. Главное, что вам потребуется в пути – это настроить свое сердце на кроткий и благостный лад. Чтобы это у вас получилось, сделайте в дороге 3 важные вещи:

3. Перед поездкой задайте себе ГЛАВНЫЙ ВОПРОС : «Зачем, собственно, я еду в паломничество и что именно хочу там получить?» Попросить о чем-то? Поблагодарить? Получить благословение? Выздороветь? Будет лучше, если для начала Вы поставите перед собой ТОЛЬКО ОДНУ задачу, сделав ее целью Вашего паломничества (в противном случае Вы будете слишком много суетиться, распыляясь на другие дела).

Если Вы не смогли попоститься эту неделю перед поездкой, сделайте хотя бы то малое, что Вы в состоянии сделать сейчас: откажитесь на время поездки от мясного, молочного и сигарет. Набитый тяжелой пищей желудок мешает духовной работе.

Отдайте предпочтение легкой еде, овощам или фруктам. Откажитесь также в поездке от привычки пить пиво, курить сигареты и красить губы или глаза. Там, в монастырях, никому нет дела до того, как Вы выглядите, так что потерпите с этим делом до дома.

«Не уверен, что смогу…»

Приехав к святому источнику, часто можно слышать: «Ой, вода холодная, не уверена, что смогу окунуться 3 раза, да еще «с головой»». Мысли – материальны, поэтому не стоит произносить вслух таких слов! Тогда вы обязательно сможете.

«Хочу все сразу. »

Главная суета обычно начинается, когда Вы окажетесь на территории многолюдного монастыря. Самое трудное здесь – не поддаться этой суете и не сорваться на осуждение других людей, которые, может быть, делают что-то не так, как Вам бы хотелось. Соблазн осуждения тут велик – ведь вокруг суетятся такие же, как и мы, люди, приехавшие из больших городов.

— Если Вы не подготовили ДО отъезда поминальные записки («о здравии», «об упокоении»), это можно сделать и в автобусе, по дороге. В этом случае у Вас будет больше времени вспомнить всех, кого бы Вы хотели помянуть.

— Покупку сувениров для домашних лучше всего оставить на день отъезда.

«О вреде стахановщины»

Многие думают, что чем больше в монастыре они сделают дел, чем больше купят свечей и чем больше искупаются в источниках, тем больше «дополнительной» благодати Божьей они получат.

Не берите количеством купленных свеч и поклонов. Подходите к тем иконам, которые Вы знаете, на молитвы которым отзывается Ваше сердце.

Доброе напутствие

В один приезд ВСЕ охватить невозможно. Да, наверное, и не нужно. Сделайте поездку радостью для Вашей души. Для этого мы искренне желаем Вам:

Источник

Когда турист становится паломником?

Игумен Даниил (Ирбитс), наместник Свято-Георгиевского монастыря в Гётшендорфе (Германия), рассуждает об особенностях христианского паломничества, условиях, при которых оно становится полезным для души, а при каких – может повредить человеку.

– Отец Даниил, существует ли вообще проблема «духовного туризма», или это все неправда? Если существует, то в чем она, на ваш взгляд, выражается? В чем ее вред – как для самих «духовных туристов», так и для монастырей?

– Я буду говорить с точки зрения нашего местного опыта в Германии, пока еще небольшого опыта нашей скромной обители в Гётшендорфе.

В нашем Свято-Георгиевском монастыре мы часто сталкиваемся именно с «духовным туризмом», как вы говорите.

Ведь наш монастырь довольно часто посещают немецкие группы. Это местные евангелики и католики, представители федеральных и региональных властей ФРГ, а также общественные деятели. Бывал у нас даже и принц Ангальтский Эдуард, глава дома саксонской княжеской династии. Все эти визиты и посещения я никак не могу назвать паломничеством. Но вот благодаря таким встречам немцы могут ближе познакомиться с Русской Православной Церковью и нашей русской культурой. И это отнюдь немаловажно для нас, ведь именно через такие встречи мы можем нести свет нашей веры в немецкое общество, да и не только в немецкое.

Как уйти в паломничество. Смотреть фото Как уйти в паломничество. Смотреть картинку Как уйти в паломничество. Картинка про Как уйти в паломничество. Фото Как уйти в паломничество

Откровенно скажу, что нередко люди после знакомства с Православием на немецкой земле со временем принимали православную веру. К примеру, в прошлом году в нашем монастыре было совершено первое Крещение: Православие приняла немецкая девушка.

Важно, чтобы на этот интерес мы не отвечали фарисейским высокомерием

Мы живём в неправославной стране, а точнее сказать – в федеральной земле Бранденбург, в самом протестантском её регионе, и для немцев – будь то протестантов, будь то атеистов – само присутствие русского православного монастыря в данном регионе – это что-то необычное, и, поверьте, вызывает весьма немалый интерес. Очень важно, на мой взгляд, чтобы на этот интерес мы отвечали не шиканьем и фарисейским высокомерием, а доброжелательностью и готовностью помочь узнать Христа.

– Но немцы немцами, дай им Бог здоровья, в т.ч. и духовного, и их приезд к вам в обитель – это явление иного порядка, нежели посещение монастыря православными людьми.

– Совершенно верно. Свято-Георгиевский монастырь расположен в заповедных местах в 90 км от Берлина, общественный транспорт здесь есть, но он труднодоступен. У нас новое, пока ещё не совсем, как выражаются некоторые, «намоленное» место, и когда к нам приезжают группы паломников, нам радостно разделить с ними совместную молитву и трапезу. Показать нашу обитель, рассказать о жизни в ней монашествующих и ответить на духовные вопросы.

Это не «духовный туризм», но я бы не назвал это и полноценным паломничеством к святым местам. Мы только на пути к этому. Конечно же, в нашей обители есть мощи святых подвижников, но сейчас святые мощи есть и во многих городских приходах. Да и можно ли использовать святыню в качестве «магнита для паломников»… Духоносных и опытных в духовной жизни старцев у нас тоже нет – повторяю: обитель молодая. Всему своё время, и я уверен, что пройдут года и, если даст Бог, наш монастырь на немецкой земле станет тем духовным центром, куда будут приезжать многочисленные паломники не только из Германии, но и из России, Украины, Белоруссии, других стран, где всё еще хранят верность Православию.

Значение настоящего паломничества. В чем оно? Вместе со всеми минусами, есть же и настоящее паломничество. Значит, люди все-таки стремятся к святыне, и не только потому, что «одна бабушка сказала/одно православное паломническое агентство посоветовало», чувствуют, пусть инстинктивно, тягу к свету, к Богу. В монастыре эта тяга, думается, находит свою цель. А еще, наверное, бывает и такое, что многие, приезжающие в монастырь туристами, уезжают оттуда верующими, часто – хотя бы сочувствующими? Можно ли это мнение подтвердить вашими наблюдениями?

– Для меня очень важно, чтобы понимание веры у наших гостей и паломников было бы глубоко внутренним, а не внешним, то есть чтобы люди понимали, что Православие – это не «земелька с могилок, маслице из лампадок, прикладывания, окунания, записки и требы». Это нечто большее, внутренне-личное и сокровенное.

Да, бывает, что из туристов получаются настоящие паломники – такое случается, безусловно. Однако не монастырь причиной тому, а духовное напряжение тянущейся к Богу души, личное обращение и ответ Господа на зов человеческого сердца.

Также немаловажно общение с духовно опытными людьми (а не младостарцами) и богослужение. Это всё может подтолкнуть человека в объятия Бога.

Паломничество – это не посещение географической локации, а аскетическое упражнение

Паломничество в монастыри всегда считалось делом благочестивым. Когда турист становится паломником? Когда вместо фотоаппарата у него в руках, условно говоря, появляется пальмовая ветвь для Христа?

– В фотоаппаратах нет ничего плохого, если человек хочет запечатлеть святые места, оставить себе и своим потомкам память о своём посещении монастыря – это прекрасно, но нужно помнить одну важную вещь.

Паломничество – это всё же не банальное посещение географической локации, а аскетическое упражнение, сопряжённое как с напряжением физических сил, так и с молитвой, размышлением, раскаянием в своих грехах, принятием Святых Христовых Таин и пребыванием наедине с Господом.

Когда это превращается в посещение достопримечательности с целью «перецеловать реликвии» и погулять по территории, накупить сувениров и пообщаться с батюшками для быстрых ответов на вопросы мироздания – это явно не путь паломника.

– Думаю, возмущаться не нужно никем. Мы должны принимать каждого приходящего к нам в любом его душевном/духовном состоянии.

Даже если человек – «духовный турист», то наша задача – помочь ему понять собственные мотивы этих поездок и поднять глаза от внешних проявлений религиозности в небеса, к Богу.

Наша первоочередная задача – послужить им, выслушать, в меру своих сил помочь, и если что-то кажется неправильным, то научить, как и учит Господь Иисус Христос.

Господь здесь и сейчас, всегда и повсюду видит, слышит и любит Своих чад

Ваши пожелания потенциальным паломникам?

– Лично мое мнение такое. Паломнику, собирающемуся в монастырь, нужно иметь в уме две простые истины.

Первая заключается в том, что монастырь – это место, куда люди приходят жить в общине монахов в уединении, и не всегда вторжение в эту общину ради праздного любопытства или развлечения уместно. Мы ведь не заходим в квартиры незнакомых людей, мотивируя это тем, что мы «хотим просто посмотреть»?

Как уйти в паломничество. Смотреть фото Как уйти в паломничество. Смотреть картинку Как уйти в паломничество. Картинка про Как уйти в паломничество. Фото Как уйти в паломничество

Святых мест много, слава Богу. Но надо сразу сказать, что от одного физического контакта с ними вы не получите так называемого «заряда духовной энергии» (ужасное выражение, честное слово!), «благодати» и т.п. Всегда надо помнить, что Господь пребывает в каждой душе и в каждом сердце, которое умеет любить. Господь здесь и сейчас в каждой точке пространства и в каждый миг времени, и Он всегда и повсюду видит, слышит и любит Своих чад. Ещё раз повторюсь, духовная жизнь – это то, что внутри нас, а не снаружи. И пусть Господь помогает всем нам быть искренними, любящими и творящими добро, ибо без явных добрых дел наших вера наша будет мертвой, и никакое паломничество к святым местам тогда не спасёт наши души.

Источник

О паломничестве

Для современного человека паломнические поездки являются одним из неотъемлемых атрибутов церковной жизни. Множество фирм, как церковных, так и светских, предлагают сегодня поездки к святыням России и зарубежья. Часто именно с такой поездки начинается знакомство человека с Православной Церковью. Но всегда ли это знакомство влечет за собой воцерковление? Как подготовиться к поездке, чтобы она стала настоящим паломничеством, а не занимательным путешествием? Об этом размышляет в своей статье настоятель Свято-Троицкого собора г. Саратова игумен Пахомий (Брусков).

Как уйти в паломничество. Смотреть фото Как уйти в паломничество. Смотреть картинку Как уйти в паломничество. Картинка про Как уйти в паломничество. Фото Как уйти в паломничество

Сцена, ставшая привычной для многих священников. В храме ко мне подходит женщина и спрашивает: «Батюшка благословите в паломническую поездку к старцу». Отвечаю: «Бог благословит. А зачем Вы едете?» И часто не слышу вразумительного ответа. «Ну, все едут… Здоровья нет…. Исцелиться хочу, говорят, помогает» – вот самые распространенные мнения по этому поводу. Между тем каждый человек, отправляющийся в паломничество, должен задать себе два вопроса: что такое паломничество вообще и для чего лично я отправляюсь по святым местам? И постараться дать себе на них честный ответ.

Поклониться святым местам

Паломничество по святым местам представляет собой одно из проявлений благочестия, вызванное желанием увидеть великие святыни, помолиться в местах, особо значимых для христианского сердца, воздать таким образом Господу, Божией Матери, святым видимое поклонение. С глубокой древности христиане отправлялись в странствие, чтобы увидеть места, связанные с земной жизнью Спасителя, помолиться у Гроба Господня. Также с первых веков христианства зарождаются и становятся местом паломничества верующих монашеские обители Палестины, Египта, Сирии. В дальнейшем появляются и получают известность другие места паломничества. Это и Рим, и Афон, и Бари, куда направляются паломники со всего мира.

На Руси со времен Крещения паломничество также становится очень популярным. Русские люди совершают паломничество в Иерусалим и в другие святые места. Отсутствие современных средств передвижения делало такие путешествия подвигом, очень тяжелым и опасным для жизни паломника. Постепенно, возникают на Руси и становятся общеизвестными национальные святыни: Киево-Печерская и Троице-Сергиева Лавра, Валаам, Соловки и другие места, связанные с местами жизни и подвига святых отцов.

Своего расцвета в России паломничество достигает в XIX веке. Тогда существовала, к примеру, благочестивая традиция посетить хотя бы раз в жизни Киево-Печерскую Лавру. Тысячи паломников самого разного общественного положения и материального благосостоянии отправлялись на богомолье в лучшем случае верхом на лошади, а чаще всего пешком с котомкой сухарей за спиной. Эти паломники не только сами приобщались к святыне, но и давали возможность многим людям узнать о святых местах. Во все века в русских людях жила любовь к странникам. Страннолюбие было особым родом благочестия, позволяющее не только послушать паломника, но и принять участие в его подвиге личным пожертвованием.

Именно в это время достигает своего расцвета деятельность Русской Духовной Миссии на Святой Земле. Стараниями начальника миссии архимандрита Антонина (Капустина) в собственность нашего Отечества приобретаются значительные участки земли в Палестине, где возводятся не только храмы и монастыри, но и вместительные гостиницы для паломников.

Революция разрушила традиции паломничества в нашей стране. Монастыри и храмы были уничтожены, участки русской миссии за рубежом во многом утрачены, а русские люди на многие годы были лишены возможности беспрепятственно совершать паломнические поездки.

В наши дни традиция совершать паломничества возрождается, множество людей отправляются как в общеизвестные, так и в малоизвестные монастыри. В этой сфере работают множество фирм, которые организуют и транспорт, и проживание, и посещение храмов. Но зачастую дух этих поездок кардинально отличается от тех, что совершались в прошлые века.

И дело не в том, что изменились условия жизни и современный человек стал пользоваться скоростным транспортом. Если бы в древности была такая возможность облегчить передвижение, люди бы ее тоже использовали. Тогда ведь не все ходили пешком, кто-то ездил в повозках, которые тоже облегчали путь. В наши дни необходимость отдавать заработанную сумму денег за билет может восприниматься как эквивалент усилий древних паломников.

Основное отличие, на мой взгляд, состоит в том, что в то время паломничество воспринималось как труд, как служение Богу. Христианин воспринимал и семью, и работу, и отношения с ближними как поприще, на котором человек должен чем-то жертвовать, терпеть какие-то тяготы, и через это духовно возрастать, становиться ближе к Богу. Широкую известность в прошлом столетии приобрела книга «Откровенные рассказы странника своему духовному отцу», герой которой пешком прошел тысячи километров от центральной России до Сибири, посещая святые места. Безусловно, совершив такой подвиг, он иначе воспринимал свое паломничество, чем современный человек. А главным его приобретением в странствиях стали не приятные впечатления и памятные сувениры, а навык в молитвенном делании.

А мы зачастую и паломничество, и все остальные сферы своей жизни воспринимаем, как средство приобрести лично для себя какую-либо выгоду, получить удовольствие, неважно чувственное, душевное или даже духовное. Потребительское, эгоистичное отношение к миру свойственно современному человеку. Чтобы вернуться к опыту древних паломников, нельзя плыть по течению, нужно сделать над собой усилие и постараться что-то изменить.

Паломник или турист?

Как уйти в паломничество. Смотреть фото Как уйти в паломничество. Смотреть картинку Как уйти в паломничество. Картинка про Как уйти в паломничество. Фото Как уйти в паломничество

Каждый православный христианин, отправляясь в паломническую поездку, должен для себя четко определить: для чего он это делает? Зачем он лишает себя элементарных бытовых удобств, отдает деньги, теряет время? Что для него значит эта поездка? Путешествие по Золотому кольцу России с осмотром исторических и культурных достопримечательностей, в число которых входят храмы, иконы, церковная утварь. Или это желание глубже узнать жизнь Церкви, потрудиться ради Христа. Хотя и первое неплохо, но второе намного важнее.

Кто-то отправляется в монастырь, чтобы получить благодать Духа Святого, познакомиться с монашеской жизнью. А кого-то в паломничество влекут более приземленные цели: попросить и непременно получить материальных благ, здоровья, успеха в делах. Так развивается в современной церковной среде особый вид благочестия – так называемый «духовный туризм». К нему же относятся и поездки к известному или малоизвестному старцу, где за материальное вознаграждение люди надеются через внешние, полумагические действия получить гарантированный результат. Съездил ровно семь раз на отчитку или лечение копием и тебе гарантировано исцеление. Но возникает вопрос: а какова природа этого исцеления? Какие силы стоят за деятельностью этого целителя?

Нельзя воспринимать духовную жизнь через призму материальных благ – здоровье, удачу или получение выгодной должности на работе. Это большая ошибка, ведь стремясь за материальным, можно не заметить большего, не оценить того духовного дара, который дает человеку Господь.

Человек, отправляясь в паломническую поездку, прежде всего должен спросить себя: а в каких отношениях он находится с Богом, с Церковью. Паломничество – это одна из форм церковной жизни. Но духовная жизнь христианина начинается не с паломничества, а с покаяния. Как говорится в Евангелии: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное». Начинать надо с чтения Евангелия, с покаяния, с Причастия. В таком случае человек сможет правильно понять все то, что увидит в поездке. И даже столкнувшись с бытовыми трудностями, неправильным (как ему кажется) поведением священников, монахов или мирян, он не соблазнится этим, не расстроится.

Сегодня часто можно услышать, что многие люди начали свою церковную жизнь именно с паломничества. К примеру, съездили по рекомендации родных или знакомы в Дивеево и воцерковились. Но возникает вопрос: а на самом ли деле они воцерковились? Приняли они опыт и традиции Церкви, смирились ли перед ее правилами? Ведь сегодня наряду с церковными христианами, которые посещают богослужения, причащаются, исповедуются, существует среда так называемых околоцерковных людей. Они думают, что находятся в ограде Церкви, считают себя глубоко верующими людьми. Но при этом не участвуют в жизни Церкви, не исповедуются, не причащаются, либо делают это изредка для решения личных проблем. Из этой среды вырастает целое поколение христиан, которые не только по-своему воспринимают христианскую жизнь, но и проповедуют свое отношение, далекое от Евангелия и опыта Церкви, другим людям. Сегодня этому помогают еще и неограниченные возможности общения, как в реальной жизни, так и виртуальном пространстве, где люди обсуждают поездки, делятся своими соображениями, дают оценку церковной жизни, мало что о ней зная.

Сегодня существует развитый бизнес, ориентированный на паломников. Организаторы поездок собирают всех желающих, кто может оплатить поездку. При этом никому не интересно, что в головах у этих людей, какой след поездка оставит в их душах.

Между тем паломничество – это одно из средств духовного совершенствования человека, которое позволяет не только посетить новые места или поклониться к святыне, но и увидеть свои недостатки, немощи, а также силу Божию, Его помощь и поддержку. Когда человек в поездке терпит бытовые неудобства, добровольные лишения, он начинает глубже относиться к жизни, испытывать благодарность за самые простые вещи. Ведь и кусок хлеба можно съесть очень по-разному. К примеру, когда возрождалась Оптина пустынь, многие люди ехали туда не с паломническими турами, а своим ходом – на автобусах, поездах, да еще несколько километров приходилось идти пешком. И приезжали туда потрудиться во славу Божию, а не полюбоваться памятниками архитектуры. Наработавшись целый день на стройке или в поле, они воспринимали скудную монастырскую пищу как действительно ниспосланную Богом. Это бесценный опыт, и человек, который не приобрел его, не сможет по-настоящему оценить, что такое паломничество.

Невозможно, да и не нужно закрывать паломнические службы или запрещать всем ездить в паломнические поездки. Но каждый христианин должен понять, чего ищет в этой поездке его сердце. Затем испросить благословения на поездку у священника, у которого он исповедуется. Не просто поставить перед фактом: «Благословите, я еду в монастырь или к старцу», – а попытаться более подробно объяснить причины своего решения. Священник сможет посоветовать, на что обратить внимание в обители, как себя вести, как подготовиться к этой поездке. Перед поездкой нужно почитать что-то об истории монастыря, о духовной жизни, о молитве. Безусловно, не только древние паломники, но и современные могут и должны стараться больше молиться в поездке, в том числе и Иисусовой молитвой. Тогда поездка превратится в настоящее паломничество.

Если человек собирается в паломническую поездку в монастырь, очень важно постараться приобщиться к монашеской жизни, сокрытой от посторонних невнимательных глаз. Почему так популярны источники, сухарики, освященное маслице? Это лежит на поверхности и доступно без духовного труда. А монашеская жизнь, добродетели надо уметь рассмотреть, приложив духовный труд. Поэтому важно присмотреться, прислушаться, не поддаваться духу суеты, который часто возникает в паломнических группах. Даже если не удалось лишний раз искупаться в источнике, купить очередной сувенир в свечной лавке, это не страшно. Внимательный паломник может получить неизмеримо большую пользу для души.

И последнее. Церковный человек должен воспринимать паломническую поездку как некое дополнение к своему повседневному служению, как поощрение за труд, как подарок, ниспосланный от Господа. И не в коем случае не заменять паломничеством повседневную духовную работу, участие в таинствах, в жизни Церкви.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *