Как уменьшить дефицит бюджета

Как уменьшить дефицит бюджета

Постановление от 4 апреля 2016 года №266. Направлено на повышение эффективности исполнения федерального бюджета, обеспечения равномерного исполнения федерального бюджета по расходам и своевременного перераспределения бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств 2016 года. Соглашения о предоставлении федеральных субсидий теперь будут заключаться посредством системы «Электронный бюджет».

Документ

Постановление от 4 апреля 2016 года №266

Внесено Минфином во исполнение решений Правительства России.

Постановление направлено на сокращение дефицита федерального бюджета, для чего предусмотрено:

— ужесточение механизма возврата из федерального бюджета остатков межбюджетных трансфертов;

— отказ от авансирования при осуществлении государственных закупок готовой продукции массового потребления;

Комментарий

— отзыв по итогам девяти месяцев финансового года лимитов бюджетных обязательств, по которым отсутствуют кассовые расходы и поставленные на учёт бюджетные обязательства (с возможностью исключения отзыва по решениям Президента и Правительства России).

В целях сокращения операционных расходов главных распорядителей средств федерального бюджета и получателей этих средств постановлением предусмотрено заключение соглашений (договоров) о предоставлении из федерального бюджета субсидий юридическим лицам, межбюджетных трансфертов бюджетам бюджетной системы Российской Федерации в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет» в электронном виде с последующим автоматическим включением информации о соответствующих соглашениях (договорах) в единый реестр соглашений (договоров).

Принятые решения направлены на повышение эффективности исполнения федерального бюджета, обеспечения равномерного исполнения федерального бюджета по расходам и своевременного перераспределения бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств 2016 года.

Источник

Как поддержать бюджет без ущерба для экономического роста

Недавнее подтверждение Росстатом предварительных данных о резком замедлении роста экономики – с 2,7% в годовом выражении в IV квартале 2018 г. до 0,5% в I квартале 2019 г. – в очередной раз напомнило об издержках повышения налогов, которое в этом году вовсе не ограничилось ростом НДС. Вместе с ним поднялись акцизы на бензин и дизель (до 12 314 и 8541 руб. за тонну соответственно), и сейчас их ставки в полтора раза превышают уровень, до которого они год назад были экстренно снижены для стабилизации топливных цен. В этом же ряду стоит и повышение импортных пошлин на товары для промышленной сборки: согласно прогнозу правительства, до конца года оно принесет в бюджет 17,6 млрд руб. Ну, и как вишенка на торте, – внедрение налога на профессиональный доход, который пока действует лишь в Москве, Татарстане, Московской и Калужской областях, но со временем охватит самозанятых и в других регионах России.

В усилении фискального бремени нет чего-либо экстраординарного для экономической политики последних лет. В прошлом году в четырех регионах (в Крыму, Ставропольском, Алтайском и Краснодарском краях) был внедрен курортный сбор, а на федеральном уровне перестали действовать льготы для сельхозпроизводителей с годовой выручкой до 100 млн руб., которые ранее при работе по единому сельхозналогу были освобождены от НДС, но теперь вынуждены его уплачивать. В 2015 г. были введены торговый сбор и плата с грузовиков с максимальной разрешенной грузоподъемностью свыше 12 000 т (система «Платон»), а налог на имущество вместо инвентаризации стал рассчитываться по кадастровой стоимости, что неизбежностью привело к увеличению его региональных ставок. Наконец, в 2011 г. совокупная ставка страховых взносов была повышена с 26 до 34%, и, несмотря на ее дальнейшее понижение до 30%, к исходному уровню она так и не вернулась.

Фискальные уроки 1990-х гг.

С увеличения страховых взносов собственно и началась нынешняя волна повышения налогов, которая по своему характеру во многом напоминает фискальную политику 1990-х гг.

Тогда правительство в попытках хоть как-то стабилизировать бюджет задирало ставки и множило число платежей. Установив 28%-ный НДС, 32%-ный налог на прибыль и НДФЛ в диапазоне от 12 до 35%, правительство Гайдара стремилось минимизировать бюджетный дефицит, который, согласно оценке Всемирного банка, по итогам 1991 г. достиг астрономических 30,9% ВВП. В 1993 г. НДС был снижен до 20%, но существенно выросли налоги на труд: к взносам в Пенсионный фонд и Фонд занятости в 28% и 2% от заработной платы добавились отчисления в 5,4% и 3,6% в фонды социального и обязательного медицинского страхования, а также 1%-ный взнос в ПФР, который должен был уплачивать работник. Следующий виток усиления фискальной нагрузки пришелся уже на постдефолтный 1999 г., когда были введены налоги с продаж и на имущество с предельными ставками в 5% и 2% соответственно.

Постоянное повышение налогов стало одной из причин (наряду с более серьезными диспропорциями в структуре ВВП), по которым в России устойчивый экономический рост начался лишь на восьмой год после начала рыночных реформ (в 1999 г.), в то время как в странах Центральной и Восточной Европы длительность трансформационного спада не превышала четырех лет. При этом из-за слабости налогового администрирования страдала платежная дисциплина, что обернулось хроническим бюджетным кризисом и последующим дефолтом.

Сегодня администрирование точно нельзя причислить к слабым сторонам фискальной политики. Наоборот, за счет все более эффективного сбора налогов прирост бюджетных доходов серьезно опережает темпы экономического роста: в 2017 и 2018 гг. прирост ВВП, по данным Росстата, составил 1,6% и 2,3% соответственно, тогда как ненефтегазовые доходы выросли на 5,8% и 14,5% (до 9,12 трлн и 10,44 трлн руб.), как следует из оценки Минфина. Однако на практике это означает увеличение издержек бизнеса, который и без того страдает от повышения налогов. В итоге то, что хорошо для бюджета, не очень помогает росту.

Выход – в снижении налогов

Снять это противоречие позволит снижение налогов, как это уже было в 2000-е гг., когда за счет сокращения ставок правительство не только подстегнуло экономический рост, но и упрочило бюджетную стабильность. В 2001 г. вместо прогрессивной шкалы подоходного налога была введена плоская 13%-ная ставка, благодаря чему доходы по НДФЛ выросли с тогдашних 2,86% ВВП до 3,84% ВВП в 2007 г. (здесь и далее – оценка Института Гайдара). В 2004 г. НДС был снижен с 20 до 18%, в результате к 2007 г. поступления по нему увеличились с исходных 6,3% до 6,86% ВВП. Наибольший же эффект принесло снижение с 35 до 24% предельной ставки налога на прибыль, которое произошло в 2002 г.: сборы по нему на тот момент составляли 4,28% ВВП, но уже к 2007 г. достигли 6,58% ВВП. Это во многом объясняет, почему в 2009 г. правительство в ответ на кризис не побоялось снизить налог на прибыль до 20%.

Опыт снижения налогов весьма к месту был бы и сегодня, когда правительство увеличивает ставки и вводит новые сборы, чтобы укрепить бюджетную стабильность. Как видно на примере 2000-х гг., стимулирование экономики и консолидация бюджета не так уж и сильно противоречат друг другу.

Мнения экспертов банков, финансовых и инвестиционных компаний, представленные в этой рубрике, могут не совпадать с мнением редакции и не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.

Источник

Как уменьшить дефицит бюджета. Смотреть фото Как уменьшить дефицит бюджета. Смотреть картинку Как уменьшить дефицит бюджета. Картинка про Как уменьшить дефицит бюджета. Фото Как уменьшить дефицит бюджета

Содержание:

Наилучшим способом обеспечения сбалансированности бюджета является формирование бездефицитного бюджета, в котором объем расходов, включая расходы на обслуживание и погашение государственного (муниципального) долга, не превышает суммы доходов. Если избежать бюджетного дефицита невозможно, даже если обычные источники финансирования полностью исчерпаны, для сбалансированности бюджета необходимо прибегать к различным формам заимствований, что требует минимизации размера бюджетного дефицита на всех стадиях бюджетного процесса.

Правительство должно всегда стремиться к сбалансированности бюджета. Данный принцип утвержден Бюджетным кодексом Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-Ф3. Сбалансированный бюджет направлен на поддержание финансовой стабильности, реальности и выполнимости утвержденного бюджета на предстоящий год.

Концепция сбалансированного бюджета

Бюджетный баланс является одним из основных принципов формирования и исполнения бюджета, который заключается в количественном соответствии (сбалансированности) бюджетных расходов источникам их финансирования.

Конкретные причины отставания темпов роста доходов бюджета от темпов роста бюджетных расходов могут включать в себя:

Величина дефицита государственного бюджета определяется отношением абсолютного значения дефицита к расходному бюджету или объему ВВП. Многие экономисты считают нормальным финансовое положение страны, когда дефицит бюджета не превышает 2-3% ВВП, 5-6% национального дохода или 8-10% расходов бюджета.

Составление бюджета с профицитом также нежелательно, поскольку это связано с перегрузкой экономики и снижением общей эффективности использования бюджетных ресурсов.

Концепция сбалансированного и несбалансированного бюджета

Мировой опыт показывает, что дефицит бюджета, не превышающий 3% ВВП, считается безопасным. В 1990-е годы бюджетный дефицит в России был достаточно большим, особенно в 1997 году (95,4 млрд. рублей), и власти были вынуждены сократить расходную часть бюджета (секвестр).

Источники финансирования бюджетного дефицита

Правило сбалансированности бюджета является одной из основ нормального развития экономики государства. В академических кругах считается, что проблема заключается не в самом существовании дефицита, а в способах его покрытия.

Финансирование бюджетного дефицита понимается как привлечение средств, полученных путем реализации государственных заимствований, и его ориентация на покрытие отрицательного сальдо бюджета.

Источники финансирования дефицита бюджета определяются при утверждении бюджета на следующий финансовый год. Эти источники можно разделить на 2 группы: внешние и внутренние.

Внутренние источники финансирования бюджетного дефицита:

В практике российской экономики существуют и другие способы покрытия дефицита бюджета, например, получение доходов от реализации части государственных резервов, проведение приватизаций, доходов от государственной предпринимательской деятельности.

Причины дефицита

Несмотря на множество причин. Многие из них постоянно присутствуют в экономике, существует порог дефицита бюджета каждого уровня, он законодательно определен в Бюджетном кодексе РФ.

При копировании любых материалов с сайта evkova.org обязательна активная ссылка на сайт www.evkova.org

Сайт создан коллективом преподавателей на некоммерческой основе для дополнительного образования молодежи

Сайт пишется, поддерживается и управляется коллективом преподавателей

Whatsapp и логотип whatsapp являются товарными знаками корпорации WhatsApp LLC.

Cайт носит информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, которая определяется положениями статьи 437 Гражданского кодекса РФ. Анна Евкова не оказывает никаких услуг.

Источник

Дефицит бюджета — что это такое: суть, риски, примеры и как сократить

Здравствуйте, уважаемые читатели проекта Тюлягин! В данной статье мы разберем понятие дефицита бюджета. Многие страны в современным мире часто сталкиваются с таким явлением как дефицит бюджета. О том что такое дефицит бюджета государства, в чем его суть, опасность и риски мы поговорим в сегодняшней статье. Также из статьи вы сможете узнать какие существуют стратегии сокращения бюджетного дефицита и сможете ознакомится с реальными примерами стран с дефицитом бюджета. Обо всем этом и не только далее в статье.

Как уменьшить дефицит бюджета. Смотреть фото Как уменьшить дефицит бюджета. Смотреть картинку Как уменьшить дефицит бюджета. Картинка про Как уменьшить дефицит бюджета. Фото Как уменьшить дефицит бюджета

Содержание статьи:

Что такое дефицит бюджета?

Дефицит бюджета возникает, когда расходы превышают доходы и указывают на финансовое благополучие страны. Государство обычно использует понятие дефицит бюджета, когда имеет ввиду свои расходы, а не деятельность предприятий или частных лиц. Понятия государственный долг и дефицит бюджета тесно связаны друг с другом. Накопленный дефицит формирует в перспективе государственный долг.

Суть и понимание дефицита бюджета

В случаях выявления дефицита бюджета текущие расходы превышают сумму доходов, полученных по стандартным операциям. Страна, желающая скорректировать свой бюджетный дефицит, нуждается в сокращении определенных расходов, и увеличении деятельности, приносящей доход, или использовании комбинации того и другого.

Противоположность бюджетному дефициту — это профицит бюджета. Когда возникает излишек, выручка превышает текущие расходы и приводит к избытку средств, которые можно распределить по желанию. В ситуациях, когда приток равен оттоку, бюджет сбалансирован.

В начале 20 века немногие промышленно развитые страны имели большие бюджетные дефициты, однако во время Первой мировой войны дефициты росли, поскольку правительства брали большие займы и истощали финансовые резервы для финансирования войны и своего роста. Эти дефициты военного времени и роста продолжались до 1960-х и 1970-х годов, когда темпы роста мировой экономики упали.

Опасность и риски дефицита бюджета

Одной из основных опасностей дефицита бюджета является инфляция, которая представляет собой непрерывное повышение уровня цен. В США дефицит бюджета может привести к тому, что Федеральная резервная система направит в экономику больше денег, что будет подпитывать инфляцию. Продолжающийся дефицит бюджета может год за годом приводить к инфляционной денежно-кредитной политике.

Стратегии сокращения дефицита бюджета

Страны могут противостоять дефициту бюджета, содействуя экономическому росту с помощью налогово-бюджетной (фискальной) политики, используя сокращение государственных расходов и повышение налогов. Например, одна из стратегий увеличения притока казначейства состоит в сокращении нормативных требований и снижении корпоративного подоходного налога для повышения уверенности бизнеса и содействия экономическому росту, генерируя более высокую налогооблагаемую прибыль и увеличивая налоги на прибыль за счет роста рабочих мест.

Страна может печатать дополнительную валюту для покрытия платежей по долгам, выпускающим ценные бумаги, такие как казначейские векселя и облигации. Хотя это обеспечивает механизм для осуществления платежей, он несет в себе риск обесценивания национальной валюты, что может привести к гиперинфляции.

Пример дефицита бюджета

Бюджетный дефицит может возникать как реакция на определенные непредвиденные события и политику, например увеличение расходов на оборону после террористических атак 11 сентября в США. В то время как первоначальная война в Афганистане обошлась США примерно в 22,8 миллиарда долларов, расходы в Ираке в 2003 финансовом году составили 51 миллиард долларов.

Бюджетный дефицит, выраженный в процентах от ВВП, может уменьшаться в периоды экономического процветания, поскольку увеличение налоговых поступлений, снижение уровня безработицы и ускорение экономического роста уменьшают потребность в программах, финансируемых государством, таких как страхование от безработицы и программы Head Start (в США).

Что касается России, то по итогам 2020 года был дефицит бюджета в размере 3.8% ВВП или 4,102 трлн рублей. Если брать статистику с 2010 года, то профицитными годами были 2011, 2018 и 2019 годы, в остальные же годы бюджет был дефицитным в размере от 0.5 до 3.8 % ВВП.

Резюме

А на этом сегодня все про дефицит бюджета. Надеюсь статья оказалась для вас полезной. Делитесь статьей в социальных сетях и мессенджерах и добавляйте сайт в закладки. Успехов и до новых встреч на страницах проекта Тюлягин!

Источник

Дефицит бюджета и инструменты покрытия

Предкризисная осень принесла цепочку событий, возможно, связанных между собой в единую логику, как причина и следствия.

Бюджет следующего и последующего годов ещё долго будет обсуждаться и корректироваться, но тренды уже очевидны: денег на всех не хватает ни при каких обстоятельствах при том, что жить элита привыкла на широкую ногу, не по средствам.

Для снижения бюджетного трансферта Пенсионному фонду правительство решило «растворить» накопительную часть пенсии так называемых «молчунов» в пользу страховой. Пенсионными накоплениями граждан за 2014 год в размере 240 млрд. рублей, изъятыми у управляющих компаний и негосударственных пенсионных фондов, также начнут заделывать брешь в распределительной системе (текущие выплаты пенсионерам). У нас, как известно, нет ничего более постоянного, чем временное (всего-то, как было объявлено, «заморозка» на год, а потом якобы всё вернется на круги своя и станет тип-топ).

Для справки: людей фактически обворовывают, и одновременно президент своим указом задним числом. в 2-2,5 раза поднимает доходы (оклады, надбавки, другие выплаты) практически всем высшим чиновникам (до 500 000-700 000 руб. в месяц).

За счёт чего ещё будут покрывать дефицит бюджета? Есть фишка?

Вот и делайте вывод, найден ли «действенный» инструмент для покрытия дефицита или он пока в поиске.

А мы всё талдычим: бизнес-климат, инвестиционный климат.

УСПЕЙТЕ ДО НГ!

Самый посещаемый курс «Клерка» про управленческий учет проходят уже более 100 ваших коллег. Успейте записаться на курс по старой цене 2021 года. Потом – дороже. Оплатите сейчас, учитесь в 2022 году в удобном потоке.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *