Как улучшить школьную жизнь
Как можно сделать учёбу в школе лучше уже сейчас (без реформ)
Выпускница этого года Таисия Петровичева предлагает пять способов изменить наши школы уже сегодня и без глобальных реформ. Например, иногда устраивать уроки сразу по двум предметам. Хорошая идея изучать происхождение географических названий на русском и географии одновременно.
Я считаю критику нашей системы образования не совсем справедливой. Ведь в любых условиях можно придумать что-нибудь стоящее, сколько бы ни было рамок и ограничений. Стоит только захотеть. Как учителям, так и ученикам. Ведь не только система создаёт людей, но и люди систему. Я отучилась в школе 11 лет и предлагаю несколько способов, чтобы поднять обучение в школе на новый уровень удовольствия и понимания.
1. Междисциплинарные уроки
Большая часть современных открытий в науке происходит на стыке дисциплин. Более того, многие науки развились из междисциплинарных исследований. Подготовка в школе человека, способного выйти за рамки стандартного мышления, как никогда необходима. И одним параграфом «обобщая изученное», ради галочки написанным в конце учебника, тут не обойдёшься.
Практику междисциплинарных уроков можно проводить в течение всего года, начиная с любого класса. Это будет интересно и необычно: один урок — два преподавателя. Кстати, живой обмен опытом и для самих учителей будет интересным занятием. Например, на физике с химией можно поговорить о химической стороне физических опытов, на русском языке с географией — о топонимике, географических названиях, о том, как они образовались. А в гуманитарных дисциплинах смежных тем огромное количество. Так сведения о мире из отдельных предметов сложатся в единую систему, дополнят друг друга, откроются с новой стороны. Ученики смогут посмотреть на знание вне рамок какой-либо одной научной дисциплины.
2. Дискуссионные клубы
Один раз на уроке мой любимый учитель истории разделил класс на два лагеря «красных» и «белых» и дал задание подготовить аргументы «кто виноват в гражданской войне». Это был настоящий научный спор, в котором рождалась истина. Некоторые, в том числе и я, пересмотрели свои взгляды, начали мыслить более гибко.
Открыть дискуссионный клуб в школе ничего не стоит. Ученикам нужна площадка, где можно выразить своё мнение, пообщаться и послушать других. А заодно научиться грамотно выражать мысли, говорить на публике, готовить выступления, вести спор. Дискуссии и обсуждения можно устраивать внутри класса, между классами и даже с учителями.
Клуб — это место, где можно обсуждать интересующие вещи, даже поспорить на самые волнующие и неловкие темы.
3. Наглядный материал
Считается, что в школах есть наглядный материал, но в реальности зачастую его не используют. За 11 лет я держала в руках сосуды с реагентами четыре раза и притом не понимала, что делаю и зачем.
Три вдохновляющие лекции, способные изменить подход к образованию
Карты, горные породы, образцы текстиля, старые картины, репродукции, фотографии скульптур, архитектурных памятников, объёмные модели фигур, колбы с веществами… Столько всего вокруг, и эти штуки нужно приносить на уроки в рюкзаках, на флешках, в сумочках, доставать из ящиков, парт, лаборантских. При этом, если бы учителя давали задания приносить предметы, связанные с темой урока, ребята с радостью бы их приносили. Живая информация быстро запоминается, и ученикам нравится, когда можно что-то потрогать и увидеть.
4. Задания для самостоятельной работы
Мы с одноклассниками терпеть не могли, когда учителя нам говорили, что мы должны уметь самостоятельно что-нибудь делать. Нам просто не давали возможности этому научиться. А как это можно сделать, если все темы разжёвывают в школе, учебный план тоже заранее продуман до каждого определения. Предлагаю отводить часть программы на самостоятельное освоение. Потом можно проверить знания, дав самостоятельную, или устроить обсуждение интересных мест. Не нужно говорить «вы должны уметь или делать то-то и то», нужно дать возможность этому научиться.
5. Сменить учебники
Да, в некоторых случаях это лучший выход из ситуации. В настоящий момент есть много разных пособий на выбор, и учитель может выбрать более удачный. Ведь ученикам их предстоит штудировать зимними вечерами.
33 гениальных идеи, которые очень хотелось бы видеть в наших школах
Пока это только на Западе.
Чтобы дети лучше учились, их нужно не принуждать, а заинтересовать. Эту истину уже, кажется, освоили не только любящие родители, но и руководители образовательных учреждений. Исследование 2012 года, проведенное Советом государственной школы Майами-Дейда, доказало: комфорт и «человеческий» похдход к детям способствуют их успеваемости намного больше, чем муштра и наказания.
Указанный принцип выливается в совершенно гениальные нововведения, которые полностью изменяют облик школ к которому мы привыкли. Вот самые креативные и классных вещи, которые пользователи соцсетей нашли в самых прогрессивных школах и университетах, и которые нам давно необходимы.
1. В техническом университете в Мюнхене есть вот такие горки-тоннели. Я им завидую.
2. Дверь в кабинете математики в школе.
3. В домашнем задании моего сына есть специальный QR-код. Он ведет на канал YouTube его преподавательницы, которая размещает там видеоматериалы к урокам.
4. Периодическая таблица в моей школе. Да, там примеры каждого элемента!
5. В японском садике детская площадка была установлена вокруг дерева.
6. Вот это я увидел в компьютерном классе своей школы.
7. В школе моего сына есть автоматы, которые продают школьные принадлежности.
8. В новом дошкольном учреждении в Японии собирают дождевую воду, чтобы дети могли играться в ней.
9. Как мой университет помогает студентам бороться со стрессом — пакетики, в которых можно лопать шарики.
10. В моем кулинарном классе на потолке есть зеркало, поэтому мы можем видеть, что делает преподаватель.
11. В моем университете есть мастера, которые могут протестировать ваши напитки на наличие в них наркотических веществ.
12. Школьные шкафчики декорированы как «Аллея Литературы».
13. В нашей местной школе установлены столики с солнечными батареями. В них есть USB-порты, так что ученики могут подзарядить свои устройства.
14. Бесит, когда вы торопитесь, а перед вами по ступенькам поднимаются «черепахи»? В моей школе теперь есть везде вот такие ступеньки. Слева дорожка для тех, кто ходит, по центру — для тех, кто спешит, а справа — для тех, кто не торопится никуда.
15. В этой школе есть специальный тоннель, который ведет из класса прямиком на детскую площадку. Это мечта любого ребенка.
16. В классе моей дочки стоят столы с педальками. Так что дети могут двигаться во время учебы.
17. В лаборатории моего университета стоят столы в виде периодической таблицы Менделеева.
4 классные идеи, которые изменят жизнь вашей школы к лучшему
У многих учителей есть идеи, как прокачать учеников и улучшить образовательную систему в целом. Но они часто просто не знают, с чего начать и к кому обратиться за поддержкой их идей. Мы поговорили с победителями конкурса «Рыбаков Фонда», которые уже изменили жизнь детей в своих школах, о том, как придумать и реализовать смелый проект.
1. Создать пространство для свободного общения
Дарья Абрамова, 29 лет, учитель английского языка — проект по созданию коворкинга, Малая Дубна:
Школьных классов и даже зон отдыха недостаточно, чтобы и детям, и учителям было комфортно находиться в школе. Поэтому мы с коллегами задумались о свободном пространстве, где все могли бы общаться в расслабленной обстановке. Школе не хватало неформальности, глотка свежего воздуха: ученики привыкли, что им вещают, а они внимают. Специальная зона с лекторием изменила эту систему.
С появлением общих зон дети стали более открыто общаться, не стесняются попросить помощи у старших, дружат с ними, задают вопросы по учёбе. Бывают классные уголки, а это — уголок целой школы.
Несколько раз в месяц к нам приходят спортсмены, врачи, менеджеры крупных компаний, волонтёры общественных организаций. Специалисты рассказывают о себе, о работе, а дети задают им вопросы. Плюс мы приглашаем родителей проводить мастер-классы: ребята уже научились делать скворечники, мастерить цветы из фоамирана (декоративный пенистый материал для рукоделия), лепить из глины. Приходят поделиться знаниями и выпускники — рассказывают о студенчестве, подготовке к экзаменам.
В итоге формируется сообщество. Пообщаться приходят родители, выпускники, просто друзья и родственники учеников. Мы живём в сельской местности, школа теперь — центр социума.
Сначала мы изучали чужой опыт. Чтобы отличить жизнеспособную идею от фантазии, нужно интересоваться, что же происходит в образовании. А когда заполняешь заявку на конкурс, всегда стоит посмотреть на проекты победителей прошлых лет.
В команде мы сразу разделили обязанности, но все прислушивались друг к другу, и обязательно — к детям. Очень важно было узнать, чего они хотят, чтобы не было отстранённости, когда ребята не понимают, для кого это делают. Проект ради проекта работать не будет.
2. Создать сообщество выпускников
Александр Кузьмин, 42 года, директор школы — проект «Лаборатория выпускников», Павловск
Сейчас наши выпускники ведут у ребят курсы по выбору, организуют школьные события, например 20-летие школы, пополняют фонд целевого капитала. Ещё они учредили премию «ДельтаПлан» за успехи в учёбе: если ученик демонстрирует существенный прирост образовательных результатов, то может бесплатно пройти любой интересный ему онлайн-курс.
«Лаборатория» — это и конкретное место, где могут встречаться выпускники, их офис, и пространство генерации идей, общения и сотворчества. Сейчас «Лаборатория» работает по шести направлениям: организация школьных событий, проведение элективных курсов, участие в образовательных программах, наставничество, продвижение школы, фандрайзинг.
Многие выпускники, которые приняли участие в проекте, говорят, что давно хотели вернуться в школу, но не знали, как это сделать. Они не учителя и не наставники, а просто люди, у которых есть ценный опыт. Например, те, кто сейчас учится в МФТИ, ведут курсы по точным наукам. Недавно мастер-класс провёл выпускник журфака, который работает в кино. До этого выступал сотрудник «ВК», рассказывал о специфике трудоустройства в IT-компании.
Самым крупным проектом выпускников стала программа пополнения фонда целевого капитала. У нас маленькая школа с очень строгим отбором, и родители возмещают фактические затраты на обучение своих детей. Не все к такому готовы. Чтобы больше семей могли позволить себе недешёвое образование, на средства, полученные от инвестиции целевого капитала, в 2020 году выпускники запустят программу грантов.
Реализовать проект «Лаборатория выпускников» системно помогло именно участие в конкурсе «Рыбаков Фонда». Пока готовишь заявку и структурируешь свои идеи, лучше понимаешь, что дальше делать.
3. Дать ученикам выбор (и возможность заработать)
Юрий Малиновский, 44 года, заместитель директора школы — малое инновационное предприятие «Территория будущего», пос. Большое Исаково
Мы предлагаем ученикам попробовать одну или несколько из 56 разных профессий — от дизайнера или маркетолога до оператора фрезерного станка. Дети выполняют реальные заказы и получают за них честную оплату. Начинается всё с того, что к нам приходит заказчик с заданием — нарисовать и распечатать визитки, отлить наградные кубки, сделать деревянные игрушки и так далее. Ребята выбирают задачу по душе, собирают команду и приступают к работе.
Мы учим детей управляться с инструментами, на которых работают настоящие специалисты. В специальном классе, который появился благодаря грантовой поддержке, установлены фрезерные станки, 3D-принтеры, станки для лазерной резки.
Наша задача — чтобы ребята из села смогли избавиться от ярлыка, который на них навесили: вовсе не обязательно становиться аграриями, трактористами, доярками
Это сложно. У местных часто нет мотивации. Рядом нет большого города, дети даже не понимали, какие у них есть перспективы, чем можно в жизни заняться.
Зато уже в конце прошлого года наших детей позвали учиться в МЭИ, когда они выиграли соревнования по робототехнике. В команде было три человека: программист, инженер, пилот. Ребята создали с нуля робота, и он обошёл даже те модели, которые стоили в десять раз больше. Теперь их ждут в Москве.
Большое Исаково сегодня — элитный посёлок. Оказалось, что достаточно одной школы, которая станет центром социума. Цена земли выросла раза в четыре. Местные бабушки радуются: они теперь миллионерши.
Сейчас мы работаем только с компаниями в Калининградской области, но планируем расширить производство, чтобы ребята смогли брать заказы из других регионов. Отправлять отсюда продукцию достаточно дорого, но можно разработать макет в школе, договориться с заводом в регионе заказчика, чтобы он изготовил детали по нашим чертежам. Я рассказываю детям о таких возможностях, чтобы они понимали — границ в глобальном мире нет.
4. Позволить старшеклассникам быть учителями
Светлана Погадаева, директор школы — проект профориентации школьников как педагогов «Открытая школа активного действия», Междуреченск:
Мы хотели дать школьникам возможность попробовать себя в роли учителей и почувствовать драйв от работы с детьми. Чтобы ребята, которые до этого даже не рассматривали профессию учителя, задумались о ней и кто-то в итоге захотел бы вернуться туда, где ему впервые понравилось учить и учиться.
Всего подали заявки 60 учеников. Понятно, что не все они станут педагогами или пойдут учиться на этот профиль. Например, один мальчик сомневался, хочет он быть учителем или программистом. После работы с детьми понял: преподавать здорово, но программирование ему интереснее. Это тоже полезный опыт — избежать ошибок при выборе профессии. Но после целого года в роли учителей 20 человек убедились, что хотят заниматься этим и дальше, — теперь планируют учиться в педагогическом
Во время проекта ребята продолжали учиться в своих школах, а после занятий приходили к нам. Кураторы помогали им оформлять идеи в полноценные курсы для детей с первого по седьмой классы. Учителям самим было чему поучиться: ребята лучше понимали, как заинтересовать других детей, увлечь их материалом.
Меня особенно удивил курс «Здоровье в наших руках», на котором детей учили готовить смузи и слушать своё тело. Стало ясно, что они поднимают вопросы, которые волнуют их самих. Помощь педагогов-кураторов делает этот процесс легче, структурирует его.
Сейчас идёт приём заявок на конкурс «Школа» «Рыбаков Фонда», и если у вас или вашей школьной команды есть новаторская идея или уже реализованный проект, которым вы хотите поделиться с миром, отбросьте сомнения и принимайте участие!
Свой TikTok и никаких линеек. Как дети хотят изменить школу
Ежегодно в первое воскресенье октября в Украине отмечают День учителя. Но так как воскресенье — выходной день, торжественные мероприятия традиционно проходят накануне, то есть в пятницу.
Отличается этот праздник от остальных школьных будней не только нарядными педагогами и букетами цветов, с которыми дети идут на уроки. Одна из традиций — на День учителя проводить праздник самоуправления. Во время него школьники берут на себя обязанности педагогов и администрации школы, а значит могут с головой погрузиться в атмосферу образовательного процесса, увидев его изнутри, и проводить уроки так, как им кажется правильным.
И раз в этот день ученики временно берут бразды правления в свои руки, «Вести» поговорили с детьми разного возраста из разных регионов Украины и узнали о том, что бы они хотели изменить в школе, будь у них на это право и возможность.
Варвара Бонк, 7-й класс, г. Львов
«Я бы сделала начало уроков хотя бы на 9 утра. Тогда бы не пришлось вставать так рано, и не хотелось бы спать целый день. А еще лучше, чтобы уроки начинались в 10:00.
И чтобы перемены были чуточку длиннее. У нас переменка длится 15 минут, а здорово было бы ее увеличить до 25–30 минут. И было бы здорово, если бы в это время в школьных коридорах играла музыка, а на большой перемене учителя проводили флешмобы. А еще было бы классно, чтобы у нашей школы появился свой TikTok-канал. Там она сразу бы стала популярной. На нем можно было бы публиковать не только новости школы, но и видеоуроки и разные интересенки образования».
Вероника Таблина, 6-й класс, г. Борисполь
«Хотелось бы, чтобы иногда вместо монолога учителей нам включали познавательные фильмы. Сегодня в интернете куча роликов, на которых тема урока объясняется гораздо интереснее, чем делает это учитель на уроках.
А еще мне безумно нравится, как в иностранных фильмах о подростках показывают их школьную жизнь. Там у них есть разные клубы и кружки внешкольного досуга. Было бы классно в школе иметь свою газету. А еще идея, которую я и своему классному руководителю предлагала, — объявлять всю важную информацию через громкоговоритель в коридоре, а не вешать ее на доску, где она теряется между других заметок».
Назар Лищук, 9-й класс, г. Харьков
«Если бы у меня была возможность, я бы в первую очередь сократил количество непрофильных предметов, так как они не так важны для меня. Например, не понимаю, зачем в средней школе такие предметы, как музыка, изобразительное искусство или основы здоровья. Это уроки, на которых просто просиживаешь или делаешь задания по другим предметам«.
Глеб Филатов, 8-й класс, г. Одесса
«Я бы убрал из школьной программы кучу никому не нужных уроков. Например, когда у нас был предмет «Основы здоровья», нас учили переходить дорогу по пешеходному переходу, рассказывали правило светофора и что опасно прыгать в озеро вниз головой. Вообще-то об этом мне мама рассказывала еще в садике. Но мы на это тратили по два урока в неделю. Лучше бы нас раньше отпускали, и я смог бы в это время сделать уроки.
А последний семестр одиннадцатого класса я оставил бы исключительно на подготовку к ВНО. Помню, как в прошлом году моя сестра и в школу ходила, и на подготовительные курсы в институт, и еще с репетитором занималась. Очень уставала. А так круто было бы, если бы мы закончили всю школьную программу одиннадцатого класса, например, к Новому году, а до мая концентрировались на четырех предметах, по которым бы сдавали тесты».
Жаннет Заможськая, 10-й класс, г. Луцк
«Первым моим распоряжением по школе была бы отмена школьной формы. Я начала бы более лояльно относиться к внешнему виду учеников. Таким способом давая им возможность самовыражаться и креативить.
А еще я бы ввела в школьную программу экскурсии, чтобы за 11 лет объездить все самые крупные города Украины. И чтобы эти поездки финансировались школой, ведь не все семьи смогут их оплатить самостоятельно».
София Ващук, 9-й класс, г. Одесса
«Я бы совсем убрала школьную форму. Она сейчас официально отменена, но в школах дресс-код все равно присутствует. На прошлой неделе классная руководитель меня забрала с урока и отправила в магазин за средством для снятия лака. Она не пустила меня на следующий урок, пока я не смыла со своих ногтей черный лак. А если бы у меня был ши-лак? Она бы меня в салон красоты отправила? Не считаю, что маникюр каким-то образом отражается на успеваемости».
Дарья Савенко, 8-й класс, г. Белая Церковь
«Я бы хотела, чтобы в нашей школе было больше молодых учителей. С ними легко найти общий язык, они объясняют нам уроки на актуальных примерах, мы понимаем, где и когда можно применить то, что проходили на уроке.
Я вообще бы, наверное, назначала учителей методом голосования. Например, учитель проработал в школе год, а чтобы на следующий год он мог работать дальше, за него должны проголосовать большинство учеников. И вариант, что строгого учителя несправедливо уволят, тут не прокатит, потому что учитель может быть строгим, но справедливым и интересным. А если дети не любят учителя, то они и не полюбят и его предмет. В результате в классе будет несколько любимчиков, а остальные и знать не будут, как его предмет правильно называется».
Мария Велбовец, 7-й класс, г. Барвинковое
«Я бы сделала комнаты отдыха, где можно было бы спокойно сесть на лавочку или пуфик и отдохнуть на переменке, ведь в школьных коридорах никогда не хватает места. Еще бы я сделала развлекательные залы, где бы дети складывали пазлы или играли в настольный теннис.
И еще я бы обязательно отменила в школе все линейки. Это так скучно и неудобно стоять под солнцем целый час на 1 сентября, слушая, как вручают медали прошлогодним отличникам, или толпиться в душном спортзале, чтобы послушать, как нас на путь истинный наставляет какой-то депутат или спонсор школы.
А еще я бы отменила все классные часы, на которых классная целый урок отчитывает нас за плохое поведение. Вместо них я бы ввела беседы с психологом, можно было бы проводить разные тесты, решать конфликты в классе или проводить тесты по профориентации».
Кирилл Билак, 11-й класс, г. Киев
«Я бы все контрольные работы перевел в тестовые задания. Ведь при проверке развернутых ответов часто встречается необъективное и порой даже субъективное оценивание учеников. Нравится учителю мальчик-девочка — он ставит им хорошую оценку, а нет, так он всегда может ее занизить.
А еще считаю, что в школе должны оценивать не правильность результата, а сам ход мышления. В противном случае у детей возникает страх ошибки. А бояться ошибиться — неправильно, ведь только так можно чему-то научиться и докопаться до истины.
Считаю, что нужно изменить и соотношение теоретических и практических занятий по таким предметам, как биология, физика, химия. Они должны больше состоять из экспериментов и опытов, а не из конспектов под диктовку. Особенно остро ощущается эта необходимость на карантине, когда приходится верить учителю на слово, а не своими руками проводить опыт. Я понимаю, что не все школы имеют достаточно оснащенные кабинеты химии и физики, но сегодня эти опыты можно посмотреть на YouTube. Такие короткие видеоролики могут заменить десятки нудных теоретических уроков, а главное — заинтересовать школьников в этих предметах».
Я хочу, чтобы…
Материал опубликован в газете «Вести» от 1 октября №179. Полный выпуск газеты «Вести» вы можете приобрести в местах распространения прессы или оформить онлайн-подписку.