Если человек пишет разными почерками что это значит психология
Раздельный почерк — что это значит?
Что значит, когда человек пишет каждую букву отдельно? Как обычно отвечаю — само по себе это ничего не значит. Нужно смотреть графологические обстоятельства — что еще происходит в почерке. Графологи делают выводы только при наличии синдрома — взаимно подтверждающей группы признаков.
Раздельность написания входит в 18 графологических синдромов и может говорить о многих характеристиках личности (интуиция, самостоятельность, изобилие идей, сообразительность, чувство юмора, склонность к исследованию, память на мелочи, точность, объективность, ответственность, рассеянность, прыгающее мышление, затруднения адаптации и другие).
Привести пример и рассказать об этом явлении так, чтобы каждый узнал себя — сложно. Я покажу как раздельность по-разному интерпретируется только на двух образцах.
Параметр «слитность — раздельность» говорит о способах восприятия, образе мышления, ассоциативности. Поэтому при анализе нужно внимательнее смотреть на признаки «отвечающие» за мышление — характер формы, расстояния между словами и между буквами, верхние зоны, скорость и движение.
Кроме этого, каждый признак имеет степень выраженности, которая влияет на выводы графолога. Раздельность бывает абсолютная (нет ни одной связки), критичная (1-2 разрыва в слове) и вялая (раздельность при слабом нажиме и бесформенности).
Раздельный почерк встречается у людей с выраженной иррациональной функцией по Юнгу — с интуитивным типом восприятия. Поэтому раздельные почерки можно увидеть у людей творческих профессий. Первый пример — почерк Артемия Лебедева (2009 год).
В образце мы видим тотальную раздельность — редко встречаются связки между двумя соседними буквами. Увеличенное расстояние между буквами. Большие расстояния между словами. Схематичная, абстрактная форма при сохранении читабельности. Медленная скорость. Размеренное движение. Почерк крупный. Прямой наклон. Подпись более правонаклонная и нитеобразная, чем почерк.
Раздельность в этом случае говорит о мыслительном типе по Юнгу (на первом месте — логика, на втором — интуиция). Он склонен решать задачи при помощи воображения. Постоянно генерирует новые идеи. Так как я смотрю и читаю Артемия Лебедева, мне интереснее обратить внимание на то, что отличается от моих впечатлений. Например, его почерк говорит о выраженной интроверсии, хотя он публичный человек и может показаться экстравертом. Отличия подписи и почерка говорят о самопрезентации как более открытого, свободного и спонтанного человека. На самом деле у него высокий самоконтроль. Он логичный и взвешенный человек. Также есть признаки закрытости, хитрости, избегания ясной коммуникации с окружающим миром.
Следующий почерк актера Андрея Чернышова — пример раздельности, которая говорит о других оттенках характера.
Этот почерк тоже раздельный. В нем, как и в предыдущем, слитное написание только двух соседних букв. Тоже увеличенные расстояния между словами и буквами. Однако он отличается меньшей конкретностью формы — преобладает нитеобразность. Читабельность снижена. Движение спонтанное. Высокая скорость. Правый наклон. Подпись отличается от текста — более мелкая и узкая, средняя зона не развита.
Раздельность в этом случае говорить об интуитивном типе по Юнгу (на первом месте — интуиция, на втором — этика). Очень высокая подвижность психических процессов, быстрое восприятие. Он генератор идей, обладает новаторским мышлением, однако ему не хватает сфокусированности и практичности для их воплощения. Очень легко отвлекается и увлекается новым. Он склонен решать задачи при помощи воображения и фантазии. По складу личности он прирожденный актер. Однако отличие подписи и почерка в то время означало неверие в себя.
Таким образом, каждый случай раздельности почерка отражает разные качеств личности, в зависимости от выраженности других параметров письма.
Максим Васильченко,
графолог
Если человек пишет разными почерками что это значит психология
Автор статьи: Ирина Бухарева, эксперт-графолог
«У меня несколько разных почерков. Что это значит?»
Существуют почерки, визуально очень схожие. И человеку, не подготовленному профессионально, на первый взгляд они могут показаться практически одинаковыми. Но это далеко не так. В природе нет двух одинаковых людей, как и двух одинаковых почерков. Это как смотреть на близнецов: для человека, который их не знает, внешне они кажутся одинаковыми и чтобы отличать одного от другого понадобится немало времени. Зато родители и близкие им люди сделают это без труда, не вглядываясь в мелкие, порой едва заметные различия, такие как: родинки, шрамы, элементы одежды. Точно так же и для графолога очевидны даже самые мелкие детали, тонкости характера и поведения человека. Личность человека индивидуальна, многогранна и неповторима. Но тогда возникает абсолютно естественный вопрос – «У меня несколько разных почерков. Что это значит?» Получается, что некоторые люди многолики и способны меняться как хамелеоны? Давайте разберемся.
Причины этому могут быть разными и кроются в глубинах личностных особенностей, мировосприятия, самоощущения. Личность человека, обладая индивидуальностью, сама по себе, изменчивая и гибкая. Она адаптируется в меняющихся обстоятельствах. Соответственно и почерк следует за этими изменениями. Ведь наша манера писать непосредственно связана с деятельностью головного мозга, передающего сигналы остальным органам, в т.ч. и руке во время письма. Так или иначе, имея разные почерки, человек ощущает себя не комфортно, он примеряет всевозможные образы, постоянно пытаясь казаться не тем, кто он есть. Но истинное лицо спрятано. Напоминает театр одного актера, с множеством костюмов, париками, гримом и разными ролями, где его истинного лица не знает никто, даже сам путается в том, какой на самом деле. Это часто свойственно в подростковом периоде, поскольку человек ищет себя, склонен к перемене настроения, поведения, желаний. Но в зрелом возрасте приводит к абсолютно противоположному эффекту, поскольку самодостаточный и свободный внутренне человек никогда не станет обращать внимание на форму почерка. Люди, пишущие разными стилями и ведут себя неоднозначно, в разных обстоятельствах по-разному. К примеру, в одном коллективе, они подстраиваются и кажутся более открытыми, общительными, спокойно и без стеснений разговаривают на любые темы. Там же, где им не комфортно, включаются защитные механизмы и сильно меняется поведение.
Распространено и убеждение, что если поменять наклон, размер или написание каких-либо букв, то это уже совсем другой почерк, а следовательно, и писал другой человек. Визуально, возможно, так и есть. Но настоящего профессионала трудно обмануть, т.к. меняется лишь уровень общей динамики, внутренней свободы или сдерживающих факторов, критичности, напряжения или расслабления, осмотрительности, внимания, концентрации или большей спонтанности.
Давайте обратимся к примерам:
1. Несколько вариантов почерка у одного человека
Этот почерк достаточно гибок, обтекаем, спонтанен в движении, со здоровой нитеобразностью. Штрих тонкий, легкий, остроконечный. Здесь развита интуиция. Человек общителен, легко идет на контакт, открыт новому, ощущает себя в «своей тарелке». Обладая гибкостью, легко приспосабливается и выходит из стрессовых ситуаций. Гирлянды говорят о социальной направленности, чувственной потребности, несмотря на то, что обладатель данного почерка – мужчина. Он достаточно умен, интересен, у него хорошо развиты вербальные способности, легко находит общий язык с женским полом. Мягок, не конфликтен.
2. Почерк в целом весь неоднородный
3. Неоднородность за счет интуитивного начала
Интуиция позволяет схватывать информацию «извне» на уровне подсознания целостной картинкой. Это непосредственное заглатывание информации, где без включения какого-либо механизма делается выбор, принимаются решения. Но, если она находится в доминирующей позиции, то зачастую это приводит к неоднородности, начинают петлять строки, парить над линией строки, из них «выбиваются» отдельные буквы, становятся видны колебания наклона, размера и ширины букв.
В данном образце доминирует сильная нитеобразность, пропадает нажим. Форма оригинальная, нитеобразная. Буквы абстрактные, обедненные и трудночитабельные. Почерк гибкий, обтекаемый, неоднородный, нечитабельный. Хорошо развито интуитивное восприятие. Но за счет отсутствия нажима почерк течет как бы сам по себе, инертно. Человек безразличный, отстраненный, говорит и выражается витиевато, преследуя свои цели. Не любит рамки и правила – живет как считает нужным, как удобнее ему. Не эмоционален и не зависим от мнения окружающих.
Когда человек начинает писать одним стилем, а заканчивает уже другим. Как правило, в этом случае присутствует и общая неоднородность (см.п.2). Это говорит о внутренних столкновениях и большой неустойчивости. У человека происходит конфликт само восприятия и самооценки, он не может найти покоя, нестабилен, уязвим.
здесь бросаются в глаза неоднородность почерка в целом и смена стилей. Рыхлый, мажущий штрих, перепады в нажиме, вплоть до исчезновения в некоторых местах. Акцент на форму. Движение беспокойное, зудящее. Сильный контроль. Этому человеку свойственно жить в удовольствие, наслаждаясь полнотой жизни, он любит комфорт, удобства. Очень переменчив, загружен своими мыслями, внутренними эмоциональными состояниями. Остро нуждается в общении, заботе, важно, чтобы кто-то был рядом. Пытается все контролировать, т.к. чувствует, что так надежнее и спокойнее.
5. Психологическое неблагополучие
В этом примере отчетливо различимо большое количество углов, негибкость, узость средней зоны, маленькие расстояния между словами и строками, неоднородность. Много изломов, перепады в нажиме, царапающий, жесткий штрих. Перед нами человек, мыслящий конкретно, сенсорного типа. Ей необходимы точные и четкие указания и инструкции. На лицо множество внутренних конфликтов, раздражение, беспокойство, упрямство. Попытки жесточайшего самоконтроля при склонности поддаваться внезапным внутренним порывам. Ей кажется, что ее несправедливо обидели, поэтому копит внутри прошлые обиды. Нуждается в заботе, надежности, поддержке и понимании. Болезненно воспринимает критику.
Бывает и так, что человек считает, что может писать разными почерками, но на самом деле эти изменения не столь значительны.
Мы видим «два варианта» почерка одного и того же человека, где изменения небольшие. Но, тем не менее, их обладатель считает, что отличия существенны. Признаки остаются те же. Во втором образце лишь явное пропадание нажима. Это своего рода попытка показать некую креативность и легкость автором почерка.
Что говорит почерк о человеке и его наклон с точки зрения психологии
Практикующий психолог. Занимаюсь вопросами преодоления насилия в семье, оди.
Практикующий психолог, гештальт-терапевт. Закончила Тольяттинский Государ.
Почерк может многое рассказать о человеке, его характере, эмоциональном состоянии. На взаимосвязь почерка с индивидуальными особенностями личности обращал внимание Сенека. А Жан Габриель Тард, известный своими исследованиями в области криминологии и субъективной психологии писал, что по исписанному листку бумаги он узнает о человеке больше, чем по фотографии. Так что говорит почерк о человеке с точки зрения психологии? На что нужно обращать особое внимание при его анализе?
Человек и его почерк
Любое действие человека в какой-то мере отражает его характер и индивидуальные особенности. Сидя в темноте, ты по звукам в подъезде или манере открывать дверь, узнаешь, кто пришел. Иногда чувствуешь настроение этого человека.
Также и с почерком. Несмотря на то, что в школе всех учат писать по прописям одинаково, ровно, красиво, каждый ребенок с первых дней обучения пишет по-своему. Бессознательно выбирает размер букв, направление, наклон, связанность. Потом придумывает завитки, форму палочек, особенный рисунок запятых.
В том, каким образом человек передает информацию бумаге, отражается его видение мира, характер, темперамент. Происходит это из-за того, что движения руки – следствие взаимодействия всех систем организма. Психическое состояние оказывает воздействие на нервную систему, она, в свою очередь, отправляет импульсы мышечным тканям, заставляя двигать руками, пальцами.
К примеру, ты привыкла торопиться, поэтому движения твои всегда нетерпеливые, буквы – размашистые, крупные, нестройные. Если не хочешь показывать, какая ты, стремишься спрятаться в себе или за спинами других, буковки будут зажатыми, мелкими.
Впрочем, не спеши ставить ярлыки или описывать характер человека по почерку. На особенности написания букв, соединение их в слова влияет возраст, соматические болезни.
А теперь несколько секретов о том, что может рассказать почерк о человеке.
Размер
Часто первое, что бросается в глаза, когда ты смотришь на исписанный лист бумаги, это размер букв. Принято считать, что крупный почерк свидетельствует об открытом, добром человеке. В нем нет внутренних зажимов, он легко знакомится с людьми, доверчив, чувствителен, щедр. Любит, чтобы на него обращали внимание. Он может быть прекрасным лидером, которого уважают коллеги, подчиненные.
Но есть и другая тенденция – буквы становятся крупнее у пожилых людей.
Мелкий почерк часто свидетельствует о замкнутости, сдержанности. Его можно обнаружить у людей застенчивых, склонных к самовыражению, проявлению себя только в особых ситуациях. Они не любят шум, компании, трудно сходятся с незнакомцами.
Часто маленькие буковки появляются на страницах, исписанных педантичным человеком, обладающим аналитическим складом ума. Вероятно, он внимателен, наблюдателен. В стрессовых ситуациях старается вести себя сдержанно; при этом накапливает напряжение и может вылить его потом через неожиданные истерики, вспышки гнева.
Форма
По форме почерк может быть круглым, угловатым, печатным. Закругленные красивые буквы указывают на то, что написавший их обладает веселым и добрым характером. Вероятно, это гармоничная, спокойная личность. Она с терпением и понимание относится к другим людям.
Угловатые буквы – свидетельство независимости, лидерства, стремления относиться ко всему критично, не поддаваться на бездумные уговоры окружающих. Часто обнаруживается склонность к соревнованиям.
Что о нас говорит наш почерк?
Угловатый почерк можно спутать с острым. В отношении обладателей последнего говорят, что они могут быть агрессивными, в то же время проницательными, умными. Обвиняют их в эгоизме и игнорировании интересов других людей.
За печатными буквами, написанными вручную, прячется человек с развитым самоконтролем. Он постоянно следит за своим и чужим поведением, эмоциями. Склонен носить маску, которая хорошо скрывает его истинное «я». Отсюда можно говорить о недостатке доверия, возможно, попытках обезопасить себя от оценок и критики окружающих.
Наклон
Важная характеристика – наклон. Чаще всего можно увидеть почерк с наклоном вправо. Что-то конкретное и особенное сказать о человеке только исходя из того, что написанные им слова наклонены вправо, невозможно. Это особенность, которой учат в школе. Единственный вывод, который можно сделать, это возможная склонность к конформизму.
Сильный наклон вправо говорит о целеустремленности, волевом характере, стремлении к достижениям.
Привычка писать без наклона, почти вертикально, может свидетельствовать о склонности подвергать анализу все события окружающего мира. Возможно, ты привыкла все контролировать, не умеешь отпускать проблемные ситуации. У тебя неплохая сила воли; частенько тебя обвиняют в упрямстве.
Наклон влево может говорить о стремлении к оригинальности, меланхоличности, поиске себя, попытках скрыться от окружающих, эмоциональной холодности.
Какими бы яркими ни были полоски, обозначающие ряды в тетрадке, есть люди, которые не могут писать прямо. Слова стремятся вверх или вниз. В первом случае речь может идти о честолюбии, оптимизме, целеустремленности, стремлении к достижению целей. Если буквы и слова уходят вниз, человека характеризует неуверенность в себе, пессимизм, склонность к апатии. Он отличается безынициативностью, пассивностью.
Нажим
Решительный, уверенный в себе человек при написании сильно нажимает на ручку. Буквы получаются толстыми; создается ощущение, что они самодовольно занимают собой целые строки. Тот, кто их написал, может быть целеустремленным, принципиальным, настроенным на будущее.
За слабым нажимом ощущается слабовольная, стеснительная личность. Она легко подчиняется другим людям, меняет мнение под их влиянием. Кажется, что человек стремится сделать все, чтобы от его жизни не осталось и следа.
Красота
Иногда смотришь на написанный текст и восхищаешься – как ровно и красиво он написан. Все буквы – одинаковые по размеру, форме, соединены между собой. За красивым почерком может скрываться человек, который не хочет, чтобы о его внутреннем мире знали окружающие. В любой ситуации он успевает построить красивый фасад, как будто говорит: «Любуйтесь мной, восхищайтесь». Он аккуратен, умеет обращать внимание на детали.
Плохой почерк, неразборчивый, больше похожий на каракули, говорит об импульсивной личности, способной устроить скандал для защиты своей точки зрения. Такой человек не успевает писать красиво; его руки действуют медленнее, чем мозг принимает решения. Плохой почерк говорит о неаккуратности, нежелании «рисоваться» перед окружающими, нонконформизме.
Иногда можно столкнуться с корявым написанием. Буквы пляшут, могут иметь разную форму, некоторые из них угловатые, другие – круглые. В одном тексте встречается разный наклон. Все это говорит о неорганизованности, неумении бороться с трудностями, нерешительности. Впрочем, порой обладатели корявого почерка – очень талантливые люди.
С точки зрения психологии, почерк может рассказать о людях много интересного. Способ написания раскрывает секреты характера, эмоционального мира, личностные особенности.
НЕОДНОРОДНОСТЬ ПОЧЕРКА или «У меня несколько разных почерков. Что это значит?»
НЕОДНОРОДНОСТЬ ПОЧЕРКА или «У меня несколько разных почерков. Что это значит?»
Существуют почерки, визуально очень схожие. И человеку, не подготовленному профессионально, на первый взгляд они могут показаться практически одинаковыми. Но это далеко не так. В природе нет двух одинаковых людей, как и двух одинаковых почерков. Это как смотреть на близнецов: для человека, который их не знает, внешне они кажутся одинаковыми и чтобы отличать одного от другого понадобится немало времени. Зато родители и близкие им люди сделают это без труда, не вглядываясь в мелкие, порой едва заметные различия, такие как: родинки, шрамы, элементы одежды. Точно так же и для графолога очевидны даже самые мелкие детали, тонкости характера и поведения человека. Личность человека индивидуальна, многогранна и неповторима. Но тогда возникает абсолютно естественный вопрос – «У меня несколько разных почерков. Что это значит?» Получается, что некоторые люди многолики и способны меняться как хамелеоны? Давайте разберемся.
Причины этому могут быть разными и кроются в глубинах личностных особенностей, мировосприятия, самоощущения. Личность человека, обладая индивидуальностью, сама по себе, изменчивая и гибкая. Она адаптируется в меняющихся обстоятельствах. Соответственно и почерк следует за этими изменениями. Ведь наша манера писать непосредственно связана с деятельностью головного мозга, передающего сигналы остальным органам, в т.ч. и руке во время письма.
Так или иначе, имея разные почерки, человек ощущает себя некомфортно, он примеряет всевозможные образы, постоянно пытаясь казаться не тем, кто он есть. Но истинное лицо спрятано. Напоминает театр одного актера, с множеством костюмов, париками, гримом и разными ролями, где его истинного лица не знает никто, даже сам путается в том, какой на самом деле. Это часто свойственно в подростковом периоде, поскольку человек ищет себя, склонен к перемене настроения, поведения, желаний.
Но в зрелом возрасте приводит к абсолютно противоположному эффекту, поскольку самодостаточный и свободный внутренне человек никогда не станет обращать внимание на форму почерка. Люди, пишущие разными стилями и ведут себя неоднозначно, в разных обстоятельствах по-разному. К примеру, в одном коллективе, они подстраиваются и кажутся более открытыми, общительными, спокойно и без стеснений разговаривают на любые темы. Там же, где им некомфортно, включаются защитные механизмы и сильно меняется поведение.
Распространено и убеждение, что если поменять наклон, размер или написание каких-либо букв, то это уже совсем другой почерк, а следовательно, и писал другой человек. Визуально, возможно, так и есть. Но настоящего профессионала трудно обмануть, т.к. меняется лишь уровень общей динамики, внутренней свободы или сдерживающих факторов, критичности, напряжения или расслабления, осмотрительности, внимания, концентрации или большей спонтанности.
Давайте обратимся к примерам
1. Несколько вариантов почерка у одного человека
муж., 30 лет, правая рука
Этот почерк достаточно гибок, обтекаем, спонтанен в движении, со здоровой нитеобразностью. Штрих тонкий, легкий, остроконечный. Здесь развита интуиция. Человек общителен, легко идет на контакт, открыт новому, ощущает себя в «своей тарелке». Обладая гибкостью, легко приспосабливается и выходит из стрессовых ситуаций. Гирлянды говорят о социальной направленности, чувственной потребности, несмотря на то, что обладатель данного почерка – мужчина. Он достаточно умен, интересен, у него хорошо развиты вербальные способности, легко находит общий язык с женским полом. Мягок, неконфликтен.
В этом образце почерка виден больший релис (расслабление), контроль и нажим ослабевают, а буквы увеличиваются в размере. Увеличивается и их ширина, и расстояния между ними. Ухудшается читабельность. Т.е. человек дает волю интуитивному началу, полагаясь на внутренние сигналы.
Здесь же уменьшается размер, сужается средняя зона, в некоторых местах выпрямляется наклон. Почерк более собран, утяжелен, появляется контроль, проявляется и сенсорное восприятие, становится видна необходимость чувствовать самому, прикасаться, убеждаться. Появляется доля обсессивности, сдержанности, монотонности. Человек начинает себя сдерживать, пытается обдумывать, рационализировать и отойти от естественного и интуитивного восприятия ситуации.
На этом примере виден еще больший контроль по сравнению с предыдущим, неоднородность размера, почерк становится уже, расширяются расстояния между буквами. Все это говорит о еще большей попытке концентрации, но уже на себе самом, основательной попытке обдумывания и просчета ходов.
Несмотря на то, что эти почерки с визуальной точки зрения покажутся абсолютно разными и можно подумать, что принадлежат разным людям, тем не менее, это писал один и тот же человек, сущность, «глубина» которого – неизменна. И если отделить наносное, меняющиеся признаки, то вполне реально разглядеть истинное лицо, скрывающееся за этими, казалось бы, разными образцами. В основе его личности лежит этическое, чувственное восприятие мира. В нем много терпимости, гибкости, психологичности. Человек все пропускает через себя, повинуясь чувственным порывам. По складу, безусловно, он гуманитарий, имеет все данные к изучению иностранных языков, направлен на социум. Ему важно общение, быть в коллективе и т.п.
2. Почерк в целом весь неоднородный
Бывает и так, что почерк в целом очень изменчив, неоднороден. Человека как бы мотает из стороны в сторону, он подвержен частым сменам настроения, желаний, внутренних порывов и мотивации. Однородность – есть степень постоянства как в почерке, так и в жизненном поведении, адаптации. Идеального постоянства не будет никогда, но если идет перевес в сторону неоднородности – по мере письма постоянная смена наклона, размера и ширины букв, расстояний между строками и словами и т.п., — то можно говорить о потере внутреннего контроля, непоследовательности.
муж., 22 года, правая рука
Здесь видны сильная неоднородность, крупный размер, пропадание нажима, большое количество исправлений, зудящее движение. Перед нами человек непредсказуемый, подверженный перепадам настроения. Необходимость быть окруженным защищающими социальными рамками, чувствовать заботу и понимание сменяются сосредоточением на внутреннем диалоге с самим собой. Ему трудно дается принятие решений, колеблется в отношении своих целей.
3. Неоднородность за счет интуитивного начала
Интуиция позволяет схватывать информацию «извне» на уровне подсознания целостной картинкой. Это непосредственное заглатывание информации, где без включения какого-либо механизма делается выбор, принимаются решения. Но, если она находится в доминирующей позиции, то зачастую это приводит к неоднородности, начинают петлять строки, парить над линией строки, из них «выбиваются» отдельные буквы, становятся видны колебания наклона.
муж., 33 года, правая рука
В данном образце доминирует сильная нитеобразность, пропадает нажим. Форма оригинальная, нитеобразная. Буквы абстрактные, обедненные и трудночитаемые. Почерк гибкий, обтекаемый, неоднородный, нечитабельный. Хорошо развито интуитивное восприятие. Но за счет отсутствия нажима почерк течет как бы сам по себе, инертно. Человек безразличный, отстраненный, говорит и выражается витиевато, преследуя свои цели. Не любит рамки и правила – живет как считает нужным, как удобнее ему. Не эмоционален и не зависим от мнения окружающих.
4. Почерк, меняющийся по мере письма на листе — несколько стилей в одном
Когда человек начинает писать одним стилем, а заканчивает уже другим. Как правило, в этом случае присутствует и общая неоднородность (см.п.2). Это говорит о внутренних столкновениях и большой неустойчивости. У человека происходит конфликт самовосприятия и самооценки, он не может найти покоя, нестабилен, уязвим.
муж., 30 лет, правая рука
Здесь бросаются в глаза неоднородность почерка в целом и смена стилей. Рыхлый, мажущий штрих, перепады в нажиме, вплоть до исчезновения в некоторых местах. Акцент на форму. Движение беспокойное, зудящее. Сильный контроль. Этому человеку свойственно жить в удовольствие, наслаждаясь полнотой жизни, он любит комфорт, удобства. Очень переменчив, загружен своими мыслями, внутренними эмоциональными состояниями. Остро нуждается в общении, заботе, важно, чтобы кто-то был рядом. Пытается все контролировать, т.к. чувствует, что так надежнее и спокойнее.
5. Психологическое неблагополучие
Неоднородность форм, размера, наклона зудящее движение и т.п. очень свойственны подростковому, переходному периоду на этапе формирования личности, когда происходят гормональные изменения. Но во взрослом возрасте часто приводит к психологическим проблемам и неблагополучию, когда человек причиняет «ущерб самому себе». Это может говорить, как о депрессии, так и о большом количестве страхов, законтролированности, чувстве вины и т.п. В этих случаях будут видны «надломленности» — мелкие сбои на какой-либо детали в букве (будто человека толкнули, хотя это не происходило), резкие перепады в нажиме, а так же ряд других признаков.
жен., 24 года, правая рука
В этом примере отчетливо различимо большое количество углов, негибкость, узость средней зоны, маленькие расстояния между словами и строками, неоднородность. Много изломов, перепады в нажиме, царапающий, жесткий штрих. Перед нами человек, мыслящий конкретно, сенсорного типа. Ей необходимы точные и четкие указания и инструкции. На лицо множество внутренних конфликтов, раздражение, беспокойство, упрямство. Попытки жесточайшего самоконтроля при склонности поддаваться внезапным внутренним порывам. Ей кажется, что ее несправедливо обидели, поэтому копит внутри прошлые обиды. Нуждается в заботе, надежности, поддержке и понимании. Болезненно воспринимает критику.
6. Ложные различия
Бывает и так, что человек считает, что может писать разными почерками, но на самом деле эти изменения не столь значительны.
Перед нами почерк с искаженной формой букв, плохой читабельностью. Здесь много углов, узкая средняя зона. Спазматичное, сбивчивое движение. Много исправлений, «улиток» — центрипитальных накручиваний в буквах. Перед нами человек, сосредоточенный на себе, на своем внутреннем мире, очень недоверчивый, постоянно ожидающий негатива со стороны других.
Мы видим «два варианта» почерка одного и того же человека, где изменения небольшие. Но, тем не менее, их обладатель считает, что отличия существенны. Признаки остаются те же. Во втором образце лишь явное пропадание нажима. Это своего рода попытка показать некую креативность и легкость автором почерка.
7. ВременнАя изменчивость
Почерк может меняться и в течение дня, в зависимости от настроения, самочувствия, каких-то личных, внутренних перемен — к примеру, Вы прошли «курс молодого бойца» или тренинг «личностного роста». Но это далеко не кардинальные изменения, поскольку почерк трехмерен и обладает глубиной, которая включает в себя ряд устойчивых признаков, не очень заметных непрофессиональному специалисту, таких как: движение, штрих, нажим и т.п., поэтому и основная суть человека, его «глубина» всегда остается неизменной.
Но временнЫе колебания личности вовсе не означают большую внутреннюю перемену. Человек склонен меняться, развиваться, попадать в стрессовые и конфликтные ситуации, порой, по независящим от него обстоятельствам. И реагировать на них он может по-разному, в соответствии со своим темпераментом, внутренним складом, мировоззрением, мышлением.
Ирина Бухарева, эксперт-графолог.