Для чего у уток перья смазаны жиром это физическое явление называется
Почему гуси и утки выходят из воды сухими? Подробный ответ
Водоплавающие птицы (утки или гуси) не только хорошо плавают, но и очень быстро взлетают с поверхности воды. Если бы их оперение при этом было влажным, то быстрого взлета у них бы не получалось. Почему у водоплавающих птиц перья остаются сухими, когда они покидают воду?
Дело в том, что перья водоплавающих птиц очень плотные, благодаря особому строению, а сверху птицы постоянно смазывают их жиром, который они выдавливают клювом из специальной копчиковой железы. Когда утки или гуси ухаживают за своим оперением, они не только чистят его, но и наносят на него жир.
К смазанным жиром перьям молекулы воды не пристают, она их не смачивает. Это явление, которое называется несмачиванием, и объясняет, почему у водоплавающих птиц перья остаются сухими даже после очень долгого их нахождения в воде.
Принято объяснять это явление тонким слоем жира на оперении, который отталкивает воду. А собственно почему отталкивает? Поиски ответа приведут нас в мир гидрофобных взаимодействий, далеко выходящих за рамки птичьих проблем.
Гидрофобные вещества очень слабо растворяются в воде или не растворяются вовсе. Их поверхность даже не смачивается водой. Однако часто бывает так, что основная масса вещества имеет сродство к воде и лишь поверхность оказывается гидрофобной. Пример такого вещества кератин, из которого состоят перья и волосы. Жир хорошо удерживается на такой поверхности и долго не смывается с неё водой, и это в конечном итоге позволяет выжить водоплавающим птицам.
В растительном мире картина схожа. Поверхность листьев, лепестки цветов, трава плохо или вообще не смачивается водой. Вода либо скатывается с них, либо её капельки принимают сферическую форму и мы называем их росой. Есть защитная оболочка и у хлопковых волокон, она предотвращает их слипание. В противном случае их не возможно было бы превратить в пряжу.
Как происходит смазывание? Чтобы не промокнуть oрганизм гусеобразных обеспечен специальной копчиковой железой, выделяющей данное жироподобное вещество. А поскольку от состояния пера зависит их водоплавающая жизнь, в поведении птиц запрограммировано постоянное смазывание оперения, что совсем не просто.
Гусеобразные время от времени стимулируют клювом выработку жировой смазки, выжимают ее из железы, как из «тюбика» и тщательно наносят на перья. Эта инстинктивная процедура выполняется всегда в строгом порядке: сначала обрабатываются перья груди, а потом боков, спины, крыльев, живота, хвоста, бедер и в завершение – головы.
Только пятая часть перьев распределена на теле, остальные же – на голове и длинной шее. Поскольку смазать голову клювом невозможно, то и на этот случай существует своя, типичная для этого вида программа поведения. Гусеобразные либо снимают когтями жир с клюва, и точно скоординированными осторожными движениями расчесывают ими перья на голове, либо определенными круговыми движениями потирают голову о спину.
У водоплавающих птиц перья, пух остаются сухими. Какое это явление?
Это уникальное природное явление называется гидрофобностью. Именно благодаря ему перья водоплавающих птиц, например у уток, остаются сухими даже после контакта с водой. Это происходит за счет того. что все перья покрыты пленкой из жира, которая и не дает перьям намокать в воде. Так что птицы могут плавать и даже нырять оставаясь при этом сухими.
Несмачиваемость иногда называют Гидрофобностью.
Данное явление основывается на таком понятии как «гидрофобность». Простыми словами всю суть гидрофобности можно определить так: перья с пухом обволакиваются жиром, который не растворяется вв оде, а отталкивает её молекулы, таким образом перья и остаются сухими.
Водоплавающие птицы (гуси, чайки, утки, гагары, лебеди и многие другие) имеют копчиковую железу, которая ответственна за выделение специального жира. Именно им и смазаны перья водоплавающих птиц: так, вода и жир не взаимодействуют друг с другом, а значит, животные остаются сухими.
Еще поговорка даже в народе ходит: «как с гуся вода». В ней как раз указывается на тот самый эффект несмачиваемости.
Водоплавающие имеют специальную железу, расположенную рядом с хвостом, которая производит масло, помогающее сохранить водонепроницаемый эффект для оперения. Это масло создает защитный барьер, благодаря которому перья остаются сухими.
Перья и пух у водоплавающих птиц не смачиваются за счёт того, что покрыты слоем жира, который отталкивает молекулы воды, то есть не растворяются в воде и таким образом препятствуют смачиванию перьев. Это свойство жиров называется гидрофобностью.
Всё дело в том, что у водоплавающих птиц перья покрыты специальной пленкой, которая и отталкивает воду, что позволяет им не намокать в воде. Эта пленка состоит из специфических жиров, а жиры отталкивают воду.
Действительно, у водоплавающих птиц (например, у тех же уток) перья не промокают, а остаются сухими. Если быть внимательным и понаблюдать за этим процессом, то можно увидеть, как капли воды скатываются, стекают по перьям птиц, а не впитываются (как, например, если бы в воде оказалась та же кошка или собака).
Явление это называется гидрофобностью, что означает (переводится как) бояться воды.
Может быть у вашего Жако появились пухопероеды? Это можно установить путем наблюдения за птицей в ночное время: она беспокоится, переступает с ноги на ногу. Для более точного определения мы применяли камыш. Брали толстый стебель камыша, в нескольких местах его разрезали снизу. Паразиты, насытившись, уходят из перьев и заполняют внутрь камыша. На 3-4 день эти камыши нужно снять, разрезать вдоль и на чистую бумагу. Убедившись в наличии у птичке паразитов, камышинки сжигали и заменяли новыми. Так мы делали до полного уничтожения паразитов. А для профилактики применяйте сухую ромашку. Ее подкладывайте под гнезда птиц, паразиты ее боятся. Также может быть у вашей птицы авитаминоз. Добавляйте в корм рыбий жир, синтетический витамин ДЗ. И еще это может быть неправильное питание попугайчика. Например, однообразное кормление одними видами кормов.
Крыло птицы состоит из:
Перья – это не только украшение птиц. Хотя на это всегда люди обращали внимание и «перо жар-птицы» фигурирует во многих сказках. Оперение играет очень важную роль в жизнедеятельности птиц. Во-первых, пух и перья сохраняют тепло, поэтому многие птицы зимуют даже в очень суровых условиях Севера. Во-вторых, перья не дают птицам промокать под дождем, поскольку вода с перьев просто благополучно стекает, не доходя до кожи. В-третьих, перья придают телу птицы обтекаемые очертания, поэтому птицы могут летать.
Очень важное значение имеет оперение и для продления рода птиц. Самцы, как правило, имеют более яркую окраску перьев, чем самочки, и используют ее, а также еще ряд своих «приемов», например, пение или танцы, чтобы привлечь самок к себе. Самый богатый и роскошный окрас перьев у павлина. Самое большое количество перьев – у тундрового лебедя, а самое наименьшее количество их у колибри.
Перья бывают нескольких видов – маховые, контурные, пуховые, рулевые. Уже из названий их понятно, что разные перья выполняют различные функции. Как раз все те, о которых я уже написала выше.
Павлин, или индиийский павлин — наиболее многочисленный вид павлинов. Вил павлинов не подразделяется на подвиды.В тоже время эта птица имеет целый ряд различных цветовых окрасок. Существовал в дикой природе и был одомашнен человеком.
Павлин является полигамной птицы: самец павлина имеет группу из 3—5 самок. Половой зрелости птица достигает в 2—3 года. Сезон размножения павлинов — с апреля по сентябрь. В дикой природе самка кладёт яйца прямо на землю по 4—10 штук, в неволе делает до трёх кладок в год. Период полной инкубации яиц — 28 дней.
Молодой самец павлина в возрасте от одного года до 1,5 лет имеет перьевой наряд, подобный наряду самки. А настоящие «взрослые» перья развиваются у него лишь в возрасте трёх лет.
Продолжительность жизни павлина составляет около 20 лет.
Почему у водоплавающих птиц не мокнут перья.
У нырковых уток, например, перьевой «водолазный костюм» устроен так хитро, что даже крылья целиком укрыты от воды. Поэтому, когда утки ныряют, а ныряют они постоянно, крылья их не намокают, всегда сухие, и, вынырнув, птица тут же может взлететь.
Поэтому, искупавшись и выбравшись на берег, птицы клювом отжимают воду. Отряхиваются — трясут сначала всем телом, потом головой. Только совы поступают наоборот.
Сильной встряской птицы не только сбрасывают воду с перьев, но и восстанавливают их структуру, без чего летать не могут.
Отряхнувшись после купания и приведя перья в надлежащий порядок, утки, гуси и все птицы, у которых есть копчиковая железа, смазывают ее жиром свои перья. Бакланы и тропические их родственники — анхинги после купания сушат еще хвост и крылья, раскинув их в стороны.
Кожа птиц не то что кожа зверей: она совершенно сухая. У млекопитающих каждый волосок снабжен в основании собственной сальной железой, которая смазывает его, чтобы не ломался. У птиц, и то не у всех, есть только одна такая железа: над хвостом, на копчике. Она окружена обычно щитком из твердых перьев. У зверей каждая шерстинка как бы автоматически смазывается. Птицы же вынуждены это делать сами.
Этот каждодневный ритуал выполняется всегда в строгом порядке. Знание его получено с рождения вместе с другими инстинктами. Давят клювом на железу, выжимают из нее, как из тюбика, жировую смазку, берут ее в клюв и натирают сначала перья груди, потом бока, спину, крылья, живот, хвост, перья на бедрах и в последнюю очередь голову. Так как до головы достать клювом, естественно, нельзя, ее смазывают, потирая круговыми движениями о спину, либо, сняв когтями жир с клюва, расчесывают ими перья на голове.
А дело это непростое — все перья смазать. У лебедя их, например, 25 тысяч! Лишь пятая часть на теле, остальные на голове и длинной шее. У кряквы перьев вдвое меньше, но и это немало; у полярной чайки лерьев только 6500, а у голубя — 2600.
Хорошо смазанное утиное перо «вмещает» много воздуха. Понятно, что «надутое» воздухом оперение весьма облегчает и плаванье и полет.
Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Почему гусь сухой а курица мокрая?»
Разилова Елена Леонидовна
Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Почему гусь сухой а курица мокрая?»
Цель: Расширение представлений детей о домашних птицах, свойствах пера домашних птиц.
1. Установить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме. Дать детям новые знания о водоплавающих птицах, используя опыты.
2. Воспитывать заботливое отношение к птицам.
Материал: картинки с изображением домашних птиц (по количеству детей, перья куриные и гусиные, ёмкости с водой, пипетка, растительное масло)
Ход занятия:
В. : Здравствуйте, ребята. Вы, конечно, знаете, что птиц на земле очень, очень много. Есть птицы большие, чуть не двухметрового роста (страусы, есть совсем крошечные, не больше бабочки или стрекозы (колибри). Есть птицы, которые летают выше облаков (орел, сокол, ястреб, а есть и такие, которые совсем не летают (пингвин). Одни живут в лесу, другие в городе, третьи в степи, четвёртые на берегу моря.
Давайте на минуточку сами превратимся в птиц.
Руки подняли и помахали –
Это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает листву.
Плавно руками помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем –
Крылья мы сложим назад.
Сегодня я приглашаю вас в лабораторию, чтобы не только вспомнить, что мы знаем о птицах, но и узнать о них что- нибудь новое, интересное. Вы не против? Тогда пройдёмте.
Дети располагаются у столов, где уже всё готово к опытам.
В. : Потрогайте перо, какое оно?
В: Отличаются перья чем-то друг от друга?- Найдите самое длинное перо. Это перо называется «маховое». Эти перья расположены по краям крыльев. Рассматриваем. Потрогайте перо. Какое оно? (плотное, жесткое, большое) Обследуем пальчиками. Интересно, легкое оно или тяжелое? Дети кладут на руку перо, на другую – камень. Делают вывод – легкое. Подбросьте перо. Что вы видите? Падает медленно, плавно кружась. А за счет чего оно легкое? Стержень пустой. Отрежьте край у пера – видим пустоту (можно попробовать вставить проволоку цветную, проверить пустоту.) Вот почему оно легкое, стержень пустой. Помашите пером, что вы ощущаете? Воздух. Когда птица машет крыльями, перо эластично пружинит, не расцепляя волоски. Давайте посмотрим перо через лупу. Видите на бороздках пера есть выступы и крючочки, которые прочно и легко соединяются, застегивая поверхность пера, а если они расцепляются, то птица клювом соединяет их.
Закрепляем, что это перо «маховое»
В. : «Почему гуси, утки и другие водоплавающие птицы целый день плавают, ныряют, а выходят сухими из воды?»Есть даже такая поговорка: «Как с гуся вода».- А как вы думаете, почему у водоплавающих перья не намокают?
Выслушивает ответы детей. (Потому что, у них есть специальная жировая железа, и птицы сами клювом смазывают перья).
В. : Я могу помочь вам узнать птичий секрет водоплавающих. Для этого проведём опыт с водой и жиром.
Опыт 1. Дети опускают сухую руку в воду,затем вынимают и делают выводы.
В. :Что же произошло?
Д. :Часть воды стекла, часть осталась, кожа влажная.
В. :Кожа ничем не защищена, поэтому стала влажной
Опыт 2. Дети намазывают руку жиром, опускают руку в воду на несколько секунд, затем вынимают и делают выводы.
В. : Что же произошло? Почему вода стекает с рук?
В. : Потому, что она превратилась в шарики – капельки, которые скатываются с рук. Жировой слой не дает воде проникнуть в кожу. То же самое происходит с водой на перьях водоплавающих птиц. Оказывается, что у всех водоплавающих птиц на спинке у корня хвоста есть специальная жировая железа, жиром которой гуси и утки при помощи клюва смазывают свои перья. Перья птиц покрыты тонким слоем жира,который отталкивает воду и не позволяет перу намокнуть. Благодаря этому утки и гуси не тонут. Поэтому вода легко скатывается с них.Все-таки не зря в народе говорят: «Как с гуся вода».А ещёговорят: «Ты мокрая, как курица». Представляете себе, какой станет курица. Если она попадёт в воду? А у курицы перья обычные, не защищённые жиром. Поэтому они пропускают воду и перо, намокая, становится тяжелее. Курица тонет в воде.
Проделаем опыт с перьями.
Опыт 3. Дети опускают в воду гусиные и куриные перья, вынимают и делают выводы.
Ответы детей: куриное перо намокло,стало не красивым,потеряло форму,гусиное перо не смачиваются, на пере образовалось несколько больших капель воды. После встряхивания вода стекла, перо осталось прежней формы, почти сухим.
В. :Почему?
Ответы детей (оно смазано жиром)
Итог: Ребята, что нового вы сегодня узнали? Что вам больше всего понравилось? А почему? Вы довольны своей работой?
Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности «Что внутри яйца?» Тема: НОД по образовательной области «Познавательное развитие» на тему «Что внутри яйца?» (для детей средней группы) Автор: Щетинова Елена.
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе Конспект коллективного труда на участке в подготовительной группе о посеве семян гороха и фасоли. Цель: уточнить и расширить представление.
Конспект опытно-экспериментальной деятельности на тему «Свойства магнита» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 18 Конспект опытно-экспериментальной деятельности на тему.
Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Песочные стаканчики» Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Песочные стаканчики» Программное содержание: Закреплять знания детей о свойствах песка:.
Конспект совместной опытно-экспериментальной деятельности «Плыви, кораблик» (вторая младшая группа) Задачи: учить детей различать и называть качества предметов (тяжелый, легкий); их свойства (тонет,.
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Вода» Интегрированные задачи: Познавательное развитие. Способствовать формированию целостной картины мира, развитию познавательного интереса детей.
Конспект опытно-экспериментальной деятельности в средней группе Цель: развивать познавательный интерес ребенка в процессе экспериментирования с водой. Задачи: Познание: Обобщить знание детей о назначении.
Конспект опытно-экспериментальной деятельности в младшей группе Изготовление цветных льдинок Мл. гр. Задачи: Познакомить с тем, что вода замерзает на холоде, что в ней растворяется краска. Материалы и.
Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности «Остров чудес» Цель: Развивать интерес к экспериментированию с разными материалами Задачи: 1. Уточнять и закреплять представления о свойствах твёрдых веществ.
Исследовательский проект «Почему утки всегда выходят сухими из воды»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы Школа № 982 имени маршала бронетанковых войск П.П. Полубоярова УТКИ они всегда выходят сухими из воды Москва 2018
Утки живут везде, кроме Антарктиды.
Утки большую часть времени проводят в воде, добывая себе пищу.
Утки питаются мелкой рыбкой, лягушками, личинками комаров.
Чтобы всегда оставаться сухими, утки смазывают свои перья жиром из специальной железы
Жир отталкивает воду и утки могут долго находиться в воде, плавать и не мерзнуть в холодное время года.
Выйти сухим из воды. Так говорят о людях, которым везет в делах, и они из любого смешного и неприятного дела умеют выходить сухими, то есть не неся соответствующего наказания. Это говорится о пронырливых людях.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Воспитание детей дошкольного возраста
Курс повышения квалификации
Деятельность классного руководителя по реализации программы воспитания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-597418
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Новые аккредитационные показатели для вузов вступят в силу с 1 марта
Время чтения: 1 минута
Каждый третий российский школьник хотел бы стать разработчиком игр
Время чтения: 2 минуты
Учителя Кубани смогут получить миллион рублей на взнос по ипотеке
Время чтения: 1 минута
Детский омбудсмен предложила обучать педагогов мотивированию учащихся
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.