Как удержать новых клиентов
Просто не дай ему уйти. 10 универсальных способов удержать клиента
На многих рынках удержание клиентов — это не одна из задач отдела маркетинга, а единственный способ выжить и сохранить бизнес. Стоимость привлечения клиентов выросла настолько, что каждый ушедший больно бьёт по прибыли компании. Преподаватель МВА Нетологии Денис Собе-Панек рассказал «Секрету» о том, как удержать клиентов в цифровую эпоху.
1. Сегментируйте клиентскую базу
Сегментация — первый шаг на пути к осознанному управлению клиентской базой. Для этого обычно проводят анализ истории взаимодействия с клиентами и с помощью различных статистических моделей выявляют факторы, позволяющие кластеризовать клиентов в зависимости от их потенциала.
Такая сегментация поможет приоритизировать работу: в фокусе — развитие клиентов с наибольшим потенциалом, которые пока по тем или иным причинам его не раскрыли. А вот работу с клиентами с низким потенциалом и спорной экономикой в моменте можно и нужно рационализировать: от снижения затрат на обслуживание (например, перевода на self-service) до полного отказа от сотрудничества.
Однажды при работе с одним дистрибьютором я интервьюировал коммерческий департамент и задавал всем продавцам один и тот же вопрос: «Представим, что вам одновременно звонят два клиента, кому вы ответите первым?». Сегментация даст ответ на этот вопрос и позволит сфокусировать усилия на удержании самых важных для бизнеса клиентов.
2. Выводите клиентов на диалог
С точки зрения диалога «клиент-компания», есть два типа клиентов:
Для первых существует служба клиентского сервиса, как бы она у вас ни называлась. А вот со вторыми необходимо действовать проактивно и инициировать с ними диалог.
Кстати, возвращаясь к первому пункту: больше всего «шумят» как раз не самые приоритетные клиенты, и в итоге ценные ресурсы бизнеса отвлекаются на решение их проблем, игнорируя тех самых приоритетных, которые долго молчат, а потом так же (молча) уходят.
Важно не только инициировать диалог, но ещё и правильно его провести. В этом случае поможет техника СustDev (от англ. customer development — «развитие клиента») — тестирование востребованности разрабатываемого продукта или гипотезы с помощью обратной связи от потенциальных клиентов — прим. «Секрета»), которая чем-то напоминает работу следователя: то, что мы хотим выяснить, — не совсем то, что мы спрашиваем.
«Довольны ли вы покупками в нашем магазине?» — казалось бы, хороший вопрос, но ответ на него вряд ли будет информативным и подойдет, скорее, для количественного исследования, позволив посчитать процент довольных и недовольных.
А вот вопрос: «Когда вы последний раз покупали сыр в нашем магазине, по какому случаю и на что обращали внимание при выборе?» позволит выявить скрытый негатив (например, если выбор было сделать сложно из-за отсутствия продавца у прилавка) или неявные потребности (например, если респондент скажет, что сыр-то он выбрал и купил, а вот вино пришлось идти покупать в соседнюю винотеку).
3. Внедрите культуру клиентоцентричности
Вам не раз говорили о том, что важно думать о клиенте и стараться смотреть на ваш бизнес его глазами. Но часто в этих «думах» компании обращают внимание только на те департаменты, которые напрямую взаимодействуют с клиентом: продавцы, маркетологи и т.п. Однако те, кто отвечают за основные производственные — и уж тем более вспомогательные — процессы, не понимают, как их действия влияют на конечного потребителя.
Гибкая организационная структура, построенная вокруг продуктов, а также система мотивации, созданная вокруг клиентских метрик, помогут всем подразделениям сфокусироваться на ценности для клиента. В идеале оператор колл-центра, бухгалтер и кладовщик на складе должны быть заинтересованы в удержании клиента наравне с маркетологами и продавцами.
В одной из компаний, где я был директором по маркетингу, существовало вечное противостояние отдела разработки (речь о софтверном продукте) и отдела продаж. Продавцы все время ругались на разработчиков из-за нехватки ресурсов на кастомные доработки для крупных клиентов, а разработчики ругались на продавцов, так как те обещали клиентам то, что сделать качественно в оговоренные сроки было невозможно.
Решением стал пересмотр системы мотивации в пользу продуктовых метрик. Он сфокусировал продавцов на работе с клиентами, которые почти не требовали доработок: тем самым, нам удалось связать мотивацию отдела разработки с продажами и удовлетворенностью клиентов.
4. Не надейтесь на скидки
Ретейл, телеком, медиа и многие другие индустрии подсели на иглу скидок и приучили к ним клиентов. Один из наших партнёров в Италии, крупнейший оператор платного телевидения, предлагал клиентам, которые хотели отказаться от сервиса, продлить подписку на дисконтированных условиях. Безусловно, какой-то эффект от подобного предложения был, но такая политика больно била по прибыли компании. Она также вызывала у клиентов соответствующее отношение: некоторые даже специально «симулировали» отказ от подписки для получения более выгодных условий.
Чтобы справиться с отсутствием эффекта от скидок, они направили склонным к оттоку клиентам персональные электронные письма с напоминанием, какой контент они любят и какие дополнительные возможности подписки они не используют. Этот подход позволил сократить отток на 3% и увеличил прибыль компании на 8% за счёт отказа от скидок и снижения нагрузки на колл-центр.
5. Обучайте ваших клиентов и своих сотрудников
Часто клиенты уходят, потому что не могут извлекать из вашего продукта/сервиса необходимую для них пользу или разобраться в его функциональности. Это свойственно для сложных продуктов и услуг. В этом случае вам необходимо обучать клиентов: как на этапе продажи, так и в процессе реализации проектов или внедрения ПО.
В некоторых случаях такой консалтинг или обучение можно даже продавать. Вряд ли это станет основным источником дохода, но практика показывает, что отток по таким «обученным» клиентам сокращается на 30–40%.
6. Ищите стратегический контроль
Иногда ситуация на рынке складывается таким образом, что ваш корневой продукт или услуга теряют свою уникальность и упрощаются (это называется коммодитизация), а потребители с легкостью переключаются на того, кто предложит более низкую цену.
Одна российская B2B-платформа по продаже автозапчастей находится в похожей ситуации: тотальный доступ к информации и обилие игроков привели к ценовой войне. В этом случае тактические шаги не помогут — рынок диктует жёсткие условия конкуренции, поэтому стратегическим решением стал отказ от бизнес-модели дистрибьютора и создание продуктового портфеля с фокусом на уникальный набор услуг, выходящий далеко за рамки товарного предложения. Основным инструментом стратегического контроля стала ИТ-система, которая встраивается в бизнес-процессы клиента и заметно увеличивает затраты на переключение. Заказ запчастей таким образом стал всего лишь одним из подключаемых модулей системы.
Найти точку стратегического контроля поможет детальный анализ ваших клиентов не с точки зрения вашего с ними взаимодействия, а с точки зрения их собственной бизнес-модели. Если провести такой анализ, например, для консалтингового бизнеса, то выводы будут неутешительными — затраты на консалтинг сокращают в первую очередь. Решением может быть создание продуктов на базе узких компетенций или переход от чистого консалтинга к внедрению и развитию предложенных решений.
7. Инвестируйте в людей
Многие банки, телеком-операторы и другие игроки с большой клиентской базой внедряют автоматизацию рутинных процессов, в частности в клиентской поддержке. К сожалению, прямолинейный подход в данном вопросе приводит к ситуациям, когда клиент просто физически не может «пройти робота» и достучаться до человека.
Несмотря на повсеместный хайп на цифровую трансформацию и роботизацию, не забывайте, что люди работают с людьми, а технологии искусственного интеллекта, которые используют эти компании, пока отстают от естественного в способности к эмпатии и сопереживанию. Сегодня клиент выберет сервис, в котором у него всё ещё есть шанс поговорить с живым человеком.
8. Бюджет на работу с критическими инцидентами
Предугадать всё невозможно, какой бы подробной ни была инструкция или регламент, жизнь вносит свои коррективы, поэтому важно культивировать в сотрудниках самостоятельность и нестандартный подход к разрешению внештатных ситуаций.
Бариста может случайно разбить кружку посетителя, а официант — пролить кофе на свитер гостя — и навсегда разрушить впечатление о бренде. Но если у сотрудников будут работающие механизмы для решения подобных ситуаций (например, специально выделенный бюджет для компенсаций или приятных подарков), вы удержите не только клиента, но и сотрудника, который поймёт, что ему доверяют и дают работающие механизмы поведения в нестандартных ситуациях.
9. Работайте с амбассадорами бренда
Если вы хоть раз слышали об индексе NPS (net promoter score, индекс потребительской лояльности), то знаете, что у каждого бренда есть промоутеры, детракторы и нейтральная аудитория. Промоутеры — те, кто готов самостоятельно, без дополнительных стимулов, рекомендовать ваш продукт своим друзьям, коллегам и знакомым.
Очень важно, что промоутер — это не просто довольный клиент, а клиент, который получил какой-то wow-эффект от вашего сотрудничества. Иногда промоутерами становятся бывшие детракторы (клиенты, получившие негативный опыт общения с товаром/услугой компании — прим. «Секрета»). Вы решили их проблему, проявили гибкость, показав, что готовы исправлять ошибки и меняться. В этом смысле системная работа должна производиться в трёх основных направлениях: идентификация промоутеров и детракторов, укрепление лояльности промоутеров, перевод детракторов в промоутеры.
Укрепление лояльности промоутеров — один из важнейших инструментов сокращения оттока. То, что кто-то любит вас настолько, что готов рекомендовать и даже защищать от нападок, заставит тех, кто хочет уйти, дважды подумать, прежде чем принять окончательное решение.
10. Проговаривайте ценности
На подсознательном уровне человек больше доверяет тому, кто похож на него. Особенно, если эта «похожесть» заключена на ценностном уровне. В вашей компании уже есть ценности, постарайтесь их артикулировать как внутри, так и снаружи. Клиенты редко уходят от тех, чьи ценности им близки. Ценности могут быть разными: необязательно заниматься благотворительностью или раздельным сбором мусора, вашей ценностью может быть, например, неуспокоенность и постоянное желание обойти конкурентов, что привлечёт таких же амбициозных достигаторов, или технократичность, которая близка гикам-интровертам. В этом смысле главное правило — быть честным и не изменять себе.
Как удерживать клиентов в интернет-магазине: инструменты для повышения Retention Rate
Пока одни гонятся за трафиком, пренебрегая качеством обслуживания, другие – получают больше прибыли за счет постоянных покупателей. Исследование Harvard Business Review показало: если объем повторных заказов вырастает хотя бы на 5%, прибыль компании может увеличиться на сумму от 20 до 90%. Количество удерживаемых клиентов измеряется коэффициентом Retention Rate. В этой статье поговорим о том, что это за показатель, как его рассчитывать и повышать.
Зачем интернет-магазину удерживать покупателей?
Новые клиенты покупают в интернет-магазине с вероятностью 5-20%. Шансы на получение заказов от постоянных покупателей значительно выше: от 60 до 70%. Они приносят до 65% общего дохода, покупают чаще и больше. Поэтому, отношения с аудиторией нужно выстраивать, начиная с самого первого контакта.
Чем больше постоянных клиентов у компании, тем меньше средств ей приходится вкладывать в рекламу. Работать над удержанием гораздо более выгодно, нежели над привлечением. По некоторым данным, примерно в 5 раз дешевле.
Это не означает, что привлекать новых посетителей на сайт не нужно, ведь тогда совершать первую покупку будет некому. В электронной коммерции важен грамотный баланс между маркетингом привлечения и удержания. Первый дает основу, второй помогает укрепить взаимовыгодную долгосрочную связь.
Грамотный баланс дает возможность:
Стратегия удержания – комплекс инструментов, с помощью которых можно постоянно извлекать выгоды из уже существующих покупателей, максимально лояльных к бренду. Длительность жизненного цикла и общее количество заказов, совершенных одним клиентом, оказывает прямое влияние на доход бизнеса.
Коэффициент удержания клиентов
Для оценки работы по удержанию покупателей применяется показатель Retention Rate. Это коэффициент, который отражает способность компании поддерживать долгосрочные отношения с посетителем. По нему можно судить о количестве постоянных клиентов, о том, насколько они довольны сервисом и продуктом, будут ли возвращаться и рекомендовать интернет-магазин в своем окружении.
Customer Retention Rate – база в анализе кампаний по удержанию. Коэффициент отслеживают в динамике. Чтобы рассчитать его, нужно знать:
От первого значения следует вычесть второе и разделить на третье. Предположим, в начале квартала в интернет-магазине было 262 клиента. В конце – стало 371. При этом 44 потребителя ушли, но появилось 153 новых.
CRR: (371-153) / 262 = 0,83 или 83%
Нормы метрики в разных нишах могут отличаться. Средние значения в сфере потребительской продукции – около 35%, товаров для красоты – 30%, одежды и обуви – 25%, товаров для дома – 15%.
Если показатель высокий, значит текущая тактика верна. Если, наоборот, низкий – стоит искать пути улучшения, которые помогут увеличить частоту повторных транзакций и прибыль в целом.
В таком случае попутно измеряется CR – показатель оттока потребителей. Чтобы рассчитать отток, необходимо разделить число ушедших покупателей на общее количество клиентов. Величина этого показателя зависит от уровня удовлетворенности аудитории работой компании. При высоких цифрах следует выявлять причину недовольств, собирать отзывы, анализировать поведенческие факторы, внедрять программу лояльности.
Помимо CRR и CR, на эффективность стратегии удержания указывают коэффициент повторных покупок, показатель применения вознаграждений, индексы потребительских усилий и лояльности, пожизненная ценность клиента.
Способы повышения Retention Rate
Когда коэффициент удержания не дотягивает до желаемых значений, можно попробовать исправить ситуацию. Для этого существуют разные методы. Какой из них сработает эффективнее, зависит от особенностей ниши и аудитории. На практике будет понятно, что действует лучше всего.
Социальные сети
У интернет-магазина должен быть отдельный профиль в одной или нескольких популярных соцсетях. Оптимальный вариант сегодня – Instagram, TikTok, Facebook. Там сосредоточена большая часть активной аудитории.
Поднимать лояльность покупателей помогает интересный контент:
Главное – дать возможность легко разобраться в особенностях, преимуществах, характеристиках продукта, помочь с выбором и плавно подвести к заказу. Основной целью каждого поста и истории в коммерческом профиле должна быть продажа.
Важный момент – оперативная реакция на запросы и комментарии подписчиков.
Статистика загрузок приложений в App Store
Сервис
От качества обслуживания в интернет-магазине зависит многое. Если оно на высоте, клиенты будут возвращаться. Поэтому его стоит не только поддерживать, но и регулярно улучшать, повышая уровень удобства для покупателей:
Кроме того, важна скорость и точность выполнения заказов, дружелюбие, вежливость и внимательность в общении, предугадывание желаний, исполнение обещаний, грамотная отработка возражений, правильная реакция на негатив.
Рассылки
Регулярные рассылки на email, в sms или мессенджерах – отличный способ напомнить о себе, «расшевелить» покупателей, сделать выгодное предложение и побудить к покупке. Через них бренды поддерживают коммуникацию с аудиторией, подогревают интерес, возвращают ушедших посетителей сайта.
Какие именно приемы можно использовать в письмах:
Напоминание о брошенной корзине
Чтобы рассылки помогали удерживать клиентов, необходимо подбирать интересные темы, составлять персонализированные обращения, добавлять призывы к действию.
Чат-бот
Чат-бот – эффективный помощник для бизнеса. Он позволяет стать ближе к покупателю и улучшить коммуникацию в компании.
Что умеет делать робот:
Некоторые сервисы поддерживают функцию сегментацию аудитории, поэтому могут отправлять более точечные релевантные предложения. В специальных конструкторах создаются необходимые цепочки писем по предварительно прописанным сценариям.
Чтобы повысить эффективность этого инструмента, нужно заранее выделить основные сегменты ЦА, составить список распространенных вопросов и ответов на них. На случай сложных ситуаций стоит предусмотреть возможность быстрой связи с живым консультантом.
Социальные доказательства
Один из способов превратить разового клиента в постоянного – убедить его в том, что компании можно доверять. В этом помогают различные социальные доказательства:
Также к социальным доказательствам относятся кейсы (актуальны для сферы услуг), опыт сотрудничества с известными партнерами, отраслевые награды и рейтинги, упоминания в СМИ, благодарственные письма.
Программа лояльности
Продуманная система скидок с выгодными условиями для постоянных клиентов – хороший повод возвращаться в интернет-магазин снова и снова. Такими инструментами пользуется большинство успешных мировых компаний.
Лояльные клиенты взаимодействуют с брендом постоянно благодаря осознанию высокой ценности продукта, положительному пользовательскому опыту. Именно на это и рассчитана программа лояльности. Через нее нужно не просто удовлетворять потребности, а дарить ощущение счастья, выстраивать дружелюбные отношения, побуждать к повторным покупкам.
Мотивация происходит за счет получения приятных бонусов. Есть множество схем:
Подходящий тип программы подбирается, исходя из специфики бизнеса.
Альтернатива этому инструменту – закрытые клубы или сообщества для привилегированных клиентов. В таких клубах участникам доступны эксклюзивные спецпредложения, лимитированные линейки продукта, возможность присутствия на закрытых мероприятиях и другие преимущества.
CRM-система
CRM – программный продукт, объединяющий в одной базе все данные о сервисе, маркетинге и продажах в компании. Это ключевой инструмент, который поможет систематизировать и наладить работу, направленную на удержание клиентов. После внедрения такой системы интернет-магазинам удается оптимизировать взаимоотношения с покупателями и стабильно выполнять план.
Основные функции CRM:
Система обеспечивает возобновляемую выручку и позволяет повысить лояльность аудитории.
Все эти инструменты отлично работают на удержание. Насколько они эффективны в рамках конкретной компании, нужно оценивать по коэффициенту CRR и другим сопутствующим показателям.
Заключение
Постоянные покупатели – самый выгодный сегмент аудитории. Они уже знакомы с компанией и продуктом, им не нужно что-то доказывать, убеждать в качестве продукта, развеивать страхи перед первой покупкой. Эти клиенты не только приносят основную часть прибыли, а и помогают интернет-магазину развиваться, распространяя положительную информацию о нем.
Чтобы удерживать покупателей и превращать их в приверженцев бренда, необходимо предлагать качественный продукт и высококлассный клиентский сервис. Также важны хорошая поддержка и оперативная обратная связь, мотивирующие программы лояльности, присутствие компании в разных каналах коммуникации.
Основные способы удержания клиента
Удержание клиентов — один из ключевых факторов, по которым можно отличить развивающиеся компании от стагнирующих. Чем больше число клиентов, отношения с которыми вы сохранили и которым регулярно продаёте, тем выше ваша устойчивость.
Для специалистов, которые работают в сфере продаж, приоритетом номер один является поиск новых способов увеличения доходов. Для этого нужно больше продавать, большему числу клиентов.
Мы расскажем о практически применимых стратегиях удержания клиентов. Они полезны тем, что обеспечивают лояльность и высокую удовлетворённость существующих клиентов в долгосрочной перспективе. Это, в свою очередь, залог роста бизнеса.
Для чего нужна стратегия удержания клиентов
Наиболее распространенной ошибкой компаний по всему миру является то, что они думают, будто если у них будет отличный продукт или услуга, то клиентов останутся с ними по умолчанию.
Хотя в некоторых случаях так и происходит, суровая правда заключается в том, что это всего лишь краткосрочная стратегия. Ещё более суровая правда заключается в том, что рано или поздно клиенты могут просто уйти. На первый взгляд, без причины.
Если перестать взаимодействовать с клиентами, они почувствуют, что о них больше не заботятся. Необходимо непрерывно продолжать зарабатывать лояльность клиентов.
Наличие эффективной стратегии коммуникации даёт возможность определять клиентов, которые, скорее всего, станут постоянными. Их можно отслеживать и продавать им больше. Так они становятся долгосрочным источником дохода.
Есть несколько основных причин заботиться о существующих клиентах.
Существующие клиенты уже совершали покупки у вас, поэтому, если у них не было негативного опыта, они будут продолжать это делать. Вы уже завоевали доверие к себе как продавцу и к своему продукту, знаете о клиентах то, что облегчает понимание их потребностей и прогнозирование действий.
Можно тратить меньше времени и усилий на поиск новых клиентов и на убеждение их в том, что они должны покупать именно у вас. Это позволяет сосредоточиться на более важных вещах.
У вас есть прекрасная возможность усилить свои предложения и уровень удовлетворённости клиентов, просто прислушиваясь к отзывам. Было ли обслуживание достойным? Оправдал ли продукт ожидания? Устраивает ли клиентов соотношение цены и качества? Просто спрашивайте и получайте обратную связь.
Постоянные клиенты в меньшей степени чувствительны к цене, чем новые. Они уже доверяют вам, их легче убедить и заинтересовать ещё большим количеством продуктов и услуг посредством апселла и перекрёстных продаж. Статистика Gartner Group говорит, что 80% будущих доходов компании будет приходиться только на 20% существующих клиентов.
Как уже было сказано, привлечение новых клиентов обойдётся в 5-25 раз дороже, чем удержание существующих, в то время как рост коэффициента удержания всего на 5% может увеличить прибыльность компании на 75%.
Коэффициент удержания клиентов
Чтобы рассчитать Customer Retention Rate (CRR), определите период, за который он измеряется — месяц, квартал, год или другой промежуток времени.
После этого необходимо взять число клиентов на начало периода, число клиентов на конец периода и число новых клиентов, которые компания привлекла за период. Затем всё это подставляется в формулу:
Например, если вы начали месяц с 50 клиентами, приобрели за это время 30 новых, но потеряли 10, то закончили месяц с 70 клиентами. Показатель удержания клиентов будет равен:
CRR = ((70 – 30) / 50) * 100 = 80%
Идеальный CRR равен 100%. Это означает, что вам удалось сохранить всех существующих клиентов. Очевидно, что это маловероятный показатель.
Чтобы понять, является ли CRR хорошим или плохим, нужно установить критерии удержания клиентов. Есть два способа провести сравнительный анализ: относительно самих себя или других компаний.
Измерение вашего собственного CRR месяц за месяцем и год за годом выявляет тенденции. Например, если показатель растёт, следует попытаться определить эффективные кампании, поведение когорт и особенности обслуживания, которые могли послужить базой для этой тенденции.
Как понять, что вам нужно удерживать клиентов
Есть несколько явных сигналов о том, что клиенты не удовлетворены качеством обслуживания, а также факторов, которые изначально требуют более серьёзной проработки стратегии удержания.
Плохой сервис
Плохой сервис неминуемо повлечёт отток клиентов. На рынке множество предложений различных продуктов и услуг, и в наше время чаще выбирают именно те из них, которые сопровождает высококлассный клиентский сервис.
Для того, чтобы понять, насколько клиенты удовлетворены качеством обслуживания, в первую очередь, необходимо проработать систему обратной связи. Важно регулярно получать отзывы клиентов о том, что им понравилось, а что разочаровало.
Частью стратегии удержания в данном разрезе будет мониторинг работы персонала и строгий отбор новых кадров. Следует установить KPI по качеству обслуживания, отслеживать уровень компетентности сотрудников и улучшать сервис на основании отзывов.
Одноразовые продажи
Когда для каждого или большинства клиентов первая покупка становится последней, это повод задуматься над тем, всё ли в порядке с продуктом и сервисом.
Очевидно, постоянное привлечение новых клиентов ударит по бюджету компании и лучше как можно раньше начать решать проблему единичных покупок.
Непростой продукт
Сложные продукты требуют особого внимания к разработке маркетинга и к клиентскому сервису. Это может быть редкий специфический продукт на рынке или комплексное предложение из нескольких элементов, для каждого из которых предусмотрен свой микро- customer journey.
Необходимо привлечь к продаже сложных продуктов настоящих профессионалов, которые лучше остальных разбираются в его особенностях. Это достигается подбором квалифицированных кадров и обучением в рамках компании.
Важно тщательно отслеживать динамику продаж и обращать внимание на малейшие нюансы, которые могут сыграть критическую роль.
Естественный отток клиентов
Данное понятие относительно, и всегда можно свести к минимуму на первый взгляд естественный и неизбежный отток.
Изучите все составляющие продаж и найдите слабые звенья, последовательно их устранив. Это касается непосредственно:
С чего начать удержание клиентов
Программа адаптации
Onboarding — это процесс ознакомления новых клиентов с продуктом или услугой. Вместо того, чтобы разбираться самостоятельно, клиенты получают вводную информацию от представителей компании. Обучение персонализируют в соответствии со потребностями пользователей. Таким образом, клиенты не только экономят время, но и понимают, как продукт может помочь им в достижении целей.
Onboarding является эффективным средством удержания клиентов, поскольку предотвращает отток новых клиентов. Когда пользователи впервые работают с продуктом, они могут всё бросить, если не поймут, как им пользоваться.
У клиентов есть личное время и они не могут позволить себе тратить его на длительное изучение и освоение продукта. Адаптация гарантирует, что люди знают, как использовать продукт или сервис и своевременно решать задачи с его помощью.
Установление обратной связи
Трудно улучшить бизнес, если вы не знаете, как к этому относятся ваши клиенты. Необходимо наладить процесс получения отзывов и циркуляции этой информации с внутри организации. Необходима качественная система сбора, анализа и распространения отзывов и опросов клиентов.
Вы должны анализировать результаты опросов, находить тенденции в поведении клиентов и способы улучшения пользовательского опыта. Затем эту информацию важно донести до команд, которые ответственны за то или иное поле работы.
Например, обзоры продуктов следует распространять среди инженеров и групп разработчиков, чтобы они могли устранить недостатки самого продукта. Используя систему сбора и обмена отзывами, бизнес может эффективно реагировать на критику и улучшать качество обслуживания клиентов.
Регулярная коммуникация
Даже если ваши клиенты не оставляют отзывов, следует активно взаимодействовать с ними. Регулярные рассылки и активационные письма помогают установить доверительную коммуникацию. Так вы показываете экспертизу, повышаете удовлетворённость клиентов, можете делать индивидуальные предложения, апселл и перекрёстные продажи.
Инструменты автоматизации маркетинга, такие как, в частности, CRM, позволяют вести историю коммуникаций. Вы будете знать, когда клиент в последний раз обращался к вам, и сможете предпринять меры, если взаимодействия давно не было. Это облегчает запуск рекламных кампаний и любых коммуникаций. Например, если подписка клиента истекает, вы можете отправить электронное письмо с уведомлением о необходимости продления учетной записи.
Программа лояльности
Хотя важно сосредоточиться на клиентах, которые подвержены риску оттока, нельзя забывать и о постоянных покупателях. В конце концов, что они подумают, если увидят, как вы уделяете внимание тем пользователям, которые не очень-то и любят ваш бренд?
Программа лояльности поощряет клиентов за их лояльность. Чем больше они покупают и взаимодействуют с брендом, тем выше получают вознаграждение. Так клиенты получают не просто услугу, но и выгоду, позитивные впечатления. Приблизительно 10% топовых клиентов тратят в три раза больше, чем остальная часть базы, поэтому нужно убедиться, что эта аудитория более чем удовлетворена.
Программа корпоративной социальной ответственности
Компания — это больше, чем просто продукт или услуга. Клиенты смотрят на всё, что бизнес покупает, продаёт и предлагает своей целевой аудитории. Если они почувствуют какое-либо несоответствие между декларируемой позицией бренда и его действиями, то сильно разочаруются.
Важно иметь связь с реальностью посредством чего-то большего, нежели обычные продукты и услуги. Продвинутые компании вырабатывают чёткую систему ценностей и запускают программу корпоративной социальной ответственности (КСО), которая преследует общественные цели.
Например, Lego инвестирует более 150 миллионов долларов, чтобы сделать свой продукт более экологичным. Ваша инициатива может быть не такой амбициозной. Это отличный способ продемонстрировать приверженность общественным ценностям.
Программа обучения клиентов
Программа обучения — это долгосрочные инвестиции в клиентскую базу. В рамках этой инициативы бизнес создаёт различные инструменты, такие как базы знаний, форумы, сообщества. Затем клиенты используют их для поиска ответов и решения проблем с обслуживанием, прежде чем обращаться в службу поддержки. Эта программа может выходить за рамки продуктов и услуг компании.
Стратегии удержания клиентов
Мониторинг сигналов оттока
Самый очевидный способ обеспечить удержание клиента — это обнаружить его намерение уйти и предпринять срочные меры по недопущению негативного сценария. Если вы действительно обратите внимание, окажется, что всегда можно обнаружить сигналы о предстоящем уходе клиента.
Чтобы отследить эти «предупреждающие» сигналы, необходимо определить ключевые переменные поведения клиента. Среди них: поведение при покупке, использование продукта и история запросов. Вам нужно будет проанализировать эти сигналы и принять меры, чтобы предотвратить уход клиентов.
Допустим, вы можете проанализировать, какая часть клиентов ничего не покупала за последние полгода. Это может быть признаком того, что они решили отказаться от ваших услуг и уйти к конкурентам. Такой анализ осуществляется с помощью CRM или других инструментов, располагающих статистикой продаж.
Обнаружив аудиторию, близкую к оттоку, вы можете запустить кампанию реактивации. Например, email, sms или push-уведомления со специальными предложениями. В зависимости от срока давности последней покупки, стратегии активации будут отличаться.
Специальные предложения
Чем больше вы знаете о своих клиентах, тем лучше можете адаптировать подход к каждому из них.
Изучайте такие данные, как:
Необходимо поддерживать интерес потребителей и конвертировать его в реальные покупки. Этого можно добиться, делая скидки, спецпредложения, создавая дополнительную ценность продукта.
Клиенты могут активно интересовать теми или иными предложениями, но не принимать решения о покупке. Лучше не оставлять всё как есть, а проанализировать их поведение. Что именно могло послужить фактором отказа?
Изучите историю посещений клиента, его ценовые и продуктовые предпочтения. На основании когорты, к которой он принадлежит, можно сделать выводы о том, что именно его не устроило в продукте. После этого сформулируйте уникальное предложение, так, чтобы клиенту стало снова интересно вернуться к рассмотрению продукта и его приобретению.
Поощрение самых ценных клиентов
Информация, собранная в ходе продаж, может ответить на вопрос, кто из покупателей приносит наибольшую прибыль. Этих клиентов особенно важно не отпускать, это ключевой источник дохода. Можно называть их VIP-клиентами.
Понимание того, кто приносит вам наибольшую прибыль, позволяет эффективно распределять время и ресурсы, а также увеличивает шансы на перекрёстные или дополнительные продажи.
Выделив группу наиболее лояльных клиентов — их, как правило, примерно 10% — разработайте для них индивидуальную коммуникацию.
Таким ценным клиентам следует уделить особое внимание — как анализу их поведения, так и разработке уникальных предложений. Они должны чаще получать персонализированную коммуникацию, подарки и скидки.
Также VIP-аудитории нравится, когда их обслуживает персональный менеджер и оказывает всестороннюю поддержку.
Персонализация
Клиенты всегда отличаются по десяткам параметров. В зависимости от влияния каждого фактора на прибыль бизнеса, клиентов можно распределить по категориям и определить для каждой особую стратегию коммуникации.
Например, одним из параметров сегментации служит частота покупок. Отделяя тех, кто закупается у вас ежемесячно, от тех, чьи последние покупки были совершены полгода-год назад, вы сформулируете более адекватные сообщения для каждой из групп клиентов. Постоянные клиенты не получат странное «кричащее» предложение из серии реактивации, а редким покупателям не достанется тех уникальных поощрений, которые подготовлены для лояльной аудитории.
В ходе регулярной коммуникации также важно напрямую обращаться к клиенту и учитывать в сообщении индивидуальные факты о нём — например, при формировании перечня рекомендуемых продуктов.
Инструменты удержания клиентов
CRM (Customer Relationship Management) — это направление маркетинга, которое служит для построения отношений бизнеса с клиентами. В качестве базового инструмента служит CRM-система.
Данное ПО предназначено для централизованного сбора информации о клиентах и их характеристиках:
Также ряд CRM интегрируется с внешними сервисами для обеспечения более высокого уровня сервиса и аналитики. Например, можно интегрировать их с коллтрекингом — и тогда в профиле каждого клиента появится ещё и запись каждого звонка, а также подробная информация о том, с какого канала пришёл клиент, какая кампания его привлекла.
Коллтрекинг
CRM предоставляет продвинутые аналитические возможности при грамотных интеграциях. Это детальная информация о предпочитаемых продуктах, эффективных рекламных кампаниях, ценовой чувствительности.
Помимо этого, CRM помогает в разработке персональной коммуникации — из неё подтягивается подробная информация о каждом клиенте, на основе которой составляются персональные предложения.
Служба поддержки клиентов
Грамотный саппорт — одна из основ успешности взаимодействия с клиентами. Это первая линия поддержки, которая всегда должна быть на связи и обеспечивать решение любых проблем в кратчайшие сроки.
Для начала следует оформить разделы помощи на сайте и других источниках — например, внутри самого продукта, в рассылках.
Прежде чем обратиться к консультанту, клиент должен получить максимум поддержки из открытых источников. Создайте раздел FAQ на сайте, запустите программу обучения, организуйте площадку для обмена опытом для клиентов.
Только не найдя ответа на вопрос в открытых источниках, покупатель должен обращаться за помощью к представителю организации.
Поддержка должна быть доступной. Люди не любят ждать — желательно давать ответ в первые же минуты после обращения или, как минимум, предупреждать о времени ожидания.
Говоря о каналах поддержки, можно выделить такие базовые примеры, как:
Убедитесь, что в каждом случае вопрос не пропадёт и к его решению подключится профильный специалист. Давайте моментальную отбивку о том, что обращение получено и принято в работу, а также обновляйте статусы, оповещая о них по почте, sms и на сайте.
Обеспечивайте омниканальность: поданное в одном канале обращение должно быть учтено во всех остальных. Клиент не должен несколько раз описывать проблему нескольким специалистам.
Email-маркетинг
Персонализированные рассылки — наилучший способ поддерживать коммуникацию с клиентами.
Различают триггерные и регулярные рассылки.
Первый тип предполагает автоматические уведомления о совершённых действиях — например, письмо с подтверждением регистрации, подписки, уведомление о получении личного сообщения, напоминание о забытой корзине, оповещение об отправке заказа.
Новым клиентам отправляйте серию ознакомительных сообщений — проводите onboarding. Благодаря им новые покупатели должны быстро и без труда понять суть продукта и то, как им пользоваться, будь то онлайн-магазин одежды или узкоспециализированный софт.
Регулярные рассылки решают задачу роста лояльности аудитории. Направляя:
вы повышаете доверие клиентов и предоставляете им дополнительную выгоду, что побуждает возвращаться за покупками именно к вам.
При разработке стратегии email-маркетинга важно проводить тщательную сегментацию аудиторию. Отслеживайте поведение пользователей, выявляйте факторы, влияющие на прибыль бизнеса.
Персонализация сайта и приложения
Каждый пользователь по-разному воспринимает интерфейс и структуру сайта или приложения. В наше время существуют инструменты, которые позволяют адаптировать структуру сайта под сегмент пользователя, разместив те разделы и рекомендации, которые релевантны именно в его случае.
Вместе с тем, важно отслеживать поведение пользователя и делать предложения прямо на сайте.
Также помогут lookalike-аудитории — это подбор сегментов на основе существующих. Если вы хотите найти в интернете новых клиентов, похожих на ваших, или собираетесь отобрать среди новых покупателей тех, кто впоследствии станет VIP-когортой, используйте инструменты lookalike.
Основные ошибки
Главной ошибкой удержания можно назвать отсутствие внимания к покупателям. Ваша задача — непрерывно отслеживать предпочтения и поведение клиентов, чтобы знать, что им нужно.
Персонализация стоит во главе угла. Важно задействовать все возможные инструменты, чтобы ближе узнать своего покупателя и установить с ним доверительные отношения. Не нужно пренебрегать аналитикой и сегментаций. Следует глубоко понимать своих клиентов и делать такие предложения, которые затмевают любые предложения конкурентов.
Используйте такие инструменты, как сквозная аналитика, чтобы определять, какие каналы рекламы приносят самых лояльных в перспективе клиентов.