Как управлять куклой марионеткой
Способы вождения марионеток
Чтобы привести в движение марионетку с горизонтальной вагой, нужно держать вагу за середину, покачивая ею из стороны в сторону.
Чтобы заставить «пойти» куклу с вертикальной вагой, следует приподнять один конец верхней подвижной перекладины, затем опустить его вниз. Игрушка сделает первый шаг. Если потянуть вверх нить, прикрепленную к руке марионетки, то задвигаются ее верхние конечности.
Одной рукой кукловод держит вагу, а другой поднимает ту или иную нить.
Этюды с куклами-марионетками
Управлять куклами-марионетками не очень сложно, однако это занятие требует от ребят собранности и внимания, так как любое неосторожное резкое движение разрушает иллюзию, будто действуют живые персонажи. Чтобы дети легче освоили технику кукловож-дения, предлагаем описанные ниже несложные этюды.
70_________________ Н.Ф. Сорокина. Играем в кукольный театр
Идет петушок
(Русская народная потешка)
Покачивая вагой из стороны в сторону, ребенок приводит марионетку в движение. Потешка помогает детям научиться ритмично управлять куклой-марионеткой в соответствии с ритмом потешки. Ребенок: Идет петушок,
Красны песенки поет.
Ходит конь по бережку (Русская народная потешка)
Вначале марионетка разучивается медленно, затем темп потешки и движение лошадки ускоряются, с окончанием потешки лошадка останавливается.
Ребенок: Ходит конь по бережку,
Вороной по зеленому.
Он головушкой помахивает,
Черной гривушкой потряхивает,
Золотой уздой побрякивает.
Все колечушки-то бряк, бряк, бряк!
Золотые они — звяк, звяк, звяк!
Пошел котик на торжок
(Русская народная прибаутка)
Используется марионетка на вертикальной ваге. Основная цель этюда —научить детей приводить в движение одну лапу котика, поднимая нить, прикрепленную к правой передней лапе, вверх и подносить ее ко рту куклы. Затем отводить лапу в сторону, указывая на «Бореньку». Ребенок: Пошел котик на торжок,
Купил котик пирожок.
Пошел котик на улочку,
Купил котик булочку.
Или Бореньке снесть?
Да и Бореньке снесу.
Кукольный театр в детском саду
Ходит Ваня
(Русская народная песня)
Кукла прикреплена к вертикальной ваге. Дети обучаются управлять подвижной перекладиной.
Дети стоят в кругу поют: |
Ходит Ваня, ходит Ваня Посреди кружочка, посреди кружочка. (Ребенок ведет куклу-марионетку по кругу,) Ищет Ваня, ищет Ваня Для себя дружочка, для себя дружочка. (Ребенок ведет куклу-марионетку змейкой.) Нашел Ваня, нашел Ваня Для себя дружочка, для себя дружочка.
(Ребенок-кукловод подходит к одному из детей,,стоящих в кругу, и поднимает левой рукой нить, прикрепленную к лапке куклы. Таким образом, марионетка «указывает» на выбранного дружочка.)
|
P^pp |
Хо-дит Ва-ня, хо-дит Ва-ня по-сре-ди кру-жоч-ка, по-сре-ди кру-жоч-ка.
(Русская народная потешка)
Этюд предназначен для куклы-марионетки с вертикальной вагой. (Ребенок ведет куклу по полу и произносит.)
Он и по воду ходил,
(Ребенок левой рукой держит нить,
прикрепленную к лапке козла,
и выполняет вращательные движения.)
(Ребенок левой рукой отводит нить, прикрепленную к лапке козла, в сторону.)
Н.Ф. Сорокина. Играем в кукольный театр
Как пошли наши подружки
(Русская народная песня)
1 Этюд предназначен для кукол-марионеток с вертикальной вагой.
Как по-шли на-ши под-руж-ки в лес по я-г
из стороны в сторону), Наша милая подружка?! Не в лесу ли заблудилась,
с куклами), Не в траве ли заплелась?
Кукольный театр в детском саду__________________________ 73
Не в траве ли заплелась?
(Появляется кукла — Катерина, исполняет танцевальную импровизацию, остальные являются фоном.) Катерина: Не в лесу я заблудилась,
Не в траве я заплелась.
Не в траве я заплелась.
В быстрой речке искупалась
И на травке заспалась.
(Свободная пляска всех детей с куклами-марионетками.)
МЕХАНИКА УПРАВЛЕНИЯ КУКЛОЙ МАРИОНЕТКОЙ
МЕХАНИКА УПРАВЛЕНИЯ КУКЛОЙ МАРИОНЕТКОЙ
Марионетка управляется нитями или штоком из проволоки, прикрепленными к основной форме, либо только нитями, идущими от отдельных сочленений к ваге. Вага — это конструкция, на которую крепятся нити или жилки, идущие от сочленений куклы, посредством которых она приводится в движение.
Варианты конструкций ваг различны. По существу, для каждой марионетки надо разрабатывать свою конструкцию ваги, в особенности для эстрадной, движенческие возможности которой должны быть богаче.
Известны ваги вертикальные и горизонтальные. Вертикальные используются для вождения кукол, которые ходят на двух ногах, а горизонтальные — для четвероногих. Но это не является законом. Есть варианты горизонтальных ваг, которыми отлично управляются вертикально расположенные куклы. В дальнейшем мы рассмотрим их устройство.
РАЗНОВИДНОСТИ ВАГ
Каждая вага, как правило, делается для определенной куклы только тогда, когда кукла уже готова или почти готова. Рассмотрим несколько вариантов конструкций ваг для управления марионеткой на нитях.
СБОРКА ВАГИ
Измеряется расстояние от плечиков до пояса куклы и откладывается на штоке от нижнего конца. На этом расстоянии параллельно пропилу в верхней части штока следует закрепить неподвижно планку. Если она круглая, на штоке круглым напильником делается выемка. Планка сажается на клей и закрепляется гвоздиком или шурупом. Если она в виде реечки, на штоке по ширине её делаются небольшие пропилы, затем скалывается выпил и вставляется на клей заготовка, также закрепленная гвоздиком или шурупом. На концах планки нужно просверлить отверстия или вколотить скобочки для головных ниток. Подвижное коромысло вставляется в заготовленный пропил в штоке. Прямой конец крючка продевается через просверленные отверстия штока и коромысла вплотную до сгиба. Чтобы уменьшить трение между проволокой и коромыслом, можно поставить шайбочку. Конец проволоки выгибается вдоль штока и вколачивается в него. В нижний конец штока приделывается скобочка для спинной нити. Остальные скобочки вколачиваются в момент подвески куклы к ваге. Наиболее удобное место для них определяется пробным путем.
ВАГА С КРЕСТОВИНОЙ
Второй, вариант вертикальной ваги в целом аналогичен первому. Разница лишь в том, что вместо одной планки, для подвязки головки куклы ставится крестовина, позволяющая точнее управлять поворотами, подъемом или наклоном головки. Нитки на головке куклы в данном варианте закрепляются не только на висках, но еще на затылке и на лбу или на кончике носа. Головка куклы дублирует повороты или наклоны ваги.
ВАГА СО СЪЕМНЫМ КОРОМЫСЛОМ
Подобные ваги используются в том случае, когда кукле требуются очень подвижные ноги (чаще всего в сценах танцев). Съемное коромысло может быть сделано и для рук. Принципиальных отличий данная вага не имеет, но актер, ведущий куклу на такой ваге, должен держать ее по-другому. Поэтому для среднего пальца, на который ложится вся нагрузка, делают упор. Дляспинной нитки иногда делают выносную планку перпендикулярно штоку или под углом. На этой же планке удобно крепить пяточные нити от ног и другие второстепенные тяги, которые подвешиваются без натяжения.
ВАГА С ПОДВИЖНЫМ КОРОМЫСЛОМ
(НЕМЕЦКИЙ ВАРИАНТ)
Наиболее удобный и распространенный сейчас в театрах кукол вариант вертикальной ваги с подвижным коромыслом, слегка отстоящим от основного штока и управляемым двумя пальцами, свободно лежащими на специальных выступах коромысла. Форма такого коромысла удобна в работе и легко выпиливается лобзиком из пятимиллиметровой фанеры. Крепится коромысло к штоку шурупом. Достаточно легкого нажатия пальцем на выступ, чтобы привести в движение коромысло, а, следовательно, и ноги куклы. Чтобы шток ваги не скользил в руке актера, делают упор для среднего пальца — деревянный штырек, вставленный в шток чуть ниже коромысла, или проволока с колечками на концах, которые могут быть одновременно направляющими для нитки к рукам куклы.
Проволоку сечением 2–2,5 мм необходимой длины нужно согнуть вдвое, а концы загнуть в виде колечек; в штоке просверлить отверстие на 20–30 мм ниже коромысла, вставить в него конец проволоки, согнутой вдвое, часть ее (20–25 мм) загнуть вдоль штока и закрепить шурупом.
Чтобы проволока не очень давила на палец, ее можно обмотать тряпочкой с клеем или надеть на нее резиновую трубочку.
Нижняя часть ваги делается по-разному, в зависимости от того, кто как привык и что удобнее для подвязки куклы.
Мы рассмотрели ряд вариантов вертикальных ваг для управления вертикально расположенными двуногими куклами. Для тех же вертикальных кукол существуют не менее удобные горизонтальные ваги. Вот простая конструкция такой ваги.
Основной шток здесь расположен горизонтально. К нему крепится планка для управления ногами куклы. На концах планки просверливаются отверстия для крепления ниток или небольшие вырезы, чтобы привязанная нить не соскальзывала. Коромысло целесообразно подвесить, чтобы головкой можно было управлять независимо от ног, которые приводятся в движение покачиванием ваги в ту или другую сторону. Место для крючка легко наметить, определив центр тяжести, но при условии, что кукла уже подвязана к ваге. Подобной вагой можно пользоваться для вождения птиц, особенно тех, которые ходят, а не летают. Достаточно сместить коромысло, управляющее головой куклы, вперед и сделать дополнительную съемную планочку для крыльев. Во время полета птицы прижимают ноги к телу, и чтобы актеру не держать нити от ног, а освободить руку для других манипуляций, обе ноги подвязываются сквозной ниткой: один конец ее привязывают к ноге, второй пропускают через отверстие в планке и в натянутом состоянии завязывают узелок над самой планкой. На уровне второго отверстия завязывают еще один узелок и, пропустив нитку через отверстие, привязывают ее к ноге. Узелки завязываются, чтобы нитка не могла передвигаться в момент работы ног. Достаточно потянуть за нитку над планкой — и птица поджимает ноги, а если сделать крючок на штоке, нитку можно зацепить за него и ноги останутся в прижатом состоянии, пока актеру это необходимо.
Как мы уже говорили выше, вариантов ваг очень много. Механика управления марионеткой видоизменяется значительно больше, чем механика других систем кукол. Проследить все видоизменения нет никакой возможности, да и необходимости. Нужно понять основное назначение ваги, основной принцип подвязки куклы, и, само собой разумеется, будут появляться все новые и новые варианты конструкций ваг, отвечающие требованиям новых кукол.
Остановим наше внимание еще на двух вариантах горизонтальных ваг для вертикальных кукол. Они более сложны в изготовлении, но легки и удобны в работе.
ГОРИЗОНТАЛЬНЫЕ ВАГИ ДЛЯ ВЕРТИКАЛЬНЫХ КУКОЛ (ПЕРВЫЙ ВАРИАНТ)
На токарном станке выточим ручку с утолщением передней части. В этом утолщении просверлим из центра под углом отверстие сверлом 3,5–4 мм, как показано на рисунке.
Из проволоки сечением 3–3,5 мм сделаем прямой стержень длиной 200–250 мм. На конце стержня выгнем кольцо диаметром 30–35 мм для пальца. Плоскость кольца должна быть перпендикулярна стержню. Заготовку вставим в отверстие ручки. На втором конце металлического стержня тоже загнем колечко или просто петельку для нитки. Из проволоки того же сечения сделаем коромысло с колечками на концах (для ниток). Размер коромысла определяется подъемом ноги куклы: чем выше поднимается ножка, тем длиннее плечо коромысла. Коромысло приварим или припаяем к стержню параллельно плоскости кольца для пальца. В деревянную ручку врежем и закрепим планочку, к которой подвязывается голова куклы. Планка закрепляется параллельно коромыслу и плоскости кольца для пальца. Размер планки зависит от размера головки куклы. К планке подвешивается голова, а к коромыслу ноги. Нитка от рук пропускается через переднее маленькое кольцо, а спинная нитка крепится на конце рукоятки.
Понедельник, 07 Января 2013 г. 21:46 (ссылка)
Теги: марионетка мк
LaFiabaRussa
ПРО ОБИДУ
Пятница, 23 Ноября 2012 г. 19:15 (ссылка)
Теги: обида марионетка мотив
Roman_FRF
Марионетка
Воскресенье, 07 Октября 2012 г. 10:57 (ссылка)
Комментарии (0)КомментироватьВ цитатник или сообщество
Bysyashka
Марионетка
Пятница, 17 Августа 2012 г. 13:37 (ссылка)
|
Комментарии (0)КомментироватьВ цитатник или сообщество |
ma_zaika
Марионетка не редко
Вторник, 31 Июля 2012 г. 22:09 (ссылка)
Фото: © Copyright Miel Mora Теги: марионетка жизнь кукла кулы люди живой душа тело движение действие манекен кукла с человеческим лицом | Комментарии (0)КомментироватьВ цитатник или сообщество |
Ларинтина
Кукла-марионетка
Среда, 10 Мая 2012 г. 01:43 (ссылка)
Комментарии (0)КомментироватьВ цитатник или сообщество
Елена_Квашук
Марионетки Существования.
Среда, 21 Марта 2012 г. 21:34 (ссылка)
| ||||||||
Комментарии (0)КомментироватьВ цитатник или сообщество |
saneckaa
Страусенок МАРИОНЕТКА
Суббота, 18 Февраля 2012 г. 18:14 (ссылка)
Это цитата сообщения Оксана_Хиллес Оригинальное сообщение | Страусенок Этот страусенок может ходить и поворачивать голову: | ||||||||
Теги: Марионетка |
Это цитата сообщения Оксана_Хиллес Оригинальное сообщение | Страусенок Этот страусенок может ходить и поворачивать голову: |
Комментарии (0)КомментироватьВ цитатник или сообщество |
N_N_N
Кукла-марионетка
Пятница, 14 Октября 2011 г. 12:00 (ссылка)
Комментарии (0)КомментироватьВ цитатник или сообщество
Мириамчик
Страусенок
Среда, 13 Октября 2011 г. 02:06 (ссылка)
Это цитата сообщения Оксана_Хиллес Оригинальное сообщение | Страусенок Этот страусенок может ходить и поворачивать голову: | ||
Теги: марионетка |
|
Комментарии (2)КомментироватьВ цитатник или сообщество |
Seitch
Суббота, 11 Июня 2011 г. 11:09 (ссылка)
Теги: обучение студенты театральная академия марионетка вага театр марионеток кукловождение факультет театра кукол подвязка марионеткихудожник- постановщик театра кукол
bublihonok
Недетские игры
Как оживить марионетку
Кукла Маша, кукла Саша: какие бывают куклы
Разновидностей кукол очень много. Есть перчаточная (или петрушечная) кукла, которая надевается на руку, есть планшетная (или паркетная), которая умеет ходить по сцене, есть приехавшая к нам из Польши и Чехии кукла на «потычках» (это кукла на палке, руки и ноги которой находятся в свободном движении). Есть гапитные и тростевые куклы, мимирующие и тантамарески. Но кукла-марионетка в этом ряду стоит на особом месте.
Чуткое руководство: что управляет куклой
Марионетка управляется с помощью специального приспособления – ваги. В нашем театре используется вертикальная крестовая вага. Она состоит из вертикального стержня, к которому крепится спинная нить, подвижного коромысла, которое двигает ножки, и планки, с которой соединяются височные нити. Для каждого артиста вага изготавливается индивидуально, поскольку размер и диапазон работы кисти у всех разный.
Узелок завяжется: как проводить подвязку
В любой кукле, даже в самой сложной, трюковой, всего три основные нитки – две височные и спинная. Все остальные – добавочные. Подвязку нужно начинать с височных. После закрепляется спинная, затем на коромысло добавляются ножки, а на планку – ручки. Для подвязки куклы используются вощеные нити. Покупаем их в военторге. Впрочем, в последнее время отдаем предпочтение леске: она прочнее.
Полный вперед: как заставить марионетку двигаться
Перед тем, как делать первые движения, начинающему артисту нужно прочувствовать планшет сцены. Для этого достаточно «попрыгать» куклой по полу. Лучше делать это перед зеркалом. Вагу нужно ухватить поглубже: работать на кончиках пальцев гораздо сложнее.
Начнем с простейшего движения. Это шаг. Для того чтобы кукла пошла, нужно медленно поднять и опустить ножку и сразу же натянуть спинную нить, чтобы зафиксировать движение. Ритм ходьбы нужно постепенно увеличивать, чтобы вся механика была заложена в руку артиста, и во время спектакля он управлял автоматически.
Кукла может сесть, встать, наклониться, побежать, преодолеть препятствие или взять в руки предмет. В интернете на эту тему много материалов, но методика вождения все-таки одна. Несколько лет назад мы записали ее в виде серии мастер-классов и выложили в YouTube. Технические нюансы можно узнать там. Отмечу только, что следует избегать одновременного движения всех сочленений куклы. Здесь все как в драме – минимум средств при максимальной выразительности.
Первая помощь: как защититься от травм
В работе с куклой задействованы главным образом кисти, пальцы, локтевые и плечевые суставы. Они подвергаются наибольшей нагрузке, а потому находятся в зоне риска возникновения «профессиональных» заболеваний. Чтобы избежать неприятностей, начинать тренировки нужно с разминки. Чтобы спастись от мозолей, указательный и средний пальцы, которые больше всего работают на коромысле, я советую обматывать изолентой.
От жонглирования к скороговоркам: как организовать репетиции
Самое важное в нашей профессии – тренировка. Репетиции начинаются с самого утра. Сначала артисты разминаются, затем практикуются с куклой – ходят, бегают, преодолевают препятствия. Развитию координации и внимания здорово помогает жонглирование. В заключение – занятия по сценречи. Нужно разминать мышцы лица, распеваться, читать стихи и скороговорки.
Голоса в голове: как правильно озвучивать куклу
В институте нас учили, что голос артиста должен соответствовать маске персонажа. Но на самом деле я против такого подхода: из-за него пропадает ощущение реальности жизни, и возникает «кукольность». Поэтому ученикам всегда советую: говорите естественными голосами. Неслучайно учебные программы артистов-кукольников и артистом драмы совпадают почти полностью – с той лишь разницей, что наши студенты дополнительно изучают основы и технологии кукловождения. На мой взгляд, «кукольные» голоса – это дурной тон. Главное – понять своего персонажа, тогда нужный тембр родится сам собой.
Соблюдая дистанцию: как перемещаться с куклой
Если артист работает рядом с куклой, главное правило –
между ними должно быть пространство. Когда артист делает шаг, марионетка делает два-три.
Забирать на себя внимание аудитории артист может только в том случае, если между ним и куклой есть взаимосвязь. Но лучше к этому все же не прибегать, потому что человек в любом случае переиграет куклу. Гораздо интересней сделать так, чтобы она сама общалась со зрителем. Ведь в марионетке есть особая магия: она может просто стоять на сцене, ничего не делая, а эффект будет фантастический.
Отличная форма: во что одеться
Классический вариант для артиста-марионеточника – костюм черного или темно-синего цвета. Но на самом деле все зависит от режиссерского замысла. Например, когда мы делали «Чайку», артисты надевали белую одежду, чтобы куклы были хорошо видны на их фоне – как бы высвечены. Часы и украшения придется снять (во время спектакля ничто не должно отвлекать внимание от куклы). Барышням нужно позаботиться еще и о том, чтобы на руках не было маникюра. Ах, да, и не надевайте головного убора: мы, марионеточники, люди суеверные – перед куклой всегда снимаем шляпу.
Всё всерьез: как удержать внимание ребенка
Принято считать, что театр кукол предназначен в первую очередь для детей. Это не совсем верно, но, так или иначе, дети – наши постоянные зрители. Как заслужить их доверие? Секрет очень прост: нужно относиться к ним серьезно. Это, кстати, касается не только кукольного, но и драматического и музыкального театра. Другое дело, что от некоторых коллизий взрослой жизни мы стараемся до поры до времени их оградить. Но сюсюкаться с детьми точно не стоит. Мы стремимся быть четными по отношению к таким особенным зрителям. И они это всегда чувствуют.
«Мам, мне страшно»: что делать, если ребенок испугался
Некоторые дети боятся марионеток. Если ребенок заплакал, не нужно пытаться его перекричать, самое правильное – начать работать на полутонах, а еще лучше – остановиться. Как-то на одном нашем спектакле ребенок до слез испугался куклы Труффальдино. Все персонажи, которые в этот момент были на сцене, не сговариваясь повернулись в его сторону и долго на него смотрели. Как ни странно, ему это очень понравилось, и он успокоился. Очевидно, он почувствовал, что перед ним не куклы, а живые существа.
Главный секрет: как сделать марионетку живой
Желание и усердная работа. Другого рецепта, к сожалению, нет. Каждый новый персонаж требует новых усилий. Нужно быть настырным, все время тренироваться. Тогда приходит понимание, что от определенных движений можно отказаться, а другие наоборот неплохо бы добавить в свою «базу». Если руки будут натренированы, артист почувствует, как его энергия по нитям передается к персонажу. И тогда случится то, к чему все мы так стремимся – не артист-кукловод будет работать в пространстве сцены, а сама марионетка будет выбирать, как ей существовать и куда двигаться.
Законы Деммени
Еще в 30-е годы один из основателей первого профессионального театра кукол Евгений Деммени сформулировал основные законы вождения куклы-марионетки:
— Движения марионетки должны быть точны, определены и ритмически увязаны с произносимым за нее текстом.
— Движения должны быть схематичны, образны и не копировать движения живых существ, а лишь синтезировать их.
— Движения марионетки должны чередоваться со спокойным ее состоянием.
— Движения должны быть скупы, но предельно насыщенны.
— Актер должен развивать в себе чувство глубины сцены (кукла не должна парить в воздухе или ходить на согнутых ногах).
— Актер должен тщательно изучить куклу и понять ее возможности.
Кукольный словарь
— Вага – приспособление для управления куклой-марионеткой.
— Коромысло – верхняя перекладина, приводящая в движение ноги куклы.
— Планка – нижняя перекладина, которая держит голову куклы.
— Подвязка – процесс соединения куклы с вагой при помощи нитей или лески.
— Тропа – место над сценой, откуда артист управляет куклой во время спектакля.
Аркадий Мирохин
Образование: окончил Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии в 1980 году.
Карьера: в Театре марионеток им. Евгения Деммени служит с 1983 года. Сыграл более 100 ролей в 50 спектаклях. Среди спектаклей текущего репертуара: «Сказки Оле Лукойе», «Гулливер в стране лилипутов», «Куклы и клоуны», «Любовь к трем апельсинам» и другие. Автор методики «Кукловождение марионетки».
Награды и звания: Лауреат премии «Золотой софит» за роль Панталоне в спектакле «Добрая Сказка о Злой Судьбе». Заслуженный артист России.
Из истории Театра марионеток им. Деммени
Санкт-Петербургский театр марионеток имени Евгения Деммени – первый в России государственный профессиональный театр кукол. Основан в 1918 году группой петроградских художников во главе с Любовью Шапориной-Яковлевой под названием Петроградский театр марионеток. Первое представление («Сказка о царе Салтане» Пушкина) дал 12 апреля 1919 года. В 1930 году объединился с Театром Петрушки Евгения Деммени под названием Ленинградский кукольный театр под руководством Деммени. Спустя несколько лет получил здание по адресу Невский проспект, 52. Здесь были поставлены первые в России кукольные спектакли по произведениям Сервантеса, Шекспира, Мольера, Свифта, Анатоля Франса, Пушкина, Гоголя, Чехова, Метерлинка.
В 1927 году на базе театра были созданы первые в стране курсы по подготовке профессиональных режиссеров, актеров и художников театра кукол. Во время войны театр продолжал работу, пока в январе 1942 года не были отключены свет и вода. Никто из артистов, ушедших на фронт, не вернулся; из оставшихся многие погибли во время блокады. После войны театр возродился. Деммени руководил им около полувека. В настоящее время в спектаклях используются практически все виды кукол. Театр хранит уникальную кукольную коллекцию, которая ведет свою историю с 1920-х годов.
- Бача бази в афганистане что такое бача по афгански
- Winver exe что это