Как украинцы становятся хохлами
Как украинцы стали хохлами
Народы, живущие бок о бок, часто совершенно по-разному относятся друг к другу. Проследить это отношение можно не только на официальном уровне, но и по прозвищам, которые они дают друг другу. Чтобы дать максимально меткое прозвище, иногда достаточно просто посмотреть на человека и подметить самые яркие особенности его внешнего вида. Вероятнее всего именно так жители Украины стали хохлами.
Запорожские казаки
Украинские земли долгое время находились под властью Великого княжества литовского, которое затем трансформировалось в Речь Посполитую. Не всем жителям Украины нравились порядки, устанавливаемые поляками. Многие из них сбегали за пороги Днепра и обживали территории, носящие название Дикой степи. Так появилась Запорожская Сечь, населённая казаками – «вольными людьми».
С течением времени Сечь стала превращаться в своеобразное государственное образование, а о казаках слава разнеслась по соседним землям. Жители Запорожской Сечи были храбрыми воинами. Они защищали южные земли от нападений турок, но в то же время были не против совершить набег на врагов, чтобы разжиться материальными ценностями.
Одной из особенностей казаков была их причёска. Если молодые воины носили стрижку «под макитру», то самые храбрые и опытные выбривали голову, оставляя лишь чуб на макушке – оселедець. Оселедець играл довольно важную роль и не только эстетическую. По этому чубу казак мог узнать своего, когда находился в дозоре или в пылу битвы. Оселедець должен был обязательно ниспадать с головы именно на левое плечо и мешать сидящему на них представителю нечистой силы нашёптывать нехорошие вещи.
Но самой главной задачей оселедця было помочь казаку попасть в рай после смерти. Храбрые воины прекрасно понимали, что после стольких убийств дорога в рай им заказана. Но всё же они надеялись, что Господь смилуется над ними и вытащит из геенны огненной. Чтобы Богу удобнее было вызволять их из ада, казаки и отращивали длинный чуб.
К оселедцу очень внимательно относились и тщательно за ним ухаживали. Если казак провинился, его могли лишить чуба. То же самое делали и в плену, дабы сломить дух воина, ведь у Бога уже не получится вытащить его из ада, да и товарищи не признают. После Переяславской рады и перехода Украины под протекторат Москвы, казаки стали частенько наведываться в соседнее Московское княжество, впоследствии превратившееся в Российскую империю. Когда казаков со столь оригинальной причёской увидели при дворе Петра Великого, то к ним надёжно прицепилось прозвище хохлатые. Постепенно оно распространилось и на всех жителей Украины. По мнению большинства исследователей, именно так россияне стали называть украинцев хохлами.
Сыновья неба
На этом теории происхождения прозвища хохол не заканчиваются. Согласно другой версии, его придумали не россияне, а татары. Они называли хохлами всех людей с голубыми глазами, а не только украинцев. В этом случае хохол не является прозвищем, а переводом с тюркского словосочетания «дети неба».
В крымско-татарском языке слово «х» до сих пор означает «сын», а «хол» солнце. Таким образом, хохол с крымско-татарского переводится как «сын солнца». К слову, в Сибири хохлами называли практически всех пришлых.
Сине-жёлтые
В соответствии ещё с одной теорией слово хохол было впервые произнесено не русским, а представителями азиатского народа. В монгольском языке словосочетание «хал-гол» переводится как «жёлто-синий». Именно эти цвета присутствуют на флаге современной Украины.
Национальная украинская символика своими корнями уходит в начало ХХ века. Тогда украинцы предприняли одну из первых своих попыток стать независимыми от России, основав Украинскую национальную республику. Власти УНР решили позаимствовать жёлто-голубой государственный флаг у Галицко-Волынского княжества.
Возможно, ещё во времена монголо-татарского ига на славянских землях захватчики, увидев флаг галицко-волынских князей и положили начало тому, что украинцев стали называть хохлами.
Во все времена украинцы по-разному относились к прозвищу хохол. У кого-то оно вызывало злость и неприятие, у других улыбку, а третьи и вовсе не обращали на это никакого внимания. Прозвище получило большое распространение во времена Российской империи и не теряет своих позиций и в наши дни.
Как украинцы становятся хохлами…
Молодец! Это новый уровень для квартала…
Комментарии 37
Я УКРАИНЕЦ, НИКОГДА НЕ СКРЫВАЮ ЭТОГО, ЖИВЯ в белорусии
Каждый новый росток помнит своё древо этим растёт и крепко держится пусть даже за новую землю. Так мы все черпаем силы из времён предков устремляясь в будущее. Будем помнить наши корни и чему они нас учили.
Я УКРАИНЕЦ, НИКОГДА НЕ СКРЫВАЮ ЭТОГО, ЖИВЯ в белорусии
Это очень хорошо и правильно, только так мы возродим нашу страну
чую опять хахлов как хахлов разведут
Самый большой обман это когда мы обманываем сами себя, теряя частицу добра раз за разом. В конечном итоге мы теряем сами себя. Это и есть конец.
Согласен с Вами, но что то мне подсказывает что те 2 раза организаторы то же пытались на добре и обмане выехать. Люди же искренне верили что майданы перевернут в лучшую сторону жизнь каждого.
В горах есть правило, самый сильный и опытный идёт в конце. И ему починяются все без исключения, ведущий который в конце, ведёт к общей цели.Так на малых примерах мы узнаем принцип иерархии, основного космического принципа.
Такие ВЕДУЩИЕ как звезды, они загораются и ведут, если принципы иерархии нарушены и ведущим выбран человек «слабый» (во всех смыслах этого слова) то связь такого «ведущего» со своим народом слабая, да и черпать силы таким горе руководителям не откуда — ведь принцип нарушен. Такое «руководство» обречено и заканчивается быстро или чуть медленнее но это повторяется снова и снова пока основной принцип не будет восстановлен.
Хочется пожелать терпения и стойкости за этот период истории не забыть и передать своим детям если мы не доживём те основные принципы иерархии которые будут для них ведущими.
И ещё то, что такого ведущего выбирают — ВСЕ, главное нарушение принципа… Древние его знали отлично, выбирать ведущего должен осуществлять совет людей которые стоят выше других людей по своим марально-этическим, культурным принципам утверждённым в себе, а не на словах.
Поэтому меня не огорчает 2, 3 или 10 майдан это процесс в котором люди стремятся востоновить давно утраченное…
если 1 раз наступишь случайно в дерьмо это даже весело. когда второй это уже даже не смешно. если же пытаться снова и снова это клиника
Если урок не усвоен и экзамен не сдан ученика оставляют на второй год, это продолжается снова и снова и закону совершенно безразлично считает ученик, что закон глупый, а создателя его неадекватом издевающимся над людьми он или исполняется и тогда общность идёт по эволюционной лестнице дальше или продолжает своё обучение.
В горах есть правило, самый сильный и опытный идёт в конце. И ему починяются все без исключения, ведущий который в конце, ведёт к общей цели.Так на малых примерах мы узнаем принцип иерархии, основного космического принципа.
Такие ВЕДУЩИЕ как звезды, они загораются и ведут, если принципы иерархии нарушены и ведущим выбран человек «слабый» (во всех смыслах этого слова) то связь такого «ведущего» со своим народом слабая, да и черпать силы таким горе руководителям не откуда — ведь принцип нарушен. Такое «руководство» обречено и заканчивается быстро или чуть медленнее но это повторяется снова и снова пока основной принцип не будет восстановлен.
Хочется пожелать терпения и стойкости за этот период истории не забыть и передать своим детям если мы не доживём те основные принципы иерархии которые будут для них ведущими.
И ещё то, что такого ведущего выбирают — ВСЕ, главное нарушение принципа… Древние его знали отлично, выбирать ведущего должен осуществлять совет людей которые стоят выше других людей по своим марально-этическим, культурным принципам утверждённым в себе, а не на словах.
Поэтому меня не огорчает 2, 3 или 10 майдан это процесс в котором люди стремятся востоновить давно утраченное…
Как русские стали кацапами, а украинцы — хохлами
В XVII веке украинцы стали называть жителей России словами «кацап» и «москаль». Русские в долгу не остались и тоже придумали прозвище для братьев-украинцев — хохлы.
История происхождения этих прозвищ русским связана и с их внешним видом, и с поведением. Немаловажную роль сыграли и носители иных языков, оказавшиеся в Украине.
Фактрум выяснил, откуда появились эти обидные прозвища для украинцев и русских.
Кто такие кацапы и почему так стали называть русских
В Украине, особенно в восточной её части, всегда хватало выходцев из других народов. В XVII веке там как раз появились турки, принесшие с собой слово «касап», которым они обозначали мясников, орудующих большими топорами. В то же время воины русской армии, участвовавшие в Русско-турецкой войне, как раз пользовались огромными бердышами и секирами. Подметив этот факт, запорожские казаки стали называть русских воинов кацапами. Кроме того, в тюркском и татарском языке было слово «кассаб», тоже созвучное с кацапом, которым называли головорезов и разбойников. Татары, оказавшиеся в Украине, с ужасом говорили местным о виртуозно орудовавших топорами русских стрельцах. Так что вполне вероятно, что это слово украинцы взяли в свой язык от татар.
Другая версия происхождения слова «кацап» довольно обидная, и, к тому же, не выдерживает критики. Согласно ей, слово «кацап» образовано из двух — «как» и «цап». Последним по-украински называют козлов. Вот и получается, что украинцы сравнивали русских с козлами. По этой версии, «кацапами» безбородые, но усатые донские казаки называли бородатых воинов Московии, оказавшихся на их территории в XVII веке. Но так как в украинском нет слова «как», а есть только «як», то тогда выходит, что бородатых русских звали бы «якцапами», а не «кацапами».
В словаре Даля «кацап» обозначает раскольника — отколовшегося от православной церкви в России человека, живущего в Курской или Тульской губернии. В XVIII веке это слово прочно вошло в лексикон восточных украинцев.
Почему украинцы хохлами стали
Узнав про то, как их называют в соседней стране, русские решили не оставаться в долгу. Они стали называть жителей Украины «хохлачами» или словом «хохол». Происхождение его весьма простое: хохлом русские называли чуб на голове, который носили украинцы. Причём носить оселедец могли только знатные казаки, доказавшие своё воинское мастерство в боях.
Употребляя в разговоре слово «хохол» по отношению к казакам и к жителям Белоруссии, русские вкладывали в него уничижительный и обидный смысл, а иногда и вовсе употребляли как ругательство. А между тем слово «хохол» вполне вероятно происходит из тюркского языка, где есть слова «хо» и «хол». Если их объединить вместе, то в переводе получается словосочетание «сын неба» — хохол. Также вполне вероятно, что свой вклад в образование этого слова внесли участники татаро-монгольского нашествия. С монгольского языка слово «хал-гол» можно перевести как «сине-жёлтый». А воины Галицко-Волынского княжества выходили на бой именно под знамёнами в синюю и жёлтую полосу. После эти знамёна позаимствовали запорожские казаки.
Ещё одно обидное прозвище для русских — москаль
В XVII веке во время Русско-польской войны русские солдаты часто селились в домах белорусов и украинцев. При этом они не стеснялись крутить любовь с местными девушками, а после просто покидать их. Для таких нечестных русских солдат придумали глагол «москалить», то есть мошенничать или обманывать.
Вполне вероятно, что москалями русские стали из-за названия столицы Руси — Москвы. Выходцев оттуда называли «москвалями», а в последствии это слово, потеряв одну букву, превратилось в слово «москаль». Так же этим словом в Украине и Белоруссии называли и русских солдат, и простых людей.
Урок русского: почему украинцев называют «хохлами»
Трактовка слова «хохол» встречается в словарях Даля, Ожегова и других лингвистов. Изначально «хохлом» называлась особая прическа, которую носили украинские запорожские казаки, в старину выбривавшие голову и оставлявшие чуб (оселедец). В Киевской Руси такой чуб мог означать принадлежность к знатному роду. В частности, сохранилось византийское описание внешности князя Святослава Игоревича, указывающее, что он носил оселедец: «Голова у него была совершенно голая, но с одной стороны её свисал клок волос — признак знатности рода».
«Хохол» или «оселедец»?
Как пишет Кириллица, такое название традиционной казачьей прически было принято только у русских. Сами запорожцы называли ее «оселедцем», что в переводе с украинского значит «селёдка». Чуб, свободно свисающий с практически полностью обритой макушки, действительно сильно походит на продолговатое рыбье тело. Но слово «оселедец» было не понятно русскоязычным соседям. Даже те из них, которые могли слышать оригинальное название этой прически, просто не воспринимали его, поэтому называли длинный казачий чуб по-своему, то есть «хохлом».
Поскольку такая мужская прическа была принята только у украинцев, постепенно название «хохол» было перенесено с части облика человека на него самого. В результате в культуре восточных славян украинцы стали прочно ассоциироваться с хохлами. Этим словом стали называть уже не собственно казаков, а всех украинцев, включая детей и женщин.
Интересно, что у народов Сибири этот перенос произошел еще глубже: сибиряки называли хохлами и белорусов, и русских, проживавших в южных районах Руси (а позднее и Российской империи). Это могло происходить из-за различий в языке. Говоры русских, проживающих далеко на востоке, за Уралом, очень сильно отличаются от распространенных в центральных районах, не говоря уже о литературном языке. На слух сибиряка, никогда не общавшегося с русскоязычным жителем юга, речь последнего звучала непривычно и очень похоже на украинскую.
Происхождение оселедца
Изначально эта оригинальная прическа была «изобретена» кочевыми племенами Великой евразийской степи. У них она называлась «айдар». Айдары носили только взрослые мужчины, женатые и уже продолжившие свой род. Холостые юноши имели право носить простую длинную челку, которая называлась «кекил».
Брили голову и оставляли на макушке длинный чуб казахи, тувинцы, авары, татары и другие кочевники. Иногда для удобства длинную прядь заплетали в косу. Айдар был особым отличительным признаком. У многих кочевников эта прическа была очень распространена. Казаки, часто воевавшие и «общавшиеся» таким образом с татарами и другими кочевниками, просто позаимствовали эту прическу и дали ей свое название – «оселедец».
Значение этой прически для казаков
Для любого запорожского казака ношение оселедца было особой гордостью, символом принадлежности к свободному народу, какими были когда-то степные кочевники, не знавшие никаких границ и преград. Постепенно история этой легендарной прически обросла разными мифами и преданиями.Так у запорожских казаков считалось не только гордостью, но и хорошим знаком носить длинный чуб-оселедец. За него якобы Господь Бог сможет вытащить погубившего столько людских жизней грешника из адского пламени.
Каждый казак был искренне верующим человеком и понимал, что за столькие прегрешения его душа отягощена большим бременем.
Оселедец был еще и чем-то вроде талисмана, оберега от дьявольских сил. Со временем он стал символом высокого положения, даже принадлежности к знатному роду.
Для украинцев это название оскорбительно. Советуем не употреблять его, тогда вас не будут звать «клятыми москалями».
Как украинцы становятся хохлами
Хохол не соврет, да и правды не скажет.
Толковый словарь Даля онлайн
Фёдор Гайда: Как произошло слово «украинцы»
1. Как и когда появилось слово «Украина»?
2. Как именовали жителей пограничных украин?
3. Где и как впервые стало употребляться слово «украинцы»?
4. Когда и в каком смысле слово «украинцы» впервые стало употребляться в Малороссии?
Во II половине XVII в. московские подданные изредка начинают употреблять слово «украинцы» в отношении малороссийского казачества. Московские послы А. Прончищев и А. Иванов, отправленные в Варшаву в 1652 г., отмечали в донесении, что в польской столице они встретили шестерых посланцев гетмана Б. Хмельницкого, среди которых был «Ондрей Лисичинский з Волыня, украинец, а ныне живет в Богуславе». Остальные представители Хмельницкого были уроженцами центральной или левобережной Украины. Примечательно, что среди всех послов «украинцем» был назван лишь один Лисичинский; таким образом, Прончищев и Иванов имели в виду, что Лисичинский являлся бывшим польским шляхтичем, т.е. пользовались польской терминологией.
Единожды слово «украинцы» (в значении казаков) употреблено в «Кроинике о земле Польской» (1673 г.) игумена Киево-Михайловского Златоверхого монастыря Феодосия Софоновича, который был знаком с «Пересторогой». В письме архимандрита Новгорода-Северского Спасского монастыря Михаила Лежайского боярину А. Матвееву в 1675 г. сказано: «Не ведаю, за что порубежные воеводы наших Украинцов недавно изменниками зовут и некакую измену слышат, которую мы не видим; а если бы что было, я сам первой известил бы днем и ночью свету великому государю; изволь предварить, чтобы воеводы в таких мерах были опасны и таких вестей ненадобных не начинали и малороссийских войск не озлобляли; опасно, чтобы от малой искры большой огонь не запылал». Вполне очевидно, что архимандрит употребляет понятие, хорошо известное в Москве, и имеет в виду пограничных воинских людей (казаков) Украины.
5. Когда «украинцами» начали называть всё население Украины-Малороссии?
Использовалось и прежнее петровское значение слова. Декабрист П.И. Пестель (1792-1826) в своей «Русской Правде» делил «народ русской» на пять «оттенков», различаемых, по его мнению, лишь «образом своего управления» (т.е. административным устройством): «россиян», «белорусцев», «русснаков», «малороссиян» и «украинцев». «Украинцы», как отмечал Пестель, населяют Харьковскую и Курскую губернию. Харьковский драматург Г.Ф. Квитка (Основьяненко) (1778-1843), племянник И.И. Квитки, в небольшом очерке «Украинцы» (1841) писал: «Народы, населившие нынешнюю Харьковскую губернию, большею частью были украинцы и имели с малороссиянами один язык и одни обычаи, но со времени своего здесь поселения значительно отклонились от них до заметной разности. «
6. Когда под «украинцами» стали понимать отдельный славянский народ (этнос)?
На рубеже 1845-1846 гг. в Киеве по инициативе молодого профессора Университета св. Владимира Н.И. Костомарова (ученика Максимовича) возникло «Кирилло-Мефодиевское братство», поставившее перед собой задачу борьбы за создание славянской федерации, куда должна была войти и свободная Украина. В Уставе братства Костомаров написал: «Принимаем, что при соединении каждое славянское племя должно иметь свою самостоятельность, а такими племенами признаем: южно-руссов, северно-руссов с белоруссами, поляков, чехов с [сло]венцами, лужичан, иллиро-сербов с хурутанами и болгар». Таким образом, автор Устава использовал искусственное слово «южно-руссы», противопоставленное им «северно-руссам с белоруссами». Сторонник Костомарова Василий Белозерский написал пояснительную записку к Уставу, в которой содержалась следующая фраза: «Ни одно из славянских племен не обязано в той мере стремиться к самобытности и возбуждать остальных братьев, как мы, Украинцы». Именно с этого документа можно вести историю употребления слова «украинцы» в этническом смысле.
Представления Кулиша, таким образом, были близки взглядам Максимовича. Однако именно с 1846 г. Кулиш наполняет слово «украинцы» иным смыслом. С февраля этого года (то есть одновременно или сразу после появления записки Белозерского) он начал печатать в петербургском журнале «Звездочка» свою «Повесть об украинском народе». В ней фигурировали «народ Южнорусский, или Малороссийский» и «Южноруссы, или Украинцы». Автор отмечал, что этот особый славянский народ, проживающий в России и Австрии, и от «севернорусских» отличается «языком, одеждою, обычаями и нравами», а история его начиналась еще с князя Аскольда. Интересно, что в последнем абзаце своего труда Кулиш все-таки отметил, что «козаки-поселяне, потомки городовых козаков отличаются от прочих Украинцев чистотою народного типа». Однако употребление слова «украинцы» в этническом смысле в середине XIX в. было случайным и столь же искусственным, как и понятия «южноруссы». Оба эти понятия в равной степени не считались самоназваниями.
В целом слово «украинцы» как этноним широкого хождения в это время не получило. Примечательно, что один из наиболее радикально настроенных участников «Братства» Т.Г. Шевченко никогда словом «украинцы» не пользовался. С 1850-х гг. Кулиш употреблял его в своих исторических работах наряду с «малоруссами», «южными русичами», «польскими русичами». При этом он отказался от представления «украинцев» как этноса и писал так: «Северный и Южный Русский народ есть одно и то же племя». В частной переписке «украинцы» четко отделялись им от «галичан».
Несколько позднее в журнале «Киевская старина» было опубликовано стихотворение неизвестного автора «Ответ малороссийских козаков украинским слобожанам [Сатира на слобожан]», в котором для обозначения казаков фигурировало слово «украинцы». Текст стихотворения якобы был найден в глуховском архиве Малороссийской коллегии, он не имел датировки, но был связан с событиями 1638 г. и представлялся как достаточно древний. Однако оригинал текста «Ответа» неизвестен, а его стиль позволяет судить, что на самом деле произведение было создано незадолго до публикации. Стоит отметить, что Костомаров, в частности, считал присутствие слова «украинцы» в изданных текстах старых малороссийских песен одним из признаков подложности.
На рубеже XIX-XX вв. слово «украинцы» обычно использовалось не в этническом, а в географическом смысле (вслед за Ригельманом и поздним Костомаровым), обозначая население Украины. В географическом значении понятие «украинцы» стало активно употребляться лишь в работах общественного деятеля М.П. Драгоманова (1841-1895), публиковавшихся с 1880-х гг. Сперва Драгоманов различал «украинцев» («российских украинцев», «украинцев-россиян») и «галицко-руський народ» («галичан», «русинов»), далее объединил их в «русинов-украинцев». Предками «украинцев» Драгоманов считал полян.
Как бы то ни было, в границы «Украинской земли» им включались территории Малороссии, Новороссии (без Крыма), Донской и Кубанской областей, Полесья, Галиции и Подкарпатья. Племянница Драгоманова поэтесса Л. Косач-Квитка (1871-1913; псевдоним: Леся Украинка) также различала «украинцев» и «галичан» («галицких русинов»), но считала их одним народом. Интересно, что собственное переложение на немецкий язык гамлетовского монолога «To be or not to be. » (1899) Леся Украинка подписала так: «Aus dem Kleinrussischen von L. Ukrainska» (дословно: «От малороссиянки Л. Украинской»). Иными словами, свой псевдоним Л. Косач-Квитка понимала не в этническом, а в географическом смысле (жительница Украины). И. Франко, писавший о едином «украинско-руськом народе», называл себя «русином».
В период Первой мировой войны российское военное начальство различало «русинов» (галичан) и «украинцев», понимая под последними военнослужащих Легиона украинских сечевых стрельцов (УСС): «Кременецким полком в районе Макувки взяты 2 русин из батальона Долара. Они показали, что на той же высоте находятся две роты украинцов Сечевиков, у которых некоторые офицерские должности заняты женщинами».
7. Когда началось активное употребление слова «украинцы» в современном этническом значении?
Профессор Лембергского (Львовского) университета (в 1894-1914 гг.), впоследствии председатель Украинской Центральной Рады и советский академик М.С. Грушевский (1866-1934) в своей «Истории Украины-Руси» (10 томов, издавались в 1898-1937 гг.) попытался использовать слово «украинцы» в этническом значении. Грушевский активно вводил понятия «украинские племена» и «украинский народ» в историографию Древней Руси и догосударственного периода. Вместе с тем в его «Истории» слово «украинцы» («украинец») употребляется применительно к событиям до XVII в. весьма редко. При этом очень часто упоминаются термины «руський» и «русин», синонимом которых у Грушевского и выступает понятие «украинец». В своей политической деятельности Грушевский и его единомышленники начали активное использование этого слова в еженедельнике «Украинский вестник» (выходил в 1906 г. в Петербурге) и журнале «Украинская жизнь» (выходил в 1912-1917 гг. в Москве). Только в начале ХХ в. начинается противопоставление понятий «украинец» и «малоросс».
Итак:
1. Изначально (с XVI в.) «украинцами» именовались пограничные служилые люди Московского государства, несшие службу по Оке против крымцев.
2. С второй половины XVII в. под российским влиянием понятие «украинцы» распространилось на слобожан и малороссийских казаков. С этого времени его постепенно стали употреблять и в самой Малороссии.
3. К концу XVIII в. относятся первые попытки русских и польских литераторов употреблять слово «украинцы» в отношении всего малороссийского населения.
4. Использование слова «украинцы» в этническом смысле (для обозначения отдельного славянского этноса) началось с середины XIX в. в кругах российской радикальной интеллигенции.
5. «Украинцы» как самоназвание укоренилось только в советское время.
Таким образом, возникнув не позднее XVI в. и постепенно распространяясь от Москвы до Закарпатья, слово «украинцы» полностью поменяло свой смысл: изначально означая пограничных служилых людей Московского государства, оно, в конечном счете, приобрело значение отдельного славянского этноса.