футбольный менеджер кто такой

Что делает менеджер футбольной или хоккейной команды

Содержание статьи

футбольный менеджер кто такой. Смотреть фото футбольный менеджер кто такой. Смотреть картинку футбольный менеджер кто такой. Картинка про футбольный менеджер кто такой. Фото футбольный менеджер кто такой

Импорт из Америки

В России генеральные и просто менеджеры есть в клубах и федерациях по различным видам спорта — хоккейных, футбольных, баскетбольных, волейбольных, легкоатлетических. Появление их связано в первую очередь с выходом ведущих отечественных команд на международный уровень, с изучением и перениманием определенных черт западного профессионального спорта. В том числе, института менеджмента и организации всей клубной структуры.

Не секрет, что наиболее развито все это в США, на примере и опыте клубов которых россияне, после исчезновения устойчивой системы советского любительского спорта, в основном и учились. Именно там первые российские спортивные организаторы в свое время с удивлением узнали о том, что в по-настоящему профессиональных клубах работает большое количество людей и существует четкое распределение служебных обязанностей.

Потрясло многих из них и то, что тренеры западных команд занимаются только чисто тренерской работой на поле или площадке, не тратя времени на поиск и уговоры нужных им игроков, организацию матчей, общение с федерацией, поездки, заседания в офисе лиги и прочее, что привыкли делать советские тренеры. В Америке и Западной Европе всем этим занимается связующее звено между содержащим клуб президентом и многочисленным тренерским штабом под названием «генеральный менеджер». К слову, во многих странах профессии генерального менеджера даже обучают. Например, во Франции этим занимается Центр экономики и права в области спорта в Лиможе, одним из выпускников которого недавно стал бывший капитан местной футбольной сборной Зинедин Зидан.

Хоккейный менеджер

Главным показателем работы хорошего российского генерального менеджера является успешное выступление клубной команды (во времена СССР она именовалась командой мастеров) в чемпионате КХЛ (Континентальной хоккейной лиги). На генменеджера, как на человека, разбирающегося в современном хоккее, отлично знакомого не только с нюансами игры, но и с судейством, умеющего решать сложные организационные вопросы, возложена труднейшая обязанность комплектования качественного состава на новый сезон. Участвует менеджер и в подборе персонала для самого клуба.

Именно генеральный менеджер ведет иногда очень сложные и продолжительные переговоры с заинтересовавшими скаутов и тренеров игроками из других клубов об их переходе. Он постоянно общается с агентами хоккеистов, готовит и обсуждает детали и сроки контрактов как с новичками, так и с теми вратарями, защитниками и нападающими из своей команды, кого главный тренер хочет видеть в ней и дальше. Кроме того, договаривается с коллегами из других клубов о трансферах и обменах игроков, принимает участие в драфте новичков.

Еще одной из многочисленных обязанностей генерального менеджера хоккейного клуба считается его постоянный контакт с руководством так называемого фарм-клуба. То есть самостоятельной юридической организации из более низкой лиги, с которой клуб КХЛ связывают договорные отношения. В фарм-клуб, по решению тренеров и генерального менеджера, разрешено отправлять хоккеистов основного или дублирующего состава. А его лучшие и наиболее готовые игроки, наоборот, могут привлекаться в главную команду. Не менее важным является и постоянное общение генменеджера с руководящими сотрудниками КХЛ, его участие в организационных заседаниях лиги, выработке календаря, регламента соревнований и других важных документов.

Примерно такие же обязанности, только более высокого уровня, и у генерального менеджера сборной команды страны — не менее важного для команды человека, чем главный тренер. Его основная задача заключается в формировании состава команды и решении наиболее важных организационных моментов (размещение, проведение контрольных игр, страховка), необходимых для участия сборной в крупнейших международных турнирах вроде Олимпиады и чемпионата мира.

Футбольный менеджер

В отличие от хоккейных клубов, их футбольные аналоги, по крайней мере, в России, к услугам профессиональных генеральных менеджеров прибегают далеко не всегда, зачастую предпочитая работать по старинке. Переговорами с агентами, клубами и с самими игроками, даже в высшем эшелоне российского футбола — премьер-лиге — зачастую занимаются или президент клуба, или главный тренер, или оба. Между тем, в России даже существует Высшая школа футбольного менеджмента, готовящая для клубов в том числе и генеральных менеджеров. Но большой популярностью она не пользуется.

В реальности менеджерам, если таковые в российских клубах все же имеются, чаще всего поручается выполнение менее масштабных задач вроде приобретения формы, инвентаря и организации тренировочных сборов. Кроме того, во многих отечественных клубах существует должность, какой нет в хоккее — спортивного директора, по своей сути являющегося аналогом как раз генерального менеджера. Единственным, пожалуй, исключением из правил был футбольный клуб «Спартак» (Москва), главный тренер которого Валерий Карпин некоторое время являлся еще и генеральным менеджером. Не слишком, к слову, отличается ситуация и в футбольной сборной России, где все ключевые и наиболее важные вопросы являются прерогативой главного тренера Фабио Капелло.

Источник

Запрещают спортсменам кусаться и покидать Землю. Чем занимаются спортивные менеджеры

Кое-какие другие обязанности у них тоже есть.

футбольный менеджер кто такой. Смотреть фото футбольный менеджер кто такой. Смотреть картинку футбольный менеджер кто такой. Картинка про футбольный менеджер кто такой. Фото футбольный менеджер кто такой

футбольный менеджер кто такой. Смотреть фото футбольный менеджер кто такой. Смотреть картинку футбольный менеджер кто такой. Картинка про футбольный менеджер кто такой. Фото футбольный менеджер кто такой

Если вам потребуется в двух словах рассказать, чем занимается спортивный менеджер, скорее всего, у вас не получится. Профессия включает в себя множество аспектов: маркетинг, брендинг, финансы, PR, юриспруденцию.

Например, во время зимней Олимпиады в Сочи спортивные менеджеры занимались глобальными вопросами: организацией церемонии открытия, разработкой фирменного стиля и символа игр. Но они же погружались и в темы поменьше — например, следили, чтобы спортсмены были довольны питанием.

Для того чтобы избежать конфуза с покровом горнолыжных трасс, даже ввели специальную должность — менеджер по метеорологии. Он измерял влажность снега и составлял отчёты. К соискателям на эту должность предъявлялись специфические требования. Менеджер должен был обладать разрядом по лыжам и иметь хорошую спортивную подготовку.

Из таких нюансов в итоге и сложился успех проведённой Олимпиады.

футбольный менеджер кто такой. Смотреть фото футбольный менеджер кто такой. Смотреть картинку футбольный менеджер кто такой. Картинка про футбольный менеджер кто такой. Фото футбольный менеджер кто такой

Пишет о спорте, работает выпускающим редактором в крупном информационном агентстве. Мама убеждена в том, что он Золотое перо России.

Запрещено кусаться и покидать Землю

Впрочем, мелочей в работе спортивного менеджера не бывает. Одна из функций представителя этой профессии — участвовать в подготовке контрактов с игроками.

Так, при оформлении договора с уругвайским футболистом Луисом Суаресом менеджеры «Барселоны» учли скандальный случай, произошедший с форвардом накануне. На Чемпионате мира 2014 года во время матча Суарес укусил игрока сборной Италии Джорджо Кьеллини.

История породила множество мемов и остроумных комментариев. Но самому игроку было не до шуток. Его отстранили от футбола на четыре месяца. А менеджмент «Барселоны» включил в контракт пункт, по которому футболисту было запрещено кусаться.

Правда, затем управленческая команда клуба во главе с президентом проявила гибкость. После публичных заверений форварда, что впредь он будет использовать свои зубы только по назначению, пункт был исключён из контракта.

Также известен случай, когда английский «Сандерленд» готовил переход шведского футболиста Стефана Шварца. Аналитический отдел предоставил исчерпывающую информацию об игроке. В частности, там указывалось, что футболист мечтает полететь в космос как турист. В результате в контракте появился пункт, по которому Стефану Шварцу запрещалось отправляться за пределы планеты Земля.

Клуб не только подстраховался, но и получил бесплатный пиар. История широко разошлась в мировых СМИ, что стало хорошим промо для не самого крупного бренда в британском футболе.

С киноэкранов на лёд

Спортивный менеджер не только участвует практически во всех процессах в клубах и спортивных организациях, но и создаёт команды с нуля.

В США после выхода фильма «Могучие утята» в 1992 году произошёл примечательный случай. По сюжету картины вымышленная хоккейная команда пробивается с самых низов к вершинам успеха. Боссы компании «Дисней» решили сделать былью эту голливудскую сказку, а помогли им в этом спортивные менеджеры.

В список задач управленцев входило нанять тренера, собрать игроков, выстроить все процессы в клубе и разработать логотип. Идея перекочевала из проекта на бумаге на лёд хоккейной площадки. В лиге НХЛ появился новый клуб «Майти Дакс оф Анахайм».

Спортивные успехи поначалу были скромными, но сама концепция «команды из детского кино» оказалась сверхпривлекательной для зрителей. 80% продаж всей атрибутики клубов лиги пришлось именно на «Утят». Одни только сувенирные хоккейные свитера принесли около миллиарда долларов.

Но спустя несколько лет «Майти Дакс» всё так же не могли похвастаться спортивными достижениями. Популярность пошла на спад. Менеджмент клуба сориентировался и провёл ребрендинг. На новом этапе команда ушла от ассоциаций с Голливудом и превратилась просто в «Анахайм Дакс».

Затем клуб завоевал главный приз лиги НХЛ — Кубок Стэнли. «Утята» существуют и сейчас. А о родстве с фабрикой грёз напоминает лишь буква D на логотипе в виде перепончатой лапы.

Кейсы, когда амбициозный управленец создаёт узнаваемый и успешный бренд команды с нуля, есть и в России. Сейчас Сергей Кущенко — один из самых успешных спортивных менеджеров страны и президент Единой лиги ВТБ. Но начинал он с того, что в середине девяностых создал пермский баскетбольный клуб «Урал-Грейт».

Главным успехом (кроме спортивных достижений) стали узнаваемость и популярность нового проекта. Опросы показывали, что через несколько лет после создания «Урал-Грейта» за его выступлениями следило 74% жителей Пермского края. А о существовании команды знал практически каждый житель региона (84%). Финансовые показатели тоже были впечатляющими. На одних билетах клуб смог тогда заработать около миллиона долларов.

Больше, чем игра

Есть такая популярная игра — «Football Manager». Симулятор позволяет попробовать все функции спортивного менеджера. В игре нужно наладить систему тренировок, вести бухгалтерию клуба, считать доходы, строить новые стадионы и покупать футболистов.

В 2012 году студента Вугара Гусейнзаде пригласили на работу менеджером в футбольный клуб «Баку». Никакого опыта у него не было, но до этого он 10 лет успешно играл в онлайн-игру про спортивный менеджмент. Там его и заметили представители клуба.

Так зачем всё-таки нужны спортивные менеджеры?

Спортивный менеджер занимается управлением и организацией всей деятельности в той структуре, где он работает. Менеджеры есть в клубах, национальных и международных федерациях, образовательных учреждениях, фитнес-центрах.

Спортивный менеджер работает со спортсменами и болельщиками, руководит продвижением и развитием бренда. Кроме того, он занимается разработкой финансовой стратегии, PR и маркетингом, а также управляет строительством и эксплуатацией спортивных объектов.

Менеджер знает обо всех процессах, происходящих в его клубе, следит за их выполнением и выстраивает стратегии дальнейшего развития.

Спортивного менеджера часто путают со спортивным агентом. Но это разные специальности. Агенты занимаются исключительно переходами спортсменов из клуба в клуб и пытаются выбить для них лучшие условия контракта. То есть агент представляет интересы конкретного игрока. А менеджер занимается более глобальными, стратегическими задачами и работает не на отдельную персону, а на клуб.

Сколько может заработать спортивный менеджер?

Профессия спортивного менеджера довольно молодая, она появилась лишь несколько десятилетий назад. На всплеск интереса к ней в России повлияло проведение крупных международных соревнований, Олимпиады в Сочи в 2014 году и Чемпионата мира по футболу в 2018 году.

Профессия спортивного менеджера востребована в России. На портале hh.ru по этой специализации размещено 1 709 вакансий. Уровень дохода — от 50 до 175 тысяч рублей.

Куда пойти учиться?

Спортивному менеджеру нужны знания основ юриспруденции, экономики, маркетинга, PR, управленческие навыки. Чтобы стать спортивным менеджером, можно получить высшее образование или окончить курсы.

Высшее образование предлагает множество вузов: Университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма (ГЦОЛИФК), Университет Синергия, Государственный университет управления и многие другие.

Обучение на курсах можно пройти в Международной школе спортивного менеджмента, свой онлайн-курс запустила Moscow Business School. Также обучение по программе «Менеджмент в спортивных учреждениях» предлагает «Учёба.ру». Кроме того, у нас в Skillbox есть курс «Спортивный менеджер».

Можно попытаться изучить все тонкости профессии самостоятельно. Например, только российскими авторами выпущено более десятка книг по этой тематике. Но нужно понимать, что с самообразованием тяжело устроиться на работу без опыта: работодатели хотят увидеть диплом или сертификат о прохождении курсов.

Самородки вроде Вугара Гусейнзаде могут стать спортивными менеджерами без профильного образования. Но всё же предпочтительнее пройти обучение по специальности.

Источник

Футбольный агент:что за профессия и где ее получить?

Футбол уже давно перестал быть просто спортивной игрой. Это огромная сеть, задействующая десятки людей и структур. Последнее время популярной стала профессия футбольного агента, который помогает игрокам строить их карьеры, ведет финансовые дела и налаживает отношение с клубным руководством.

Как начать карьерный путь

Сложно представить футболиста, у которого нет футбольного агента. Этот человек занимается организационными вопросами спортсмена: трансферы, контракты, промо.

Стать правой рукой звезды футбола может не каждый, так как нужно получить лицензию на предоставление подобной деятельности. Ежегодно футбольная ассоциация проводит ряд экзаменов среди кандидатов на получение работы агента. Помимо сданного теста претендент должен иметь при себе ряд документов, запрашиваемых ассоциацией. Среди них: гражданский и заграничный паспорт; идентификационный код; трудовая книжка; дипломы об образовании; автобиография с заявлением; справка с места жительства; сертификат из психоневрологического и наркологического диспансера; справку из МВД; денежный взнос.

футбольный менеджер кто такой. Смотреть фото футбольный менеджер кто такой. Смотреть картинку футбольный менеджер кто такой. Картинка про футбольный менеджер кто такой. Фото футбольный менеджер кто такой

В чем обязанности этой профессии?

Перед тем, как стать футбольным агентом, требуется подготовить свою кандидатуру.

Агента можно назвать менеджером футболиста. Он представляет интересы подопечного, защищает их и действует во благо карьеры игрока. Недавно в футбольный словарь было введено слово «посредник», которое рекомендуется использовать вместо привычного уху «агент». Обзавестись агентом может не только игрок футбольного клуба, но и любой спортсмен. Не каждый игрок считает это необходимым: кому-то посредники кажутся лучшими помощниками, а другим – большим риском для репутации. Московский клуб ЦСКА публично заявил, что вести дела с менеджерами не намерен. А Криштиану Роналду, напротив, без помощника-агента Жорже Мендеша не представляет ведения спортивного бизнеса. Его правая рука имеет многомиллионные доходы, ведь помогает положительно влиять на публичный рейтинг спортсмена и клуба.

Главные обязанности футбольного агента: проведение переговоров с клубами от имени игрока для подписания контракта;поиски потенциальных спонсоров и рекламодателей;ведение бумажной работы, связанной с контрактами;контроль репутации игрока, комментирование публичных заявлений;помощь в ежедневных вопросах. Главная задача футбольного посредника – подогреть интерес к игроку, а также подтолкнуть его к переходу в другой клуб, если это поможет ему развивать карьеру. Часто в спортивном бизнесе используется прием «сбежавших слухов» о том, что футболисту стало некомфортно на текущем месте, и он собирается его сменить. Причём, далеко не всегда эти сведения соответствуют действительности. У хорошего агента-профессионала есть связи со средствами массовой информации, через которые можно сделать достоянием общественности любую необходимую информацию.

футбольный менеджер кто такой. Смотреть фото футбольный менеджер кто такой. Смотреть картинку футбольный менеджер кто такой. Картинка про футбольный менеджер кто такой. Фото футбольный менеджер кто такой

Каким должен быть футбольный агент

Самый главный навык для каждого футбольного менеджера – умение договариваться.

В этом спорте все решают контракты, а чтобы выбить достойный, нужно уметь вести переговоры, где-то надавить, а кое-где уступить. Посредник должен хорошо разбираться во всех спортивных нюансах и знать, чего хочет его клиент. Также большим плюсом для представителя данной профессии будут связи. Несомненно, ими обрастаешь во время самой работы с игроком, но изначально нужно иметь базу знакомств, которая поможет продвигать спортсмена по карьерной лестнице. Вторым немаловажным плюсом для агента является знание иностранных языков. Владение английским – базовое требование для посредника. Ездить на переговоры с переводчиком можно, но личный контакт всегда приносит больше результата. Понимание футбольных тонкостей. Чтобы грамотно вести переговоры требуется понимать все тонкости игры и футбольного бизнеса. Также нужно уметь видеть сильные и слабые стороны клиента, и грамотно их обыграть при подписании контракта. Ответственность, пунктуальность и целеустремленность должны быть по умолчанию в копилке личных качеств футбольного агента. Заявки на получение должности агента можно подать в федерацию футбола страны, в которой хочется работать.

футбольный менеджер кто такой. Смотреть фото футбольный менеджер кто такой. Смотреть картинку футбольный менеджер кто такой. Картинка про футбольный менеджер кто такой. Фото футбольный менеджер кто такой

Можно ли посреднику оценивать игроков и как это делать?

Каждый спортивный менеджер имеет свой взгляд на спорт и игру. Кто-то ищет более атлетичных футболистов, а другие – малогабаритных и техничных.

Запросы зависят от клуба, в который подбирается игрок. Агент комплексно смотрит на качества игрока и его модель поведения. Он изучает не только игру. На примере параметров для крайнего защитника: скорость преодоления дистанции;стартовая скорость;взаимодействие с соперниками на поле;умение эффективно подключаться в атаку;качество совершаемых передач;физические параметры игрока (вес, рост). Посредник может искать игроков самостоятельно, а может работать в интересах клуба, для которого подбирать необходимые кандидатуры спортсменов. Стандартная оплата работы – 10% стоимости заключенного контракта или соглашения. Однако бывают и индивидуальные благодарности от игроков.

Источник

На работу – в футбольный клуб

Мне часто поступают вопросы о том, как устроиться на работу в футбольный клуб. Уверен, многие из вас задавались подобным вопросом, да и я не исключение. Попробую вкратце изложить свой и чужой опыт попыток попасть на футбольный рынок труда.

Итак. Начнем с идеальной (оторванной от жизни) точки зрения. Какая картина зачастую рисуется людям, обращающим свой взгляд на рынок труда в футбольной индустрии:

1. Российский футбол на подъеме – популярность растет, деньги вливаются рекой

2. Управленческий состав устаревает, как в физическом, так и в профессиональном плане.

Вполне очевидно, что подобные тенденции, наблюдаемые на любом современном рынке, должны вести за собой рост спроса на квалифицированные трудовые ресурсы, должен наблюдаться рост зарплат, рост требований к качеству персонала и т.п. Все так, но футбол, это не только «больше чем просто игра», но и весьма специфичная отрасль (как у нас, так и на западе)

Заблуждение первое и самое главное – рост оборота российского футбола ведет к адекватному росту спроса на персонал, росту оплаты труда неигрового персонала (здесь и далее – я говорю именно о нем).

Здесь проявляется одна из специфик футбольного клуба как компании, которой присуща внутренняя конкуренция за бюджеты между сотрудниками: футболисты, отвечающие в первую очередь за спортивный результат, конкурируют с административным персоналом, отвечающим за финансовый результат (в средне- и долгосрочной перспективе).

Оклад начальника коммерческого отдела одного из топовых московских клубов составляет 1200$ в месяц

В войне за бюджеты футболисты против админа – футболисты побеждают с явным преимуществом. К примеру, оклад начальника коммерческого отдела одного из топовых московских клубов составляет 1200$ в месяц (после налогов). Про зарплаты футболистов говорить, думаю, смысла не имеет – любой желающий может проследить последние тенденции (Аршавин, Торбинский, Быстров, Тимощук и пр.).

Факт, что футболисты должны зарабатывать больше! Это более чем очевидно. Именно футболисты имеют самое значимое влияние на спортивный результат и, как следствие, финансовый результат команды – за считанные недели можно так сплавить команду, что расхлебывать придется месяцами. Вместе с тем, футболисты как актив также не стабильны – сегодня они есть, завтра нет (продали, сам уехал, травма). Не футболисты наполняют стабильные управленческие системы, эти системы строятся под футболистов. Футболисты делают результат дня сегодняшнего, но не завтрашнего.

В общем, полагаю достаточно много сказано (а если не сказано, то будет) о необходимости обеспечения системного развития клубов, за счет развития клубной инфраструктуры, создания полноценных академий, коммерческих и скаутских служб и пр.

Специфика российского футбола такова, что акционеры клубов выделяют средства для достижения результата уже сегодня, т.е. средства для покупки, оплаты и премирования труда футболистов и прочего персонала клуба, попадающего в заявку на сезон.

Даже господин Федун заявлял, что успех команды на 90% зависит от футболистов. И хотя, как мне помнится, речь шла, прежде всего о спортивных результатах, но, озвученное видение факторов успеха считаю показательным. Полагаю, что на оплату труда игроков выделяется около тех же 90% от общего фонда оплаты труда. «Неигровому» персоналу перепадают крохи.

Чтобы не быть голословным, рассмотрим структуру расходов на оплату труда «Аякса». За 2005/06 финансовый год общие расходы на оплату труда составили 36,2 млн. евро. Из них: 23,3 млн. евро – оплата труда игроков, 12,9 млн. евро – оплата труда «неигрового» персонала. Т.е. на оплату труда игроков было направлено около 65% от общего фонда оплаты труда. Почувствуйте разницу!

Если привести расходы на персонал к его численности, то в среднем, на одного игрока «Аякс» потратил за год 290 000 евро, на одного сотрудника – 85000 Евро (около 7 тыс. евро в мес.). Данные цифры не есть чистый доход сотрудников «Аякса» (туда включены налоги, социальные выплаты и пр.), но очевидно, что российский оклад в 1200$ не слишком привлекателен.

Но квалифицированные управленцы все-таки проникают в наш футбол. Давайте посмотрим основные пути.

Выращивание собственных качественных топ-менеджеров (ген. директор клуба и иже с ним) – процесс сомнительный, с точки зрения его результата. На болоте растут только кувшинки, розы на нем вырасти не смогут. Соответственно, я бы не стал ставить на то, что быстрый качественный рост в управлении футболом произойдет за счет выращивания нового поколения управленцев в рамках существующей системы.

Приглашать иностранца управлять нашим футбольным клубом – все равно, что нанимать водителя роллс-ройса пахать на К-700

Покупка западных управленцев – здесь в практике российского футбола полный ноль. Или кто-нибудь слышал о каких-либо переговорах между российскими клубами и видными (да и не видным) европейскими топ-менеджерами? Объяснение отсутствия активности на данном направлении поиска персонала более чем очевидное – пропасть между нашими клубами и западными в плане построения систем управления заметна даже не вооруженным глазом. Приглашать иностранца управлять нашим футбольным клубом, это все равно, что нанимать водителя роллс-ройса пахать на К-700.

Хотя нет! У нас есть Гус Хиддинк. Совсем про него забыл. Кстати, главное что мне нравится в Хиддинке – это то, что он не просто ограничивается управлением первой сборной, он работает над всей футбольной системой и капает на эту тему на мозги товарищу Мутко и всей футбольной общественности. Но его одного на самом верху мало.

Ну да вернемся к теме прихода топ-менеджеров в наш футбол. Относительно протоптанный путь – это переход управленцев из развитых/передовых отраслей. Смоленцев в «Спартаке» (технический директор), Иванов, Исаев в «Динамо» (ген. директор, член совета директоров) – все эти люди пришли в футбольную индустрию из финансового сектора. Но пока данные примеры лишь исключения из правила.

Основная категория персонала, из которой можно выбиться в руководители футбольного клуба – это бывшие футболисты. Такова российская практика. Объясняется подобная ситуация просто: во-первых – проблемы трудоустройства бывших футболистов по окончании карьеры известны хорошо, во-вторых – бывшие футболисты – они, как правило, хорошо поварившись в нашей футбольной системе, должны знать все подводные камни (что кому сказать, сколько чего кому дать), и навредить клубу они смогут по-минимуму. Вот и получается – со стороны спроса есть желание получить задешево человека, который не навредил бы клубу, со стороны предложения – есть неизбалованный вниманием хедхантеров бывший футболист, знающий изнутри футбольную систему с ее правилами и законами. Кривая спроса пересекает кривую предложения именно в этой точке.

Вспомните, как некоторые наши футболисты, попав в более-менее нормально управляемый западный клуб с удивлением рассказывают, что клуб управляется не бывшим футболистом, а, например, профессиональным юристом. В частности, Валерий Карпин хорошо проходился по теме российский управленцев в футболе.

Хотелось бы сказать, что с таким вот круговоротом кадров наша футбольная система меняться и не будет. Свежая кровь, свежие мозги, процессы по обмену которыми идут мега-активно между прочими отраслями, в футбол будут заскакивать лишь эпизодически (Смоленцев, Иванов). Анализ практики последних лет в России показывает, что заскакивают они с приходом новых (эффективных) акционеров в клубы. А в ситуации, когда около 80% футбола держится на государственных или окологосударственных деньгах, надеяться на приход хороших управленцев, как ставленников акционера – не приходится.

Еще один распространенный путь попасть в верха футбольного клуба – быть ставленником губернатора. Но это, знаете ли, уже как-то совсем неинтересно и неспортивно.

Путь к спасению

Основные надежды на рост качества управленческого персонала в футбольных клубах возлагаются на управленцев среднего звена (начальники отделов) и рядовой состав. Данные кадровые слои в футбольных клубах хоть и держатся, как правило, исключительно «для своих», но, все же, эти места менее лакомые, чем верхушка и лазейки найти тут проще. Чем меньше платят, чем меньше полномочий – тем легче устроится на данную позицию (стандартное правило).

Но прежде чем пускаться в поиски работы в футбольных клубах помните, денег вы будете получать меньше, чем на аналогичной работе в нормальной отрасли.

В заключение пример из российской практики: один из первых россиян, получивший MBA football industries в Ливерпульском университете, вполне удачно начал переговоры с руководством московского «Спартака» на предмет возглавить коммерческую службу клуба.

Вроде, даже оплата труда была на уровне, но, что вполне естественно, человеку не понравилось место коммерческой службы в структуре клуба. Фактически она была каким-то вспомогательным подразделением наравне с АХО и службой безопасности. Разговоры о повышении статуса службы и позиции руководителя службы затянулись, и человека перехватил российский розничный банк (вот она – конкуренция за кадры между отраслями). Сейчас человек занимает один из руководящих постов в одном из крупнейших российских фондов прямых инвестиций. Коммерческим директором клуба стал бывший начальник коммерческого отдела клуба.

Минусы нашего футбола порождают множество возможностей для прихода людей извне

В заключении, если у кого-то еще осталось желание работать в российской футбольной системе, то я советую не ограничиваться лишь одними футбольным клубами, а смотреть на систему шире – любительский футбол, детский, женский в конце концов. Но самое интересное – неразвитость нашей футбольной системы таки порождает пустоты – возможности создания работы для самого себя любимого с нуля. Как пример – я не знаю на российском рынке ни одного маркетингового агентства, специализирующегося на спортивном маркетинге.

«Фратрия» в течение двух с небольшим лет развивалась такими темпами, что теперь может практически на равных разговаривать с руководством «Спартака». А на фоне пассивности коммерческой службы клуба, «Фратрия» становится эдаким коммерческим отделом клуба на аутсорсинге.

Итак. Попасть на работу в наш футбол можно, но, единого рецепта здесь нет. Главное – чтобы было желание, видение и понимание своих целей. Минусы нашего футбола порождают множество возможностей для прихода людей извне.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *