Как ускорить развитие ребенка
Ускоренное психическое развитие
2.3. Ускоренное психическое развитие
Синоним – акселерация (лат. acceleratio – ускорение). Ускоренным считается физическое, психическое и/или сексуальное развитие, опережающее норму в среднем на 1–2 года. Общая акселерация касается всех аспектов психологического развития, парциальная акселерация – каких-то отдельных его сторон.
При гармоничной акселерации, встречающейся достаточно редко, сознание, самоосознавание, личностные, психологические функции и соматическая сфера развиваются приблизительно одинаково ускоренным темпом.
Дисгармоническая акселерация, намного более частая, представлена рядом вариантов, некоторые из них хорошо известны. Так, ускоренное психическое созревание может сочетаться с замедленным физическим развитием. Ускоренное психическое и физическое развитие может сопровождаться выраженными соматовегетативными дисфункциями в виде врожденной нервности (в раннем детстве), а позднее – эндокринными нарушениями. Неравномерность развития может обнаруживаться в самой психической сфере, когда одни психологические функции созревают быстрее обычного (например, речь), а другие задерживаются в своем развитии (например, моторика, психомоторика, социальные навыки). Иногда соматическая акселерация опережает психическую или ускоренное психическое развитие сочетается с психическим инфантилизмом.
Акселерация стала известной лишь в XIX веке, хотя отдельные ее случаи, несомненно, наблюдались всегда и повсеместно. Природа ее остается неустановленной. Предполагается, что она может быть связана с урбанизацией, смешанными межэтническими браками, улучшением питания, психическим расстройством, влиянием радиации, гаметическими мутациями, излишне интеллектуализированным воспитанием одновременно с изоляцией от детского коллектива. Психическая акселерация может развиваться и как гиперкомпенсаторный феномен у детей, вынужденных вести малоподвижный образ жизни, например при ДЦП, клапанных пороках сердца.
Распространенность акселерации и динамика ее показателей остаются неизвестными.
Акселерация в раннем детстве имеет некоторые особенности. Ускорение психического развития годовалого ребенка хотя бы на 0,5–1 год часто делает ребенка трудным для воспитания, хрупким, сверхчувствительным к стрессовым ситуациям. Психическая акселерация не всегда является показателем высоких интеллектуальных и креативных способностей. Дети могут рано начать говорить, правильно пользоваться местоимениями, задавать вопросы, обнаруживать отдельные аспекты пространственного гнозиса, фантазировать, но их интеллектуальная деятельность остается при этом на среднем уровне, например из-за однообразия содержания умственной деятельности или неспособности использовать для самостоятельной переработки реальный опыт.
Акселерация у ребенка может быть самостоятельным клиническим феноменом и наблюдаться, в частности, на доманифестном этапе течения шизофрении. Нередко она находится в рамках определенных психопатологических синдромов, например синдрома патологического фантазирования, синдрома гиперактивности и др. При психоэндокринном синдроме встречаются «маленькие старички», склонные поучать, читать нотации, предаваться воспоминаниям.
Прогноз при акселерации чаще, по-видимому, благоприятный. В том плане, что с возрастом проявления акселерации сглаживаются. В некоторых случаях после периода ускоренного психического развития, длящегося от 1 до 20 лет и более, наступает манифестная стадия психического заболевания (чаще, вероятно, шизофрении). В других случаях, частота которых остается неизвестной, вундеркинды или дети-индиго становятся выдающимися деятелями науки и искусства, всегда в чем-то своеобразными, но в психиатрическом плане вполне адекватными и адаптированными в своей среде людьми.
При психической акселерации иногда встречаются случаи с необычайно ранним развитием психологических функций, таких как сознание, самосознание, мышление, интеллект, творческие способности, и исключительной интеллектуальной продуктивностью. Например, девочка 2,5 лет, из неблагополучной семьи, родители лишены родительских прав, находится на воспитании в детдоме. Она прекрасно говорит и понимает обращенную к ней речь, самостоятельно читает, пересказывает прочитанное, очень любознательна, задает много вопросов, причем достаточно сложных. В детдоме быстро освоила компьютер, пользуется интернетом.
Поразительный случай психической акселерации у мальчика приводит М. Критчли (1974): «В 4 месяца ребенок начал произносить отдельные слова, а в 6 месяцев неожиданно, но адекватно сказал матери «поставь другую пластинку» (put on another record). В 12-месячном возрасте он прочитал букварь. В 22 месяца играл по слуху вторую Венгерскую рапсодию Листа. Когда ему было 6 лет, он поступил в 6-й класс школы. Два года спустя закончил свою первую симфонию. Отличившись по математике и химии, в возрасте 10 лет поступил в университет, а когда ему было 14 лет, окончил учебу и получил диплом».
Вопросы терапии, реабилитации и профилактики применительно к акселерации разработаны недостаточно.
Как ускорить развитие ребенка
Современный ребенок испытывает на себе стремление родителей ускорить его развитие.
Бесплатные занятия с логопедом
Современный ребенок испытывает на себе стремление родителей ускорить его развитие. Любящие мамы и папы всерьёз озабочены тем, чтобы те или иные способности появились у их детей как можно раньше. Многие начинают обучать малышей чтению, письму, иностранному языку, математике с полутора-двух лет, полагая, что именно эти возможности свидетельствуют об успешном развитии ребёнка.
В немалой степени этому способствует состояние современного рынка образовательных услуг и детского досуга. Существует множество пособий и литературы, различные центры раннего развития, школы для малышей, специализированные детские клубы, прогимназии и т.д. В интернете, со страниц журналов и книг раздаются призывы к родителям как можно раньше начать развивать интеллект своего малыша.
Нужно ли придерживаться методик раннего развития
Авторы различных методик ссылаются на ускоряющийся темп жизни в современном обществе, усиливающуюся конкуренцию, сложные школьные программы и предлагают родителям не терять времени даром.
На первый взгляд это кажется логичным: чем раньше начнешь, тем больше успеешь узнать и запомнить. При этом маленькие дети весьма восприимчивы, они легко обучаются всему новому, у них много свободного времени.
На самом деле такая логика не столь однозначна. Психологические исследования убеждают нас в том, что если у ребенка рано проявились способности к освоению разных навыков, это ещё не гарантирует успехов в будущем школьном обучении, тем более в профессиональном становлении.
Ещё в первой половине прошлого века ученые обозначили чёткую грань между знаниями и умениями ребенка, то есть между навыками, которым стремятся обучить его взрослые, и способностью к самостоятельному анализу, поиску решения в новой для него ситуации. Именно эта способность познавать, открывать новое характеризует интеллект человека, а её развитие обеспечивает возможность не просто знать и уметь, но мыслить и понимать.
К сожалению, часто случается так, что в стремлении ускорить развитие ребенка родители делают основной акцент именно на становлении его учебных умений, оставляя в стороне собственно интеллектуальное развитие. Создается впечатление, что развитие ребёнка понимается только как расширение кругозора и эрудиции, освоение навыков чтения, счёта, письма и напрямую сводится к обучению и накоплению знаний. Как гордится родитель ребёнком, говоря: «А мой в 3 года уже «Анну Каренину» читает»! Конечно, это звучит очень здорово, но поймёт ли малыш хоть что-нибудь из прочитанного?
Обращаясь к родителям, очень хочется развенчать популярную сейчас тактику «работы на опережение», умерить их усилия, направленные на то, чтобы научить ребенка всему на свете как можно раньше. Такое стремление часто просто не даёт никакой пользы, а иногда приносит ощутимый вред развитию ребёнка.
Давайте попробуем разобраться в некоторых последствиях усилий, направленных на ускорение развития детей.
Хорошо известно, что каждое представление об окружающем мире обретает смысл только тогда, когда соотносится с другими, связывается с ними логически, составляя целостную непротиворечивую систему (картину мира). Для этого нужна кропотливая работа, а ребёнок, который ещё не обладает приёмами логического анализа, к ней пока (до старшего дошкольного возраста) не способен. В связи с этим избыточное количество информации об окружающем мире не успевает им анализироваться и хаотически накапливается в его памяти. Такая информация не может использоваться целенаправленно, что делает её бесполезной.
С учётом сказанного, усилия взрослых должны быть направлены не на расширение кругозора малыша, а на развитие его способности сравнивать, выделять общее и различное, открывать связь одних явлений с другими.
А вот ещё один довод против чрезмерного стремления родителей форсировать развитие ребенка: достижения дошкольников в освоении целого ряда учебных знаний и умений (чтение, знание цифр, словарный запас в иностранном языке и т.д.) очень быстро утрачиваются, забываются и не дают никаких преимуществ в освоении школьной программы. Почему? Всё просто – этим знаниям нет места в повседневной жизни малыша, он не может ими воспользоваться, ему негде их применить. Для дошкольника это — чуждые, формальные умения, которые нужны не ему самому, а окружающим его взрослым, которые он этим взрослым и демонстрирует — охотно или (бывает и так) по принуждению.
Негативные последствия раннего развития ребенка
Теперь, наконец, поговорим о негативных последствиях стремления форсировать раннее развитие ребенка. Анализ поведения и эмоционального состояния дошкольников, прошедших «школу раннего развития», позволяет говорить о более выраженной у них, по сравнению с другими детьми, тревожности, напряжённости. Для них характерны такие переживания, как неудовлетворенность собой, боязнь собственного неуспеха.
Повышенные требования к ребенку могут сказаться на формировании его самооценки. Малыш растет в ситуации, когда близкие взрослые ждут от него успешности в выполнении учебных заданий.
У него появляется ощущение, что именно за эти успехи его любят родители — ведь его достижения вызывают у них радость, в то время как неуспех приводит к их раздражению и неудовлетворенности.
Так, у ребенка появляется стремление постоянно подтверждать свою компетентность, чтобы, как ему кажется, завоевать родительскую любовь. Именно так создаются предпосылки для появления позже тревожности у школьника.
Кроме того, опасность оказаться несостоятельным и потерять родительскую любовь может привести к нежеланию ребёнка учиться.
Сейчас всё чаще приходится говорить о чрезвычайно важном отрицательном последствии трансформации дошкольного детства — потере мотивации к учёбе. Не так часто можно встретить сегодня дошкольника, мечтающего скорее пойти в школу, стать учеником.
Уходят в прошлое времена, когда знакомство со школой становилось праздником для ребёнка, и, чтобы вернуть привлекательность для него учёбы, необходимо вспомнить, что дошкольный период – это время игры.
Психологи справедливо считают, что дошкольное детство — чрезвычайно важное время, во многом определяющее всё последующее развитие личности.
В этом возрасте начинают формироваться отношение человека к самому себе, к другим людям, его характер, потребности и интересы. Но эти качества и особенности не могут быть сформированы и развиты во время обучения чтению и письму. Они формируются в свободной деятельности ребёнка, когда он может действовать самостоятельно, проявлять инициативу, выражать собственные желания и переживания.
Игры для раннего развития ребенка
Творя, создавая, придумывая, малыши преобразуют не только окружающий мир, но и самих себя.
И деятельностью, в которой дошкольник может реализовать свои потребности, в которой он истинно развивается, является игра.
Казалось бы, сколько уже сказано о важности детской игры, но сегодня эта тема вновь актуальна. К сожалению, современные родители все чаще свой выбор делают в пользу развивающих занятий, а игру ребенка рассматривают лишь как развлечение или, что ещё печальнее, начинают использовать её только как поощрение за послушание, хорошее поведение, достигнутые успехи. А между тем игра — уникальное средство воспитания и развития дошкольника, но её недостаток может пагубно отразиться на общем психическом и личностном развитии ребенка, способности к общению. Лишение ребёнка возможности играть как, когда и где он хочет наносит непоправимый вред его развитию.
При большой загруженности малыша «развивающими занятиями», постоянной спешке и разнообразии этих занятий у ребёнка действительно не остается времени и сил на игру. Но это не единственная проблема: даже самого одарённого дошкольника необходимо учить играть. При этом самих развивающих игр и игрушек совершенно недостаточно — нужен тот, кто научит играть. Без участия старшего (родителя, воспитателя, братьев и сестёр, других детей старшего возраста) любая игра будет примитивной и неинтересной. И только после того, как ребёнок научится играть, он получит настоящее удовольствие и будет сам стремиться играть все больше, и тогда игра приобретет поистине неиссякаемый потенциал для развития.
Чем же так уникальна игра для дошкольника? В сюжетно-ролевой игре ребёнок без последствий может делать то, чего пока не умеет в реальной жизни: подчиняться правилам, следовать инструкциям, узнавать желания и чувства партнера по игре и пытаться изменить в соответствии с этим своё поведение (а иначе с ним никто не будет играть), много фантазировать, проявлять инициативу. Но магия игры в том, что в этом процессе ребёнок получает колоссальное удовольствие. Ему нравится то, что он делает, ведь это происходит добровольно. Поэтому игру в дошкольном возрасте не может заменить никакая другая деятельность.
Форсирование раннего развития
Чтению, письму и иностранному языку ребенок точно может научиться и позже, но если в дошкольном возрасте он не научится контролировать своё поведение, подчинять сиюминутные желания другим, более важным, понимать свои собственные и чужие эмоции, чувствовать прекрасное, общаться с другими детьми, восполнить это в дальнейшем будет очень трудно, почти невозможно.
Итак, самым главным, если говорить о форсировании развития дошкольника, представляется не то, что дети приобретают при преждевременном обучении, а то, что они теряют при этом необыкновенно важные возможности, которые открывает перед ними детство. Стараясь всесторонне развить малыша, родители не должны забывать, что прежде всего он — ребёнок.
Занимайтесь с собственными детьми, открывайте им мир, рассказывайте, «что такое хорошо и что такое плохо», поощряйте их любознательность и инициативу, играйте с ними, дурачьтесь и радуйтесь вместе, смотрите на звёзды, ловите бабочек. Только не пытайтесь через силу заниматься тем, что не интересно ни Вам, ни ребенку, хотя и кажется весьма важным, — это не принесет пользы.
Позвольте ребенку насладиться детством, а ещё лучше — наслаждайтесь вместе с ним. Это время и так быстро проходит, может быть, не стоит его еще и ускорять?
Жизнь непредсказуема, и никто с уверенностью не сможет сказать, какие знания будут важны через 15-20 лет. Однако то, что самостоятельный, уверенный в себе, инициативный, ответственный человек, не боящийся общаться с другими людьми, будет иметь больше шансов стать счастливым и успешным, — это совершенно точно. И никто не спросит, когда он научился читать.
Развитие ребенка по месяцам до года
Давайте узнаем, какие этапы развития проходят малыши, и как родители могут поддержать этот процесс.
Чему учится малыш от 0 до 1 месяца
Первый месяц жизни новорожденного считается периодом адаптации. За эти 30 дней новый член вашей семьи должен успеть проделать огромную работу по перестройке своего организма: большую часть жизни он существовал в водной среде, где был обеспечен теплом, питательными веществами и кислородом, а теперь ему нужно самому дышать, самому регулировать систему теплообмена, самому добывать молоко из маминой груди.
Это требует огромных энергозатрат, поэтому в первый месяц большую часть времени малыш спит и ест. В первые недели жизни сон очень важен для младенца: во сне он растет, а организм привыкает к новой обстановке. Продолжительность бодрствования в течение суток в первый месяц обычно не превышает 2 – 4 часов. Грудное вскармливание быстро налаживается: ест новорожденный в среднем каждые 2 часа, в ночное время 3 – 5 раз (не забывайте — все очень индивидуально). Режим сна, кормления и бодрствования ваш малыш будет устанавливать самостоятельно в зависимости от своих физиологических особенностей и темперамента. Ваша задача как родителей лишь подметить и поддерживать эти ритмы, научившись распознавать и удовлетворять потребности ребенка.
Физическое и психоэмоциональное развитие в этот период происходит само собой, почти незаметно, но непрерывно. Несмотря на то, что малыш пока не демонстрирует особых достижений, он многое впитывает.
Вы можете завести себе дневник, куда будете заносить все достижения вашего малыша: впервые улыбнулся, начал ползать, сделал первые шаги. Это поможет и проследить динамику развития, и сохранить приятные воспоминания на всю жизнь.
Физическое развитие:
Психоэмоциональное развитие:
Сейчас ваш малыш нуждается в особо тесном телесном и зрительном контакте с мамой и ее отклике на его нужды, что закладывает прочный фундамент психологического благополучия ребенка. В это непростое время семья проверяется на прочность и сплоченность: чтобы мама могла посвятить себя новорожденному, пусть другие члены семьи возьмут на себе все остальные заботы о доме.
Как малыш развивается к 2 месяцам
В этом возрасте малыш спит уже заметно меньше: появляются периоды длительного дневного бодрствования. Дневной сон укорачивается. Вырабатывается режим ночного сна: теперь его продолжительность составляет 10 – 12 часов с перерывами для кормления, во время которых малыш может полностью не просыпаться.
Физическое развитие:
Психоэмоциональное развитие:
Развитие восприятия формы и цвета можно стимулировать, развесив по бортикам кроватки картинки с яркими четкими формами и узорами: черно-белыми, красными, желтыми, синими, зелеными, оранжевыми.
Что умеет ребенок к 3 месяцам
Едва ли не главное достижение этого месяца и радость для родителей — это появление режима, который малыш выстраивает вместе с мамой. Уже есть отчетливое время пробуждения, кормления и засыпания с двух-трехразовым (иногда четырехразовым) дневным сном.
В этом возрасте малыш уже умеет криком и плачем выражать свое недовольство, требует внимания. Наблюдательные родители могут замечать первые проявления характера ребенка.
Физическое развитие:
Психоэмоциональное развитие:
Устройте семейный совет и составьте список черт характера близких родственников малыша. Особое внимание обратите на нежелательные качества. Это хороший повод начать размышлять над тем, какие методы воспитания могли бы помочь их скорректировать, а какие помогут развить те свойства, которые вы мечтаете видеть в своем наследнике.
Развитие малыша к 4 месяцам
В 4 месяца главным для ребенка становится координация движений глаз и рук. Хватательный рефлекс постепенно ослабевает, движения рук становятся осознанными, приобретают смысл, особенно когда нужно до чего-нибудь дотянуться, хватательный рефлекс постепенно угасает. Именно собственные ручки (а иногда уже и ножки) становятся самыми любимыми игрушками для малыша.
Может появиться активное слюноотделение — так начинают прорезываться зубки. Не удивляйтесь, если произойдет это только через пару месяцев и больше.
Физическое развитие в 4 месяца:
Психоэмоциональное развитие в 4 месяца:
Этапы развития в 5 месяцев
Пятый месяц проходит под девизом «Хочу двигаться!». Пусть малыш продолжает попытки переворачиваться, раскачиваться, садиться, главное — обеспечьте ему безопасность в эти моменты. Если вы замечаете, что ребенку нужна большая свобода пространства, чем у него есть в кроватке или манеже, можно выкладывать его на пол. Заранее подготовьте для этого поверхность: она должна быть чистой и приятной для контакта с нежной кожей малыша, мягкий коврик прекрасно подойдет для этих целей.
Режим сна, бодрствования и кормления в этот период может снова начать перестраиваться. Иногда малыш может не просыпаться всю ночь, даже на кормление, или встать очень рано и уже не досыпать утром.
Физическое развитие в пять месяцев:
Психоэмоциональное развитие в пять месяцев:
В этом возрасте дети часто путают день с ночью (эта особенность может проявиться и раньше, но чаще встречается от 4 до 6 месяцев). Подумайте почему: может, у малыша слишком долгие периоды дневного сна, или ему не хватает движения днем, или воздух в комнате слишком сухой и теплый.
Как развивается малыш в 6 месяцев
Что бы такого съесть? Да, именно в полгодика малыш начинает проявлять пищевой интерес. Это новый этап в его развитии, а вовсе не свидетельство нехватки молока у мамы или недоедания ребенка. С 6 месяцев можно вводить первый прикорм.
Физическое развитие:
Психоэмоциональное развитие:
Малыш по-прежнему тянет в рот все, что попадается под руки, и, если ваш ребенок уже пополз, будьте начеку. Внимательно проверьте квартиру на предмет безопасности передвижения по ней ребенка. Для этого войдите в положение малыша в буквальном смысле: встаньте на колени и проползите на них всю квартиру (или ту ее часть, в которой вы будете выкладывать ребенка на пол), убирая любые предметы (возможно, даже изменив расстановку мебели), представляющие опасность для малыша. Особое внимание уделите проводам, розеткам и тяжелым предметам, которые малыш может на себя опрокинуть.
Что умеет малыш в 7 месяцев
Вы заметили, как изменился ваш ребенок, насколько стало легче с ним общаться? Да, сенсорное развитие малыша набирает обороты: к 7 месяцам его слух и зрение развиты почти как у взрослого. Нервные структуры и связи, которые отвечают за качество ощущений, уже полностью сформированы. Малыш научился связывать звук и визуальный ряд и понимает, что они могут иметь одинаковый источник.
Физическое развитие:
Психоэмоциональное развитие:
В этом возрасте у малыша может появиться потребность в постоянном жевании, так как его зубы и челюсти активно развиваются и им нужна повышенная жевательная нагрузка. Малышу можно давать для жевания кусочки твердого яблока, моркови, сушки, печенья.
Развитие малыша в 8 месяцев
Где мама? Если в 7 месяцев малыши беспокоятся, когда мамы нет рядом, то в 8 месяцев у детей появляется боязнь незнакомых людей. Одно вытекает из другого, и оба явления нормальны для каждого из этих этапов взросления. Вы сделаете правильно, если постараетесь окружить малыша особой заботой, лаской и эмоциональной теплотой, будете чутки к его потребностям. Научные исследования показали, что дети, которые получают много тепла и нежности в младенчестве, во взрослом возрасте гораздо устойчивее к стрессу.
Физическое развитие:
Психоэмоциональное развитие:
Когда ребенку 8 месяцев, он уже способен контролировать громкость своего голоса, и с этого момента вы можете иногда друг с другом перешептываться. Если вы еще не читаете своему малышу перед сном, то сейчас отличный момент начать: и ритуал чтения на ночь будет отрабатываться, и лишний раз потренируетесь в регулировании громкости голоса.
Как растет малыш в 9 месяцев
Время говорить! Некоторые дети предпочитают этот момент несколько отложить. Но для многих это период активного развития речи. Малыш знает собственное имя, имена всех близких, названия самых привычных для него предметов и понятий. Разговаривайте с ним как можно больше, старайтесь обогатить звуковой ряд осмысленными высказываниями в виде просьб, пожеланий, связных рассказов.
В этот период важно продолжать учиться говорить ребенку «нет». Обратите внимание, как именно вы произносите запрещающее слово. Лучше всего спокойно и твердо сказать: «Не трогай розетку, это опасно», — а не шутливо погрозив пальцем, проворковать: «Сладкий мой, оставь, пожалуйста, розетку в покое». Иначе малыш не воспримет ваши слова всерьез и, наоборот, будет стараться повторить запретное действие.
Физическое развитие:
Психоэмоциональное развитие:
Помните: если «нет» произносится по любому поводу, малыш скоро привыкнет к этому слову и перестанет обращать на него внимание. В дальнейшем это может привести к тому, что ребенок не сможет уважать вас и ваши желания. Поэтому лучше всего пользоваться запретами только в случаях, когда необходимо защитить малыша от опасности.
Как развивается малыш в 10 месяцев
Ваш малыш к этому возрасту, как правило, умеет ходить — к настоящему моменту двигательные навыки ребенка уже вполне развиты. Акцент с моторного развития на нервно-психическое начал смещаться еще в 8 – 9-месячном возрасте, так что продолжайте помогать малышу развиваться. Чтение, слушание музыки, аудиосказок, подходящие для этого возраста развивающие игры, кубики, пирамидки, мячики — любое обогащение сенсорного восприятия сейчас бесценно.
Физическое развитие:
Психоэмоциональное развитие:
Малыш уже может некоторое время занимать себя сам, а у вас появляется минутка для себя. Используйте ее на все сто! Выпейте чашку кофе, позвоните подруге, позанимайтесь фитнесом или йогой. В случае с физическими упражнениями вы ничего не потеряете, если малыш решит к вам присоединиться: займитесь спортом вместе с ним!
Малышу 11 месяцев: что он умеет
Ваш малыш становится гораздо самостоятельнее, а до первого дня рождения остается всего месяц. Скоро вы будете подводить первые итоги. Вы уже придумали, как пройдет первое торжество в жизни вашего ребенка? Начните составлять список гостей и продумывать праздничное меню!
Физическое развитие:
Психоэмоциональное развитие:
Правша или левша? Если ребенок умеет пользоваться ложкой, любит рисовать, собирает пирамидки, вы наверняка уже заметили, какая рука у малыша доминирует. Можете провести тест: положите игрушку перед ребенком и посмотрите, какая ручка первая потянется к ней. Повторяйте тест регулярно, чтобы понять, левша ваш кроха или правша.
Подводим итоги первого года
Итак, малышу год. Пройден самый важный в жизни этап! Эти 12 месяцев по тому физическому и психоэмоциональному развитию, через которое прошел ребенок, не идут ни в какое сравнение с любым другим годом жизни. Из беспомощного существа он превратился в человечка, который справляется с целым набором операций, со своим характером, пристрастиями и наклонностями.
Физическое развитие:
Психоэмоциональное развитие:
В возрасте одного года ребенок любит проявлять самостоятельность. Это стоит поддерживать и развивать дальше, например предлагая ему самому выбирать одежду для прогулки, еду на полдник, совместную игру или самостоятельное занятие. Если же самостоятельность начинает проявляться в виде эмоциональных выплесков, лучше дать малышу успокоиться (иногда и в этом ему потребуется ваша помощь), а позже объяснить, что вы от него хотели.
Возрастные нормы и стандарты лишь ориентир
Помните, что в развитии ребенка свою роль играет такое множество факторов, что строго оценивать его созревание в первый год жизни не возьмется самый придирчивый специалист.
Срок появления тех или иных навыков может быть растянут во времени от 2 до 6 – 7 месяцев. Например, особо активные дети могут пытаться вставать на ноги уже в 5 месяцев, те же, кто в силу своего темперамента никуда не торопятся, могут начать проявлять интерес к подобной активности лишь в возрасте одного года. Если вам кажется, что некоторые умения появляются у вашего малыша с задержкой, не бойтесь поговорить с вашим педиатром: у врачей общей практики богатый опыт и знания обо всех вариантах нормы.
Вы можете быть уверены, что, если с первых дней своей жизни ребенок полноценно питался и спал, бывал на свежем воздухе, получал достаточное количество физических и эмоциональных стимулов, был окружен любовью и заботой взрослых, вовремя проходил осмотры у педиатра и профильных специалистов — к своему первому дню рождения он вырос в прекрасного, здорового и счастливого малыша!
Список использованной литературы: