Ефесяне что за народ
Ефесяне
Полезное
Смотреть что такое «Ефесяне» в других словарях:
Послание к Ефесянам 1 — [1] Обращение Павла к святым в Ефесе. [3] Прославляет Бога за излитые благословения. [15] Молится, чтобы ефесяне познали славу Евангелия … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.
Апостол Павел — Андрей Рублёв, Святой Апостол Павел … Википедия
Зарождение христианства в Римской империи — Для улучшения этой статьи желательно?: Викифицировать статью. Проставить интервики в рамках проекта Интервики. Проверить достоверность указанной в статье информации … Википедия
Эфес (город) — У этого термина существуют и другие значения, см. Эфес. Координаты: 37°56′23″ с. ш. 27°20′27″ в. д. / 37.939722° с. ш. 27.340833° в. д. … Википедия
История христианства — Христианство Портал:Христианство Библия Ветхий Завет · Новый Завет Апокрифы … Википедия
Сожжение книг — Цензура По странам Цензура по странам По отраслям Цензурирование Интернета Запрещённые книги Сожжение книг По метод … Википедия
Ефес — Координаты: 37°56′23″ с. ш. 27°20′27″ в. д. / 37.939722° с. ш. 27.340833° в. д. … Википедия
Ефес, город в Малой Азии — Координаты: 37°56′23″ с. ш. 27°20′27″ в. д. / 37.939722° с. ш. 27.340833° в. д. … Википедия
Павел (апостол) — Апостол Павел: из рукописи Посланий Павла начала IX века (Библиотека земли Вюртемберг, Штутгарт, HB II 54). Одно из самых ранних изображений Павла в европейском искусстве. Апостолы Пётр и Павел, XIII век (Русский Музей) Апостол Павел (Савл, Саул … Википедия
Павел Апостол — Апостол Павел: из рукописи Посланий Павла начала IX века (Библиотека земли Вюртемберг, Штутгарт, HB II 54). Одно из самых ранних изображений Павла в европейском искусстве. Апостолы Пётр и Павел, XIII век (Русский Музей) Апостол Павел (Савл, Саул … Википедия
Ефесяне
Ефесяне – послание к Ефесянам. В ряду других посланий св. апостола Павла послание к Ефесянам принадлежит к так называемым христологическим посланиям, потому что главным его предметом является раскрытие учения о лице Иисуса Христа, как главы церкви, и о церкви, как Его теле.
По наиболее вероятному предположению послание написано апостолом в узах римских, а не в узах кесарийских. Таково мнение древних толкователей – св. Иоанна Златоуста, бл. Феодорита, бл. Иеронима, Амвросиаста. О происхождении послания в Риме свидетельствую т также многие древние рукописи, имеющие в конце послания такую подпись: «к Ефесянам написал из Рима». И самое положение апостола, как оно обрисовывается в послании в Ефесянам и родственных ему христологических посланиях, более соответствует узам римским, нежели узам кесарийским. Так, апостол долгое уже, видно, время находится в заключении, его страдания за Христа продолжительны ( Еф.3:1 ; Кол.1:24 ). Из посланий открывается, что св. Павел продолжает стоять в деятельном общении с другими церквами, – живо следит за состоянием их веры и жизни, теми опасностями, которые им угрожали ( Еф.1:15 ; Кол.1:7, 8, 2:1–2 и др.); около апостола находится значительное число его сотрудником» ( Кол.4:10–14 ) и о некоторых из них определенно известно, что они сопутствовали апостолу в Рим. Такая сравнительная свобода апостольской проповеди более понятна в узах римских, где св. Павел жил в частном доме с соблюдающим его воином и мог в одно время призвать к себе важнейших лиц из иудеев ( Деян.28:16 и дал.), чем в узах кесарийских, где он находился в претории Ирода ( Деян.23:35 ), постоянно встречал злобу и происки со стороны своих врагов ( Деян.24 и Деян.25 глл.) и к нему был возможен доступ только «своим» ( Деян.24:23 ), т. е. его близким и сотрудникам. Если св. Павел просит молитв, «Да дастся – говорить он, – ми слово во отверзение уст моих» и дал. ( Еф.6:19, 20 ), то смысл выражения не тот, что апостольское слово стеснено, что св. Павлу невозможно проповедовать в узах, а слова эти означаюсь: «чтобы мне дано было слово в отверзении, или при отверзении, уст моих, т. е. дано было мне от Бога слово, – что возглаголю, когда уста мои отверзутся, или когда стану говорить, – чтобы, таким образом, несмотря на свое положение в узах, я сказал все, что послан возвестить». Наконец, хотя мы не знаем, при каких обстоятельствах был обращен в христианство Онисим, раб Филимона, но, без сомнения, этот факт более понятен в Риме, чем в Кесарии, ибо в Риме апостол мог принимать всех, приходивших к нему ( Деян.28:30 ), и Онисим бежал, конечно, туда, где искали убежища, среди толпы различных людей, подобные же ему беглецы.
Так как послание написано в Риме, то оно не могло появиться ранее 60 г. когда Павел прибыл в Рим, и, по всей вероятности, произошло до написания послания к Филиппийцам, т. е. до 63 г. (по обычной хронологии).
Совершенно верно, что рассматриваемое послание имеет в целом довольно общий характер, но нельзя сказать, что оно лишено всякого конкретного, индивидуального момента, так что и его назначение могло быть только совершенно общим. На самом деле апостол пишет не вообще языко-христианам малоазийских церквей, а назначает свое послание известным христианам, состояние веры и жизни которых он хорошо знает ( Еф.1, 15, 16, 3:13, 5:6 и др.). Да увесте же и вы, яже о мне, что делаю, вся скажет вам Тихик возлюбленный ( Еф.6:21 ) – слова, очевидно, имеют в виду не языко-христианский мир вообще, а определенных читателей. Что в послании не встречаем никаких приветствий частным лицам, в этом нет ничего удивительная, ибо, таких приветствий нет и в других писаниях Павла, напр., в послании к Галатам. Примечательно, что подобные приветствия, частные поручения, находятся в посланиях к церквам, малоизвестным апостолу (послания к Римлянам и к Колоссянам), и, наоборот, в письмах к общинам, хорошо ему знакомым, где он долгое время жил и трудился, приветствия опускаются (послания к Фессалоникийцам и Галатам). Справедливо указывают, что в послании к такой церкви, каковою была церковь ефесская, приветствия заняли бы слишком много места, и, наоборот, в посланиях к Римлянам и Колоссянам, т. е. в посланиях к церквам, которые сам апостол лично не основал, приветствия совершенно естественны, как ясным знак, что св. Павел, еще до личного прибытия туда, живо следил за верою и жизнью этих церквей, их нуждами и потребностями.
По сравнению с другими писаниями св. Павла послание к Ефесянам отличается особенною высотою содержания и соответствующею ей восторженностью речи. На эту особенность его обращали внимание уже древние толкователи. «Послание, – говорит св. И. Златоуст, – исполнено возвышеннейших созерцаний и догматов; в нем он (т. е. апостол) изъясняешь то, о чем почти нигде не писал». Из новых Гроций говорит, что по возвышенности чувства и по стилю послание к Ефесянам таково, что ни один из смертных не произносил ничего подобного. Мысль апостола здесь вращается по преимуществу в сфере общего, отвлеченного (не исключающего, однако, как сказано, конкретного момента), и недаром некоторые называюсь послание христианским катехизисом. Эта богодухновенная мысль так обильна, неисчерпаема и стремится с такою неудержимостью, что св. Павел как бы не успевает выразить ее своим письменным словом. Отсюда в послании так часто встречаются вводные предложения, отступления, возвращения назад; отсюда периоды в нем отличаются такою необыкновенною длиннотою; богодухновенная мысль апостола иногда как бы игнорирует всякие стесняющие ее грамматические условности, и потому часто так трудно установить конструкцию апостольской речи (см. напр. Еф.2:1–4, 3:18, 19 и др.).
Основным понятием, проникающим послание, господствующим в нем и все себе подчиняющим, является понятие единства. Единство всего небесного и земного чрез возглавление во Христе ( Еф.1:10 ) единство церкви и ее жизни ( Еф.4:3–6 ), теснейшее единение Христа, как главы, с церковью, как Его телом ( Еф.1:23, 4:16, 5:23–24, 29–32 ), единство иудеев и язычников в церкви Христовой ( Еф.2:14–22, 3:1 и дал.), единство веры и знания ( Еф.4:13 ), единство всех вообще проявлений христианской жизни – вот что преимущественно раскрывает св. апостол в рассматриваемом послании. И то единство, о котором он говорит, не есть единство внешнее, насильственное, механическое, а единство живое, свободное, органическое, ибо основою его служит любовь, все связующая, одухотворяющая и преобразующая. Это – единство в свободе или единство во многообразии проявлений христианской жизни.
В послании к Ефесянам есть некоторые указания на приближающийся гносис с его коварным обещанием дать человеку высшее знание, по сравнению с христианским ведением ( Еф.1:8, 23, 4:14 ). Но в общем послание носить совершенно положительный, а не полемический характер. Не в появлении каких-нибудь лжеучений, смущавших церковь, нужно видеть ближайший повод к появлению послания, а оно положительно раскрывает высочайшие созерцания богодухновенной мысли апостола, теперь узника, бросающего как бы ретроспективный взгляд на свое служение языкам, вверенное ему Богом.
Несмотря на многообъятность содержания данного послания, в нем ясно различаются две основные мысли: с одной стороны, мысль о величии христианства или величии христианского домостроительства, с другой – мысль о необходимости жить достойно высокому христианскому званию. Первая мысль проходит чрез всю теоретическую или догматическую часть послания ( Еф.1–3 гл.), вторая – объединяет содержание практической или нравственной части послания ( Еф.4–6 гл.).
Что такое христианство? Христианство, по учению апостола, принесло нам многоразличные благословения Божии, – благословения не чувственные, а духовные, не земные, а небесные, или ведущие к небу ( Еф.1:3 ). Христианство не есть факт временный, случайный, а мы от вечности, по предведению Божию (ср. Рим.8:29, 30 ), избраны во Христе и чрез первоизбранника Христа усыновлены Богу; основанием этого избрания является бесконечная любовь Божия, а его целью служит возведение нас к святости и непорочности пред Богом, чрез что достигается полная похвала благодатному домостроительству Божию ( Еф.1:6 ).
Какие же благословения принесло нам христианство? Благословения высочайшие, неизмеримые. Во Христе нам даровано прощение и искупление от грехов ( Еф.1:7 ); во Христе мы получили истинную мудрость теоретическую и практическую, и в частности мы приобщены высочайшей тайне, делающей для нас ясным смысл жизни, конечную цель истории, – именно той тайне, что чрез искупление, совершенное Христом, чрез обновление микрокозма, весь макрокозм, все земное и небесное, вновь возвращается к прежней нарушенной грехом гармонии и единству, так что Христос-Искупитель есть центр всей мировой истории ( Еф.1:9, 10 ); во Христе мы от вечности соделались наследниками Божиими, избранными по благоволительному решению воли Божией, а не в силу какой-нибудь фатальной необходимости, и это также служит к той же славе Божия домостроительства, хотя наше нынешнее упование во Христа является еще только предупованием нашей полной будущей славы ( Еф.1:11, 12 ); во Христе, принявши с верою возвещенное нам евангелие, являющееся чистейшим откровенным словом истины, мы получили в таинстве миропомазания залог или задаток Духа Святого, – залог, служащий ручательством того, что впоследствии, в царстве славы, нам будут даны полные, а не предварительные только блага, – мы достигнем полной свободы славы чад Божиих, когда уже не будет ни греха, ни страданий, ни смерти, и таким образом совершенно обнаружится величие домостроительства Божия ( Еф.1:13, 14 ).
Раскрыв величие христианства в чертах общих, св. Павел обращается, далее, к внутреннему христианскому опыту самих читателей послания, каковой опыт ясно показывает им все величие дела Христова. В каком состоянии находились читатели послания (языко-христиане) раньше, до принятия ими Христова учения? Они были нравственно мертвы, жили по направлению века сего, а одушевляющим началом в этом направлении был князь властей, имеющих свое обитание в области воздушной, т, е. властей невидимых, чувственно невоспринимаемых, и потому борьба с этими властями так трудна; князь века сего действует и ныне в сынах, противящихся евангелию ( Еф.2:1, 2 ). Подобно язычникам и иудеи – народ избранный – находились в состоянии греховности и, по самому своему естеству, были чадами гнева Божия, т, е. заслуживали только божественного гнева ( Еф.2:3 ). В каком же состоянии находятся теперь читатели послания? Милосердая любовь Божия соделала то, что они во Христе духовно оживлены, воскрешены, спосажены духовно на небесных, а в веке грядущем явится полное богатство благости Божией, данной нам во Христе ( Еф.2:4–7 ). Спасены они верою, а не делами, и самая вера есть дар Божий ( Еф.2:8–9 ). Соделавшись новою тварью во Христе, они, естественно, предназначены и к новой жизни, а такою жизнью является жизнь праведная или жизнь благих дел ( Еф.2:10 ), Апостол вновь напоминает читателям, в каком состоянии они были прежде и чем соделались ныне во Христе. Основная мысль выражена в словах: вы бывшие иногда далече, близ бысте кровию Христовою. Ибо Христос примирил иудеев и язычников, разоривши «средостение ограды», т. е. средостение, происходившее от ограды закона, рождавшего вражду; крестною Своею жертвою Христос открыл новый путь спасения чрез веру и таким образом во плоти Своей упразднил закон заповедей, выраженный в постановлениях, т. е. закон, который, при своей безусловной императивности, имел внешний, чисто юридический характер ( Еф.2:11–15 ). Ныне, чрез крестную жертву Господа, иудеи и язычники образуют одного нового человека, где национальные различия не имеют значения; вражда и разделение уничтожены; иудеи и язычники имеют один доступ ко Отцу чрез Христа в Святом Духе; одинаково с иудеями они являются равноправными членами церкви Христовой, града Божия, основанием которой являются ветхозаветные пророки, возвестившие о пришествии Мессии, и апостолы, исполнившие мир своею проповедью, а краеугольным камнем строения церкви служит Христос, чрез Которого верующие во Святом Духе становятся живыми членами жилища Божия и чрез Которого все строение церкви стройно и гармонически возрастает ( Еф.2:16–22 ).
Величие христианства открывается ясно и из благовестнического опыта самого апостола языков. Меньший «из всех святых», т. е. из всех христиан, как бывший некогда хульник и гонитель Христа, он соделался по откровению, бывшему ему на пути в Дамаск, служителем и благовестником величайшей «тайны Христовой», которая, хотя она известна была и в Ветхом Завете, вполне открыта только апостолам и их ближайшим сотрудникам – новозаветным пророкам; об этой тайне апостол писал несколько раньше в том же послании (ср. Еф.2:11–22 ), и на основании написанного читатели, умеющие различать духов, ясно поймут, что слова апостола безусловная истина. Это есть тайна призвания язычников в церковь Христову, – без соблюдения обрезания, без наложения на них ига законного; чрез служение ев. Павла, данное ему по благодати, язычники соделались внутреннейшими участниками божественных обетований во Христе Иисусе ( Еф.3:1–8 ). Просвещая язычников, апостол тем самым делает для всех ясною ту предвечную тайну о спасении человечества, которая положена была при самом творении мира ( Еф.3:9 ). Церковь, где сретаются две до сих пор разделенные половины человечества, является живым фактическим свидетельством премудрости божественной; в ней, как бы в некоем фокусе, отражается эта многоразличная Божия мудрость, и потому чрез церковь сами ангелы, знание которых ограничено, просвещаются в уразумении сокровенных планов домостроительства Божия ( Еф.3:10 ). Тайна положена от вечности во Христе Иисусе, нашем Примирителе и Искупителе( Еф.3:11, 12 ), и страдания Павла за эту тайну, за дело языков (ср. Еф.3:1 ), служат не к скорби, а к славе христиан ( Еф.3:13 ).
Раскрыв величие христианства, св. Павел в заключение молитвенно испрашивает от Отца Господа нашего Иисуса Христа, из Него же всяко отечество на небесех и на земли именуется, т. е. Который есть Отец ангелов и человеков, Творец и Промыслитель колен (степеней) небесных и родов земных, – молитвенно испрашивает читателям духовного возрастания и укрепления в любви, в силу чего они опытно познают все неизмеримое величие любви Христовой («что широта и долгота, и глубина и высота», т. е. Христовой любви), превосходящее обыкновенное рассудочное познание ( Еф.3:14–19 ). Присоединяется славословие всесильному Богу, могущему творить неизмеримо больше, чем мы в состоянии даже помыслить ( Еф.3:20, 21 ).
Проф. Д. Богдашевский
Глава XVII. О Послании к ефесеям
§ 110. Сведения об Ефесе и основание Церкви ефесской
Ефесы (по турецкому наименованию Аясалик) был столицей Малой Азии, а по свидетельству книги Деяний ( Деян.19:27 ), столицей идолопоклонства. Стоя на берегу Егейского моря в четырех верстах от берега, по сказанию русского путешественника Даниила, Ефес был средоточием малоазийской торговли с Грецией и славился богатством и многолюдством населения. Это многолюдство и было причиной того, что здесь имел местопребывание проконсул римский и было главное седалище языческой магии. Магия в Ефесе более нежели где-нибудь в другом месте славилась своими чарами, чему отчасти способствовало служение Диане или Артемиде (так называемой πολυμάσρῳ) в её великолепном и знаменитом храме ефесском (Strab. Lib XIV). В числе многолюдного населения Ефеса, по свидетельству книги Деяний Апостольских ( Деян.18:19; 19:8 ), было много иудеев, которых привлекли сюда, вероятно, выгоды торговли, а может быть и выгоды заклинания. 199 В первый раз c проповедью Евангелия Апостол Павел на некоторое время заходил в Ефес на пути из Коринфа, во второе путешествие около 53 года по Р. X. ( Деян.18:19–21 ).
Желание быть в Иерусалиме на празднике (вероятно, пасхи) не дозволяло тогда Апостолу остаться в Ефесе на долгое время. Впоследствии, т. е. в третье путешествие, посетив верхние страны малоазийские ( Деян.19:1 ), Павел пришел в Ефес (около 55 года по Р. X.). Нашедши двенадцать учеников Иоанновых, он низвел на них Св. Духа и месяца три проповедовал Евангелие в синагоге иудейской ( Деян.19:2–8 ). Но поскольку иудеи, по мере его усердия, более и более ожесточались и порицали учение Господне, то он оставил иудеев, отделил своих учеников, переместился в училище некоего тиранна (вероятно софиста или народного учителя), и таким образом еще два года проповедовал слово Божие в Ефесе ( Деян.19:9, 10 ). Для противоположения чарам магии Господь немалые чудеса творил здесь руками Павла, так что платки и полотенца, бывавшие на его теле, имели целебную силу и имя Господа Иисуса стали употреблять в заклинаниях даже неверующие ( Деян.19:11–17 ). Посредством сих чудотворений имя Божие возвеличилось в Ефесе так, что занимавшиеся тайными знаниями, или магией, принесли свои книги в одно место и сожгли оных на 50,000 драхм серебра (около 10,000 рублей сер., Деян. 19:18–20 ). Когда слово Божие таким образом укоренилось и укрепилось, Апостол решился оставить Ефес. Но в это время Димитрий среброковач произвел мятеж против проповедников Евангелия. Впрочем, сей мятеж благоразумием городского книжника был утишен и не причинил никакого вреда новооснованной Церкви ефесской ( Деян.19:23–40 ). По утишении мятежа, Апостол простился с учениками и отправился в Македонию ( Деян.20:1 ; сн. 19:22). Предание говорит, что, освободившись от первых уз в Риме, Апостол снова посетил Ефес (около 64 года по Р. X.) и Тимофея, ревностнейшего из своих сотрудников, поставил епископом тамошней церкви ( 1Тим. 1:3 ).
§ 111. Назначение сего послания ефессеям
Несмотря на то, что в начале послания ясно обозначено ближайшее назначение оного святым сущим в Ефесе ( Еф. 1:1 ), многие толкователи сомневаются в истине такого назначения и считают сие послание или соборным или посланием к лаодикийцам. Причины сомнения следующие:
1. В некоторых древних списках сего послания слова ἐν Εφεσῳ не читаются, а других заменяются словами ἐν Λαοδικεία. Но а) свидетельство некоторых епископов против свидетельства прочих ничего не значит и не должно изменять основанного на сих последних положения; и б) опущение слов εν Εφεσω и замену оных словами ἐν Λαοδικέιᾳ, по свидетельству Тертуллиана, произошло от Маркина и его последователей. «Из несомненного свидетельства Церкви, говорит он, мы знаем, что это послание назначено ефесиям, а не к лаодикийцам; но Маркиан некогда изменил у него надписание (Аd. Магcianem Lib. v. caput 17.) Следовательно из такого опущения или изменения не следует заключать, будто это послание написано не к ефесянам.
2) Св. Василий Великий, в книге против Евномия, опускает слова ἐν Εφεσῳ и приводит первый стих сего послания так: τοῖς ἀγίοις οὗσι καὶ πιστοῖς ἐν Χριστῷ ‘Ιησοῦ». Апостол в послании к ефесеям, говорит Василий наименовал их (верных) в особенном смысле сущими как соединенных искренно посредством познания с Сущим, сказав: святым сущим, и верным о Христе Иисусе ( Еф.1:1 ). Так и прежде нас бывшие предали сие и мы сами нашли в древних списках. Вот и рабы Христовы участвуют в этом наименовании (сущий); а Евномий не захотел удостоить сего названия самого Бога нашего, но нарек не сущим Того, Кто привел тварь из ничего в бытие (против Евномия книга 2 стр. 94). Но из этих слов св. Василия очевидно, что он не сомневался в назначении этого послания ефесянам. Что касается до указания на древние списки, то легко могло случиться, что эти списки вели свое начало от маркионитов, по вышепомянутому свидетельству Тертуллиана. Следовательно из свидетельства святого Василия Великого не следует заключение, будто это послание назначено не к ефесеям.
Напротив, у писателей древнейших находятся неоспоримые свидетельства, что это послание назначено Нижайшим образом ефесянам. Св. Игнатий Богоносец в своем послании к ефесской Церкви, говорит ефесянам «καὶ ἐστὲ ὠς Παῦλος ὑμῖν ἔγραψεν», и далее приводит слова из послания к ефесянам 4:4–6. Отсюда очевидно, что в первом христианском веке назначение сего послания ефесянам не подлежало сомнению. Подобные свидетельства касательно назначения сего послания ефесянам можно находить у Климента Александрийского, 200 у Оригена, 201 наконец во всех известных древних списках подлинника и во всех переводах, так как в оных первый стих сего послания читается: святым сущим в Ефесе ( Еф.1:1 ), согласно с ныне общепринятым чтением.
§ 112. Место и время написания
Из подписи, находящейся на большей части древнейших списков послания к ефесянам, видно, что оно написано в Риме и послано в Ефес с Тихиком. Подпись эта такова: «πρὸς ‘Εφεσίους ἑγράφη ἀπὸ Ρώμης διὰ Τυχίκου». Сие свидетельство подписи оправдывается в самом послании 1) тем, что писатель неоднократно говорит о своих узах за Христа (3:1; 4:1; 6:20), и 2) тем, что Апостол ясно говорит об отправлении Тихика к своим читателям, очевидно, для отнесения послания. Да висте и вы, яже о мне, что делаю, вся скажет вам Тихик, возлюбленный брат и верен и служитель о Господе: его же послах к вам на сие истое, да увесте, яже о нас и да утишит сердца ваша ( Ефес.6:21, 22 ). Но в какое время написано это послание – достоверно неизвестно. поелику в послании к колоссянам, написанием во время первых уз Апостола в Риме ( Кол.4:3 ), упоминается об отправлении Тихика в Колоссы и поелику Ефес в сем случае лежал на самом пути Тихика в Колоссы, то некоторые полагают, что послание к ефесеям написано во время первых уз в Риме, около 62 года по Р. X., вместе с посланием к колосянам тем более, что сии послания сходны между собой. Другие, напротив, обращая внимание на то, что во втором послании к Тимофею, писанном во время вторых уз, сказано: Тихика послах в Ефес ( 2Тимоф. 4:12 ), полагают, что и послание к ефесеям написано в это же время. Сие последнее мнение подтверждают тем, что послание к ефесеям писано от имени одного Павла, тогда как в посланиях, писанных во время первых уз, присовокупляется имя Тимофея. 202
§ 113. Побуждение к написанию
Из содержания послания к ефесеям очевидно, что случаем и побуждением к написанию оного были: 1) особенное усердие ефесян к вере во Иисуса Христа и любовь ко всем святым, пробудившая в сердце Апостола радость и благодарение Богу ( Еф. 1 :15–17); 2) нужда утешить учеников, приходивших в уныние по причине бедствий, постигших их наставника в вере ( Еф. 3:13 ); 3) опасность соблазна от людей, склонных к идолопоклонству и волхованию, и от учителей, глаголющих развращения, явление коих предсказывал Апостол, прощаясь с пресвитерами ефесской Церкви ( Ефес. 4 :14; 5:6; сн. Деян. 20 :29, 30), и наконец 4) желание утвердить иудеев и язычников, составляющих Церковь ефесскую, во взаимной любви и согласии и побудить к достойному прохождению звания, в которое они призваны благодатью Христовой ( Ефес. 4:1–6 ).
§ 114. Содержание и разделение
При всей краткости послания к ефесеям Апостол объемлет в оном всю сущность учения о домостроительстве человеческого спасения через Иисуса Христа и обозначает все существенные обязанности призванных, как подвижников веры, как членов единого таинственного тела Церкви и как членов внешнего или гражданского общества. Кроме вступления (1:1, 2) и заключения (6:18–24), главных частей в послании к ефесеям, равно как и в прочих Павловых посланиях две: вероучительная (1:3; 3:21) и нравоучительная 4:1; 6:17).
1) В вероучительной части послания к ефесеям Апостол говорит о предопределении и призвании в царство благодати вообще и рассматривает сие великое благодеяние Божее а) по отношению к плодам призвания, которые суть: святость и непорочность в любви, усыновление Богу, облагодатствование, прощение грехов и дарование мудрости и благоразумия (1:4–8); б) по отношению к главной цели призвания, которая состоит в откровении воли Божией и соединении всех тварей небесных и земных под единой главой – Христом (1:9, 10); в) относительно лиц призываемых, которые должны служить к возведению славы Божией, будучи запечатлены Духом Святым, ибо есть обручение или залог наследия нашего (1:11–14). Потом благодарит Бога за преуспеяние ефесян в вере и любви и молится о даровании им большей премудрости и просвещения, дабы они могли познать величие уготованного святым наследия во Христе, и по человечеству превознесенном выше всех ангелов, с Которым Церковь тесно соединена, как тело со своей главой (1:15–23); и чтобы могли понять, сколь изобильна благодать Божья, когда человечество, мертвое по своему нравственному состоянию, воскрешено и спосажено на небесных во Христе Иисусе, так что христиане действительно составляют некоторое новое творение, созданное во Христе Иисусе на добрые дела (2:1–10). За сим, рассматривая тайну соединения иудеев и язычников в одну Церковь, Апостол говорит, что язычники, прежде отчужденные от общества верующих, ныне в церкви Христовой получают одинаковые права с иудеями, потому что крестной смертью Христа отменен закон обрядовый, так как ныне все равно примиряются с Богом заслугами Искупителя; потому и язычники, уверовавшие уже не прозелиты или пришельцы (как это было в ветхозаветной Церкви), но сожители святых и приснии Богу, утверждаясь, как иудеи на одном и том же основании и Апостол и Пророк, сущу краеугольну самому Иисусу Христу и стройно возрастая в храм или жилище Божие Духом (2:11–22), Сия-то тайна домостроительства благодати Божией, уравнивающая язычника с иудеем, непоказанная сынам человеческим в прежние роды, но открытая ныне Апостолам Христовым, вверена ми, говорит Апостол Павел, наименьшему из всех святых, для проповедания и сделалась причиною моих уз (3:1–12). Поэтому прошу вас не унывать по причине уз моих за вас, которые суть слава ваша (3:13), и молю Бога, чтобы Он дал вам исполниться всею полнотою Божиею и воссылаю славу Тому, Который может сделать для нас несравненно более, нежели чего мы просим и о чем помышляем (3:14–21).
2) В нравоучительной части послания Апостол просит ефесян поступать достойно звания, в которое они призваны, а именно а) касательно взаимного отношения верующих заповедует смиренномудрие, кротость, великодушие, любовь и мир, так как христиане составляют, одно тело, высшие блага у них одинаковы и на всех равно изливаются от Христа, Который н поставил в Церкви пастырей и учителей для руководства и хранения верующих (4:1–16); б) касательно внешних поступков и отношения к обществу гражданскому заповедует отложить прежний языческий образ поведения и, согласно принятому учению, облекаться в нового человека, созданного по Богу в правде и преподобии истины (4:17–24); посему заповедует быть правдивыми, негневливыми, честными, трудолюбивыми, скромными и назидательными в разговорах, и вообще в своем поведении не оскорблять Св. Духа Божия, которым запечатлены в день искупления (4:25–32); побуждением к сему представляет подражание Богу, взаимную любовь, гнев Божий, карающий грешников, нелепость и гнусность порока и благоразумное употребление настоящего времени, благоприятного для спасения (5:1–21); в) в отношении семейном заповедует, чтобы жены повиновались своим мужьям как Господу, а мужья любили своих жен как самих себя (5:22–33); чтобы дети повиновались родителям, а родители воспитывали детей в учении Господнем (6:1–4); чтобы рабы были послушны и верны господам, а господа поступали с рабами, послабляюще им прещения (6:5–9). В заключение нравоучительной части послания представляет описание духовного христианского всеоружия против козней диавольских (6:10–17), показывая, что способ успешного ведения этой брани состоит в духовном бодрствовании и неусыпной молитве (6:18).
В заключении послания Апостол просит у ефесеев молитв о прочих церквах и о себе и объясняет поручение, данное Тихику при отправлении его в Ефес; т. е. чтобы он рассказал об обстоятельствах Апостола и таким образом утешил сердца учеников ефесских.
§ 115. Отличительные черты послания к ефесеям
Иосиф Флавий свидетельствует, что искусство заклинания злых духов было в большом употреблении между иудеями и что они производили это искусство от Соломона. Аntiq. Lib. 8, сар.