Как удержать внимание детей
Советы педагогу: как привлечь и удержать внимание детей
Анна Воловик
Советы педагогу: как привлечь и удержать внимание детей
Как заинтересовать ребенка? Как говорить с ним на одном языке? Как увлекательно подать материал? Как начать занятие, в конце концов, чтобы привлечь внимание и не потерять его?
Этот вопрос волнует, наверно, всех молодых педагогов. Волновал он в своё время и меня. Методички с конспектами не всегда помогали, потому что материал в них часто подан довольно сухо. Решение, как оказалось, лежит на поверхности. И сегодня у меня для вас несколько советов из своего опыта:
1. Смотрите детские передачи.
Телепрограммы для детей создают специалисты, которые знают, как устроена детская психика, как управлять вниманием и как направлять восприятие в нужное русло. Какие, не побоюсь этого слова, «крючки» цепляют именно детей. Там можно подсмотреть, как подано содержание, и намотать на ус много полезных приёмов удержания внимания в ходе бесед и проблемных ситуаций. Оговорюсь, что не стоит смотреть всё подряд, только проверенные временем программы — «Ералаш», «Спокойной ночи, малыши», «Улица Сезам», «Большой фестиваль». Старые выпуски тоже подойдут, ведь главное для нас — взять на вооружение приёмы подачи материала. Впрочем, и проблемные ситуации тоже можно заимствовать.
2. Читайте книжки для детей.
Николай Носов, Виктор Драгунский и другие авторы известных детских рассказов очень хорошо знали, как захватить внимание ребёнка и сделать для него доступным содержание своих произведений. Это настоящие мастера сторителлинга и знатоки детской психологии, у которых можно многое почерпнуть. Прочитайте, например, «Денискины рассказы», «Великих путешественников» или «Кота-ворюгу» и попробуйте понять, к каким детским интересам и чувствам апеллировали авторы, каким образом раскрывали материал, каких персонажей создавали, чтобы помочь детям узнать себя.
НА ЗАМЕТКУ! Главное правило интересного рассказа — не выкладывать всё сразу. В ходе НОД, экспериментов и досуговой деятельности тоже можно подавать материал порциями, чтобы подогревать интерес и детям хотелось узнать, что будет дальше.
Широко известно влияние повторений в тексте на эмоции людей. Посмотрите, как С. Маршак и И. Токмакова используют повторы и подумайте, как вы могли бы их использовать. Мне, например, нравится читать одни и те же потешки или стихотворные отрывки в начале и в конце занятия. Это оживляет процесс и помогает детям обобщать информацию и запоминать, о чём шла речь.
3. Изучите основы маркетинга и копирайтинга.
Возможно, совет звучит немного странно, но опыт работы копирайтером и смм-менеждером помог мне увидеть, что приёмы из этих сфер деятельности можно использовать и в педагогике, в работе как с детьми, так и со взрослыми.
Стратегии развёртывания содержания, сюрпризные моменты, интриги, ультиматумы, розыгрыши — всё это работает в ходе НОД, организации досугов, мастер-классов и родительских собраний и помогает сделать их более увлекательными.
Необязательно сразу браться за какую-то литературу: в интернете много хороших статей по теме, например, на сайте Макисма Ильяхова или Петра Панды. Ильяхов учит делать текст доступнее, Панда — увлекать целевую аудиторию с учётом её интересов.
4. Станьте мастером перевоплощений.
Это отрывок фильма «Звёдочки на земле». Посмотрите, как новый учитель входит в класс. По-моему, потрясающе! Интересные и яркие люди всегда привлекают внимание, к ним хочется быть ближе, их мнение интересует окружающих. Так что не бойтесь быть необычными, смешными и несерьёзными, особенно поначалу. Когда дети увидят ваш талант, они начнут тянуться к вам и будут сами заглядывать в рот.
Надеюсь, мои советы будут полезны начинающим воспитателям и педагогам-организаторам. Может, у вас есть какие-то свои фишечки для нескучных занятий и удержания внимания в ходе совместной деятельности?
Поделитесь в комментариях! 🙂
Как предупредить возникновение у детей затруднений при обучении их грамоте. Советы родителям КАК ПРЕДУПРЕДИТЬ ВОЗНИКНОВЕНИЕ У ДЕТЕЙ ЗАТРУДНЕНИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИХ ГРАМОТЕ (советы родителям) Родители, воспитатели сознательно или нет.
Как приучить ребенка к труду? Советы родителям по трудовому воспитанию детей Как приучить ребенка к труду? Советы родителям о трудовом воспитании детей Отношение ребенка к труду в наибольшей степени зависит.
Консультация «Как рождается танец или с чего начать молодому педагогу» оброго времени суток!сегодня хочу поделиться своим опытом с начинающими педагогами,которые только приступают работать с детьми в области.
Конспект тематического дня «Внимание! Внимание! Мы ведем свой репортаж. День спортивного журналиста» «Внимание! Внимание! Мы ведем свой репортаж» День спортивного журналиста Цель: расширять представления о профессиях, познакомить с профессией.
Консультация для педагогов «Как привлечь родителей к работе в детском саду» КАК ПРИВЛЕЧЬ РОДИТЕЛЕЙ К РАБОТЕ В ДЕТСКОМ САДУ Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского.
Памятка педагогу «Как правильно наказывать ребенка» • Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому. При любом наказании детей они не должны быть лишены удовлетворения.
Педагогический проект «Как привлечь ребёнка к нетрадиционному рисованию?» Проект «Как привлечь ребёнка к нетрадиционному рисованию?» «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно.
Советы для родителей «Как правильно закалять детей» Закаливание — важная составляющая здорового образа жизни человека в любом возрасте. Это единственный и самый эффективный способ тренировки.
Советы для родителей «Как преодолеть страхи у детей» «Как преодолеть страхи у детей» Мама и папа должны понимать: страхи малышей являются нормальной реакцией на возможные угрозы. Это просто.
Советы родителям «Несложные советы и правила воспитания детей» Совет самый главный – хвалим на людях, ругаем наедине! Тоже важно – ругаем не ребенка, а его поступки! Не «нападаем» на ребенка всей семьей.
Методы и приемы привлечения и удержания внимания детей на занятии в детском саду
Елена Коновалова
Методы и приемы привлечения и удержания внимания детей на занятии в детском саду
Методы и приемы привлечения и удержания внимания детей на занятии в детском саду.
Каждый педагог стремится к тому, чтобы занятия в детском саду были занимательными и интересными, чтобы каждый ребенок был максимально вовлечен в педагогический процесс и получил максимум пользы от проведенного занятия. Не секрет что удерживать внимание детей на занятиях, особенно всей группы, очень сложно. Ведь от того, насколько ребенок внимательно слушает педагога, зависит качество усвоения им материала. Если дети часто отвлекаются и болтают на занятиях, то чаще всего причина этого- скука из-за плохо подобранного наглядного материала, отсутствие интригующего момента, неинтересного или не соответствующего возрасту материала и т. д.
Прежде чем применять какие-либо методы привлечения и удержания внимания детей, необходимо придерживаться трёх основных условий построения ОД в группе детейдошкольного возраста:
Похвала: похвала чрезвычайно важна для ребёнка. Выражать похвалу можно вербальным и тактильным способом.Стремиться использовать без оценочную похвалу: «Меня радует, что ты самостоятельно справился с заданием»
Цель: обязательна, должна быть ориентация на конечную цель деятельности.Необходимо в процессе выполнения любого задания постоянно напоминать детям о цели и результате его деятельности: «Давай нарисуем маме картину. Мама будет очень довольна. Это будет прекрасным подарком для неё»
Фантазия и изобретательность – наши волшебные помощники, способные привлечь внимание детей. Покажите всем своим видом, что вы действительно хотите проводить с ними время и вам самим интересно.
Какие же существуют ещё эффективные методы и приёмы удержания детского внимания:
Следите за громкостью голоса, тихий и монотонный голос не будет привлекать внимания. Равно как и постоянно громкий голос может напугать и оттолкнуть детей. Идеально придерживаться принципа «то тише, то громче». А вот интонация, эмоциональная окраска и тембр голоса очень важны для детей. От того, как вы говорите, зависит, будут ли вас слышать дети или нет. Порой они не понимают, что мы им хотим сказать,но по интонации должно быть ясно: либо это запрет, либо предложение помощи, либо побуждение к действию, либо просто похвала, ласковое слово.
2. МИМИКА И ПАНТОМИМИКА Также приемом не только привлечения, но и удержания внимания детей является мимика и пантомимика. Живой и яркий интерес можно вызвать у детей благодаря правильной и, в меру эмоциональной мимикой. Главное не переусердствовать, т. к. излишняя жестикуляция может привести к быстрому утомлению и отказу от деятельности.
3. Сочиняйте сказки. Никто не любит лекции, а дети меньше всего. Все любят сказки, а дети больше всего. Во время рассказа предлагайте детям активные роли, вовлекайте детей, заставляя их действовать в некоторых частях или давая возможность предсказать некоторые события, и вы, несомненно, окажетесь в центре их внимания.
4. Используйте музыку. Дети очень любят петь и танцевать! Используя эту привязанность детей к музыке, возможно, повысить качество любого занятия, сделать его более привлекательным для ребенка. Музыка – самый эмоциональный вид искусства, поэтому она должна быть постоянным спутником повседневной жизни детей.
5. Удержать внимание дошкольников во время взаимодействия с ними непросто. Чтобы этого добиться, мы должны вовремя осуществлять смену видов деятельности. Это прием, который заключается в целесообразном чередовании педагогом в ходе занятия различных видов деятельности детей с целью снижения усталости, утомления, а также повышения интереса у воспитанников. Послушайте, а теперь посмотрите, а теперь потрогайте, можно даже понюхать, смотря, о чем речь. А теперь давайте попробуем это изобразить в движении! При смене вида деятельности внимание на какое-то время снова концентрируется на объекте.
6. ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ. Чем младше ребёнок, тем быстрее наступает усталость. Физкультминутки помогают переключить внимание, снимают напряжение и повышают настроение. Поэтому, настоятельно рекомендуется включать в занятие физкультминутки.
Какие бы приемы ни использовал педагог в своей работе, самым важным остается то, насколько он чувствует психологическое состояние коллектива, каждого отдельного ребенка, насколько вовремя он может применить тот или иной способ активизации внимания, а нестандартные ходы воспитателя, творчество и выдумка – наши верные в этом помощники.
Акция МЧС Республики Беларусь «В центре внимания — дети!» в детском саду С 21 августа по 22 сентября Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь проводило акцию «В центре внимания – дети!». Акция.
Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников «Человек всегда был и остаётся сыном природы, и то, что роднит.
Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности» Для повышения эффективности работы по развитию мелкой моторики, необходимо проводить ее в течение всего дня. Предлагаю Вашему вниманию примерный.
Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности» Педагогам известно, какую важную роль играет мелкая моторика пальцев рук в развитии речи детей дошкольного возраста. Предлагаю Вашему вниманию.
Мастер-класс для педагогов «Традиционные и нетрадиционные методы и приемы лепки». Здравствуйте, уважаемые коллеги!В нашем детском саду получилось так, что за небольшой промежуток времени обновился и «помолодел» наш педагогический.
Методы и приемы, активизирующие познавательную деятельность детей ДОО при ознакомлении с осенними явлениями природы Проблемой познавательного развития детей дошкольного возраста занимались такие ученые, как: Ж. Пиаже, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н.
Как удержать внимание детей
Автор: Гончарова Елена Александровна
Населенный пункт: г. Воронеж
У каждого педагога есть свои находки, хитрости, которые рождаются в процессе приобретения опыта. И эти находки порой бывают такими точными и эффективными, что сразу идут в «народ» и служат не одному поколению коллег. Так как я не давно пришла в нашу профессию, то стараюсь много читать литературы необходимой для самообразования. Хочу поделиться с Вами советами, которые для многих педагогов окажутся полезными.
Как удержать внимание детей на занятиях :
Не секрет что удерживать внимание детей на занятиях, особенно всей группы, очень сложно. Ведь от того, насколько ребенок внимательно слушает педагога, зависит качество усвоения им материала. Соблюдение правил поведения на занятиях организует и дисциплинирует детей, приучает уважительно относиться к учебному процессу и формирует готовность к школе.
Если вызвать у ребенка положительный эмоциональный настрой и интерес к предстоящей деятельности, то концентрация внимания будет более длительной. Ведь, как известно, ребенок делает только то, что ему действительно интересно. На вид простое, неинтересное занятие можно обыграть любым незатейливым сюжетом, придумав какое-нибудь забавное обоснование любому делу. Если дети часто отвлекаются и болтают на занятиях, то чаще всего причина этого- скука из-за плохо подобранного наглядного материала, отсутствие интригующего момента, неинтересного или не соответствующего возрасту материала и т. д. Важно учитывать это и не перетруждать детей.
Вот несколько советов:
-Для привлечения внимания группы используйте невербальные средства-жесты. Например сигналом «Внимание» может стать один и тот же жест (рука вверх или что-то другое). Вы можете использовать его, когда хотите напомнить детям, что нужно слушать. постепенно дети привыкнут к этому жесту, и это позволит Вам лишний раз не отвлекаться от темы.
— Во время начала занятия не дожидайтесь полной тишины в группе, обязательно найдутся те дети, которые будут вертеться и разговаривать. Чтобы привлечь внимание детей, сначала можно повысить голос, но потом, как только заметите, что дети угомонились и стали слушать, говорите спокойным и тихим голосом.
Для привлечения внимания можно использовать игровые моменты, которые привлекают внимание детей и настраивают их на спокойный лад. Например, если перед началом занятия дети расшумелись, скажите: «Внимание! К нам в гости на занятие сегодня заглянет зайка (или любой другой персонаж). Она будет играть вместе с нами». Затем следует от лица персонажа поздороваться с детьми.
Не бойтесь использовать подручные средства. Тишины в группе можно достичь, прибегнув к помощи музыкальных инструментов: колокольчика, бубна, игрушечного барабана.
— Ребят, которые обычно вертятся и отвлекают друг друга, рассадите подальше. Сами распределяйте кто и где будет сидеть, но не делайте это постоянно, каждый ребенок должен знать свое рабочее место.
— Если кто-то из детей пытается перебить вас во время проведения занятия не по теме в первый раз, не обращайте внимания (конечно если он не просится в туалет или не возникло что-то непредвиденное). Следует реагировать только на вторую попытку. Позже, в течении дня, поговорите с ним, обсудите с ним как он мог поступить иначе, чтобы не перебивать вас и не отвлекать других.
Если дети разбаловались в середине занятия, то можно попробовать применить несложные упражнения.
Например, поиграйте в игру «Руки-ноги». По одному хлопку дети должны поднять руки, на два хлопка — встать, на три хлопка — топать. Несмотря на кажущуюся простоту, даже взрослые часто путаются в действиях. Однако это незаменимая игра для того, чтобы привлечь внимание детей и помочь им сконцентрироваться на предмете.
— С часто отвлекающимися и непослушными детьми можно поиграть в игру- предложить им побыть в роли воспитателя и провести занятие с детьми или куклами, а самое главное- самим в процессе этого занятия решать, что будет происходить в это время, в какой последовательности и т. д.
Необходимо отметить трудолюбие ребенка, его выдумку. Чрезвычайно важна похвала. Выразить ее можно не только вербальным способом, но и непосредственно какими-либо тактильными действиями.
Необходимо чаще говорить ребенку: «Меня радует, что ты самостоятельно справился с заданием», «Если тебе надо помочь, я всегда готов сделать это» и т.д. Также нужно реже высказывать оценочные суждения. Не стоит говорить: «Это ты сделал хорошо, а это – плохо». Можно предложить ребенку помощь: «Разреши, помогу!», «Давай сделаем (нарисуем, расскажем) вместе».
Так образом, чтобы привлечь внимание ребенка, удержать его, вызвать желание участвовать в подготовленном Вами мероприятии, в идеале необходимо тонко чувствовать психологию ребенка, ну или соблюдать вышеперечисленные рекомендации. Благодаря таким простым правилам к концу пребывания в детском саду дошкольники, как правило, усваивают основные правила поведения на занятиях.
Памятка «Приемы привлечения и удержания внимания детей»
Название приема Описание приема
1. Голосовая и эмоциональная модуляция Изменение интонации, тембра, высоты и громкости голоса.
2. Модуляция темпа речи Выдерживание паузы, резкое изменение темпа речи.
3. Прерывание речи, использование антиципации (догадки) Прерывание речи на словах, достаточно очевидных для группы с просьбой произнести вслух то, на каком слове прервана речь.
4. Жестикуляция Сопровождение речи мимикой и адекватной содержанию жестикуляцией. При этом ладони открыты, жесты широкие и свободные.
5. Активное ассистирование
Закончив или прервав смысловой блок, педагог просит детей дополнить его рассказ на основе имеющихся у них знаний и опыта
Как бы случайно, но главное – внезапно, педагог роняет ручку, книгу, резко открывает (закрывает) окно, дверь, включает (выключает) музыку, свет и т. п.
7. Интрига или загадка Начните занятие с загадочного предмета (у меня для вас есть что-то интересненькое) или загадки (угадайте, что я вам приготовила). Фантазия и изобретательность способны привлечь внимание детей.
8. Обучайте,играя Простая фраза: «давай посмотрим, кто быстрее сможет это сделать…» обеспечит вам всестороннее внимание детей и вовлеченность их в процесс.
9. Используйте цвета Красочные визуальные эффекты имеют важное значение для привлечения внимания детей.
10. Смена видов деятельности Послушайте, а теперь посмотрите, а теперь потрогайте, можно даже понюхать, смотря, о чем идет речь. А теперь давайте попробуем изобразить это в движении! При смене вида деятельности внимание на какое-то время снова концентрируется на объекте.
11. Присутствие сказочного персонажа (как иллюстрации, так и переодетого взрослого) Помогает привлечь и активизировать внимание дошкольников
12. «Коробка с сюрпризом» В начале совместной деятельности появляется коробка с сюрпризом, детям сообщается, что самые внимательные получат подарок в конце занятия. Метод очень эффективен, но использовать его надо не чаще одного раза в месяц, иначе интерес пропадает.
Какие бы приемы ни использовал воспитатель в своей работе, самым важным остается то, насколько он чувствует психологическое состояние коллектива, каждого отдельного ребенка, насколько вовремя он может применить тот или иной способ активизации внимания, а нестандартные ходы воспитателя, творчество и выдумка – наши верные в этом помощники.
Консультация для родителей. Игры на развития внимания детей 5–6 лет «Сидим дома с пользой» Совсем скоро нашим выпускникам предстоит пойти в школу и по несколько часов в день, нужно будет уделять запоминанию.
Опыт работы «Вернисаж инновационных методов привлечения к чтению» 1С декабря 2014 года наш детский сад реализует региональный проект «PROчтение». И вот уже почти три года мы работаем по составленному плану,.
Игры на развитие зрительного внимания у детей младшего и среднего возраста 1. Игра «Угадай» Возьмите 3-4 разные игрушки. Выложите перед ребенком все игрушки, пусть он посмотрит внимательно и назовет все игрушки.
Логопедический лэпбук для привлечения родителей к развитию речи детей «Осень» лэпбук «осень» Недавно узнала, что такое лэпбук, и захотела сделать свой лэпбук, тем более, что в нашем дошкольном учреждении ничего подобного.
Памятка для родителей. Игры для развития внимания дошкольников Памятка распечатывается двусторонней печатью, складывается в виде буклета. Игровая гостиная. Играем всей семьей. Игры за столом на развитие.
Презентация «Тесты для обследования внимания детей с ОВЗ» В детстве человек получает колоссальный объем знаний о мире. Качество запоминаемой информации напрямую зависит от того, как протекают.
Проект «Развитие внимания у детей с ОВЗ в старшей группе «Учимся быть внимательными» «Внимание, есть та дверь, которую не может миновать ни одно слово ученья, иначе оно не попадет в душу ребенка» К. Д. Ушинский Проект.
Специальные методики для развития внимания у детей дошкольного возраста Уровень успешности ребенка зависит от степени его внимания. Внимание – это один из самых важных составляющих элементов познавательной деятельности.
Презентация «Методы и приёмы удержания внимания непосед»
Галина Беккер
Презентация «Методы и приёмы удержания внимания непосед»
Придя работать в детский сад,я столкнулась с определенными трудностями: в моей группе были дети, о которых говорят «непоседа», «гиперактивный».
Они очень подвижны, эмоциональны и неорганизованны. С удовольствием включаются в любую деятельность, но очень быстро теряют интерес.
Таким детям трудно концентрировать внимание на одном виде деятельности, соблюдать правила игры.
Им трудно слушать взрослого, они не могут дослушать объяснение до конца, постоянно отвлекаются на различные внешние факторы.
В ходе непосредственно-образовательной деятельности дети не усидчивы, могут громко разговаривать или просто уйти.
Будучи молодым педагогом,я заинтересовалась вопросами: как привлечь и удержать внимание детей? Как научить ребёнка усидчивости?
На сегодняшний день огромное количество детей имеет комплекс проявлений нарушения поведения: невнимательность, рассеянность, гиперактивность, импульсивность.
Очевидно, что такие дети представляют серьёзную проблему в каждой группе. Они не дают сосредоточиться другим воспитанникам на какой-либо деятельности.
Именно с этой проблемой я столкнулась.
Я начала поиск решения проблемы. Изучив и проанализировав методическую литературу,сделала вывод:
прежде чем применять какие-либо методы привлечения, сосредоточения и удержания внимания детей, необходимо придерживаться трёх основных УСЛОВИЙ построения деятельности:
Сюжет: известно, что ребёнок делает только то, что ему интересно. Поэтому, простое и мало интересное занятие необходимо обыграть любым незатейливым сюжетом, придумав какую-нибудь интересную историю любому делу.
Похвала: похвала чрезвычайно важна для ребёнка. Выражать похвалу можно вербальным и тактильным способом.Лучше всего использовать безоценочную похвалу: «Меня радует, что ты самостоятельно справился с заданием».
Цель: обязательно должна быть ориентация на конечную цель деятельности.Необходимо в процессе выполнения любого задания постоянно напоминать детям о цели и результате его деятельности: «Давай нарисуем папе картину. Папа будет очень доволен. Это будет прекрасным подарком для него»
Я выделила для себя и начала использовать в работе с детьми приёмы и методы привлечения, сосредоточения и удержания внимания:
голосовая и эмоциональная модуляция; мимика и пантомимика; физкультминутки;
специальные предметы; эффект неожиданности.
Я также поняла, что в процессе общения с непоседой необходимо придерживаться определенных правил.
Если у ребенка имеются проблемы, связанные с нарушением поведения, ему необходимы поддержка, подбадривание, которые позволят понять, что он действует правильно, дают уверенность в том, что неудача преодолима и воспитатель оценит его старания.
Жёсткое обращение (замечания, укоры, угрозы, наказания) может кратковременно повысить эффективность, но у большинства детей это вызывает обиду, тревогу, усиливает боязнь неудачи, поэтому недопустимы грубость, унижение, злость, угрозы. Во время разговора с ребенком важны тон, мимика, жесты.
Обращать внимание на проблемы очень легко, а вот увидеть улучшение непросто. Без поддержки взрослого ребёнок его тоже не заметит. Одобрение, поддержка и похвала стимулируют ребёнка, повышают мотивацию к деятельности.
Я выделила несколько «формул одобрения»: «Я уверена, что у тебя получится», «Я помогу тебе, и ты обязательно сделаешь.», «Правильно», «Молодец, ты меня радуешь».
Эти формулы стандартны, но каждый может использовать свои.
Моя «формула»: «Я очень хочу тебя похвалить, а ты не соглашаешься выполнять задание, и у меня это не выходит. А помнишь, как в прошлый раз у тебя получилось справиться с такой сложной работой?Давай договоримся: «Я сегодня буду тебя хвалить, а ты – выполнять задание. Договорились?»
Очень важно сказать это один на один доверительным тоном до непосредственно-образовательной деятельности.
Важно не просто хвалить, а замечать конкретные успехи и достижения детей.
Позитивная среда и оценка сильных сторон увеличивает в глазах воспитанника его значимость в коллективе. А отсюда возникает и его вовлеченность в деятельность.
Таким образом, используя тактику поощрения и применяя изученные приёмы и методы удержания внимания, я значительно улучшила результаты своей педагогической деятельности.