хайнлайн это что такое

Хайнлайнинг

хайнлайн это что такое. Смотреть фото хайнлайн это что такое. Смотреть картинку хайнлайн это что такое. Картинка про хайнлайн это что такое. Фото хайнлайн это что такоеВкратце
Хайнлайнинг aka закадровая завязка — метод подачи экспозиции произведения малыми порциями, вплоть до самой кульминации.

хайнлайн это что такое. Смотреть фото хайнлайн это что такое. Смотреть картинку хайнлайн это что такое. Картинка про хайнлайн это что такое. Фото хайнлайн это что такое

Классическая схема романа: экспозиция — завязка — перипетии — кульминация — развязка — и (как опция) заключение с аппендиксом. В XIX веке авторы обычно начинали повествование с описания внешности, повадок и обстоятельств протагониста и его окружения. Вспомним у Жюля Верна: «В доме номер семь на Сэвиль-роу, Берлингтон Гарден, — в том самом доме, где в 1814 году умер Шеридан, — в 1872 году проживал Филеас Фогг, эсквайр…» — и так далее, две полные главы. В третьей главе скромно намечается нечто, называемое в нашем скоростном XXI веке голливудским словечком action, но дальше диалогов дело пока не идёт. Завязка — пятая глава, где появляется полицейский агент Фикс, ну и заверте…

Пожалуй самый изощрённый метод, как ввести аудиторию в выдуманный сеттинг без занудного профессора Паганеля или того хуже, без высыпанного на голову читателя Мешка информации придумал (вроде бы) Роберт Хайнлайн: даже завязка должна быть закадровой, то есть в первой главе романа (или с первой минуты фильма) конфликт уже существует. Детали сеттинга, обстоятельства конфликта, характеристики протагониста и антагониста, и т. д. даются постепенно, по мере описания перипетий. Описание может включать флэшбэки протагониста или POV, либо появляться в виде документов, дневников, рапортов других персонажей.

Высший пилотаж хайнлайнинга — это закадровая кульминация, когда всё действие уже в прошлом, а герои разбираются в причинах своих поступков.

Хайнлайнинг не надо путать с Антисюжетом и тем более с Нелинейным повествованием. При хайнлайнинге сюжет скорее будет линейным (ну кроме разве что флэшбэков) и логическим; неизменный POV; повествование чаще от первого лица (я подумал, я пошёл, она сказала мне).

Хайнлайнинг требует от автора великолепного чувства ритма и литературного вкуса. К моменту кульминации читатель должен обладать достаточной информацией, чтобы понять идею произведения. Ещё одна проблема с методом — он ориентирован на целевую аудиторию. Если, к примеру, читатель совершенно «не в теме» героического фэнтези, резвое начало с битвой между Рыцарем и Драконом может новичка отпугнуть (Почему мечом? Почему нельзя из двух стволов в лоб?). С другой стороны, сорок страниц обсуждения, какие драконы бывают, и отчего из стволов нельзя, отпугнёт от вашего романа любителей и ценителей. Кто вам важнее: один новый читатель или полсотни «опытных»? Хайнлайнинг работает тем шире и тем легче, чем ближе описываемый сеттинг к привычному сеттингу ЦА. Как и со всяким литературным приёмом, при хайнлайнинге возможны провалы.

Кодификатор [ править ]

Безусловный мастер завязки с первых строчек или за кадром (по крайней мере в американской научной фантастике) — Роберт Хайнлайн.

Источник

Роберт Хайнлайн как зеркало американского всего

Самое интересное в творчестве Хайнлайна вовсе не творчество Хайнлайна и даже не родившийся ровно 110 лет назад человек по имени Роберт Энсон Хайнлайн

хайнлайн это что такое. Смотреть фото хайнлайн это что такое. Смотреть картинку хайнлайн это что такое. Картинка про хайнлайн это что такое. Фото хайнлайн это что такое

хайнлайн это что такое. Смотреть фото хайнлайн это что такое. Смотреть картинку хайнлайн это что такое. Картинка про хайнлайн это что такое. Фото хайнлайн это что такое

Попытки критиков разложить Хайнлайна на периоды — от становления через расцвет и далее к старческому маразму с уклоном в сексуальный психоз — полная ересь, идущая, вероятно, от растерянности при столкновении с такой глыбой.

Один из многочисленных парадоксов Хайнлайна в том, что мы имеем дело с автором абсолютно цельным от начала до конца.

И самое интересное в творчестве Хайнлайна — его адресат.

Формально писатель работал на довольно узкую и весьма специфическую аудиторию — «массового читателя фантастики» — пробиваясь к ней через фильтр в лице издателей, хорошо изучивших своего потребителя и имевших четкое мнение о его текущих запросах.

На практике Хайнлайн не делал на это никаких скидок. Он всегда обращался к читателю так, будто апеллирует к нации в целом.

хайнлайн это что такое. Смотреть фото хайнлайн это что такое. Смотреть картинку хайнлайн это что такое. Картинка про хайнлайн это что такое. Фото хайнлайн это что такое

Строго говоря, это единственно верная писательская стратегия, занимайся ты хоть фантастикой, хоть дамским романом. В конечном счете она ведет прямиком к зачислению в Классики — скорее посмертно, чем прижизненно. Но чтобы такую стратегию успешно реализовать, мало быть самоуверенным и упрямым.

Нужно обладать сложным комплексом человеческих качеств, одни из которых тесно сближают тебя с аудиторией, другие позволяют над ней приподняться. Надо быть, чего уж там, истинно народным писателем. Знать, чем страна дышит, говорить с ней на одном языке и вовремя давать ответы на вопросы, которые она вот-вот соберется задать себе.

И еще нужно быть искренним. Проблему, над которой задумалось общество, надо отрефлексировать так, будто она для тебя — вопрос жизни и смерти. У Хайнлайна это получалось легко. Просто для примера: в начале 50-х они с женой выстроили по собственному проекту дом с бомбоубежищем. В самом сердце Америки, за полторы тысячи километров до ближайшего побережья. То есть люди не просто жили в обстановке военной истерии; они так ее прочувствовали, что мало не показалось.

Хайнлайн всегда высказывался о наболевшем — либо чуть-чуть опережая время, либо подытоживая тему. Все его якобы идейные перерождения, смены политической линии и так далее просто «зеркалят» актуальное общественное мнение. Зеркало было кривое; строго говоря, Хайнлайн — изрядный сатирик, зверски серьезный с виду, но способный так поиздеваться, что публика лезла на стенку. Казус со «Звездным десантом» помните. Ладно, расскажем чуть ниже.

Отдельная задача — как вовремя пропихнуть свое откровение сквозь издательскую машину. Большинство книг, имеющих на сегодня культовый статус — и книг Хайнлайна в том числе, — шли к читателю, превозмогая очень серьезное сопротивление. Издатель готов продавать то, что уже хорошо продается, и не готов рисковать, вкладываясь в книгу, ни на что не похожую. У «взрослых» романов Хайнлайна никогда не было аналогов на рынке, он всегда либо задавал новый тренд, либо шел поперек тренда. И не было, естественно, никаких гарантий, что публика с восторгом подхватит новое веяние или обрадуется слому шаблона. Множество авторов погорело на этом; не так-то просто быть ровно на один шаг впереди.

У Хайнлайна это получалось тютелька в тютельку: недаром Библиотека Конгресса включила роман «Чужак в чужой стране» в список «Книг, сформировавших Америку». Там восемьдесят восемь позиций — и целых два фантаста: второй — это Брэдбери с «451° по Фаренгейту».

Хайнлайн всегда прекрасно знал, что делает. Он двигался в четко заданном направлении, и называлось оно «мне все вокруг интересно, а еще я себе на уме и вас в гробу видал». Если кажется, будто он легко менял убеждения — поверьте, это ошибки восприятия, а временами сознательный блеф писателя. Иногда еще проблемы с публикацией. Или желание быстро отстреляться по злободневной теме.

Он мог отвлечься от «Чужака в чужой стране», чтобы написать «Звездный десант» — трудно придумать две более непохожих книги, но Хайнлайн преспокойно родил их «вперехлест». С «Чужаком» (рабочее название «Еретик») он возился в общей сложности десять лет. «Я не торопился, поскольку он все равно не мог быть опубликован раньше, чем изменятся общественные «нравы». Я видел, как они меняются, и так уж вышло, что роман подоспел как раз вовремя».

Тут в первую очередь под «нравами» следует понимать готовность издателей и критиков оценить, что это такое им подсунули. Но и общество в целом окажется не готово принять «Чужака» с дружным энтузиазмом, как оказалось не готово к «Десанту». Автора ругательски ругали и за милитаристскую агитку, и за проповедь любви ко всему живому.

Общество никогда не было готово к Хайнлайну вполне, и это не общество такое плохое, это автор не давал ему расслабиться. Неспроста ведь

целевую аудиторию «Десанта» поджидала на финальной странице большая ложка очень невкусной касторки.

Если вы знакомы с «Десантом» только по фильму Верхувена, возрадуйтесь: буквально на последних двух строках романа выяснялось, что Джонни Рико — чернокожий. Тысяча девятьсот пятьдесят девятый год, однако! Мартину Лютеру Кингу еще жить и жить.

Хайнлайн вообще был давно, очень давно. «Пасынки Вселенной» — первый его роман, добравшийся до советского читателя, — вышел двумя отдельными повестями аж в далеком-предалеком 1941-м, а у нас появился в 1977-м. Ирония судьбы: вслед за Хайнлайном другие авторы начали вертеть так и эдак идею «звездного ковчега», но к русскоязычной аудитории сначала пришел вовсе не зачинатель темы, а рассказ Саймака «Поколение, достигшее цели», обогнав «Пасынков» на двенадцать лет.

По лучшим текстам Хайнлайна совершенно незаметно, что им стукнуло уже пятьдесят-шестьдесят-семьдесят.

Вопрос в том, какие считать лучшими. Здесь мнения расходятся очень сильно. Хайнлайн-проповедник, Хайнлайн-идеолог, Великий Хайнлайн, этот матерый человечище нависает над просто хорошим писателем Хайнлайном, как глыба, и тот теряется в тени.

Без обид, все культовые тексты Хайнлайна строятся по одной схеме: автор быстро и вполне мастерски рисует впечатляющую картинку, задает атмосферу — и когда читатель в эту атмосферу влип, темп повествования вдруг падает, начинается проповедь, а тебе уже вроде и деваться некуда, ты хочешь знать, как повернется сюжет, когда писатель о нем вспомнит.

Легко понять мотивы Фредерика Пола, который при редактуре выкинул десять процентов «Свободного владения Фарнхэма», безжалостно урезав начало, где типичная хайнлайновская нудятина — была, а типичной хайнлайновской атмосферой даже не пахло. В восстановленной автором «полной версии» роман просто разваливается на две неравные части, точнее, производит впечатление сшитого из двух очень разных книг. Но автору виднее, он же там в начале слегка проповедует, страниц на двадцать, а когда Великий Хайнлайн проповедует — композиция идет побоку.

Этого изъяна лишен, пожалуй, только роман «Двойная звезда» — единственный из «взрослых» текстов Хайнлайна в крупной форме, о котором можно сказать почти без натяжки, что он хорошо сбалансирован. Удивительно, каким образом он взял премию «Хьюго». Читатели по сей день ругают его за «легковесность» и называют развлекательным чтивом. Стопроцентная шекспировская драма, история человеческого сердца, поданная без пафоса и надувания щек, плутовской роман с переходом в политический триллер — такой книге трудно играть на поле, где ценятся ложная многозначительность и замах на эпичность.

Хайнлайн прекрасен, когда идет «от персонажа», а не от идеи. Талантливый актер-неудачник Лоренцо Смит — герой, выписанный рукой мастера, — вытягивает «Двойную звезду» на очень высокую орбиту.

хайнлайн это что такое. Смотреть фото хайнлайн это что такое. Смотреть картинку хайнлайн это что такое. Картинка про хайнлайн это что такое. Фото хайнлайн это что такое

Особняком в ряду культовых текстов Хайнлайна стоит мелодрама «Дверь в лето», процентов на пятьдесят, если не больше, обязанная своей популярностью удачному образу кота, несущему чисто антуражную функцию.

хайнлайн это что такое. Смотреть фото хайнлайн это что такое. Смотреть картинку хайнлайн это что такое. Картинка про хайнлайн это что такое. Фото хайнлайн это что такое

Но даже Хайнлайну-С-Котом нелегко конкурировать с Великим Хайнлайном, который сейчас как задвинет Идею — и все обалдеют.

Правда, Идея будет разжевана в кашу, иначе число обалдевших сократилось бы на порядок. Талант Хайнлайна — не в философской накачке текста, а в интонации. Он гениально вбрасывал. И вбрасывал так, чтобы оценили силу удара, но могли отбить, иначе не будет игры.

Объясняется это умение попадать в десятку до смешного просто.

В 1960 году Роберт Хайнлайн разоблачил Большой Советский Обман.

Почти двадцать лет писатель молчал, но в 1979-м его прорвало, и он заявил об Обмане публично, уже на более глубоком уровне осмысления, привязав к нему конспирологическую теорию: отчего правительство США молчит про Обман вместо того, чтобы использовать его в борьбе с Советами.

Сразу вспоминается наше родное «Почему власти СССР замалчивали тот очевидный факт, что американцы не были на Луне?!»

Нет, к космическим успехам Советов у Хайнлайна не было вопросов. Просто он посетил Москву и обнаружил, что в столице СССР никак не могут жить заявленные советской пропагандой пять миллионов человек. Максимум семьсот пятьдесят тысяч.

Всех, кто сейчас обалдел от Идеи, отсылаем к статье Хайнлайна «”Интурист” изнутри», точнее, к послесловию 1979 года, где Большой Советский Обман безжалостно взломан гвоздодером им. Оккама.

Повторим: само Закрытие стряслось в шестидесятом. Год для Хайнлайна этапный, знаковый, а с точки зрения стороннего наблюдателя так и вовсе переломный в карьере 53-летнего фантаста — недавно вышел «Десант», а теперь готов к публикации «Чужак». Что сказать о самом авторе? Очевидно умен, а еще хитер и расчетлив. Он идет наперекор мнению истеблишмента, зато в ногу с народом. У него камень за пазухой и фига в кармане. Камень он бросит во власть, а фигу внезапно сунет под нос народу.

Ну прямо Лев Толстой от фантастики.

И вот наш автор попадает не в улей арахнидов и даже не в гнездо марсиан — всего лишь в город, который функционирует несколько иначе, чем Хайнлайн привык. И ему, умному, не по силам поверить в жизнь, сдвинутую набекрень по трем переменным (схема логистики; структура снабжения; загруженность жилого фонда). Хайнлайн много ездил по миру, видел десятки столиц. Но объяснить себе Москву не смог без ухода в конспирологию. Почему?!

Потому что бомбоубежище. Потому что в ногу с народом.

Потому что истинно народный автор — больная совесть нации. Если совесть научится смотреть на мир широко раскрытыми глазами и связывать далеко разнесенные понятия, она будет уже не совесть, а Айзек Азимов, второй Великий американский фантаст, официально стоящий с Хайнлайном вровень по степени величия, но совершенно не народный писатель.

В общем, неча на зеркало пенять, оно делает свою работу.

Роберт Хайнлайн до конца своих дней был очень эффективной совестью.

А что касается Идей, нам для этого не надо американцев, сами с усами. У нас есть такие приборы. И мы вам про них расскажем! Хайнлайн вскрыл Советский Обман в конце апреля 1960 года. Первого мая Гэри Пауэрс сфотографирует баллистическую ракету на стартовой площадке полигона Тюра-Там. Самолет Пауэрса собьют, но Хайнлайн и в это не поверит, скажет: сам упал, а русские опять соврали. А осенью на Тюра-Там пришлют блок оборудования для первой советской «марсианской станции», призванный установить, есть ли жизнь на Марсе. Сергей Павлович Королев отнесется к устройству скептически и предложит испытать его в казахской степи.

К восторгу ракетчиков, приборы покажут, что на Земле жизни нет.

Источник

Хайнлайн

Хайнлайн, Роберт Энсон

Энсон МакДональд, Лайл Монро, Джон Риверсайд, Калеб Сандерс, Саймон Йорк

Ро́берт Э́нсон Ха́йнлайн (англ. Robert Anson Heinlein ; 7 июля 1907 — 8 мая 1988) — один из крупнейших писателей-фантастов XX века, во многом определивший лицо современной научной фантастики. Обладатель престижных премий «Хьюго» и «Небьюла». В честь писателя назван астероид 6371 (en:6371 Heinlein) и кратер на Марсе (en:Heinlein (crater)).

Содержание

Биография

хайнлайн это что такое. Смотреть фото хайнлайн это что такое. Смотреть картинку хайнлайн это что такое. Картинка про хайнлайн это что такое. Фото хайнлайн это что такое

хайнлайн это что такое. Смотреть фото хайнлайн это что такое. Смотреть картинку хайнлайн это что такое. Картинка про хайнлайн это что такое. Фото хайнлайн это что такое

Роберт Энсон Хайнлайн родился 7 июля 1907 года в небольшом городке Батлер (штат Миссури) и стал шестым ребёнком в семье Рекса Айвора Хайнлайна и Бем Лайл Хайнлайн. Вскоре после его рождения семья переехала в Канзас-Сити, штат Миссури.

Хайнлайн закончил Гринвудскую школу и поступил в университет Миссури, затем сдал вступительные экзамены в Военно-морскую академию США в Аннаполисе. Хайнлайн был образцовым кадетом, он являлся чемпионом академии по фехтованию, борьбе и стрельбе. Прослужив пять лет на эсминцах, затем на авианосце «Лексингтон» — в качестве офицера, отвечающего за радиосвязь с самолетами. Вынужден был уйти в отставку в чине лейтенанта по состоянию здоровья, когда у него обнаружили туберкулёз (1934 г.). В 1929 г. женился на Элинор Карри из Канзас-Сити, но этот брак продлился около года. В 1932 г. женился вторично на Леслин МакДональд, политической активистке.

После отставки Хайнлайн несколько недель провёл в аспирантуре Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе (математика и физика); но оставил её, то ли по причине нездоровья, то ли из-за увлечения политикой. Он сменил множество специальностей, включая должность риелтора недвижимого имущества и служащего серебряных копей. Позднее он вступил в движение Э. Синклера «НЕТ — бедности в Калифорнии!», популярной в начале 1930-х годов в Калифорнии. Когда же Синклер баллотировался губернатором от Демократической партии, Хайнлайн активно участвовал в этой провальной кампании. В 1938 году он сам баллотировался в Законодательное собрание Калифорнии, но вновь неудачно.

Позднее Хайнлайн стыдился своих социалистических идеалов. В 1954 году он писал: «Множество американцев заявляют, что Маккарти создал царство террора. Вы этим испуганы? Я — нет, в моём прошлом много политических действий, гораздо более левых, чем позиция сенатора МакКарти».

Первый его рассказ «Life-Line» («Линия жизни») был опубликован в августовском номере журнала «Поразительная научная фантастика» за 1939 год, который выпускал Джон Вуд Кемпбелл. В 1941 году Хайнлайн был приглашен на Всемирный конвент научной фантастики (Уорлдкон-41), проходивший в Денвере, в качестве почётного гостя (также Хайнлайн был почётным гостем Уорлдконов 1961 и 1976 годов).

Во время войны Хайнлайн желал вступить во флот, но был комиссован и оказался вместе с Айзеком Азимовым, Артуром Кларком и Л. Спрэг де Кампом в Научно-исследовательской лаборатории ВВС в Аннаполисе.

В 1947 году Хайнлайн во второй раз развёлся и в следующем году женился на Вирджинии Герстенфельд, в браке с которой прожил оставшиеся 40 лет своей жизни.

В 1953—1954 годах чета Хайнлайнов предприняла своё первое кругосветное путешествие, впечатление от которого косвенно повлияло на его романы-путешествия (наподобие «Марсианки Подкейн»).

Азимов полагал, что женитьба на Джинни означала и смену политических приоритетов Хайнлайна. Вместе они основали «Лигу Патрика Генри» (1958) и в 1964 году активно участвовали в предвыборной кампании Барри Голдуотера. (В архиве Хайнлайна сохранились и две большие апологии МакКарти). Однако не следует считать Хайнлайна ортодоксом-консерватором: в этот период он впервые открыто пытается совместить своё либертинство с традиционным правом. Хайнлайн стал последовательным борцом с предрассудками и потому крайне негативно относился к любым попыткам классифицировать его идеологию (включая и либертинство).

хайнлайн это что такое. Смотреть фото хайнлайн это что такое. Смотреть картинку хайнлайн это что такое. Картинка про хайнлайн это что такое. Фото хайнлайн это что такое

хайнлайн это что такое. Смотреть фото хайнлайн это что такое. Смотреть картинку хайнлайн это что такое. Картинка про хайнлайн это что такое. Фото хайнлайн это что такое

Важнейшим общественным деянием Хайнлайна всё-таки являются его романы для юношества. Он писал их с научной точки зрения, при этом превосходно зная мир взрослых. Его романы были актуальны, пока в 1959 году роман «Звёздная пехота» не был отклонён редакцией как «слишком спорный». Тогда Хайнлайн смог отказаться от амплуа «писателя для тинэйджеров» и смог идти своим собственным путём. Начиная с 1961 года он публикует книги, радикально расширившие границы НФ-жанра, начиная с самого известного его романа — «Чужака в земле чужой» (1961) (англ. «Stranger in a Strange Land», известны также такие переводы «Чужак в чужой стране», «Чужак в чужом краю») и далее — «Луна жёстко стелет» (1966) (англ. «The Moon Is a Harsh Mistress», в другом переводе ­— «Луна — суровая хозяйка»), который считается вершиной его творчества. Признанием его заслуг является приглашение телевидения комментировать в прямом эфире высадку на Луну в 1969 году.

Напряжённая работа привела Хайнлайна в 1970 году на грань смерти. Десятилетие 70-х началось для него с перитонита, крайне опасного для жизни, излечение потребовало более двух лет. Как только он почувствовал себя настолько хорошо, что мог работать, в 1973 году Хайнлайн создаёт роман «Достаточно времени для любви, или Жизни Лазаруса Лонга», в котором появились множество сюжетов, разрабатываемых им в позднем творчестве. В середине 70-х он получил заказ на две статьи в «Ежегодник Британской энциклопедии» и вместе с Джинни объездил страну для организации сбора донорской крови и стал почётным гостем на Третьем мировом конгрессе НФ в Канзас-Сити (1976).

Отпуск на Таити в 1978 году окончился тяжелым приступом ишемической болезни сердца. Он перенёс одну из первых операций коронарного шунтирования. В том же году он был приглашён выступить перед Объединённым комитетом Сената и Палаты Представителей. Его речь свидетельствовала о вере, что доходы от развития космических технологий окажут существенную помощь больным и пожилым людям.

Операции позволили Хайнлайну вновь начать работать в 1980 году, так что он успел опубликовать ещё пять романов. Он умер во сне от последствий эмфиземы 8 мая 1988 года, во время начальной стадии работы над романом «Мир как миф». Несколько его работ, включая интервью, переписку и ранние литературные опыты были изданы посмертно.

Раннее творчество: 1939—1960

Первый роман, написанный Хайнлайном, назывался «Для нас, живущих, или Осмеяние нравов» (1939), хотя был опубликован только в 2003 году. Роман оказался неудачным в литературном отношении. Потерпев неудачу с романом, Хайнлайн в 1939 году начал продавать в редакции журналов свои первые рассказы, составившие позднее цикл «История Будущего». В журнале Astounding Science Fiction в мае 1941 года была опубликована схема политических, культурных и технологических перемен XX века и далее. Однако в дальнейшем Хайнлайн написал много рассказов и романов, отклонявшихся от его ранней схемы, но образующих самостоятельные циклы. Реальность XX века опровергла его «Историю будущего». Несоответствия Хайнлайн сумел преодолеть в 80-е гг., введя концепцию «Мира как мифа».

Первый роман Хайнлайна был опубликован отдельным изданием только в 1947 году, это был «Ракетный корабль «Галилео»». Первоначально редакция отвергла этот роман, потому что полёт на Луну считался тогда совершенно неактуальным. Хайнлайну не везло с издателями: в «Марсианке Подкейн» пришлось заново писать финал, а «Чужак в чужой стране» был сначала издан в сильно сокращённом виде. Только в конце войны Хайнлайн нашёл издателя — Скрибнера, который и стал каждое Рождество выпускать по роману для юношества, написанные Хайнлайном. Восемь книг в этой серии были снабжены чёрно-белыми иллюстрациями Клиффорда Гери. Самыми популярными романами из этого цикла стали: «Имею скафандр — готов путешествовать» и «Астронавт Джонс». В конце 50-х годов стал очевиден конфликт взглядов и образа жизни Хайнлайна с его амплуа — писателя для тинэйджеров.

Хайнлайн превосходно знал о цензурных ограничениях, и поэтому его романы часто консервативны по форме, что позволяло ему проводить идеи, невозможные в тинэйджеровской фантастике других авторов тех же лет.

Многие современные любители НФ уже не помнят, что Хайнлайн стал автором множества клише, без которой немыслим фантастический жанр, но революционные в своё время. Например, роман «Кукловоды» (1942, напечатан в 1951) породил идею пришельцев-паразитов, вселяющихся в тела людей.

Последним романом для юношества, и одновременно самым дискуссионным произведением Хайнлайна стал роман «Звёздная пехота» (1959). Этот роман был навеян односторонним решением администрации США прекратить ядерные испытания. Главная идея этой книги — не должно быть никакой «воинской повинности», зато политические права, особенно избирательное право должны принадлежать только тем, кто заслужил его военной службой.

Зрелое творчество: 1961—1973

В этот период Хайнлайн написал свои самые знаменитые романы. Всё начиналось с «Чужака в земле чужой» (1961). Его работы исследуют в этот период все темы, от либертарианства и индивидуализма, до свободной любви. Это составляет до некоторой степени шокирующий контраст с тематикой его ранних романов, однако сам Хайнлайн заявлял позднее, что его читатели 50-х годов ещё не были готовы воспринимать его важнейшие темы.

Роман «Чужак в чужой стране» писался более 10 лет и был закончен даже ранее «Звёздной пехоты», но автор намеренно не отдавал его в редакции. Этот роман является логическим продолжением неопубликованного литературного дебюта с его темами свободной любви и радикального индивидуализма. (Позднее распространились слухи, что «Чужак в чужой стране» вдохновил секту убийц Чарльза Мэнсона. Действительно, некоторые его последователи читали этот роман. Однако практики, описанные Хайнлайном, не имели к деятельности Мэнсона никакого отношения.)

По мнению критиков и публики лучшим романом Хайнлайна является «Луна жёстко стелет» (1966, в другом переводе «Луна — суровая хозяйка»). В этом романе описана война за независимость лунных колоний с изложением анархической доктрины об опасности любого правительства — включая республиканское, для индивидуальной свободы.

В этот период Хайнлайн обращается также к фэнтези. Он написал несколько рассказов в этом жанре ещё в 40-е годы, но его единственным «чистым» фэнтези был роман «Дорога доблести» (1963).

Последний его роман этого периода — «Не убоюсь я зла» (1970, в другом переводе «Пройдя долиной смертной тени») — окрашен заметными сатирическими мотивами и даже элементами антиутопии. Логически к этому роману примыкает другой — «Достаточно времени для любви» (1973).

Позднее творчество: 1980—1987

Проблемы со здоровьем преследовали писателя семь лет. Новый этап начался с публикации в 1980 году романа «Число Зверя», и ещё четырёх романов, включая «Уплыть за закат» (1987). Все эти книги явно связаны между собою, включая особенности персонажей, а также временем и местом действия. Эта пенталогия стала изложением философии Хайнлайна. В них много философских моно- и диалогов, множество рассуждений о правительстве, сексуальной жизни и религии. Многие критики отзывались об этих романах отрицательно. Ни один из них не был удостоен премии «Хьюго».

Сюжеты поздних романов не являются однотипными. «Число Зверя» и «Кот, проходящий сквозь стены» начинаются как легкомысленные приключенческие истории, плавно переходящие в поток авторской философии в финале. Критики до сих пор спорят, является ли литературная «небрежность» признаком усталости мастера, его невнимания к форме рассказа, или же это — сознательное желание порвать со стереотипами жанра и расширить границы научной фантастики. По стилю «Число Зверя» можно причислить к своеобразной разновидности «магического реализма». Критики полагают, что поздние романы Хайнлайна являются своеобразными ответвлениями «Истории будущего» и объединяются под общим заглавием «Мир — как миф» (от лозунга пантеистического солипсизма — экзотической доктрины, предложенной одной из героинь «Числа Зверя»).

Самой загадочной книгой этого периода является роман 1984 года «Иов, или Осмеяние справедливости», являющийся сатирой против фундаменталистского христианства.

Посмертные публикации

Вирджиния Хайнлайн (ушедшая из жизни в 2003 году) в 1989 году издала сборник «Ворчание из могилы», являющийся собранием переписки Хайнлайна с его издателями. Были изданы публицистические книги Хайнлайна: «Бродяга», описание их кругосветного путешествия начала 50-х годов, а также книга «Забирайте своё правительство!» (1946). В сборнике «Реквием: дань памяти Мастера» (2005) увидели свет некоторые ранние рассказы, которыми Хайнлайн был недоволен и не публиковал при жизни.

Основная проблематика, затронутая в творчестве

Политика

Христианство и власть. Специфическими были взгляды Хайнлайна на христианство, столь актуальные в США. В частности, он был против любого сращения власти и религии, что и привело к написанию «Иова», где он любую организованную религию буквально пригвоздил к позорному столбу. Много об этом написано и в «Чужаке в земле чужой». «История будущего» содержит период «затмения», в который фундаменталисты устанавливают протестантскую диктатуру в США.

Положительная оценка военных, особенно в романах для тинэйджеров, тесно связана проповедью Хайнлайном индивидуализма. Его идеальные военные (особенно в романах «Между планетами», «Луна — суровая хозяйка», «Красная планета» и, разумеется «Звёздная пехота») — это всегда отдельно взятые добровольцы, иногда — повстанцы. Поэтому и правительство для Хайнлайна — это продолжении армии, которая должна защищать свободное общество (такая идея содержится даже в романе «Достаточно времени для любви»).

Ранний Хайнлайн склонялся к социализму, но на всю жизнь остался убеждённым антикоммунистом. В 1960 году Хайнлайны посетили СССР, что отразилось в серии чрезвычайно некорректных эссе, наподобие «Pravda — значит „Правда“» и «„Интурист“ изнутри».

Мальтузианство и войны Хайнлайн был убеждённым мальтузианцем, ибо считал, что давление населения на окружающую среду диктует поведение социума. Особенно ярко это проявилось в романах «Красная планета» и «Небесный фермер» (1950). Здесь интересен эпизод в «Жизнях Лазаруса Лонга» (1973), описывающий столкновения фермеров с банком, где Хайнлайн очень выпукло изобразил трагический процесс превращения пионерского общества в цивилизованное. Хайнлайн явно отдаёт предпочтение эволюционному пути развития общества, хотя многие его романы являются хрониками революций (на Марсе, Венере и Луне). Ярким примером его идеологии является «Луна — суровая хозяйка», где свергшие авторитарный режим колонисты становятся жертвами общего пути развития человечества, всё более и более ущемляющего личность (об этом, впрочем, написано уже в романе «Кот, проходящий сквозь стены»).

Антирасизм

Хайнлайн вырос в обществе с расовой сегрегацией, а как писатель прославился в период борьбы афроамериканцев за свои гражданские права. Впервые скрытые выпады против расизма появляются в рассказе «Джерри — человек» (1947 год) и романе 1948 года «Космический кадет». Открыто этой темы (именно на американском материале) Хайнлайн коснулся в романе «Луна — суровая хозяйка».

Самым провокационным в этом смысле стал роман 1964 года «Свободное владение Фарнхэма», в котором белые герои с чёрным слугой оказались заброшенными на две тысячи лет в будущее, где существует кастовое рабовладельческое общество, где рабами являются сплошь белые, а чёрные и мусульмане — господствующей кастой.

Перед войной, в 1941 году Хайнлайн пишет роман «Шестая колонна», где американское сопротивление борется с фашистами жёлтой расы, уже захватившими к тому времени весь Евразийский материк (включая Россию и Индию). Вообще, многие критики пытались уличить Хайнлайна в пропаганде «жёлтой угрозы», что можно усмотреть в некоторых эпизодах «Туннеля в небе» (1955) и «Небесного фермера». Впрочем, в той же «Шестой колонне» ревностно служит США американец японского происхождения, и мечтает о будущей диктатуре учёных белый профессор.

Индивидуализм

Многие романы Хайнлайна — истории революции, направленной против политического притеснения. Однако Хайнлайн далёк от манихейства, поэтому изображает угнетателей и угнетённых иногда даже двусмысленно. В «Свободном владении Фарнхэма» сын главного героя сначала пытается отделиться, но затем идёт на кастрацию ради собственного места в жизни.

В дальнейшем Хайнлайн смещает фокус своего внимания на притеснение личности обществом, а не правительством.

Для Хайнлайна неотделимы понятия индивидуализма и высокого интеллекта и компетентности. Это очень ярко и прямо проповедуется в романах для юношества, а в «Жизнях Лазаруса Лонга» сборник афоризмов оканчивается коронным: «Специализация — для насекомых».

Сексуальная эмансипация

Для Хайнлайна личная свобода означала и свободу сексуальную, поэтому тема свободной любви появляется у него в 1939 году и не исчезает до самой смерти.

Рассказ «Все вы зомби» (1959) поднимает тему изменения пола.

В поздних романах Хайнлайн обращается к исследованию детской сексуальности и инцеста (начиная с «Жизней Лазаруса Лонга»).

Интересно, что все женские персонажи Хайнлайна обладают явно рациональным умом и характером. Они неизменно компетентны, умны, интеллектуальны, храбры, и всегда контролируют жизненные обстоятельства, насколько это вообще возможно.

Впрочем, не следует считать Хайнлайна апологетом феминизма. Так в «Двойной звезде» (1954) секретарша Пенни (вполне умная и рассудительная) — позволяет эмоциям вмешиваться в её должность и выходит замуж за своего босса — преуспевающего политика.

Философские взгляды

Важным источником является для нас здесь роман «Уплыть за закат», где главная героиня — Морин Джонсон задаётся там вопросом: «Целью метафизики является задавать такие вопросы: Для чего мы здесь? Куда мы попадаем после смерти? И — Почему эти вопросы неразрешимы?» Вопросы — основа метафизики Хайнлайна. Лазарус Лонг (её сын) в романе 1973 года справедливо заявляет, что для того, чтобы ответить на вопрос «что есть Вселенная?» необходимо выйти за её пределы.

Наиболее концентрировано, философские проблемы выражены Хайнлайном в произведениях короткой формы. Солипсизм — «Они», причинность — «По собственным следам», ограниченность человеческого восприятия — «Аквариум с золотыми рыбками», иллюзорность мира — «Странная история мистера Джонатана Хога».

В 30-е и 40-е годы Хайнлайн глубоко интересовался учением об общей семантике Альфреда Коржибски и посещал его семинары. Тогда же Хайнлайн заинтересовался учением мистика Петра Демьяновича Успенского.

Наследие Хайнлайна

Наряду с Айзеком Азимовым и Артуром Кларком, Хайнлайн оценивается как один из трёх Великих Мастеров фантастики.

Известность пришла к Хайнлайну очень рано. Уже в 1953 году при опросе ведущих НФ-авторов того времени, он указывался как наиболее влиятельный современный автор. В 1974 году его удостоили Damon Knight Memorial Grand Master Award.

Всего за 48 лет писательской карьеры Хайнлайн создал 32 романа, 59 рассказов и 16 сборников иных произведений. По мотивам его сочинений снято 4 кинофильма, 2 телесериала, несколько радиопостановок и проч.

Премии

Библиография

Ссылки

Роберт Энсон Хайнлайн
Robert Anson Heinlein
хайнлайн это что такое. Смотреть фото хайнлайн это что такое. Смотреть картинку хайнлайн это что такое. Картинка про хайнлайн это что такое. Фото хайнлайн это что такое
Роберт Хайнлайн раздает автографы на Worldcon 1976
Псевдонимы:

Произведения Роберта Хайнлайна (библиография)
История Будущего
& Мир как миф
Остальные романыДля нас, живущих (1939/2003) · Там, за гранью (1948) · Шестая колонна (1949) · Кукловоды (1951) · Двойник (Двойная звезда) (1956) · Дверь в лето (1957) · Звездный десант (1959) · Чужак в чужой стране (1961) · Марсианка Подкейн (1963) · Дорога доблести (1963) · Свободное владение Фарнхемов (1964) · Не убоюсь я зла (1970) · Фрайди (1982) · Иов, или Осмеяние cправедливости (1984) · Переменная звезда (1955/2006)
НефантастикаTake Back Your Government (1946/1992) · Tramp Royale (1954/1992) · Расширенная Вселенная (1980) · Grumbles from the Grave (1989)
«История Будущего» Роберта Хайнлайна
Сборники рассказовThe Past Through Tomorrow · Человек, который продал Луну · Зеленые холмы Земли · Пасынки Вселенной · Революция, 2100 год · Миры Роберта Хайнлайна · Expanded Universe
Короткие
рассказы
Линия жизни · Let There Be Light · Дороги должны катиться · Blowups Happen · Человек, который продал Луну · Delilah and the Space Rigger · Space Jockey · Реквием · The Long Watch · Gentlemen, Be Seated! · The Black Pits of Luna · It’s Great to Be Back! · —А мы еще выгуливаем собак · Searchlight · Ordeal in Space · Зеленые холмы Земли · Logic of Empire · The Menace from Earth · If This Goes On— · Coventry · Misfit · Вселенная · Здравый смысл
РоманыДети Мафусаила · Достаточно времени для любви · Уплыть за закат

Полезное

Смотреть что такое «Хайнлайн» в других словарях:

Хайнлайн Р. — Роберт Энсон Хайнлайн Robert Anson Heinlein Роберт Хайнлайн раздает автографы на Worldcon 1976 Псевдонимы: Энсон МакДональд, Лайл Монро, Джон Риверсайд, Калеб Сандерс, Саймон Йорк Дата рождения: 7 июля 1907(19070707) … Википедия

Хайнлайн Р. Э. — Роберт Энсон Хайнлайн Robert Anson Heinlein Роберт Хайнлайн раздает автографы на Worldcon 1976 Псевдонимы: Энсон МакДональд, Лайл Монро, Джон Риверсайд, Калеб Сандерс, Саймон Йорк Дата рождения: 7 июля 1907(19070707) … Википедия

Хайнлайн, Роберт Энсон — Роберт Энсон Хайнлайн Robert Anson Heinlein Роберт Хайнлайн раздаёт автографы, Worldcon 76 … Википедия

Хайнлайн, Роберт — Роберт Энсон Хайнлайн Robert Anson Heinlein Роберт Хайнлайн раздает автографы на Worldcon 1976 Псевдонимы: Энсон МакДональд, Лайл Монро, Джон Риверсайд, Калеб Сандерс, Саймон Йорк Дата рождения: 7 июля 1907(19070707) … Википедия

Хайнлайн Роберт Энсон — Роберт Энсон Хайнлайн Robert Anson Heinlein Роберт Хайнлайн раздает автографы на Worldcon 1976 Псевдонимы: Энсон МакДональд, Лайл Монро, Джон Риверсайд, Калеб Сандерс, Саймон Йорк Дата рождения: 7 июля 1907(19070707) … Википедия

Хайнлайн (кратер) — Кратер Хайнлайн Координаты: Координаты … Википедия

Роберт Хайнлайн — Роберт Энсон Хайнлайн Robert Anson Heinlein Роберт Хайнлайн раздает автографы на Worldcon 1976 Псевдонимы: Энсон МакДональд, Лайл Монро, Джон Риверсайд, Калеб Сандерс, Саймон Йорк Дата рождения: 7 июля 1907(19070707) … Википедия

Роберт Энсон Хайнлайн — Robert Anson Heinlein Роберт Хайнлайн раздает автографы на Worldcon 1976 Псевдонимы: Энсон МакДональд, Лайл Монро, Джон Риверсайд, Калеб Сандерс, Саймон Йорк Дата рождения: 7 июля 1907(19070707) … Википедия

История будущего (Роберт Хайнлайн) — Эта статья о Истории Будущего Роберта Хайнлайна. О других Историях Будущего см. История будущего. История Будущего Роберта Хайнлайна цикл художественных произведений в жанре научной фантастики, описывающий… … Википедия

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *