фоторобот что это такое
Значение слова «фоторобот»
фо̀торо́бот
1. изображение лица человека, составленное из фотографий отдельных частей разных лиц по описанию знакомых, очевидцев
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: обдираться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Ассоциации к слову «фоторобот»
Синонимы к слову «фоторобот»
Предложения со словом «фоторобот»
Понятия со словом «фоторобот»
Отправить комментарий
Дополнительно
Предложения со словом «фоторобот»
Каждый суперкот, супермышь и прочий супермен обязан уметь составлять фоторобот.
– Ммм… обычно глаза улавливают намного больше, чем мы полагаем! Как вам идея попробовать сделать фоторобот?
Проверяются все автомашины, составляется фоторобот подозреваемых.
Синонимы к слову «фоторобот»
Ассоциации к слову «фоторобот»
Правописание
Карта слов и выражений русского языка
Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.
Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.
Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.
Фоторобот
Фоторо́бот (фотокомбини́рованный портре́т) [1] — субъективный портрет человека, подобранный из фотографий отдельных частей разных лиц: глаз, носа, рта, волос, усов и т. д. Это один из методов в криминалистике для составления субъективного портрета разыскиваемого лица по показаниям свидетелей. В настоящее время существует компьютерное программное обеспечение для составления субъективного портрета.
Примечания
Полезное
Смотреть что такое «Фоторобот» в других словарях:
фоторобот — фоторобот … Орфографический словарь-справочник
ФОТОРОБОТ — [ Словарь иностранных слов русского языка
фоторобот — сущ., кол во синонимов: 2 • фотография (60) • фотоснимок (14) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
фоторобот — м. 1. Устройство для получения собирательного фотопортрета, составляемого из отдельных частей фотоснимков разных лиц. 2. Воссоздаваемый с помощью такого устройства портрет человека, служащий для идентификации личности. Толковый словарь Ефремовой … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Фоторобот — 1) прибор (устройство) для изготовления фотокомпозиционных портретов; 2) фотокомпозиционный портрет. См. Составной портрет … Криминалистическая энциклопедия
фоторобот — фотор обот, а … Русский орфографический словарь
фоторобот — (2 м); мн. фоторо/боты, Р. фоторо/ботов … Орфографический словарь русского языка
фоторобот — фоторо/бот, а … Слитно. Раздельно. Через дефис.
фоторобот — а, ч. Портрет кого небудь, складений фотографічним способом за описом знайомих, очевидців шляхом добору характерних рис особи … Український тлумачний словник
фоторобот — слика (обично на некој криминалец) изработена врз основа на описот од сведоците … Macedonian dictionary
Серия публикаций №3. Статья №2.
Серия «Предмет из коллекции музея».
Фоторобот.
Окончание
Сведения о личности преступника получают главным образом от потерпевших и свидетелей, которые, как правило, незнакомы со спецификой словесного портрета. В результате нередко теряется важная информация, а порой допускаются и невольные искажения. Поэтому для более достоверного воссоздания внешнего облика человека криминалисты все чаще обращались к созданию составных и рисованных портретов.
Память уникальна – человек не может описать внешний облик другого человека, однако, однажды увидев кого-то, может узнать его при повторной встрече. Человек обычно безошибочно выбирает из представленных ему вариантов изображений тот, который более всего соответствует внешности устанавливаемого человека. И тогда словесный портрет материализуется в виде субъективного портрета – рисованого, рисовано-композиционного и фотокомпозиционного, то есть, в виде изображения.
В криминалистике известны лишь единичные случаи, когда потерпевший мог сам нарисовать портрет разыскиваемого. Поэтому первые удачные попытки изобразить скрывшегося преступника со слов свидетеля были реализованы профессиональными художниками. Художники появились во многих подразделениях милиции в качестве добровольных помощников. Но подобная практика не получила широкого распространения из-за трудоемкости процесса и очень высокой субъективности – не только свидетеля, но и художника.
Пытались рисовать и сами работники уголовного розыска, эксперты-криминалисты. Чаще всего их изобразительные способности и уровень подготовки были далеки от требований портретного искусства, и качество получавшихся рисунков не удовлетворяло ни потерпевших, с чьих слов они делались, ни розыскников, которые обнаруживали, что найденный человек весьма отдаленно напоминает врученный им в помощь портрет.
Однако потребность в таких портретах, получивших название синтетических, композиционных, субъективных, была велика. Вновь обратились к методу бертильонажа и использовали одно из его преимуществ – четкую систематизацию признаков внешности и возможность представить эти признаки в виде образцов (рисунков или фрагментов фотоснимков).
В 1952 г. французский криминалист П. Шабо, районный комиссар, возглавлявший региональное управление полиции в Лилле, предложил использовать наборы фрагментов фотоснимков лиц в качестве основы для портретной композиции. Наборы просматривались очевидцами, и по отобранным фотофрагментам художник создавал предполагаемый портрет разыскиваемого человека. Такие портреты П. Шабо назвал фотороботами. Слово оказалось настолько удачным, что все субъективные портреты, независимо от техники их создания, с тех пор стали называть фотороботами.
Как правило, для подобных планшетов отбирали по 50-60 фотоснимков с лицами, наиболее типичными для конкретного региона. Фотографии разрезали на 3 или 5 полос по горизонтали – по частям лица. Перемещая в планшете полосы, получали различные комбинации составных портретов. Например, при использовании всего 10 снимков можно получить 1000 комбинаций.
Преимуществами данного метода было то, что криминалисту, составлявшему портрет, не нужно иметь навыки владения изобразительными средствами, а очевидец имел дело с привычными фотоизображениями человеческих лиц, среди которых он отбирал те (или их фрагменты), которые напоминали ему разыскиваемого. Имелись и недостатки – трудоемкость, ограниченные возможности по типажу, количеству. В последующие годы этот метод развивался и упрощался.
В конце 1950-х гг. Х.К. Макдональд из Лос-Анджелеса предложил систему «Айденти-кит», основу которой составляли более 500 штриховых рисунков элементов мужских лиц анфас. Размещенные в специальном альбоме, они предъявлялись потерпевшим и свидетелям. В соответствии с отобранными рисунками любой полицейский мог составить композиционный портрет без всякого участия художника.
Позднее по образу и подобию этой системы создавались комплекты для изготовления портретов и в других странах, поскольку, как выяснилось, для каждой страны нужен свой набор рисунков, воспроизводящий своеобразие внешнего облика населения.
В конце 1960-х гг. ВНИИ МВД СССР был разработан отечественный «Идентификационный комплект рисунков» (ИКР). Комплект состоял из 1037 рисунков элементов лиц мужского пола и 724 рисунков элементов лиц женского пола, на которых изображения элементов головы и лица (прически, брови, глаза, носы, губы, подбородки, ушные раковины, морщины и складки кожи и такие сопутствующие элементы, как головные уборы и очки) представлены на прозрачных пленках (диапозитивах). Рисунки выбирались и вносились в портрет по указанию очевидца. В последующем комплект рисунков был доработан и дополнен.
В коллекции нашего Музея представлено несколько учетных карт с субъективными портретами и фотографиями лиц, задержанных по фактам совершения различных преступлений с их помощью (фото 3).
Ранее криминалисты использовали простейшие планшеты, громоздкие проекторы. Сегодня же работа в значительной мере ускорена и упрощена, монтаж портрета автоматизирован, для этой цели широко применяются соответствующие компьютерные программы.
Автор-составитель Карпеченко С.В.,
хранитель фондов Культурного центра
МВД по Республике Карелия
Портрет неизвестного Как создают портреты предполагаемых преступников
Фотороботы в сознании людей давно стали привычным элементом работы полиции. Между тем создание портретов тех, кто находится в розыске — особое искусство, доступное лишь экспертам высокой квалификации, со своими сложными правилами и законами. В столичном полицейском главке запечатленные в памяти людей образы убийц и грабителей воссоздают специалисты экспертно-криминалистического центра (ЭКЦ). Художники рассказали «Ленте.ру» о тонкостях своего ремесла.
Портрет на грани реальности
Фоторобот — это один из видов так называемых субъективных портретов. Такие изображения создаются со слов очевидцев или потерпевших, на основании их представления о том, как выглядит человек, которого нужно найти. Задача экспертов, создать образ преступника, максимально приближенный к реальному.
Материалы по теме
Рождественский детектив
Чтобы не настиг злой срок
«В идеале, субъективный портрет должен полностью заменять обычный снимок — но тут есть важный нюанс: он создается но основании того образа, который есть в голове у очевидца или потерпевшего. Многие детали в нем оказываются утраченными из-за особенностей психики. Поэтому даже самый лучший фоторобот, созданный специалистами, будет не идеален», — говорит сотрудник ЭКЦ.
Именно поэтому такие портреты не используют в качестве досудебных доказательств причастности того или иного человека к преступлению: они — исключительно элемент оперативно-разыскной работы, своеобразное подспорье для полицейских, но не более того.
Эволюция фоторобота
Все субъективные портреты делятся на три основных вида: рисованные, рисованно-композиционные (комбинированные) и фотокомпозиционные портреты. Первые появились несколько сотен лет назад. Рисованные портреты преступников или тех, кто находился в розыске без криминального подтекста, создавали при помощи штрихов или полутонов профессиональные художники на основании описаний. Это была весьма кропотливая работа, отнимавшая много времени.
С 1968 года на смену рисункам пришли рисованно-композиционные портреты. Их основой стали прозрачные пленки с нарисованными на них участками человеческого лица, в том числе бровями, глазами и носами. Из них очевидцы и потерпевшие, как мозаику, собирали портреты подозреваемых. Потом такой «пазл» фотографировали — и уже этот снимок раздавали милиционерам для использования в оперативно-разыскной деятельности.
В начале 90-х годов ситуация изменилась: пленки ушли в прошлое. Вместо них полицейские стали применять фотоснимки элементов лиц реальных людей (они делались так, чтобы все пропорции были сохранены и, к примеру, нос не был в пять раз больше уха). Они размещались на катушках в специальном приборе с пятью отверстиями; так и складывался человеческий портрет. А за счет того, что в основе его элементов были уже не нарисованные, а сфотографированные части лица, он воспринимался людьми более реалистично.
Виртуальный художник
Компьютер для составления фотороботов полицейские стали использовать лишь в конце 90-х годов прошлого века. Программы для этого специально разрабатывались в столичном институте имени Баумана. Главный принцип — составление конкретного лица из отдельных фрагментов — остался неизменным. Зато с внедрением компьютера портреты тех, кто объявлен в розыск, стали составляться гораздо быстрее и куда более качественно. Однако, эволюция фотороботов все еще продолжается — теперь за счет совершенствования программного обеспечения, при помощи которого они изготавливаются быстрее и выглядят реалистичнее.
«Нынешние программы, которые мы используем для создания портретов разыскиваемых, позволяют не только рисовать, но трансформировать изображение, а также увеличивать или уменьшать его яркость и контрастность. Создавая фотороботы, эксперты пользуются не только программами, но и графическими планшетами, подключаемыми к компьютеру. Используя специальное перо, на планшете можно довести до ума и дорисовать выбранные из базы программ элементы человеческих лиц», — объясняет сотрудник ЭКЦ.
Образ проступает из тени
На практике создание фотороботов начинается с того, что очевидец или потерпевший коротко рассказывает о том моменте, когда видел подозреваемого. Очень важно, в каких условиях это произошло: ведь они могут серьезно повлиять на формирование образа разыскиваемого в голове у человека.
«Следующий этап — непосредственно работа с программным обеспечением. Участнику исследования по очереди показывают различные элементы лица, от его формы до прически и глаз. В процессе работы очевидец или потерпевший конкретизирует их: к примеру, брови у человека, которого он видел, были широкими и густыми, прическа — короткой, лицо — вытянутым. Гость полицейских выбирает из нескольких вариантов каждого элемента лица наиболее подходящие, которые затем складываются в готовый фоторобот», — объясняет собеседник «Ленты.ру».
Отдельное внимание в этом процессе уделяется отличительным чертам объявленного в розыск. Шрам, татуировка, характерные особенности кожи или асимметрия в чертах лица способны существенно сузить круг поисков и облегчить задачу для стражей порядка.
«Понятно, что момент преступления для его жертвы — ситуация крайне стрессовая. Но все же в это тяжелое время стоит собраться и постараться запомнить, как выглядит преступник. Прежде всего обратите внимание на особые приметы — шрамы, родинки, дефекты и татуировки. Важны характерные черты внешности злоумышленника, то, как он себя ведет, как разговаривает, какая у него походка — одним словом все, что может выделить злодея из толпы. Чем больше о нем вы запомните, тем выше шанс его поимки в ближайшее время», — советует эксперт ЭКЦ.
Резонансные картинки
По данным столичного главка МВД, в 2016 году в подразделениях полиции было зарегистрировано 35 случаев раскрытия преступлений при помощи фотороботов. Конечно, не астрономическая цифра — но все же показатель того, что старания работников Экспертно-криминалистического центра не проходят даром. Впрочем, подробностей об этих случаях в полиции не раскрывают. Тем не менее некоторые истории, когда фотороботы помогали в поимке преступников, все же становятся достоянием СМИ.
Так, 10 января в Санкт-Петербурге похититель бриллианта весом в 1,5 карата был приговорен судом к 4 годам лишения свободы в колонии особого режима. Преступление было совершено 21 декабря 2015 года в салоне «Якутские бриллианты», расположенном на Петроградской стороне. Осужденный Сергей Саламатов сумел украсть оттуда бриллиант огранки «Принцесса» стоимостью почти 2 миллиона рублей. Найти злоумышленника помог фоторобот, записи камер видеонаблюдения и отпечаток пальца, который он оставил, совершая кражу бриллианта.
Еще один недавний пример успешного использования субъективного портрета — расследование стрельбы во Владикавказе.
7 января двое посетителей городского кафе повздорили во время празднования Рождества. Перепалка быстро переросла в драку, драка — в стрельбу. Участник конфликта выстрелил в своего оппонента, нанеся ему серьезное ранение, и скрылся с места преступления. Благодаря составленному фотороботу полицейские смогли быстро установить личность стрелка (им оказался 40-летний житель Алагирского района) и задержать его всего через два часа после стрельбы.
А 23 декабря минувшего года татарские полицейские в Набережных Челнах при помощи фоторобота сумели задержать подозреваемого в убийстве 45-летнего учредителя строительной фирмы. Преступление было совершено утром 16 декабря: неизвестный нанес бизнесмену несколько ножевых ранений в спину, которые оказались смертельными. Установить личность подозреваемого помог фоторобот, составленный со слов очевидцев. Им оказался 41-летний челнинец, ранее судимый за грабеж.
Как составляются фотороботы?
Сам себе фоторобот
Всегда было любопытно посмотреть, как составляются фотороботы. Но нет ничего лучше собственного примера! Поэтому я отправился в Управление Государственного комитета судебных экспертиз по Минску, чтобы составить… свой фоторобот. А заодно выяснил: сколько на это обычно уходит времени, почему реальные лица преступников не всегда похожи на их составные портреты и как так получается, что грабители на них выходят злыми, а мошенники – добрыми.
На фото: Дмитрий Пашкевич (слева)
Вместо диапроектора – ноутбук
Прототип современного фоторобота – объявления о розыске преступников с надписью Wanted, известные нам по вестернам, – рисовались от руки со слов потерпевших. В 1952 году француз Пьер Шабо придумал составлять портрет злодеев из фрагментов разных снимков. Так появился фоторобот в своем привычном виде. Идею Шабо развили и усовершенствовали. Создали огромную базу причесок, бровей, волос, носов, губ и т. д. В СССР фоторобот составлялся на большом экране с помощью диапроектора, сейчас же и он не нужен.
Составной портрет получается с помощью специальной программы на любом компьютере или ноутбуке, рассказывает главный эксперт УГКСЭ по Минску майор юстиции Дмитрий Пашкевич:
– Это очень удобно, ведь теперь свидетелям не обязательно приезжать для этого к нам или в межрайонные отделы. Если потерпевшие находятся, например, в больнице, эксперты могут сами подъехать к ним.
Дмитрий Пашкевич в криминалистике больше 10 лет. Составил сотни фотороботов.
– Сколько времени обычно уходит на субъективный портрет? – спрашиваю у него.
– Все индивидуально. Кому-то на это надо два часа. А иногда приходится работать со свидетелями и дольше. Бывает, они вспоминают какую-то важную деталь в лице преступника только через сутки. Чтобы составить фоторобот наиболее точно, после преступления должно пройти от трех часов до трех дней. Сначала нужно, чтобы потерпевший оправился от шока. А вот спустя три дня свидетели могут и не вспомнить, как выглядел преступник.
Свой фоторобот я планировал получить быстрее чем за два часа. Но оказалось, занятие это очень трудоемкое, даже при наличии рядом живого прототипа, – в базе десятки тысяч фрагментов частей лица! Еще Дмитрий предупредил, что стопроцентной похожести добиться не удастся: «Фоторобот не зря называют субъективным портретом. В первую очередь нужно достичь типажного сходства». Но меня это не испугало. Ну что, приступим?
Могут «не заметить» шрама
Фоторобот составляют сверху вниз. Сначала волосы и т. д.
– А бывает, что свидетели просят нарисовать преступнику «злые» глаза?
– Обычно «злыми» выходят фотороботы грабителей. А вот мошенники, наоборот, получаются «добрыми». Ведь им часто удается обманывать за счет привлекательной внешности и обаятельной улыбки. Иногда они производят такое впечатление, что потерпевшие, не знаю, специально или нет, даже могут «не заметить» какую-нибудь очень яркую деталь, например шрам с пол-лица.
Кстати, об особых приметах. С помощью компьютерной программы, которую используют в управлении, можно нарисовать шрам, родинку, шляпу, очки, какие угодно морщины. При их наличии схожесть фотороботов с прототипом заметно повышается. А вот какие-то особые черты лица, по которым можно было бы точно определить, преступник перед тобой или нет, выделить сложно, говорит Дмитрий Пашкевич:
– Этим занимаются физиогномисты еще со времен Ломброзо (Чезаре Ломброзо – родоначальник антропологического направления в криминологии; в 1876 году выпустил книгу «Преступный человек», в которой описал предрасположенность к преступлениям, исходя из черт лица и размеров частей тела. – Прим. «ЗН»). В современных исследованиях особенно преуспел профессор Иван Герасимов из России. Правда, по собственному опыту скажу: преступники могут выглядеть совершенно по-разному, и ни шрамы, ни впалые глаза, ни сдвинутые брови не показатель того, что человек склонен к совершению преступлений, как и наоборот – правильные мягкие черты лица не говорят о том, что человек невиновен.
Отвести губы от носа – и все в порядке
Раньше в Управлении Государственного комитета судебных экспертиз по Минску работала профессиональная художница – со слов потерпевших она рисовала эскизы. По ее фотороботам успешно ловили преступников. Но и портреты, составленные с помощью компьютерных технологий, нередко помогают милиции. Например, в январе этого года в
Московском районе Минска мужчина на вид 30–35 лет совершил разбойное нападение. Свидетели составили очень похожий фоторобот, и преступника довольно быстро нашли.
В моем случае на составление фоторобота ушло примерно полтора часа. По истечении этого времени я смог увидеть начальный вариант «себя». Первое впечатление: по нему меня можно запросто вычислить. Но Дмитрий продолжил доводить портрет до зеркального сходства:
– Бывает так: сначала свидетель уверенно выберет какую-то часть лица, а когда соберет целый фоторобот, говорит, что глаза не те и волосы другие. Стоит в таких случаях что-нибудь увеличить или уменьшить, или чуть-чуть отвести, скажем, губы от носа, и портрет сразу становится узнаваем.
Получившуюся картину после обрабатывают в фотошопе. Еще десять минут – и мой фоторобот готов. Ну как, похож?