Дождь это символ чего
Дождь
Все боги Неба оплодотворяют Землю дождем, часто связывался в земледельческих культурах с божественным семенем, содержит первоначальную и очевидную символику оплодотворяющего начала и относится к общему символизму жизни [1] и воды.
В древних земледельческих культурах оплодотворяющий дождь, охватывающий весь мир, символизировался «очертаниями гребня», причем верхний поперечный штрих означал облако, а исходящие из него вертикальные линии — дождевые полосы.
Содержание
В южноафриканских культурах (по произведениям древней наскальной живописи) дождь символизировался появляющейся с неба змеей (животным-молнией?). Гигантская рогатая змея изображала также мифическое существо дождевой воды. Облака являются во многих древних системах мира убежищами дождевой воды, которая должна из них выводиться громовыми клиньями.
Египтяне сравнивали первый дождь, благодаря которому семена растений начинали прорастать, с обучением, подготовкой человека к интеллектуальной жизни: дождь или роса служили символами разъяснения религиозных истин.
В легенде о Данае, оплодотворенной золотым дождем, последний символизирует одновременно сперму и цикл роста растений, которым для размножения необходима вода.
В западной Болгарии и в восточной Сербии известен специальный обряд, исполняемый во время засухи с целью вызвать дождь: девушки лепили из глины куклу по имени Герман и затем, имитируя погребение, закапывали куклу на берегу реки или бросали в воду. В подобных ритуалах оплакивания слезы магически уподоблялись дождю. В Полесье с той же целью и с той же мотивировкой исполнялся ритуал похорон лягушки: дети ловили лягушку, убивали ее, убирали в одежду из тряпочек, клали в коробок, голосили по ней, как по покойнице, и закапывали у криницы; на «могиле» чертили рукой крест. Вместо лягушки могли убивать какое-нибудь другое маленькое животное или насекомое — рака, ужа, крота, медведку, вошь и т. п. Ужа и насекомых иногда подвешивали на дереве или заборе. Верили, что после этого пойдет дождь.
Еще более прямой магический смысл имели обрядовые обливания у реки или у колодца. Иногда обливали лиц, которые, по народным представлениям, обладали особой магической силой: беременную женщину (символизирующую мать-сыру землю), пастуха (повелителя земного стада, способного воздействовать на небесные «стада» туч), попа (тот же символ пастуха-пастыря). В Полесье обливали также углы хаты. Обливание могло носить и «искупительный» характер, его применяли тогда, когда причиной засухи считали нарушение определенных запретов. Так, на севере Житомирщины обливали женщину, которая вопреки строгому запрету пекла хлеб на Благовещение, или выливали воду посреди ее хаты и обливали снаружи углы дома. Искупительный характер носит и обряд поливания водой (или разрушения) могилы нечистого (заложного) покойника, если он в нарушение запрета похоронен на кладбище. Иногда такую могилу раскапывали, а труп бросали в реку. Сербы снимали крест с какой-нибудь безымянной могилы, относили его в реку или ручей и укрепляли так, чтобы он стоял, пока вода его не снесет. Когда устанавливали крест, трижды говорили: «Крест в воду, а дождь на поле! С неведомой могилы крест, с неведомой горы дождь!»
В Полесье и прилегающих районах Белоруссии и России для вызывания дождя совершали обряд «пахания реки»: во время засухи пахали или боронили высохшее русло реки или просто протаскивали по дну плуг. Иногда вместо реки «пахали» дорогу или рыли на дороге ямки, символически «отворяя» воду.
Поскольку засуха понималась как стихийное бедствие, для ее прекращения могли применяться общие защитные меры, помогавшие в случаях мора, болезни, пожара и т. п.: опахивание села или придорожного креста, обходы села и полей, изготовление обыденного полотна, рушника или установка обыденных (изготовленных за один день) крестов.
Еще одним магическим способом вызывания дождя было разрушение муравейника. Муравейник разгребали палкой, а расползающиеся муравьи символизировали и магически вызывали капли дождя. Этот способ известен в Полесье и у южных славян. Сербы, разгребая муравейник, произносили заклинание: «Сколько муравьев, столько и капель!»
Языческие способы вызывания дождя, особенно требы у колодцев, сурово осуждались церковью.
Для остановки дожд совершали разнообразные «останавливающие» или «отвращающие» действия: выбрасывали во двор яйцо, выносили или выбрасывали во двор, под дом, на крышу хлебную лопату, кочергу, хлебную дежу, жгли в печи троицкую зелень, освященную вербу и т. п. Причиной непрекращающихся, затяжных дождей считалось «осквернение воды». Например, в Боснии думали в таком случае, что в воде есть что-то «поганое» — брошенный когда-то раньше в воду внебрачный ребенок или убитый, и дождь не прекратится, пока труп не извлечен из воды. Во время ненастья женщины выходили из дома, выносили подвенечную рубаху и, называя по имени утопленников из села, просили их отвести ненастье от полей.
Гармония «инь — ян» в космическом масштабе.
Символами дождя выступают:
Для того чтобы вызвать или прекратить дождь, китайцы выполняли обряд дракона и лягушки, состоящий из определенной последовательности действий — всегда одних и тех же — и символов, зависевших от времени года. Последние подчинялись закону соответствий: 8 — число, повелевающее священными животными, танцорами и т. д., а также 6 — числа четные, Инь, использовались весной и зимой; 5, 7 и 9 — нечетные, Ян,— летом, в «последний месяц лета и осенью. Цвета: зеленый — весной, красный — летом, желтый — в конце лета, и белый — зимой. Церемония происходила перед большим изображением дракона, а в бассейн с водой бросали пять лягушек.
Нередко наступающая засуха считалась божьей карой, и вопрос о дожде выступает уже в раннеисторических оракульских предсказаниях о «костлявой». Женский принцип инь ради своего истинного осуществления определенно объединялся с мужским ян.
Индейцы майя считали дождь кровью и сущностью божества
Он изображается в виде ленточек (в рукописях) и маленьких колонн (на памятниках), а также в образе птицы, падающей с крыши на площадку для игры в мяч, символизирующий дух дождя, оживляющий и направляющий облака в странствия по свету.
В период засухи они вызывали дождь с помощью обрядов подражательной магии, окропляя землю девственно чистой водой.
У майя-чорти четыре бога-орошателя, полулюди-полузмеи, связанные со сторонами света, возвещают о скором дожде, заставляя квакать своих слуг-лягушек. Они бросают на землю каменные топоры, вызывая гром, а чтобы выпал дождь — сверкают молниями и потрясают калебасами, полными воды.
У ацтеков символы дождя и огня едины: высший бог плодородия Тлалок (Чак в пантеоне майя) — Повелитель Вод, является также богом Огненного дождя (молнии, небесного семени). Его атрибуты — кольца вокруг глаз (стилизация бабочки, иероглифа пламени) и копье (магическое орудие заклинателя дождя).
Его отличительный признак — зубчатая корона, символизирующая дождь. Он также характеризовался зубами, выступающими из верхней челюсти наподобие зубьев гребня.
Ему на вершинах гор приносили в жертву детей, их слезы и кровь считались предзнаменованием скорого дождя.
Дождь (куиауитплъ) — название одного из дней и знак зодиака ацтеков, связанный с Востоком и числом 19. Это число указывает также на беспокойный и необузданный темперамент и предрасположенность к ревматизму и кожным болезням.
Сиу считают, что западный ветер приносит гром и дождь, символ Откровения и Милости; Вакинъян-Танка, Птица-Гром, которая также покровительствует войне, живет на Западе и защищает землю и растения от засухи и смерти; она мечет молнии из глаз и производит гром ударами крыльев. Ее символ — свисток из кости орла.
Связь между кровью и дождем встречается и в иранской мифологии, где богу дождя Тиштрие приносили кровавые жертвы, чтобы он в образе белого коня боролся против черного коня — засухи.
Хильдегард Бингенская сравнивала его с жизненной силой души, которая приводит тело в состояние расцвета, «так что оно не высыхает, подобно тому как в зависимости от увлажнения дождем проявляются жизненные силы земли. А именно: когда влага дождя правильно упорядочена и осадки не чрезмерны, она дает возможность земле прорасти. Но если она беспорядочно изливается через край, она разрушает землю. Ведь от души исходят определенные силы для оживления тела, как почва живет водой…». Слезы также сравниваются ею с дождем. «У религиозного человека, который, будучи потрясен страхом Господним, разражается слезами, подобно облакам, которые берут свою воду из верхнего слоя и проливаются дождем», действует дар раскаяния как порождающая зелень жизненная сила, «которая при этом очищает его от грехов».
О правлении справедливого несущего мир царя: «Он сойдет, как дождь на скошенный луг, как капли, орошающие землю». (Пс 71,6)
Нежный дождь, который Порция в комедии Шекспира «Венецианский купец» (1596) сравнивает с милосердием, повсеместно считался знаком божественного одобрения.
Конденсация или «альбификация» — дополнительное свидетельство того, что алхимики относили воду и свет к одной символической группе.
Божественное, небесное происхождение дождя сделало его эмблемой чистоты, и поэтому для вызывания дождя проводились именно ритуалы очищения.
В ритуалах, прямо направленных на вызывание дождя, в танце заклинания дождя топанье ногами имитировало стук падающих на землю капель.
«Падающий с Неба дождь оплодотворяет Землю, и она рождает зерно для человека и зверя» (Эсхил).
Какое значение у дождя?
Дождь – это вода, падающая с неба, питающая землю и растения. И в этом контексте дождь является символом благословения небес, оплодотворяющего начала, потенциальным знамением роста и плодотворности.
«Падающий с Неба дождь оплодотворяет Землю, и она рождает зерно для человека и зверя» (Эсхил).
В религиозном смысле дождь несёт истину и духовное воздействие, поскольку проливается с небес. Ожидание дождя ассоциируется с ожиданием Божьей милости. Дождь – это неуправляемое явление природы, он даруется всему живому свыше по таинственным законам, которые человеку не всегда дано понять.
Дождь, прибивающий пыль и смывающий грязь, олицетворяет очищение как физическое, так и духовное. Дождь дарует свежесть, глоток свежего воздуха, оживление. После дождя краски кажутся ярче, дышится легче. Это символ преображения и свободы. Дождь смывает следы.
Дождь – это вода, а вода всегда связана с эмоциями. В этом смысле дождь может означать, что человек вступил в эмоциональную фазу своей жизни, что необходимо прожить эмоции и чувства, и таким образом очиститься, чтобы быть готовым принять что—то новое. Дождь символизирует интенсивное эмоциональное очищение. Возможно, дождь намекает на то, что не выплаканы слезы, осталась в сердце неразвеянная печаль.
В контексте эмоциональности дождь часто соотносится с силой человеческой души. Если душа в порядке, в равновесии, то умеренный дождь ведет к расцвету и развитию. Если в душе человека мятеж, то дождь силен и вызывает силы разрушения.
Дождь может сам по себе ассоциироваться с печалью, так как дождевые облака закрывают солнце и гасят свет. Затяжной дождь может символизировать затяжную депрессию или ипохондрию. И дождь же помогает отпустить печаль, смывая ненужное и отжившее.
Дождь также символ романтический, сближающий людей. Промокнуть вдвоем под дождем, а затем согреть друг друга, танцевать под дождем, идти вдвоем под зонтиком – здесь речь идет о заботе, взаимопомощи, установлении интимных отношений, когда вопреки ненастью, душа согрета любовью.
В целом дождь расценивается как благо. Но был когда—то и всемирный потоп. Вода – стихия сильная.
Символ непроявленного, первичной материи. «Жидкость все проверяющая» (Платон).
Любая вода является древним символом Великой Матери и ассоциируется с рождением, женским началом, утробой вселенной, первоматерией, водами плодородия и свежести, источником жизни.
Вода как древний символ
Ассоциируется с влагой и циркуляцией крови, жизненными силами как противопоставлением сухости и неподвижности смерти.
Источник Жизни берет начало от корней Древа Жизни, которое растет в центре Рая.
В виде дождя вода несет оплодотворяющую силу небесного бога, что символизирует плодородие. Как роса, она олицетворяет благовещение и благословение, духовное обновление и свет восхода.
С другой стороны, это символ отделения, например, при пересечении моря или реки смерти. Но, поскольку вода имеет силу и жизни, и смерти, она может не только отделять, но и соединять.
Вода и огонь являются враждующими стихиями, которые, в конечном счете, проникают друг в друга и объединяются, символизируя противоречия материального мира.
Огонь и вода ассоциируются также с двумя великими началами, Отцом-Небом и Матерью-Землей, причем в этом случае Отец-Небо превращается в оплодотворяющую влагу дождя, изливающуюся на Землю.
Вода и вино символизируют слияние человеческой и божественной природы, или божественность, незримо присутствующую в человечности.
Нижние и Верхние Воды связаны с Малыми и Большими Мистериями, а вместе они составляют Единое и означают всеобщее обновление.
Бегущая вода означает жизнь и ее источник, символом которого является волнистая линия, спираль или меандр.
Вода, подобно дереву, роще, камню и горе, может символизировать космос во всей его полноте.
Вода имеет огромное значение в магических ритуалах (стихии).
Чистая вода олицетворяла честность, правдивость («Вывести на чистую воду»).
В христианстве вода олицетворяет восстановление, обновление, очищение, освящение и крещение. Ручей символизирует Христа как источника жизни и Деву Марию как утробу творения.
В христианском искусстве вода символизирует смирение. Вода, окружающая что-либо, имеет не просто оборонительное значение, пространство внутри круга становится чистым и священным.
Вода с глиной олицетворяют творение и символизируют горшечника, придавшего вселенной ее облик.
Глубокие вода моря, озера, колодца ассоциируются с царством мертвых или местом обитания сверхъестественных существ и тесно связаны с Великой Матерью. Смирение изображается как вода, смешанная с вином.
Что символизируют волна, дождь, лед
Волна
Поскольку вода символизирует бесконечное движение, волны олицетворяют превратности жизни, изменения, иллюзии, тщеславие и возбуждение.
Ты, волна моя, волна!
Ты гульлива и вольна;
Плещешь ты, куда захочешь,
Ты морские камни точишь,
Топишь берег ты земли,
Подымаешь корабли.
Дождь
Символизирует Божественное благословение, нисхождение небесного блаженства и очищения, плодородие.
Символизм дождя сходен с символизмом солнечных лучей в случае, когда он олицетворяет оплодотворение и духовное открытие.
Все боги Неба оплодотворяют Землю дождем. У славян дождь был божьей благодатью, он уподоблялся молоку. Тучи наши предки представляли как женские груди.
Образ небесной воды в орнаменте выражался в виде вертикально-динамичного рисунка.
Олицетворяет скованность, холод, хрупкость, недолговечность. Является символом плотных вод земли в противовес «свежим» и живительным водам родника в Раю.
Он также обозначает жестокосердие, холодность и отсутствие любви. Тающий лед означает смягчение жестокого сердца.
Что символизируют море, озеро, река, омут
Они предпочитают не купаться в море, сравнивая его с дорожной пылью.
Озеро
Означает женское начало, стихию влажности, место обитания чудищ или магических женских сил, подобных тем, что упоминаются в выражении «дева озера».
Океан. Стихия зарождения жизни, безбрежности, сумма всех возможностей. Символизирует женское начало. Означает первоначальные воды, хаос, бесформенность, материальное существование, бесконечное движение.
Это источник всякой жизни, заключающий в себе все потенции, сумма всех возможностей в проявленном виде, непостижимое, Великая Мать. Символизирует также море жизни, которое предстоит пересечь.
Место опасности, перехода, порог в подводное царство; обманчивое спокойное место: «Затянуть в омут», «В тихом омуте черти водятся».
Символ постоянной изменчивости: «Нельзя дважды войти в одну и ту же реку». Вода рек священна. Ею крестят при первом посвящении, ею омывают грехи, очищают тело и душу.
Мировой поток явлений, течение жизни.
Устье реки имеет то же символическое значение, что и ворота или дверь. Оно обеспечивает доступ в иное царство, в океан единства.
В обрядах прохода и при «путешествиях» из одного состояния в другое движение обычно мыслится как переправа с одного берега на другой через реку жизни или смерти.
Если путешественник направляется к устью реки, то берега оказываются опасными, и их следует избегать, так что все в целом путешествие через реку приобретает символическое значение опасного прохода.
Четыре реки рая, текущие в направлении четырех сторон света, берут начало в источнике, ключе или колодце у корней Древа Жизни или из скалы под ним в центре Рая.
Они символизируют творческую силу, истекающую из своего неявного источника в явный мир до его крайних пределов (моря). Иными словами, от высшего уровня к низшему.
В христианстве четыре реки Рая, истекающие из одной скалы, символизируют четыре Евангелия, идущие от Христа.
Что символизирует роса
Символ здоровья, чистоты, любви, святости. Славяне считали росу слезами Богородицы. Означает свет рассвета, духовное освежение, благословение, доброе слово.
Древний символ Земля
Позже Земля как древний символ приобрела хтоническое значение как противоположность Небу, стала символом могилы: «Из земли вышел человек, в землю и вернется. »
Земля здесь понимается как дом, который всегда родной для человека. Она воспринималась также как родительница, имеющая право на родительский суд и на праведное наказание грешных.
Говорили: «Как его земля носит?»
В память о посещении святого места и как символ перенесения его с собой брали горсть земли. Горсть земли с участка родного дома возили с собой, его бросали на гроб первой.
Для обильного урожая шаман или царь должен был оплодотворить землю. Земля воспринималась как женское начало, пассивное.
В морской символике берег, земля-это временный приют, враждебная стихия, место отдыха, получения необходимых припасов.
Что означали для наших предков Небеса
Небеса как древний символ означают бесконечность, высоту, царство блаженства, высшую власть, порядок во Вселенной.
Это стражи Закона. При матриархате небесные божества обычно женского пола, иногда боги Неба бывают бесполыми.
В ритуальной архитектуре Небеса изображаются сводом, ступой, чортеном, либо центральным отверстием в шатре, навесе и сакральной постройке.
Повсеместно они изображаются синим цветом, но иногда черным.
Дождь
Символизирует божественное благословение, нисхождение небесного блаженства и очищения, плодородие. Символизм дождя сходен с символизмом солнечных лучей в случае, когда он олицетворяет оплодотворение и духовное открытие. Все боги Неба оплодотворяют Землю дождем. Падающий с Неба дождь оплодотворяет Землю, и она рождает зерно для человека и зверя (Эсхил)..
Осадки атмосферные, выпадающие из облаков в виде капель воды диаметром от 0,5 до 6—7 мм. Жидкие осадки с меньшим диаметром капель называются Моросью. Капли с диаметром, большим 6—7 мм, разбиваются при выпадении на меньшие капли. Интенсивность Д. Колеблется от 0,25 мм/ч (моросящий Д.) до 100 мм/ч (ливень). Д. Выпадает, как правило, из смешанных облаков (преимущественно слоисто-дождевых и высокослоистых), содержащих при температуре ниже нуля переохлаждённые капли и ледяные кристаллы. Упругость на..
Один из видов атмосферных осадков (см.) — образуется вследствие сгущения в капли водяного пара, насыщающего воздух. Д. Падает из так называемых дождевых облаков или туч — темно-серого цвета, без определенных очертаний (nimbus). Особый вид дождевых облаков — грозовые облака (cumulonimbus) — темно-свинцового цвета, состоящие из нагроможденных друг на друга облачных масс (см. Гроза). По-видимому, одного насыщенного (и даже пересыщенного) состояния воздуха для образования облаков, а следовательно, и..
Вода, образующаяся при конденсации водяного пара, выпадающая из облаков и достигающая земной поверхности в виде капель жидкости. Диаметр дождевых капель колеблется от 0,5 до 6 мм. Капли мельче 0,5 мм называются моросью. Капли крупнее 6 мм сильно деформируются и разбиваются при падении на землю. В зависимости от объема осадков, выпадающих за определенный промежуток времени, по интенсивности различают слабые, умеренные и сильные (ливневые) дожди. Интенсивность слабого дождя меняется от ничтожно ни..
Дождик, дожж, дожжик, дозжик м. Вода в каплях или струями из облаков. (Древнее дежгь. Дежгем, дождем. Дежгевый, дождевой. Дежгити, одождить). Ситничек, самый мелкий дождь. Ливень, проливной, самый сильный. Косохлест, подстега, косой дождь, по направлению сильного ветра. Грозный дождь, с грозою. Мокрые дожди, осенние, продолжительное ненастье. Дряпня, хижа, чичер, лепень, снег с дождем. Сеногной, дожди во время покоса. Морось, бус, мельчайший дождь, еще мельче ситника. Купальный или окатный дождь..
, жидкие атм. Осадки в виде водяных капель диам. От 0,5 до б — 7 мм. Осадки с меньшим диам. Капель наз. Моросью. Дождевые капли возникают вследствие таяния содержащихся в облаках ледяных кристаллов или образуются в результате слияния переохлаждённых [переохлажденных] мелких облачных капель. Д. Выпадает преим. Из слоисто-дождевых (обложной) в кучево-дождевых (ливень) облаков. Обложные Д. Обычно продолжительные, равномерные и умеренные по интенсивности, xopoшo впитываются в почву и существенно поп..
Дождьжидкие осадки, выпадающие из облаков в виде капель диаметром 0,5 мм и больше. Следует отличать дождь от мороси, имеющей меньшие размеры капель. Во внетропических широтах дожди чаще образуются при таянии ледяных кристаллов, выпадающих из облаков (на таких кристаллах в облаках конденсируется и намерзает водяной пар). В тропиках дожди нередко выпадают и из тёплых, чисто водных облаков, в которых нет ледяных кристаллов, – там рост дождевых капель происходит в осн. За счёт слияния (коагуляции) м..
I. Продолжающееся в Палестине пять месяцев засушливое лето сменяется периодом Д. (см. Календарь). 1) с середины мая до второй половины октября Д. Не выпадают даже на побережье (см. Притч 26:1. 1Цар 12:17 и след.). Но зап. Ветер приносит на равнину и на склоны гор влагу (Быт 27:28. Втор 33:28. Суд 6:38. Иов 29:19. Зах 8:12). В пустыне Негев осадки выпадают в виде росы, причем здесь она особенно обильна из-за резких колебаний дневной и ночной температуры. 2). а) период Д. Начинается обычно в октя..
Символизирует Солнце, обновление жизни, совершенство, божество, силу. Крылатый диск трактуется как сила Небес, солярное божество, огонь Небес, комбинация солнечного диска и крыльев солярного сокола или орла, движение небесной сферы вокруг оси, божество, преображение, бессмертие, бродящая и производящая сила природы и ее двойственность (защищающий и смертоносный аспекты). Последнее значит, что символ является апотропаическим. Диск с отверстием внутри означает цикл космоса с центром, символизирующ..
Дополнительный поиск Дождь
Магическая энергия воды
Вода – самое распространенное вещество в мире: она занимает три четверти поверхности нашей планеты, да и сами мы – водные существа, так как примерно на 70 % состоим из воды. Вода – это сама жизнь. В ней заключена невиданная магическая энергия, благодаря которой вода отражает самые важные свойства Вселенной. И если мы хотим быть здоровыми сами и жить в здоровом, чистом мире, нам следует заботиться о воде, постоянно и выражать ей свою признательность. Эта книга приоткроет вам тайну магической природы воды, поможет извлечь практически пользу вам и вашим близким.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Магическая энергия воды предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Культ воды у народов мира. Отражение магии воды в символах
Вода! У тебя нет ни цвета, ни вкуса, ни запаха! Тебя невозможно описать! Тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни, ты сама жизнь!
Антуан де Сент-Экзюпери
Люди издавна селились у воды: на берегах рек, озер, морей… Конечно, в первую очередь это диктовалось рациональными соображениями: вода требовалась для питья и хозяйственных нужд, была наиболее доступным транспортным средством. Но помимо этого человека влекли к воде какие-то таинственные силы, между человеком и водой всегда существовала некая мистическая связь. Каждый из нас скажет, что можно часами слушать журчание ручья, плеск реки, шум набегающих на берег волн, грохот прибоя… Человек всегда чувствовал, что в воде есть нечто родственное ему. И даже не умея объяснить причины завороженности водой (это теперь мы понимаем природу нашей связи с ней: ведь мы сами на 65—70 % состоим из воды), человек находил соответствия между своими ощущениями и теми или иными проявлениями воды. Так рождались символы.
Вода — один из самых универсальных символов в мире. С древнейших времен вода повсюду ассоциируется, прежде всего, с эмоциями, чувствами, интуицией, психическим восприятием, с нашим бессознательным (подсознанием) и с таинственными проявлениями женской энергии (инь).
Вода как элемент мироздания
Вода — одно из фундаментальных понятий во всех философских течениях и традициях.
Согласно древнейшей китайской концепции мироздания, в незапамятные времена мужское (ян) и женское (инь) начала, слившись, породили пять стихий, пять элементов, давших начало всему разнообразию мира. Это Огонь, Земля, Металл, Вода и Дерево. Каждый из этих элементов обладает характерными только для него качествами, связан с одним из направлений, соответственно с Югом, Центром, Западом, Севером, Востоком.
Древнеиндийская традиция также основывалась на пятеричной системе символов: «космическое состояние вибрации» продолжалось пятью элементами. Это Эфир (Акаша), Вода (Апас), Воздух (Вайю), Огонь (Тегас) и Земля (Придхиви).
Западная традиция, испытавшая влияние древнегреческой философии, в качестве «кирпичиков» мироздания рассматривала четыре элемента (стихии): Огонь, Землю, Воздух (аналог Металла) и Воду. Но иногда к ним добавляли и пятый элемент — Эфир, или квинтэссенцию духа. Символические обозначения этих элементов приведены на рисунке. Элементы мироздания играли очень важную роль в мистицизме Средних веков, и там они имели другие обозначения (в форме круга — см. рисунок).
В западном искусстве Вода изображалась опрокинутым кувшином или фигурами богов моря и рек; Воздух — фигурой богини Юноны, иногда летящей, несмотря на оковы на руках и ногах, иногда фигурой женщины с хамелеоном в руке; Огонь — птицей Феникс, фигурой древнегреческого бога Вулкана, а также женщиной с огненными волосами или молнией в руке; Земля — аллегорической фигурой Матери с символами плодородия в руках, а также башнеобразной короной Кибелы (Дж. Тресиддер).
Символические обозначения четырех стихий.
Мистическая символика элементов мироздания.
Вода — единственный элемент, который не имеет выраженной геометрической формы и символически изображается двумя волнистыми линиями. Постоянная природа Воды — быть мокрой и течь вниз. Главные качества ее — текучесть и аморфность, но в то же время и настойчивость («Вода камень точит»), ведущая к преодолению любых преград («Мягким побеждается сильное»). Направление — Север. Цвет — синий, черный. Время года — зима. Вкус — соленый. Преобладающая энергия — инь. Вода ассоциируется с понятиями «холод», «исчезновение», «страх». Высшее проявление — мудрость.
Стихия Воды проявляет себя в изогнутых (волнообразных) или горизонтальных формах, к которым относятся, например, холмы, водные потоки, а также некоторые типы зданий — круглые или необычной геометрической формы и планировки (части дома отличаются друг от друга по этажности, протяженности, форме, стилю и материалу, с галереями, переходами, ротондами и т. п.).
Согласно Фалесу Милетскому и другим древним философам, вода есть первооснова вещей, некая субстанция, содержащаяся в беспредельном пространстве. Таким образом, вода трактуется как исходное состояние всего сущего, она олицетворяет рождение и начало всех вещей, а следовательно, и их финал. Все пребывает в развитии — в движении. Античный философ Гераклит, глядя на воды реки, произнес фразу, ставшую формулировкой одного из основных принципов бытия: «Все течет, все меняется. Нельзя дважды войти в одну и ту же реку».
Вода как источник жизни
Три четверти поверхности Земли скрыто под водой. Тело человека на три четверти состоит из воды. Первые девять месяцев своей жизни мы проводим в воде. Все известные легенды о происхождении мира сходятся в том, что жизнь произошла «из первородных вод, женского символа потенции, лишенной формы».
«И пришли духи воды. И заполнили они все, куда смогли добраться. И остудили они горячее тело Матери-Земли и опустились даже в самую глубину его. А после поднялись вверх и там встретились с облачным племенем и пролились на землю дождем и дали силу семенам, в которых были духи растений. И зацвела земля, и так началась жизнь!» (С. Блустоун, из индейской легенды).
Воде как источнику жизни поклонялись и кочевники, и земледельцы, и охотники-рыболовы (культ водоемов, родников и колодцев, культ рек и дождя).
В шумеро-семитской мифологии Апсу, изначальные воды, существовали в начале всего, а Тиамат была морем и хаосом. Змеи Лакхму и Лакхаму были рождены от вод. Мардук как свет создал землю, победив Тиамат как хаос и непроявленность вещей. Эа-Оаннес — повелитель глубин. «Бог с потоками» изображался держащим в руках кувшин с водой. Считалось также, что вода могла изливаться прямо из его рук.
У евреев «воды Торы» — животворящие воды священного закона. Источник, постоянно доступный для народа Израиля, — это мудрость и Логос. Перед Творением «Божественный дух носился над гладью вод».
В греко-римской традиции Афродита (Венера) родилась из воды, а Посейдон (Нептун) контролировал силы воды. Река Лета — символ забвения, а река Стикс — рубеж, пересекаемый в момент смерти.
В Египте вода олицетворяла рождение, воссоздание, рост, оплодотворяющую силу Нила: бог Хапи изливает на землю воду из двух кувшинов.
Китайцы считали воду источником всей жизни.
В Ведах вода ассоциируется с материнством, так как в начале времен, когда еще не было света, существовала только вода.
«Ригведа» возносит хвалу воде как носителю всего сущего. Индусы верили, что в воде содержится тайна сохранения жизни. Бог Агни был рожден от союза воды и земли, он представляет собой столп, поддерживающий все сущее. Варуна — повелитель вод. Вишну спит на змее, лежащей на поверхности воды, а из его пупка растет лотос, на котором восседает Брахма, «ходящий по водам». Лакшми, «та, что из лотоса», также «рождена Океаном».
У мусульман вода символизирует жизнь, милосердие, очищение. В виде дождя или ручья она олицетворяет божественную реальность, а также творение:
«Из воды создали Мы все живущее», «Трон Его был над водами» (Коран).
Для иранцев воды Апо символизируют одновременно и солнечные, и лунные силы, а также изначальный океан.
Даосы связывают воду со слабостью, приспосабливаемостью и в то же время с настойчивостью, с текучестью жизни в противоположность неподвижности смерти.
У скандинавов и тевтонов Землю окружали воды, в которых жил змей Мидгарда, а подземный мир был местом туманов. Корни Иггдразила уходили в подземный мир, а от них брал свое начало ручей Хвергельмир — исток всех рек.
У народов мандре вода и вино символизируют союз Космических Отца и Матери.
У маори рай находится под водой, что символизирует изначальное совершенство.
Символизм воды в различных ее проявлениях
Текучесть воды, ее мягкость и податливость, ее «нежелание» сохранять какую-либо форму, удивительная способность к постоянным изменениям в зависимости от условий окружающей среды — все это делает воду символом человеческих эмоций, олицетворением женской энергии, восприимчивой и подвижной. Как и вода, наши эмоции, мысли и энергии также могут быть очень разными: текучими или застоявшимися; горячими, страстными или безразлично-холодными; замерзшими, отвердевшими, как лед, или свободными и легкими, как пар.
На Востоке вода часто воспринимается как символ вечно меняющегося мира иллюзий, но также является и символом изобилия.
Китайцы относят воду к женскому (лунному) началу инь. В «Книге перемен» («И-цзин») воде соответствует один из восьми первичных символов — триграмм. Эта триграмма образована тремя прерывистыми чертами (в «И-цзине» прерывистая черта обозначает женское начало инь, сплошная черта — мужское начало ян). Смысловое содержание триграммы воды — вечная текучесть и заполнение всех углублений. Это знак, которому не страшны никакие течения и водопады, и при этом он всегда остается верен своей изначальной сущности — текучести.
С большим уважением, даже с трепетом, относились к воде индийские йоги. Глядя в воды Ганга, постигали мудрость бытия буддийские монахи. Вода послужила источником прозрений Будды и Мухаммеда. К Будде приходило озарение, когда он смотрел на капли росы, сверкающие на зеленых листьях.
В религиозных течениях вода предстает символом очищения и новой жизни.
В христианской традиции вода олицетворяет также восстановление, обновление, освящение и крещение. «Вода могла быть метафорой духовной пищи и спасения, как, например, в Евангелии от Иоанна (4: 14), где Христос говорит самаритянке: “А кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек”. Райский источник, вытекающий из-под Древа Жизни, — символ спасения» (Дж. Тресиддер).
Вода, смешанная с вином, в христианстве символизирует пассивное начало, испытывающее воздействие Духа, смешение низшего и высшего в человеке. Христос — это вино, а вода — тело Христово. В христианском искусстве вода, смешанная с вином, означает смирение.
С древнейших времен люди связывают воду с плодородием и в то же время считают ее символом души, здоровья, чистоты.
Чистая вода всегда олицетворяла честность, правдивость («Вывести на чистую воду»). Баламутная, нечистая — нечестность, изворотливость («Ловить рыбку в мутной водице»).
Считалось, что чистая вода, особенно роса, родниковая и дождевая вода, имеет целебные свойства и является формой божественной милости, даром матери-земли (родниковая вода) или небесных богов (дождь и роса).
Вода считается и одним из символов мудрости. Например, в даосизме образ воды, которая прокладывает себе путь в обход препятствий, — символ победы видимой слабости над очевидной силой.
Течение воды часто ассоциируется с течением времени: «Годы бегут как вода».
Символизм воды… объясняет большое количество мифов, в которых реки или моря разделяют миры живых и мертвых. Многие божества были рождены в воде или могли ходить по воде. В суевериях символизм очищающей власти воды был настолько силен, что считалось, что она отталкивает зло. Отсюда обычай выявлять ведьм, бросая подозреваемых женщин в водоемы, чтобы посмотреть, всплывут они или нет.
В психологии вода отождествляется с энергией бессознательного, ассоциируется с его таинственными глубинами и таящимися в нем опасностями.
На бытовом уровне вода — прежде всего символ физического очищения: мы постоянно моемся, стираем, чистим и т. д. Но кроме того вода — символ избавления (очищения) от ненужных эмоций и негативных психических состояний, символ обновления и подготовки к принятию новых энергий.
Вода — элемент, дарующий житейскую мудрость, знания, способность к непринужденному общению и склонность к поездкам и путешествиям.
Вода на нашей планете встречается в разных проявлениях. Это не только водопроводная вода, это ручьи и реки, пруды и озера, моря и океаны, атмосферные осадки и айсберги, лед и пар и многое другое. Все это различные «виды жизни» воды. И каждый такой вид имеет свой «характер», свои особенности, обладает вполне конкретными качествами, которые позволили человечеству за многие века найти символические соответствия между человеком и «видами жизни» воды.
Айсберг может быть символом заторможенности (замороженности) эмоций. Иногда он олицетворяет дрейф «без руля и без ветрил», возможно, в опасном направлении.
Болото часто служит символом засасывания в негативное состояние, символом безрадостного, беспросветного положения дел.
Наиболее известный символизм брода — как переправы — находим у кельтов: для них брод олицетворял место встречи с судьбой или поединка. Но Карл Юнг связывает понятие «брод» с переходом из одного состояния бытия в другое.
Ванна, наполненная водой, может быть символом очищения и омовения.
Водопад — символ полного эмоционального освобождения или исцеления, эмоциональной перезарядки.
Звуки, издаваемые спокойно плещущимися волнами, принимались за разговор, поэтому волны ассоциировали с мирной беседой.
Океанская волна символизирует подъем огромной эмоциональной силы, а также любовь, личные связи и признание.
Волны прибоя, ударяющие о берег, олицетворяют эмоциональный хаос, свидетельствуют о том, что чувства и эмоции готовы захлестнуть вас.
Мотивы волны на древнерусских браслетах.
Дождь — один из основных символов плодородия. В древности его связывали с оплодотворяющим божественным семенем. Считалось, что все боги Неба оплодотворяют Землю дождем. «Падающий с Неба дождь оплодотворяет Землю, и она рождает зерно для человека и зверя» (Эсхил). В греческой мифологии Зевс проник к запертой в башне Данае в виде золотого дождя, после чего она родила Персея.
Обычными были представления (которые не исчезли до сих пор), что от богов зависит, будет ли засуха, прольется ли ливень разрушительной силы или пойдет приятный, подобный благословению, дающий природе жизненную силу дождь. «Нежный дождь… повсеместно считался знаком божественного одобрения, а в Китае — гармонии инь–ян в космическом масштабе. Высший бог плодородия ацтеков Тлалок (Чак в пантеоне майя) был богом дождя, его отличительный признак — зубчатая корона, символизирующая дождь… В иранской мифологии богу дождя Тиштрие приносили жертвы, чтобы он в образе белого коня боролся против черного коня — засухи» (Дж. Трессидер).
Как и подобный ему бог дождя майя, соседей ацтеков, бог дождя Тлалок носил при себе клинок грома. Это был отличительный знак его силы и власти. Бог легко узнаваем по глазам, похожим на круглые очки. В мирные времена он дарил людям плодородие и жизнь. Многие рисунки и настенные фрески изображают бога рассыпающим маис и разливающим воду. Другими дарами Тлалока были цветы и бабочки, которые он щедро рассыпал в разные стороны. Его почитатели совершали в его честь воскурения ладана, чтобы заручиться его расположением, которое гарантировало людям защиту от засухи и голода. На некоторых изображениях Тлалок символизировался специальным знаком, состоящим из четырех расположенных рядом острых зубцов или клинков.
Тлалок — бог дождя ацтеков.
Божественное, небесное происхождение дождя сделало его символом чистоты, поэтому ритуалы очищения часто проводились именно для того, чтобы вызвать дождь. В магических ритуалах, направленных на вызывание дождя, в танце заклинания дождя топанье ногами имитировало стук падающих на землю капель.
Дождь не только очищает атмосферу от грязи, он может символизировать и эмоциональное очищение. Поскольку дождь несет жизнь растениям, он может быть знамением роста и предвещать плодотворный период жизни.
Я долго не мог понять, отчего один мой знакомый маг так радуется, когда в лесу ночью идет дождь и заливает костер. Мы, помнится, промокали до нитки, но именно в такие минуты, когда проявляются сразу все стихии (Огонь, Земля, Воздух, Вода), человек приобщается к их совокупной силе. Так что, если в путешествии вас застает дождь, не ругайте природу, а старайтесь использовать момент!
Весенние дожди питают новую жизнь, поэтому олицетворяют как плодородие, так и творческий потенциал.
Дождь имеет свою символику. К символам дождя относят «топор, молоток, зигзаг молнии, дождь из огня и света, змею (иногда — рогатую), в Китае — дракона, лягушек и других земноводных, лунных животных — краба и паука, собаку (которая ассоциировалась с богами ветра, приносящего дождевые тучи) и, что более неожиданно, кота, хамелеона, корову, слона, попугая и индейку» (Дж. Трессидер).
Застойная вода символизирует застой в чувствах, говорит о том, что человек попал в порочный круг эмоций, который надо срочно разорвать.
В широком смысле источник — символ жизненной силы, омоложения или даже бессмертия. Он также символизирует космический центр, очищение, вдохновение и знание.
И христианская, и исламская традиции отводят место источнику в центре рая, у корней Древа Жизни, от которого течет поток в четырех основных направлениях, — образ, впоследствии оказавший влияние на планирование садов и церковную архитектуру. «Чистая река воды» (Откровение, 22: 1) приравнивалась к Отцу и Сыну, поэтому источник стал символом не только чистоты, но и откровения и искупления. В скандинавском мифе бог Один отдал свой глаз, чтобы отпить из источника знаний, вытекающего из земной оси, дерева Иггдрасиль. В соответствии с греческой орфической традицией, обойдя источник забвения и испив из источника памяти у входа в Гадес, можно получить бессмертие. Источник молодости — популярная тема в искусстве — восходит к римскому мифу о боге Юпитере. Сходная тема — омолаживающее воздействие любви, отсюда частое появление Купидона, который присматривает за источником, и сексуальный символизм его струящейся воды. Запечатанный источник — образ девственности в христианстве.