Как умножать в скетчапе
Что и как в SketchUp
9 базовых, но неочевидных функций
Иоанн Диков, Настя Овсянникова
Время чтения: 10 мин
Одни думают, что SketchUp — это слишком просто, других пугает, что для эффективной работы в программе нужно устанавливать дополнительные расширения. Но простое — часто гениально: несмотря на огромное число всевозможных плагинов, SketchUp и без них умеет очень много.
Быстрое выделение
В зависимости от количества кликов по левой кнопке мыши один и тот же инструмент «Выделение» (Select) работает по-разному:
a. выбрать поверхность или ребро — один клик;
b. выбрать поверхность вместе с прилегающими рёбрами — двойной клик;
c. выбрать объект целиком — тройной клик.
Перемещение по осям
В SketchUp есть много преднастроенных привязок: к вершинам, линиям и плоскостям. А есть и такие, которыми можно управлять с клавиатуры — например, во время перемещения или копирования объекта:
a. переместить объект строго вверх (по синей оси Z) — с зажатой на клавиатуре стрелкой «вверх»;
b. переместить вправо или влево (по красной оси Y) — с зажатой стрелкой «вправо»;
c. переместить назад или вперёд (по зелёной оси X) — с зажатой стрелкой «влево».
Точное перемещение и поворот
При перемещении, повороте и копировании объектов в SketchUp можно задать точную дистанцию или угол — для этого нужно ввести значение в окне Measurements, расположенном в нижней панели интерфейса:
→ выбрать инструмент «Перемещение или копирование» (Move/Copy) или «Поворот» (Rotate) → начать выполнять действие (при копировании зажать клавишу Ctrl) → ввести с клавиатуры дистанцию или градус поворота → нажать Enter, чтобы завершить действие.
Указать точную дистанцию или угол поворота можно с клавиатуры прямо во время выполнения операции, не устанавливая курсор в окно Measurements.
Множественное копирование
Массив в SketchUp — это набор одинаковых объектов в модели (объектов с одинаковыми параметрами). Массив может быть линейным (копии объекта распределяются по прямой линии) и круговым (объект копируется с поворотом).
a. Чтобы создать сразу несколько копий объекта и расположить их на равном расстоянии друг от друга, нужно:
→ скопировать объект один раз на нужное расстояние → ввести с клавиатуры «х» (или «*») и прописать точное количество объектов, например: «х5» (или «*5») → нажать Enter, чтобы завершить действие.
b. Чтобы скопировать объект несколько раз и расположить копии в рамках точно заданного расстояния, нужно:
→ скопировать объект один раз, указав в окне Measurements точную дистанцию; → ввести с клавиатуры «/» и прописать точное количество объектов → нажать Enter, чтобы завершить действие.
Работа с компонентами
Компоненты в SketchUp — это созависимые копии одного объекта или группы объектов: при изменении содержимого в одном из компонентов изменения отобразятся и в других.
Если все повторяющиеся элементы модели создавать как компоненты, можно значительно облегчить вес файла SketchUp и избежать рутинной работы по редактированию и копированию одинаковых объектов. Для этого нужно:
→ создать объект → кликнуть правой кнопкой мыши → выбрать опцию «Создать компонент» (Make Component).
Компоненты можно также:
a. Редактировать «снаружи», независимо от других копий — например, масштабирование (Scale), вращение (Rotate) или перемещение (Move), не повлияет на другие копии.
b. Отсоединять от общего семейства и редактировать «внутри» независимо от других копий — для этого:
→ выбрать компонент → кликнуть правой кнопкой мыши → выбрать опцию «Сделать уникальным» (Make Unique).
Повторное выдавливание и офсет
При выдавливании (или экструдировании) поверхностей инструмент Push/Pull запоминает значение, которое использовалось для предыдущего действия.
Чтобы выдавить несколько плоскостей на одинаковое расстояние, нужно:
→ выдавить первую поверхность, указав нужную дистанцию с клавиатуры → навести курсор на следующую плоскость → кликнуть 2 раза левой кнопкой мыши.
То же самое применимо к инструментум Offset.
Точное масштабирование
При масштабировании объектов в SketchUp можно вручную задать пропорцию увеличения или уменьшения или указать точное значение нового размера — для этого необходимо ввести значение в окне Measurements, расположенном в нижней панели интерфейса:
a. Чтобы изменить размер объекта в точное число раз, нужно:
→ выбрать объект и начать и масштабирование → ввести с клавиатуры нужную пропорцию (например «0,7» или «1,3») → нажать Enter, чтобы завершить действие.
b. Чтобы приравнять размер объекта или какой-либо из его сторон к конкретному числу, нужно:
→ выбрать объект → выбрать инструмент «Масштабирование» (Scale) → выбрать бегунок c той стороны, которую необходимо увеличить/уменьшить → ввести с клавиатуры новое значение и единицы измерения
c. Чтобы изменить размер всех объектов в группе в соответствии с известным новым размером одного из объектов, нужно:
→ зайти в группу и выбрать объект → выбрать инструмент «Рулетка» (Tape Measure Tool) → измерить одну из сторон объекта в группе → ввести новое значение длины в окне Measurements → нажать Enter → в диалоговом окне выбрать «да» (Yes).
Переопределение осей в группе
Иногда оси отдельных групп или компонентов в модели отличаются от осей рабочего пространства SketchUp. Так бывает, например, если сгруппировать обьект после поворота — или при работе со скачанными компонентами. Несоответствие осей объекта и рабочего пространства программы мешает корректно масштабировать объекты и пользоваться привязками к осям внутри групп.
Чтобы переопределить систему координат внутри группы, нужно:
→ зайти в группу → выбрать инструмент «Оси» (Axes) → подвести курсор к одной из вершин любого из объектов → «примагнитить» новые оси к граням с нужным направлением.
После переопределения осей можно корректно масштабировать и изменять объекты без привязки к основной системе координат SketchUp.
Создание дуг и окружностей
При черчении арок и окружностей в SketchUp можно контролировать плавность дуги — для этого нужно задать точное число сегментов в окне Measurements, расположенном в нижней панели интерфейса:
→ выбрать инструмент «Арка» (Arc) или «Круг» (Circle) → ввести с клавиатуры число сегментов → приступить к созданию дуги или окружности.
Логический механизм SketchUp
3D редактор SketchUp (@Last Software), при всех его во многом уникальных достоинствах, незаслуженно малоизвестен. Этот факт, а также желание поделиться своими практическими знаниями и, возможно, приумножить ряды «скетчаперов», подвигли на написание этого урока, который, надеюсь, продолжится последующими.
С чего же начать представление лучших качеств программы? Вначале планировал (имея в виду «нулевого» пользователя) построить уроки следующим образом: в первом – на каком-нибудь простейшем примере представить основные инструменты и приемы работы с ними, на последующих – усложнять задачи и последовательно продолжать знакомить с другими инструментами и опциями. Однако возникло сомнение, что такой подход к подаче материала, похожий на руководство для «чайников», для уровня посетителей Render.ru, пожалуй, будет малоинтересен. Поэтому темой этого первого урока (предположив, что читатель хотя бы бегло знаком с программой) выбран показ самой, пожалуй, сильной стороны SketchUp – его логического механизма Inference engine (IE). Собственно, именно IE и обеспечивает уникальные качества SketchUp, отмечаемые всеми – как простоту интерфейса, удобство, скорость и точность работы, так и легкость освоения программы. Ну, а тематика последующих уроков, уважаемые читатели, будет зависеть от ваших комментариев…
Немного общей информации – программа существует достаточно давно – в начале 2006 г. вышла уже 5-я версия, затем она была приобретена Google, а в январе 2007 г. появился Google SketchUp 6 – именно об этой «свежей» версии и будет идти речь. Об «идеологии» программы: разработчики очень удачно нашли свою «нишу», создав продукт, который можно сравнить с «легкой кавалерией» в строю «бронетанковых войск» общеизвестных и общепризнанных 3D и CAD редакторов. SketchUp, как следует и из самого названия, предназначен для эскизного, концептуального 3D моделирования – прежде всего, в архитектурном проектировании, хотя на самом деле его с успехом используют в дизайне, рекламе, инженерном проектировании, в киноиндустрии и т.д.
А что же SketchUp, в силу своей специфики, не умеет (или не имеет)?
1. Нет фотореалистичного рендеринга – здесь он именно эскизный, условный, хотя и по-своему эффектный, в манере «ручной» графической подачи архитектурных проектов (в реальном времени под OpenGL).
2. Нет других источников освещения (и, соответственно, теней от них) кроме одного – «Солнца», «привязанного» к конкретному географическому положению сцены, времени года и суток.
3. Ограничены возможности работы со сложными криволинейными поверхностями.
4. Нет «полноценной» анимации – фактически анимируется только камера (взгляд наблюдателя), обеспечивая «проезд» по сцене.
Итак, принцип работы IE программы: любое действие с инструментом тут же сопровождается появлением соответствующих (по логике работы) текстовых и графических подсказок. Причем этот механизм не просто «комментирует» текущую опцию – он предоставляет пользователю дополнительные возможности управления, обеспечивая точность и скорость построений. Реализовано это так продуманно, логично и удобно, что иногда возникает ощущение даже не работы, а скорее игры с объектами построений и пространством сцены.
Как работает IE в программе? Посмотрим на нескольких простых примерах.
Открываем программу, выбираем первый инструмент – Линия (Line) и помещаем его курсор в область рисования. Видим, кстати, оси 3D сцены – в SketchUp они обозначены зеленым, красным и голубым цветами (зелено-красная плоскость – «земля» сцены). Тут же элементы IE появляются:
– в области рисования – курсор инструмента;
– на статусной панели внизу рабочего окна – предлагается первое действие, возможное с этим инструментом – назначение стартовой точки линии;
– панель числовых значений (Value Control Box – VCB) в правом углу рабочего окна (пока пустая), но уже с наименованием значения – длина.
Вытягиваем линию вдоль, например, зеленой оси – IE подсказывает направление движения относительно осей сцены цветом линии и текстовой подсказкой у курсора, и предлагает назначить конечную точку линии или ввести числовое значение ее длины (об этом – позже), а в VCB динамически показывает длину линии в данный момент.
Рисунки ниже показывают реакцию IE на перемещение курсора вдоль завершенной линии – можем легко найти контрольные точки любой линии – конечные и середину.
Теперь проводим линии, как показано на рисунках ниже, и, кроме уже известных, видим еще одно принципиальное действие IE – если есть три и более замкнутых линии, лежащих в одной плоскости – создается Поверхность (Face), а ограничивающие ее линии становятся Ребрами (Edges); удаляем ребро (или ребра не замкнуты) – поверхность исчезает (не образуется); разделяем поверхность линией – образуются две самостоятельные смежные поверхности.
Аналогично приведенным примерам, IE сопровождает все другие инструменты и опции, обеспечивая точную и быструю «привязку» объектов и опций над ними в пространстве сцены за контрольные точки их ребер и поверхностей.
Теперь, наконец, подробнее рассмотрим самое замечательное по функциональности устройство логического механизма программы – панель числовых значений (Value Control Box – VCB). Поставим себе задачу рисования, скажем, прямоугольника с конкретными размерами – 1000 х 2000 мм.
Выбираем второй инструмент рисования – Прямоугольник (Rectangle), растягиваем его «на глазок», поглядывая в VCB – видим в нем текущие числовые значения нашей опции. Мы как бы только обозначаем, подсказываем программе, что собираемся построить. А теперь – внимание! До клика в конечной точке или сразу после завершения текущей опции убираем руку с мышки, на клавиатуре вводим требуемые значения длин сторон прямоугольника: 1000;2000, нажимаем Enter – готово! В само окошко данные вводить не надо, они считываются с клавиатуры.
По этому же принципу VCB работает и со всеми остальными инструментами, разница только в формате набора данных и их значениях.
Например, для других «рисовальных» инструментов:
Окружность (Circle), Многоугольник (Polygon) и Дуга (Аrc) – сразу после активации инструмента (до начала построения) VCB показывает установленное на данный момент по умолчанию число ребер или сегментов (Sides), которые тут же можно заменить на свои, а по ходу их построения ввести нужные значения радиусов, хорд и т.п.
Для инструментов модификаций:
Перемещение (Move), Вращение (Rotate), Тянуть/Толкать (Push/Pull), Контур (Offset), Масштаб (Scale) – через VCB назначаем дистанцию перемещения (угол вращения, масштабный коэффициент).
Кроме того, с инструментами перемещения и вращения VCB используется также для создания нужного числа копий на заданных дистанциях (линейных или угловых).
Для измерительных инструментов:
Рулетка (Tape Measure) и Транспортир (Protractor) показывают в VCB замеренные значения, а также можно ввести величины для т.н. конструкционных (опорных) линий, создаваемых ими.
Для инструментов обзора сцены во время построений и создания анимации прохода по ней, VCB используется для управления камерой: можно назначить фокусное расстояние «объектива», ее уровень над «землей» и т.д.
Конечно, работа VCB и других опций IE с каждым из инструментов имеют свои особенности, нюансы, и для эффективной работы с ними требуется более подробное рассмотрение. Но поскольку это не входит в задачу урока, хочу еще раз подчеркнуть главное – за обманчивой простотой, даже «игрушечностью» дизайна интерфейса (в т.ч. в названиях некоторых инструментов) скрываются уникальные возможности IE программы с точки зрения удобства, скорости и высокой точности построений. А это значит, что SketchUp предоставляют максимальный простор именно для творческой части работы, дает возможность творить, фактически «не отрывая руку от карандаша» при минимальных затратах на «технические» действия.
Начало работы в SketchUp
При первом использовании SketchUp необходимо войти в систему, чтобы активировать пробную версию или подписку. После входа в систему появится диалоговое окно «Добро пожаловать в SketchUp», как показано здесь. Это диалоговое окно является начальной точкой для создания модели и появляется каждый раз при запуске SketchUp (если вы не отключите его в диалоговом окне Настройки SketchUp).
В диалоговом окне «Добро пожаловать в SketchUp» вы можете: выбирать шаблоны для своей модели, устанавливать шаблоны по умолчанию, открывать последние файлы, находить существующий файл или лицензировать копию SketchUp Pro (подробности см. в разделе Общие сведения о вашей лицензии) и узнавать больше о SketchUp.
Содержание
Выбор шаблона
Каждая модель в SketchUp основана на шаблоне, который имеет предварительно заданные настройки фона вашей модели и единиц измерения. Когда вы начинаете создавать новую модель, выбор шаблона с правильными единицами измерения упрощает моделирование.
Вот как выбрать шаблон в диалоговом окне «Добро пожаловать в SketchUp»:
Обзор интерфейса SketchUp
Когда откроется SketchUp, готовый для начала создания 3D-модели, вы увидите экран, который включает в себя следующее:
Строка заголовка
Строка заголовка содержит стандартные элементы управления окном (закрыть, свернуть и развернуть) и имя открытого файла. При запуске SketchUp открытый файл имеет имя «Без названия», что означает, что вы еще не сохранили свою работу.
Панель меню
Большинство инструментов, команд и настроек SketchUp доступны в меню на панели меню. Это такие меню, как SketchUp (только Mac), «Файл», «Редактирование», «Просмотр», «Камера», «Рисование», «Инструменты», «Окно» и «Справка».
Панель инструментов «Начало работы»
Когда вы начинаете использовать SketchUp, панель инструментов «Начало работы» отображается по умолчанию. Она содержит основные инструменты, необходимые для создания 3D-моделей.
Чтобы отобразить дополнительные панели инструментов, выберите Просмотр > Панели инструментов. В открывшемся диалоговом окне «Панели инструментов» выберите панели инструментов, которые хотите отобразить, и нажмите «Закрыть». В macOS вы можете отображать панели инструментов, выбрав Просмотр > Панели инструментов. (Дополнительные сведения о панелях инструментов и их настройке см. в разделе Настройка SketchUp Справочного центра.)
Область рисования
Область рисования — это место, где вы создаете свою модель. Трехмерное пространство области рисования визуально определяется осями рисования, которые позволяют чувствовать направления в трехмерном пространстве во время работы.
Область рисования также может содержать простую модель человека, чтобы дать вам ощущение трехмерного пространства.
Строка состояния
Когда вы начинаете работу со SketchUp, двумя важными элементами в строке состояния являются советы посередине и поле «Измерения» справа:
Панели по умолчанию
В правой части экрана вы видите область панелей, включая «Инструктор», «Материалы», «Стили» и т. д. Область по умолчанию появляется при открытии SketchUp, но вы можете закрыть область панелей по умолчанию, нажав кнопку «Закрыть» в правом верхнем углу. Переключите область, чтобы отобразить или скрыть ее, в подменю Окно > Область по умолчанию.
В правой части экрана вы видите область панелей, включая «Инструктор», «Материалы», «Стили» и т. д. Область по умолчанию появляется при открытии SketchUp, но вы можете закрыть любую область, нажав ее кнопку «Закрыть». Чтобы повторно открыть область, выберите ее в меню «Окно».
Обзор инструментов SketchUp
Когда вы используете SketchUp, Инструктор и строка состояния дают вам советы по использованию каждого инструмента.
Инструктор научит вас использовать выбранный инструмент. Чтобы включить приведенный здесь инструктор, выберите Окно > Инструктор или щелкните значок вопросительного знака в строке состояния. Возможности, предоставляемые Инструктором:
Инструктор научит вас использовать выбранный инструмент. Чтобы включить приведенный здесь Инструктор, выберите Окно > Инструктор. Возможности, предоставляемые Инструктором:
Если Инструктор предлагает более подробную информацию, чем вам нужно, помните, что строка состояния также содержит советы по использованию выбранного инструмента. Дополнительные сведения см. в разделе Строка состояния ранее в этой статье.
Просмотр Quick Reference Card SketchUp
Quick Reference Card — это удобное для печати руководство по всем инструментам SketchUp и их клавишам-модификаторам. Держите его под рукой, когда начнете использовать SketchUp, и вы научитесь моделировать быстро и эффективно. Вот как выглядит Quick Reference Card:
Создание первой 3D-модели в SketchUp
Если вы никогда не создавали 3D-модель в SketchUp (или в любой другой программе моделирования), следующие шаги содержат краткий обзор основ:
Сохранение и повторное открытие модели
Чтобы сохранить модель, выполните следующие действия:
Резервное копирование файла SketchUp или восстановление автоматически сохраненного файла
SketchUp создает резервный файл при втором успешном сохранении файла SketchUp и при всех последующих сохранениях. Этот файл является точной копией ранее сохраненной версии файла. Резервный файл имеет формат имени FILENAME.skb в Windows и FILENAME
.skp в macOS и находится в той же папке, что и исходный файл.
В случае сбоя SketchUp во время работы с моделью восстановленный файл не удаляется. По умолчанию SketchUp автоматически сохраняет ваши файлы каждые пять минут, когда вы активно работаете. Вы можете восстановить свою работу с момента последнего автоматического сохранения, открыв восстановленный файл. Чтобы найти восстановленный файл, откройте окно «Добро пожаловать в SketchUp», выберите вкладку «Файлы» и выберите файл, который нужно восстановить, из списка «Последние».
Масштабирование модели или ее частей
В SketchUp вы можете изменять размер и форму модели в зависимости от относительных размеров ребер и граней. Вот краткий обзор доступных опций:
В следующем видео показано, как с помощью инструмента «Масштаб» можно пропорционально масштабировать геометрию или растягивать ее размеры.
Если вам нужны подробные сведения о масштабировании всей модели или подробные инструкции по использованию функций масштабирования SketchUp, ознакомьтесь с разделами далее в этой статье.
Содержание
Масштабирование всей модели
Если вы хотите масштабировать всю модель, используйте инструмент «Рулетка».
Чтобы масштабировать всю модель, например план этажа в этом примере, выполните следующие действия:
Пропорциональное масштабирование выборки
Если вы хотите изменить размер геометрии в модели и сохранить ее пропорции, вы можете использовать инструмент «Рулетка» или инструмент «Масштаб». Выбор зависит от того, как вы хотите установить масштаб:
Чтобы масштабировать часть вашей модели с помощью рулетки, выполните следующие действия:
Если вы хотите пропорционально масштабировать модель в процентах, инструмент «Масштаб» легко справится с этой задачей. Представьте, что вы не знаете, как поговорить со своим клиентом об уменьшении комнаты на его плане этажа до 10 футов шириной, поэтому вы моделируете слона в комнате, пока обдумываете это. Вот как масштабировать слона или любую другую выборку в вашей модели в процентах:
Растягивание или сжатие геометрии в масштабе
Иногда вам нужно масштабировать только одно измерение модели (или, может быть, два). Для этого используйте ручки ребра или грани инструмента «Масштаб». Вот как этот процесс работает на примере шкафа:
Масштабирование компонентов
Вы можете использовать эти методы масштабирования как для компонентов, так и для повседневной геометрии. (Для ознакомления с компонентами см. Добавление готовых компонентов и динамических компонентов). Однако при масштабировании компонента вы можете изменить размер одного экземпляра компонента или всех экземпляров компонента в вашей модели: