форма аккультурации которая представляет собой идентификацию как со старой так и с новой культурой

Основные формы аккультурации.

форма аккультурации которая представляет собой идентификацию как со старой так и с новой культурой. Смотреть фото форма аккультурации которая представляет собой идентификацию как со старой так и с новой культурой. Смотреть картинку форма аккультурации которая представляет собой идентификацию как со старой так и с новой культурой. Картинка про форма аккультурации которая представляет собой идентификацию как со старой так и с новой культурой. Фото форма аккультурации которая представляет собой идентификацию как со старой так и с новой культурой форма аккультурации которая представляет собой идентификацию как со старой так и с новой культурой. Смотреть фото форма аккультурации которая представляет собой идентификацию как со старой так и с новой культурой. Смотреть картинку форма аккультурации которая представляет собой идентификацию как со старой так и с новой культурой. Картинка про форма аккультурации которая представляет собой идентификацию как со старой так и с новой культурой. Фото форма аккультурации которая представляет собой идентификацию как со старой так и с новой культурой форма аккультурации которая представляет собой идентификацию как со старой так и с новой культурой. Смотреть фото форма аккультурации которая представляет собой идентификацию как со старой так и с новой культурой. Смотреть картинку форма аккультурации которая представляет собой идентификацию как со старой так и с новой культурой. Картинка про форма аккультурации которая представляет собой идентификацию как со старой так и с новой культурой. Фото форма аккультурации которая представляет собой идентификацию как со старой так и с новой культурой форма аккультурации которая представляет собой идентификацию как со старой так и с новой культурой. Смотреть фото форма аккультурации которая представляет собой идентификацию как со старой так и с новой культурой. Смотреть картинку форма аккультурации которая представляет собой идентификацию как со старой так и с новой культурой. Картинка про форма аккультурации которая представляет собой идентификацию как со старой так и с новой культурой. Фото форма аккультурации которая представляет собой идентификацию как со старой так и с новой культурой

форма аккультурации которая представляет собой идентификацию как со старой так и с новой культурой. Смотреть фото форма аккультурации которая представляет собой идентификацию как со старой так и с новой культурой. Смотреть картинку форма аккультурации которая представляет собой идентификацию как со старой так и с новой культурой. Картинка про форма аккультурации которая представляет собой идентификацию как со старой так и с новой культурой. Фото форма аккультурации которая представляет собой идентификацию как со старой так и с новой культурой

форма аккультурации которая представляет собой идентификацию как со старой так и с новой культурой. Смотреть фото форма аккультурации которая представляет собой идентификацию как со старой так и с новой культурой. Смотреть картинку форма аккультурации которая представляет собой идентификацию как со старой так и с новой культурой. Картинка про форма аккультурации которая представляет собой идентификацию как со старой так и с новой культурой. Фото форма аккультурации которая представляет собой идентификацию как со старой так и с новой культурой

В процессе аккультурации каждый человек одновременно вынужден решать две проблемы — сохранения своей культурной идентичности и включения в чужую культуру. Комбинация возможных вариантов решения этих проблем дает четыре основные стратегии аккультурации: ассимиляцию, сепарацию, маргинализацию и интеграцию.

Ассимиляция — вариант аккультурации, при котором человек полностью принимает ценности и нормы иной культуры, отказываясь при этом от своих норм и ценностей.

Сепарацияотрицание чужой культуры при сохранении идентификации со своей культурой. В этом случае представители недоминантной группы предпочитают большую или меньшую степень изоляции от доминантной культуры.

Маргинализация означает, с одной стороны, потерю идентичности с собственной культурой, с другой — отсутствие идентификации с культурой большинства. Эта ситуация возникает из-за невозможности поддерживать собственную идентичность (обычно в силу каких-то внешних причин) и отсутствия интереса к получению новой идентичности (возможно, из-за дискриминации или сегрегации со стороны этой культуры).

Интеграция представляет собой идентификацию как со старой, так и с новой культурой.

Согласно данным большого числа исследователей, эмигранты, прибывающие на постоянное место жительства (в отличие от временно пребывающих), ориентируются в основном на ассимиляцию. При этом у людей, приехавших для получения образования или в силу экономических причин, она происходит довольно легко. В то же время беженцы, вынужденные в силу каких-то внешних причин покинуть свою родину, психологически сопротивляются разрыву связей с ней и процесс ассимиляции идет у них намного дольше и труднее.

Еще недавно ученые считали, что наилучшей стратегией аккультурации является полная ассимиляция с доминирующей культурой. Сегодня целью аккультурации считается достижение интеграции культур, дающее в результате бикультуральную или мультикультуральную личность. Это возможно, если взаимодействующие группы большинства и меньшинства добровольно выбирают эту стратегию: интегрирующаяся группа готова принять установки и ценности новой для себя культуры, а доминантная группа готова принять этих людей, уважая их права, их ценности, адаптируя социальные институты к потребностям этих групп.

Если раньше сохранение этнической идентичности интегрирующейся группы оценивалось как затрудняющее процесс аккультурации, то сегодня оно оценивается позитивно, так как помогает сгладить трудности этого процесса. Особенно это важно для беженцев (недобровольных мигрантов).

Обычно считается, что члены недоминирующей группы свободны в выборе стратегии аккультурации, но так бывает далеко не всегда. Доминирующая группа может ограничить выбор или вынудить этих людей к определенным формам аккультурации.

Так, выбором недоминирующей группы может стать сепарация. Но если сепарация носит вынужденный характер, т.е. возникает в результате дискриминационных действий доминирующего большинства, то тогда она становится сегрегацией (принудительное разделение). Если люди выбирают ассимиляцию, то они готовы к принятию идеи «плавильного котла» культур. Но если их к этому вынуждают, то «котел» превращается в «давящий пресс». Довольно редко группа меньшинства выбирает маргинализацию. Чаще всего люди становятся маргиналами в результате попыток сочетать насильственную ассимиляцию с сегрегацией.

Интеграция может быть только добровольной как со стороны меньшинства, так и со стороны большинства, поскольку представляет собой взаимное приспособление этих групп, признание обеими группами права каждой из них жить в качестве культурно различных народов.

Считается, что успешность аккультурации в психологическом аспекте определяется позитивной этнической идентичностью и этнической толерантностью. Интеграции соответствуют позитивная этническая идентичность и этническая толерантность, ассимиляции — негативная этническая идентичность и этническая толерантность, сепарации — позитивная этническая идентичность и интолерантность, маргинализации — негативная этническая идентичность и интолерантность.

Источник

ЧИТАТЬ КНИГУ ОНЛАЙН: Теория культуры

НАСТРОЙКИ.

форма аккультурации которая представляет собой идентификацию как со старой так и с новой культурой. Смотреть фото форма аккультурации которая представляет собой идентификацию как со старой так и с новой культурой. Смотреть картинку форма аккультурации которая представляет собой идентификацию как со старой так и с новой культурой. Картинка про форма аккультурации которая представляет собой идентификацию как со старой так и с новой культурой. Фото форма аккультурации которая представляет собой идентификацию как со старой так и с новой культурой

форма аккультурации которая представляет собой идентификацию как со старой так и с новой культурой. Смотреть фото форма аккультурации которая представляет собой идентификацию как со старой так и с новой культурой. Смотреть картинку форма аккультурации которая представляет собой идентификацию как со старой так и с новой культурой. Картинка про форма аккультурации которая представляет собой идентификацию как со старой так и с новой культурой. Фото форма аккультурации которая представляет собой идентификацию как со старой так и с новой культурой

форма аккультурации которая представляет собой идентификацию как со старой так и с новой культурой. Смотреть фото форма аккультурации которая представляет собой идентификацию как со старой так и с новой культурой. Смотреть картинку форма аккультурации которая представляет собой идентификацию как со старой так и с новой культурой. Картинка про форма аккультурации которая представляет собой идентификацию как со старой так и с новой культурой. Фото форма аккультурации которая представляет собой идентификацию как со старой так и с новой культурой

форма аккультурации которая представляет собой идентификацию как со старой так и с новой культурой. Смотреть фото форма аккультурации которая представляет собой идентификацию как со старой так и с новой культурой. Смотреть картинку форма аккультурации которая представляет собой идентификацию как со старой так и с новой культурой. Картинка про форма аккультурации которая представляет собой идентификацию как со старой так и с новой культурой. Фото форма аккультурации которая представляет собой идентификацию как со старой так и с новой культурой

СОДЕРЖАНИЕ.

СОДЕРЖАНИЕ

форма аккультурации которая представляет собой идентификацию как со старой так и с новой культурой. Смотреть фото форма аккультурации которая представляет собой идентификацию как со старой так и с новой культурой. Смотреть картинку форма аккультурации которая представляет собой идентификацию как со старой так и с новой культурой. Картинка про форма аккультурации которая представляет собой идентификацию как со старой так и с новой культурой. Фото форма аккультурации которая представляет собой идентификацию как со старой так и с новой культурой

За последние десятилетия издано множество книг, в которых так или иначе излагается теория культуры (иначе называется «культурология»). Тем не менее потребность в освещении теоретических проблем культурологии по–прежнему остается актуальной.

Авторы этой книги старались избежать двух крайностей. С одной стороны, абсолютизации какого–либо подхода к культуре, ракурса ее рассмотрения, который подавался бы как самый научный, единственно верный. С другой стороны – «всеядности» и сочетания несоединимых взглядов на культуру, на проблематику ее бытия и изучения.

Аксиологизм, заявленный в 1–й главе, является для всей книги только методологическим стержнем, способствующим тому, чтобы из поля зрения разных авторов при рассмотрении ими различных теоретических вопросов не исчезала специфичность культуры как области и предмета изучения.

Помимо этого, авторы стремились, сохраняя научность изложения теории, избегать излишней наукообразности, чрезмерной усложненности, поскольку книга представляет собой учебное пособие, ориентированное на студентов, изучающих культурологические дисциплины.

Вместе с тем, данное пособие может быть полезным не только студентам, но и преподавателям– культурологам, ученым и всем, кто просто интересуется культурой, ее существованием и развитием, тем, что с ней происходило и происходит в наше время.

Книга написана преподавателями кафедры теории и истории культуры Санкт–Петербургского государственного университета культуры и искусств. Ее авторы:

В. П. Большаков, доктор философских наук, профессор: предисловие; гл. 1 (разделы 1.1 и 1.3);гл. 3 (разделы 3.1 и 3.2,3.4–3.7); гл. 4 (раздел 4.1.2 в соавторстве с Г. В. Скотниковой); гл. 5;гл. 6 (раздел 6.3); гл. 8 (раздел 8.1); гл. 12 (раздел 12.1.1 в соавторстве с С. Н. Иконниковой); гл. 13; заключение; словарь терминов; список рекомендуемой литературы;

И. К. Москвина, кандидат философских наук, доцент: гл. 8 (раздел 8.3);

С. Н. Иконникова, доктор философских наук, профессор: гл. 1 (раздел 1.2), гл. 8 (раздел 8.2), гл. 12 (раздел 12.1.1 в соавторстве с проф. В. П. Большаковым; разделы 12.1.2 и 12.2);

В. Д. Лелеко, доктор культурологии, профессор: гл. 10;

С. Т. Махлина, доктор философских наук, профессор, гл. 11;

Е. А. Островская, доктор социологических наук, профессор: гл. 15;

Е. П. Островская, доктор философских наук, профессор: гл. 7;

Л. В. Петров, доктор философских наук, профессор: гл. 9;

О. В. Прокуденкова, кандидат культурологии, доцент: гл. 6 (разделы 6.1 и 6.2);

В. В. Селиванов, доктор философских наук, профессор: гл. 2 (кроме раздела 2.8), гл. 3 (раздел 3.3);

Г. В. Скотникова, доктор культурологи: гл. 4 (раздел 4.1.2 в соавторстве с В. П. Большаковым);

Н. Н. Суворов, доктор культурологии, профессор: гл. 2 (раздел 2.8), гл. 14.

1. ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О КУЛЬТУРЕ

1.1. Становление теоретической культурологии

Культурология – особая область гуманитарного знания, состоящая из истории культуры и теории культуры.

> Теория культуры (теоретическая культурология) представляет собой систему основных идей, касающихся возникновения, бытия и развития культуры, ее взаимодействия с природой, человеком и обществом, подходов к ее изучению, методов исследования.

Существует не одна теория культуры, а несколько, что обусловлено прежде всего трактовками основного понятия «культура». Это понятие, впервые появившееся в Древнем Риме, постепенно обогащалось, наполнялось разными смыслами и оттенками смыслов и по–разному определялось. К настоящему моменту исследователи насчитывают более 400 определений культуры. Многие из них почти совпадают по объему и содержанию. Существенно отличающихся друг от друга определений культуры значительно меньше. Но именно то или иное понимание культуры во многом определяет специфику теоретических представлений о ней.

Иногда при слове «культура» возникают ассоциации с образованием, искусством, соблюдением правил приличия. И в этом есть доля истины. То, что мы называем культурой, действительно связано с этими понятиями. Но как и почему, и только ли с ними?

Развитие научных представлений о культуре описано достаточно полно, в том числе и в отечественной культурологии. Сравнительно недавно историю слова «культура» и понимание его смысла анализировали Л. Г. Ионин и М. С. Каган.[1] Оба отмечали, что слово «культура» (cultura) было введено в оборот древними римлянами как противопоставление слову природа (natura), и означало оно культивирование, т. е. возделывание, выращивание чего–либо, поначалу – растений и животных, обработку почвы. Но постепенно уже в Древнем Риме стали писать и говорить о культуре души, культуре ума, поскольку заметили, что человек и его жизнь могут быть «культивированными», «обработанными» в сравнении с природным, естественным. Вот этот первичный смысл – понимание культуры как неприродного, возделанного, обработанного, улучшенного, усовершенствованного по отношению к естественному – сохранился до наших дней. Все культурологи согласны с тем, что культура – это не–природа. Но что же именно, если речь идет не о сельском хозяйстве, а о жизни человека и общества?

В Европе Нового времени исследовательское внимание к тому, что называлось культурой, впервые отчетливо проявилось в XVIII в., веке Просвещения. Именно тогда главным достоинством человека стала считаться разумность, возвышавшая его над всем природным. В просветительском понимании культура сводилась к знаниям, усвоение которых обеспечивалось просвещением, образованием, воспитанием. Культурный человек галантного века – это человек образованный, воспитанный, умеющий себя вести в обществе соответственно нравам, нормам и формам поведения, принятым в нем. От такого понимания культуры и культурности кое–что дошло и до наших дней.

Вместе с тем, в конце XVIII в. сформировалось устойчивое значение самостоятельного термина «цивилизация», который в результате долгой эволюции стал выражать смысл исторического процесса и его достижений: очищение нравов, воцарение законности и социального порядка.[2]

Понятия «цивилизация» и «цивилизованность» (от лат. civis – гражданин) постепенно стали связываться с обеспечением комфортности жизни, достижениями промышленности, науки и техники. На рубеже XVIII и XIX вв. понятия «цивилизация» и «культура» стали употребляться во множественном числе. Речь шла уже не только о культуре, но о культурах разных человеческих сообществ. Это отчетливее всего прозвучало у Й. Г. Гердера. В то же время термин «культура» свободно замещался термином «цивилизация».

В XIX в. начались активные эмпирические исследования различных культур этнографами, археологами, антропологами. Накапливаемый исследовательский материал подвергался теоретическим обобщениям. Стало развиваться антропологическое понимание культуры, поначалу – как историко–этнографическое. Один из основателей культурной антропологии Э. Б. Тайлор считал:

Культура или цивилизация… слагается в своем целом из знания, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества.[3]

В то же время, по его мнению,

…с идеальной точки зрения на культуру можно смотреть как на общее усовершенствование человеческого рода путем высшей организации отдельного человека и целого общества с целью одновременного содействия развитию нравственности, силы и счастья человека.[4]

Источник

Понятие и сущность аккультурации

Вы будете перенаправлены на Автор24

Аккультурация (лат. acculturare от ad «к; приближение» + cultura «образование, развитие») — это процесс взаимовлияния культур, обмен культурными особенностями между этносами, восприятие одним народом полностью или частично культуры другого народа.

Определение понятия «аккультурация»

Под понятием «аккультурация» понимают процесс влияния культур друг на друга, в этом процессе культуры обмениваются своими культурными особенностями. Во время этого взаимодействия культуры постепенно изменяются, но в то же время не теряют своей индивидуальности.

Аккультурация отличается от такого понятия как ассимиляция, во время ассимиляции при взаимодействии культур, одна культура полностью подчиняется другой, более доминантной, менее доминантная культура теряет свой язык и культуру. Однако следует отметить, что аккультурация может быть начальной стадией ассимиляции.

Первым кто стал употреблять этот термин был немецкий ученый этнолог В. Крикенберг. В 1910 году Крикенберг использовал этот термин в одной из своих работ под названием «Illustrierte Völkerkunde», рассказывая о взаимоотношениях культур племен Южной Америки.

Понятие аккультурации является одним из ключевых в современной культурологии. Антропологи Р. Билз, Р. Линтонruen, Р. Редфилд и М. Херсковиц определяли аккультурацию как процесс, в ходе которого группы лиц, имеющие разные культуры, приходят в непрерывное общение с последующими изменениями в оригинальной модели культуры одной или обеих группах.

В 1930-х годах понятие аккультурация стало одним из главным в работах американских ученых антропологов. Это понятие использовалось в эмпирических исследованиях, теоретическом анализе и полевых экспериментах британских и американских ученых.

Постепенно процесс аккультурации стал излучаться более детально. В 1935 была разработана типовая модель исследования аккультурации. В конце 1930-х годов ученые стали изучать особенности культуры-донора и культуры-реципиента. Были выявлены три варианта реакции культуры-реципиента на столкновение с иной культурой:

Готовые работы на аналогичную тему

В дальнейшем эти данные были доработаны. Были проведены исследования процессов комбинации культурных элементов культур, которые вступали во взаимодействие, в результате этого складывались новые культурные модели. Позже были выделены два типа условий, при которых аккультурация может состояться:

До 1950-х годов явление аккультурации изучалась с точки зрения воздействия западной цивилизации на другие культуры. После 50-х стали так же изучаться процессы влияния других культур, например, японской или китайской на другие культуры. Ранее учёные в основном проводили свои исследования относительно того как доминирующая культура влияет на культуру реципиента, позже исследователей заинтересовал обратный феномен, каким образом культура-реципиент оставляет свой след в доминирующей культуре.

Сегодня примеры аккультурации можно встретить достаточно часто. Многие разделённые народы должны приспосабливаться к условиям культурно-языковой среды, при этом им удается сохранить свою индивидуальность, свои культурные особенности и язык. В тех случаях, когда долгая аккультурация не переходит в ассимиляцию, можно говорить о скрытом конфликте между двумя культурными обществами. Бывают и противоположные ситуации, когда в процессе успешной аккультурации появляется угроза полной ассимиляции и потери одной культуры своих отличительных признаков.

Формы аккультурации

Ученые выделяю четыре формы аккультурации, которые так же называются стратегиями:

Под ассимиляцией понимают процесс аккультурации, при котором люди полностью принимают нормы и ценности другой культуры при этом отказываясь от своих собственных.

Сепарация – это процесс в ходе, которого одна культура полностью отрицает другую и сохраняет свои культурные модели. В тех случаях, когда сторонником сепарации выступает доминирующая культура, это процесс носит название сегрегация.

Под маргинализацией понимают процесс в ходе, которого культурное общество теряет свою собственную культурную модель и при этом не обзаводится никакой новой культурной моделью. Это происходит в тех случаях, когда люди не могут поддерживать собственную культурную идентичность, в основном причиной этому выступают внешние причины, народ так же не испытывает желание обзавестись нормами новой культуры, причиной в данном случае может стать сегрегация со стороны доминирующей культуры.

Интеграция – это одна из форм аккультурации, которая предполагает идентификацию как с новой, так и со старой культурой. Во время процесса взаимодействия последствия для культур могут быть как положительными, так и отрицательными.

Факторы аккультурации

Источник

9.4. Аккультурация в межкультурных взаимодействиях

9.4. Аккультурация в межкультурных взаимодействиях

Культурные контакты являются существенным компонентом общения между народами. При взаимодействии культуры не только дополняют друг друга, но и вступают в сложные отношения, при этом в процессе взаимодействия каждая из них обнаруживает свою самобытность и специфику, культуры взаимно адаптируются путем заимствования лучших продуктов. Обусловленные этими заимствованиями изменения вынуждают людей данной культуры приспосабливаться к ним, осваивая и используя новые элементы в своей жизни. Кроме того, с необходимостью адаптации к новым культурным условиям сталкиваются, например, бизнесмены, ученые, на непродолжительное время выезжающие за рубеж и вступающие при этом в контакт с чужой культурой; длительное время живущие в чужой стране иностранные студенты; персонал иностранных компаний; миссионеры, администраторы, дипломаты; наконец, эмигранты и беженцы, добровольно или вынужденно сменившие место жительства, переехавшие в другую страну навсегда, они должны не просто приспособиться, но стать полноценными членами нового общества и культуры. Обычно добровольные мигранты подготовлены к этому лучше, чем беженцы, которые не были психологически готовы к переезду и жизни в чужой стране. В результате этого достаточно сложного процесса человек в большей или меньшей степени достигает совместимости с новой культурной средой. Считается, что во всех этих случаях мы имеем дело с процессом аккультурации.

Исследование процессов аккультурации в начале XX в. было начато американскими культурными антропологами Р. Редфилдом, Р. Линтоном и М. Херсковицем. Сначала аккультурацию рассматривали как результат длительного контакта групп, представляющих разные культуры, который выражался в изменении исходных культурных моделей в обеих группах (в зависимости от удельного веса взаимодействующих групп). Считалось, что эти процессы идут автоматически, при этом культуры смешиваются, и достигается состояние культурной и этнической однородности. Разумеется, реально менее развитая культура изменяется намного больше, чем развитая. Также результат аккультурации ставился в зависимость от относительного веса (количества участников) взаимодействующих групп. Именно в рамках этих теорий возникла знаменитая концепция Соединенных Штатов Америки как плавильного котла культур, согласно которой культуры народов, приезжающих в США, смешиваются в этом котле и в результате образуется новая однородная американская культура.

Постепенно исследователи ушли от понимания аккультурации только как группового феномена и стали рассматривать ее на уровне психологии индивида. При этом появились новые представления об этом процессе, который стал пониматься как изменение ценностных ориентаций, ролевого поведения, социальных установок индивида. Теперь термин «аккультурация» используется для обозначения процесса и результата взаимного влияния разных культур, при котором все или часть представителей одной культуры (реципиенты) перенимают нормы, ценности и традиции другой (культуры–донора).

Так, об этом говорят современные исследования в области аккультурации, которые особенно интенсифицировались в конце XX в. Это связано с настоящим миграционным бумом, переживаемым человечеством и проявляющимся во все возрастающем обмене студентами, специалистами, а также в массовых переселениях. Ведь, по некоторым данным, сегодня в мире вне пределов страны своего происхождения проживает более 100 млн человек.

Основные формы аккультурации. В процессе аккультурации каждый человек одновременно решает две важнейшие проблемы: стремится сохранить свою культурную идентичность и включается в чужую культуру. Комбинация возможных вариантов решения этих проблем дает четыре основные стратегии аккультурации: ассимиляцию, сепарацию, маргинализацию и интеграцию.

? Ассимиляция – это вариант аккультурации, при котором человек полностью принимает ценности и нормы иной культуры, отказываясь при этом от своих норм и ценностей.

? Сепарация есть отрицание чужой культуры при сохранении идентификации со своей культурой.

В этом случае представители недоминантной группы предпочитают большую или меньшую степень изоляции от доминантной культуры. Если на такой изоляции настаивают представители господствующей культуры, это называется сегрегацией.

? Маргинализация означает, с одной стороны, потерю идентичности с собственной культурой, с другой – отсутствие идентификации с культурой большинства.

Эта ситуация возникает из–за невозможности поддерживать собственную идентичность (обычно в силу каких–то внешних причин) и отсутствия интереса к получению новой идентичности (возможно, из–за дискриминации или сегрегации со стороны этой культуры).

? Интеграция представляет собой идентификацию как со старой, так и с новой культурой.

Еще недавно исследователи считали, что наилучшей стратегией аккультурации является полная ассимиляция с доминирующей культурой. Сегодня же целью аккультурации считается достижение интеграции культур, дающее в результате бикультуральную или мультикультуральную личность. Это возможно, если взаимодействующие группы большинства и меньшинства добровольно выбирают данную стратегию: интегрирующаяся группа готова принять установки и ценности новой для себя культуры, а доминантная группа готова принять этих людей, уважая их права, их ценности, адаптируя социальные институты к потребностям этих групп.

Считается, что успешность аккультурации в психологическом аспекте определяется позитивной этнической идентичностью и этнической толерантностью. Интеграции соответствуют позитивная этническая идентичность и этническая толерантность, ассимиляции – негативная этническая идентичность и этническая толерантность, сепарации – позитивная этническая идентичность и интолерантность, маргинализации – негативная этническая идентичность и интолерантность.

Важнейшим результатом и целью процесса аккультурации оказывается долговременная адаптация к жизни в чужой культуре. Она характеризуется относительно стабильными изменениями в индивидуальном или групповом сознании в ответ на требования окружающей среды. Адаптацию обычно рассматривают в двух аспектах – психологическом и социокультурном.

Психологическая адаптация представляет собой достижение психологической удовлетворенности в рамках новой культуры. Это выражается в хорошем самочувствии, психологическом здоровье, а также в четко и ясно сформированном чувстве личной или культурной идентичности.

Социокультурная адаптация заключается в умении свободно ориентироваться в новой культуре и обществе, решать повседневные проблемы в семье, в быту, на работе и в школе. Поскольку один из важнейших показателей успешной адаптации – наличие работы, удовлетворенность ею и уровнем своих профессиональных достижений и, как следствие, своим благосостоянием в новой культуре, исследователи в последнее время в качестве самостоятельного аспекта адаптации выделяют экономическую адаптацию.

Безусловно, аспекты адаптации тесно связаны между собой, но поскольку факторы, влияющие на них, достаточно сильно различаются, к тому же психологическую адаптацию изучают в контексте стресса и психопатологии, а социокультурную – в рамках концепции социальных навыков, то и ее аспекты все же рассматриваются раздельно.

Адаптация может привести (или не привести) к взаимному соответствию личности и среды и может выражаться не только в приспособлении, но и в сопротивлении, в попытке изменить среду своего обитания или измениться взаимно. И спектр результатов адаптации весьма велик – от очень успешного приспособления к новой жизни до полной неудачи всех попыток этого добиться.

Очевидно, что результаты адаптации будут зависеть как от психологических, так и от социокультурных факторов, достаточно тесно связанных друг с другом. Хорошая психологическая адаптация зависит от типа личности человека, событий в его жизни, а также от социальной поддержки. В свою очередь, эффективная социокультурная адаптация зависит от знания культуры, степени включенности в контакты и от межгрупповых установок. И оба этих аспекта адаптации зависят от убежденности человека в преимуществах и успешности стратегии интеграции.

Читайте также

37 ИНТЕГРАЦИЯ, АССИМИЛЯЦИЯ, АККУЛЬТУРАЦИЯ И ТРАНСКУЛЬТУРАЦИЯ

37 ИНТЕГРАЦИЯ, АССИМИЛЯЦИЯ, АККУЛЬТУРАЦИЯ И ТРАНСКУЛЬТУРАЦИЯ Интеграция, ассимиляция, аккультурацияобразуют смысловое поле, объемлющее собой широкий спектр разнообразных явлений, которые возникают при взаимодействии как отдельных индивидов, так и целых социальных

9.2. Структура и средства межкультурных коммуникаций

9.2. Структура и средства межкультурных коммуникаций Все сказанное в достаточной мере объясняет необходимость исследования коммуникации, которая нами рассматривается, прежде всего, с теоретико–культурной точки зрения. Значение этой темы для практики и теории культуры

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *