Для чего тормоз на бензопиле
Как отремонтировать тормоз приводного механизма
Итак, как отремонтировать тормоз приводного механизма. Служит он для экстренного торможения цепи пилы во избежание травмы оператора, в нашем лице – лесоруба. Это одна из систем безопасности, которая сконструирована на инструменте. На «рогатых» аналогах бензопил эта система отсутствует за ненадобностью, оно и понятно. Помимо безопасности самого оператора, тормозная система цепи служит для сохранения самого механизма при заклинивании. Поломка тормоза случается редко, причинами неисправности становиться редкое обслуживание пилы, отсутствие чистки, износ из-за продолжительного ресурса, неграмотное применение инструмента во время пиления.
Принцип работы тормоза
Рассмотрим принцип срабатывания тормоза. Конструкция механизма простая и незатейливая. Это чисто механический процесс. Пуском, включателем тормозной системы является упомянутый уже нами рычаг (экран), который представляет собой прочный элемент на верхней передней поверхности бензопилы над глушителем. Экран как раз расположен за рукой оператора, почти вплотную, он соединен с крышкой. Но, так как мы поворачиваем при работе инструмент, экран может находиться и не за рукой.
Общая картина тормозной системы
Рычаг скольжения без пружины во взведенном состоянии
Рычаг скольжения без пружины в отпущенном состоянии курка
Рычаг скольжения без пружины с отпущенным куркомЭкран фиксируется возвратной пружиной в основании крепления и переключателем курка. При ударе, отскоке шины, экран задевает-упирается в руку пильщика и далее по цепочке он включает курок, который взаимосвязан с экраном. В обычном положении курок сжимает пружину (не путать с возвратной пружиной), а при срабатывании разжимает её и фиксирует стопорной защелкой (фиксатором). Рычаг скольжения, который расположен внутри пружины, в свою очередь стягивает металлическую ленту. Металлическая лента расположена вокруг корзины сцепления (барабана сцепления), она затягивает (зажимает) барабан, который прекращает вращаться. Цепь бензопилы останавливается.
Пружина вставлена на рычаг скольжения
Вставляем отвертку в пружину с рычагом скольжения
Поджимаем пружину ладонью, чтобы она не выскочила.
Вставляем пружину отверткой в посадочное место
Пружина тормоза на рычаге скольжения
Накрываем защитный кожух на пружину.
Вставляем винты и закрепляем кожух
Взводим курок тормоза ключом-баллонником для ослабления металлической скобы
Но включиться тормоз может и не от посредственного нажатия на экран. В нижней части экрана (в месте крепления с крышкой), в теле рычага, «внедрён» инерционный груз, который приводит в действие курок вследствие резкой отдачи. За счет инерционного веса происходит автоматический процесс торможения. Вальщик леса, например, когда валит дерево, держит пилу в наклонном (лежачем) положении и, экран, в этом случае, располагается не за рукой, а в стороне. В случае отдачи в резе, благодаря инерционному грузу, тормозная система также включается.
Когда и как возникает неисправность тормозной системы бензопилы?
Как правило, ломается металлическая лента, стягивающая барабан, как её еще называют зажимная скоба. Она либо полностью разрывается, перетирается, либо одна из её полосок (в случае со сквозной лентой). Происходит это от износа скобы, который, в свою очередь возникает по естественным причинам (выработанный ресурс), а также от неграмотной эксплуатации пользователя бензопилы.
Что значит неграмотная эксплуатация? Скорее всего, это можно назвать невнимательностью пильщика. Те, кто впервые начинает работать импортными пилами, оснащенных тормозной системой, а также их аналогами, при эксплуатации инструмента не замечают, когда тормоз включается. Например, при попытке извлечь зажатую шину из реза в дереве. От резких манипуляций тормозная система срабатывает, но неопытный владелец пилы не замечает этого. Освободив пилу «из плена», лесоруб сталкивается с неожиданностью – нет вращения цепи при подаче газа. Не понимая, почему цепь не вращается, он отчаянно начинает проворачивать цепь, наставляя и «ёрзая» шину то о пенёк, то о бревно – об любой предмет. Некоторые «товарищи» даже снимают крышку со стороны сцепления, выдирают её, хотя металлическая лента зажимает корзину сцепления. Затем безрезультатно осматривают и даже каким-то образом умудряются воткнуть крышку обратно. Разумеется, скоба уже имеет от этого дефект. Кроме этого, не понятно как, но этим пользователям пилы удается «возбудить» инструмент и даже пилить. В этом случае накрывается не только зажимная скоба, но и само сцепление – оно подгорает и имеет характерный синий цвет. Ремонтники в сервисах нередко говорят и показывают перетертую ленту и барабан с характерной канавкой и буртиком, утверждая, что хозяин пилы эксплуатировал инструмент на включенном тормозе!
Что-то подобное мы можем наблюдать и у лесорубов, имеющих некий стаж. Но в этом случае причина кроется в том, что хозяин пилы не производит своевременную чистку инструмента. Относится это к морозному времени года, когда смешанный опил со снегом, спрессовывается за крышкой, опоясывает барабан сцепления и застывает после рабочего дня. На следующий день лесоруб не может провернуть цепь на заведенной пиле и пытается освободиться от преграды путем многократных «прокатываний» цепочки по древесине (бревну, пню и т.п.). В общем, зажимной скобе также достается!
Кроме зажимной скобы (металлической ленты) в тормозной системе может сломаться привод (рычаг скольжения), который представляет собой пластмассовый штырь.
О ремонте
Что же делать лесорубу при обнаружении данных неисправностей бензопилы в делянке?
Самый распространённый способ устранения неисправностей лесорубами состоит в удалении этих элементов из тормозной системы. Проще говоря, оператор убирает тормоз – выкидывает дефектную зажимную скобу. Это чревато возникновением несчастного случая при «форс-мажорах», так как лесоруб лишает себя безопасности. Тем не менее, это самый применяемый вариант решения проблемы у лесорубов.
Другой способ является экзотическим, очень редко применяемым, но все же используемым. Лесоруб ремонтирует в делянке бензопилу, заменяя зажимную скобу элементом полосы, отрезанной от металлической ленты стартера. Чтобы загнуть «язычок» ленты и зафиксировать его в посадочном месте, необходимо этот фрагмент накалить на огне. Рычаг скольжения (привод) также изготовляется из подручных средств. Следует понимать, что «рукотворные аналоги» запчастей следует использовать лишь на время, незамедлительно купить новые и заменить.
Как заменить металлическую ленту, думаю, вы наглядно разберетесь по изображениям. Элементы тормозной системы представлены по Husqvarna, по Stihl конструкция аналогичная. Отличия незначительные, например, в пружине.
Ключ-баллонник для переключения курка тормозной системы бензопилы
Несколько слов об инструменте, которое понадобится при ремонте тормозной системы: затруднение вызовет переключение курка. Переключение необходимо для того, чтобы поставить курок в необходимое положение для отвода привода. Для его переключения необходим ключ, который можно сделать самому из универсального (комбинированного) ключа – в баллонике необходимо вырубить несколько граней. Некоторые «мастера» используют в данном случае обыкновенные бокорезы. Я, думаю, что можно подобрать круглогубцы. Так или иначе, а лесорубу необходимо заранее позаботиться об аналоге, который он возьмет с собой в лес, если будет заниматься ремонтом в делянке или на вахте.
Для того, чтобы зарядить пружину, необходима крупная отвертка, которая не проскакивала бы в диаметр пружины, а упиралась в нее.
Для того, чтобы зарядить пружину, необходима крупная отвертка, которая не проскакивала бы в диаметр пружины, а упиралась в нее. Думаю, такая отыщется в арсенале тракториста или «водилы» в бригаде.
10 полезных функций современной бензопилы, которые облегчат вашу жизнь
Кроме мощности и моторесурса, при выборе пилы очень полезно учесть и другие характеристики. Они не всегда будут решающими, но сделают работу комфортнее, проще и безопаснее.
Выбирайте бензопилу не только по мощности, но и по функциональности. Фото от Husqvarna
Неспешная работа бензопилой в удовольствие при комфортной температуре и с податливыми материалами — редко достижимый набор удачных факторов. В основном брать в руки этот инструмент приходится или на жаре, или в холод, сделать все нужно быстро, а древесина, как назло, попадается «крученая». Словом, целый набор раздражителей… Поэтому в быту, где работа бензопилой носит эпизодический характер, а значит, для нее практически ничего не приспособлено, очень важно иметь хороший инструмент. Мы не будем говорить здесь о мощности, ведь это не самый главный фактор удобства эксплуатации. Мы расскажем о функциональности, которая даже работу в экстремальных условиях поможет сделать комфортнее.
1. Тормоз цепи: контактный и инерционный
Рычаг контактного тормоза цепи расположен перед верхней рукояткой бензопилы
Назвать эту защиту идеальной нельзя. Порой человек не заботится о безопасности и неправильно держит инструмент, не всегда система быстро срабатывает. И главное, для касания требуется время. Как правило, это доли секунды, но в экстренном случае ценны и они. И тем не менее эта система безопасности доказала свою работоспособность — без нее не обходится ни одна бензопила.
Чтобы сделать инструмент еще безопаснее, производитель оснащает бензопилу тормозом с инерционным действием. Если она резко и неконтролируемо отбрасывается вбок или на оператора, рычаг тормоза, имеющий в конструкции специальные грузики, мгновенно блокирует движение цепи. Инерционный тормоз срабатывает практически моментально, автоматически и без касания рукой рычага. Им оснащена, например, бензопила Husqvarna H450e II. Это отличный бытовой инструмент, который по набору функций является полупрофессиональным оборудованием.
Husqvarna H450e II оснащена инерционным тормозом цепи. Фото от Husqvarna
2. Антивибрационная система
Люди, которым приходится работать бензопилами без защиты от вибрации, замечают, что быстро устают. Но это лишь поверхностный симптом. При длительной работе такая нагрузка скажется на вашем здоровье: могут заболеть суставы и нарушиться — система кровообращения.
Самый простой способ сделать работу бензопилой комфортнее — предусмотреть резиновые прокладки между корпусом и рукояткой инструмента. К сожалению, так можно погасить лишь малую часть вибраций. Помимо этого, резиновые амортизаторы недолговечны. Они разрушаются и теряют свои свойства с течением времени, под воздействием окружающей температуры, ультрафиолета и проливающегося на них топлива.
Совсем другие результаты дают современные и долговечные амортизаторы в виде стальных пружин, а также конструкция бензопилы с принципом «двух масс», когда блок двигателя отделен от рукояток с топливным баком, что значительно уменьшает вибрацию.
Система антивибрации по принципу «двух масс» позволяет меньше уставать даже при длительной работе
3. Система очистки воздуха
Даже если вы работаете недолго, избежать попадания пыли и мелкой стружки внутрь инструмента не получится. Чтобы двигатель бензопилы не вышел из строя, система фильтрации должна работать безотказно, справляясь с мусором и крупной, и мелкой фракций.
Для повышения эффективности работы фильтров некоторые модели бензопил оснащены центробежной системой очистки воздуха. В этом случае поступающий в инструмент воздух входит внутрь конструкции через крышку стартера, а крыльчатка охлаждения разгоняет пыль по периферии. Крупные частицы мусора выбрасываются за счет центробежных сил в сторону глушителя, и уже к воздушному фильтру и карбюратору подается предварительно очищенный воздух. Соответственно, к фильтру поступает меньше пыли, значит, очищать его можно реже. Это особенно актуально при длительной эксплуатации бензопилы.
Чтобы бензопила служила долго, необходима качественная система фильтрации, которая защитит механизмы от пыли
Внимание! Даже при наличии системы центробежной очистки воздуха необходимо периодически очищать от осевшей пыли ребра цилиндра двигателя, воздухозаборник стартера, лопасти вентилятора, поверхности воздушного фильтра и других деталей, которые находятся в контакте с ее потоком.
4. Простота обслуживания воздушного фильтра
И топливный, и воздушные фильтры необходимо периодически обслуживать и менять. И если первый требует замены примерно раз в 1-2 года (в зависимости от качества топлива), то второй приходится очищать систематически в процессе работы. Вот почему стоит обращать внимание на способы фиксации крышки корпуса бензопилы. Понятно, что для откручивания и закручивания болтов потребуется время. Если работать приходится, например, в холода, процедура может оказаться очень некомфортной. Проще работать с бензопилой, крышка которой фиксируется специальными клипсами. На некоторых моделях они открываются вручную, другие же нужно подцепить отверткой. Здесь важно обращать внимание на качество материала клипс и корпуса. Дешевые модели бензопил им похвастаться вряд ли смогут!
5. Легкий запуск холодного двигателя
Двигатель бензопилы запускается дерганьем ручки стартера. При закончившейся топливной смеси в баке, в мороз или при длительном перерыве в работе завести его бывает непросто, и пользователь часто тратит на это много усилий.
Ускорить и облегчить данный процесс помогает праймер — ручной насос для подкачки топлива из бака к карбюратору. Вместо того чтобы многократно дергать за ручку стартера, можно большим пальцем руки нажать на праймер несколько раз, пока в прозрачной колбочке насоса не появится топливная смесь. После чего нажать еще пару раз, дернуть за шнур стартера — и двигатель мгновенно заведется.
6. Система Smart Start
Чтобы минимизировать усилия при запуске двигателя бензопилы, инженеры Husqvarna разработали и запатентовали систему Smart Start. Как она работает: в систему зажигания встроен специальный модуль, который обеспечивает стабильное и мощное искрообразование в цилиндре даже при совсем не сильном выдергивании шнура стартера. Это позволяет на 40 % снизить сопротивление при запуске. Очень полезная функция, особенно если вам предстоит работа с остановками и многократными запусками и выключениями.
Система Smart Start от Husqvarna делает запуск пилы для начала работы значительно легче
7. Индикатор уровня топлива
Казалось бы, это мелочь, но работать бензопилой в идеальных условиях получается редко, правильнее сказать, практически никогда, поэтому решение проблемы с контролем топлива будет нелишним. Если он есть, вы всегда знаете, сколько до следующей дозаправки, и просто не отвлекаетесь на мелочи, а продолжаете работу в комфортном режиме.
8. Боковое натяжение цепи
Цепь бензопилы периодически надо подтягивать. Чаще всего тут не обойтись без дополнительных инструментов. Есть модели, у которых процесс натяжения цепи крайне неудобный, требующий особых ухищрений от владельца. Но производители оправдывают такой подход тем, что простая, прямая конструкция исключает возможность поломки. Мол, боковые бесключевые варианты ненадежны.
Опыт показывает, что боковое расположение регулятора не гарантирует наличия проблем с механизмом. У ответственных производителей вопрос решается качественным исполнением и надежностью материалов. В быту же, когда вы решили напилить дров или очистить сад от лишних деревьев, проще и удобнее пользоваться именно бесключевым натяжителем. Подобной системой регулировки цепи оснащена бензопила Husqvarna H450e II.
Бензопила Husqvarna H450e II с боковым натяжением цепи. Фото от Husqvarna
Подробнее прочитать про способы натяжения цепи и самостоятельную замену режущего полотна можно в статье Как выбрать цепь и пильные шины для бензиновых и аккумуляторных пил.
9. Работа системы смазки режущей системы
Стабильная смазка режущей системы — залог экономии ваших средств. Для каждого владельца бензопилы покупка и замена пильных шин и цепи — это вынужденные траты, без которых работу инструмента не возобновить. Сегодня все бензопилы оснащены системой регулировки подачи смазки на цепь и шину. Это многократно снижает вероятность выхода их из строя, но обязывает владельца систематически следить за чистотой элементов конструкции.
10. Разметка направления валки
Эта функция будет полезна тем, кто планирует не только распиливать бревна, но и валить деревья. Опыт показывает, что с такой работой приходится сталкиваться почти всем (например, удаляя с участка больную яблоню или дерево покрупнее). Это серьезная работа, требующая правильной подготовки. Подробнее о ее нюансах вы можете прочитать в статье Что нужно знать, чтобы спилить дерево правильно.
Но есть одна «фишка», которая значительно облегчит вам задачу. На корпусе некоторых бензопил сделан технологический отлив (риска), который расположен под углом 90° к шине. Когда вы делаете первый направляющий пропил на стволе, внимательно смотрите на эту риску: визуально ее продолжение должно попадать туда, куда вы планируете повалить дерево.
Перед тем, как валить дерево, изучите инструкцию!
Внимание! Валка деревьев требует специальных навыков и знаний, поэтому перед работой изучите инструкцию по эксплуатации к вашей бензопиле. В ней должен быть описан процесс работы со всеми важными подробностями.
Конструкция и принцип работы узлов бензопилы
Бензиновыми пилами пользуются при возведении срубов, лесозаготовке, очистке местности от зарослей, пополнении запаса дров. Они позволяет эффективно выполнять работу с древесиной. Сравнительно простое устройство бензопилы делает ее долговечным и надежным инструментом, как для бытового использования, так и для профессиональной деятельности. Конструктивно изделие относится к категории машин, оснащенных двигателем внутреннего сгорания (ДВС). Во многих случаях – это двухтактный одноцилиндровый мотор. Знание устройства инструмента и особенностей функционирования отдельных его узлов нужно пользователю — это поможет правильно выполнять техническое обслуживание и в случае необходимости самостоятельно производить ремонт.
Общее устройство бензопилы
На рынке представлено множество моделей бензиновых пил от разных брендов. Изделия различных производителей отличаются друг от друга дизайном и техническими характеристиками, которые определяют эргономику и функциональные возможности техники, но при этом инструмент имеет одинаковое устройство.
Бензопила состоит из следующих конструктивных элементов:
Схема бензопилы показана на фотографии ниже.
Карбюраторный ДВС работает на смеси масла с бензином. Схема его рабочего процесса представлена на фото далее.
Компоненты топливной смеси размешивают пропорционально. Соотношения между ними указаны в пользовательской инструкции (масло к бензину от 1:20 до 1:50 соответственно). От качества топлива зависит продолжительность эксплуатации инструмента без ремонта.
Современные бензиновые пилы из дорогой категории часто имеют бачок под масло. Смешивание его с бензином в таких модификациях происходит автоматически.
Двухтактный мотор способен развивать скорость 13,5 тысяч об/мин. Он может располагаться на инструменте вертикально либо горизонтально. Первый вариант размещения ДВС характерен для многих профессиональных моделей бензопил большого размера. Глушитель у них размещается спереди от двигателя.
Если мотор располагается горизонтально, то бензиновые пилы имеют компактные размеры. Масса у таких инструментов тоже небольшая. Данные особенности делают изделия с горизонтальным типом мотора популярными у фермеров, лесозаготовителей и прочих работников, использующих ручные пилы.
Конструкция бензопилы предполагает наличие двух рукояток: передней и задней. На последней размещены переключатель, рычаги газа и безопасности. В инструменте реализована защита от воздействия вибраций и обратного удара. Первая связана с наличием между рукояткой и пилой прокладок из резины. Некоторые модели имеют также пружины, которые гасят колебания. От обратного удара может защищать специальный тормоз либо щиток.
Конструкция и работа отдельных узлов
Отдельные узлы бензиновой пилы, рассмотренные выше, в свою очередь состоят из различных деталей. Чтобы самостоятельно ремонтировать технику, следует знать конструкцию и работу основных систем.
Система зажигания
Первоначально система зажигания у бензопил была контактного типа. Сейчас она практически не применяется. Современные производители оснащают свое оборудование электронным зажиганием (на фото далее в разобранном виде). По этой причине отсутствует необходимость регулярно очищать контакты и устанавливать необходимое расстояние между ними.
Система зажигания, благодаря которой происходит образование искры во время запуска двигателя, состоит из таких деталей:
Внешний вид элементов системы зажигания одной из моделей бензопил от бренда «Штиль» показан на следующей фотографии.
Магнето – это электрогенератор переменного тока, подающий напряжение на свечу. Он может быть двух типов:
Схематически системы зажигания с бесконтактным и контактным типами магнето представлены далее.
Магнето любого типа включает в себя такие детали:
В состав электронного блока обычно включены диоды, сопротивления различной величины, тиристоры, конденсаторы. Схема соединений зависит от модели пилы.
Зажигание работает по следующему принципу:
Зажигание первоначально отрегулировано так, что искрообразование происходит тогда, когда поршень двигателя не достигает верхней своей мертвой точки примерно на 3-4 мм. Если ориентироваться по окружности движения коленвала, то это соответствует углу 28 градусов.
Свеча состоит из таких частей:
По состоянию свечи можно зрительно диагностировать неисправности зажигательной системы.
Таким образом, благодаря наличию зажигания возгорается топливная смесь, что обеспечивает переход мотора в рабочее состояние. Периодически система нуждается в регулировке, которую несложно проводить самостоятельно.
Карбюраторный узел
Карбюратор требуется для непрерывного функционирования ДВС. Он состоит из таких конструктивных элементов:
В корпусе карбюратора установлена заслонка, которая регулирует подачу атмосферного воздуха, импульсный канал, диффузор, входной штуцер, два винта (холостого хода и главный). Очень часто производители бензопил оснащают свою продукцию карбюратором от распространенных в продаже брендов.
Большинство моделей бензопил оснащены идентичными (по своей конструкции) карбюраторами. Схематически их устройство продемонстрировано на фото далее. Только редкие дешевые модификации китайского производства могут отличаться отсутствием в карбюраторном узле ряда деталей.
Чтобы правильно выполнять регулировку карбюратора бензиновой пилы, следует разбираться в принципе его работы, заключающемся в следующем:
Используя заслонку, можно обогатить либо обеднить топливо воздухом, то есть отрегулировать интенсивность его поступления в соответствии с рабочими условиями. С помощью винтов настраивают обороты мотора. Скорость поступления бензина в диффузор из камеры настраивается жиклером. Поступающий воздух очищается фильтром, устанавливаемым над карбюратором.
Исправность карбюраторного узла определяет производительность бензопилы и работоспособность ее мотора.
Механизм сцепления
Сцепление на бензопилах центробежного типа. Оно срабатывает автоматически, когда скорость мотора достигнет необходимого количества оборотов.
Схематически работа центробежного сцепления изображена далее на фото, где цифрам соответствуют следующие элементы конструкции:
При небольших оборотах мотора накладки, которые могут двигаться радиально, пружинами подтягиваются к валу. В это время они не вращают барабан, соединенный с цепной звездочкой. Когда ДВС развивает ту скорость, при которой усилие со стороны пружин становится меньше действующей центробежной силы, фрикционные накладки приводят барабан в движение, прижимаясь к его внутренней поверхности. При этом звездочка, которая движет цепь, приходит во вращение. Она может располагаться у разных моделей бензиновых пил перед сцеплением либо сзади него.
Основным преимуществом центробежных муфт является то, что они проскальзывают, когда заклинит цепь, и мотор при этом не глохнет.
Топливная система
Устройство топливной системы представлено на схеме ниже.
Цифрам соответствуют такие элементы:
Бензин находится в баке, из которого он по шлангу поступает в карбюраторный узел. Простейшие варианты не предусматривают наличия насоса. Топливный фильтр находится на конце шланга, погружаемом в бензин. Внешний вид его изображен на нижеследующей фотографии.
При расходовании топлива в бачке образуется отрицательное давление из-за его заполнения атмосферным воздухом. Это приводит к тому, что прекращается поступление бензина в карбюраторный узел. Чтобы избежать данного явления, крышку бака оснащают сапуном: при его загрязнении инструмент глохнет.
Праймер на бензопиле делает процесс ее запуска легким. Карбюраторный отдел заполняется топливом заранее, что позволяет быстро запускать мотор, а также приводит к уменьшению действия на него нагрузки.
Система очистки воздуха
Чтобы получалась топливно-воздушная смесь надлежащего качества, необходим чистый газ. Наличие в воздухе примесей способно нарушить функционирование ДВС инструмента. Поэтому бензопилы оснащают для удаления загрязняющих частиц фильтрующей системой предварительной и тонкой очистки.
Предварительная фильтрация обычно выполняется при помощи сетчатого фильтра.
Во время работы при отрицательных температурах устанавливают также элемент, который задерживает снег. Но из-за него ухудшается подача воздуха, вызывая падение мощности эксплуатируемого агрегата.
Фильтры, предназначенные для тонкой очистки (фото далее), делают из капроновой сетки или поролона либо из похожих по характеристикам материалов.
Часть моделей пил имеют систему очистки поступающего воздуха центробежного типа. Ее устанавливают вместо предварительного фильтрующего элемента. Смысл функционирования такой очистки заключается в том, что маховиком закручивается поступающий воздушный поток. При этом загрязняющие частицы отбрасываются в сторону от патрубка, ведущего к фильтру.
Загрязнение фильтрующих элементов приводит к уменьшению объема атмосферного воздуха, поступающего внутрь карбюраторного узла. Это вызывает падение величины мощности мотора у пилы. Из-за данной причины фильтры, очищающие воздух от примесей, следует регулярно чистить промывкой либо простым продуванием. Подходящий метод определяется материалом, из которого они изготовлены.
Устройство стартера
Стартер бензопилы предназначен для запуска ее мотора, осуществляющегося за счет прокручивания коленвала. При этом топливно-воздушная смесь, которая находится в двигателе, сжимается поршнем. Искра вызывает ее воспламенение, в результате чего запускается ДВС.
Составными частями стартера являются:
При резком вытягивании рукоятки с тросиком барабан сцепляется с валом. Последний начинает прокручиваться. После отпускания ручки пружина обеспечивает ее возврат в первоначальное положение. Чтобы провернуть вал с такой скоростью, при которой произойдет запуск мотора, следует приложить определенные усилия: в большинстве случаев вытягивать рукоятку понадобится несколько раз.
Для того чтобы сделать процесс запуска двигателя более легким, на практике применяют, например, такие методы:
Для облегчения запуска в некоторых моделях стартеров предусмотрено наличие также и дополнительной пружины. Она вначале сжимается при выдергивании троса, а затем разжимается, раскручивая этим двигатель.
Устройство смазывающего механизма
Направляющая шина, как и цепь, выполнена из металла. Когда инструмент включается, цепь начинает вращаться с большой скоростью. В результате из-за трения происходит перегрев материала. Именно поэтому цепь во время работы рекомендуется охлаждать. Если этого не делать, то очень быстро произойдет ее износ и, как следствие, шина тоже выйдет из строя.
Чтобы этого не произошло, во всех моделях и типах бензопил (и электрических тоже) предусмотрены механизмы, отвечающие за смазку цепи. Такие устройства выполняют одновременно сразу несколько задач. Во-первых, они осуществляют охлаждение материала цепи при работе. Во-вторых, позволяют максимально снизить негативное воздействие трения цепи об направляющую шину.
В качестве механизма, отвечающего за смазку цепи в бензопиле, выступает масляный насос. Включать его отдельно нет необходимости – работа производится в автоматическом режиме. Когда включается двигатель инструмента, масло начинает подаваться на цепь. При этом частота подачи смазки зависит от скорости работы устройства. Сам насос называется плунжерным или поршневым.
Чтобы понять принцип действия масляного насоса, необходимо детально изучить его основные узлы.
Масляный насос бензопилы
В целом действие плунжера выглядит так.
Плунжер масляного насоса бензопилы
Принципиальная схема действия масляного насоса предельно проста, и именно благодаря этому стоимость бензопилы остается на достаточно низком уровне. При этом практически всегда деталь можно отремонтировать, за исключением случая, когда волнообразная стенка изнашивается. В таком случае узел рекомендуется заменить на новый.
В некоторых моделях для того чтобы самостоятельно настроить подачу масла, конструкция масляного насоса предусматривает наличие регулировочного винта. Если же деталь вышла из строя, то работать испорченным инструментом запрещено. Проверить исправность насоса довольно просто. Достаточно положить чистый лист бумаги рядом с шиной, запустить бензопилу и пару раз погазовать. Если механизм находится в рабочем состоянии, то на бумаге появятся масляные пятна.
Тормоз цепи
По способу действия тормоза бывают двух разновидностей:
Тормоза инерционного типа срабатывают гораздо быстрее контактных аналогов.
Перед началом использования бензопилы в целях безопасности следует каждый раз проверять работоспособность цепного тормоза. Если он не срабатывает, то инструментом пользоваться не стоит до устранения данной неисправности.
Устройство механизма натяжения цепи
Натяжитель цепи представляет собой очень простую конструкцию независимо от модели инструмента. Он состоит только из штифта и регулировочного винта. Винт натягивается или ослабляется с помощью отвертки или гаечного ключа. С его помощью штифт передвигается в специальном пазу бензопилы. При этом вместе с перемещением штифта производится натяжение цепи.
Некоторые современные модели имеют бесключевой механизм натяжения цепи
Расположение регулировочного винта, как правило, зависит от конкретной модели устройства. Он может располагаться сбоку, снизу или сзади рабочего блока.
Не рекомендуется пренебрегать настройкой натяжения. Делать это лучше всего каждый раз перед началом работы.
Если выполнять работу с ослабленной цепью, то она может соскочить с пазов и нанести травму пользующемуся бензопилой человеку. Однако это не значит, что необходимо очень сильно натягивать цепь. Если ее слишком перетянуть, то есть большая вероятность, что работать она будет под предельной нагрузкой, в результате чего может произойти обрыв. Это чревато получением серьезной травмы.
Общий принцип работы бензопилы любой модели простой: запущенный двигатель приводит во вращение цепь, которой распиливают древесину. Функционирование инструмента зависит от состояния отдельных его деталей, качества топливной смеси, степени очистки поступающего воздуха. Чтобы используемое оборудование прослужило максимально долгий срок, необходимо организовать постоянное техобслуживание, опираясь при этом на содержащиеся в эксплуатационной инструкции указания.