франчайзинг что это такое кратко
Что такое франчайзинг?
Франчайзер (продавец), говоря простыми словами, – компания с узнаваемым брендом, большим опытом в ведении бизнеса, положительной репутацией, широкой клиентской базой. Франчайзи (покупатель) – фирма или частный предприниматель, купившие право работать под чужим брендом. Партнерство основано на предоставлении лицензии на использование товарного знака, системы управления, технологии бизнеса со взаимными обязательствами и льготами по его ведению.
История франчайзинга в мире
Черты данной бизнес-системы проявлялись еще в средневековье, когда кто-то кому-то за вознаграждение рассказывал, как изготовить тот или иной продукт или добиться нужного результата. Но в привычном для нас формате свою историю франчайзинг начал в США в 50-х годах XX века. Еще в то время компании Baskin Robbins, Zinger заметили следующую тенденцию, что чем больше количество предприятий, тем сложнее ими управлять, поддерживать высокий уровень качества продукции и объема продаж. Для решения проблемы была выдвинута следующая идея: предоставлять свой бренд другим предпринимателям, чтобы они под флагманом компании развивали свой бизнес, отчисляя при этом соответствующие выплаты за использование бренда. США до сих пор считается законодателем и примером для франчайзеров во всем мире.
История франчайзинга в России
Франчайзинг в России сегодня
Как работает франчайзинг: обязанности сторон
Приобретая право на использование торгового знака, технологий известной бизнес-модели, предприниматель должен осуществлять закрепленные за ним обязательства. В первую очередь, совершать выплаты ( определенный процент со своей прибыли, называемый роялти ), и паушальный взнос – единоразовое отчисление за покупку франшизы и вход на рынок. Также покупатель франшизы придерживается установленной концепции бренда и четко следует стандартам сети. Стандарты нужны для того, чтобы обеспечить высокий уровень работы бизнеса всей сети, а значит, «обезопасить» репутацию торговой марки. Картошка фри в одной известной фаст-фуд сети одинаково приготовлена в ресторане любого города ( от Калининграда до Владивостока) именно благодаря стандартам и их строгому соблюдению. С другой стороны, франчайзер обязуется предоставить не только право на использование бренда, но и поделиться опытом и знаниями по ведению бизнеса, оказать консультационную поддержку, помощь в запуске точки и ее дальнейшем развитии.
Виды франчайзинга
Несмотря на то, что существует множество различных классификаций, остановим свое внимание на основных видах франчайзинга.
«Бизнес под ключ» по сути синоним франчайзинга, но с нюансами. Как правило, бизнес под ключ предлагают те компании, у которых не зарегистрирован товарный знак, поэтому стать полноценной франшизой и правильно оформить свои права на объект интеллектуальной собственности такие компании пока не могут.
Мастер-франшиза предполагает развитие бренда на определенной территории предпринимателем единолично. Он, в свою очередь, может также привлекать новых партнеров к развитию торгового знака на данной местности. Система во «втором поколении» называется субфранчайзингом.
Плюсы и минусы франчайзинга
Преимущества франчайзинга для франчайзи ( покупателя ):
Недостатки франчайзинга для франчайзи ( покупателя ):
Преимущества франчайзинга для франчайзера ( продавца ):
Недостатки франчайзинга для франчайзера ( продавца ):
Выгоден ли франчайзинг
Данный вид бизнеса сокращает риск неудачного запуска предприятия в разы. Разберем доступно:
Соответственно, проект и вовсе может не оправдать надежд (и это при всех усилиях!) или стать жертвой конкуренции. Франчайзинг призван исключить подобные ошибки. Франчайзер прошел сложный путь, поняв все тонкости рынка и предприятия, заработав популярность у покупателей и посетителей. Своему партнеру франчайзер передает наработки, помогает с ведением бизнеса. Поэтому да, франчайзинг – это выгодно и для инвестора (получает успешную модель бизнеса со «встроенными обновлениями»), и для обладателя бренда (получает паушальный взнос и роялти). Но при условии выбора правильной отработанной франшизы.
Что входит во франчайзинг для покупателя
Многих пугает размер паушального взноса, но нужно разобраться, чем он обоснован. Франшиза позволяет экономить на многих вещах при открытии бизнеса, а именно:
2. Дизайн-проект. Франчайзер готовит для Вас технологический план, расстановку мебели и оборудования, дизайн-проект Вашего офиса / ресторана/ магазина с учетом особенности помещения и фирменных стандартов. Помогает грамотно просчитать торговое и технологическое оборудование, что значительно сокращает вероятность заказа ненужного или неподходящего Вам «снаряжения».
3. Помогает подготовить документы для регистрации компании ( разобраться с ОКВЭДами, налогообложением, бухгалтерскими и юридическими вопросами. Подсказывает как получить лицензию, если она требуется для деятельности и пр.)
4. Персонал и его обучение. Помогает набрать персонал (предоставляет свои аккаунты на рекрутинговых сайтах, дает готовые требования к персоналу, должностные инструкции. В дальнейшем обучает персонал и самого франчайзи.
6. Маркетинг. Франчайзер дает пошаговый маркетинговый план открытия и развития бизнеса: от аккаунтов в соцсетях до материалов для их ведения. Помогает выбрать оптимальные каналы продвижения для конкретного бизнеса.
7. Ноу-хау и секреты бизнеса. Франчайзер дает франчайзи готовый инструментарий ведения бизнеса: как открывать, как развивать, как работать с клиентами, где их искать, как удерживать и др. Именно благодаря этим «готовым рецептам» и происходит серьезная экономия времени и средств пр открытии бизнеса франчайзи.
Франшиза
Способ открыть бизнес под брендом действующей компании
Франшиза — это право работать под брендом компании и использовать ее бизнес-модель: технологии, бизнес-процессы, опыт.
Представим, что начинающий предприниматель хочет открыть бизнес, но боится прогореть и потерять деньги. Он покупает франшизу известного кафе и становится франчайзи. Это значит, что он может использовать название, фирменный стиль компании, меню и интерьер.
Франчайзер — владелец бизнес-модели, на которую приобретают права. Он поможет выбрать нужное помещение, даст контакты поставщиков оборудования и продуктов. Останется только встать на учет в налоговой, нанять и обучить сотрудников.
Рассказываем, какие франшизы бывают, как оценить риски и почему открыть свой бизнес может быть дешевле.
Виды франшизы
В зависимости от типа бизнеса выделяют разные виды франшиз.
Товарные. Франчайзи получает право продавать товары, которые продает или производит франчайзер. Например, франчайзер магазина фиксированных цен Fix Price предлагает партнерам продавать уже сформированный ассортимент товаров для дома.
Сервисные. Покупатель получает право оказывать услуги под брендом франчайзера. Так работают сайты, салоны красоты, медицинские лаборатории.
Производственные. Франчайзер передает право на выпуск продукции под собственным брендом. Например, кофейня может купить рецепт круассанов в соседней булочной, чтобы печь и продавать их у себя.
Из чего состоит франшиза
Бренд. Франчайзи не нужно вкладывать деньги в продвижение, чтобы повысить узнаваемость бренда: при покупке франшизы он получает известное имя и репутацию франчайзера, над которой предприниматель работал годами. Договор между партнерами дает франчайзи право работать под чужим товарным знаком.
Бизнес-модель. Франчайзер расскажет, как устроен бизнес изнутри: передаст стандарты работы, технологии производства или продаж, поделится опытом. Здесь важны любые детали: от правил найма и подготовки персонала до планировки и оформления помещений.
Контроль. Франчайзер несет риски при передаче бренда: неопытный бизнесмен может испортить репутацию компании. Поэтому нельзя вести бизнес как попало: франчайзер следит за соблюдением стандартов и может расторгнуть договор.
Как франчайзеры оценивают работу партнеров:
Крупные франчайзеры берегут свою репутацию, поэтому всегда стараются контролировать процессы. Если у владельца бренда нет требований к франчайзи — это повод задуматься о качестве франшизы.
Сколько стоит франшиза
Итоговая стоимость франшизы складывается из паушального взноса, роялти и стартовых инвестиций. Рассказываем, что это такое.
Паушальный взнос. Фиксированная сумма, которую платят при заключении договора. Размер зависит от известности бренда и количества услуг, входящих в сопровождение франчайзи. Сюда могут входить должностные инструкции, стандарты работы, оборудование, рекламные материалы, обучение и информационная поддержка. Чем больше элементов содержит франшиза, тем выше ее цена.
Иногда платить паушальный взнос не нужно. Например, при покупке товарной франшизы франчайзи покупает товары для последующей продажи. Франчайзер учитывает дополнительные расходы партнера и освобождает его от взноса.
Роялти. Платежи, которые платят на протяжении действия договора. Роялти — это стоимость текущего сопровождения: использования бренда, обслуживания CRM, рекламы, обновления стандартов.
Размер роялти зависит от типа франшизы. Платежи могут быть:
Стартовые вложения. Чтобы начать бизнес, нужны инвестиции: придется закупать товары и расходники, заказывать оборудование, платить зарплату сотрудникам. Франчайзер рассчитывает сумму, которая нужна для запуска, и указывает ее в предложении.
Примеры франшиз
Несколько франшиз, популярных в России:
Первую франшизу начала продавать сеть ресторанов быстрого питания McDonald’s — сейчас это самая крупная в мире франчайзинговая сеть в сфере общественного питания. В мире более 38 тысяч ресторанов: 90% принадлежат независимым партнерам.
Плюсы и минусы франшизы
Плюсы и минусы зависят от условий конкретной франшизы: у каждого франчайзера свои условия. Но есть объективные преимущества:
У франшизы есть минусы:
Некоторые действующие владельцы бизнеса покупают франшизу в близкой сфере, чтобы улучшить свое дело. Набираются опыта, смотрят на чужие решения и модели, задают вопросы франчайзеру.
Где искать франшизу
Есть три простых способа найти франшизу: на сайте компании, если знаете, чью франшизу хотите купить, в онлайн-каталоге или на офлайн-выставке.
На сайте компании-франчайзера. Здесь публикуют самую точную и актуальную информацию, есть форма для связи с компанией-представителем. Обычно компании размещают на сайте конкурентные преимущества, чтобы будущий франчайзи смог оценить, подходит ли ему франшиза.
Добросовестные франчайзеры открыто публикуют информацию о предложениях и контакты. Хаотичные сведения, отсутствие отзывов и способов обратной связи вызывают сомнения в благонадежности потенциального партнера.
Онлайн-агрегаторы и сайты-каталоги. Удобно, если вы еще не определились с франшизой: можно отфильтровать предложения по типу бизнеса и сравнить разные предложения.
Офлайн-выставки. На мероприятии можно рассмотреть оборудование и сразу пообщаться с представителями компании. Но такие выставки проводят редко, и чаще в крупных городах.
Как выбрать франшизу
За словом «франчайзинг» могут скрываться финансовые пирамиды, сетевой маркетинг и другие сомнительные предложения. Вот несколько критериев, которые помогут выбрать надежного франчайзера.
История компании. Проверьте, сколько лет бренду, почитайте отзывы франчайзи. Если компания недавно начала продавать франшизу, скорее всего, модель еще сырая. Неопытному франчайзи будет трудно.
Юридическая чистота. У добросовестной компании нет задолженностей, есть продуманный договор с франчайзи и зарегистрированный товарный знак. Такой франчайзер открыто предоставляет любую информацию по франшизе и заинтересован в общении с партнерами.
Уровень поддержки. Хорошая франшиза включает все необходимое для запуска и успешного ведения бизнеса: как правило, чем больше услуг входит в предложение, тем продуманнее бизнес и безопаснее сотрудничество.
Если какой-нибудь из пунктов отсутствует, риск потерять деньги сильно возрастает.
Как купить франшизу
Условия покупки каждая компания устанавливает самостоятельно. Но есть общая схема действий:
Шаг 1. Оставьте заявку на сайте компании-франчайзера или на странице в каталоге франшиз.
Шаг 2. Свяжитесь с представителем бренда и уточните условия сотрудничества.
Шаг 3. Изучите договор: это важно, поэтому лучше обратиться за консультацией к юристам.
Шаг 4. Назначьте встречу с франчайзером и обсудите детали сотрудничества.
Шаг 5. Заключите договор, оформите другие необходимые документы.
Шаг 6. Внесите паушальный взнос.
Иногда франчайзи проходят этапы отбора — интервью и обучение в компании. Это тоже признак добросовестности компании: договор заключают только с ответственными и компетентными партнерами, которые не испортят деловую репутацию бренда.
Договор франшизы
В российских законах нет термина «франшиза» и правил договора франшизы. Поэтому используют разные формы заключения соглашений между партнерами.
Договор коммерческой концессии — ДКК. По нему правообладатель передает право использовать товарный знак и другие объекты исключительных прав, например, секреты производства. Это самый популярный вид договора франшизы, так как он дает большой спектр прав покупателю. Сторонами договора могут быть только ИП или юрлица.
Договор коммерческой концессии может быть оформлен как единый документ либо как пакет из договоров разного типа.
Если у франчайзера не зарегистрирован товарный знак или одна из сторон — физлицо, оформляют другие виды договоров: лицензионный или агентский.
Лицензионный договор. Часто заключают при передаче прав на использование приложений, сайтов. Прописать все условия сотрудничества в рамках такого договора невозможно, поэтому франчайзеры заключают договоры на каждую услугу отдельно. Например, для работы по товарной франшизе подписывают договор поставки, а при обучении — договор на оказание услуг.
Агентский договор. Заключают, если франчайзи занимается продажами, а товары и оборудование принадлежат франчайзеру.
Проблемы франчайзинга
Нет гарантии успеха. Снизить риск поможет выбор известного бренда с хорошей репутацией и четкое следование инструкциям франчайзера.
Особенности рынка в разных регионах. Есть вероятность, что успешный бизнес в одном регионе может оказаться невостребованным в другом. Перед покупкой франшизы нужно проанализировать рынок и спрос.
Риск приобрести франшизу-пустышку. Иногда франшизы продают мошенники. Чтобы избежать обмана и сотрудничества с недобросовестными компаниями, нужно подробно изучить информацию о компании и условия договора.
Регулярные выплаты франчайзеру. Скорее всего, в первые месяцы бизнес не принесет прибыли, но платить роялти все равно придется. Начинающим предпринимателям стоит помнить об этом и адекватно оценивать свои силы.
Что представляет собой франчайзинг
Под франчайзингом принято понимать отношения между двумя участниками рынка, именуемых франчайзером и франчайзи. Франчайзер за определенную плату передает право на осуществление бизнеса под своим брендом. Франчайзи получает данные права и возможность вести предпринимательскую деятельность по готовой и проверенной временем бизнес-модели.
ИСТОРИЯ ФРАНЧАЙЗИНГА
Слово «франшиза» зародилось во Франции, там оно обозначало особое право или льготу. Термин «франчайзинг» впервые применили англичане: они обозначали им право епископатов получать доходы от организации и ведения торговли.
Идентичную современному франчайзингу систему разработали английские пивовары, которые заключали договоры на продажу пива с владельцами постоялых домов. За это они получали определенную долю дохода.
В средине XIX века известная компания “Зингер” столкнулась с низкими показателями продаж швейных машин. Ввиду отсутствия свободных денежных средств, компания передала независимым предпринимателям право на реализацию своей продукции на выбранных ими территориях и установила за это за плату в виде лицензионных отчислений.
В XX веке франчайзинг начал развиваться более активно благодаря появлению индустрии автомобилестроения. Компания General Motors первая начала реализовывать свои автомобили через независимые автосалоны.
Перед Второй мировой войной франчайзинг представлял собой перепродажу товаров или оказание востребованных услуг под определенным брендом. Отсутствовали стандарты, контроль со стороны правообладателей.
В конце пятидесятых годов ХХ века владелец сети “Макдональдс” ввел первые стандарты, которые должна была соблюдать каждая работающая под этим брендом компания. Также изменилась система оплаты: франчайзи стали уплачивать в качестве вознаграждения определенную долю дохода, а право на использование бизнес-модели продавалось на каждый отдельный ресторан. Эта концепция сегодня представлена в виде делового франчайзинга, о котором пойдет речь далее.
В России первые франшизы появились в 90х годах, первой из них был ресторан “Макдональдс” в городе Москва. С 2000 по 2010 годы наблюдался активный рост франчайзинга, разработкой франшиз занялись и российские компании. Практически каждый успешный бизнес стремился “упаковать” свое предложение и использовать его для расширения сети и повышения узнаваемости бренда. В настоящее время на российском рынке представлено несколько тысяч франшиз.
СУТЬ ФРАНЧАЙЗИНГА И ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ФРАНШИЗЫ
Франчайзинг представляет собой взаимодействие двух компаний: успешной и имеющей опыт в занимаемом сегменте, а также начинающей. Франчайзер обеспечивает возможность работать под узнаваемым брендом, использовать накопленный опыт ведения бизнес-процессов, а франчайзи оплачивает их использование в соответствии с договором.
Франчайзи получает право использовать следующие инструменты ведения бизнеса:
Помимо перечисленных компонентов франшизы, договор может включать бухгалтерское и юридическое обслуживание, работу по найму персонала, составление финансовой отчетности, централизованные поставки продукции и решение других вопросов.
Заключить договор франчайзинга может не только предприниматель без опыта работы, но и успешный бизнесмен. Такая модель сотрудничества помогает вывести деятельность на новый уровень, обеспечить диверсификацию доходов, облегчить процесс открытия нового направления бизнеса.
ВИДЫ И ФОРМЫ ФРАНЧАЙЗИНГА
На сегодня франчайзинг существует в нескольких видах и формах. Необходимо знать отличия между ними, чтобы выбрать наиболее выгодный вариант как в процессе “упаковки” бизнеса, так и при выборе модели для осуществления предпринимательской деятельности.
ВИДЫ ФРАНЧАЙЗИНГА
Виды франчайзинга определяются в зависимости от распределения вложений и зон ответственности каждой из сторон. Принято выделять деловой, обратный и мягкий франчайзинг. О каждой из названных разновидностей стоит поговорить чуть подробнее.
ДЕЛОВОЙ ФРАНЧАЙЗИНГ
Это самый распространенный вариант франчайзинга, при котором владелец бизнес-идеи разрабатывает строго регламентированные и стандартизованные процессы ведения деятельности, а партнеры проходят обучение и берут на себя обязательства их соблюдать.
Внутри делового франчайзинга выделяются три подвида:
Главной отличительной чертой делового франчайзинга является независимость франчайзи: его бизнес автономен, для ведения деятельности используются собственные средства. Франчайзер получает оплату за оказываемые услуги и использование интеллектуальной собственности.
ОБРАТНЫЙ ФРАНЧАЙЗИНГ
Эта система подразумевает, что большую часть инвестиций в открытии новой фирмы по франшизе вносит франчайзер, он же является владельцем оборудования и собственником бизнеса. Задача франчайзи заключается только в продвижении и осуществлении контроля за деятельностью.
МЯГКИЙ ФРАНЧАЙЗИНГ
Еще одним вариантом является мягкий франчайзинг, при котором организация деятельности осуществляется за счет франчайзера, а франчайзи несет управленческие и текущие расходы. Это менее распространенный вид взаимоотношений, так как франчайзер несет высокие риски.
ФОРМЫ ФРАНЧАЙЗИНГА
Под формой франчайзинга принято понимать объем полномочий, которые получает франчайзи. В большинстве договоров указывается конкретная территория (город, район города, регион страны), в пределах которого франчайзи может осуществлять деятельность.
Выделяют несколько форм франчайзинга:
ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ФРАНЧАЙЗИНГА
Как и любая другая форма осуществления предпринимательской деятельности, франчайзинг имеет преимущества и недостатки. Так как в этих отношениях участвуют две стороны, плюсы и минусы для них будут отличаться.
ПРЕИМУЩЕСТВА ФРАНЧАЙЗЕРА
Компания, выполнившая “упаковку” бизнес-процессов, получает следующие выгоды:
ПРЕИМУЩЕСТВА ФРАНЧАЙЗИ
Начинающие предприниматели, выбравшие путь развития по франшизе, избегают множество проблем на этапе становления бизнеса и получают следующие преимущества:
РИСКИ ФРАНЧАЙЗЕРА
Любая предпринимательская деятельность сопряжена с определенными рисками, франчайзинг не является исключением. Компания, реализующая свою бизнес-модель, сталкивается со следующими рисками:
РИСКИ ФРАНЧАЙЗИ
Приобретая франшизу, предприниматели также несут определенные риски:
ДОГОВОР ФРАНЧАЙЗИНГА
Российское законодательство не содержит термина «франчайзинг», также отсутствует понятие «договор франчайзинга». Данный вид партнерства приравнивается к коммерческой концессии и регламентируется главой 54 ГК РФ.
Особенностью правового регулирования является отсутствие обязанности любой компании, участвующей в покупке или продаже франшизы, заключать договор коммерческой концессии. В связи с этим отношения между сторонами на территории РФ оформляются несколькими видами договоров:
Российскими властями часто сообщается о проведении различных программ, направленных на развитие и предоставление субсидий покупателям готовых бизнес-моделей. Большинство претендентов на помощь государства должны заключить именно договор коммерческой концессии.
Франчайзинг что это такое кратко
На сегодняшний день франчайзинг является ведущей формой масштабирования бизнеса. Но хотя он распространен во многих сферах и многие известнейшие компании развиваются именно по этой модели, не все правильно понимают, кто такой франчайзер, в чем заключается его выгода и каковы его обязанности.
Франчайзинг: краткая история
Первой в мире компанией-франчайзером стала Singer Sewing machine company Исаака Зингера – 1851 год, когда начали заключаться первые договоры с небольшими компаниями на продажу и ремонт швейных машин под брендом «Зингер», можно считать началом истории франчайзинга. На это решение владельца компании подтолкнуло то, что массовое производство продукции было налажено, а система ее распространения и сервисного обслуживания на всей территории США – нет. Каждая фирма, заключившая договор с «Объединением швейных машин», могла работать на определенной территории – это помогло решить проблему с охватом рынка и избежать конкуренции.
Вслед за Зингером эту успешную систему партнерства в конце 19 века начали применять Henry Ford и General Motors, а в 1920-х годах начался настоящий бум товарного франчайзинга. Затем эту модель переняли нефтеперерабатывающие компании, гостиничный бизнес, а после Второй мировой войны возникла самая известная франчайзинговая сеть – McDonald’s.
Все больше и больше компаний начали выбирать эту модель развития и расширения, и к началу 1980-х годов она стала распространенной во всех западных странах. В России же первой франшизой стали заводы PepsiCo в 80-х годах прошлого века, но Российская ассоциация франчайзинга была создана только в 1999 г., а масштабное распространение началось после 2010 года.
Франчайзинг: что это такое в экономике
Что из себя представляет этот вид отношений между субъектами рынка и почему он считается особенным, что отличает его от других схем партнерства? Если объяснять это понятие простыми словами, то системой франчайзинга называют взаимовыгодные партнерские отношения, когда одна сторона (франчайзер, или правообладатель) передает другой стороне (франчайзи, или пользователь) право работать под своим брендом и по своей бизнес-модели, получая за это вознаграждение. Вознаграждение, если иное не определено договором, состоит из единовременного платежа – паушального взноса и периодических платежей – роялти.
Франчайзер и франчайзи – это в обязательном порядке юридические лица или индивидуальные предприниматели, по российскому законодательству физические лица не имеют права заключать договор франшизы. У обоих партнеров есть права и обязательства, определяемые договором.
Важно! Говоря о франчайзинге, необходимо четко понимать, что такое «франчайзи» и «франчайзер», и в чем заключаются отличия между ними.
Почему такая модель выгодна обеим сторонам? Компания-правообладатель получает возможность увеличить свое присутствие на рынке или выйти на новый рынок без вложения средств в открытие точек. Покупатель франшизы может работать по «обкатанной» бизнес-модели и под узнаваемым брендом, что делает бизнес менее рискованным и более прибыльным.
Что такое «франчайзи»
Франчайзи – организация-покупатель франшизы, по возмездному договору получившая право осуществлять деятельность под торговой маркой другой организации. На оговоренных в договоре условиях и за определенное вознаграждение он получает право в течение установленного срока:
У покупателя франчайзингового пакета есть и обязательства, также определяемые договором. К основным относятся:
Важно! Франчайзи – не владелец бизнеса, он его «арендатор». Поэтому он обязан следовать инструкциям франчайзера и выполнять все его условия.
Что такое «франчайзер»
Юридическое лицо (или индивидуальный предприниматель), на возмездной основе передающее другим юрлицам или ИП права на использование своей интеллектуальной собственности, называется франчайзором или франчайзером. Простыми словами, это компания, продающая франшизу.
Стать франчайзером может не каждая организация. Для этого необходимо:
Особенности взаимодействия партнеров при франчайзинге
Франчайзер – это не обладатель собственных филиалов (хотя и таковые у него могут быть) и не компания, сотрудничающая с ограниченным количеством других. Особенностью этой модели является сотрудничество правообладателя с все большим числом партнеров, постоянное расширение сети. При этом каждая новая точка – самостоятельная компания, отдельное юридическое лицо или ИП, в отличие от дочерних не зависимая от головной организации.
Главные характеристики отношений между партнерами:
Эта модель предполагает наиболее тесное взаимодействие между юридически и финансово независимыми компаниями, все условия которого определяются договором.
В чем заключаются особенности франчайзинга
Главная особенность франчайзинга, отличающая его от всех других форм сотрудничества – одна из сторон получает право работать под брендом другой стороны и пользоваться ее интеллектуальной собственностью.
Из этого следует вторая особенность: правообладатель оказывает получателю всестороннюю помощь и поддержку. Третья – получатель, в свою очередь, не имеет права действовать самостоятельно, он обязан вести бизнес в соответствии с инструкциями и полностью подотчетен франчайзеру.
Что является источниками доходов франчайзера
Каким образом головная компания может получать прибыль путем продажи франшизы и расширения сети?
Франчайзинговый договор
В российском законодательстве нет понятий «франчайзинг» и «франшиза», поэтому основными типами франчайзинговых соглашений являются:
По лицензионному договору передается право на средство индивидуализации (например, торговый знак) или результат интеллектуальной деятельности (бизнес-модель или ноу-хау). Сторонами договора лицензии являются лицензиар (владелец права) и лицензиат (получатель).
По договору коммерческой концессии передается комплекс исключительных прав, что наиболее полно отражает саму суть франчайзинговых отношений. Стороны договора – правообладатель и получатель.
Кроме того, в зависимости от типа франшизы могут заключаться агентский договор, договор поставки, лизинговый договор, договоры оказания услуг и совместной деятельности, дистрибьюторское соглашение.
В договоре должен быть четко указан его предмет и прописаны все условия сотрудничества, права и обязанности сторон, основания для его расторжения.
Обратите внимание. Договор франшизы – всегда взаимный, т.е. каждая сторона в обязательном порядке наделяется и правами, и обязанностями.
Виды франчайзинга
Существует несколько классификаций. Так, по типу взаимодействия сторон франшиза может быть стандартной, «под ключ», мастер-франшизой, свободной, корпоративной или в аренду.
По стратегии расширения сети франчайзинг может быть:
По виду деятельности выделяют:
Дополнительная информация. Если франчайзи имеет право открыть только одну точку, а на запуск последующих нужно отдельные договоры, франшиза называется прямой. Если договор дает право открыть несколько точек, используется термин «мультифраншиза».
Широко известное понятие «политический франчайзинг» не имеет никакого отношения к экономике и предпринимательству.
Франчайзинг и франшиза: в чем разница
Хотя эти два понятия относятся к одному явлению и описывают определенную модель предпринимательской деятельности, а потому нередко употребляются как синонимы, отличие между ними есть.
Между франшизой и франчайзингом разница заключается в том, что франчайзинг – форма бизнес-отношений, способ организации деятельности. Франшиза же представляет собой сам комплекс исключительных прав, передаваемый по договору.
В чем различие между франчайзингом и коммерческой концессией
Франчайзинговые отношения чаще всего оформляются договором коммерческой концессии, так как именно им они регулируются в соответствии с отечественным законодательством, но есть важный нюанс. И понимать, чем именно франчайзинг отличается от коммерческой концессии, необходимо, чтобы не допустить ошибки при заключении договора.
Коммерческая концессия – уступка прав на использование объектов интеллектуальной собственности. Франчайзинг – не только передача прав, но и содействие их получателю в ведении предпринимательской деятельности. Т.е. по договору концессии, если это не оговорено специально, правообладатель не обязан оказывать поддержку: отношения между ним и получателем ограничиваются возмездной передачей права использовать торговый знак, бизнес-модель, ноу-хау.
В чем плюсы франчайзинга для правообладателя
Расширяя сеть, франчайзинговая компания получает преимущества, это:
Примеры известных компаний-франчайзеров в России
Самый известный и один из самых успешных франчайзеров – McDonald’s. Условия сотрудничества очень жесткие, франшиза дорогая, тем не менее, одна из самых окупаемых и прибыльных. К известным франчайзинговым сетям в сфере общепита также относятся KFC, Burger King, «Шоколадница», по франшизе работает и большинство пиццерий, суши-баров и кофеен.
К крупнейшим сетям в области розничной продажи продуктов питания относятся «Магнит», «Азбука вкуса», «Дикси», «Пятерочка» и «Перекресток». Две последних работают по системе обратного франчайзинга. Магазины фиксированных цен (Fix Price, «Мелочи жизни»), косметики и парфюмерии («Подружка», «Белорусская косметика», «Улыбка радуги»), электроники и бытовой техники («Юлмарт», «М.Видео») – тоже известные франшизы.
Такая форма франчайзинга, как товарный, представлена и известными брендами магазинов одежды: Zara, TOM TAILOR, Levi’s, Terranova, s.Oliver.
К успешным сервисным франшизам можно отнести предлагающие медицинские услуги, например, «Инвитро» и «Гемотест», и пункты выдачи (СДЭК, OZON, PickPoint).
У франчайзинга есть не только преимущества, но и недостатки. Прежде чем принять решение продавать франшизу, необходимо ясно понимать, франчайзер – кто это и какие у него обязанности, взвесить все плюсы и минусы и проанализировать, подходит ли данная модель вашей компании.