Как усваивать новую информацию
5 способов учиться быстрее
Как быстрее усваивать и запоминать новую информацию.
Скорость и эффективность обучения зависят от состояния человека и обстоятельств, в которых он находится. Рассказываем, как создать нашему мозгу условия, в которых информация запоминается быстро, прочно и надолго.
Обучение других
Информация усваивается надёжнее и быстрее, если мы объясняем её другим. Во время объяснения мы повторяем материал, анализируем и структурируем его, обнаруживаем пробелы в собственном понимании темы. Скорость и качество обучения улучшаются, даже когда мы никого не учим, а только думаем, что нам это предстоит это сделать. К такому выводу пришли учёные из Вашингтонского университета.
Они провели эксперимент: разделили обучающихся на две группы. Тем, кто попал в первую группу, предложили изучить определённую информацию, чтобы потом объяснить её другим людям. Участникам второй группы нужно было освоить ту же самую информацию, чтобы сдать стандартный тест. При проверке результатов выяснилось, что участники эксперимента из первой группы лучше запомнили материал и более полно ответили на все вопросы.
Изучая теорию и решая задачи, представляйте, что вам нужно объяснить эту информацию одноклассникам, родителям, младшим братьям и сёстрам, и усвоение материала пойдёт быстрее.
Учёба без спешки
Стараясь запомнить как можно больше информации за короткое время, мы на самом деле не ускоряем, а замедляем процесс запоминания нового. К такому выводу пришёл автор книги «Как мы учимся» (How We Learn) Бенедикт Кэри после ознакомления с исследованиями об образовании, сделанными в США за последние десятилетия. Согласно одной из теорий, стремление быстро выучить материал приводит лишь к тому, что информация быстрее забывается. Для качественного запоминания рекомендуется «растягивать» процесс обучения. Например, если заниматься три раза в неделю по полчаса, в голове останется больше знаний, чем после одного полуторачасового занятия в неделю.
Возвращайтесь к теме через день-два после её первоначального изучения, повторяйте пройденный материал и только после этого двигайтесь дальше.
Конспекты от руки
Ведение конспекта во время лекции способствует запоминанию информации. Значение имеет и то, как именно писать конспект — от руки на листе бумаги или с помощью ноутбука. Учёные Принстонского и Калифорнийского университетов провели несколько исследований и установили, что студенты, которые делали заметки от руки, внимательнее слушали лектора, запомнили больше информации и глубже поняли материал, чем их однокашники, которые печали конспект на ноутбуке. Исследователи заключили, что это связано с процессом обработки информации: когда мы конспектируем материал от руки, мы не записываем слова лектора дословно, а осмысливаем их и передаём своими словами, благодаря чему лучше понимаем и запоминаем сказанное.
Слушая лекцию, записывайте от руки основные тезисы, но не воспроизводите их дословно, а старайтесь понять и пересказать своими словами.
Непредсказуемость результата
В 2018 году группа американских учёных провела эксперимент: макакам-резусам давали разные задания, а по итогам их выполнения обезьяны получали сок. При этом за выполнение одних заданий награда следовала всегда, а за выполнение других вознаграждения могло и не наступить. Измеряя мозговую активность обезьян, учёные выяснили, что зоны, отвечающие за обучение, работали активнее, если обезьяны не могли предсказать, получат они награду или нет. Таким образом, было установлено, что непредсказуемость результата и умеренная тревога положительно влияют на работу мозга: неуверенность и волнение при подготовке к экзаменам помогают быстрее усваивать и запоминать информацию.
Начиная изучать что-то новое, обязательно назначьте себе «внутренний экзамен» для проверки знаний и установите награду за успех. Например, после каждой темы запланируйте прохождение тестов на определённое количество баллов, и если удалось набрать нужное количество — вознаграждайте себя приятным для вас способом. Если же баллов набрать не удалось, повторите материал и назначьте себе «переэкзаменовку».
Изменение алгоритмов обучения
Во время учёбы мы часто опасаемся менять методы и подходы, предпочитая использовать проверенные схемы и повторять их снова и снова. Однако эксперимент, проведённый в 2016 году Университете Джона Хопкинса, доказывает обратное — смена алгоритмов обучения ускоряет усвоение информации. В ходе эксперимента перед участниками поставили задачу освоить один и тот же навык на компьютере за два урока. Одна группа оба раза выполняла задание одним и тем же способом, а другой группе на втором уроке предложили использовать другую методику. В итоге участники второй группы показали лучший результат.
Изучая и повторяя материал, используйте разные методики и подходы, например, решайте одну и ту же задачу дважды или трижды разными способами. Теоретический материал изучайте сначала по учебнику, а потом — по видеоуроку или конспекту лекции. Другой порядок изучения материала, новые пособия, курсы, преподаватели, новый подход к теме — все эти изменения активизируют работу мозга и ускоряют процесс обучения.
Что нужно запомнить:
При подготовке материала использованы исследования Вашингтонского университета, книга «Как мы учимся» (How We Learn) Бенедикта Кэри, статья учёных Принстонского и Калифорнийского университетов, результаты исследования 2018 года и эксперимента, проведённого в 2016 году в Университете Джона Хопкинса.
Хотите получать новые статьи во «ВКонтакте»? Подпишитесь на рассылку полезных статей
Эффективное обучение: практические советы
Здесь я соберу несколько практических советов (большинство из них проверены на личном опыте), подкрепленных научными фактами, которые помогут сделать процесс обучения эффективным. Применять можно как к самообучению, так и обучению кого-либо. Если вы учитесь где-то, проверьте, сколько из перечисленных пунктов действительно применяются в учебном процессе — это поможет вам правильно оценить эффективность вашего образовательного процесса и изменить в нем что-либо так, чтобы это удовлетворяло ваши потребности.
1. Стремитесь к тому, чтобы информация попала в долгосрочную память.
Когда новая информация попадает к нам через те или иные сенсоры, она сначала загружается в мгновенную память, в которой данные могут находиться, если мне не изменяет память, до 1-ой минуты. В качестве примера здесь может служить номер телефона заказа пиццы, который мы запоминаем только на время набора.
Далее, если информация представляет какой-либо интерес, она попадает в краткосрочную память, в которой может находиться не больше суток. Тут примером может служить подготовка типичного российского студента к экзамену — за ночь он учит материал, сдает экзамен и затем забывает большую часть предмета. Некоторые, поэтому, в качестве положительного момента обучения в ВУЗе говорят, что он учит усваивать большое количество информации за короткое время. На самом же деле, это не то, к чему следует стремиться. Чтобы информацией можно было пользоваться и выстраивать на ее основе суждения и выводы, необходимо, чтобы она попала в долгосрочную память и обросла различными нейронными связями (т.е. была связана с другой информацией, усвоенной ранее или позднее). Кстати, чем больше таких связей, тем быстрее мозг находит путь к такой информации.
Из этого пункта вытекает, что различные тесты и проверки обучающихся не следует проводить на следующий день после подачи нового материала. Не следует, также, предупреждать их о готовящемся тесте, если вы хотите проверить именно долгосрочную память (т.е. не хотите, чтобы студенты повторяли материал перед тестом).
2. Старайтесь найти значение и смысл для новой информации.
Когда мозг получает новую информацию, он принимает решение сохранять ее или нет в долгосрочную память, основываясь на количестве существующих нейронных связей, которые имеют отношение к этой информации. Под смыслом имеется в виду ранее усвоенная информация, под значением — то, что может оказать влияние на человека в дальнейшем. Например: дизайнер читает в жж, что Артемий Лебедев запретил курить в своей студии. Т.к. дизайнер не является курильщиком, но знает кто такой Тёма, то в новой информации содержится смысл, но отсутствует значение. Если бы дизайнер являлся курильщиком, то для него существовал бы и смысл и значение, и информация имела бы куда больше шансов на попадание в долгосрочную память.
3. Первая треть занятия — самая эффективная для усвоения новых знаний.
Любое занятие, будь то лекция, урок или семинар имеет так называемые прайм-таймы и даун-таймы. В прайм-тайм любая информация усваивается лучше всего, поэтому не следует проверять в это время домашнее задание, задавать вопросы, высказывать ложные гипотезы и т.п. — вся информация, даже если она неправильная, будет усвоена. Лучший вариант для прайм-тайма — давать новую информацию четко. При необходимости, все вопросы можно обсудить позже.
Прайм-таймы приходятся на начало и на конец занятия и составляют примерно по 1/3 от общего времени занятия. Причем, доля прайм-таймов обратно пропорциональна продолжительности занятия — самым оптимальным по продолжительности считается занятие длиной в 20-30 минут. Во-второй прайм-тайм (в конце занятия) следует подводить итоги и делать обзор изученного, чтобы закрепить материал.
В даун-тайм, когда мозг практически не усваивает информацию, следует сменить деятельность — обсудить изученное, обменяться мнениями, проверить домашнее задание и т.п.
4. Сон — важная часть процесса усвоения знаний.
Регулярный и достаточный (не меньше 7,5 часов) сон обязателен для усвоения новой информации и ее дальнейшей обработки. Когда мы спим, мозг продолжает обращаться к тем же участкам и нейронам, которые были использованы, когда он впервые получал информацию. По одному из предположений, это становится возможно благодаря отключению (или понижению чувствительности) соответствующих сенсоров (глаза закрыты, слух отключен и т.д.). Работая с этими участками мозг реорганизует их и укрепляет нейронные связи. Таким образом не только облегчается доступ к новой информации, но и происходит ее обработка, находятся новые решения задач. В проведенных экспериментах подтвердилось — выспавшиеся люди гораздо лучше запоминали новый материал предыдущего дня и эффективнее находили решения новых задач.
5. Учите новый материал только по необходимости
Наиболее точно я определил для себя этот пункт на английском: learn on demand (не знаю, использовал ли кто-либо такой термин). Он означает, что для максимально эффективного усвоения материала нужна практическая задача, которую вам интересно решить. Причем, не что-то вроде «решить квадратное уравнение», что обычно предлагают в школе, а именно задача, которую нужно решить вам в реальном мире. На первый взгляд может показаться, что такие задачи не всегда можно подобрать, т.к. некоторые знания слишком «низкоуровневые» (как например знание алфавита), но это на самом деле не так. Просто более низкоуровневые знания требуют менее важных задач и наличие фантазии, только и всего.
Если вы боитесь, что что-то упускаете учась по такому принципу, спросите себя: сколько времени вы потратили бы на изучения материала который вам сейчас не нужен и желания учить который у вас нет? И это вместо того, чтобы уже решить, пусть и не большую, но вполне конкретную задачу и, таким образом, мотивировать себя учиться дальше.
6. Изменяйте обстановку и стимулируйте появление эмоций.
Мозг эффективней всего реагирует на изменения, поэтому новый материал запоминается удачно если что-то вокруг меняется. Могу поспорить, большинство из вас не помнит, где находился и чем был занят 10 сентября 2001-ого, но каждый прекрасно помнит, что делал 11 сентября того же года. Разумеется, пример не стоит воспринимать буквально, но даже небольшие позитивные изменения в обстановке, где проходит обучение, будут способствовать повышению эффективности.
Если это аудитория с определенным количеством учащихся — приглашайте иногда других лекторов или интересных личностей провести всю или часть лекции, появитесь на лекции в шортах или полосатом купальнике — я могу поспорить, что ваши студенты эту лекцию будут помнить до конца жизни. Идея, думаю, ясна.
Кроме того, контролируйте естественные условия в среде обучения. Слишком высокая температура, дегидрация организма и посторонний шум очень сильно ослабляют способность мозга воспринимать информацию. Умеренный солнечный свет и кислород, напротив, прибавляют мозгу уверенности.
7. Избегайте кнута и пряника.
Слишком много пряников, как и слишком большой кнут могут полностью свести на нет способность мозга что-либо учить. Попытки выучить материал, чтобы сдать экзамен и не попасть в армию — как раз пример неправильного стимулирования мозга за счет некоей угрозы. Чтобы процесс обучения был эффективным, преподавателям следовало бы использовать экзамены и тесты не как способ отсеять людей (это в лучшем случае так получается — в худшем им либо все равно, либо самоутвердиться норовят), а как способ обнаружить пробелы и слабые места и постараться их закрыть в будущем. Особенно важно, чтобы и студент понимал смысл таких проверок, не боялся делать ошибки и правильно готовился к подобным событиям (в частности, не прибегая к использованию краткосрочной памяти).
8. Используйте тот способ получения информации, который вам больше всего подходит.
Не все люди одинаковы и не все предпочитают получать информацию одним и тем же способом. Кто-то лучше усваивает материал, когда читает его сам, кто-то лучше запоминает речь, кто-то — схемы на доске и картинки. Определите, что наиболее эффективно для вас и старайтесь прибегать именно к этому способу.
Помните, что лекция — один из самых неэффективных способов обучения из-за своей средней продолжительности, монотонности и, часто, единственного способа подачи информации (речь).
That’s it folks.
На самом деле, пунктов могло бы быть гораздо больше. Я сейчас постарался перечислить те, что показались мне наиболее важными и практически применимыми. В комментариях я постараюсь ответить на ваши вопросы (если будут), т.к. некоторые знания и опыт в области процесса обучения у меня имеются.
Учимся учиться, или как изучать новое быстро и эффективно
Этой осенью вступают в силу очередные изменения законодательства, а с нового года нас ждет следующая партия поправок. Бухгалтеру приходится работать в постоянно меняющихся условиях, а значит, практически непрерывно что-то изучать. Поговорим о том, как выстроить процесс обучения наиболее эффективно.
Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом.
Анатоль Франс, французский писатель и литературный критик
Александра Лузина, психолог, корпоративный тренер СКБ Контур | Денис Лунёв, психолог, коуч, консультант, тренер | Анна Соловьева, эксперт по отчетности и расчету заработной платы СКБ Контур |
Зачем вы учитесь?
Очень важно задать этот вопрос себе, подчиненному или ребенку, который осваивает школьную программу. От того, есть ли цель и как она сформулирована, во многом зависит мотивация обучаемого и, конечно, успех. Кроме того, должны быть сформулированы и критерии, по которым мы планируем оценивать результаты обучения.
А. Л.: Важно понимать, для чего обучение нужно в работе, чему хочу научиться и что хочу получить в результате. У цели обязательно должны быть сроки, и в этом ее отличие от мечты. И обязательно нужно подумать, какие есть ограничения, что может помешать, если у вас какие-то табу на пути к цели. Например, заниматься сможете только раз в неделю по выходным. Задумайтесь также над тем, по каким критериям вы будете оценивать результат, фиксируйте промежуточные результаты. Так, когда человек начинает заниматься вокалом, обязательно делается запись, как он пел до занятий, через месяц, через два, чтобы была видна динамика. Показателем динамики может быть время: сначала я тратил два рабочих дня для создания этого отчета, а сейчас — два часа.
Покажем это на примере. Сейчас я бухгалтер-кассир, через полгода моя коллега — бухгалтер по учету заработной платы уходит в декретный отпуск. И у меня есть возможность занять эту должность, если я успею освоить данный участок работы. Я составляю список знаний и навыков, дроблю их на шесть месяцев, и мы с главным бухгалтером договариваемся, как будем контролировать результат. Знания будем проверять с помощью тестирования и решения реальных практических задач. Также критерием будет время, которое я трачу на определенные операции. Сейчас у меня уходит на начисление зарплаты одному сотруднику два часа, а через полгода это должно занимать не больше 20 минут.
Почему же иногда нам так и не удается реализовать свои цели? К примеру, изучение иностранного языка откладывается в долгий ящик уже который год?
А. Л.: Часто мы ставим слишком амбициозные цели. Не думаем о рисках, о том, что может остановить на пути к этой цели. Есть ли какие-то внутренние ограничения, готовы ли мы к покорению этой вершины? Иногда страшно начать. Тогда важно сделать хотя бы что-то, пусть это будет маленькое незамысловатое действие. Бывает, что не хватает поддерживающей среды: сложно справиться в одиночку. Тогда человек идет на тренинги повышения квалификации, курсы обучения английскому языку или в спортзал, например. Приходит и понимает, что не он один не умеет это делать, есть люди, которые готовы вместе с ним учиться.
Насколько вы заинтересованы в результате?
Огромное влияние на результат оказывает то, насколько человек заинтересован в получении новых знаний, что для него стало стимулом для обучения. Информация, как и пища, усваивается намного лучше, когда поглощается с аппетитом, когда очевидна внутренняя ценность обучения.
А. Л.: Разные люди руководствуются разными мотивами. Бывает «мотивация от». Например, от страха получить штраф или выговор от руководства. И «мотивация к». Когда человек делает что-то, потому что хочет вырасти в должности или просто потому, что это ему нравится. Надо понимать, чем руководствуется человек, которому мы ставим задачи.
Д. Л.: Есть внешняя мотивация, когда человек идет учиться, потому что его послали. Это плохая мотивация. Он будет плохо учиться. А вот когда он сам придет и попросит чему-то научить или отправить на курсы, чтобы освоить новые навыки, — это хорошая мотивация. И тогда во время занятий или изучения литературы по теме у него есть внутреннее желание получить эти знания, а значит, результат будет значительно лучше.
А. Л.: Стоит учитывать еще одну особенность человеческой психики. Порой пропадает желание продолжать. Ведь это же надо находить в себе силы, выкраивать время и заниматься. Тут большое значение имеет то, ради чего все это делается. Если цель действительно вдохновляет, то и силы найдутся. Человек очень сильно воодушевляется, когда начинает видеть первые результаты. Тогда возникает драйв, азарт, желание довести начатое до конца. Вопрос в том, как поддерживать себя, пока не появится этих результатов. Нужны какие-то промежуточные радости.
Положительным подкреплением для подчиненного может быть похвала, комплимент, что он научился делать то, чего раньше никто не умел, оптимизировал процессы. Для ребенка, который делает первые успехи, например, в игре на фортепиано, это может быть словесная похвала, совместный поход в зоопарк или какая-то «вкусная радость». Себе самому тоже можно придумать маленькие радости. Например, если я отлично сдам этот проверочный тест, тогда я куплю себе путевку в отпуск или новое платье, которое мне давно хотелось, позволю себе отступить от диеты и т д. А еще взрослые, как и дети, любят учиться через игру. Тогда промежуточный результат подогревает азарт. Поэтому тестирование-подкрепление можно устраивать в формате игры, конкурса, соревнования. Сейчас есть даже дистанционные программы, построенные по этому принципу.
После окончания обучения начинается процесс освоения полученных знаний и навыков. И тут очень важно, чтобы была возможность применять их на практике, встраивать в рабочий процесс. Если речь идет об обучении подчиненного или ребенка, опять же продумать, как это будет реализовано, будет это серия дополнительных вебинаров или консультации внутреннего эксперта.
От чего зависят способности к обучению
Все мы разные. Кто-то легко и быстро усваивает самую сложную информацию, а кому-то этот процесс дается значительно сложнее. Кто-то предпочитает годами действовать по многократно выверенному алгоритму, выполнять привычные функции. А для кого-то важно постоянно учиться, пробовать что-то новое, находить более эффективные способы решения стандартных задач. И конечно, вторые в процессе своих поисков чаще совершают ошибки, приходят не туда. А какой стиль поведения характерен для вас?
Д. Л.: Первое, от чего зависит способность к обучению, это установка на непрерывное повышение квалификации. Вчерашние сертификаты уже никого не интересуют. Нужно отказаться от мысли: «Сейчас я еще вот это изучу и тогда смогу работать на таком-то рынке или с такими-то счетами». Вкладываться в развитие придется постоянно, и это не всегда деньги — где-то время, где-то другие ресурсы. При постановке задач, в том числе на обучение и развитие, надо учитывать индивидуальные особенности. В бухгалтерии есть разные задачи. Где-то нужны аналитики, которые смотрят на цифры, а видят графики, у них в голове это происходит автоматически. А где-то нам нужны коммуникаторы, которые могут с различными подразделениями наладить контакт или договориться с контрагентами.
У тех, кто готов заняться чем-то принципиально другим, кто не боится освоить новый фронт работы, выходя за пределы зоны комфорта, способности к обучению значительно выше. Они легче усваивают новую информацию. Это подтверждают данные исследования, проведенного Teachers College (Columbia University) в 2011 году.
Д. Л.: Если человек три года «сидит на зарплате», у него возникает ощущение, ложное впрочем, что о зарплате он знает все. Желание развиваться и двигаться вперед пропадает. И когда ему предлагают по этой теме книжку почитать или на семинар сходить, он идет туда с мыслью, что ничего нового не узнает. Нужно поддерживать желание развиваться.
Как оценить, способен ли человек обучаться?
Оценить опыт, который был у человека в прошлом, позволяет поведенческое интервью. Если прежде он легко осваивал новые методы и подходы, то и в будущем справится с этим. И напротив, если раньше это давалось тяжело, то и в будущем он будет делать это с большим трудом. Вопросы делятся на четыре группы.
Как повысить уровень обучаемости?
Если постоянно действовать по шаблону, со временем ослабевает память, снижается концентрация внимания. Привычка не позволяет использовать заложенный в нас потенциал. Чтобы новая информация хорошо усваивалась, чтобы было легче находить решения в нестандартных ситуациях, нужно поддерживать гибкость ума. Мозг должен постоянно обрабатывать новую информацию, искать нестандартные решения и пути. Чтобы нервные клетки пробудились к активной деятельности, тренироваться нужно постоянно.
Д. Л.: Очень правильно, если в бухгалтерии есть возможность ротации. Полгода я сижу на одних счетах, а следующие полгода могу посидеть на других. Возможность переключаться, чтобы за два-три года я освоил всю бухгалтерию достаточно глубоко. А еще через два года мне поручают баланс составить вместо главного бухгалтера, он мне делегирует. Он, конечно, все перепроверит, но, в общем, я сам делаю сводную управленческую или налоговую отчетность. В такой ситуации желание двигаться вперед у меня не пропадет. Нужно с молодости приучать себя к постоянному развитию. Чтобы выстроить процесс непрерывного обучения, бухгалтерия может выписывать два-три профессиональных журнала. Главное, чтобы их действительно регулярно читали, чтобы специалист каждую неделю узнавал что-то новое и интересное в своей области.
А. С.: Полезно иметь подписку на рассылку профессиональных изданий, например «Бухгалтерии Онлайн». Это позволяет быть в курсе всех вступающих в силу и планируемых изменений, чтобы понимать, как перестроить свою работу. В отдельной табличке я фиксирую, какие изменения планируются, и копирую туда ссылку на источник. А когда приходит время, например наступает очередной год, я уже знаю, что изменилось и что мне важно учесть. Также я собираю в таблицы данные о том, как в разные годы изменяется МРОТ, ставки для расчета взносов и др. Это не самая оперативная информация, но когда она мне нужна, она всегда под рукой.
Чтобы информация хорошо усваивалась, у человека должна быть развита кратковременная или оперативная память.
А. Л.: Есть специальные упражнения для улучшения памяти. Также хорошо развивает интеллектуальные способности письменная речь. Причем именно рукописная. Потому что в этом процессе задействована мелкая моторика. Полезно читать художественную литературу. Чтение — это новые слова, новые сюжеты. Рисовать тоже полезно. Это тренировка синхронной работы двух полушарий. В результате скорость реакции повышается, мыслительные процессы ускоряются, человек быстрее реагирует на новые ситуации.
Не стоит браться сразу за освоение многих аспектов. Это миф, что человек может одновременно решать несколько задач, изучать материалы по нескольким масштабным темам. В этом случае эффективность снижается в разы. Лучше концентрироваться на чем-то одном. И только потом браться за другую задачу.
Также на способность усваивать информацию влияют такие банальные вещи, как физическая нагрузка, питание, прогулки на свежем воздухе.
Д. Л.: Надо питаться натуральной пищей, больше есть овощей и фруктов, а вот мяса есть меньше, много двигаться. А в момент обучения лучше вообще себя впроголодь держать, тогда информация будет усваиваться еще лучше. Потому что, когда мы сильно наелись, особенно быстрых углеводов, каких-нибудь сладостей, это, с одной стороны, подпитывает мозг, а с другой — вся информация, которую мы запоминаем, быстро выгорает. А нам нужны длинные углеводы, долгоиграющие, разные каши без молока, злаки, клетчатка, морковка. Все это способствует усвоению информации.
Полезный совет
Хотите знать, как развивать память? Читайте об этом в статье «Правила хорошей памяти».
Хотите сохранить живость ума? Читайте о том, как и какую зарядку для ума нужно делать.
«Опыт, сын ошибок трудных»
Часто основное препятствие к изучению чего-то нового — это страх допустить ошибку или не справиться с поставленной задачей. И тут есть чему поучиться у детей. Они не боятся промахов и неудач, осваивают новое с увлечением и азартом. Вспомните малыша, который учится ходить. Или ребенка постарше, когда он осваивает велосипед. Что они делают, когда в процессе обучения падают? Встают и продолжают.
Взрослым чаще свойственна осторожность, стремление оставаться в зоне комфорта, избегая неудач. Но есть и такие, кому удается сохранить «детскую» увлеченность. Их не пугает высокая вероятность ошибки. Так, у изобретателя Томаса Эдисона было множество ошибочных попыток прежде, чем он разработал один из первых коммерчески успешных вариантов лампы накаливания. А о своих неудачах он сказал так: «Это не были неудачи. Просто я изобрел 10 000 способов, которые не сработали». Не зря же говорят: на ошибках учатся. Как же быть, когда цена ошибки очень высока, например при подготовке квартального отчета или оформлении платежных документов?
А. Л.: В ситуации с высокой степенью ответственности, когда цена ошибки высока, человек учится очень быстро. Например, летчик-истребитель понимает, что любое его неверное движение может стоить ему жизни. Этот тезис применим и к ситуации, когда речь идет о финансовой ответственности. В таких случаях все процессы выстраиваются так, чтобы все действительно работало, отчеты были сданы в корректном виде и в срок и т д. Поэтому важно, чтобы финансовую ответственность в бухгалтерии нес не только главный бухгалтер.
В стрессовой ситуации нам часто открываются решения, которые при осознанном поиске бывают не доступны, потому что мы привыкли рассуждать шаблонно.
Д. Л.: Взрослые обучаются только в процессе профессиональной деятельности. К сожалению, как бы этот материал не был красиво оформлен, как бы он не был подан, если нет возможности попробовать и сделать что-то самому, то вся информация уходит в пустоту. Например, когда работу в программе только показывают на экране, в это не очень веришь. Потому что личный опыт подсказывает, что это красиво только на экране, а когда до дела доходит — совершенно другая картина. Нужно обязательно что-то сделать ручками: посчитать на калькуляторе, поработать в бухгалтерской программе. Тогда информация усваивается.
А. С.: На КУБЕ об изменениях мы рассказываем в такой модели: было/стало. Это позволяет увидеть особенности, понять, что изменилось. Очень помогают усваивать информацию цифровые примеры, ситуации из жизни. Сказать можно много, а когда есть возможность посмотреть на конкретном примере, тогда легче разобраться. После урока мы всегда даем слушателям практические задания. Их выполнение очень помогает усваивать информацию. Если в бухгалтерии есть традиция делиться с коллегами профессиональной информацией, то очень полезно включать в свой рассказ практические задания и тесты.
Домашнее задание
Если вы хотите усвоить прочитанное, внедрить свою жизнь какие-то новые навыки, действуйте. Ведь вы уже знаете, что взрослые учатся только на практике.
Поэтому рекомендуем вам выписать или подчеркнуть в статье все, что вы планируете внедрить в своей жизни. Составить план, описать промежуточные итоговые результаты и, конечно, поставить сроки. Желаем вам успехов!
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.