До середины xix в царило общее убеждение что философия
тест по философии вар.1. Вариант 1 Наука становится определяющим фактором развития цивилизации
1.Наука становится определяющим фактором развития цивилизации:
2.Деление философов на эмпириков и рационалистов типично для эпохи.
3.Вопрос об отношении знания объективной реальности есть вопрос о (об).
4.«Неверное использование языка порождает псевдопроблемы, в том числе философские»,— считают представители.
5.Источником всякого отчуждения, по Марксу, является.
а)перенос представлений о человеке во вне личную сферу, персонифицированную вБоге;
б)превращение результатов личного творчества во всеобщее достояние;
в) частная собственность на средства производства;
а)присутствует и в обыденной жизни и в научном познании;
в)всегда указывает на недостаточную обоснованность знания;
г) обязательно предполагает религиозность человека.
7.Учение, не являющиеся разделом философии,- это.
8.Знание, соединенное с верой в него, есть.
9.«Материя существовала не всегда, и был такой момент, когда ее не было вовсе»,-утверждают.
10.Современный этап развития земной цивилизации характеризует.
б) отсутствие угрозы термоядерной войны;
в)баланс интересов развитых и развивающихся стран;
г)неравномерность и нелинейность социальных изменений.
11.Как закономерный процесс освобождения человека, осознанием им собственной свободы, понимал историю.
12.Утверждая, что мир есть проекция комплекса человеческих ощущений, философ выступает с позиции.
в) субъективного идеализма;
13.Понимание движения как механического, пространственного перемещения объекта без его качественного преобразования было характерно для философии и естествознания.
14.До середины 19 в.царило общее убеждение, что философия.
15.Возрождение как движение в европейской культуре возникает в (о).
16.Первый греческий и вместе с тем первый европейский философ-.
17.Идеализация русских самобытных начал характерна для.
18.Сфера взаимодействия природы и общества, в которой человек направляет и контролирует ход природных процессов, есть.
22.Мысленное объединение частей в единое целое есть.
24.Выдающийся человек- это человек который.
а) оказал влияние на ход истории;
б)обладает силой и умом;
а) характерно только для материальных систем;
б) присуще природе, обществу и сознанию;
г)характерно только для социума.
26.Учение о сотворении мира Богом из Ничего называется.
27.Установите историческую последовательность в развитии представлений о сознании:
А) сознание есть проявление в человеке искры надмирового божественного начала;
Б) сознание – «сосуд», в котором содержаться идеи и образы до того, как оно включится в общение с миром;
Тест С Ответами В Алфавитном Порядке По Философии (Абрамов П. В.). Тест С Ответами В Алфавитном Порядке По Философии (Абрамов П. В.. А. И. Герцен диалектику Гегеля оценивал как алгебру революции
Глава номиналистов Х1У века. + Оккам
Главная особенность современности состоит в том, что для продолжения своей истории Человеку необходимо научится согласовывать свою глобальную деятельность с потребностями /Природы/
Главная тема философской картины мира – это соотношение человека и мира
Главное понятие феноменологии. + феномен
Главное понятие философии Н.Бердяева. + свобода
Главное философское открытие ренессансного философа Кузанца. Состояло в развитии понятия предела, которое он использовал в толковании природы Бога и геометрических фигур.
Главной целью Реформации XVI в. являлось преобразование католической церкви
Главные интересы философии истории связаны с познанием направленности и необратимости исторического движения.
Главные признаки научности аксиоматизм дедуктивность верифицируемость фальсифицируемость
Главные проблемы теории развития и роста научного знания – это вопросы о том: + что является движущими факторами развития науки познаваем ли мир + являеся ли наука постепенным накоплением неопровежимых истин + как сочетаются эволюция и револция в развитии науки
Главный атрибут материальной субстанции (по Декарту). + протяженность
Главный источник социального зла и несправедливости, согласно Платону. + частная собственность
Главный метод аналитической философии – это анализ: + языковых средств
Главный призыв экзистенциалистов – быть: + подлинным
Главный принцип схоластической гносеологии. + откровение
Главный принцип схоластической онтологии. + креационизм
Главным девизом философии Сократа стал призыв: «_ самого себя». + Познай
Главным критерием истины для диалектического материализма является(ются) практика
Главным признаком сознания с точки зрения феноменологии является /Интенциональностью/
Главным условием существования и развития общества является материальное производство
Главным условием существования и развития общества является(ются) материальное производство
Главными моментами становления научной теории являются: + анализ, индукция,
Главными моментами становления научной теории являются: + анализ, индукция, обобщение и идеализация
Главными особенностями гегелевской философии называют абсолютный идеализм и: + диалектику
Глобализации в области культуры в наибольшей степени способствует распространение массовой культуры
Глобальная проблема, проявившая себя в XXI веке, – это предотвращение мировой термоядерной войны
Глобальной проблемой является _ проблема, связанная с оценкой перспектив развития человечества в условиях глобального загрязнения окружающей среды экологическая
Глобальные проблемы могут быть решены объединёнными усилиями всех стран
Глобальные проблемы наиболее четко проявили себя в(во) _ в. второй половине XX
Глобальными проблемами современности являются: + предотвращение мировой термоядерной войны + социальное развитие и экономический рост в мире + преодоление экономической отсталости, ликвидация голода и нищеты + рациональное воспроизводство населения планеты + рациональное и комплексное использование природных ресурсов
Глубинные качества, которые обусловливают специфику человека и внешне проявляются в чертах, свойственных его природе, есть _ человека. + сущность человека
Гносеологией называют философию познания.
Гносеологическая функция философии состоит в том, что философия накапливает, обобщает и транслирует новое знание
Гносеология изучает: + процесс познания
Гоббс широко известен как защитник концепции общественного договора, без которого люди в силу своей естественной вражды друг с другом не способны к мирному сосуществованию.
Город-полис Ионии, в котором в котором была основана первая философская школа античности, назывался _. а) Милет(ом)
Государственной идеологии в экономику, культуру, общественную и личную жизнь характеризуется как: /Тоталитаризм/
Государство и политические партии являются институтами общества /Гражданского/
Государство, власть и властные отношения составляют ядро политической сферы
Государство, политическая организация и политическая система составляют _ сферу общественной жизни. + политическую
Греческая мысль зародилась в городах Ионни (побережье Малой Азии) и Южной Италии, а своего расцвета достигла в /Афинах/
Греческое слово «философия» в переводе на русский означает: + любовь к мудрости
Гуманизм эпохи Ренессанса возрождал идеалы античных: + эпикурейцев
Гуманистическая философия смысл человеческой жизни видит в самореализации сущностных сил самого человека. + безрелигиозная
Декарт разработал метод дедукции.
Декарт утверждал, что мы всегда погружены в пучину: + сомнений
Декарт является автором знаменитого изречения: «Я мыслю, следовательно, существую.
Деконструкция как исследовательская стратегия обосновывается в постмодернизме
Деление методов научного познания на эмпирические и теоретические лежит в основе противопоставления. /Индукции и дедукции/
Деление общества на «избранное меньшинство» и «массы» является основополагающим в творчестве /X. Ортеги-и–Гассeтa/
Деление философов на эмпириков и рационалистов типично для эпохи Нового времени
Демократизация предполагает /Формирование гражданского общества и правового государство/
Демокрит был основоположником: + атомистического материализма
Демокрит утверждал, что, все есть атомы и _. + пустота
Детерминизм отрицает существование случайности
Деятельность научного сообщества в соответствии с определенной парадигмой носит название /Нормальной науки/
Дж.Бруно выдвинул гипотезу о существовании во Вселенной бесконечного множества _. + миров
Джон Локк был сторонником: + сенсуализма
Джордано Бруно представлял такой период в развитии ренессансной философии, как: + натурфилософия
Диалектика как учение о развитии Абсолютной идеи связано с именем /Гегеля/
Диалектика понятий «_» – «индивидуальность» – «личность» отражает динамику развертывания биологического и социального в человеке. + индивид («индивид»)
Диалектика понятий «индивид» – «_» – «личность» отражает динамику развертывания биологического и социального в человеке. + индивидуальность («индивидуальность»)
Диалектика понятий «индивид» – «индивидуальность» – «_» отражает динамику развертывания биологического и социального в человеке. + личность («личность»)
Диалектико-материалистический подход к структуре процесса познания предполагает _ чувственного и рационального в познании. + единство (неразрывную связь)
Диалектику как искусство ведения философского спора понимал: + Сократ
Диалектический закон отрицания выражает: /Направленность развития/
Диалектический материализм утверждает, что сознание есть: + свойство высокоорганизованной материи
Диалектической концепции развития присущи законы: + единства и борьбы противоположностей + взаимоперехода количественных и качественных изменений + отрицания отрицания
Диоген, стремившийся к экспериментальной проверке на себе определенного образа жизни, принадлежал к школе: + киников
Для Гегеля история есть закономерное развитие в духе».
Для Л.Н.Толстого на первом месте стояла не философия, а этика в ее религиозной форме.
Для М.Хайдеггера техника есть существование человека.
Для науки характерна установка на познание сущности явлений
Для научной картины мира характерно истинное знание причин
Для немецкого философа Ницше философия есть форма критики устоявшегося, традиционного, которое игнорирует становящееся, органичное по своему характеру стремление к власт
Для становления философии истории требуется соблюдения нескольких условий должна существовать философия, обладающая интеллектуальными ресурсами для постижения истории социальная жизнь должна носить изменчивый характер должно оформиться историческое сознание как рефлекс изменчивой социальной жизни
Для философии Нового времени характерно разделение на душу и тело
Для эпохи Возрождения характерен антропоцентризм
До середины XIX в. царило общее убеждение, что философия царица наук
Договорную теорию происхождения государства из разума и опыта людей, а не из теологии разрабатывали такие мыслители Нового времени, как Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо
Доказал, что Земля движется вокруг Солнца и не является центром Вселенной. + Коперник
Доказательные, проверяемые и систематизированные сведения о различных явлениях бытия составляют область _ знания. /Научного/
Доказательства того, что признание движения существующим приводит к неразрешимым противоречиям, Зенон приводил в своих: + апориях
Достижения науки, воплотившиеся в технике становятся важным фактором развития общества в ХХ веке
Древнегреческая философия зарождается как: /Рационалистическая/
Древнегреческие натурфилософы VI – V вв. до н.э. отождествляли материю (субстанцию) с различными природными стихиями
Древнегреческий моралист, философствовавший своим образом жизни, который освобождает человека почти от всех потребностей. + Диоген
Древнегреческий философ Гераклит утверждал, что все в мире состоит из противоположностей, что все изменяется, течет.
Древнегреческий философ Протагор провозгласил, что «человек есть мера всех вещей».
Древнегреческий философ, ставший символом грубой откровенности
Древнегреческих философов досократовского периода называют натурфилософами.
Древнеиндийскую и древнекитайскую философию характеризует практическая ориентированность
Древнекитайская философия зарождается как: /Альтруистическая/
Дуализм Декарта заключался в том, что он постулировал наличие врожденной ясности мысли?.
Дуализм является философским учением исходящим из признания равноправными, не сводимыми друг к другу двух начал
Духовная деятельность человека, связанная со стремлением к мудрости реализуется в философии
Духовно-телесная целостность, характеризующая отдельного человека как субъекта деятельности, есть личность
Душа мира, связующее звено между Богом и его творением, по Вл. Соловьеву, есть София
Единение людей на основе их духовной общности, согласно Хомякову. + соборность
Единица мысли, фиксирующая общие и существенные свойства и отношения предметов и явлений называется понятием
Единственно истинной философией католическая церковь признает учение: + Ф.Аквинского
Единственный атрибут духовной субстанции (по Декарту). + мышление
Единственный источник нового знания, согласно рационализму. + разум
Единственный источник нового знания, согласно эмпиризму. + опыт
Единство качества и количества есть мера
Единство производительных сил и производственных отношений. + способ производства
Единство свойств и отношений предмета с точки зрения его внутреннего содержания выражается в понятии /Сущность/
Если восточная философия характеризуется как мистическая, то европейская как рационалистическая Ж.-Ж. Руссо видел причину неравенства людей в существовании частной собственности
Если восточная философия характеризуется как мистическая, то европейская как. /Рационалистическая/
Если все однозначно необходимо, если нет случайностей, если человек действует как автомат, то не остается места для… /Свободы/
Если для научного творчества характерны открытия, то для технического – /Изобретения/
Если естествознание традиционно ориентируется на объяснение, то гуманитарное знание на понимание
Если свободу понимать по принципу «куда хочу, туда поворочу», то такая позиция может оказаться в недопустимом противоречии, например, с нормами /Морали/
Естественное состояние», по Т. Гоббсу, – это война всех против всех
Естественнонаучное обоснование единства материи, движения, пространства и времени дано /Теорией относительностн/
Есть диалектическое мышление, направленное на познание универсальой связи вещей и всех явлений. + разум
Есть находящееся за пределами разума, несоразмеримое с рациональным мышлением. + иррациональное
Есть находящееся за пределами разума, несоразмеримое с рациональным мышлением. + иррациональное
Есть подлинное бытие, согласно Платону. + идея
Есть процесс создания нового в форме образа, представления или идеи. + вображение
Есть то, что обусловлено внешними причинами существования и развития вещи. + случайность
Есть то, что обусловлено внутренними причинами существования и развития вещи. + необходимость
Зависимость знания от условий, места и времени выражается в понятии конкретность»
Зависимость истины от места, условий и времени, в которых явления существуют и развиваются, называется _ истиной. + конкретной
Зависимость истины от места, условий и времени, в которых явления существуют и развиваются. + конкретная истина
Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений объясняет _ развития форму и характер
Закон взаимоперехода количественных и качественных изменений утверждает: + изменение качества означает непременное исчезновение
Закон диалектического синтеза лежит в основе представления процесса развития в виде спирали
Закон единства и борьбы противоположностей указывает на _ развития источник
Закон отрицания выражает тенденцию развития
Закон соответствия производительных сил производственным отношениям утверждает: + производственные отношения должны соответствовать характеру и уровню развития производительных сил
Законосообразность деятельности и ее подчиненность определенным правилам, существующим в общественной жизни людей, обусловливается потребностями
Законы движения и развития природы и общества составляют суть объективной диалектики, законы движения и развития мышления, познания _ диалектики /Субъективной/
Законы не дают однозначных предсказании «поведения» единичных объектов, тем не менее оказываются единственно возможными при описании массовых явлений случайного характера /Статические/
Законы, описывающие большие совокупности объектов и носящие вероятностный и неоднозначный характер применительно к состоянию каждого из них, в науке принято называть /Статистическими/
Заслуга софистов состоит в том, что они выдвинули на первый план проблему человека
Заслуга Фрейда заключалась в том, что в центр философского анализа он поставил: + бессознательное
Застрельщик опытной науки в средние века. + Англия
Знание, не подтверждённое на данный момент практикой либо недостаточно обоснованное логически, называется гипотетическим
Знание, не соответствующее реальности, но принимаемое за истинное. + заблуждение
Знание, основанное на здравом смысле и повседневном опыте людей, называют /Обыденным/
Знание, содержание которого не зависит ни от человека, ни от человечества. + объективная истина
Знание, соединенное с верой в него, есть /Убеждение/
Знание, являющееся предпосылкой возникновения науки характеризуется как. /Донаучное/
Знания о природе и действительности, получаемые в повседневной жизни относятся к знанию. /Обыденно-практическому/
Значение разума как принципа общественной жизни обосновывалось в философии. /Просвещения/
Философия:ответы на основные вопросы. философия. 2. От каких слов происходит название этой дисциплины
1. Что такое философия?
Это особая форма мыслительной деятельности человека, направленная на всеобъемлющее рациональное осмысление мира и бытия человека в нём.
2. От каких слов происходит название этой дисциплины?
Философия (греческое слово: φιλοσοφία; образовано от греческих слов: φιλία — влечение, любовь, стремление; σοφία — мудрость).
3. Из какой отрасли культуры и каким образом произошла философия?
Происхождение термина «философия» связано с античной культурной традицией, в которой она определялась как познание и осмысление первопричин и начал всего сущего. Древнегреческое слово «φιλία» широко использовалось с VIII века до новой эры в сочетании с любым существительным и обозначало влечение, любовь, стремление к чему-либо. Слово «σοφία» с V века до новой эры применялось для обозначения знания, умения, преданности делу, способности к рассуждению, а также понималось в обобщённом смысле как обозначение высокой степени ума, мудрости и любознательности.
4. В чем причины и каковы обстоятельства смерти Сократа?
1. Сократа обвиняли в развращении молодежи. Считалось, что он учит молодежь ложным знаниям. Молодежь начинала думать самостоятельно, критиковать то, что критиковать нельзя. Но философ никого ничему не учил, люди за ним сами шли.
5. Что такое рациональность?
Рациона́льность (от лат. ratio — разум) — термин, в самом широком смысле означающий разумность, осмысленность, противоположность иррациональности. В более специальном смысле — характеристика знания с точки зрения его соответствия некоторым принципам мышления.
6. Из чего Она складывается?
В рациональность входят понятие, суждение, умозаключение.
7.Каковы требования к определению понятий?
В формировании понятия используются такие методы, как абстрагирование, обобщение, анализ, синтез, сравнение.
Понятие как форма (вид) мысли или как мысленное образование есть результат обобщения предметов некоторого класса и мысленного выделения самого этого класса по определенной совокупности общих для предметов этого класса — ив совокупности отличительных для них — признаков.
Наряду с понятиями в рациональном познании выделяют также суждение и умозаключение.
«Суждение — это форма мысли, в которой что-либо утверждается или отрицается о существовании предметов, о наличии или отсутствии у них каких-либо свойств, о состоянии, виде деятельности или об отношениях между предметами».Элементами суждений являются понятия.
На базе понятий и суждений формируются умозаключения.
«Умозаключение — это форма мышления, в которой из одного или нескольких суждений на основании определенных правил вывода получается новое суждение, с необходимостью или определенной степенью достоверности следующее из них».
Умозаключение состоит из посылок, заключения и логической связи между посылками и заключением. Логический переход от посылок к заключению называется выводом. При этом, если посылки истинны, заключение не может быть ложным.
8.Что такое логичность и дискурсивность?
Логичность – использование законов формальной логики. Дискурсивность – способность разделять научные утверждения на составные части (противоположность – интуитивное познание, когда с помощью фантазии и образов осуществляет познание отдельных, индивидуальных вещей и в этом своем качестве является ведущей формой познания).
9.Каков предмет философии?
Предмет философии — все сущее во всей полноте своего смысла и содержания.
10. Каково определение философии?
Философия – это вдохновляемая любовью к мудрости рациональная отрасль духовной культуры, имеющая своим предметом фундаментальные вопросы человеческого существования.
Хотя в постклассической философии нет видимого стилевого и содержательного единства, можно выделить некоторые общие черты, присущие составляющим её персоналиям, школам, течениям:
* Разведение философии и науки, попытка показать, что это совершенно различные способы познания.
* Использование возможностей художественного дискурса для достижения целей философского знания.
* Повышенный интерес к экзистенциальной проблематике.
* Возрождение интереса к онтологическим исследованиям.
В последнее десятилетие девятнадцатого века начали складываться предпосылки философских направлений, ставших популярными в двадцатом веке и доминирующих в философской палитре современности вплоть до конца XX столетия. Некоторые из них перешли в новое тысячелетие. К этим направлением относятся: позитивизм, прагматизм, экзистенциализм, феноменология, герменевтика, структурализм. Каждое из них выступило с претензией на замещение роли гегелевской философии, то есть стремилось выработать систематическое видение мира.
Период с 30-х по 80-е годы ХIХ столетия можно назвать переходным в истории западной философии: старые формы философствования исчерпали себя, а новые еще не сложились. Тем не менее, национальные философии этого времени выдвинули ряд имен, вошедших в историю философии и культуры и заложивших предпосылки неклассического способа философствования.
Философия в Германии, после смерти Гегеля, не представляла собой цельного в содержательном и формальном отношении образования. Младогегельянство к концу 40-х годов сошло на нет, исчерпав возможности экспликации гегелевского наследия, а Ницше, Шопенгауэр, неокантианцы стали авторитетами лишь в начале следующего столетия.
12. Как связана философия Фихте, Шеллинга и Гегеля с философией Канта?
Все они являлись яркими представителями немецкого классического идеализма.
13. В чем сходства и различия между философией Шеллинга и Гегеля?
Основное различие между видами идеализма может выясниться по отношению к главному вопросу о реальности внешнего мира. У Шеллинга эта внешняя граница вбирается внутрь или понимается как темная первооснова (Urgrund и Ungrund) в самой творческой субстанции, которая не есть ни субъект, ни объект, а тождество обоих. Наконец, у Гегеля упраздняется последний остаток внешней реальности, и всемирный процесс, вне которого нет ничего, понимается как безусловно имманентное диалектическое самораскрытие абсолютной идеи.
14. Каковы основные законы диалектики Гегеля?
Первый и важнейший закон диалектики Гегеля: закон единства и борьбы противоположностей. Именно существование противоположностей заставляет мир естественным образом развиваться. Противоречия между противоположностями постепенно накапливаются и выливаются в масштабные изменения.
Отсюда следует второй закон диалектики Гегеля: переход количественных изменений в качественные. Например: когда противоречия между разными классами в Англии, Франции, России накапливались до предела – начиналась революция (количественные изменения переходили в качественные).
Но, как уже было сказано выше, в ходе революций возникал некий синтез старого и нового. Отсюда следует третий закон диалектики: закон отрицания отрицания. Проще говоря этот закон говорит нам о том, что ничего не вечно и каждая новая стадия развития так или иначе отрицает предыдущую.
Итак, законов диалектики Гегеля всего три:
Закон единства и борьбы противоположностей
Закон перехода количественных изменений в качественные
Закон отрицания отрицания
15. Что такое абсолютная идея?
Абсолю́тная иде́я (нем. Absolute Idee) — идея, выражающая полноту всего сущего.
16. В чем сходство и различие между системами Гегеля и Аристотеля?
Оба мыслителя считали диалектику необходимой частью получения истинного знания, но также никогда не сводили истинное знание к отдельным операциям по его получению. Различие в том, что для Аристотеля первая философия (метафизика) определяла вопросы второй философии (физики), тогда как у Гегеля, наоборот, вопросы, поднятые в науке, могли быть решены как общезначимые при выходе на новый уровень мышления.
17. Как представлял эволюцию человеческой культуры Конт?
Исследуя ход развития человеческого ума в различных областях, О. Конт вывел закон трех стадий его развития или трех различных теоретических состояний: теологического, метафизического и научного (позитивного). Это значит, что человеческий разум в силу своей природы пользуется сначала теологическим (религиозным), затем метафизическим (философским, абстрактно-теоретическим) и, наконец, позитивным (научным) методом мышления. Предшествующее состояние умственного развития является, с точки зрения Конта, необходимым условием развития последующего. Последовательность достижения различными отраслями знаний позитивного состояния соответствует разнообразной природе явлений и определяется степенью их «общности, простоты и взаимной зависимости». Поэтому как наука сначала рождается физика, затем химия, а после химии — биология.
18. Каковы этапы развития общества по Спенсеру?
По Спенсеру, эволюция предполагает прогрессивное изменение, развивающееся по трем направлениям:
1) менее связанные формы общественной жизни становятся более сцепленными, иными словами, происходит их интеграция;
2) одновременно осуществляется движение от однородности к разнородности, т.е. увеличивается дифференциация;
3) наконец, эволюция предполагает движение от неупорядоченности к порядку, от неопределенности к определенности.
Причем, по его мнению, эволюция одновременно приводит к изменениям, как в структурах, так и в их функциях. Дифференциация структур, например, сопровождается увеличивающейся дифференциацией функций.
Изменения происходят в обществе по мере того, как его члены приспосабливаются или к природной среде, или же к среде социальной.
Для простых обществ характерна несвязность социальных реальностей (отношения между дикарями, которые по существу ничем не отличаются от отношений у животных).
Сложные общества, в которые присутствует иерархическая система управления, дифференцированная социальная структура, разделение труда.
Двойной сложности. Здесь в политической сфере можно наблюдать более развитые и стабильные правительства. Право отделяется от религии и традиций. Углубляется экономическое разделение труда, что находит проявление в росте сфер научного знаний, искусств и т.д.
Тройной сложности. Это наиболее развитые современные страны мира, а также будущие общества, в которых функции государства сведены до «охраны членов общества от возможности нанесения вреда друг другу, причем здесь принимается во внимание не только непосредственный вред, но и вред отдаленный: всякое нарушение равенства».
19. В чем своеобразие учения Ницше?
В учении Ницше можно выделить 5 основных идей: 1) Воля к власти 2) “Смерть бога” 3) Нигилизм 4) переоценка ценностей 5) Сверхчеловек
Для того чтобы себя изменить и совершить переоценку ценностей, человеческий дух должен пройти 3 стадии:
— Стать верблюдом (взвалить все на себя)
– Ребенком (новое начинание, чистый холст)
20. Какую роль играет бессознательное у Гартмана?
Гартман продолжал Канта и особенно Шопенгауэра в том значении, которое они придавали воле. К сознательной воле Гартман добавил волю бессознательную, которая, по его мнению, первична и более сильна.
21. В чем основные различия идеализма и материализма?
Материализм и идеализм в философии противопоставляются друг другу. Существование этих направлений основано на разном понимании соотношения материи и сознания.
Мир, по мнению материалистов, доступен для его изучения и освоения человеком. Знания о нем являются достоверными, подтвержденными практикой. Наука, с точки зрения материализма, имеет неоценимое значение. Ее достижения решающим образом влияют на успех человеческой деятельности и жизни в целом.
Идеалисты убеждены, что реальность подчинена духовному. Однако приверженцы идеалистического направления не пришли к единой позиции относительно того, какой является эта реальность. Разногласия в решении вопроса привели к формированию двух течений идеализма. Представители одного из них – субъективные идеалисты. Они полагают, что независимой от сознания субъекта реальности не существует. Каждый воспринимает все окружающее по-своему, и, следовательно, облик мира не является одинаковым для всех людей.
Представители другого течения называют себя объективными идеалистами. Они признают существование реальности как таковой, обладающей своими характеристиками и не зависящей от восприятия отдельных людей. Но первоосновой всего эти философы видят высшее духовное начало, некую могущественную силу, мировой разум.
22. В чем сходство и различия между тремя кругами в философии- античным, средневековыми новоевропейским?
Различия между тремя кругами в том, что в античном господствовал разум, в христианском – вера, в новоевропейском – наука.
-В пределах каждого круга уменьшалось значение этики.
-В конце круга происходило снижение творческого потанцевала.
-Завершение научного круга характеризуется пессимизмом и скептицизмом.
23. Каковы закономерности развития в пределах каждого круга?
Закономерностью в пределах каждого круга является уменьшение значения этики — от тождества знания и добродетели у Сократа и Декарта до увеличения относительной роли воли у Аристотеля и Гегеля с впадением в пессимизм и скептицизм. Завершение каждого круга (почему имеет смысл говорить о круге) близко в определенном смысле к началу его. Сократ тоже был немного скептиком, но в его скептицизме просвечивалась ирония, и он прославился страстной жаждой истины, в то время как скептики больше думали об опровержении догматиков, чем о создании конструктивной системы. В конце каждого круга наблюдается явное снижение творческих потенций философии.
24. В чем сходство и различия между философией Сократа и Декарта?
26. В чем сходство и различия между философией Аристотеля, Фомы Аквинского и Гегеля?
Фома Аквинский, наряду с Аристотелем и Гегелем, является автором одной из немногих философских систем, охватывающих целостное бытие, в том числе и психологическое.
28. В каком смысле можно говорить о прогрессе философии?
О прогрессе философии можно говорить:
-Потому что идёт накопление знаний как образов мира.
29. Каково соотношение разума и веры в развитии философии?
Вера – это позиция разума. Те убеждения, которые мы принимаем на веру.
Философия прошла 3 круга: 1й круг прошел от мифологической веры к разуму, 2й круг – от разума к религиозной вере. 3й – был возвращением от веры к разуму.
30. Каковы возможные альтернативы будущего развития философии?
Невозможно рационально предсказать будущее, можно только обдумать его. Выявление значения философии позволяет лишь надеяться, что эта сфера человеческой деятельности будет продолжать развиваться.