Для чего требуют персональные данные
Памятка: как действовать, если вас просят подписать согласие на обработку персональных данных
В этом случае общение ведётся в форме переписки, причём каждое ваше обращение или заявление должно быть оформлено в двух экземплярах, один из которых вы отдаёте учреждению, а второй, с отметкой о том, когда этот документ был принят учреждением, оставляете себе. Отметка учреждения должна представлять собой штамп или подпись от руки, в котором должно быть написано, когда и кем была принята копия документа (в случае, если на документ ставится официальная печать учреждения, запись о том, кто принял документ, необязательна). Если в организации отказываются ставить отметку о принятии необходимо направить документ почтой заказным письмом (с описью вложения, если документ имеет существенное значение).
(Образцы обращений и запросов будут размещены в конце статьи).
Теперь немного подробнее о правовых основаниях действий по защите ПД. Действуем мы, опираясь, в основном на закон № 152-ФЗ «О персональных данных», от 27 июля 2006 года.
В статье 9:
«п. 1. Субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе. Согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, информированным и сознательным. Согласие на обработку персональных данных может быть дано субъектом персональных данных или его представителем в любой позволяющей подтвердить факт его получения форме, если иное не установлено федеральным законом. В случае получения согласия на обработку персональных данных от представителя субъекта персональных данных полномочия данного представителя на дачу согласия от имени субъекта персональных данных проверяются оператором».
— Именно согласно этой статье закона мы и запрашиваем всю информацию, которая необходима нам для принятия решения. Без полноты сведений наше решение нельзя будет назвать «информированным и сознательным».
Ст. 14:
«п. 7. Субъект персональных данных имеет право на получение информации, касающейся обработки его персональных данных, в том числе содержащей:
«1) подтверждение факта обработки персональных данных оператором;
2) правовые основания и цели обработки персональных данных;
3) цели и применяемые оператором способы обработки персональных данных;
4) наименование и место нахождения оператора, сведения о лицах (за исключением работников оператора), которые имеют доступ к персональным данным или которым могут быть раскрыты персональные данные на основании договора с оператором или на основании федерального закона;
5) обрабатываемые персональные данные, относящиеся к соответствующему субъекту персональных данных, источник их получения, если иной порядок представления таких данных не предусмотрен федеральным законом;
6) сроки обработки персональных данных, в том числе сроки их хранения;
7) порядок осуществления субъектом персональных данных прав, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
8) информацию об осуществленной или о предполагаемой трансграничной передаче данных;
9) наименование или фамилию, имя, отчество и адрес лица, осуществляющего обработку персональных данных по поручению оператора, если обработка поручена или будет поручена такому лицу;
10) иные сведения, предусмотренные настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами».
— На случай, если Вы уже дали согласие на обработку ПД, а теперь засомневались, как будут использоваться ваши персональные данные, пошлите запрос с вот этим списком вопросов. Можно совместить такой запрос с отзывом согласия. Статья 18 обязывает оператора предоставлять эту информацию:
«1. При сборе персональных данных оператор обязан предоставить субъекту персональных данных по его просьбе информацию, предусмотренную частью 7 статьи 14 настоящего Федерального закона».
Таким образом, действующее законодательство предоставляет немало возможностей для обеспечения собственной информационной безопасности. Осталось только ими воспользоваться.
Что относится к персональным данным. Кому их можно передавать, как хранить и уничтожать
В последние годы вопрос о персональных данных стал крайне острым ввиду активной цифровизации, а следовательно, и с ростом рисков по утечке и мошенническом использовании информации. При проведении проверок инспекторы обращают внимание на документы, относящиеся к персональным данным, их наличие, хранение, согласие работников на обработку и т.д.
Что такое персональные данные и что к ним относят
Персональные данные — это любая информация, прямо или косвенно относящаяся к физическому лицу, и позволяющая его определить. Это из статьи 3 ФЗ «О персональных данных», от 27.07.2006 № 152-ФЗ (далее — Закон).
К персональным данным, согласно данному закону, относят:
Но стоит учитывать, что некоторые из этих данных сами по себе, без связки с другими данными, персональными являться не могут. Если номер телефона сам по себе не является персональными данными, то в базе оператора, с указанием ФИО владельца — является. Адрес электронной почты в формате petrov_sergey_1987@mail.ru — тоже относится к персональным данным, как и ФИО, с привязкой к ИНН, номеру телефона или месту регистрации.
Также существует классификация персональных данных. Их подразделяют на:
Такая классификация дана в Постановлении Правительства от 1 ноября 2012 г. № 1119.
Немного подробнее по каждой категории.
Общедоступные — те, на доступ к которым дано согласие субъекта персональных данных, а не те, которые можно найти в общем доступе в интернете.
Специальные — информация о расе, национальности и религии; политических и философских взглядах, здоровье, подробностях личной жизни,
Биометрические — информация о физиологических и биологических особенностях человека. Это отпечатки пальцев, генетическая информация, рисунок радужной оболочки глаз, образцы голоса, фотографии.
Но здесь тоже важна определенная привязка к личности. Например, отпечаток пальца, используемый для идентификации сотрудника для входа в офис. Или скан радужной оболочки глаза.
К иным данным относится все остальное. Это как папка «разное» на большинстве компьютеров. Это электронная почта или геолокация,
информация о принадлежности к определенной социальной группе,
Обработка персональных данных
Любой договор с физлицом, содержащий его личные данные (а он и будет их содержать, если это не публичная оферта), должен в обязательном порядке содержать раздел о персональных данных. Без письменного согласия человека, обработка персональных данных оператором, а также их передача третьим лицам — запрещена.
Вообще, обработка персональных данных — это вообще любые действия, которые с ними делают. Сюда входит:
В свою очередь, обработка может осуществляться тремя путями:
После того, как персональные данные обработаны они отправляются на хранение в архив. Это может быть и отдельное специализированное помещение (если речь о бумажных документах) и электронное хранилище (например, облачное). В любом случае вам впоследствии нужно иметь возможность оперативно найти данные и уничтожить их (по требованию субъекта) или передать (в силу закона).
Что будет, если нарушить законодательство о персональных данных
Следит за соблюдением законодательства в этой сфере организация, которая у многих на слуху — Роскомнадзор. Применяемая статья — 13.11 КоАП.
Если собирать персональные данные о гражданах РФ на серверы, расположенные за пределами РФ — штраф до 6 миллионов.
Что делать, чтобы не попасть под штрафы
Чтобы собирать, хранить и обрабатывать ПД, нужно соблюдать требования Закона № 152-ФЗ. Краткий чек-лист:
Все нужна регистрация в Роскомнадзоре?
Может возникнуть ощущение, что уже давно всем работодателям нужно бежать в Роскомнадзор и регистрироваться как оператору персональных данных. Однако это не так. Вот исключения:
Во всех остальных случаях — регистрация обязательна!
Не забудьте, что в Делис Архив действует акция «Новогодняя» — дарим полезные подарки действующим и будущим клиентам!
Всё, что нужно знать о персональных данных
Формы обратной связи, соцсети, иностранные сервера и рога оленя
Статья про закон о персональных данных неожиданно для нас вызвала много вопросов у читателей. Неожиданно, потому что закону уже больше десяти лет. За нарушение этого закона и сейчас могут штрафовать: его нужно было соблюдать и год назад, и сегодня. Просто с 1 июля 2017 года всё станет серьезнее.
Вот что вы спрашивали о персональных данных.
Консультируйтесь с юристом
Статья в Тинькофф-журнале не заменяет помощь квалифицированного юриста. Если вы не знаете, что делать с персональными данными и как всё оформить, обратитесь за профессиональной помощью.
Объясните вкратце для тех, кто не в курсе
В России есть закон о персональных данных. Чтобы собирать, обрабатывать и хранить данные о сотрудниках, подписчиках на рассылку и посетителях сайта, нужно почти всегда получать их согласие, а сами данные хранить в России.
За нарушение закона штрафуют. С 1 июля штрафы увеличатся до 75 тысяч рублей, а у Роскомнадзора будет побольше полномочий.
Зачем придумали этот закон? Это очередной способ пополнить кормушку. Теперь и сайт нет смысла делать, будут еще штрафовать каждый месяц
Закон о персональных данных нужен тем, чьи данные собирают, обрабатывают и хранят. Цель закона — защитить интересы и права этих людей.
Нормы защиты персданных придумали не в России. Правила их обработки ООН описала еще в 1948 году во Всеобщей декларации прав человека. В 1981 году Совет Европы принял конвенцию по обработке персональных данных. А Россия ее ратифицировала и в 2006 году разработала свой закон.
В Европе паранойя по поводу персданных уже давно
Конституция гарантирует каждому человеку неприкосновенность частной жизни, тайну переписки и телефонных переговоров. Даже без закона о персональных данных нельзя обрабатывать, хранить и распространять информацию о человеке без его согласия.
Отдельная глава про персональные данные есть в трудовом кодексе: работодатели не могут свободно распоряжаться информацией о сотрудниках.
Однако персональные данные оставляют постоянно: чтобы оформить заказ в интернет-магазине, взять кредит в банке, устроить ребенка в детский сад, зарегистрироваться в соцсети или подписаться на рассылку. Когда человек оставляет свои данные, он должен быть уверен, что его адрес не разместят в открытом доступе, а телефон не передадут кому-то без разрешения. А тот, кто обрабатывает персональные данные, хочет гарантий, что на него не подадут в суд за рекламную рассылку.
Недавно мы рассказывали, как мошенники смогли получить чужой НДФЛ. Это произошло в том числе из-за того, что кто-то нарушил правила обработки персональных данных.
Закон о персональных данных прописывает для всех правила игры. Он заставляет всех принимать дополнительные предосторожности, но и защищает он тоже всех.
У меня есть сайт. Я не ИП и не юрлицо — просто человек. Нужно ли соблюдать закон о персональных данных в таком случае?
Например, девушка создала форум для беременных, чтобы потом размещать там рекламу. При регистрации участники указывают информацию о себе. Эта девушка — оператор персональных данных. Она получает сведения о других людях и что-то с этими данными делает: систематизирует по возрасту и интересам, проверяет активность пользователей, использует для рассылки, приглашений или просто хранит.
Любое из этих действий — это обработка персональных данных. Любой, кто это действие производит, — оператор.
У меня есть электронные почты друзей, список контактов в телефоне, аккаунты разных людей в соцсетях. Получается, я тоже оператор и должен получать согласие этих людей на то, чтобы хранить и удалять их данные?
Это исключение действует, только если не нарушаются права этих людей. Например, их данные не оставляют в банке как контакты для связи при оформлении кредита, не публикуют в общем доступе без разрешения или не передают рекламодателям.
Форма обратной связи тоже попадает под действие закона?
Если в ней человек может ввести свои персональные данные — то да, попадает.
Если посетитель сайта указывает в форме свое имя, фамилию, телефон и электронную почту — это персональные данные. Тот, кто эти данные получает, обрабатывает и хранит, считается оператором персональных данных и должен соблюдать закон.
А если получаешь только имя без фамилии и номер телефона, это тоже попадает под персональные данные? А если только номер телефона?
По закону персональные данные — это любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу. Это определение ничего не дает и не проясняет.
Если понимать буквально, то персональными данными можно считать что угодно. Юристы спорят по этому поводу уже много лет.
Сам по себе логин — это вроде бы не персональные данные. По набору символов нельзя понять, что это за человек и даже какого он пола.
Но если на аватарку человек поставит свою настоящую фотографию или при регистрации укажет почту, где в названии будет его фамилия с инициалами, а в доменном имени — название компании, то в совокупности это уже персональные данные.
Никто толком не знает, какие данные персональные
В законе нет никаких исключений по теме сайта, организационно-правовой форме и набору данных.
Чтобы не рисковать, лучше сделать так.
Я делаю сайт для клиента, обрабатываю и храню данные на своей стороне. При этом владелец сайта не обязан быть оператором персональных данных?
Владелец сайта обязан быть оператором персональных данных и соблюдать закон. По закону можно собирать персональные данные и передавать их кому-то на обработку. Владелец сайта может передать данные клиентов вебмастеру, интернет-магазин — сервису рассылки.
Чтобы так делать, владелец сайта должен получить у посетителей разрешение и объяснить им, кому и зачем он передаст их данные.
Тот, кому он передаст данные на обработку, отдельное разрешение получать не должен, а соблюдать закон — должен.
Отвечать за соблюдение закона перед посетителями сайта будет его владелец.
А как они поймут, что я храню и обрабатываю данные, чтобы выписать штраф? Это в российском дата-центре можно маски-шоу устроить и вынести сервер, а за границей такие номера не проходят
Роскомнадзор узнает о нарушениях двумя способами:
Например, вы получили рассылку, на которую не подписывались, или вам звонят менеджеры из интернет-магазина, хотя вы не соглашались на рекламный обзвон. Или автосалон без разрешения передал ваш телефон страховому агенту, и теперь вам пытаются впарить каско. Можно потребовать удалить данные из базы, пожаловаться в Роскомнадзор и возместить ущерб через суд. Для этого нужно быть уверенным, что согласия не было, а данные передали незаконно. Иногда согласие получают через договор присоединения или законно передают данные, чтобы выполнить условия договора.
Сначала читать, потом подписывать
Если Роскомнадзор обнаружит нарушения, сайт могут заблокировать, а компанию оштрафуют.
По закону операторы обязаны хранить персональные данные на российских серверах. Есть несколько исключений, но это частности. Любой интернет-магазин или сервис по подписке должен хранить базу с персональными данными граждан в России.
Потом можно передавать эти данные за границу. Это законно, но при определенных условиях. Иначе нельзя было бы бронировать гостиницы и покупать билеты на самолет за границей.
Роскомнадзор может потребовать предоставить подтверждение по поводу места хранения баз данных. Например, договор с дата-центром, хостингом или документы на собственный сервер. Если выяснится, что персональные данные хранятся с нарушениями и не в России, будут проблемы.
А если у нас сайт на английском?
Вот какие признаки используют, чтобы это понять:
Как определять гражданство посетителя, закон не объяснил. Операторам предложили решать эту проблему самостоятельно. А если четкой позиции и инструментов нет, стоит соблюдать закон в отношении всех персональных данных, которые собрали на территории России.
Дублировать те же документы на иностранных языках для россиян нет смысла. Но эти правила придумали не в России. Есть конвенция Совета Европы о защите частных лиц в отношении автоматизированной обработки данных личного характера. Так что, если собираете данные иностранцев, подумайте, как соблюдаете закон той страны, резидентами которой они являются.
В Европе за однократное нарушение правил обработки персональных данных штрафуют на сотни тысяч евро. В России максимальный штраф с 1 июля 2017 года — 75 тысяч рублей.
Могу ли я не регистрироваться в Роскомнадзоре, если поменяю поле в форме обратной связи с «Ваше имя» на «Ваша компания»?
Если это на самом деле название компании и телефон офиса, такая информация не попадает под действие закона. Но если сайт собирает почтовые адреса и телефоны сотрудников компаний, чтобы потом делать по ним рассылку или передавать их третьим лицам, могут быть проблемы как со стороны этих сотрудников, так и от Роскомнадзора.
В Роскомнадзоре должны зарегистрироваться все операторы персональных данных. Исключения только для случаев, перечисленных в п. 2 ст. 22 закона о персональных данных.
Вот публикую я пост в Фейсбуке и упоминаю своего друга — значит, я данные обрабатываю? Кэш поста хранится на телефоне, значит, я данные храню? А если сделаю репост в Твиттер, то я их еще и предоставляю третьей стороне. И как с этим жить?
Это не нарушение закона. В этом случае оператором персональных данных выступает социальная сеть. Каждый, кто там зарегистрировался, дал согласие на публикацию, обработку и использование его данных.
Все пользователи Фейсбука согласились на обработку данных о своем местоположении, используемых устройствах, друзьях, интересах, платежах, посещенных сайтах и связях с другими людьми. И даже на то, что Фейсбук может получить доступ к адресной книге на любом устройстве и потом использовать эти данные.
Вы уже разрешили Фейсбуку делать с вашими персданными что угодно
Все согласились на то, что эти данные Фейсбук передает своим партнерам и рекламодателям. И на то, что любой пользователь может ссылаться, упоминать и отмечать на фотографиях кого захочет в рамках их настроек безопасности. Это законно и за это отвечает Фейсбук, а не пользователи.
Так устроена любая соцсеть и общедоступные справочники.
Если на столбе объявление «Куплю рога оленя, 8 800…, Геннадий», то этот столб можно оштрафовать?
Нет, столб оштрафовать нельзя. Юридическим лицом он тоже не является. А люди, которые читают такие объявления и записывают номера телефонов, чтобы продать рога, не операторы персональных данных и не попадают под действие закона.
Если телефон Геннадия запишет микрофинансовая организация и начнет присылать ему рекламу быстрых займов, то ее можно привлечь к ответственности. Геннадий не давал ей согласия на обработку персональных данных для рассылки рекламы.
Человека, который случайно увидел телефон Геннадия, записал его в телефонную книгу или даже позвонил Геннадию с предложением купить рога, привлечь к ответственности нельзя.
То есть если человек специально опубликовался для каких-то рекламных целей, то это не считается персональными данными? На «Авито», например
Если человек передает свои персональные данные какому-то ресурсу, даже с рекламной целью, этот ресурс должен соблюдать закон. Он должен предупредить пользователя, зачем собирает персональные данные, что будет с ними делать, где публиковать, кому передавать.
Чтобы подать объявление на «Авито», нужно зарегистрироваться и подтвердить номер телефона. Без регистрации объявление подать нельзя.
«Авито» объясняет, что использует данные, чтобы размещать их на сайте, информационных ресурсах, передавать своим партнерам, проводить конкурсы и проверять личность пользователя. Еще «Авито» может передавать данные пользователей за границу и отдавать их на обработку каким-то третьим лицам и честно об этом пишет. Это законно.
Нет такого правила, что если человек сам разместил данные в общем доступе на каком-то ресурсе, то с ними можно делать что угодно: распространять, обрабатывать и хранить у себя без разрешения.
Единственное исключение для общедоступных данных: оператор таких данных может не подавать уведомление в Роскомнадзор. Но получать согласие, обеспечивать безопасность и удалять данные по требованию их владельца он обязан.
Как правильно получить согласие на обработку персональных данных на сайте? Можно взять шаблон с сайта какой-то крупной компании?
Нельзя брать любое соглашение и использовать его на своем сайте, но можно посмотреть, как сделали другие, и использовать этот опыт.
Согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, информированным и сознательным. Молчание или отсутствие возражений на обработку персональных данных — это не согласие.
Конкретной формы, в которой его нужно получать от посетителя и клиента, нет. Это может быть ссылка на пользовательское соглашение в ответном письме или галочка в форме регистрации.
Согласие должно быть осознанным и информированным
Главное, чтобы можно было доказать, что это согласие получено и посетитель понимал, на что он соглашается.
У каждого оператора должны быть цели. Интернет-магазин собирает данные об адресах, чтобы доставить товар; сервис по подписке просит указать электронную почту, чтобы отправлять письма; медицинский центр систематизирует данные о состоянии здоровья; школа — данные о семье.
Собирать, обрабатывать и хранить можно только те персональные данные, которые соответствуют цели. У «Ламоды», «Главреда», «Библио-глобуса» и детского сада цели не могут быть одинаковыми. А если собирать лишние данные, за это могут оштрафовать.
Получить согласие на обработку персональных данных недостаточно. Нужно соблюдать семь принципов обработки и правильно оформлять внутренние документы.
Лучше сделать это один раз и с помощью юриста, чем платить штрафы государству и возмещать моральный вред.
Ясно. Судя по всему, я оператор персданных. Что мне конкретно делать?
Изучите закон. Он сложный, там много непонятного, а какие-то вопросы вообще не объясняются. Если не можете разобраться сами, попросите юриста, которому доверяете.
На некоторые вопросы отвечает Минкомсвязи — эти разъяснения тоже лучше изучить лично. Можно там же задать вопрос по своей ситуации или написать в Роскомнадзор.
Разместите на сайте пользовательское соглашение, политику конфиденциальности, оферту или еще какой-то документ, откуда посетитель поймет, какие данные вы собираете, что с ними делаете, куда передаете, как храните и когда удаляете. Внимательно относитесь к формулировкам: они пригодятся в суде.
Формируйте базу с персональными данными на российских серверах. Потом можете передавать данные за границу, если это законно, обоснованно и безопасно.
Обеспечьте техническую безопасность данных и защитите их от утечки.
Оформите внутренние документы. Их много. Это приказы, распоряжения, инструкции и подписки. Это нужно сделать один раз, но правильно. При проверке Роскомнадзор имеет право их потребовать и проверить.
Подайте уведомление в Роскомнадзор, если не попадаете под исключения из ст. 22 закона о персональных данных. Если попадаете под исключения, оформите документы так, чтобы это было понятно при визуальной проверке и к вам не придрались.
Заверьте страницы сайта с документами по поводу персональных данных у нотариуса, чтобы вас не обвинили в их отсутствии или изменении формулировок.
Если у вас нет сайта, вы тоже можете быть оператором персональных данных. Необязательно собирать их автоматизированным способом и через интернет. Когда вы берете на работу сотрудника, вы тоже обрабатываете персональные данные. Правильно оформляйте документы.
Закон о персональных данных — это не страшно
Это нормальная мировая практика. Чтобы его соблюдать, не нужно тратить много денег. И бояться штрафов тоже не нужно. Если один раз всё правильно оформить и аккуратно относиться к информации о других людях, вам ничего не грозит.
Каждый из нас — субъект персональных данных. Этот закон защищает и наши данные тоже. И если кто-то его нарушит, можно подать в суд, заблокировать сайт-нарушитель, потребовать удалить информацию о себе и даже получить компенсацию.
Согласие на обработку персональных данных: зачем оно нужно
На vc.ru автор Nikita Zhurlov рассказал про важный документ — согласие на обработку персональных данных.
Хотите иметь дело с проверкой Роскомнадзором своего ИТ-продукта или сайта? А потом ещё платить штраф, нести ответственность?
Думаю, что нет. Поэтому, давайте, начнём разбирать что надо делать с персональными данными в Российской Федерации и как не попасть под санкции госорганов.
Немного теории
1) нарушение порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах, обработка данных в не установленном законом порядке и использование этих данных не по назначению караются следующими штрафами:
— Физическое лицо: предупреждение или штраф в размере 1 000 — 3 000 рублей;
— Должностное лицо: штраф в размере от 5 000 — 10 000 рублей;
— Юридическое лицо: штраф в размере 30 000 — 50 000 рублей;
2) Обработка персональных данных без согласия гражданина приведет:
— Физическое лицо: штраф в размере 3 000 — 5 000 рублей;
— Должностное лицо: штраф в размере от 10 000 — 20 000 рублей;
— Юридическое лицо: штраф в размере 15 000 — 75 000 рублей;
3) В случае, если оператор персональных данных не опубликовал информацию и не обеспечил доступ к документу, в котором прописаны все условия использования персональных данных или сведения о реализуемых требованиях, ему будет вынесено предупреждение или выписан административный штраф:
— Физическое лицо: штраф в размере 700 — 1 500 рублей;
— Должностное лицо: штраф в размере от 3 000 — 6 000 рублей;
— Индивидуальный предприниматель: штраф в размере от 5 000 — 10 000 рублей
— Юридическое лицо: штраф в размере 15 000 — 30 000 рублей;
Первоначально определимся с основными понятиями и поймём, что же они значат (неформальное объяснение по тексту будет обозначаться «Д», это от слова description):
Персональные данные (ПД) — любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).
Д: это любая совокупность информации, через которую можно определить определенного человека. К примеру, абстрактная электронная почта, допустим posledni_kaktus_naokne@bk.ru — не относится к ПД, однако электронная почта с рабочим адресом допустим, ivan.ivanov@romashka.ru с подписью в письме «Главный инженер» — относятся к персональным данным, т.к. мы можем однозначно определить, что это Иван Иванов, работающий главным инженером в организации «Ромашка».
Оператор — государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.
Д: это вы, собирающий персональные данные. Любой контакт с физическим лицом, в том числе в пространстве Интернет, позволяющий однозначно определить человека — и вот вы уже владелец персональных данных в лице оператора.
Обработка персональных данных — любое действие или совокупность действий, совершаемых с использованием средств автоматизации или без них с персональными данными: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.
Д: это любые действия, которые вы совершаете как оператор.
1. Сбор осуществляется на основании федерального закона, устанавливающего ее цель, условия получения персональных данных и круг субъектов, персональные данные которых подлежат обработке, а также определяющего полномочия оператора, необходима в связи с реализацией международных договоров Российской Федерации о реадмиссии.
Д: когда законодательством установлено, что физическое лицо должно предоставить персональные данные и иначе никак.
2. Осуществляется в целях исполнения договора, одной из сторон которого является субъект персональных данных.
Д: когда вы заключили с физическим лицом договор и в рамках этого (только этого) договора вам нужны персональные данные. Сюда подходит и оферты (публичный договор) на сайте и его акцепт, но до покупки товара или услуг, заказа с сайта (к примеру) ещё надо довести пользователя, а значит момент когда собираете ПД — наступает раньше.
3. Осуществляется для статистических или иных научных целей при условии обязательного обезличивания персональных данных.
Д: вы обезличиваете данные физического лица и «размываете» их в море других данных, соответственно определить кому что принадлежит — невозможно даже вам.
4. Необходима для защиты жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов субъекта персональных данных, если получение согласия субъекта персональных данных невозможно;
Д: данный пункт не относится к интернет-проектам, но для понимания ситуации, пример, когда приезжает частная медицинская бригада и оказывает помощь.
5. Необходима для доставки почтовых отправлений организациями почтовой связи, для осуществления операторами электросвязи расчетов с пользователями услуг связи за оказанные услуги связи, а также для рассмотрения претензий пользователей услугами связи.
Д: если вы организуете почтовую связь, то лицу, которому фактически оказываете услуги — нет необходимости требовать согласия на обработку ПД.
6. Осуществляется в целях профессиональной деятельности журналиста либо в целях научной, литературной или иной творческой деятельности при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных.
7. Осуществляется в отношении данных, подлежащих опубликованию в соответствии с федеральными законами, в том числе персональных данных лиц, замещающих государственные должности, должности государственной гражданской службы, персональных данных кандидатов на выборные государственные или муниципальные должности.
Д: не требуется согласие при использовании ПД, если это данные чиновников, предоставленные в соответствии с законодательством Российской Российской Федерации.
Во всех остальных случаях, при контакте и сборе ПД от физического лица — вы должны получать его согласие и иначе никак — закон есть закон!
Что делать
Шаг 1.
Вам требуется подготовить текст политики обработки и защиты персональных данных, а также согласие на обработку персональных данных. Если у вас юридическое лицо или вы — индивидуальный предприниматель — вы должны утвердить политику обработки персональных данных приказом, где также определите ответственное лицо за обработку персональных данных в предприятии. Хочу обратить внимание, что данная политика как в Российской Федерации, так и в зарубежных странах — относится не только к работе с потребителями, но и с работниками.
Шаг 2.
Опубликуйте в общий доступ на сайте (и в мобильном приложении) политику обработки и защиты персональных данных.
Шаг 3.
Самое главное по теме. Если у вас есть какие-либо формы, где пользователи оставляют свои данные (или в приложении автоматически собираются, используются cookie и иные способы сбора данных), то под каждую форму (или при первом входе в приложение) нужно поставить что-то типа «Даю согласие на обработку своих персональных данных» и чекбокс. Если у вас есть ещё и пользовательское соглашение, то следует сделать чекбокс и с ним.
При этом крайне важно, чтоб донести до пользователя возможность прочитать данные документы и поэтому необходимо сделать гиперссылку или хотя бы текст кликабельным и ведущим на текст самого документа!
Немного юридического обоснования чекбоксов, а как называет Роскомнадзор — «галочек»:
Часть 4 статьи 9 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных» устанавливает обязательство собирать персональные данные:
«4. В случаях, предусмотренных федеральным законом, обработка персональных данных осуществляется только с согласия в письменной форме субъекта персональных данных. Равнозначным содержащему собственноручную подпись субъекта персональных данных согласию в письменной форме на бумажном носителе признается согласие в форме электронного документа, подписанного в соответствии с федеральным законом электронной подписью. ».
Но это как-то всё слишком сложно и в хозяйственной деятельности оперативно нельзя реализовать, поэтому наш доблестный Роскомнадзор пошёл навстречу людям и дал разъяснения:
«Получение согласия на обработку персональных данных может быть получено посредством проставления „галочки“ пользователем в соответствующей веб-форме. Однако в случае обработки биометрических и специальных категорий персональных данных, а также при передаче на территорию государства, не обеспечивающего адекватную защиту персональных данных, согласие должно быть оформлено в письменной форме».
Вариативно, ещё шаг 4.
Подать уведомление об обработке ПДн в Роскомнадзор.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных», оператор должен это сделать до начала обработки ПД. За задержку с уведомлением вас не оштрафуют, санкции последуют только в том случае, если вами заинтересуется Роскомнадзор. Но даже если вы высылаете уведомление с опозданием, указывайте дату государственной регистрации как дату начала обработки ПД.
Выполнение данного шага напрямую зависит от целей сбора персональных данных. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ в статье 22 предусматривает ряд исключений, когда подавать уведомление не требуется (обработка ПД в рамках трудового законодательства, заключенного договора и т.д.).
Итого, чтобы минимально привести в порядок работу с персональными данными вам потребуется:
— политика обработки персональных данных;
— приказ об утверждении вышеуказанной политики;
— согласие на обработку персональных данных;
— чекбокс с гиперссылкой на вышеуказанное согласие.
Всё это требуется опубликовать на сайте и / или в приложении.
ВНИМАНИЕ!
15 декабря на «Клерке» стартует обучение на онлайн-курсе повышения квалификации для получения удостоверения, которое попадет в госреестр. Тема курса: управленческий учет.
Повышайте свою ценность как специалиста прямо на «Клерке». Подробнее