Как улучшить художественный текст
Как улучшить свои писательские навыки
В эпоху интернета пишут все. Если еще пару столетий назад навыками письма владели только избранные, то сейчас ими на более-менее приличном уровне владеет подавляющее количество людей. Писательскими навыками в наше время должен владеть каждый, не только тот, кто хочет создавать свои истории и книги. Поэтому советы, представленные в статье, помогут и тем и другим.
Прежде всего помните: самое важное в любом текстовом и аудиальном сообщении — простота. Не имеет значения насколько вы интеллектуально подкованы, важно только то, чтобы люди вас понимали. Истинным мастерством является обладание обширными знаниями и выражение этих знаний через простые, понятные вещи.
Воспользовавшись этими советами, вы сможете обогатить свои навыки как при общении в интернете, так и при написании статей, рецензий и книг.
Используйте сильные слова
Хорошее письмо пропитано непредсказуемостью и неожиданностью. Наиболее мощной частью речи является глагол. Благодаря сильному слову простое предложение получает очень сильный эмоциональный заряд и влияет на человека, читающего его.
Однако сильное слово не всегда означает витиеватое или сложное. Пишите «использует» вместо «эксплуатирует», если чувствуете что первое слово выражает вашу мысль четче и понятней.
Анализируйте художественные тексты. Если вы увидите слова или фразы, которые оставили сильное послевкусие, запишите их и по возможности используйте. В этом нет ничего зазорного. Ищите к тому же свои собственные словосочетания: возьмите словарь, найдите существительное, затем подставляйте под него любое прилагательное и пытайтесь понять, имеет ли оно смысл и эмоциональный заряд.
Много читайте
Чтение принципиально отличается от просмотра фильмов. Фильм льется сам по себе и, осознаете вы происходящее на экране или нет, он идет дальше. Книга же требует от мозга быть в активном состоянии от начала и до конца. Когда вы проявляете сознательные усилия, то становитесь способны размышлять, что является отличным способом тренировки писательских навыков.
Возможно для некоторых это прозвучит очевидно, но не будет лишним повторить — невозможно научиться хорошо выражать свои мысли на бумаге без прочтения сотен книг. Читайте разнообразные книги. Конечно, всех книг не прочтешь, однако старайтесь не ограничиваться только художественной литературой, есть научная, философская.
Многие писательские и когнитивные навыки повышаются автоматически при большом количестве прочитанных книг.
Переписывайте книги
Это трудно объяснить с научной точки зрения, но когда вы переписываете вручную книгу любимого писателя, вы больше настраиваетесь на его волну, его стиль, его внутренний мир. Вы не должны полностью копировать его, однако само ощущение, будто кто-то водит вашей рукой, крайне необычное.
К тому же переписывание помогает обращать внимание на мелочи, которые не были заметны при простом прочтении. Вы начинаете размышлять над каждой фразой и каждым словосочетанием, ощущать значение и подтекст каждого слова. Это правда, что научить писать невозможно, поэтому самое важное в повышении писательских навыков — понять, какое слово наиболее уместно в данном конкретном случае. И переписывание от руки ваших любимых книг поможет вам в этом. Раз эти книги зацепили вас, значит что-то внутри резонирует в такт, в них есть некая правда и искренность, которую необходимо развить и вам.
Заведите дневник
Дневник — это не только прекрасный инструмент для самоанализа, но и ваш черновик для оттачивания писательских навыков. Если вы хотите написать книгу, но вам страшно приступить к работе, начните с дневника, практикуйтесь там.
В дневнике вы можете не только писать, но и делать скетчи, рисовать наглядные диаграммы, создавать таблицы. Можете писать в нем о том, почему вам страшно начать создание романа, перечислить все свои страхи на этот счет. После того, как вы вытащили все страхи наружу, они перестают быть настолько глубинными и незаметными.
Перед сном можете описывать в дневнике все то, что происходило с вами за день. При этом обращать внимание на каждое предложение и пытаться понять, какое слово и словосочетание подходит больше. Прекрасным упражнением будет и придумывание метафор: метафора вашего дня, события, случая.
Заведите блог
Это то же самое, что и дневник, но в данном случае вы научитесь редактировать себя и быть более критически настроенным к тому, о чем вы пишете. Блог очень полезен для понимания того, что же волнует людей. Они могут комментировать только одну фразу из целого поста, а вы научитесь понимать, как направлять читательское внимание.
Вы наконец поймете что то, что вы пишете — это пусть и о вас, но для других. Неважно, что вы вкладываете в свои слова, важно как люди это восприняли. Никого не интересует ваша задумка, сколь гениальна она ни была, если ее мало кто понял. И неважно, целое это произведение или одна строчка. Вы научитесь воспринимать свое законченное произведение (статья, рассказ, пост) как нечто целое, поймете куда направить эмоции читателя и какие чувства вызвать.
Вы можете экспериментировать. Например, написать такой пост, который вызовет предполагаемую вами реакцию и посмотреть, так ли это. Это очень увлекательное и познавательное упражнение.
Выберите тему
Конечно в случае с дневником это может быть просто автоматическое письмо, но если вы не хотите всю свою жизнь превращать в структуру, вам необходимы границы.
Когда вы выбираете тему, то направляете фокус на один предмет и стараетесь найти в нем массу интересных моментов. Это похоже на творчество: посмотреть на яблоко и описать его на 50-ти листах. Такая творческая задача не каждому под силу, но нужно стремиться именно к этому.
Рамки прекрасны в любом виде творчества. Поэтому после выбора темы вы можете поставить себе еще одну задачу — чтобы в вашем рассказе ни одно слово не было бы длиннее десяти букв. Этот простой способ заставит относиться к тому, что вы пишете, более осознанно.
Автоматическое письмо
Чтобы повысить свои писательские навыки, нужно писать очень много. И желательно от руки. Автоматическое письмо является аналогом мозгового штурма для поиска идей.
Поставьте себе задачу сесть за стол и писать о чем угодно на протяжении часа. Вы можете перепрыгивать с темы на тему, менять стиль письма и скорость. Просто не останавливайтесь ни на минуту, пишите целый час. Мало того, что таким образом вы избавляетесь от страха писать, так еще и учитесь находить темы за считанные секунды. Через неделю такой практики вы убедитесь в том, что даже бесцельная писанина помогает вам улучшить свои навыки и заставляет вас обращать внимание на слова, которые вы пишете.
Самый важный совет: пишите от руки. В текстовом редакторе нет возможности полного маневра и гибкости, текст получается таким именно потому что его лень или очень сложно исправить. Тогда как когда вы пишете от руки, вы можете свободно зачеркивать, подчеркивать, выделять и менять местами фразы. К тому же многие ученые сходятся на том, что моторика руки активизирует части мозга, которые остаются незадействованными при печатании на клавиатуре.
Удачи вам в повышении своих писательских навыков!
Писательское мастерство – как научиться писать тексты правильно
Заниматься писательским делом пробовал, пожалуй, каждый, кому в школе приходилось писать сочинения, изложения, рефераты и эссе. Но готовы ли вы сейчас попробовать написать интересную статью, большое письмо с деловым предложением, не говоря уже о целой книге? Если вы попали на данную страницу, то, наверняка, хотели бы улучшить писательское мастерство: умение легко создавать грамотные красивые тексты.
У большинства людей написание даже небольшого текста вызывает трудности. Эти трудности могут быть разного характера. К примеру, одному человеку не хватает банального желания и силы воли, чтобы просто сесть и начать что-то писать. Другой и хотел бы, но сложно определиться с темой или подобрать нужные слова. Третий может писать много, но потом замечает, что в его тексте большое количество ошибок.
Все эти проблемы связаны не столько с нашими врожденными способностями, сколько со знаниями и умениями, которые нам прививали родители, учителя и преподаватели. К сожалению, в школах и университетах редко присутствуют предметы или уроки, на которых хоть в какой-то степени рассказывается, как научиться правильно писать.
Данный курс онлайн-уроков собрал в себе полезные советы в помощь начинающим писателям. В занятиях данного тренинга вы узнаете, что такое искусство письма, или как его сейчас модно называть, копирайтинг, сможете освоить базовые навыки писательской деятельности. Данный курс ориентирован, в первую очередь, на практические знания, которые помогут вам проявить именно ваш талант и ваше творчество.
Оглавление:
Что это писательское мастерство?
Писательское мастерство (писательство, письмо, копирайтинг, литературная деятельность) – это деятельность человека по созданию словесных произведений, предназначенных для чтения другими людьми.
А писатель, сочинитель, автор или литератор это человек, который занимается писательской деятельностью.
Писательскими способностями в разной степени владеют все люди, умеющие писать ручкой или печатать на компьютере. Естественно, у каждого эти способности развиты в разной степени. Но всё-таки не каждый является писателем. Настоящим писателем называют человека, который может написать хороший текст, интересный для читателей.
Если же человек просто пишет никому неинтересные и бессодержательные тексты, такой вид писательства называется графоманством, а сами авторы графоманами. Сегодня в интернете можно встретить множество графоманов. Это связано с тем, что люди пытаются делать тексты ориентированные не на читателей, а на алгоритмы поисковых систем. Кроме того, процесс популяризации графоманства провоцируют и сами читатели (пользователи). Вспомните, когда вы от корки до корки читали какую-нибудь статью. Скорее всего, в большинстве случаев вы просто просматриваете (сканируете) тексты на страницах веб-сайтов «по диагонали», пытаясь быстро найти нужную информацию. А если нет спроса на хорошие тексты, то нет и предложения таковых.
В нашем курсе речь пойдет о другом виде писательства, плоды которого интересны и полезны читателям.
Применение навыка писательства
Умение писать красиво, логично и грамотно является навыком, полезным чуть ли не каждому современному человеку. Ежедневно мы пишем письма, общаемся с коллегами и друзьями посредством почты и социальных сетей. В своих сообщениях мы выражаем мысли, обращаемся к адресату с просьбой или описываем какие-то события. Грамотная письменная речь в этом случае может послужить отличным помощником в карьерном росте и бизнес-отношениях.
Но писательство полезно не только для работы, карьеры, бизнеса и общения с людьми, оно необходимо тем, кто хочет поделиться своими мыслями с обществом посредством создания литературных произведений. Для настоящего автора писательство, в какой-то степени, – это путь к бессмертию человеческого имени, способ избежать забвения. От навыков и таланта писателя зависит, как долго будут жить его произведения и сколько времени он сможет оставаться в памяти читателей. Известная пословица утверждает: «что написано пером, того не вырубишь топором». И хотя сегодня пером пишут совсем редко, более того, уже не столько пишут, сколько печатают, всё равно лучшие произведения письменности надолго становятся достоянием общества.
И даже если вы не планируете прославиться за счет своих произведений, письмо может пригодиться вам лично. К примеру, вы можете вести дневник и отражать в нем свои интересные мысли, это поможет навести порядок в голове, структурировать важные идеи, планы и предстоящие задачи.
Как научиться писать?
Писательское мастерство является комплексным навыком, состоящим из различных знаний и умений. Во-первых, для того чтобы стать настоящим писателем, важно быть достаточно образованным и разносторонне развитым человеком. Как минимум, необходимо четко представлять себе, о чем вы хотите рассказать читателям и почему это будет важно и полезно для них. Во-вторых, вам не обойтись без мотивации и сильного желания создать новое произведение, ведь писательский труд требует много сил и времени. Готовы ли вы к этому? В-третьих, вы должны знать нормы языка, или другими словами, правила письменной речи, которые позволят донести ваши идеи до читателей максимально доходчиво.
Среди наиболее нужных атрибутов, которые помогут вам стать хорошим писателем, можно выделить следующие:
Кроме того, писатели часто говорят, что произведению помогает появиться на свет что-то неуловимое, связанное с моралью, жизненными идеалами, творческим вдохновением или, может быть, божественным даром.
Например, Ричард Бах утверждает, что его самая известная повесть «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» была ему буквально «продиктована сверху». И те, кто читал также другие произведения Баха, наверняка замечали разительный контраст между его традиционными рассказами и глубоко метафоричной «Чайкой по имени Джонатан Ливингстон».
В связи с этим возникает вопрос:
Можно ли вообще научиться писательскому искусству?
При наличии творческих способностей каждый может развивать свой писательский талант постепенно и целенаправленно, опираясь на уроки данного тренинга.
Хотите проверить свои знания?
Если вы хотите проверить свои теоретические знания по теме курса и понять, насколько он вам подходит, можете пройти наш тест. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу.
Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.
Уроки письма
Для обучения базовым навыкам письма мы приготовили несколько уроков. Цель данного курса состоит в том, чтобы помочь начинающим писателям сделать первый шаг к развитию своего таланта. Уроки, которые приведены в данном тренинге, смогут развить ряд полезных компетенций, а именно:
Урок 1. Мотивация или как начать писать
Урок 2. Риторическое позиционирование
Урок 3. Стили текста
Урок 4. Логичность и структура текста
Урок 5. Словарный запас и лексическая стилистика
Урок 6. Лексическая стилистика
Урок 7. Грамотность письменной речи
Как проходить занятия
В уроках нашего тренинга вы сможете найти справочную информацию, а также полезные рекомендации и упражнения по овладению всеми важными навыками писателя, которым можно научиться. Скорость и эффективность развития каждого из представленных навыков для разных людей индивидуальны. Поэтому нельзя сказать, сколько именно времени у вас займет каждый урок или весь курс.
Тем не менее, можно дать общие рекомендации относительно режима и длительности занятий:
Книги и учебники
Писательское искусство – это не то, чему можно научиться раз и навсегда. Умение писать тексты нужно постоянно совершенствовать, иначе оно будет угасать. Писателю нужно перманентно поддерживать свою форму: много читать, писать, а также изучать специализированную литературу о писательской деятельности. На данной странице мы привели ряд популярных книг и учебников об авторских и литературных навыках.
Цитаты писателей о писательском мастерстве
Для того, чтобы помочь вам найти творческое вдохновение, мы собрали цитаты успешных известных литературных (и не только) деятелей, содержащие советы по борьбе с разными проблемами писательского дела:
Можно много видеть, читать, можно кое-что вообразить, но чтобы сделать необходимо уметь, а умение дается только изучением техники.
Максим Горький
Пишите свободно и так быстро, как можете, чтобы выплеснуть все на бумагу. Никогда не правьте и не переписывайте до тех пор, пока не поставите точку. Переписывание в процессе — это обычно не более чем предлог, чтобы не двигаться вперед. Оно также препятствует свободному потоку мысли и ритму, которые приходят только при бессознательной работе с материалом.
Джон Стейнбек
Наши враги могут для нас быть полезнее наших друзей, ибо друзья нередко прощают нам наши слабости, тогда как враги обыкновенно отмечают их и привлекают к ним наше внимание. Не пренебрегай суждениями врагов.
Лев Толстой
Писать стихи надо каждый день, подобно тому, как скрипач или пианист непременно должен каждый день без пропусков по нескольку часов играть на своем инструменте. В противном случае ваш талант неизбежно оскудеет, высохнет, подобно колодцу, откуда долгое время не берут воду.
Иван Бунин
Настоящий писатель это то же, что древний пророк: он видит яснее, чем обычные люди.
Антон Чехов
Люди, которые умеют думать, также умеют и писать. А те, кто страдает низким уровнем интеллекта, пишут такие же воспоминания, письма и речи. Умение хорошо писать — это не дар от природы. Этому можно учиться. Пишите так же, как и говорите: естественно… Старайтесь выражать свои мысли просто, без претензий на излишнюю интеллектуальность… Если вы работаете над чем-то очень важным, то попросите знакомых или коллег высказать свое мнение о вашем произведении.
Дэвид Огилви
Другие материалы на нашем сайте
Тренинг на развитие творческого мышления научит вас быстро находить свежие идеи для произведений, создавать оригинальные сюжеты.
Уроки по скорочтению помогут читать больше книг, что, несомненно, скажется на вашем словарном запасе и эрудиции.
Кроме того, в нашем блоге существует специальный раздел, посвященный риторике и писательскому искусству.
Желаем вам успехов в постижении основ писательского мастерства!
Как улучшить понимание текста
Пожалуй, многие слышали фразу, что мы много знаем, но мало понимаем. Действительно, часто любое обучение состоит лишь в запоминании набора плохо связанных между собой фактов. Подобная система очень тяжело согласуется с практическим воплощением приобретенных знаний. Ведь именно способность применять теорию говорит о высоком интеллекте. Умение проникать в суть написанного куда важнее чем механическое запоминание. Сегодня мы разберем некоторые методы, позволяющие улучшить степень понимания текстов, да и вообще любой информации.
Научитесь выделять главное
Как известно, наш мозг в состоянии воспринимать 7 (±2) единицы информации одновременно. Это накладывает некие ограничения на способность обрабатывать данные. Мы не можем осознавать слишком сложные многофакторные системы в первую очередь из-за этого лимита нашей оперативной памяти.
Поэтому нам часто приходится делать упрощения. По сути, очень мало научных теорий описывают реальность с абсолютной точностью. Вспомним хотя бы понятие идеального газа в физике. Это весьма приблизительная модель, позволяющая примерно понимать процессы, происходящие в газообразных веществах. Мы выбираем самые существенные характеристики, те, которые в наибольшей степени влияют на конечный результат. Это дает возможность одновременно держать в кратковременной памяти простую систему, с которой мы успешно справляемся.
Итак, чтобы хорошо понимать что-либо, нужно из всего массива уметь извлекать лишь существенные данные. Как этому научится? Читая какой-либо текст, пробуйте обобщать каждый абзац одним предложением, несколько абзацев объединять в небольшой раздел. Отмечайте про себя, в какой степени эта информация раскрывает тему, отвечает на ваши вопросы и влияет на результат.
Очень хорошей практикой в этом смысле является конспектирование.
Задавайте правильные вопросы
В детстве мы учимся понимать мир, задавая бесчисленное множество вопросов. Со временем градус нашей любознательности падает, и очень зря. Исследования отмечают, что студенты, которые в процессе обучения задают вопросы себе или своим товарищам, показывают более высокий уровень понимания текста. Вопросы стимулируют наше мышление, направляют его, заставляют копнуть глубже и разобраться во всех деталях изучаемой проблемы.
Когнитивист Элисон Кинг предложила ряд общих вопросов, которые можно применять практически в любой области, слегка видоизменяя их при необходимости. Они стимулируют использование самых разнообразных навыков мышления, от анализа до поиска контраргументов или способов применения в реальной жизни.
Примеры таких вопросов:
Используйте графическое отображение
В большинстве своем люди воспринимают информацию визуально. Нам значительно проще разобраться в чем-либо, если оно показано на картинке. Использование схем, таблиц, графиков и диаграмм сильно помогает в понимании текста. Подобные средства наилучшим образом отображают структуру знания, показывают связи между отдельными фактами. Существует немало подобных методов, и некоторые из них мы перечислим ниже:
Резюме
Хотите научиться читать быстрее и лучше запоминать прочитанное? Пройдите программу «Быстрое чтение».
Правила сильного текста: рекомендации Ильяхова
Умение писать сильные тексты может показаться не самой важной частью жизни, особенно если вы не занимаетесь этим профессионально — не работаете литератором, копирайтером, маркетологом. Но вам все равно приходится создавать его почти каждый день: в переписках, письмах, объявлениях.
Книга Максима Ильяхова и Людмилы Сарычевой «Пиши, сокращай. Как создавать сильный текст» вышла не так давно и стала бестселлером по версии сайта Ozon. Она содержит конкретные примеры сильных и слабых текстов, указывает разницу между ними и учит выражать мысли кратко, ясно и убедительно.
Кратко — значит без лишних слов, но не в ущерб смыслу. Ясно — так, чтобы мысль была понятна сразу. Убедительно — чтобы люди к вам прислушивались. В этом суть любого сообщения, которое мы передаем человеку или группе людей.
Авторы в своей работе опираются на книгу Норы Галь «Слово живое и мертвое», о которой мы недавно писали, а также на работу «Живой как жизнь» Корнея Чуковского. Они также противопоставляют культ слова информационному стилю. Культ слова — это когда человек верит в то, что смысл неважен, главное использовать специальные мудреные слова. Информационный стиль же является скальпелем, который помогает удалить лишнее, оставляя лишь суть.
Поговорим теперь о некоторых смертных грехах, которые совершает большинство людей, имеющих дело с текстом.
Графомания
Графомания — это стремление к многописательству, к сочинению произведений, что претендуют на публикацию в литературных изданиях. Такой человек совершенно не стремится вникнуть в тему, о которой пишет, поэтому его тексты поверхностны.
Текст должен решать хотя бы одну задачу читателя. Если же такая работа написана лишь ради публикации, она бесполезна.
Любой человек, который хочет написать текст, который поймут и к которому прислушаются, должен прежде всего задать себе два вопроса: «Какую задачу я хочу решить? Как можно помочь читателю?».
Прежде всего полагайтесь на пользу, а не на красивые речи.
Стоп-слова
Стоп-слова — это слова и фразы, которые можно удалить без потери смысла. Они лишь делают текст объемным, ничего не давая взамен. Без них читателю будет легче понять то, что хотел сказать автор.
Разбухший текст: «Качество смартфона, мягко говоря, не соответствовало даже довольно скромным ожиданиям». Очистим его: «Качество смартфона не соответствовало нашим ожиданиям». В этом виде фраза не теряет в смысле, зато читается легче.
Бывает, что недостаточно убрать стоп-слова. Вместо них добавляйте полезную информацию.
Стоп-слова можно выделить в отдельные группы, чтобы их было легче найти и обезвредить:
Задание писателя в том, чтобы выучить эти группы, научиться их видеть, удалить мусор и наполнить речь чем-то полезным. Последнее особенно важно, иначе текст станет сухим и неинтересным.
Вводные
Это самая простая категория: «Допустим, вы вышли на пробежку. Разумеется, берете с собой что-нибудь электронное, например, умные часы и телефон. Не секрет, что эта техника помогает спортсменам. Впрочем, проверим». Эти слова не дают никакой информации, занимают место и расходуют объем внимания и интереса читателя. Вместо того, чтобы понять смысл текста за несколько секунд, ему приходится пробираться сквозь дебри словесного мусора.
К вводным также относятся такие словосочетания-ловушки, как «не секрет» и «всем известно». Если что-то известно, то незачем об этом и упоминать. Если же неизвестно, то автор обманывает читателя.
Еще одним грехом писателя является использование словесной нумерации: во-первых, во-вторых. В большинстве случаев она не нужна и утяжеляет текст. Достаточно разделить свои мысли на абзацы или поставить цифру в начало строки.
Ингредиенты для приготовления блинов:
В этом примере нумерация имеет значение. Если же вы просто перечисляете критерии, навыки, предметы, то цифры не нужны.
Проверьте свой текст на наличие следующих вводных: безусловно, более того, в принципе, в сущности, вероятно, возможно, вообразите, допустим, другими словами, если честно, иначе говоря, к примеру, к слову, как бы то ни было, как видите, на мой взгляд, наверное, несомненно, однако, оказывается, по правде, по-моему, помнится, проще говоря, разумеется, с одной стороны, так вот, честно говоря, шутка ли, ясное дело.
Это не запрещенные слова и в некоторых случаях они могут пригодиться. Художественный текст не может без них обойтись, но если вы хотите прямо донести нужную информацию — удаляйте их.
Оценки
Оценки чаще всего используются для рекламных целей:
Мы привыкаем к таким оборотам и не обращаем на них внимания. Рекламное пространство можно использовать более эффективно. Хуже, когда маркетологи используют усилители: максимально высокий процент, абсолютно безукоризненно обслужим.
Используйте социальное доказательство. Скажите, что таким-то людям этот продукт нравится, приведите факты, истории, примеры. Клиент должен сам поставить оценку вашему товару.
Штампы
Штамп — это популярное устойчивое выражение, смысл которого либо неясен, либо можно выразить одним словом. Распознать его можно в ситуации, когда от текста веет официальностью, журнальностью, рекламностью:
Штампы не только набили оскомину, но и опасны, потому что не требуют от писателя поиска новых, свежих словосочетаний или хотя бы простых и понятных. Их употребляют, не задумываясь.
Несколько слов: на каждом шагу, сплошь и рядом, куда ни глянь, каждый встречный, каждый второй. Одно слово: все, везде, каждый.
Несколько слов: одному ему понятным образом, как по волшебству, волшебным образом. Одно слово: неясно.
К штампам относятся канцеляризмы. Это штампы, которыми разговаривают бюрократы и руководители крупных постсоветских организаций. Это официальные, мертвые слова, которые нужно заменить на живые и понятные.
Научитесь видеть такие штампы и заменять их на одно простое слово.
Заумь
Часто автор боится, что читатели не поймут, какой он на самом деле умный, поэтому использует длинные и непонятные слова. Если выделить суть этих фраз, можно легко найти замену.
Автор пишет: «Предлагаю минимизировать непродуктивные коммуникации и нивелировать полемику по тривиальным вопросам», а имел в виду: «Хватит спорить из-за такой ерунды!».
Давайте посмотрим на эволюцию усложнения простого словосочетания:
Простые слова всегда побеждают.
Эвфемизмы
Эвфемизмы используются для того, чтобы критиковать и сглаживать углы. Писатель заменяет неприятные слова безобидными синонимами. Это приводит к путанице и показывает неуверенность автора.
Говорим примем возможные меры, а имеем в виду лишим премии, уволим, понизим в должности. Пишем это не совсем тот результат, который мы ожидали, а подразумеваем это некачественная работа.
Как же отличить прямоту от грубости? Не нужно переходить на личности, давать оценку поступку человека, а не его личности.
Отглагольные
Отглагольные существительные не могут просто так встать в предложение. Им нужен глагол вроде осуществлять, оказывать, производить, обеспечивать, предоставлять. Вместо того, чтобы использовать глагол в чистом виде, его словно стесняются.
Причастие — отглагольное прилагательное. Отвечает на вопросы: «Какой? Что делающий?». Они скрывают глагол, усложняют чтение и добавляют в предложения запятые.
Деепричастие — это отглагольное наречие. Отвечает на вопросы: «Когда?» и «Как?», «Что сделав?» и «Что делая?».
Как не надо делать: «Окончив МГУ, он поступил в аспирантуру. Защищая диссертацию, он познакомился со своей будущей женой. Еще будучи молодыми учеными, они открыли свое первое предприятие». Избавляйтесь от деепричастий: «После МГУ он поступил в аспирантуру. Он познакомился со своей будущей женой, когда защищал диссертацию. Первое совместное предприятие они открыли, когда им обоим было до 30».
Страдательный залог — это действие наизнанку, противоположность действительному. Мы пишем «Минфином был предложен план по спасению экономики», хотя лучше «Минфин предложил план спасения экономики».
Неопределенное
Неопределенные слова дают неточную информацию вместо точной, поэтому их невозможно представить. Обычно это говорит о лени автора, который не нашел точных чисел или о его неуверенности:
Если не знаете точное число — округляйте. Знать большие числа с высокой точностью нужно только при сложных расчетах. Пусть на Земле живет 7,5 миллиарда человек.
Брехня
Брехня — это расплывчатые формулировки, которые формально не ложь, но и не правда. Ее используют, чтобы подкрепить слабую, ничем не доказанную мысль:
Суть брехни в том, что автор вроде не соврал, но и ничего не сказал. Он поленился найти ссылки на исследования, привести факты, потратить свое время. Может найденное исследование противоречит другим, но у автора есть данные, а значит мы ему верим больше.
Когда писатель не приводит фактов, он может сделать какой угодно вывод — сегодня один, завтра другой. Старайтесь глубоко вникать в тему.
Хороший синтаксис
Синтаксис — это раздел грамматики, изучающий предложения и способы сочетания слов внутри предложения. Когда слова связаны хорошо, речь льется. Когда плохо — читатель спотыкается. Разберем несколько типичных ошибок.
Плохо: «Избавление от сложных слов и причастных оборотов увеличивает скорость чтения и делает текст простым для понимания».
Хорошо: «Уберите сложные слова и причастия. Тогда текст будет легче читать».
Плохим синтаксис становится когда в нем избыток запятых, скобки, последовательности родительных падежей, вводные конструкции.
Чтобы он получился хорошим, нужно:
Хороший синтаксис — естественная речь. Каждый человек способен хорошо писать, если перестает думать как робот и расслабляется. Когда же вы читаете текст вслух и с выражением, то сразу слышите сложные места, нестыковки и проблемы неблагозвучия.
Также важно обращать внимание на глагол, который означает действие, а не бездействие. В предложении с действием обязательно будут два компонента: сказуемое и подлежащее. Сказуемое — это действие. Подлежащее — тот, кто совершил это действие.
Подлежащее может быть сильным или слабым. Слабое не может совершать действие. Обычно это абстрактные понятия, отглагольные существительные, предметы неживого мира. Сильное умеет совершать действие. Это человек, робот, группа людей, компания, программа.
Слабое: «Наличие справки не гарантирует возможность повторной сдачи экзамена».
Сильное: «Даже если студент принесет справку в учебную часть, мы не обещаем, что преподаватель назначит повторный экзамен». Наличие — плохое подлежащее, потому что оно не может ничего делать. Студент — хорошее подлежащее, он может действовать.
Еще есть сильное и слабое сказуемое. Сильное сказуемое — глагол действия. Это что-то конкретное, его можно представить и снять на пленку. Плохое сказуемое — это глагол, который описывает состояние. Его можно использовать лишь когда они обозначают обычное действие. Вот они: быть, являться, находиться, иметься, становиться, появляться, казаться, относиться, принадлежать, следовать, вызывать.
Слабое сказуемое: «Рост отказов указывает на проблемы с уровнем обслуживания».
Сильное сказуемое: «Клиенты все чаще отказываются от наших услуг. Кажется, менеджеры плохо их обслуживают».
Иногда автор хочет уместить несколько предложений в одном, что также утяжеляет текст:
Ничего страшного не произойдет, если мы избавимся от запятых и заменим их точками:
Если текст легко и просто читать, значит это хороший синтаксис. Не перегружайте его ненужной информацией, а сложную — дробите.
Что, если текст перегружен информацией? В идеале в одном предложении должна быть одна новая мысль. Допускается две и три, но не больше. При этом стоит понимать для какой аудитории пишем:
Evernote – это облачный веб-сервис и набор программного обеспечения для создания и хранения заметок.
Ваша аудитория может не знать, что такое облачный сервис, поэтому для нее в этом предложении слишком много информации, он перегружен. Можно сказать проще:
Evernote – программа для хранения заметок у себя на компьютере и одновременно в интернете.
После чего можно рассказать о том, что такое облачный сервис и почему он завоевал мир.
Многие авторы не умеют писать просто, потому что это сложно. Чтобы донести мысль, нужно совершить интеллектуальное усилие и потратить больше времени, чего обычно не происходит.
Для хорошего понимания, можно использовать обобщение. Пример перегруженного текста: «Чтобы украсть деньги, мошенники используют скиммер, накладку и клавиатуру, скрытые камеры и прямое наблюдение».
Ваш читатель может и не знать, что такое скиммер, накладка и клавиатура. Оставим прямое наблюдение на потом и сосредоточимся на трех инструментах мошенников. Теперь текст выглядит так: «Чтобы украсть деньги, мошенники используют три инструмента: скиммер, накладку на клавиатуру и скрытые камеры». Используйте обобщение везде, где много новых компонентов.
Логика текста
Эта тема объемная, но ее можно свести к трем основным компонентам: абзац, цель и задачи, структура.
Абзацы
Абзацы создают ощущение порядка. Без них текст превратится в сплошную мешанину и читателю будет непонятно, где автор переходит к следующему вопросу.
Если читатель хочет выудить интересные данные, он будет читать первые несколько слов абзаца и за доли секунды решит, захочет ли на нем остановиться. Поэтому абзац должен начинаться с важной информации, а не прятать ее в середине.
В хорошо структурированном тексте из первых предложений абзацев будет складываться понятная история. Проверяйте текст подобным образом и вы увидите, где заблудились в мыслях.
В конце абзаца должен быть вывод. Он словно отвечает на вопрос «Что делать с этой информацией?»:
Последняя фраза абзаца словно забрасывает мостик на следующий. Таким образом мы удерживаем внимание читателя и не даем ему возможности закрыть вкладку.
Цель и задачи
Цель — позвоночник статьи. Она не дает статье развалиться. От текста с целью остается ощущение собранности и силы. Иногда авторы пишут при помощи потока сознания и совершено непонятно, какой цели этим добиваются.
Можно отступить от темы, это сделает текст более глубоким, но стоит понимать, что связь должна быть четкая, а не притянутая за уши. После прочтения вашей статьи в голове у читателя должно что-то измениться.
Задача — это то, как мы достигнем цели. Это конкретные смысловые шаги, ходы, действия. Если цель отвечает на вопрос «Куда идем?», то задачи — это «Какой дорогой?»,
Если вы хотите помочь читателю отказаться от сладкого, задачи могут быть такими:
Задачи могут быть другими, все зависит от вашей хитрости.
Структура
Структура — это то, как организованы мысли в тексте. Это одновременно и внутренняя логика и его внешний вид. Одно должно следовать из другого и тогда читатель дочитает вашу статью до конца и будет рекомендовать ее друзьям.
Например, вы пребываете в Испании и хотите поделиться мыслями по этому поводу. Можно попросту не переживать и писать, что придет в голову. Но такой ворох мыслей может отпугнуть читателя.
Что нужно делать, чтобы текст не превратился в подобный ворох мыслей? Можно добавить подзаголовки — так начнет вырисовываться структура. Можно делить рассказ по дням: день первый, день второй, день третий. Это скучно, ведь события повторяются, развития сюжета нет. Нужно новое деление! Вы решаете разбить поездку по темам:
Такие блоки информации называются модулями (которые состоят из введения, основной части и заключения). Теперь стало намного интереснее, ведь читателю будет легче ориентироваться в тексте и искать важную информацию. Впрочем, деление по дням могло быть лучшим выбором, все зависит от ситуации.
Заключение — самая грустная часть статьи. До него читатель редко доходит, а автор обычно не особо-то и старается. Но у заключения важная задача — закрепить содержание статьи, чтобы помочь читателю сложить полную картину.
Не имеет значения, пишете вы текст или произносите публичную речь: правила одинаковы. Чтобы донести суть сообщения, вы должны пользоваться яркими, информативными словами и при этом уметь структурировать свою речь. Чтобы она не распалась на части, нужно долго и упорно готовиться. Если вы пишете резюме, выделите минимум один день, иначе внятного текста не получится. Думайте, размышляйте, подбирайте правильные слова. Сильный текст редко можно написать за один присест, он требует времени и размышлений.