Как ускорить ребенка медлительного
Медлительный ребенок. Как его ускорить?
Содержимое публикации
Медлительный ребенок. Как его ускорить?
Медлительность не является каким-то недостатком, но, как правило, доставляет немало неприятностей детям и их родителям. Даже если вы привыкли к особенностям своего малыша и приспособились к совместным действиям, не торопясь и не раздражаясь, это часто не спасает ребенка от огорчений в детском саду или тем более в школе. Ведь на групповых занятиях такие дети просто не успевают за остальными, хотя качество их работ ничуть не хуже. А переодевания для прогулки или занятий физкультурой иногда становятся для медлительных детей настоящим кошмаром, когда раздраженная воспитательница постоянно подгоняет их, а уже одетые дети страдают оттого, что им жарко.
Что же здесь поделаешь? Ведь это свойство нервной системы. Так часто размышляют родители, и, конечно, они во многом правы. Степень подвижности нервных процессов действительно передается по наследству, но она не является постоянной в течение всей жизни. Примерно с трех до двадцати лет скорость нервных процессов постепенно возрастает, кроме того, есть этап в развитии ребенка, когда эта характеристика может быть существенно скорректирована с помощью специальных игр и упражнений. Это период с четырех до шести лет (он обусловлен активным развитием биохимических процессов нервной системы). Так что если вы займетесь тренировкой реакции у своего ребенка именно в этот период, то наверняка увидите плоды своих усилий.
Перед тем как перейти к описанию игр, необходимых для такой коррекции, давайте сначала договоримся о том, как вы будете их организовывать, чтобы это было наиболее эффективно и доставляло удовольствие и вам и ребенку.
Правило 1. Не торопите медлительных детей. Понукания взрослого и ситуация спешки еще больше могут замедлить движения ребенка. Пусть лучше сама игра создает условия, когда ему захочется сделать что-то быстрее, чтобы соответствовать игровой роли или стать победителем.
Правило 2. Проводите эти игры систематически. Толку будет точно больше, если вы станете организовывать их в течение десяти-пятнадцати минут каждый день, чем по часу, но раз в неделю.
Правило 3. Начинать играть нужно обязательно в хорошем настроении и стараться поддерживать приподнятый эмоциональный фон в течение всего игрового занятия. В случае если ребенок проигрывает, оберните все в шутку или помогите ему отыграться. Позаботьтесь о том, чтобы ваши занятия не стали дополнительным ударом по самооценке вашего сына или дочери.
Правило 4. Хвалите ребенка и радуйтесь даже самым маленьким его достижениям. Этим вы поможете сыну или дочери сформировать самоуважение и веру в свои силы, которые понадобятся им в жизни ничуть не меньше, чем быстрота реакции.
Предлагаем Вашему вниманию примеры игр, которые помогут решить проблему медлительности ребенка. Данные игры проводятся с несколькими детьми или с привлечение близкого взрослого.
Игры со сменой темпа движений:
б) Хлопать в ладоши с разной скоростью, опять по сигналу взрослого или по смене темпа музыкального сопровождения.
в) Сгибать и разгибать пальцы рук с разной скоростью вслед за взрослым.
Игры с максимально быстрыми движениями:
а) Дети стоят в одном конце комнаты, а и другом ее конце поставлены стулья (по числу играющих детей), на которых лежат флажки или другие игрушки. По сигналу дети бегут к стульям, берут флажок и возвращаются на свои места. Тот, кто пробежал первым, дает сигнал к следующему «забегу».
б) Детям раздаются листочки бумаги с нарисованным квадратом 10X10 см и карандаши. По сигналу дети возможно быстрее ставят в квадрате точки. Поставивший большее количество точек получает фантик.
в) Обмоталочки (народная игра). Берется длинная веревка, более 5м, середина ее помечается узлом. Игроки встают по разные стороны веревки, закрепляют концы на поясе. По сигналу дети начинают крутиться на месте, накручивая на себя концы веревки, пока не встретятся. Побеждает тот, на чьем поясе окажется узелок.
г) Обмоталочки (второй вариант). Середина веревки так же помечена узлом, каждый конец привязан к палке толщиной немного больше карандаша. Двое играющих расходятся, растягивая веревку. По сигналу каждый начинает наматывать веревку на палку. Побеждает тот, кто намотал больше веревки.
е) Цветочный волчок. Каждый ребенок выбирает для себя название какого-то цветка (колокольчик, ромашка, роза..).
Игры для развития внутреннего торможения:
а) Игровая гимнастика.
Дети повторяют вслед за ведущим его движения: хлопки перед грудью, над головой, за спиной; прыжки; прыжки на одной ножке, приседания и т.д. Затем вводятся разные условия:
1.«Запретное движение». Одно движение, например, хлопки за спиной, объявляется запретным, остальные повторяются, как и раньше.
3.«Все наоборот». Взрослый, показывая движения, дает и словесные команды: Быстрей! Медленней! Тише! Громче! Вначале дети должны четко выполнять указания.
— Орел!
— Воробей!
— Стрекоза!
— Змея!
— Собака! и т. д.
в) Дети стоят по кругу. В заданном темпе они хлопают в ладоши, но не вместе, а один за другим, по ходу часовой стрелки.
— «Хоп!» По этой команде ведущего хлопки должны отбиваться в обратном направлении, против часовой стрелки. Следить за темпом, который можно менять.
В этих играх тренируется дифференцировочное торможение: дети должны различить запрещаемое движение и затормозить его или изменить направление.
Вот некоторые варианты забавных заданий для эстафет:
Далее представлены игры, в которые можно поиграть с ребенком индивидуально.
«Артисты бывают разные»
Перед тем как объяснять ребенку правила этой игры, поговорите с ним о том, как зрители на концерте или спектакле выражают свое отношение к тому, что видят на сцене. Конечно же они хлопают артистам. Но всем ли одинаково аплодирует зал? Разумеется, нет. Чем больше понравилась зрителям игра артиста, тем громче и быстрее они ему хлопают.
Примечание. Можно дать ребенку возможность самому придумать то или иное выражение лица, но желательно поменяться местами только после того, как вы сами продемонстрируете ему мимику человека с разными эмоциями.
«Бегу, иду, гуляю»
«Кошачьи коготки»
Все наверняка видели, как кошки, потягиваясь, выставляют свои коготки. Обычно они делают это медленно, получая удовольствие от собственной лени. Однако, если вдруг неподалеку показалась добыча, движения их лапок становятся стремительными.
В этой игре ребенок должен сжимать и разжимать пальцы рук в определенном темпе. Сигналом к смене скорости служат слова взрослого. Если взрослый произносит слово «солнышко», то ребенок старается представить себя котом (или кошкой), нежащимся на солнце, и медленно сгибать и разгибать пальцы. Если взрослый вдруг произносит слово «мышь», то ребенок делает те же движения очень быстро, как бы пытаясь не упустить кошачью добычу.
Примечание. Если ваша девочка (или мальчик) очень любит животных и отказывается ловить воображаемую мышку, то можно сделать пояснение, что это мышка-игрушка, а не настоящий живой мышонок.
«Быстрый дятел»
Возьмите вместе с ребенком по листу бумаги и карандашу. Разделите каждый лист на четыре равные части, проведя линии по горизонтали и вертикали. По сигналу (например, по хлопку) начните ставить точки в первом прямоугольнике, каждый на своем листе. По второму сигналу оба остановитесь. Посчитайте количество точек на листе у каждого. Тот, у кого их окажется больше, считается победителем. Следующий кон игры проводите в другом прямоугольнике.
Игра получила такое название, потому что стук карандаша о бумагу на столе напоминает стук дятла о кору дерева. Если вам тоже так покажется, то можно войти в эту роль и в шутку похвастаться количеством съеденных червячков или устроить «лесной чемпионат», где вы будете бороться за звание «самого быстрого дятла».
Примечание. Так как соперником ребенка в этой игре может выступать взрослый, то позаботьтесь о том, чтобы ваш сын (или дочь) не оказались в роли вечно проигрывающего. Для повышения интереса ребенка нужно обеспечить ему ощущение равенства в игре. Поэтому будет неплохо, если вы иногда поленитесь и позволите ему выиграть.
Здесь приведены лишь примеры, родители и педагоги по образцу этих игр могут подобрать подходящие. Можно придумывать игры самим, но с учетом того, что они будут направлены на тренировку подвижности нервных процессов или какого-то вида внутреннего торможения.
Игры нужно проводить ежедневно (при невозможности не реже, чем через день). Каждое занятие не должно превышать 10 минут, можно проводить его в два и три приема в разное время дня. Очень важно фиксировать получаемые результаты для того, чтобы видеть эффективность занятий.
Что делать, если ребенок медлительный?
Медлительность – это не недостаток, а особенность некоторых детей, которая, как правило, доставляет им и их родителям немало неприятностей. На групповых занятиях малыши не успевают за своими сверстниками, им сложно даются занятия спортом, дома медлительные дети могут часами собираться на прогулку или выполнять простую просьбу. Родители и другие взрослые часто не знают, как правильно реагировать на медлительность крохи, поэтому они торопят его, тем самым делая только хуже. В этой статье мы расскажем Вам о том, в чем причины медлительности у детей и как можно скорректировать эту особенность.
Почему ребенок медлительный?
Большинство возможных причин медлительности можно отнести к категории физиологических, некоторые же связаны с особенностями воспитания и психологией малыша. Давайте остановимся подробнее на каждой из этих причин.
Темперамент не может быть «плохим» или «хорошим», но у него есть сильные и слабые стороны. Мы не можем повлиять на то, что заложено природой, но мы в силах помочь ребенку принять свою индивидуальность, научиться контролировать свой темперамент и развивать положительные качества.
Дети-флегматики обладают сильной и уравновешенной нервной системой. Таких малышей часто называют «удобными детьми», ведь они послушны и спокойны, рассудительны и неспешны, могут подолгу заниматься и играть самостоятельно. Они хорошо кушают и много спят, любят рисовать и лепить, читать книжки, играть в спокойные игры. Флегматики – кропотливые труженики. Они не всегда быстро достигают успеха, но занимаются с усердием. Таким детям особенно необходимо принятие и поддержка со стороны родителей. Детям с данным типом темперамента свойственна особенная медлительность и вялость. Особенностью флегматиков является то, что им бывает сложно адаптироваться к новым условиям и влиться в коллектив.
Дети-меланхолики, как и флегматики, быстро утомляются, легко отвлекаются, медленно и с трудом обучаются новому. Малыши с данным типом темперамента очень чувствительны и ранимы. Несмотря на то, что ребенок не выражает свои чувства и эмоции ярко, в глубине души он испытывает глубокие и сильные переживания. Больше всего на свете ребенок-меланхолик любит постоянство. К переменам он относятся с недоверием и долго к ним привыкает. Веселым подвижным играм меланхолики предпочитают уединение и спокойные занятия. Они замкнуты и нерешительны.
Степень подвижности нервных процессов передается на генетическом уровне. Но это не означает, что в 7 лет ребенок будет такой же медлительный, как в 3 года, ведь по мере взросления малыш учится компенсировать те особенности, которые ему чем-то мешают.
Недостаток внимания, а именно трудности переключения внимания от одной деятельности к другой. Детям с такими особенностями не просто успевать за быстро меняющейся ситуацией, им нелегко выполнять поручения, состоящие из нескольких пунктов, и, тем более, практически невозможно делать несколько дел одновременно.
Левшество. Результаты некоторых исследований показывают, что леворукие дети медленнее своих праворуких сверстников осваивают какие-либо навыки. Однако серьезных статистических данных на этот счет не представлено.
Ослабленный иммунитет, физическое недомогание также могут оказывать влияние на темп деятельности ребенка.
Если медлительность малыша связана только с определенным видом деятельности, возможно, ему просто не хочется этим заниматься.
Желание привлечь внимание. Ребенок, который недополучает заботу и ласку, скорее всего, будет пытаться привлечь к себе внимание различными способами. Медлительность может вызывать у взрослых гораздо больше эмоций, чем «хорошее поведение».
Некоторые родители поощряют исключительно спокойные и тихие занятие крохи, так как не выносят шума и беготни. Но в этом случае от природы подвижный и активный ребенок рискует стать медлительным.
Как себя вести, если малыш медлит?
Психологи выделяют несколько важных правил общения с медлительными детьми, придерживаясь которых можно помочь ребенку чувствовать себя комфортно и успешно.
Не торопите кроху. Пожалуй, это самый важный принцип, которому обязательно нужно следовать. При слове «быстрее!» малыши начинают нервничать и суетиться, но от этого их темп не только не увеличивается, но и зачастую снижается. Раздражение и недовольство по поводу медлительности ребенка могут стать причиной невроза.
Хвалите кроху даже за небольшие достижения.
Не сравнивайте ребенка с его более быстрыми сверстниками. Это сильно отражается на его самооценке.
Избегайте ярлыков. Большинство информации о себе дошкольник узнает из уст близких и значимых ему взрослых. Если окружающие постоянно называют кроху лентяем или копушей, у него не возникнет мысли что-то менять.
Четко организуйте режим дня малыша. Это поможет облегчить выполнение повседневных дел, так как кроха будет знать, что именно его ждет в ближайшем будущем. Используйте различные наглядные средства (схематичные календари, плакаты с расписанием дел и так далее), они будут служить для ребенка своеобразным ориентиром во времени.
Давайте крохе четкие задание и просьбы. Дошкольники обычно воспринимают только одно указание за раз, поэтому нужно стараться максимально четко и конкретно выражать свои требования.
Не делайте за малыша то, с чем он способен справиться самостоятельно.
Дайте ребенку возможность «работать» в оптимальном для него темпе, и тогда качество такой работы будет высоким.
Игры для медлительных детей
Дошкольный и младший школьный возраст считается наиболее подходящим временем для коррекции медлительности. Эта черта может быть довольно успешно скорректирована при помощи специальных игр и упражнений. Их суть заключается не в том, чтобы заставить ребенка выполнять задание быстро, так как это может только усугубить ситуацию. Основная характеристика игр для медлительных детей – это резкие переходы между быстрым и медленным темпом работы. Вот несколько таких игр и упражнений.
«Аплодисменты». Представьте, что Вы с малышом отправились смотреть спектакль (для антуража можно сесть перед телевизором и включить какую-нибудь передачу). Договоритесь о том, что свои эмоции от увиденного вы будете выражать при помощи аплодисментов. Если вам и ребенку нравится происходящее на сцене, хлопайте интенсивно, если нет – медленно.
«Кошечка». Суть этой игры заключается в том, что по команде кроха должен, как кошка, сжимать и разжимать пальцы рук в определенном темпе. Если взрослый произносит слово «солнышко», малыш должен превратиться в кошку, которая нежится на солнце и медленно выпускает свои коготки. Если Вы говорить слово «мышка», то ребенок должен быстро сжимать и разжимать пальцы, как будто кошка хочет поймать добычу.
«Бегу, спешу, гуляю». Это упражнение удобнее всего выполнять на улице. Как и в предыдущих играх, ребенок должен по сигналу взрослого менять скорость своих движений. Так, например, если Вы поднимаете руки вверх, малыш должен постараться бежать как можно быстрее, если опускаете руки вниз – идти быстрым шагом, складываете руки на груди – идти медленно, будто прогуливаясь. Какие именно жесты и сигналы использовать – решать Вам, главное, чтобы малышу они были достаточно понятны.
Чтобы добиться результата, игры нужно проводить регулярно (по возможности каждый день по 10-15 минут). При этом малыш должен быть в хорошем расположении духа и играть в удовольствие. Также следите за тем, чтобы ребенок не переутомлялся.
«Зеркало». В этой игре малыш должен повторять за Вами все движения. Взрослый может придумать самые разнообразные действия, менять скорость своих движений. Также не помешает немного юмора и кривляния.
«Запрещенное движение». По сути, эта игра похожа на предыдущее упражнение, но ребенку нужно быть более внимательным, потому что помимо копирования движений, ему нужно вовремя остановиться, когда он увидит «стоп-движение» (оно может быть совершенно любым, главное договориться о нем заранее). Вместо копирования запрещенного движения, малыш должен хлопнуть в ладоши и продолжить игру дальше.
«Обмоталочки». Для этой старинной, но очень веселой игры Вам понадобится длинная (не менее 5 метров) веревка, посередине которой завязан узел. Игрокам нужно встать у разных концов веревки и по команде начать обматывать ее вокруг себя. Побеждает тот, у кого быстрее окажется узелок.
«Дятел». Горизонтальной и вертикальной линией разделите лист бумаги на четыре равные части. За минуту малыш должен, стуча карандашом или фломастером, постараться оставить в первом прямоугольнике как можно больше точек. Затем можно переходить к следующим прямоугольникам. В этой игре малыш соревнуется сам с собой, сравнивая, количество точек в разных частях листа.
Выводы
Заключение
В детском Монтессори-центре «Созвездие» бережно и уважительно относятся к особенностям каждого ребенка, создавая условия для его разностороннего развития. Для нас важно помочь малышу не только узнать много нового и интересного, но и научить его самостоятельности и развить навыки общения. Мы всегда открыты для Вас!
Статью подготовила Монтессори-педагог
Соколова Оксана
Медлительность у детей
Чрезмерная медлительность может быть связана с
● синдромом дефицита внимания
● нарушениями познавательной деятельности (трудностями в обучении).
«Моя 7-летняя дочь очень яркая и талантливая, но она все делает невероятно медленно. Сначала мы думали, что она еще просто маленькая, так как она была такой всегда, но теперь она в школе, и учителя стали на нее жаловаться. Хуже всего то, что чем больше мы ее торопим, тем медленнее она все делает».
«Наш сын учится во втором классе. Он постоянно не успевает доделать классную работу. В итоге ему приходится дома делать и классную, и домашнюю работу. На это у него уходит очень много времени, и мне приходится ему помогать»
Что объединяет этих детей? Они все делают медленнее своих сверстников.
Их чрезмерную медлительность можно объяснить медленным темпом обработки информации мозгом.
Медленная скорость обработки, связ анная с синдромом дефицита внимания
Эти дети вечно «витают в облаках», мечтают, они рассредоточены. Работу они выполняют медленно, часто с ошибками.
Причины:
Причины, связанные с особенностями мозговой деятельности, в сочетании с плохим чувством времени превращают выполнение домашнего задания в многочасовой процесс, создают сильный стресс ребенку.
«Варя часто получает плохие оценки за контрольную работу, потому что она не успевает! Дома у нее все прекрасно получается, она хорошо разбирается в материале, но ей нужно больше времени на выполнение задания, чем другим»
Медленная скорость обработки, связанная с нарушениями познавательных процессов (трудностями в обучении)
Важно отметить, что интеллект у детей с нарушениями познавательных процессов часто в норме и даже выше среднего.
ИСТОРИЯ
«Собраться и выйти куда-то всей семьей целая проблема. Мы все стоим и ждем, пока наш 8 летний сын найдет свои вещи, оденется и выйдет. Утром приходится его будить раньше, чем всех остальных, чтобы не опоздать в школу»
Что делать?
Обратиться к специалистам:
Чем могут помочь родители?
Если вы читаете эти строки, значит вы уже сделали первый важный шаг – осознали особенность вашего ребенка и ее влияние на повседневную жизнь.
Специалист/услуга | Стоимость | Продолжительность |
Нейропсихологи | ||
---|---|---|
Плахова Светлана Александровна | 3500 руб. | 50 мин / Диагностика 4000 руб /60 мин |
Адрес: Ростовская набережная, д. 3, Москва, Россия
Как ускорить ребенка медлительного
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊
Разработан ряд специальных упражнений, которые позволяют повышать скорость двигательной реакции медлительным детям.
Бесплатные занятия с логопедом
Разработан ряд специальных упражнений, которые позволяют повышать скорость двигательной реакции медлительным детям. В корне неправильно просто заставлять ребенка двигаться и делать все скорее. Результата это не принесет, а только усугубит ситуацию: дети нервничают, скорость движений падает, а нервное напряжение возрастает. Цель этих упражнений — резкий переход от медленных движений к быстрым и в обратном направлении.
Следует разграничить тренировки. Медлительные дети должны заниматься отдельно от подвижных ребят.
Каждое упражнение дает нагрузку на определенные группы мышц.
Изменение темпа движения во время игры
Игры, развивающие внутреннее торможение
Гимнастика в игровой форме. Взрослый показывает, а ребята повторяют, различные действия: приседают, прыгают, хлопают и т.д. Затем вводятся ограничения:
Затем все происходит наоборот. Когда дети слышат команду «Медленнее!» – им необходимо ускорить темп, когда взрослый командует «Быстрее!» – наоборот, ускорить. И так со всеми упражнениями.
Посредством этих игр происходит тренировка дифференцировочного торможения. Дети учатся различать запрещенные движения и тормозят их.
Запаздывательное торможение тренируют обычными эстафетами. Детей делят на две команды. Первые участники каждой группы бегут отведенную им дистанцию, затем вторые и т.д. Для того, чтобы придать эстафете более соревновательный дух, можно изменять задания: первый отрезок дистанции бежать, второй – ползти, третий – пройти гусиным шагом и т.д. Так как каждый участник вынужден ждать своей очереди, происходит развитие запаздывательного торможения.
Забавные задания к эстафетам
Игры для дошкольников
Следующая игра служит конкретной цели. Играя в нее, инертные дети готовятся к школе.
«Дома — на улице — в детсаду — в школе»
Ведущим в этой игре может выступать как воспитатель или родитель, так и один из ребят. Он поочередно бросает мяч, стоящим перед ним детям. Во время броска ведущий громко произносит одно из слов названия игры.
Дети должны поймать мяч и моментально вернуть его обратно. При этом необходимо сказать слово, напрямую связанное с тем, которое произнес ведущий.
Дома: папа, бабушка, обед.
На улице: птицы, дорога, прохожие и прочие.
Эта игра приведена в качестве примера. Родителям и педагогам следует проявить фантазию и придумать еще ряд аналогичных игр. Но следует помнить, что игры должны тренировать подвижность нервного процесса или внутреннее торможение.
Играть с детьми необходимо каждый день. Если же такой возможности нет – проводить подобные игры через день.
Длительность подобных занятий не должна превышать десять минут. Можно разбить игры на несколько раз и проводить их в разное время дня. Для того чтобы родителям и педагогам был виден эффект от занятий, необходимо фиксировать промежуточные результаты.