Доброе слово что солнышко пословица
Консультация для педагогов. Образовательная область «Речевое развитие» по ФГОС до. «Ласковое слово, что солнышко в ненастье»
Марина Смирнова
Консультация для педагогов. Образовательная область «Речевое развитие» по ФГОС до. «Ласковое слово, что солнышко в ненастье»
Какой педагог не хочет, чтобы речь его маленьких воспитанников была не только правильной, точной, но и живой, выразительной, чтобы дети чувствовали красоту родного языка и умели пользоваться его богатствами! В этом может помочь знакомство с фольклорными произведениями, которое можно начинать уже в младших группах детского сада.
Вначале дети узнают, что такое эпитеты – образные определения, встречающиеся в сказках, былинах, песнях и других фольклорных жанрах. Эпитеты необычайно оригинальны и красочны, точно характеризуют любой предмет или явление. Например, береза называется моложавой, белоствольной, ручей, высококудреватой; вода – чистой, тихой, хрустальной, изумрудной,студеной,светлой,звонкой,вольной,вешней,золотоструйной,росовой и т. д.Вот так в прибаутке с помощью с помощью эпитетов описываются внешний вид и поведение петушка: «Петушок, красный носок, сметанный лобок, чесаная бородушка, маслена головушка, расписные перышки, серебряные шпорушки. Рано утром он встает, звонки песенки поет, никому спать не дает».
Для изучения образного строя народной речи интересны и загадки. В них часто используются разнообразные сравнения, помогающие создать яркий и выразительный образ.
Стоит в роще молода,
Определения и сравнения в загадке так точны, наглядны и живописны, что мы сразу узнаем березку.
С детьми следует разобрать все признаки этого дерева. Из загадки мы узнаем, что березка молодая и стройная, с белым стволом и зеленой кудрявой кроной. Летом ее тень спасает от жарких лучей солнца, зимой березовые дрова согревают избу, весной дерево поит людей душистым соком.
В песне «Уж как весна-то» любовь к «задушевному» милому другу, трагедия разлуки с ним ассоциируется с образами осенней природы и настроением, которое оно вызывает.
Уж как весна-то да весна красная,
Весна красная, да она рыболовная,
Лето теплое да хлебородное
Да и осень-то, осень богатая,
Осень богатая, да она ветробуйная,
Ветробуйная –то осень, листопадная,
Листопадная – то осень, непрокладная.
У тебя-то, у осени, ночь темная,
Ночка темная, долга осенняя
У тебя ли-то, темной ноченьки,
Нету лунного –то светла месяца,
Нету частых-то да мелких звездочек.
У меня, у красной девушки,
Нет не матушки, ни батюшки.
Есть один задушевный друг.
Да и тот дружок далеко живет…
Важно разобратьс детьми каждую песенную фразу и задать им вопросы: почему весна – красная, рыболовная; почему лето называется хлебородным, осень – богатой, ветродуйной, листопадной, непрокладной? Какими словами описывается осенняя ночь?
Основным материалом в обучении детей пониманию образности фольклорного языка могут стать пословицы – выражения, построенные на образных сравнениях. Короткие, понятные, глубокие по мысли, они так складно сложены, что запоминаются сами собой. Пословицы живут в нашем родном языке и сегодня, украшают разговорную речь. После того как дети познакомятся с этим жанром устно-поэтических произведений, они могут перейти к самостоятельному творчеству. Воспитателю необходимо предлагать различные слова, к которым дети должны придумать образные сравнения. Например, к словам «толстый» и «тонкий» дети обычно подбирают «стертые», заштампованные сравнения (толстый, как бочка; тонкий, как иголка).
Для занятий можно предложить пословицы и поговорки.
Земля –тарелка: что положишь, то и возьмешь.
Без хозяина земля – круглая сирота.
Солнце – князь земли, луна – княжна.
Солнце зимой как мачеха: светит, да не греет.
Зимний денек что комариный носок (то есть короткий)
Зимой тепла, как у нищего добра.
Работает как Демид: весь день на солнышке лежит.
Отговорки как у нашего Егорки.
От него дела, как шерсти от стриженого барана.
Силы как у быка, а работы как у воробья
Хлеб – батюшка, водица – матушка.
Гречневая каша – матушка наша, а хлебец ржаной – отец родной.
Горек да зелен, как полынь.
Человек силен едой, как мельница – водой.
Все в охоту, как голодному Федоту.
Человек без друзей, что дерево без корней.
Дружба как стекло: разобьёшь – не сложишь.
Друг неиспытанный что орех нерасколотый.
Плохой друг что тень: в солнечный день не отвяжешься, в ненастный – не найдешь.
Один, как в поле обсевок.
Один, как маков цвет, как верста в поле.
Торчит меж людей, как пугало в огороде.
Как бирюк, в нору забился.
Богатый в деньгах что мышь в крупах.
Плавает, как вареник в масле.
Богатство что вода: пришло и ушло.
Беден, как церковная мышь.
Убогий,что осиновый лист: везде дрожит.
Грызутся, как собака за кость.
Не ужились, как два медведя в одной берлоге.
Спихан, как с печи Тихон.
Счастье с несчастьем что вёдро с ненастьем: живут переменчиво.
Горе что море: не переплыть, ни выплакать.
Горе что годы: бороздки прокладывает.
Тоска не солнце, а сушит.
Плачет, как соловушек по разоренному гнездышку.
Скользкий, как груздь
Он как сорока: где ни посидит, там и напакостит.
Надулся, словно сыч на ветер.
Надулся, как мышь на крупу.
Прост, как свинья, а лукав, как змея.
Силен, как бык, а смирен, как корова.
Кланяется, как весы в обе стороны.
Ровно его водой принесло.
Пропал как пузырь на воде.
Как волк, хвостом мелькнул.
Заблудился как теленок на ярмарке.
Как из яичка вылупился.
Является как жаворонок к теплу.
Жадность что река: чем дальше, тем шире.
Как собака на сене: сама не ест и другим не дает.
Как гусь, до воды жаден.
Таскает, словно рак клешнёй.
С умным разговориться что меду напиться.
Ошибся,что ушибся: вперед наука.
Оделся как пан, а глуп как баран.
С дураком говорить что в стену горох лепить.
Дюжий как медведь: с ним, что с медведем, не сладишь.
Не удержать, как ветер в поле.
Проворный (прыткий, как блоха.
Боится, как пуганая ворона.
Пугается, как заяц бубна.
Живет, как заяц на слуху.
Голос как в тереме, а душа как в венике.
Присмирел, что волк под рогатиной.
Прячется, как лягушка в камышах.
Ласковое слово что солнышко в ненастье.
Доброе слово человеку что дождь в засуху.
На словах – как на гуслях, а на деле – как на бубне.
Сыплет словами, как горох об стену.
Гогочет как гусь на проталине.
Шумят, как воробьи на дождь.
Брюзжит, что худая муха в осень.
Шипит, точно гадюка с-под куста.
Шелестит, как веник в избе.
Тарахтит, как порожняя мельница.
Конспект НОД по речевому развитию и экспериментированию для детей младшего дошкольного возраста «Мяч» Возрастная группа: первая младшая группа №4 Тема НОД: «Мяч» Интеграция видов детской деятельности: речевая, познавательно-исследовательская.
Конспект образовательной ситуации «Удивительное письмо» Образовательная область «Речевое развитие» Тип образовательной ситуации: «Открытие нового знания» Тема: «Удивительное письмо» Цель: создать условия для формирования у детей навыка.
Консультация для педагогов. Речевое развитие дошкольников (6–7 лет) по ФГОС. Консультация для педагогов. Подготовила Никитина В. В. Речевое развитие дошкольников (6-7 лет) по ФГОС Правильное формирование личности ребенка.
«Тайны песка». НОД (вторая младшая группа). Образовательная область «Познавательно-речевое развитие» Тема: «Тайны песка» Цель: 1. Развивать произвольное внимание, зрительно-моторную координацию, гармонизировать внутреннее состояние. («Физическое.
Образовательная область «Речевое развитие» Чтение художественной литературы № Тема недели. Программные задачи. Дата Тема недели: «День знаний» (1.09-9.09) 1. Тема: Рассказ В. Драгунского «Тайное становится явным».
Конспект НОД по развитию речи с детьми младшей группы «Путешествие к трем медведям» Цель: Развитие речи и обогащение активного словаря детей младшего дошкольного возраста в процессе рассказывания русской народной сказки.
Перспективный план работы Образовательная область «Речевое развитие» Развитие речи Месяц, неделя Тема, литература Программное содержание Материалы, оборудование Методы, приёмы Совместная деятельность с детьми Совместная.
Перспективный план средней группы. Образовательная область «Речевое развитие» ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН СРЕДНЕЙ ГРУППЫ Образовательная область «Речевое развитие» Составила Козловцева Таисия Николаевна Сентябрь.
План-конспект ННОД в подготовительной группе. Приоритетная образовательная область: речевое развитие. Тема: «Зверигород» Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное.
Крашеный пол.
Покрашеный(зависимое сл.) пол.
Копчёный окорок.
Перекопчёный(зависимое сл.) окорок.
Верёное яйцо.
Свареное(зависимое сл.) яйцо.
Тушёное мясо.
Перетушёное(зависимое сл.) мясо.
Квашеная капуста.
Заквашеная(зависимое сл.) капуста.
видели- глагол в прошедшем времени, перед л пишется та же буква,что и в инфинитиве видеть
Зачем нужны устаревшие слова
Устаревшие слова часто используются поэтами и писателями для воссоздания атмосферы исторической эпохи. Читая поэму Пушкина «Руслан и Людмила», нам придется заглянуть в словарь, чтобы выяснить значение слов чело (лоб) и ланиты (щеки): «Его чело, его ланиты мгновенным пламенем горят». В XVIII-XIX веках такие слова были широко распространенными.
Устаревшие слова также используются для придания иронического оттенка высказываниям: «Не подготовив домашнее задание, ученик, потупив очи, стоял перед суровым взглядом учителя». Многие архаизмы до сих пор являются украшением диалогов. Ни одна девушка не устоит перед обращением к ней: «Милостивая государыня!».
Устаревшие слова — часть нашей истории и нашего прошлого. Это языковые свидетельства исторического развития и движения в будущее.
Пословицы и поговорки о солнце
Не будет света и тепла — не будет и жизни. Вот о чем детям расскажут пословицы о солнце, которые передавались русским народом из поколения в поколение, пока не дошли до 21 века, где до сих пор актуальны. В мудрых высказываниях чувствуется трепетное отношение и уважение к небесному светилу. А как же иначе, ведь раньше ему даже поклонялись, приносили жертвы, понимая, что без ласковых лучей мир погрузится в вечный холод и мрак.
Народные изречения полны метафор и сравнений, так что это настоящий кладезь новой информации. К примеру, многие ребята слышали пословицу «мир освещается солнцем, а человек — знанием». Кто сможет сразу ответить, о чем она? Правильно, о том, что человек занимает свое положение в обществе благодаря полученному образованию, развитому уму и эрудиции. Еще одна известная пословица «при солнышке тепло, при матери добро» призывает ценить и любить родителей.
Больше высказываний — в нашей подборке, предложите ребенку поразмышлять над ними и объяснить смысл самому!
Солнце сияет, а месяц только светит.
На солнышко не гляди: ослепнешь.
Мешком солнышка не поймаешь.
Что мне золото — светило бы солнышко.
Взойдет солнце красное, прощай светел месяц.
Мир освещается солнцем, а человек знанием.
Солнце низенько, так и вечер близенько.
Солнце встанет, так и утро настанет.
Солнышко нас не дожидается.
Зимой солнце, что мачеха: светит, да не греет.
И солнце проходит скверные места, да не оскверняется.
Солнце — на лето, зима — на мороз.
При солнышке тепло, при матери добро.
Худо лето, коли солнца нету.
И красно солнышко на всех не угождает.
На солнышко во все глаза не взглянешь.
За ушко да на солнышко.
Грело бы красное солнышко, а месяц — как себе знает.
От солнца бегать — света не видать.
Солнце всходит — старым радость, а заходит — молодым сладость.
Как месяц ни свети, а все не солнышко.
Придет солнышко и к нашим окошечкам.
Солнышко на всех ровно светит.
При солнышке тепло, при матери добро.
Солнца не закроешь, а правду не скроешь.
Солнца нет, так и месяц светит.
Солнце, как родная матушка, никогда не обидит.
Солнце на лето, зима на мороз.
Солнце не померкнет, народ не сломится.
Солнышко в мешок не поймаешь.
Солнышко — на место, курочки — на седло, добра женка — за пряслицу.
Солнышко не осветит, месяц не увидит.
Солнышко садится — батрак веселится.
Солнышко садится — лентяй веселится; солнышко всходит — лентяй с ума сходит.
Солнышку моему сиятелю, свету моему совету, сахару белому.
Грело бы солнце, а месяц как хочет.
И месяц светит, когда солнца нет.
Красное солнышко на белом свете черную землю греет.