холмс как тик так
Холмс как тик так
Шерлок » CR « Ролевая Игра запись закреплена
Тик-так, тик-так, тик-так. Врямя тянется, как тугая резина или густая, тягучая смола. Ощущение, что в одной минуте не 60 секунд, а все 360.
Фейт сидела в душном офисе и смотрела в одну точку уже минут десять. Работа была ужасно нудной, так что девушка довольно часто погружалась в свои мысли, будто зависая. А до конца рабочего дня было ещё три часа.
— Мисс Смит, мистер Сандерс ждёт Вас в приёмной. Он просил передать, что это срочно.
Пока Фейт собиралась с мыслями, безымянный помощник уже улетучился. И куда же идти? В приёмной она ещё ни разу не была, а люди вокруг выглядели настолько отталкивающе, что разговаривать с ними желания не возникало. Что ж, придётся идти куда глаза глядят.
Выйдя из комнаты, Смит оказалась в просторном длинном коридоре с множеством неизвестных дверей.
«Ну что, Фейт, где попытаешь счастья в первую очередь?»
ㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤВНИМАНИЕ
ㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤ
ВНИМАНИЕ
ㅤㅤㅤㅤМы решили провести лотерею. Итак, представьте перед собой офисный коридор с 5 неизвестными дверями. На каждой висит табличка с номером и имеется несколько странных знаков. Выбрать можно только одну дверь. Внутри вас ждет или приятный сюрприз, или не очень.
ㅤㅤㅤㅤДля участия нужно поставить лайк на этот пост и в комментариях указать номер комнаты (от 1 до 5). Результаты вы увидите завтра вечером. Редактировать комментарии строго запрещено.
ㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤВсем желаем удачи
Тик-Так Тик-Так Тик-Так Тик-Так Тик-Так Тик-Так
Реальная история профессора Мориарти
Адам Ворт – Наполеон преступного мира.
Благодаря Артуру Конан Дойлу имя профессора Мориарти стало олицетворением злодейства и блестящего ума, направленного исключительно на совершение преступлений. Несмотря на то, что в Англии действительно существовали преступники с такой фамилией, как у литературного персонажа, прототипом героя стали вовсе не они. Адам Ворт на протяжении многих лет руководил преступной сетью, раскинутой едва ли не по всему миру, и вдохновил писателя на создание гениального злодея.
Он родился в 1844 году в Германии в довольно бедной еврейской семье. В 1849 году семья переехала в США, где отец начал работать портным в Кембридже. Кроме среднего сына Адама в семье росли ещё старший Джон и младшая Гарриет. Семья и в США не купалась в роскоши, и когда Адам пришёл из школы с сияющей монеткой, обменянной на две такого же номинала, но невзрачными на вид, мальчику здорово досталось. Тогда он и дал сам себе обещание: его никто и никогда не сможет больше обвести вокруг пальца.
В 1858 году Адам Ворт решил отправиться в свободное плавание: он сбежал из дома и бродяжничал в Бостоне, а спустя два года перебрался в Нью-Йорк и даже стал работать клерком в универмаге. Возможно, его судьба могла сложиться по-другому, если бы не начавшаяся Гражданская война. 17-летний Адам Ворт прибавил себе 4 года, отправился добровольцем в армию и стал солдатом 34-й Нью-Йоркской батареи артиллерии, где уже через два месяца службы смог получить звание сержанта.
В сражении при Булл-Ране 28 августа 1862 года Адам Ворт был ранен и в госпитале с удивлением узнал, что числится в списке погибших. После ранения Адам Ворт не собирался возвращаться в строй и использовал свою «смерть» для первого в жизни серьёзного мошенничества. Он стал под разными именами вербоваться в армию, получал причитающееся добровольцам вознаграждение и при удобном случае исчезал, чтобы вновь материализоваться в другой части под новой фамилией. Подобных «прыгунов» в армии было достаточно, на них велась охота и грозил трибунал. К концу воины Ворт сбежал в очередной раз, но теперь отправился в Нью-Йорк.
В криминальном Нью-Йорке в 1865 году Адам Ворт чувствовал себя вполне комфортно. Командирские навыки, полученные в армии, позволили ему довольно быстро создать собственную банду, которая начала свою деятельность с небольших краж. В то время он ещё был не очень опытен, а потому вскоре был арестован в момент кражи денег из почтового вагона. Он получил три года, но спустя несколько недель бежал из тюрьмы.
В тот момент он осознал, что без покровительства выжить в Нью-Йорке ему не удастся, и сумел войти в доверие к Фредерике Мандельбаум, которая вместе с мужем содержала бакалейную лавку, а на самом деле не только была самой крупной скупщицей краденного, но и весьма ловким организатором преступлений. Под покровительством Мамаши Уорт сумел провернуть несколько весьма удачных краж и помочь бежать из тюрьмы медвежатнику Чарли Булларду, больше известного, как Чарли Пианино. С этого момента началась многолетняя дружба двух преступников.
В 1869 году они похитили из хранилища Boylston Bank деньги и ценные бумаги на сумму больше миллиона долларов, после чего должны были спешно покинуть США из-за угрозы быть пойманными. Путь их лежал в Европу.
Генри Джадсон Рэймонд
В Ливерпуле, куда прибыли подельники, они сменили имена. Адам Ворт стал финансистом Генри Джадсон Рэймондом, а его друг и компаньон превратился в нефтепромышленника Чарльза Уэллса. Они предавались всем радостям жизни и даже умудрились влюбиться в одну и ту же девушку, Китти Флинн. 17-летняя официантка выбрала Булларда, а Ворт к свадьбе друга похитил из одного из магазинов 23 тысячи фунтов, подарив молодожёнам.
Через год после своего переезда в Европу компаньоны, теперь уже вместе с Китти, возобновили преступную деятельность в полном объёме. Перебравшись из Ливерпуля в Париж в 1871 году, они открыли фешенебельный ресторан, два этажа которого ничем не отличались от других заведений такого типа, а вот на третьем расположился подпольный игорный дом. В случае нежданного визита полиции заведение, находящееся вне закона, быстро превращалось в просторное кафе: игорные столы убирались в специально оборудованные тайники под полом и в стенах.
Естественно, помимо этого весёлая троица выступала в качестве организаторов и других преступлений. Бежать из Парижа Адама Ворта заставил визит в ресторан Уильяма Пинкертона, сына известного Алана Пинкертона, основателя и владельца известнейшего детективного агентства. Уильяму было известно всё о преступной деятельности Ворта, начиная с его дезертирства и заканчивая ограблением банка. Перед отъездом в Лондон Адам Ворт успел прямо в собственном заведении украсть у торговца алмазами чемодан с камнями.
В Лондоне он вёл двойную жизнь. В собственном особняке он был истинным джентльменом: роскошная обстановка, корт, конюшня и высокий социальный статус. Квартира в Лондоне стала центром криминальной империи Ворта. В его банду входили профессиональные преступники, с помощью которых совершались многочисленные аферы, грабежи и кражи. При этом Ворт был противником любого вида насилия, неизменно повторяя своим подчинённым о необходимости тренировки мозга.
В плане хитрости и неуловимости Адам Ворт был точной копией своего литературного двойника. Несмотря на то, что Уильям Пинкертон сообщил в Скотланд-Ярд о том, кем на самом деле является Генри Джадсон Рэймонд, никаких доказательств его причастности к преступлениям найти не удавалось на протяжении многих лет. Впрочем, Адам Ворт не скупился на подкуп детективов, а потому всегда был осведомлён об опасностях или готовящихся ловушках.
«Джорджиана, герцогиня Девонширская», 1783 г.
Приобщенный к преступной деятельности родной брат Ворта попался при попытке обналичить фальшивый чек в Париже, и Адаму пришлось потратить крупную сумму для его освобождения. Чуть позже гораздо больше денег было потрачено для того, чтобы вызволить из турецкой тюрьмы весь актив своей организации, арестованный с фальшивыми ценными бумагами.
Ворт периодически и сам выходил на дело ради спортивного интереса. В 1876 году он похитил картину Гейнсборо «Джорджиана, герцогиня Девонширская». Продать её было невозможно, и она осталась во владении самого Наполеона преступного мира. Долгое время он повсюду возил её с собой, а после нашёл способ спрятать картину в надёжном месте в Америке.
На его счету было ещё множество мелких и крупных преступлений: ограбление почтового вагона с облигациями на 700 тысяч франков, ограбление сейфа с алмазами на почтовой станции в Кейптауне, мелкие кражи и большие аферы.
Он уже был женат на Луизе Больян, которая подарила ему сына Генри и дочь Беатрис, когда его давний друг Буллард был арестован в Бельгии. Ворт отправился ему на помощь, но не успел: Чарли Пианино умер в тюрьме. Адам Ворт, потрясённый потерей друга, там же в Бельгии пошел на совершенно бессмысленное преступление: ограбление почтовой кареты. Он был пойман с поличным и отправился на семь лет в тюрьму.
Выручив за неё 25 тысяч, Адам Ворт вернулся в Лондон вместе с детьми и до конца дней вёл жизнь достопочтенного, но небогатого джентльмена. Его не стало 8 января 1902 года. После его смерти Уильям Пинкертон выполнил своё обещание и принял на работу сына Наполеона преступного мира.
Бенедикт и Шерлок Холмс
Тонкое замечание
— Шерлок, хочу тебе дать братский совет. Поскольку ты будешь иметь дело не с уголовным миром, а с политиками — не верь никому, ни единому слову.
Майкрофт Холмс, государственный служащий
Как устроена музыка в «Шерлоке Холмсе» и что за песня про форель, которую слушает Мориарти
Для Гая Ричи музыка всегда была важным выразительным средством. Кажется, он подбирал композиции для своих фильмов ещё с большим наслаждением, нежели снимал. С «Шерлоком Холмсом» вышла интересная история — тут Гай Ричи работал с одним из лучших кинокомпозиторов современности — Хансом Циммером.
Циммер — мастер саундтреков, особенно хорошо он умеет писать оркестровую музыку, чего стоят «Пираты карибского моря». Но для «Шерлока Холмса» нужно было придумать что-то поинтереснее и Циммер придумал.
Композитор взял банджо, цимбалы и немного расстроенное пианино. В итоге получилась музыка, местами звучащая хаотично — это отражает натуру Шерлока Холмса в интерпретации Роберта Дауни-младшего.
Например, основная тема, которая ассоциируется с Шерлоком, называется Discombobulate. Это интересное слово, которое означает состояние дискомфорта, хаоса. То самое состояние, в котором и живёт Шерлок Холмс.
Мелодия получает дальнейшее развитие в другой композиции — My Mind Rebels At Stagnation — в буквальном смысле «Мой разум протестует против застоя». Шерлок не может сидеть без дела, ему становится физически плохо когда он не работает, так уж устроен его разум.
В первой части композиции играет та же разухабистая мелодия, что и в Discombobulate, но вот вторая часть уже звучит мрачно. Где-то в глубине пиликает скрипка — увлечение Шерлока. Но и скрипка не спасает от тоски. Страдающий Холмс стреляет в стену.
«Шерлок» Гая Ричи отлично прокатился и собрал полмиллиарда долларов. Режиссёр смог по-своему переработать культового персонажа, при этом и Роберт Дауни-младший, и Джуд Лоу смотрятся на экране гармонично — они актёры одного уровня и никто не переигрывает другого.
Так как первый фильм хорошо заработал, стало понятно, что нужно делать второй. За музыку опять сел Ханс Циммер.
Сам Циммер признаётся, что когда получает заказ на фильм, то паникует — вдруг у него не получится придумать что-то новое. Однако, когда композитор сел читать сценарий ко второму «Шерлоку» и обнаружил там гадалку, то сразу понял, что нужно делать. Вместе с Гаем Ричи они отправились в Словакию.
Циммер хотел познакомиться поближе с цыганской музыкой и культурой. Композитору удалось договориться с двумя цыганскими группами, которые и записали музыку Циммера. Важная часть саундтрека — звучание инструментов.
Любопытно послушать, как в композиции Romanian wind музыка несётся на бешеной скорости. Под эту музыку в фильме доктор Джон Хэмиш Ватсон танцует с цыганами.
Помимо оперы, в фильме звучит композиция Шуберта — Die Forelle, Мориарти признаётся, что это его любимая музыка и даже подпевает исполнителю, пока допрашивает Холмса.
Композиция называется «Форель» и в действительности посвящена рыбе. Пока вода чистая — рыбу не поймать, она видит удочку. Но стоит лишь немного замутить воду и вот рыба уже на крючке у рыбака. Неудивительно, что Мориарти нравится песня — он тоже любит ловить рыбку в мутной воде.
Саундтрек к фильмам про «Шерлока Холмса» — это тщательно выверенная работа, созданная Гаем Ричи и Хансом Циммером — здесь есть место и классике, и необычным инструментам. В следующий раз, когда будете смотреть — обратите особое внимание на звук, он тут классный.
Кстати, скоро должен выйти третий «Шерлок», но снимать его будет не Гай Ричи, а Декстер Флетчер, один из актёров, сыгравший в фильме «Карты, деньги, два ствола» и режиссёр «Богемской рапсодии».
Слежу за новинками кино в телеграм канале
Сегодня официально признанному лучшему в мире Шерлоку Холмсу исполнилось 86 лет!
Крепкого здоровья и долголетия великолепному актёру, режиссёру, художнику, писателю, народному артисту РСФСР Василию Борисовичу Ливанову.
1992. Источник: канал на YouTube «Советское телевидение. Гостелерадиофонд России», www.youtube.com/c/gtrftv
Роберт Дауни мл и Джуд Лоу очень экономные люди
20й, 21й, 19й, 15й. какая разница. Так было всю нашу историю
Досмотрел очередной раз «Приключения. «, и проняли меня финальные слова, как никогда раньше:
Василий Ливанов. Шерлок Холмс
Мне очень нравится советская кинолента про Шерлока Холмса.
Сколько зарабатывал Шерлок Холмс. На самом деле, много
Размер моего гонорара точно установлен, — холодно сказал Холмс. — Я не меняю его, за исключением тех случаев, когда вообще отказываюсь от оплаты.
Шерлок Холмс брал деньги за свои услуги. Вопрос лишь в том, с кого и сколько.
Для сыщика важнее был интерес, чем деньги, он неоднократно отказывал богачам, если ему было лень брать заказ. Небогатых клиентов Холмс просил возместить расходы на проезд.
Но с некоторых Шерлок брал крупные суммы. Например, он поживился в рассказе «Берилловая диадема». Банкир заплатил ему 1000 фунтов. На наши деньги с учётом инфляции это больше 100 000 долларов. Неплохо!
Покупательная способность 1 фунта в начала 20 века отличается от сегодняшней в 100 раз.
В «Голубом карбункуле» сыщик снова берёт награду — 1000 фунтов, как и в «Скандале в Богемии».
В рассказе «Случай в интернате» сыщику предлагают 6000 фунтов. Так что, похоже, Холмс не бедствовал, предпочитая брать гонорары редко, но метко.
Кстати, интересно, что сам Конан Дойль тоже просил 1000 фунтов, чтобы продолжить рассказы про Холмса. Сыщик автору приелся, вот он и заломил безумный гонорар. Деньги дали, пришлось писать.
Мой телеграм-канал — пост раз в день, новости — раз в неделю.
Двойной Шерлок
Сегодня – 19 июля – празднуют свои дни рождения два лучших Шерлока человечества: Василий Ливанов и Бенедикт Камбербэтч.
Шерлок Холмс – самый экранизируемый литературный персонаж, и, понимая поклонников британца Камбербэтча, мы же всё равно знаем, кто воплотил в себе лучший образ легендарного сыщика с Бейкер-стрит.
Неловко вышло
5 ЗАГАДОК СЭРА АРТУРА КОНАН ДОЙЛЯ
22 мая родился сэр А́ртур Игне́йшус (в устаревшей передаче — Игна́тий) Ко́нан Дойл (англ. Sir Arthur Ignatius Conan Doyle; 22 мая 1859, Эдинбург — 7 июля 1930, Кроуборо, Суссекс) — английский писатель (по образованию врач), автор многочисленных приключенческих, исторических, публицистических, фантастических и юмористических произведений, стихов. Создатель классических персонажей детективной, научно-фантастической и историко-приключенческой литературы — гениального сыщика Шерлока Холмса, эксцентричного профессора Челленджера, бравого кавалерийского офицера Жерара.
Артур Конан Дойль оставил после себя множество загадок, которые он любил не меньше, чем его знаменитый персонаж Шерлок Холмс. «Пилтдаунский человек», феи из Коттингли – знаменитые фальсификации XX века связаны с его именем.
1. Скрывая благородство
Пожалуй, одной из самых главных загадок Конана Дойля нашего времени, является то, каким был тот человек, создавший классический образ детектива, давший всему миру поверить в выживших динозавров и существующих фей. Человек, который получив классическое медицинское образование, столь страстно искал доказательства «проклятья фараонов» и не менее яростно защищал спиритизм.
Сама атмосфера дома «дышала рыцарским духом». Его мать была архитектором, талантливой рассказчицей и страстной почитательницей древностей. Как пишет Адриан, Артур Конан Дойль начал разбираться в геральдике «раньше, чем освоил латинское спряжение». Он был знаком со всей своей родословной, включая самые незначительные ответвления рода за шесть предшествующих столетий. И что самое важное, как главное мерило всех земных ценностей, ему был привит кодекс рыцарства, характерный для далекого XV века. Так, он мог закрыть глаза на испорченную собственность или срыв своих экспериментов, но даже своему сыну не спустил бы с рук непочтительного отношения со служанкой.
Тот же рыцарский кодекс он применил на свое отношение к спиритуализму. Как и «истинные» рыцари, когда-то защищавшие католическую веру, он без остатка отдал себя своему мистическому увлечению и его проповеди.
За рыцарским кодексом последовали и титулы. Как истинный аристократ, Конан Дойль относился к ним с пренебрежением, долго отказываясь от звания пэра, во имя спиритуализма, и никогда не именовавший себя «сэром». Лишь после смерти его семья узнала, что он был кавалером Короны Италии. Артур Конан Дойль не любил раскрывать свои загадки.
2. Кем был Шерлок Холмс?
Вопрос, кто стал прототипом для легендарного Шерлока Холмса, и по сей день вызывает немало дискуссий. Принято считать, что им был Джозеф Белл,профессор Эдинбургского университета, где Конан Дойль получал медицинское образование. Этот человек был известен своей способностью по мельчайшим деталям угадывать характер и прошлое человека. Вроде все сходится. Однако стоит ли игнорировать мнение самого писателя по этому вопросу: «Если Холмс и существует, то, должен признаться, это я сам и есть».
По воспоминаниям его сына, в дедукции писателю не было равных. И он часто применял свои способности на практике: «Путешествуя с отцом по европейским столицам, более всего мне нравилось ходить с ним по знаменитым ресторанам и выслушивать его бесстрастные замечания о характерах, занятиях, увлечениях и других подробностях жизни посетителей, подробностях, совершенно скрытых от моего взора».
Не менее своего персонажа Конан Дойл любил загадки, яркие детективные дела, а главное их раскрытие. Причем, как и Шерлок, в своем стремлении найти истину, он совершенно забывал обо всем на свете, включая собственную внешность: «подчас можно было увидеть на ступенях клуба Атенеум величественную с головы до пят фигуру Конан Дойла, если не считать чересчур маленькой для его массивного черепа шапочки сына, которую он небрежно нахлобучил на макушку». Такая небрежность обычно говорила о том, что он столкнулся с какой-то тайной, легендой или интригой, которая немедленно требует разъяснения. Его сын Адриан описывает занятный случай, когда во время работы над одним «убийством» (дело касалось молодого человека, исчезнувшего при обстоятельствах, не оставивших у полиции сомнений, что даже тело было уничтожено), он встретил отца обутого в черный и коричневый башмак. Он был настолько сосредоточен на своих версиях, что его «серьезный» вид не внушал злоумышленнику ничего хорошего. И правда, вскоре обнаружилось, что пропавший юноша цел и невредим и скрывается в Ливерпуле.
3. «Конан Дойль заговорил»
Доказательства «жизни после смерти» и возможности общения с духами, Конан Дойль искал в науке, в новейших археологических открытиях, так упорно выступая за существования «проклятий фараонов». Спиритизм косвенно приблизил его кончину. Артур Конан Дойль колесил по миру, читая лекции и выступая в защиту религии Аллана Кардека. Это окончательно подорвало без того некрепкое здоровье. Он умер 7 июля 1930 года от сердечного приступа.
Вопрос как человек с медицинским образованием столь яро верил в существование фей и привидений, возможно, так и останется тайной, или однажды одно из поколений его биографов все-таки сможет найти на него ответ. Но важно даже не это. Артур Конан Дойль увлекся мистицизмом будучи уже состоявшимся и широко известным человеком. В результате, его имя и увлечение дали многочисленные возможности для спекуляций. Или мифов. Так, долгое время ходили слухи, что писатель после смерти являлся своей семье в виде привидения. Основывается он якобы на дневниках его вдовы с интригующим названием «Конан Дойль заговорил», которая, впрочем, разделяла увлечения мужа.
4. Феи из Коттингли
Помимо истории спиритизма, Конан Дойль увлекался и «паранормальной фотографией», собирая произведения этого жанра, начиная с середины XIX веке, и на свой манер проверяя их подлинность. Среди всех экземпляров, с которыми ему удалось столкнуться, были и знаменитые фотографии фей из Коттингли, которых якобы смогли сфотографировать две девочки-подростки: Элси Райт и Фрэнсис Гриффит.
Эта история началась весной 1917 года, когда две двоюродные сестры объяснили своим матерям причины своего долгого отсутствия тем, что они играют с феями у местного ручья. После того, как взрослые им не поверили, девочки в качестве доказательства попросили у отца фотоаппарат и сделали пару снимков, на которых были изображены хороводы фей и представители «маленького народца» поодиночке. В Англии начала XX века фольклорная традиция была еще сильна, поэтому, фотографии, попавшие на страницы журнала «Strand Magazine» получили большой резонанс. Одним из их самых ярых поклонников был и Конан Дойль, который, впечатленный связью девочек с «потусторонним», написал книгу «Явление фей». В ней он был весьма категоричен, утверждая: «Есть целый народец, который может быть столь же многочисленным, как и человеческий род, который ведет свою собственную жизнь и отделён от нас неким различием в вибрациях.» И это несмотря на то, что на его запрос о подлинности фотографий известный физик Оливер Лодж сказал категоричное нет.
Разоблачение мистификации произошло лишь в 80-х годах XX века, когда Элси и Фрэнсис признались, что феи на фотографиях были нарисованы и закреплены шпильками от шляп. Правда, их показания постоянно менялись: то они утверждали, что фотографии фальшивые, а феи настоящие; то, что феи были лишь способом оправдаться перед родителями за свои опоздания, а потом девочки просто побоялись родительского гнева за обман, и разочарования их «любимого писателя Артура Конан Дойля». В своем интервью Френсис заявила: «Я никогда не считала мошенничеством нашу с Элси проделку — мы просто валяли дурака. У меня до сих пор не укладывается в голове, как можно было нам верить всерьёз — это делали те, кому хотелось всерьёз верить».
И все же, напоследок, фотографы-любители оставили своим поклонника надежду на сказку. Так, спустя несколько лет после разоблачительного интервью и после смерти Фрэнсис, Элси Хилл решительно заявила: «Феи из Коттингли были на самом деле».
5. «Пилтдаунский человек»
Открытие принадлежало археологу любителю Чарльзу Доусону, который 15 февраля 1912 года сообщил в Британский музей, что в гравийном карьере в Пилтдаутене обнаружил череп массивного человекоподобного существа. Его открытие провел ученый Смит Вудворд, подтвердивший, что останки принадлежат неизвестному ранее человекоподобному существу. Новый вид получил название «Eoanthropus dawsoni» («Человек рассвета Доусона»). Вместе с Доусоным они продолжили раскопки, и нашли другие свидетельства «прачеловека»: ещё больше фрагментов черепа, челюсть с двумя зубами, разнообразные окаменелости животных и примитивные каменные орудия труда.
По предварительному результату, было установлено, что этот человек жил на британской земле около миллиона лет назад. Это был древнейший представитель «homo» в Англии. Находка была настолько сенсационной, что решили пренебречь необходимыми в данном случае тестами. Как писал потом Майлз Рассел в своей книге «Пилтдаунский человек: Секретная жизнь Чарльза Доусона и крупнейшая мировая археологическая мистификация»: «Никто не сделал никаких научных тестов. Если бы их сделали, то сразу бы заметили химическое состаривание зубов и то, что они подточены. Было очевидно, что это ненастоящий артефакт».
Правда открылась уже после смерти Доусона в 1916 году. Мало того, что на паре находок доказательства существования пилтдуанского человека закончились, так и еще при ближайшем рассмотрении оказалось, что найденные «обезьяноподобные зубы» нижней челюсти не соответствуют верхней, которая подозрительно напоминала строение черепа современного человека. Вскоре выяснили, что пресловутый пилтдаунский человек оказался конструкцией из останков обезьяны и человека.
До сих пор неизвестно, кто создал знаменитую мистификацию, поставившую на уши весь научный мир. По одной из версий, ее автором был Артур Конан Дойль, который, как и Доусон, был страстным любителем древностей, но с последним состоял в натянутых отношениях. Более того, он долгое время жил недалеко от Пилтдауна. Исследователи также нашли много точек соприкосновения с его романом «Затерянный мир «и пилтдаунским делом.
Из романа «Затерянный мир»:
— Первую он извлёк из рагу, вторую смастерил собственными руками. Нужны только известная смекалка да знание дела, а тогда всё что угодно сфальсифицируешь — и кость и фотографический снимок».
Одним из вероятных мотивов считают его увлечение спиритизмом и стремление показать несовершенство науки. Но защитники писателя утверждают, что в таком случае, он бы не стал скрывать свой триумф.
Реальный Шерлок Холмс
Недавние опросы показали: каждый 5-й британец считает, что Шерлок Холмс был реальным человеком. Книги про похождения детектива и его помощника доктора Ватсона остаются суперпопулярными даже спустя 130 лет после выхода. У каждого есть свой любимый Шерлок: кто-то утверждает, что ни одна экранизация по силе художественного мастерства не может соперничать с литературным оригиналом Артура Конан Дойля, кто-то остается фанатом блестящей игры Василия Ливанова в советской киноверсии, кто-то восхищается современной британской интерпретацией известного сюжета.
Говорят, то, что может придумать жизнь, не в состоянии вообразить ни одна даже самая пылкая фантазия. Однако иная выдумка оказывается долговечнее правды. Таков Шерлок Холмс — сыщик, созданный в конце прошлого века воображением писателя Конан Дойля.
Во второй половине XIX века родился и достиг огромной популярности жанр детектива. Начало ему положил классический рассказ Эдгара По «Убийство на улице Морг» (1841), далее детективные сюжеты широко использовали Чарльз Диккенс, Эмиль Габорио, Уилки Коллинз и многие другие писатели. В многочисленных романах умелые и проницательные сыщики разоблачали хитроумных преступников, при этом образ сыщика был, как правило, довольно схематичен. Конан Дойл любил читать произведения По, но хотел писать не о раскрытых преступлениях, а о приключениях человеческой мысли, которая раскрывает преступления.
Конан Дойл, в отличие от предшественников, решил создать яркий образ сыщика, благородного и справедливого, который вызывал бы не только уважение, но и симпатию читателей.
Но исследователи сходятся во мнении, что такой яркий персонаж не мог появиться без реального прототипа.
Конан Дойл неоднократно говорил, что Холмс был вдохновлен личностью доктора Джозефа Белла, с которым Конан Дойл познакомился в 1877 году. Джозеф Белл был профессором Эдинбургского университета, известным хирургом и изобретателем знаменитого дедуктивного метода. Артур Дойл учился на медицинском факультете этого учебного заведения, и профессор Белл стал для него кумиром, как, впрочем, и для большинства студентов.Профессор часто акцентировал внимание студентов на характерных привычках представителей той или иной профессии, учил их замечать детали. Если перед ними был матрос, его татуировки могли указать на ту местность, из которой он прибыл. Джозеф Белл даже советовал студентам-медикам изучать акценты, употреблявшиеся в английской разговорной речи. По акценту можно определить, уроженцем каких мест является человек, установить его вредные и полезные привычки.Белл был высоким, жилистым человеком, с темными волосами, внимательными глазами, худыми плечами, дергающейся походкой и резким голосом; курил трубку. Химические опыты проводил независимо от того, насколько был загружен в университете и лечебной практике.
Из всех студентов профессор выделил Артура Дойля и даже предложил ему место своего ассистента. В будущем писатель использовал полученные знания и навыки работы с людьми как в медицинской, так и в литературной деятельности.
Первый рассказ о приключениях Холмса был опубликован за день до 50-летия любимого учителя Конан Дойля – 1 декабря 1887 г. Можно это расценивать как своеобразный подарок от благодарного ученика. На Джозефа Белла указывали многие детали, но когда ему об этом задали вопрос, он отшутился: «Ну что вы! Где уж мне подняться до таких вершин. А настоящий прообраз Холмса, это, естественно, сам Артур».
Походил Конан Дойль на своего героя и еще в одном. Подобно «отшельнику с Бейкер–стрит», Конан Дойль — сыщик–любитель, действовал, как правило, бескорыстно, лишь из благородных побуждений. «Великий детектив» руководствовался, как правило, одним — желанием помочь в беде, восстановить справедливость. Он никогда не употреблял свои способности в защиту неправого дела. А со злом он вступал обычно в опасную и часто неравную борьбу даже тогда, когда шанс добиться успеха равнялся нулю. И нередко, благодаря настойчивости и неутомимости, оказывался победителем.
К делам, принесшим Конану Дойлу славу детектива-любителя и защитника невинно осужденных можно отнести дело близорукого индуса Джорджа Эдалджи, несправедливо обвиненного в ритуальных убийствах животных, дело «шотландского Дрейфуса» Оскара Слейтера, несправедливо обвиненного в убийстве богатой старушки (это дело распутывалось более 20 лет) и др.
Писатель охотно направлял свою энергию, ум и талант криминалиста на раскрытие всевозможных иных тайн. Конан Дойль любил поломать голову над какой‑либо загадкой, любил проникать средь бела дня сквозь «таинственную дверь» в странный, скрытый от глаз мир романтики. Как и его герой, он питал пристрастие ко всему необычному, ко всему, что выходило за пределы привычного и банального течения повседневной жизни. Сегодня писатель выступал в защиту ирландского патриота, обвиняемого в государственной измене, завтра, по просьбе Скотланд–Ярда, разгадывал загадку исчезновения среди бела дня Брикстонского экспресса — события, взволновавшего многие умы. Принимал участие в поисках так называемого клада лорда Морреская, оцениваемого в несколько десятков миллионов фунтов стерлингов. Ломал голову над завещанием лорда, составленным весьма туманным образом и требовавшим изощренной дешифровки.
С увлечением Конан Дойль следил за поисками другого сокровища — знаменитого «Павлиньего трона». Впрочем, не только следил, но и давал советы, высказывал предположения, направлял поиски
По преданию, индийский правитель Шах–Джехан приказал своим придворным мастерам изготовить трон из драгоценных камней и золота. Как говорится в древней летописи, «ему пришла в голову мысль, что огромное количество редких драгоценностей, имевшихся в сокровищнице, лучше всего использовать на сооружение трона, на котором император восседал бы во все возрастающем сиянии».
Лучшие умельцы страны, привлеченные по распоряжению шаха к работе, семь лет трудились над созданием этого трона. На украшение его пошло множество бриллиантов и других драгоценных камней. Трон стоял на двенадцати опорах из изумрудов. Два павлина, усыпанные драгоценностями, как бы венчали спинку трона, а между ними — дерево с листьями из рубинов и жемчуга. В спинку был вделан огромный бриллиант, подаренный персидским владыкой Шах–Аббасом. По словам французского ювелира Тавернье, которому довелось осмотреть этот чудо–трон в середине XVII века, он стоил не менее 6 миллионов фунтов стерлингов.
Долго восседать на роскошном троне Шах–Джехану не пришлось. Власть вместе с троном вскоре перешла к его сыну. А позднее, когда могущественный властелин персов Надир–Шах захватил Кабул — центр провинции империи Моголов, он направил в Индию Мохаммед–Шаху ультиматум. В нем, помимо требования о присоединении к Персии двух провинций, говорилось и о троне: «Я пришел, — заявлял Надир–Шах, — чтобы взять также из Индии в Персию известный трон Моголов».
С возмущением Мохаммед–Шах отверг притязания персов. Судьбу трона решило сражение, происшедшее спустя несколько недель на пенджабской равнине. Персы одержали победу. И первым их условием мира было требование о выдаче им «Павлиньего трона». Так трон Моголов попал к персам. Во время одного из походов Надир–Шах погиб в схватке с курдами. В этом бою ими был захвачен и трон. Что стало с троном потом? Об этом сообщил английский путешественник Фрейзер. Ему удалось узнать от одного старого курда, принимавшего участие в стычке с персами, что курды разбили трон, а части разделили между собой. Впрочем, существует и другая версия. Согласно ей, курды захватили не «Павлиний трон», а его искусную имитацию. Подлинный же трон якобы остался в полной сохранности. Целым и невредимым он попал к англичанам, которые и поспешили его переправить в Лондон.
Однако до места назначения паруснику «Гроусвинер» дойти не было суждено. У скалистых берегов Восточной Африки судно попало в жестокий шторм и затонуло.
И по сей день находятся охотники достать затонувшие сокровища со дна морского. Но пока что все попытки были тщетными. Напрасными оказались и усилия Конан Дойля, проявлявшего большой интерес к этим поискам.
Сам Конан Дойл считал свои рассказы о Холмсе «лёгким чтивом» и не разделял восторга читателей. Более того, его раздражало то, что читатели предпочитают произведения о Холмсе всем остальным творениям писателя, тогда, как Конан Дойл считал себя, прежде всего, автором исторического романа. Своим лучшим произведением он считал рыцарский роман «Белый отряд», однако тот не получил и десятой доли известности Шерлока.В конце концов, сэр Артур решил прекратить историю сыщика, устранив популярнейшего литературного персонажа в схватке с профессором Мориарти у Рейхенбахского водопада.
Писатель полностью отдался работе над «серьезными» произведениями и даже вернулся к медицинской практике. В качестве полевого хирурга он побывал на Англо-бурской войне, позже участвовал в выборах, получил рыцарское звание и сделал еще кучу важных вещей. Но Шерлок как призрак постоянно преследовал своего родителя.
Упрямый Артур написал «Собаку Баскервилей», которая переносит читателя во времена, когда Шерлок был жив. Повесть получилась суперуспешной и Артур Конан Дойл стал самым высокооплачиваемым писателем в истории мировой литературы.
Однако поток писем возмущённых читателей, среди которых были члены королевской семьи (по легенде, сама королева Виктория), заставили писателя «оживить» знаменитого сыщика и продолжить описание его приключений.
В общей сложности Шерлок Холмс появляется в 56 рассказах и 4 повестях Артура Конана Дойла. В большинстве случаев повествование ведётся от имени лучшего друга и спутника Холмса — доктора Ватсона ( его прототипом послужил бессменный секретарь Дойла майор Вуд).