фанера фбв что это такое
Что такое бакелитовая фанера, ее особенности и применение
Бакелитовая (бакелизированная, «морская») фанера – строительный материал многослойного типа, получаемый из березового шпона, скрепляемого между собой при помощи специальных фенолформальдегидных смол с термической активностью. Имеет особо высокую прочность и износостойкость. Такие исключительные качества, сравнимые данный тип фанеры приобретает в результате особой обработки, заключающейся в пропитывании внутренних и наружных слоев шпона бакелитовым лаком. Материал, получаемый данным способом, обладает улучшенной влагостойкостью и высокими прочностными характеристиками.
Марки и разновидности бакелитовой фанеры
Для достижения лучшей прочности и стойкости к различным видам механического, бактериологического и химического воздействия бакелитовая фанера подвергается ламинированию.
Техническое описание и область применения бакелитовой фанеры вышеуказанных марок представлены в таблице:
Ламинированная бакелитовая фанера имеет очень гладкую, глянцевую, твердую поверхность. За ней легко ухаживать, она очень прочна и не токсична. Может быть гладкой с обеих сторон или гладкой с одной стороны (с другой – сетка). Разновидность последнего типа (с поверхностью гладь-сетка), именуемая транспортной фанерой, применяется для изготовления противоскользящих полов в кузовах грузовых авто.
Фото бакелитовой фанеры
Свойства и технические характеристики
Отличить бакелизированную фанеру от обычной можно по цвету: он немного темнее, с красно-коричневым оттенком.
Стандартные параметры материала:
Одним из главных достоинств бакелитовой фанеры является ее высокая прочность, сравнимая с крепостью высококачественной легированной стали. Кроме того, этот материал обладает и другими положительными свойствами.
К ним относятся:
То есть, оценивая этот материал по пятибалльной шкале, можно присвоить ему «пятерки» в области качества, надежности и практичности. Кроме того, он достоин оценки «отлично» за простоту и удобство в работе с ним. Единственное, за что можно немного снизить баллы при оценке фанеры бакелитового типа – ее высокая стоимость.
Этапы и особенности производства
Компонент «бакелит», использующийся при производстве бакелитовой фанеры, был изобретен в начале 20-го века американским химиком, Лео Хендриком Бакеландом, получившим его из фенола и формальдегида с добавлением конденсирующих веществ щелочного типа.
Сегодня технология производства данного материала состоит из нескольких этапов:
Применение и использование
Благодаря своим исключительным физико-техническим параметрам бакелитовая фанера находит применение в различных промышленных отраслях, включая:
Постройка лодки из фанеры за 2 недели:
Этот материал очень хорошо зарекомендовал себя при возведении легких конструкций, например, летних садовых домиков и, так называемых, «времянок». Также он может использоваться для внутренней и наружной отделки домов.
Учитывая высокую стоимость этого материала, его нецелесообразно использовать в повседневной жизни (создание опалубки из бакелитовой фанеры, несмотря на все ее достоинства и положительные качества – это все-таки скорее роскошь, чем практическая находка), а вот для таких исключительных случаев, как сооружение лодки или катера он подойдет оптимальным образом.
Бакелитовая фанера: свойства, область применения, виды пропитки и обработки
Такие исключительные качества этого строительного материала позволяют использовать его во многих областях производства: судостроение, автомобильной промышленности, а также в профессиональном и частном строительстве.
Пачка листов бакелитовой фанеры огнеупорной и влагостойкой
Технические характеристики
Если говорить о характеристиках бакелизированной (бакелитовой) фанеры, то мы можем особо выделить следующие:
Для усиления всех перечисленных качеств, производится ламинированная бакелизированная фанера, которая имеет глянцевую поверхность с обеих сторон или с одной стороны (чтобы можно было применять ее на объектах, где нужно уменьшить скольжение).
Ламинированная бакелизированная фанера имеет глянцевую поверхность с обеих сторон
Приведем таблицу параметров продукта, выпускаемого российскими производителями:
Длина х Ширина листа, мм | 5700х1250 |
Толщина, мм | 7, 10, 12, 15, 18, 21, 24, 27 |
При этом, ламинированная имеет другие характеристики:
Длина х Ширина, мм | 2440х1220 |
Толщина листа, мм | 4, 6, 9, 12, 15, 18, 21, 24, 27, 30 |
Влажность бакелизированной древесины зависит от толщины: при толщине 5-7 мм – 6%, 10-18 мм – 8%.
Бакелитовой фанерой застилают полы в фургонах
Вес определяют исходя из средней плотности 1217 кг/м3:
Толщина листа, в мм | Вес одного листа, кг |
7 | 25 |
10 | 35,6 |
12 | 42,8 |
15 | 54,54 |
18 | 64,17 |
21 | 75 |
24 | 85 |
Т.к. каждый лист имеет определенный объем, вес бакелитовой фанеры относительно ее плотности очень важен, и, если знать плотность, то можно легко подобрать правильную марку и толщину изделия.
Что такое фанера бакелитовая
Фанера бакелитовая влагостойкая – уникальный по своим свойствам строительный материал. Она изготавливается под воздействием высокой температуры и давления из берёзового или соснового шпона и покрывается спиртовым раствором фенол-формальдегидной смолы (бакелитовым лаком). От других видов фанеры отличается повышенной устойчивостью к влаге, огню, химическим веществам, перепадам температур. При эксплуатации полностью сохраняет свои свойства в течение 10 лет, что обуславливает её широкое применение в различных отраслях промышленности.
Производство и маркировка бакелитовой фанеры
Процесс изготовления листов этого материала, имеющего множество названий (дельта-древесина, бакфанера, морская, судовая, корабельная, ДСП-10, бакелизированная, древесно-слоистый пластик), включает в себя этапы:
На рынке стройматериалов бакфанера представлена марками ФБВ, ФБВ 1, ФБС, ФБС 1, ФБС А, ФБС 1А.
Маркировка отражает следующие моменты:
Марки бакелизированнои фанеры
Марки фанеры | Характеристика марки | Область применения |
ФБС | Наружные слои фанеры пропитываются фенолформальдегидной спирторастворимой смолой. На внутренние слои смола не наносится | Для изготовления конструкций в машиностроении, автомобилестроении, строительстве и судостроении, работающих в атмосферных условиях |
ФБС1 | На наружные и внутренние слои фанеры наносится фенолформальдегидная спирторастворимая смола | — |
ФБВ | Наружные слои фанеры пропитываются фенолформальдегидной водорастворимой смолой. На внутренние слои фанеры смола наносится | Для изготовления внутренних конструкций, применяемых в машиностроении, автомобилестроении и судостроении. При защите наружных поверхностными лакокрасочными покрытиями |
ФБВ1 | На наружные и внутренние слои наносится фенол-формальдегидная водорастворимая смола | Для изготовления конструкций, работающих в атмосферных условиях |
ФБС-А | На наружные и внутренние слои фанеры наносится фенолформальдегидная спирторастворимая смола | — |
ФБС1 — А | На наружные и внутренние слои фанеры (кроме двух поперечных слоев, расположенных симметрично от центрального) наносится фенолформальдегидная | Для изготовления внутренних конструкции, применяемых в автомобилестроении |
Так, бакелитовая фанера ФБС – это стройматериал, изготовленный из шпона, наружные слои которого пропитаны спирторастворимой смолой. Для производства автомобилей она не подходит.
Свойства фанеры с бакелитовым покрытием
Цена бакелизированной фанеры по сравнению с другими её разновидностями довольно высока (от 1900 руб. за 1 лист), но она вполне оправдывается характеристиками этого материала:
Деревообрабатывающая промышленность выпускает листы бакфанеры различных размеров квадратной и прямоугольной формы. Длина одного листа составляет от 1220 до 5700 мм, ширина – от 1220 до 1550 мм. Толщина варьируется от 5 до 40 мм.
Физико-механические показатели бакелизированнои фанеры
Наименование показателя | Толщина фанеры, мм | Значение для марок | |||
ФБС повышенной прочности | ФБС | ФБВ, ФБС-А | ФБС1, ФБВ1, ФБС1-А | ||
1.Предел прочности прирастяжении вдоль волокон наружных слоёв фанеры, МПа, не менее | 5;7 | 88 | 88 | 78,5 | 59 |
10; 12 | 73,5 | 73,5 | — | — | |
14;16;18 | 68,5 | 68,5 | — | — | |
2. Предел прочности при статическом изгибе, МПа, не менее | |||||
поперёк волокон наружных слоев | 7 | 78,5 | 78,5 | 63,5 | — |
10;12 | 80 | 78,5 | 68,5 | — | |
14; 16; 18 | 90 | 88,2 | 78,5 | — | |
вдоль волокон наружных слоев | 10; 12 | 117,5 | 117,5 | 108 | 88 |
14;16;18 | 108 | 108 | 98 | 78,5 | |
3. Предел прочности при скалывании по клеевому слою после кипячения в воде в течение 1 ч, МПа, не менее | 5-18 | 1,76 | 1,76 | 1,47 | 1,47 |
4. Влажность, % | 5-7 | 6 + 2 | |||
10-18 | 8 + 2 | ||||
5. Плотность кг/м2, не более | 5-18 | 1200 |
Применение бакелизированной фанеры во время войны
Узнать и в полной мере оценить, что такое фанера бакелитовая, люди смогли во время Великой Отечественной войны. В 1940-е годы остро стоял вопрос дефицита конструкционных сплавов для сборки военных самолетов, и дельта-древесина – изобретение Якова Аврасина – стала незаменимой. Из нее под руководством Владимира Горбунова были построены скоростные истребители ЛаГГ-1 и ЛаГГ-3, а также изготавливались части крыльев и фюзеляжа для самолетов Ил и Як.
Идея сразу была подхвачена японцами. Легенды о самолетах из фанеры, на которых японские камикадзе атаковали американскую военно-морскую базу Пёрл — Харбор, имеют под собой вполне реальное основание.
Применение бакфанеры в настоящее время
С окончанием войны дельта-древесина перестала быть востребованной в авиации и заняла другие ниши строительной сферы. Некоторые названия этого материала сами говорят о его предназначении: фанера корабельная, морская, судовая. Фанера водостойкая бакелитовая широко используется в судостроении для обшивки корпусов яхт, лодок, катеров.
В грузовом автомобилестроении бакфанера служит материалом для изготовления открытых бортовых кузовов, контейнеров, трейлеров.
Находит она применение в строительстве гидротехнических сооружений – шлюзов, гидравлических затворов и подобных им конструкций.
В гражданском и промышленном строительстве бакелитовая фанера используется для сооружения настилов, перегородок, навесов, арок, ниш, основы для перекрытий, обрешётки крыш, опалубки для наращивания строительных элементов (колонн, армированных плит и др.), облицовки стен пищеблоков и санитарных зон.
Из этого прочного и надёжного материала производятся предметы мебели, а также рекламные щиты и стенды.
Впрочем, окончательно авиацию дельта-древесина не покинула. По сей день, любители планерного спорта применяют её для сооружения безмоторных летательных аппаратов – планёров.
Сорта и марки
Бакелитовая фанера имеет два сорта — в зависимости от смолы, которой пропитывают древесину:
Бакелитовая фанера широко используется в строительстве при изготовлении опалубки
Чтобы наглядно показать способы применения различных подвидов, используем таблицу (марки указаны по порядку: от самой высококачественной до стандартной):
Марка | Характеристики | Применение |
ФБС | Все слои шпона пропитаны полностью. Не допустимы сколы, вмятины или непроклеенные участки. | Строительство судов, автомобилей,стадионов, портов и других сооружений специального назначения, где требуется легкость и, одновременно, высочайшая прочность и устойчивость к проявлениям внешней среды. |
ФБС-1 | Смола наносится не пропитыванием, а промазыванием, поэтому прочность ниже. | Строительство подиумов, сцен, торговых центров, небольших судов, автомобилей и др. |
ФБС-1А | Промазаны только продольные слои; слабая устойчивость к воздействию окружающей среды; преимуществом является цена. | Работы отделочного характера. |
ФБВ | Полная пропитка внешних слоев, внутренние слои только промазываются. Слабая водонепроницаемость и устойчивость к условиям внешней среды. | Агрегаты и соединения внутри машин, внутренняя отделка зданий, в наружных работах возможно использование только после доп. обработки специальными средствами. |
ФБВ-1 | Слои древесины только промазываются, без использования процесса пропитки. | Рекомендуется использовать только как прочный материал, не предназначенный для использования в наружных работах, и без дополнительных требований стойкости к условиям окружающей среды. |
Стоит отметить, что, несмотря на различные свойства, все сорта и марки бакелитовой фанеры соответствуют ГОСТ 11539-83 и подлежат обязательной проверке качества при производстве и выпуске продукции, а также, сертификации производителем. Чтобы у покупателя не осталось никаких сомнений в качестве изделия, на производстве каждый лист маркируется – впрессовывается этикетка завода-изготовителя, а также обозначения сорта и вида. Гарантийный срок бакелитовой фанеры — не менее 5 лет.
Марки бакелизированной фанеры
Древесный продукт разделяется по своим техническим характеристикам, приобретенным в процессе изготовления, на два класса – ФБВ и ФБС.
При этом можно встретить листы таких марок:
Стандартная литера «Ф» обозначает тип материала – фанеру, «Б» — свидетельство нанесенного бакелитового покрытия; «В» — сигнализирует о добавке водорастворимой смолы при пропитке листов; «С» — символ использования спирторастворимой смолы при производстве. Цифру «1» добавляют к маркировке, если все слои были подвержены пропитке. Фанера марки ФБС 1А – марка, подходящая для использования в производстве автомобилей.
От чего зависит цена
Цена на бакелизированную фанеру, благодаря ее исключительным качествам, гораздо выше, чем на обычную, но, как советуют профессионалы, лучше использовать именно ее.
Производители бакелитовой фанеры в России, при формировании цены, прежде всего, ориентируются на:
Но, всегда можно найти оптимальное соотношение цены и качества, например, покупка более толстого листа обойдется дешевле, чем два тонких.
Способ применения
Для внутренней и внешней отделки стен бакелитовая фанера крепится к заранее оштукатуренным, бетонным основаниям с помощью различных мастик, например, дефинольной.
Узнать о том, как из бакелитовой фанеры делают лодки можно на видео:
Применение
Бакелизированная фанера незаменима при строительстве лодок, яхт, морских контейнеров, обшивки судов. Также, легко может применяться в портах, доках, при строительстве стадионов, сцен, автомобильных подиумов. Особо можно отметить применение во внешней и внутренней отделке промышленных объектов, зданий заводов, торговых центров, частных домов, особенно в неблагоприятном климате.
Влагостойкую бакелитовую фанеру применяют при строительстве лодок и яхт
Очень популярна бакелитовая фанера для производства фургонов, обшивки полов в транспортных средствах, а также, для строительства садовых домиков, летних кухонь, «времянок».
Имея столько необыкновенных качеств, влагостойкая бакелитовая фанера может использоваться везде, где требуются такие свойства материала, как легкость, прочность, устойчивость к внешним условиям окружающей среды. Единственный недостаток – достаточно высокая цена, поэтому стоит продумать заранее — действительно ли необходимо использовать именно бакелизированную фанеру, а после, тщательно распланировать расходы.
Вам помогла статья? (14 оценок, среднее: 4,71 из 5)
Области применения
Фанера применяется как конструкционный материал в машиностроении, судостроении, строительстве. Из неё изготавливают:
Для внешних слоев материала используется шпон II и III сортов, пропитка смолой придает его поверхности высокое качество.
Рассматриваемая фанера различается по нескольким признакам:
Ниже подробно ознакомимся со всеми ее видами.
Тип пропитки
Итак, в зависимости от типа пропитки шпона, изделие различается на следующие виды:
Совет! Чтобы увеличить долговечность листов, можно дополнительно обработать их водостойкой пропиткой для деревянных поверхностей.
Фанерные листы ФБВ
Вид обработки
В зависимости от вида обработки наружной поверхности, рассматриваемый материал делится на следующие типы:
Вот, собственно, и все основные разновидности изделия. Инструкция по выбору предельно простая – прежде всего, нужно определиться с основными требованиями к фанере и условиями, в которых она будет эксплуатироваться, послед чего можно подобрать наиболее подходящий ее тип.
Что такое фанера бакелитовая
Фанера бакелитовая влагостойкая – уникальный по своим свойствам строительный материал. Она изготавливается под воздействием высокой температуры и давления из берёзового или соснового шпона и покрывается спиртовым раствором фенол-формальдегидной смолы (бакелитовым лаком). От других видов фанеры отличается повышенной устойчивостью к влаге, огню, химическим веществам, перепадам температур. При эксплуатации полностью сохраняет свои свойства в течение 10 лет, что обуславливает её широкое применение в различных отраслях промышленности.
Производство и маркировка бакелитовой фанеры
Процесс изготовления листов этого материала, имеющего множество названий (дельта-древесина, бакфанера, морская, судовая, корабельная, ДСП-10, бакелизированная, древесно-слоистый пластик), включает в себя этапы:
На рынке стройматериалов бакфанера представлена марками ФБВ, ФБВ 1, ФБС, ФБС 1, ФБС А, ФБС 1А.
Маркировка отражает следующие моменты:
Марки бакелизированнои фанеры
Марки фанеры
Характеристика марки
Область применения
Наружные слои фанеры пропитываются фенолформальдегидной спирторастворимой смолой. На внутренние слои смола не наносится
Для изготовления конструкций в машиностроении, автомобилестроении, строительстве и судостроении, работающих в атмосферных условиях
На наружные и внутренние слои фанеры наносится фенолформальдегидная спирторастворимая смола
Наружные слои фанеры пропитываются фенолформальдегидной водорастворимой смолой. На внутренние слои фанеры смола наносится
Для изготовления внутренних конструкций, применяемых в машиностроении, автомобилестроении и судостроении. При защите наружных поверхностными лакокрасочными покрытиями
На наружные и внутренние слои наносится фенол-формальдегидная водорастворимая смола
Для изготовления конструкций, работающих в атмосферных условиях
На наружные и внутренние слои фанеры наносится фенолформальдегидная спирторастворимая смола
На наружные и внутренние слои фанеры (кроме двух поперечных слоев, расположенных симметрично от центрального) наносится фенолформальдегидная
Для изготовления внутренних конструкции, применяемых в автомобилестроении
Так, бакелитовая фанера ФБС – это стройматериал, изготовленный из шпона, наружные слои которого пропитаны спирторастворимой смолой. Для производства автомобилей она не подходит.
Свойства фанеры с бакелитовым покрытием
Цена бакелизированной фанеры по сравнению с другими её разновидностями довольно высока (от 1900 руб. за 1 лист), но она вполне оправдывается характеристиками этого материала:
Деревообрабатывающая промышленность выпускает листы бакфанеры различных размеров квадратной и прямоугольной формы. Длина одного листа составляет от 1220 до 5700 мм, ширина – от 1220 до 1550 мм. Толщина варьируется от 5 до 40 мм.
Физико-механические показатели бакелизированнои фанеры
Наименование показателя
Толщина фанеры, мм
Значение для марок
ФБС повышенной прочности
ФБВ, ФБС-А
ФБС1, ФБВ1, ФБС1-А
1.Предел прочности прирастяжении вдоль волокон наружных слоёв фанеры, МПа, не менее
2. Предел прочности при статическом изгибе, МПа, не менее
поперёк волокон наружных слоев
вдоль волокон наружных слоев
3. Предел прочности при скалывании по клеевому слою после кипячения в воде в течение 1 ч, МПа, не менее
4. Влажность, %
Применение бакелизированной фанеры во время войны
Узнать и в полной мере оценить, что такое фанера бакелитовая, люди смогли во время Великой Отечественной войны. В 1940-е годы остро стоял вопрос дефицита конструкционных сплавов для сборки военных самолетов, и дельта-древесина – изобретение Якова Аврасина – стала незаменимой. Из нее под руководством Владимира Горбунова были построены скоростные истребители ЛаГГ-1 и ЛаГГ-3, а также изготавливались части крыльев и фюзеляжа для самолетов Ил и Як.
Применение бакфанеры в настоящее время
С окончанием войны дельта-древесина перестала быть востребованной в авиации и заняла другие ниши строительной сферы. Некоторые названия этого материала сами говорят о его предназначении: фанера корабельная, морская, судовая. Фанера водостойкая бакелитовая широко используется в судостроении для обшивки корпусов яхт, лодок, катеров.
В грузовом автомобилестроении бакфанера служит материалом для изготовления открытых бортовых кузовов, контейнеров, трейлеров.
Находит она применение в строительстве гидротехнических сооружений – шлюзов, гидравлических затворов и подобных им конструкций.
В гражданском и промышленном строительстве бакелитовая фанера используется для сооружения настилов, перегородок, навесов, арок, ниш, основы для перекрытий, обрешётки крыш, опалубки для наращивания строительных элементов (колонн, армированных плит и др.), облицовки стен пищеблоков и санитарных зон.
Из этого прочного и надёжного материала производятся предметы мебели, а также рекламные щиты и стенды.
Впрочем, окончательно авиацию дельта-древесина не покинула. По сей день, любители планерного спорта применяют её для сооружения безмоторных летательных аппаратов – планёров.