Как установить бетонные бордюры
Технология укладки бордюрного камня
Обязательно ли устанавливать бордюр при устройстве дорожных покрытий из плитки и как правильно его выбрать?
При устройстве дорожных покрытий из тротуарной плитки установка бортового камня (бордюра, поребрика, БР) обязательна. Эти изделия выполняют несколько функций:
Наибольшей популярностью пользуются БР, изготовленные из тяжелой бетонной смеси. При покупке изделий заводского изготовления нужно учитывать следующие факторы:
Как правильно установить бордюры, до или после укладки тротуарной плитки?
На этот вопрос однозначно ответить сложно, потому что каждый из вариантов имеет плюсы и минусы.
Какие инструменты и материалы понадобятся для монтажа бордюра?
Для правильной установки тротуарного бордюра в соответствии с технологией необходимо подготовить: строительный уровень, деревянные колья, длинный прочный шнур, мастерок, емкость для приготовления цементно-песчаного раствора или бетономешалку, резиновый или деревянный молоток, клещи (понадобятся при использовании тяжелого БР).
Какая технология установки дорожного бордюра является правильной?
При обустройстве тротуаров и автодорог бордюрный камень обычно укладывают на бетонную подготовку. Этот способ хорошо подходит для грунтов, испытывающих сезонные пучения.
Какая технология укладки бордюра применяется для обрамления садовых дорожек?
Если грунты не склонны к пучению, пешеходные дорожки, клумбы, цветники можно обрамлять поребриками, которые устанавливаются только на уплотненную щебневую подготовку. Толщина щебневого слоя в этом случае должна быть не менее 15 см. Такой способ более дешевый и простой, по сравнению с установкой бордюра на бетонную смесь.
Как правильно подготовить бордюр для его укладки по краям криволинейных дорожек?
При оформлении криволинейных садовых дорожек с крутыми поворотами бордюрный камень приходится резать. Для этой цели в основном используются углошлифовальные машины (УШМ, «болгарки») с алмазным кругом по бетону или гильотины, рассчитанные на раскалывание изделий из натурального или искусственного камня. Частные застройщики чаще всего применяют УШМ, с помощью которой можно сделать аккуратный рез. Но при работах с ней необходимо быть предельно осторожным и использовать средства защиты для рук и глаз. Гильотиной резать проще и безопасней, но в домашних мастерских такого оборудования нет, а приобретать его для проведения разовых работ слишком дорого.
Если дорожка делает плавные повороты, то поребрики не режут. Зазоры между ними заполняют цементно-песчаным раствором.
Нюансы установки дорожных бордюров: пошаговая инструкция по разным видам
Дорожный бордюр — это обязательный элемент магистральных городских и внутриквартальных дорог. Он выполняет несколько важных функций.
Прежде всего, защитную, сохраняя дорожное полотно и рядом расположенную зеленую зону от разрушения и обвалов, а также разграничивает дорожную инфраструктуру на самостоятельные зоны: тротуары, въезд, автостоянки, остановки, заправки и парковки.
Для того чтобы дорожное полотно функционировало свыше 20 лет, бордюрные камни должны устанавливаться с четко обозначенными нормативными производственными характеристиками и в соответствии с технологической картой монтажа.
Общие правила и принципы
Установка дорожных бордюрных камней производится по проекту строительства автомобильной дороги, в ходе которого определяется нужный тип камня и технология установки. Расчет производится согласно климатических и геологических характеристик местности и объемов работ.
Технология установки бордюрных камней должна обеспечить их надежность, чтобы выдержать внешнюю рабочую нагрузку, которая возникает на границы раздела тротуара и дорожного полотна за счет заклинки поверхностного слоя из асфальта или дорожной плитки.
Для этого бордюр укладывают на жесткое основание на дне траншеи из мелкозернистого бетона не менее В15 и М200, песка и щебенки.
Требования для использования стройматериалов под основания дорожного и магистрального бордюрного камня:
Установка дорожного бордюра должна быть произведена не позже чем за 72 часа до начала работ по устройству основного покрытия дороги, чтобы бетонная обойма и швы набрали требуемую прочность.
Общие принципы установки бордюрного камня для дорожного покрытия:
Земляной ящик шириной 0,6 м устраивают ручным способом при небольших объемах и автогрейдером при строительстве автодороги большой протяженности. Выравнивающий слой должен быть не менее 10 см. Его подвозят автосамосвалами, разгружают в 3-5 местах у траншеи и автогрейдером смещают песок в земляной ящик. Распределение основания по траншеи выполняют ручным способом.
Перед монтажными работами камни должны быть очищены от загрязнений, располагают их на основание по нанесенным отметкам. Вначале нивелиром/тахеометром ставят маячковые камни лицевой поверхностью, натягивают шнур по стальным кольям, забитых у маячных камней по верхней кромке, и только потом выставляют остальные элементы, проверяя их горизонтальность.
Перечень инструментов и оборудования
Монтаж бордюрных конструкций может устанавливаться как ручным способом, для элементов до 1 м, так и механизированным, поэтому список оборудования во втором случае будет существенно большим.
Для выполнения работ по устройству бордюров механическим способом потребуется:
Захваты-клещи
Эти приспособления обязательны при перемещении ограждения до 1 м, весом до 200 кг.
В этом случае захват одного бордюра выполняют несколько человек, а приспособление помогает не только распределить нагрузку между исполнителями, но и устанавливать камень ровно и точно по разметке.
Захваты-клещи помогают снизить трудозатраты на укладку дорожного камня и снизить травматизм на рабочем месте. Такое приспособление универсальное, может использоваться для переноски любого другого тяжелого штучного стройматериала.
Современные модификации захватов способны работать в тандеме с другой строительной техникой и оборудованием, что позволяет поднимать более тяжелые бордюры длинной свыше 1 м и весом свыше 200 кг, например, гранитные или ЖБ магистральные камни.
Ниже описаны популярные захваты-клещи которые можно использовать для укладки дорожных бордюров.
Простой
Даёт возможность ставить бордюрные элементы, а не переволакивать их. Захват не имеет кронштейнов, прижимание создаётся благодаря усилиям, созданными руками человека. Рычаги замыкаются вследствие поворота клещевых ручек. В этом случае, создается дуга захвата 40-45 см. При том, что само приспособление имеет вес примерно 5 кг, но бордюры может поднять до 200 кг.
Обладает наивысшей функциональностью. Может переносить тяжелый дорожный бордюр и другие дорожно-строительные материалы длинной до 1 м и весом более 150 кг, например, водоотводные лотки. Гидрозахват допускается применять с разнообразным оборудованием и транспортом в виде навесного оборудования. От их гидросистемы подается питание для захвата.
С гидрозахватом нужно обращаться осторожно, первоначально щипцы кладут на камень, после направляющие необходимо раздвинуть их по длине, при этом прижимы располагают симметрично, чтобы случайно не разломать бордюр. Ротатор подключают к оборудованию, которое создает давление крепко зажимая изделие в захвате, после чего погрузчик или другой грузоподъемный транспорт переносит камень в зону установки.
Захват-тандем
Педназначается для парного применения, функционирует по технологии продольного захвата. Клещи замыкаются на бордюре по торцам. Инструмент довольно тяжелый, его вес до 15 кг, но может монтировать бордюрные элементы до 200 кг. Благодаря альтернативному удержанию по торцам, защищается лицевая часть бордюра от случайного повреждения.
Наиболее популярный инструмент в дорожном строительстве и, предназначены для тяжеловесных конструкций, работает в блоке с грузоподъёмной автотехникой. Отличительная черта конструкции — наличие монтажного кольца. При подъеме щипцов, подъемные щёки захлопываются, создавая усилия в соответствии с весом бордюра.
Как правильно установить бортовые камни?
Для правильной установки бордюров нужно знать проектное расположение камня — в один уровень с тротуарным покрытием или выше. От этого будет зависеть глубина траншеи.
Для грунтов с сезонным пучением в обязательном порядке должна выполняться укладка выравнивающего слоя.
Базовые этапы в процессе укладки дорожного бордюра:
На практике существуют определенные технологические нюансы для разных вариантов дорожного покрытия и бордюров, изготовленных из разнообразных материалов, например, магистральных и гранитных камней.
Это объясняется, тем, что при больших объемах работ и значительном весе бордюров, потребуется применение грузоподъемной техники, поэтому при их установке нужно придерживаться определенных процедур. Разберем нюансы установки в зависимости от видов ограждений.
Магистральные
Такие бордюры, как правило, имеют монтажные петли, которые нужно после завершения работ отгибать книзу. Для того чтобы обеспечить на стыках бордюров одинаковые зазоры 5 мм, работают с фиксатором зазоров, Г-образным железным шаблоном, который накладывается на торец поставленного бордюра.
Следующий элемент размещают таким образом, чтобы торцевая поверхность его упиралась в торец с фиксатором уже установленного бордюра. Через 40 м выполняют компенсационный шов для расширения, в него вклинивается строганная доска 20 мм, соответствующая профилю бордюра.
Гранитный
При установке на участке от 40 м нужно окончательно выверить камни по длине и высоте. В необходимых случаях потребуется приподнять бордюр автокраном, выправить его положение и опустить, когда гранит займет проектное положение.
Не допускается проводить планировку основания под гранитным камнем, поднятым краном или другим подъемно-транспортным устройством.
В это время бордюр должен отводится от траншеи и зоны, в которой находятся люди. При установке камней, на стыке между ними не должно быть уступов.
Возможные сложности и ошибки
Несмотря не кажущуюся простоту, установка бордюрных камней довольно сложная работа, требующая точности выполнения нормативных процедур и наличие опыта исполнения работ у монтажников.
Ошибки и сложности при выполнении строительно-монтажных процедур начинаются у исполнителей, когда они приступают к работам без проекта и геодезических исследований.
Наиболее частые ошибки, которые допускаются исполнителями в процессе установки бордюрных камней:
Средние расценки на укладку профессионалами
Для того чтобы установить полную стоимость укладки дорожных бордюров, необходимо учитывать стоимость единичного изделия, длину трассы и стоимость монтажных работ.
Стоимость бортовых камней зависит от размеров, материала и технологии производства, в среднем по регионам она составляет за 1 п.м.:
Стоимость монтажных работ зависит от объемов укладки и типоразмера бордюра, в перечень операций входят, как подготовительные, так и основные работы, включая вывоз строительного мусора.
Средняя стоимость монтажных работ по установке дорожных бордюров за 1 п.м.:
Заключение
Монтаж дорожных бордюров выполняют в ходе строительства или реконструкции магистральных, городских и внутриквартальных дорог для разграничения проезжей и тротуарной части транспортной инфраструктуры.
Процесс установки довольно сложный, поэтому лучше к этим работам привлекать квалифицированных монтажников, использовать грузоподъемную технику и оснастку, тогда работу можно выполнить качественно, а установленные бетонные бордюры прослужат не менее 20 лет, а гранитные и того более от 50 лет.
Установка бордюров своими руками
При устройстве клумб и дорожек, оформления двора или придомовой территории, часто требуется установить разделители. Чаще всего для этого используют бордюры (называются еще поребрики). Причем установка бордюра не настолько сложная чтобы обязательно приглашать бригаду. Вполне можно справиться своими руками. Во всяком случае, с помощниками.
Назначение и виды бордюрных камей
Бордюры используются для отделения площадок с разным покрытием и/или разной нагрузкой. Они могут отделять дорожки от газонов, клумб, сада или огорода, служить границей пешеходной и проезжей части и т.д.
Бордюр отделяет дороги и дорожки от газонов и площадей
Они выполняют сразу несколько функций:
Если вы хотите, чтобы дорожки служили долго, по краю нужно установить бордюр. Он удерживает все материалы, не давая разрушаться или менять форму.
Разные цвета, размеры и сечения
Бордюры или бордюрные камни есть различных размеров, делают их из разных материалов, применяют разные технологии. Самый распространенный вид — бетонные бордюры, но есть еще пластиковые, вибропресованные.
Виды бетонных поребриков и бордюров
Бетонные бордюрные камни самые распространенные, есть они разных размеров. Делят их на две категории:
Остальные типы бордюрных камней для отгораживания проезжей части не применяются, так как имеют недостаточный уровень прочности.
Дороги не всегда прямые — есть изгибы. Резкие повороты под углом сделать просто — поставить под нужным углом, а место соединения зафиксировать бетонным раствором. Для плавных поворотов есть радиусные фрагменты с разными радиусами закругления. Их можно использовать для создания ограждения для круглых, овальных клумб.
Размеры
Бордюрные блоки обычно выпускаются длиной 1000 мм, те, которые предназначены для отделения пешеходных дорожек от плодородного грунта — длиной 850 мм. Еще встречаются элементы длиной 500 и 400 мм. Обычно это поребрики для дорожек из тротуарной плитки. Они выпускаются не только по технологии литого бетона, но и по технологии вибропрессования, по которой изготавливается сама тротуарная плитка.
Размеры бывают разными
По высоте бордюрный камень может быть:
По ширине 200, 180 мм (дорожный камень), 150, 100, 80 мм (бордюрный камень).
Установка бордюра на пескоцементную смесь или бетон
На грунтах, склонных к пучению, устанавливать бордюрный камень нужно на подсыпку из песка и щебня, поверх которой укладывается слой бетона, в него укладывается бордюр. При таком монтаже бордюры стоят годами без проблем. Порядок действий такой:
При соблюдении этой технологии установки бордюрного камня вероятность того, что при пучении он сдвинется с места очень низка.
Как поставить на песок
Если грунты не склонны к пучению, можно обойтись без бетона. Так поставить можно только поребрики — бордюр для пешеходных дорожек или ограждение для клумбы, цветника. При всем при этом такой способ установки не дает гарантии того, что дорожка не будет разрушена. Технология установки аналогично описанной выше до того места, где надо укладывать бетонный раствор.
Схема установки бордюра с водосточным желобом
Под поребрик укладывается только щебень и хорошо трамбуется. Толщина слоя должна быть не менее 15 см. После того как вставили бордюрный камень по уровню, промежуток между боками камня и стенками траншеи заполняется тем же щебнем и хорошо трамбуется. При таком методе установки, свернуть ограждение можно даже если на него наступить под неудачным углом. Но как временный вариант — на несколько месяцев — такой способ установки подойдет.
Пошаговая инструкция: как правильно установить бордюр своими руками
Мощение или дорожное покрытие подвергается сильным эксплуатационным нагрузкам.
Поэтому без надежного фиксирования оно быстро утратит свои важные характеристики. Для ограждения применяются бортовые камни — бетонный или каменный бордюр.
Монтаж производится согласно технологии. Правильно установленный камень предотвращает размывание и разрушение дорожек. Процесс можно выполнить своими руками, строго соблюдая технологические нюансы.
Можно ли выполнить установку самостоятельно?
Существует несколько способов положить бортовые камни. Чтобы выбрать оптимальный из них, лучше всего руководствоваться некоторыми критериями:
Есть несколько разновидностей бордюров:
Дорожный. Такой камень может понадобиться для укладки вокруг дома, чтобы разграничить дорожное полотно и частную территорию.
Для того, чтобы поставить бордюр, необходимо иметь автоматический укладчик, но это может занять много времени.
Подробно обо всех видах бордюров здесь.
Материалы, инструменты, оборудование
Для правильного монтажа бордюра понадобится приготовить инструменты в соответствии с технологией:
Этот перечень инструментов понадобится для монтажа. До этого придется поработать с:
Также понадобятся материалы:
От качества перечисленных инструментов и материалов зависит конечный результат.
Технология устройства: как класть бордюрный камень?
Технологию укладки камня можно также назвать схемой. Она может быть разной из-за размеров камня и целей ограждения. В нее входит не только пошаговый процесс работы, но и вариант установки бордюра, список материалов и их количество.
Иными словами, следует точно определить высоту поребрика над уровнем дорожки, глубину его заложения, тип основания, конфигурацию и размер камня. В процессе составления схемы производится расчет количества материалов и последовательность их укладки.
Важными вопросами являются:
Укладка по этапам
Каждый вид камня требует соответственной технологии укладки. Но существует единая технология монтажа бордюра, которая подходит для самостоятельной установки ограждения. Она заключает несколько последовательных этапов.
Разметка
До начала установки следует разбить линию монтажа. Для этого используются колышки, шнур и рулетка.
На земле нужно отмерить длину ограждения и схематически нанести конфигурацию. По всей длине вбить колышки, на которых отметить расположение грунта и основания.
На заданной высоте верхнего края бордюра натянуть шнур или веревку. Верхняя часть поребрика может располагаться параллельно поверхности земли или под уклоном к ней в зависимости от геологических особенностей участка.
Рытье и подготовка траншеи
Глубина траншеи должна соответствовать расчетной согласно схеме монтажа. Для тротуарного ограждения она равно высоте бордюра + 15-20 см. Для дорожного обрамления — высоте камня.
Ширина траншеи для тротуарного элемента равна его ширине + 5-7 см, для дорожного не менее 30-40 см.
В процесс подготовки траншеи входит очистка основания (уборка мусора и корней), выравнивание и уплотнение. При трамбовке нужно смачивать слой водой, чтобы предотвратить последующую усадку.
Основание для поребриков
Есть два основных вида — щебеночное и цементно-песчаное. Для устройства первого варианта необходимо на дно траншеи насыпать слой песка толщиной 3-5 см, залить его водой и хорошо утрамбовать. Затем насыпать слой щебня мелкой фракции и снова утрамбовать. Основание готово для укладки камня.
Щебеночная основание — наиболее простой и бюджетный способ. Но, он подходит только для тротуарного и садового бордюра. Для устройства цементно-песчаной основы понадобится замесить раствор из песка, цемента (3:1) и воды. Затем залить на дно траншеи единым слоем 5-7 см, выровнять и утрамбовать. Есть еще один способ, который считается наиболее прочным и дорогим.
Это бетонная подушка — комбинация из двух вариантов. Вначале следует насыпать слой песка, увлажнить и утрамбовать. Затем слой щебня и полить его водой. Сверху залить слой бетона.
Резка элементов
При перепадах высот или обрамлении угла необходимо камни распилить. На бордюре отметить карандашом линию распила. С каждой стороны пропилить прорези глубиной 1,5-2,0 см.
Весь камень пропиливать нет необходимости. Затем подложить под большую часть кусок железа и отбить кусок бордюра кувалдой. При аккуратном пропиливании пазов дополнительная шлифовка не понадобится.
Монтаж
Камни нужно укладывать на подготовленное основание с обязательным контролем расположения. Контроль проводится по всем плоскостям — вертикаль, горизонталь.
При этом важно учитывать геометрию участка (уклоны). Этап требует особого внимания. Если он будет произведен неправильно, то может понадобиться демонтаж большого участка ограждения.
Фиксация
Выполняется после установки такой же бетонной смесью, которая использовалась для устройства основания. Параметры бетонного замка зависят от габаритов камня. Примерные значения — высота 8-10 см, толщина 5-7 см.
Заделка швов
Этот этап можно проводить после схватывания бетонной смеси. Используется жидкий бетонный раствор или смоченный песок.
Соблюдение технологии гарантирует высокую прочность и надежность ограждения. В некоторых случаях производится установка декоративного ограждения сразу на песчаное основание без укладки щебня. Это допустимо на твердых грунтах, но все равно приведет к снижению прочности.
Возможные сложности и ошибки
Технология укладки своими руками может вызвать некоторые сложности или привести к ошибкам:
После неграмотного или халатно выполненного монтажа потребуется разборка значительных участков бордюра.
Плюсы и минусы самостоятельной работы
Самостоятельная укладка элементов ограждения имеет свои преимущества и недостатки. Плюсами следует выделить:
Возможность использовать подручные материалы. Не обязательно покупать новые инструменты, цемент или песок.
Минусами можно считать:
Полезное видео
Об укладке бордюров своими руками наглядно в видео:
Заключение
Установка бордюра своими руками — это процесс ответственный. Ограждение имеет важные функции по защите дорожки или полотна. Важно строго соблюдать последовательность работ и рекомендации, а также использовать нужные инструменты. Это позволит обеспечить максимальную надежность и долговечность элементов.
Как установить бетонные бордюры
Установка бортовых камней (или бордюров) является важным этапом в работах по устройству мощения. Поговорим о том, почему это важно, какие существуют правила установки бордюров, а также какой ассортимент бордюров предлагает современный производитель.
Бордюр устанавливается на жесткий бетон или гарцовку и закрепляется раствором по торцам.
Технология установки бортового камня
Технология установки бордюра подразумевает устройство бетонного основания по песчаной или щебеночной подушке.
B ходе работ выполняются следующие технологические операции*:
* Полная информация по установке бортовых камней (нормативы, схемы) содержится в документе: “Технологический регламент на установку бетонных бортовых камней. ТР 1.1-2017. СПбГКУ «Дирекция транспортного строительства». CПбГКУ «Центр комплексного благоустройства», Cанкт-Петербург, 2017 г.
Устройство подстилающего слоя и бетонного основания
Для обозначения продольной линии установки бордюра натягивают шнур. Вдоль этого шнура отрывают траншею прямоугольного сечения с шириной по дну 0,4-0,5 м. Глубина траншеи зависит от проектного положения верха бортового камня (в один уровень с мощением или выше), но должна быть не менее 0,3м.
По дну траншеи устраивают выравнивающий слой из фракционного щебня или песка, который разравнивают и уплотняют.
Фото: Подготовка траншеи
Для устройства подстилающего слоя применяются:
Материал подстилающего слоя распределяется по поверхности основания вручную или механизированным способом. При отсыпке подстилающего слоя следует иметь запас по толщине на вибропосадку камней. Величина этого запаса зависит от формы и размера камней и материала подстилающего слоя. Она устанавливается по месту. Для песчаного основания запас составляет ≈ 1,0-1,5 см.
Устройство бетонного основания осуществляется вручную, путем укладки и разравнивания мелкозернистого или тяжелого бетона класса B15 (M200) до отметки низа бортового камня.
Схема установки бортового камня
На свежеуложенное бетонное основание устанавливают бортовые камни. Перед установкой торцы бордюров должны быть очищены от грязи.
По вынесенным отметкам или с помощью нивелира / тахеометра выставляют маячные бортовые камни. Затем по маячному шнуру, натянутому между забитыми у маячных бортовых камней металлическими штырями нa высоте, соответствующей отметке верхней кромки камней, выставляют остальные бордюры.
Фото: Установка садового бордюра
Бордюры устанавливают лицевой стороной вплотную вдоль натянутого шнура. Каждый камень плотно укладывают в бетонную смесь, обращая внимание нa плотность прилегания камней и нa ровность внешней и верхней стороны линии борта. При необходимости бортовые камни осаживают ударами ручной трамбовки по доске, уложенной по верху камня. В случае, когда бортовой камень по верху не выровнять, выбирают бетон из-под основания камня. Последующие бортовые камни укладывают по первоначальному камню.
Рис: Схема установки бортового камня:
Проверяют горизонтальность верха установленного бортового камня по нивелиру‚ прямолинейность боковой плоскости по визиркам. Ширина швов между бортовыми камнями не должна превышать 5мм. По окончанию проверки, расшиваются швы между бортовыми камнями.
Расшиваются швы в два этапа: cначала обмазываются со всех сторон цементным раствором сметанообразной консистенции (раствор 1:2) с отверстием сверху, которое затем заполняется более жидким цементным раствором (раствор 1:4).
Ha закругленнных участках бордюры устанавливают так же, как и нa прямых, предварительно произведя разбивку очертания кривой по шаблону, изготовленному из тонкой доски или по шнуру. На закруглениях применяют специальный лекальный (изогнутый) бортовой камень или укороченный бордюр БР 50.20.8 (только для тротуаров и садовых дорожек).
Фото: Использование бордюра БР 50.20.8 для создания радиусной дорожки:
Правильность установки бортовых камней проверяется с помощью рейки и шнура. Бортовые камни должны устойчиво лежать нa бетонном основании, линия установленных камней должна быть прямой на прямых участках и иметь плавное очертание на участках закругления.
Фото: Работы по установке бордюра для садовой дорожки:
Ассортимент и декоративные функции бордюров, садовые бордюры
Завод “Цемсис” производит широкий ассортимент бетонного бортового камня по современной технологии двухслойного вибропрессования в соответствии с ТУ 23.61.11-001-09644561-2019 и ГОСТ 6665-91 «Камни бетонные и железобетонные бортовые. ТУ».
В соответствии с назначением, существует несколько категорий бортового камня:
Фото: Использование фактурного бордюра БР 50.20.8 для выполнения отмостки вокруг дома:
Любой участок, оформленный при помощи внешне привлекательного садового бордюра, принимает органичный и законченный облик.
Вы можете получить профессиональную консультацию по вопросам выбора и установки бортовых камней в отделе продаж компании “Цемсис” по тел. 8 812 665-51-10.