Если самозанятый не предоставил чек организации что делать
Риски бизнеса при работе с самозанятыми
Что может пойти не так. Исполнитель не был самозанятым или лишился своего статуса, а вы не узнали об этом вовремя. Вы заключили сделку и перевели деньги, считая, что самозанятый сам заплатит за себя налоги.
Чем грозит. Если вы заключили сделку с физическим лицом, то обязаны заплатить за него страховые взносы и перечислить в бюджет НДФЛ. Это придется сделать, когда обнаружится, что исполнитель выступал просто как частное лицо, и не был плательщиком налога на профессиональный доход.
Если это упущение обнаружите не вы, а налоговая, то сверху заплатите штраф — 20% от суммы неуплаченного НДФЛ.
Как избежать. Чтобы не платить страховые взносы, НДФЛ и штраф, убедитесь, что вы действительно работаете с самозанятым.
Что может пойти не так. Самозанятый не выдал вам чек или вы не сохранили его в электронном или бумажном виде. Еще в чеке могут быть ошибки: указана неправильная сумма, неверный ИНН или название организации-плательщика.
Чем грозит. Без чека вы не сможете подтвердить расходы на оплату самозанятому. Ваш бухгалтер просто не сможет отчитаться перед налоговой за такие траты.
Это грозит лишними расходами. Например, если вы платите налог на прибыль, то придется включить платеж в налоговую базу и перечислить в бюджет до 20% от суммы. А если работаете на упрощенке «Доходы минус расходы», то не сможете уменьшить налоговую базу по УСН на сумму выплаты и снова переплатите.
Как избежать. Чтобы учесть выплаты самозанятым и уменьшить свою налоговую базу, позаботьтесь о получении корректных чеков.
Что может пойти не так. Самозанятый сотрудничает с вами по договору оказания услуг, выполнения работ, поставки товаров или аренды. Но налоговая решит, что исполнитель — ваш сотрудник. Инспектор посчитает, что так вы маскируете трудовые отношения, и потребует устранить нарушение.
Чем грозит. Если налоговая заподозрит, что самозанятый — сотрудник вашей компании, она переквалифицирует договор с ним в трудовой. Тогда вы лишитесь льгот и перейдете со спецрежима на общую систему налогообложения. Так может произойти, если вы применяете УСН, ЕНВД или ПСН, и близки к граничному значению численности персонала.
Как избежать. Соблюдайте все рекомендации по оформлению гражданско-правового договора, не допускайте в нем признаки трудовых отношений. В договоре не должно быть графика работы и привязки к конкретному рабочему месту. Оплату привязывайте не к процессу работы, а к ее результатам, обязательно указывайте определенный срок действия договора.
Что может пойти не так. Закон не запрещает заключать договор с самозанятым, если он до этого он был наемным сотрудником в вашей компании. Но есть ограничения: налоговые льготы не распространяются на действующих и бывших сотрудников. Если самозанятый был у вас в штате в последние два года или, работая у вас, оказывает часть услуг как подрядчик, то налоговая потребует перечислять за него НДФЛ и платить страховые взносы.
Чем грозит. Когда вы заключите договор с действующим или бывшим сотрудником, налоговики увидят, что выплаты ему освобождены от налогов. Это нарушает закон о самозанятых, ведь льготы по этому спецрежиму не распространяются на поступления от действующего или бывшего работодателя. Вы заплатите страховые взносы и НДФЛ по всем расчетам с самозанятым. А за их несвоевременную уплату налоговая взыщет штраф — 20% от суммы.
Еще налоговая может переквалифицировать договор с самозанятым в трудовой. Это произойдет, если сотрудник продолжит выполнять свои должностные обязанности как самозанятый, а вы не станете платить за него страховые взносы и перечислять НДФЛ. Тогда за нарушение трудового законодательства придется заплатить штраф. Он составляет 5000–10 000 ₽ для ИП, 10 000–20 000 ₽ — для должностных лиц и 50 000–100 000 ₽ — для юрлиц. Это наказание за уклонение от оформления трудовых отношений и замену трудового договора гражданско-правовым. Решение о штрафе может принять трудовая инспекция, когда придет с внеплановой проверкой.
Как избежать. Заключайте договоры с исполнителями, которые не были связаны с вашей компанией трудовыми отношениями. Правильно формулируйте содержание договора, условия сделки и оплаты. Если же работаете со своими сотрудниками, как с самозанятыми, платите страховые взносы и перечисляйте за них НДФЛ.
За что штрафуют самозанятых
Стоит ли опасаться, что все поступления на карту самозанятого будут автоматически облагаться налогом? В каком случае самозанятый теряет всю заработанную сумму или её часть?
Я перешла на новый налоговый режим год назад и за это время разобралась во всех рисках. Расскажу, что считается нарушениями, а что — нет, и какое наказание грозит за ошибки.
Начнем с того, как правильно работать в статусе самозанятого. Брать деньги с клиентов и платить налог нужно по следующей схеме:
Вы нарушите правила, если попытаетесь скрыть или занизить доход, несвоевременно внесете запись в приложение или откажетесь выдавать чек клиенту, не заплатите налог вовремя. Разберемся, как это скажется на самозанятом.
Банки, сотрудничающие с ФНС, предлагают самозанятым оформить отдельную карту для доходов от профессиональной деятельности. Если вы привязали такую карту к приложению «Мой налог», то все входящие платежи автоматически считаются вашим доходом от профессиональной деятельности, а чек формируется автоматически. Так что не стоит использовать карту для личных расчетов.
Но если вы не подключились к партнерской программе, то вручную указываете в приложении доходы от самозанятости и не вносите частные платежи. Например, переводы от родных и друзей, деньги от продажи вещей на Avito или возврат долга.
Как штрафуют за нарушения. Если вы скроете часть доходов и снизите сумму налога от профессиональной деятельности, то вас могут оштрафовать. В Налоговом кодексе РФ для этого появилась отдельная статья:
На каждый платеж вы формируете чек. Причем обязаны делать это в определенные сроки:
Есть уточнение: если посредник сам выдает кассовые чеки покупателям, то вы не обязаны передавать им свои чеки из приложения «Мой налог». Достаточно внести всю сумму дохода в приложение, чтобы рассчитать налог, а чек на общую сумму выдать посреднику.
Собрать данные по всем сделкам самозанятого в один отчет может и посредник. Так, сервис Яндекс. Такси учитывает все расчеты с пассажирами в течение месяца, потом формирует единый чек для самозанятого водителя и отправляет его в приложение «Мой налог». Таксисту не нужно вести учет, собирать информацию об оплаченных поездках и выдавать чеки клиентам.
Чек можно выдать либо на бумаге, отправив на печать прямо из приложения, либо в электронном виде — по email или SMS, в соцсетях или мессенджерах. Еще один вариант — показать чек на экране компьютера или телефона, чтобы клиент мог отсканировать QR-код.
Когда клиент просит чек, нужно его выдать любым удобным способом. Если клиент ничего не запросил, стоит предложить чек и уточнить, как его лучше отправить.
Необязательно навязывать чек и выпытывать у клиента номер телефона или адрес электронной почты. Но если вы общаетесь, то можете отправить ссылку на чек во ВКонтакте, Facebook или Whatsapp. Объясните, что по закону самозанятые должны выдавать чеки, плательщика это ни к чему не обязывает.
Как штрафуют за нарушения. Нарушение — отсутствие чека в приложении. Если его выявили впервые, то заплатите пятую часть заработанной суммы, если второй раз — отдадите всю сумму целиком.
Если данные о доходе самозанятого не передал в ФНС посредник, то ему грозит штраф — 20% от суммы сделки, но не менее 200 ₽. Самозанятого при этом не накажут.
Опять же о применении штрафов на практике пока не сообщали. Но помните: налоговики вправе проверить ваши записи в приложении за прошлые периоды.
Как избежать наказания. Создавайте чеки при каждой продаже и предлагайте их клиентам. Если клиент категорически откажется, а потом пожалуется на вас в налоговую — сможете предоставить переписку о том, что предлагали чек. Но главные подтверждение — сам документ в приложении «Мой налог».
Налог рассчитывается в приложении автоматически. Если в течение месяца дохода не было, то и налога не будет.
Уведомление с суммой за прошлый месяц приходит до 12-го числа каждого месяца в приложении, налог вы платите до 25-го числа того же месяца. Например, 10 марта я получила уведомление, а деньги перечислила до 25 марта.
Если налог менее 100 ₽, то он переносится на следующий месяц. В первый месяц тоже платить не надо — если вы стали самозанятым в апреле, то налог за апрель и май платите в июне.
Внести деньги без комиссии можно онлайн с карты любого банка, по реквизитам в квитанции или подключить в банке-партнере автоплатеж. Деньги поступают в налоговую, а в приложении появится сообщение об оплате налога.
Как штрафуют за нарушения. Если вы не заплатите налог в срок, то вас оштрафуют. Налоговики посчитают долги в течение 10 дней. И уже 5-го числа следующего месяца уведомляют о задолженности и необходимости оплатить пени.
Размер пени за каждый календарный день просрочки — 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ от суммы задолженности. Отсчет идет с 26-го числа и до дня погашения долга.
Сумма пеней рассчитывается автоматически, вы увидите ее в приложении. Причем банки, где вы обслуживаетесь, тоже получат эту информацию. Напомнят вам о задолженности и предложат ее оплатить.
Если вы заплатили вовремя, но в приложении висит задолженность — не всегда нужно переживать. Возможно, сведения зависли в пути — если вы платили с карты, то на обработку платежа уходит до 10 дней, по квитанции — до 20 дней.
Не беспокойтесь, если внесли деньги вовремя: датой оплаты налога считают тот день, когда деньги ушли с вашей карты или вы их внесли по квитанции. Информация дойдет до налоговой, и запись о долге пропадет без пени и штрафов.
Налог и пени менее 1 ₽ нельзя оплатить картой в приложении. Можно распечатать квитанцию и оплатить этот мелкий долг в любом банке или отсканировав QR-код через мобильный интернет-банк или банкомат.
Как избежать наказания. Платите вовремя, не откладывайте расчеты с ФНС на потом и регулярно заглядывайте в приложение «Мой налог».
Не очень удобно, что до сих пор не сделали оповещение об уведомлениях в приложении. Если не открывать его, можно пропустить важное сообщение. Поставьте напоминание в календаре и заходите в приложение с 12 по 25 число каждого месяца.
Еще можно сразу подключить автоплатеж с карты, чтобы наверняка не пропустить сроки уплаты налога. Тогда банк-партнер самостоятельно выполнит расчеты с ФНС. О предстоящих списаниях с карты банк предупредит заранее по SMS за несколько дней до уплаты налога.
Плательщик НПД может лишиться этого статуса по ряду причин:
В таких случаях статус самозанятого аннулируют с того момента, как вы нарушили условие. При этом доход, полученный вне статуса плательщика НПД, будет облагаться другими налогами. Физлица платят НДФЛ, ИП — меняют налоговый режим.
Пример
Моя знакомая решила совмещать УСН и НПД: зарегистрировалась как самозанятая и не поменяла налоговый режим в течение месяца. Но она не могла одновременно сдавать коммерческую недвижимость, уплачивая УСН, и давать консультации как самозанятая. Ее принудительно лишили статуса плательщика НПД. Пришлось сниматься с учета как самозанятый, аннулировать чеки, писать заявление на возврат налога и платить налог по УСН.
Штрафов за неправильный выбор налогового режима нет. Но налог пересчитывают по другой системе налогообложения, а ИП дополнительно заплатит страховые взносы. Налог на профессиональный доход за тот период, когда вы не имели права быть самозанятым, можно вернуть, написав заявление в ФНС.
Сбой в приложении. Не надо опасаться наказания, если не удалось выдать чек или оплатить налог в приложении «Мой налог» из-за технического сбоя или профилактических работ. Просрочка из-за проблем с приложением не считается нарушением, если вы в течение дня после устранения сбоя сделает все, что нужно. Налоговики предупреждают о плановых работах в приложении и предлагают альтернативные варианты входа в личный кабинет.
Отмена сделки. В приложении вы можете аннулировать чек, если пришлось вернуть заказчику деньги. Самозанятый не платит налог с дохода, который не получал. В следующем месяце сумму налога скорректируют — если вы уменьшили свой доход за прошлые периоды, то это учтут. Никаких ограничений для отмены сделки нет, можно аннулировать чек даже на сумму, полученную год назад.
Начисление налога с личных поступлений. Такого не произойдет по желанию налоговиков. Внимание проверяющих может привлечь только жалоба от конкурента или недовольного клиента. Тогда есть риск, что они проведут контрольную закупку и проверят ваши прошлые сделки и расчеты, запросив данные у банков. Но бояться нечего, если будете соблюдать три правила: вносить все доходы в приложение, выдавать чеки клиентам и платить налог вовремя.
Блокировка счета. Центробанк разъяснил, что банкам нельзя блокировать личные карты самозанятых из-за дохода от профессиональной деятельности. Но лучше узнать, есть ли в банке специальное приложение для самозанятых и завести отдельную карту для доходов от клиентов. Но ее отсутствие не помешает вам брать деньги у клиентов на любые свои счета, карты и кошельки, главное — вносить эту информацию в приложение «Мой налог».
«Что делать, если самозанятый не выдал чек»
Что будет, если самозанятый не выдал чек
Согласно пункту 1 статьи 14 закона № 422-ФЗ, плательщики налога на профессиональный доход обязаны выдавать клиентам чеки, сформированные в приложении «Мой налог », вне зависимости от организационно-правовой формы контрагента. То есть выдать чек нужно как физическому лицу, так и юридическому.
При наличном расчете или расчете с помощью электронных средств платежа самозанятые формируют чеки в момент оплаты, а при безналичном расчете — до 9 числа следующего месяца.
Важно! Чек формируется в несколько нажатий в приложении «Мой налог», другие сторонние ПО не используется. Документ распечатывают и отдают в бумажной форме, отправляют в формате PDF на электронную почту заказчика или передают QR-код для считывания на электронном устройстве клиента.
Если самозанятый не выдает заказчику чек, то он понесет ответственность за уклонение от уплаты налогов. В статье 129.13 НК РФ сказано, что за первое нарушение плательщиков НПД штрафуют на 20% от суммы платежа, а за повторное нарушение в течение 6 месяцев — на 100%.
Пример: Василий настроил контекстную рекламу ООО «Сенат» и получил 20 тысяч рублей. Он забыл выдать чек и занести доход в приложение «Мой налог». После разбирательства налоговая выписала штраф на 4 тысячи рублей — 20% от суммы сокрытого дохода.
Через 3 месяца Василий совершил аналогичную оплошность — не зафиксировал получение 30 тысяч рублей от ИП Боровкова С. А. Налоговая обязала Василия уплатить штраф в размере 30 000 рублей — 100% от сокрытого дохода за повторное нарушение в течение 6 месяцев после первого.
Василию для работы и учета личных расходов следует завести отдельные счета. Например, открыть Кошелек от Самозанятые.рф. Это электронный кошелек для получения вознаграждений от заказчиков. Система автоматически учитывает доходы, переносит их в приложение «Мой налог» и отправляет чеки клиентам. Сервис заработает в конце апреля 2021 года.
Что делать, если самозанятый не выдал чек юрлицу
Чек самозанятого при работе с юридическими лицами — обязательный документ, позволяющий последним подтвердить расходы и снизить налогооблагаемую базу по применяемому налогу. При безналичном расчете исполнитель передает документ до 9 числа следующего месяца, при наличном — в момент оплаты.
Важно! Чек из приложения «Мой налог» — обязательный для учета расходов при определении налоговой базы документ. Его нельзя заменить актом, об этом налоговые органы рассказали в пункте 4 письма от 20 февраля 2019 года № СД-4-3/2899@.
Что будет, если не получить чек
Из-за отсутствия чека юридические лица и индивидуальные предприниматели не могут подтвердить расходы и снизить базу налогообложения. Это приводит к дополнительным расходам, а ведь эти деньги можно потратить на развитие бизнеса.
Поэтому при оплате от юридического лица или индивидуального предпринимателя самозанятый обязан выдавать чек.
Самозанятый не выдал чек: налоговые последствия у организации
Организация – заказчик выплачивает вознаграждение самозанятому лицу за работу, выполненную по договору подряда. При получении оплаты за свою работу самозанятый должен выдать организации чек. К каким налоговым последствиям для организации приведет его отсутствие, напомнила ФНС в письме от 12.08.2021 № КВ-4-20/11364@.
НДФЛ и страховые взносы с выплат самозанятому
По общему правилу заказчики, которые привлекают самозанятых лиц к выполнению работ или оказанию услуг на основании гражданских договоров, при выплате им вознаграждений не должны:
Но это правило применяется, только если при привлечении самозанятых к выполнению работ или оказанию услуг соблюдены следующие условия:
Получив деньги от заказчика, самозанятый обязан через мобильное приложение «Мой налог» сформировать чек и обеспечить его передачу заказчику в электронном или в бумажном виде.
При этом для организаций наличие чека, сформированного плательщиком НПД, является обязательным, чтобы учесть расходы по налогу на прибыль (письмо Минфина от 31.03.2021 № 03-11-11/23570).
Последствия по НДФЛ и страховым взносам при отсутствии чека самозанятого
Если самозанятый не выдаст организации чек, у нее возникнет необходимость начислить страховые взносы с его вознаграждения. При наличии же у организации упомянутого чека, обязанности по исчислению и уплате страховых взносов с такой суммы выплат у нее не возникает.
Новинка!
Составьте за 5 минут юридически верный договор с плательщиком НПД в сервисе Правильный договор от бератора. В новой форме договора на выполнение подрядных работ с самозанятым лицом предусмотрены все перечисленные условия, которые обязательно надо включить в текст договора.
Что касается НДФЛ, то наличие чека на удержание этого налога не влияет. Поскольку самозанятые лица освобождаются от налогообложения НДФЛ в отношении доходов, являющихся объектом налогообложения налогом на профессиональный доход. Поэтому, в любом случае исчисление и удержание сумм НДФЛ налоговым агентом в отношении доходов, облагаемых НПД, не производятся (письмо ФНС от 12.08.2021 № КВ-4-20/11364@).
Как компаниям работать с самозанятыми
С 1 января 2019 года в четырех субъектах РФ — в Москве, Московской области, Калужской области и Республике Татарстан — проходит налоговый эксперимент. Те, кто предпочитает работать на себя, может легализоваться в качестве самозанятого и платить налог на профессиональный доход. Юрлица уже поняли, что с самозанятыми сотрудничать выгодно. Осталось только разобраться, как это делать.
В конце ноября 2018 года президентом был подписан пакет законов о проведении эксперимента по введению налога на профессиональный доход (НПД). Чиновники прописали условия для легализации, прежде всего — ставку налога. Так, если самозанятые оказывают услуги или продают товары физлицам, то ее размер составляет 4 %. В случае оказания услуг или продажи товаров юрлицам или ИП, ставка чуть выше — 6 %.
В чем выгода сотрудничества с самозанятыми?
Когда компания работает с физлицом, например, в рамках договора ГПХ или по трудовому договору, то она платит за него НДФЛ в размере 13 % плюс начисляет на его вознаграждение страховые взносы. При сотрудничестве с официально зарегистрированным самозанятым платить за него налог компании не нужно — эта обязанность ложится на самого самозанятого. Налог будет составлять 6 % от каждой сделки с юрлицом.
Некоторые компании, почувствовав эту выгоду, стали задумываться о «переводе» своих работников в статус самозанятых. Но Минфин в одном из своих писем (Письмо Минфина РФ от 01.02.2019 N 03-11-11/5884) пояснил, что такое переоформление невозможно. Федеральный закон от 27.11.2018 № 422-ФЗ не запрещает применение спецрежима для самозанятых для физлиц, которые заключили трудовой договор с юрлицом. Однако есть одно условие: это юрлицо не должно быть заказчиком услуг или работ по договору ГПХ для указанных физлиц и не должно являться их работодателем менее двух лет назад. То есть юрлицо может работать с самозанятым, который является его бывшим сотрудником, но при условии, что с момента увольнения последнего прошло не менее двух лет.
Таким образом, уволить работников и заключить с ними в дальнейшем договоры ГПХ как с самозанятыми, чтобы сэкономить на уплате взносов и НДФЛ, не получится.
Договор между юрлицом и самозанятым. Какие условия прописать?
Федеральный закон от 27.11.2018 № 422-ФЗ не регулирует гражданско-правовые отношения сторон сделки и порядок их оформления. Поэтому налоговики в данном вопросе советуют руководствоваться нормами гражданского законодательства.
Составляя договор с самозанятым, можно ориентироваться на любой договор ГПХ, который вы используете в работе с другими контрагентами. Он должен включать следующие положения:
Помимо стандартных пунктов, перечисленных выше, стоит учесть несколько важных деталей.
Во-первых, не забудьте указать в договоре, что исполнителем является гражданин, зарегистрированный в качестве самозанятого. Венера Камалова, главный эксперт Совета по предпринимательству при Президенте Республики Татарстан, также рекомендует внести в договор сведения о его регистрации. Кроме того, она обращает внимание на то, что в тексте договора следует:
Когда договор между самозанятым и юрлицом может быть устным?
В Письме ФНС РФ от 20.02.2019 N СД-4-3/2899@ уточняется, что письменный договор не нужен, если услуга оказывается по сделке, исполняемой немедленно при заключении договора. В этом случае заключение договора будет подтверждаться уплатой заказчику денег за оказанные услуги.
При расчетах, связанных с получением доходов от реализации услуг, являющихся объектом налогообложения НПД, самозанятый должен сформировать и передать компании-заказчику чек (ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ). В нем содержатся такие сведения, как наименование оказанных услуг и ИНН юрлица или ИП, который является заказчиком услуг.
Таким образом компания, как заказчик, может подтвердить свои затраты на оплату услуг с помощью полученного чека.
Прежде чем заключить договор с самозанятым, убедитесь в том, что он действительно имеет этот статус. Сделать это можно двумя способами:
ФНС напоминает компаниям о том, что налог на профессиональный доход не имеет какие-либо особенности в оформлении платежных документов. Поэтому их оформление при перечислении денег за товары или услуги, которые предоставил самозанятый, происходит в общепринятом порядке.
Вычитаем расходы на услуги самозанятого из налоговой базы
Компания может уменьшить налог к уплате на сумму расходов на услуги самозанятого только в одном случае — если у нее будет чек от самозанятого. При взаимодействии юрлица / ИП и самозанятого чек, по сути, играет роль акта выполненных работ. Поэтому компания может принять его к учету.
Для самого самозанятого формирование чека не составляет большого труда — все происходит автоматически в приложении «Мой налог».
Тем не менее на тему чека возникает немало частных вопросов. На большинство из них налоговики уже успели ответить.
Можно ли компании принять к учету затраты не на основании чеков от самозанятых, а по актам в конце месяца?
Ссылаясь на ч. 8 — 10 ст. 15 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ, ФНС однозначно отвечает, что наличие чеков обязательно — без них нельзя учесть суммы, уплаченные налогоплательщику, при определении налоговой базы. При этом не исключается оформление акта, в котором обозначены период или дата оказания услуги, что тоже влияет на отражение расходов в налоговом учете. Тем не менее акт сам по себе является лишь дополнением к чеку.
Требуется ли распечатка чеков?
Распечатывать не обязательно, так же как и хранить чек можно в любой удобной форме — бумажной или электронной.
Электронный чек обладает той же силой, что и бумажный. Он содержит аналогичную информацию, в частности, уникальный идентификационный номер, который присваивает ФНС. По этому номеру чек можно проверить (ч. 4 — 6 ст. 14 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ).
Каков срок передачи чека от самозанятого и чем грозит его непередача?
Согласно ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ, передача чека происходит в момент расчета, если этот расчет производится наличными или с использованием электронных средств платежа.
Но есть и иные формы расчета. В таких случаях с передачей чека нужно успеть до 9-го числа месяца, следующего за тем, в котором была произведена оплата.
Подписывайте документы с физлицами и самозанятыми удаленно. Для старта нужен только браузер и удаленная идентификация личности.
Если в процессе взаимодействия между самозанятым и юрлицом участвует посредник, то тогда формированием чека занимается именно он. При этом у посредника должна быть обязанность применять контрольно-кассовую технику.
Поскольку в ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ прописана обязанность самозанятого передавать заказчику чек, то игнорирование этой обязанности может привести к тому, что заказчик уведомит о нарушении ФНС. Нужно помнить, что только наличие чека позволяет компании вычесть расходы на услуги самозанятого из налоговой базы. Поэтому она очень заинтересована в том, чтобы передача чеков осуществлялась бесперебойно.
Что делать, если самозанятому пришлось вернуть деньги и аннулировать чек?
ФНС обращает внимание, что в таком случае компании тоже придется аннулировать чек. Ей также нужно будет внести изменения в суммы расходов, учитываемых при расчете налоговой базы. Порядок корректировки зависит от режима налогообложения, который применяет компания.
ИП, с которым работает компания, переходит на НПД. Нужно ли перезаключать договор?
Разъяснения по этому вопросу ФНС дала в Письме ФНС от 20.02.2019 № СД-4-3/2899@. Специалисты считают, что перезаключение договора не нужно, если это не влияет на соблюдение существенных условий договора. Если же условия меняются, то договор стоит перезаключить.
Есть еще ряд ситуаций, когда налоговики рекомендуют оформить дополнительное соглашение. Речь идет о случаях, когда исполнитель договора являлся плательщиком НДС и цена его услуг включала этот налог.
Так, например, согласно ч. 9 ст. 2 Федерального закона № 422-ФЗ ИП, применяющие НПД, не платят НДС, кроме НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией. Поэтому, если по договору стоимость реализации товаров включала в себя НДС, то заключение допсоглашения позволит урегулировать цены. В этом документе важно прописать, что ИП начал применять НПД с определенной даты.
Самозанятый превысил лимит дохода и потерял статус. Что делать юрлицу?
Среди всех прочих особенностей у НПД есть важное ограничение по предельному размеру дохода. Самозанятый может пользоваться всеми привилегиями и послаблениями до тех пор, пока его годовой доход не превысит суммы в 2,4 млн руб. или 200 000 руб. в месяц. Поэтому эксперты рекомендуют применять НПД тем, кто уверен в том, что его доход не «вылезет» за рамки этой суммы. Подробнее все плюсы и минусы НПД мы рассматривали ранее, в статье «ИП или самозанятость: что выгоднее и проще?».
Если самозанятый превышает установленный лимит по доходу, он автоматически утрачивает право на применение НПД с даты превышения. При этом порядок налогообложения остается тем же в отношении доходов, учтенных для целей применения НПД до даты утраты права (Письмо ФНС РФ от 20.02.2019 N СД-4-3/2899@).
В этом случае юрлицо должно исчислить и уплатить НДФЛ и страховые взносы в отношении физлица (если оно не является ИП) с даты утраты права на применение НПД (в том числе с даты превышения суммы в 2,4 млн руб.).
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.