Для чего строители храма заложили в стены глиняные горшки
Девять тайн собора Василия Блаженного
Кружевной, ажурный с разноцветными куполами собор Василия Блаженного на Красной площади Москвы давно стал визитной карточкой не только столицы, но и всей России. Но мало кто знает хотя бы одну его тайну. Пришедшие в начале июня в Центральный дом художника на Крымском валу дети не только узнали сразу 9 тайн собора, но и приняли участие в его постройке. Точнее, в возведении уменьшенной в 50 раз его копии.
А помогли детям разгадать тайны сотрудники филиала Государственного исторического музея «Покровский собор». Усваивать новые знания ребятам в игровой форме помогает кукла мастера Мирослава, надетая на руку ведущей. Он будет посредником между детьми и зодчими Бармой и Постником, которые в 1555 году заложили собор на Красной площади.
Строительство любого здания начинается с фундамента. Покровский собор стоит на песчаном грунте крутого спуска в Москве-реке. Заложить глубокий фундамент в таком рыхлом и влажном грунте было невозможно. Фундамент собора — всего 1,5-2 метра глубиной. На чем же стоит собор, бывший в XVI веке самым высоким (64 метра) зданием не только в Москве, но и одним из высочайших в Европе?
И это первая тайна собора. Опорой для массивной конструкции собора служит подклет. В русском языке, поясняет ведущая детям, слово «клеть» означало дом. Следовательно, подклет – это то, что находится под домом. А подклет Покровского собора внушительный, высотой 6 метров. Толщина стен подклета достигает 3 метров. К тому же все помещения подклета перекрыты мощными сводами. Они и держат весь собор на своих могучих перекрытиях.
На подклет ставятся восьмерики: восьмигранники основ будущих глав собора. Они напоминают пчелиные соты и отличаются большой прочностью. Наши предки строили на века. Сложен подклет из белого камня – известняка. Он хорошо впитывает влагу, что позволяет зданию не бояться подтопления.
Свежее дыхание собора
Собор, как живое существо. Он дышит. Это второе чудо. В стенах собора проделаны специальные отверстия — продухи, по которым циркулирует воздух, вынося снизу здания испарившуюся влагу.
Как были устроены продухи, каждый ребенок может посмотреть не только на рисунках, но и на действующей модели. Открыть заслонку, помахать специальной картонкой у входного отверстия продуха и посмотреть, какой результат производит движение воздуха на выходе.
Впрочем, дышит не только весь собор, но и каждый кирпич. Кирпич – дышащий материал, имеющий поры, впитывающий и отдающий тепло и влагу. И это третья тайна собора, которую разгадывают дети.
Воздушный макет Покровского собора на Рву
Трудно поверить, но такое сложное сооружение, как Покровский собор построено без единого чертежа. И это еще одно маленькое чудо. Строители здания создавали его макет из жердей. Современным детям предлагается использовать для построения макета их копии собора тонкие деревянные лучины и пластилин, их скрепляющий.
Тем временем строители большого макета в ЦДХ уже установили четыре церкви по сторонам света и четыре по диагонали. Вместе с центральным храмом их теперь 9. Также дети узнали секреты дополнительной прочности и красоты возведенной ими конструкции, которую придают барабаны церквей и кокошники – которыми обтянуты барабаны.
Для разгадки пятой тайны зрение не поможет. Ее проще всего прочувствовать руками и открыть кончиками пальцев. Для этого можно подойти к кубу, прикрытому материей, и просунуть внутрь руки. Внутри куба – еще одна модель Покровского собора.
Каждое здание имеет лицевую часть здания – фасад. Попробуйте найти на ощупь фасад собора. У детей, да и у взрослых тоже, это не получается. Почему? Да потому, что у собора лицо везде. Он предназначен для кругового обзора. Именно это и проще всего почувствовать, ощупав макет пальцами.
Секрет глиняного горшка
Про продухи в стенах здания дети уже узнали. А вот как объяснить уникальную акустику собора? А она объясняется не только формой самого строения, но и глиняными горшками. Да, да —обычными глиняными горшками. Удавалось ли вам когда-нибудь что-либо крикнуть в круглый глиняный горшочек, а потом слушать, как звук переливается в горшочке?
Вот такие горшки и вмонтированы в стены собора для создания хорошего звучания внутри здания. А называются они специальным словом – голосники.
Собор Покрова Божьей матери на Рву – одно из немногих строений, которое покрыто росписью с самого низа и до самого верха. Это седьмая его тайна, которую отгадывают дети. Каждый ребенок может скопировать орнамент росписи и попробовать раскрасить его по своему вкусу.
Следующая тайна – это возведение арок в соборе. И здесь уже понадобятся настоящие кирпичи. На этом этапе дети собирают из настоящих кирпичей не падающую лесенку и свод. Но в западной части собора Василия Блаженного – плоское кирпичное перекрытие. Как удалось выложить такое?
Тайна в самих кирпичах. В них проделаны круглые отверстия. В эти отверстия вставляется металлическая скрепка, накрепко связывающая два соседних кирпича. Такая конструкция надежно образует горизонтальную поверхность над пролетом.
С кирпичами, точнее с их кладкой, связана и последняя девятая тайна собора. Купол в центральной церкви собора держится на выложенных по спирали кирпичах.
Вот и всё. К макету собора прилаживаются купола, пристраивается колокольня и боковой храм Василия Блаженного, который и даёт второе название Покровскому собору. Теперь можно посчитать все главки собора. Их оказывается 11.
Строительство макета собора заняло минут 15. А древним строителям понадобилось на возведение собора целых 6 лет. Еще минут 15-20 займет у детей знакомство со всеми его тайнами. Впрочем, если кто-то хочет продолжить строительство воздушного макета или раскраску орнаментов, то здесь этому будут только рады.
А еще детям предлагается самим стать главами собора и встать вместе на площадке. Так им проще почувствовать, что собор – это символ разных народов и национальностей, объединившихся вместе в одном государстве.
Кстати, собор Василия Блаженного – один из кандидатов на победу в конкурсе чудес России 10.russia.ru.
Программа «Строим Покровский вместе» — один из победителей конкурсов Благотворительного фонда Владимира Потанина «Меняющийся музей в меняющемся мире», представленных на выставке в ЦДХ.
«Виштынецкие сокровища гномов» предлагает найти музейные работники из Калининграда. Они дают возможность детям отследить путь превращения обычного камня, который лежит под ногами, в настоящее сокровище. Ребенок может взвесить найти, доставить в лабораторию на транспортере, взвесить и определить возраст каждого образца. А в награду за проделанный труд получить карту Московского метро с рекомендациями гномов для увлекательного «геолого-палеонтологического» путешествия.
Проходила выставка «Музейного гида» в ЦДХ под лозунгом – «За знаниями в музей. Музей – пространство идей!». Информационными спонсорами выставки стали телеканал «Россия К», «Радио России» и «Радио Культура».
Для чего строители храма заложили в стены глиняные горшки
Голосники в древнерусском зодчестве — это глиняные горшки, вделанные в верхние части стен внутри древнерусских церквей и открывающиеся в храм своими круглыми отверстиями. Голосники, устраивавшиеся с целью усиления акустики здания, встречаются на русской почве с древнейшего времени (”София Новгородская” и другие) и перешли, вероятно, из византийской архитектуры. Особенное обилие голосников наблюдается в псковских церквях 15—16 веков, где ими подчас заняты сплошь полукруглые верхние части стен под сводами ветвей креста.
Иногда отверстия голосников образуют орнаментальную композицию. Не исключена возможность конструктивного происхождения голосников от сосудов, из которых в византийском зодчество иногда выкладывались своды — для облегчения их тяжести. Об этом свидетельствуют голосники, встречающиеся в парусах древнейших русских церквей. источник: http://www.rem-stroim.ru/?p=7149
Раппопорт П.А. Строительное производство Древней Руси (X-XIII вв.),
Наука, СПб, 1994 (стр.51-53)
ГОЛОСНИКИ
Среди строительных материалов Древней Руси заметное место занимали керамические сосуды: их использовали в кладке верхних частей здания, и в первую очередь при устройстве сводов. Широкое распространение этого приема в византийском зодчестве уже давно отмечено исследователями. 123) Хорошим примером может служить конструкция куполов комплекса дворца Мангана в Константинополе (IX-XII вв.), где пазухи сводов были заполнены амфорами, уложенными без раствора. 124)
Такие же сосуды, уложенные на растворе, заполняли пазухи сводов под хорами в Успенском соборе того же монастыря. 132) С другой стороны, при раскопках церкви на усадьбе Художественного института в Киеве заметно преобладали обломки амфор. 133) В Спасской церкви Переяславля были найдены только одни амфоры. 134) Выбор типа голосников, вероятно, определялся наличием или отсутствием тех или иных сосудов. Но вполне возможно, что при этом учитывали еще и то, в какой конструкции данные голосники размещались. Так, в Успенском соборе Киево-Печерского монастыря, где в пазухах сводов и в верхней части стен применялись сосуды местного производства, в парусах были заложены амфоры. 135) При раскопках собора на Протоке в Смоленске удалось установить, что в сводах центральной части здания преобладали амфоры, тогда как сосуды местного производства использовались в основном в боковых частях. 136)
Сосуды местного производства в разных строительных центрах Руси заметно различались как по форме, так и по тесту (рис. 43). В Смоленске, например, это были горшки, имевшие коричневато-серое тесто с примесью дресвы. Наружная поверхность их обычно пятнистая, «обварная». Голосники гродненских памятников тоже исполнены в спирально-ленточной технике без заглаживания внутренней поверхности, однако тесто здесь желтое или красное, а наружная поверхность покрыта довольно густым параллельно-линейным рисунком; на плечиках порой протянута полоска волнистого орнамента. В большинстве случаев сосуды-голосники имели вытянутое горло, чаще- прямое, но иногда с профилировкой. На днищах голосников встречаются знаки. В новгородских памятниках отмечено, что часто в кладке применяли обычные горшки, а не специально изготовленные для данной цели. Поэтому венчик новгородских голосников невысокий, как у обычных горшков. 137)
Примечания
123) Choisy A. L’art de batir cher les byzantins. Paris, 1883. P. 72.
124) Demangel R., Mamboury E. Le quartier des Manganes et la premier region de Constantinople. Paris, 1939. P. 46.
125) В.В. Стасов отмечал, что горшки применялись как для облегчения веса сводов, так и для улучшения звука (см.: Стасов В.В. Голосники в древних новгородских и псковских церквах // Изв. Археол. о-ва. СПб., 1861. Т. 3. С. 126; см. также: Полянский С. Новые соображения о так называемых голосниках в древних церквах // Вести. О-ва древнерусского искусства. М., 1874-1876. № 1-12; 1876. Отд. IV. С. 87). Об этом же писала В.Е. Гезе (см.: Гезе В.Е. Заметки о некоторых киевских древностях // ЗРАО. 1901. Т.12, вып. 1-1. С.193).
126) Уже Витрувий писал о медных сосудах, улучшавших акустику (см.: Витрувий. Указ. соч. С. 100).
127) Drocoun D. L’acoustique au Moyen Age // Archeologia. 1971. N 40. P. 29.
128) Воронин Н.Н. Зодчество Северо-Восточной Руси. Т. 1. C. 30.
129) Воронин Н.Н. Древнее Гродно. М., 1954. С. 98; см. также описание этих голосников в ст. «Коложская церковь» (Памятная книжка Гродненской губернии на 1866 г. Гродно, 1866. С. 30-32).
130) Воронин Н.Н. Древнее Гродно. С. 98.
131) Лашкарев П.А. Церковно-археологические очерки. Киев, 1898. С. 215.
132) Гезе В.Е. Указ. соч. // ЗРАО. 1901. Т. 12, вып. 1—2. С. 191.
133) Каргер М.К. Древний Киев. Т. 1. С. 426.
134) Каргер М.К. Раскопки в Переяславе-Хмельницком в 1952—1953 гг. // СА. 1954. Т. 20. С. 16.
135) Холостенко Н.В. Памятник XI в. — собор Печерского монастыря // Строительство и архитектура (Киев). 1972. № 1. С. 32.
136) Воронин Н.Н., Раппопорт П.А. Указ. соч. С. 322.
137) Покрышкин Н.П. Отчет о капитальном ремонте Спасо-Нередицкой церкви в 1903 и 1904 гг. СПб., 1906. С. 27. Табл. XXIV
Кувшины-голосники как элементы церковной акустики
Звук в храме
(Е.Юсупова, //»Вода Живая»)
В церкви все немного не так, как в других местах: другой свет, запахи, иная одежда, поведение людей. Это то, что заметно с первого взгляда. Но есть и более глубоко спрятанные «странности». К их числу, например, относится акустика, которая во многом отличается от условий концертных залов.
Мы привыкли восхищаться акустикой больших соборов, под сводами которых пение хора звучит особенно объемно, таинственно… Но вот парадокс: «академические» музыканты, которым время от времени приходится играть в соборах (практика, принятая больше на Западе, но иногда встречающаяся и в России) не всегда разделяют это мнение.
Однажды знакомая скрипачка, выступавшая в католическом храме, поделилась впечатлением. По ее словам, играть было сложно: «Звуки длились слишком долго, сталкивались друг с другом, ни один не начинался из тишины». Может быть, ей просто не удалось найти правильную точку в зале (опытные музыканты знают, что каждое помещение имеет такое место, откуда играется лучше всего), но все равно условия исполнения музыки в церкви нельзя сравнивать с акустикой концертных залов — перестраиваться придется всегда.
В чем тут дело? Может, «церковная» акустика принципиально подходит только для исполнения духовных песнопений без сопровождения инструментов? Не совсем так. Ведь в католических храмах на службе часто звучит орган, а многие духовные произведения известных композиторов (например, кантаты и пассионы И. С.?Баха) написаны для достаточно большого инструментального состава. Давайте разберемся по порядку.
Реверберация или попросту эхо
Главное, что смутило мою знакомую, — долгое время звучания каждой ноты. В таких условиях звуки сливаются друг с другом и создают хаос. Однако то, что помешало скрипачке внятно исполнить произведение, на самом деле является продуманным свойством храмовой акустики.
Это свойство связано с более длительным, чем в концертных залах, временем реверберации. Под реверберацией понимается процесс постепенного уменьшения интенсивности звучания после прекращения звучания его источника. На слух она воспринимается как гулкость зала или гуляющее по помещению эхо.
Реверберация возникает в результате отражения звука от стен и измеряется временем слышимости эха после прекращения звучания. В концертных залах время реверберации, как правило, колеблется от одной до двух секунд. На стадионах она практически отсутствует, но поскольку там часто используются громкоговорители, может возникать искусственное эхо. В церкви длительность реверберации может достигать семи секунд. Именно поэтому скрипачке было сложно играть: она привыкла, что звук затухает почти сразу после того, как смычок отрывается от фструны, а он все длился и длился…
Для чего это сделано? Во?первых, такое время реверберации создает особые условия для звучания человеческого голоса. Чем дольше реверберация, тем легче петь. Эхо придает голосу «сочность», наполненность звучания, а без него певцу петь очень сложно: голос звучит механично и отрывисто.
Стены как музыкальный инструмент
Однако этим значение реверберации в храме не исчерпывается. Вспомните, как в больших соборах (особенно пустых) отдается эхом каждый шаг или случайный стук. Когда же вступает хор, его звучание начинает витать под сводами, отражаясь от купола и стен, наполняя пространство наложениями и отголосками. В концертном зале такого не услышишь: эхо там минимальное, ровно такой продолжительности, чтобы звучание не казалось слишком сухим.
Храмовое эхо придает звучанию оригинальность и особый колорит. Может быть, оно имеет и некий психологический эффект: благодаря эху создается впечатление большого воздушного пространства — микрокосма со своими звуковыми законами, отграниченного от внешнего мира и объединяющего молящихся.
Сами стены, принимая участие в формировании звучания, становятся в храме музыкальным инструментом. Интересно, что их роль не всегда сводится к отражению звука. В древности в стены церквей вмуровывали специальные голосники — особой формы пустотелые глиняные сосуды. Эти голосники играли роль резонаторов Гельмгольца, усиливая отдельные звуковые частоты спектра певческого голоса. Внешне голосники выглядят, как отверстия в верхней части храма, и часто создают особый декоративный эффект.
Традиция использования голосни-ков?резонаторов в русских храмах, по-видимому, пришла из Греции вместе с христианством. Голосники активно использовались еще в античных театрах под открытым небом, благодаря им все звуки, исходящие от сцены, были прекрасно слышны зрителям. В таких театрах число голосников иногда достигало тысячи, а располагались они под сиденьями.
Судя по найденным при раскопках обломкам, сосуды-голосники были применены уже в древнейшей постройке Киева — Десятинной церкви. В дальнейшем они использовались во всех памятниках зодчества Киевской Руси, они есть, например, и в Исаакиевском соборе нашего города. Голосники расположены во внутреннем куполе собора и позволяют слышать каждый звук, изданный под ним, на расстоянии 20 метров.
Кроме стен, большое влияние на распространение звука в храме оказывает сам купол. Благодаря своей форме он способен собирать рассеянные в зале звуковые волны, концентрировать их и отражать вниз. В некоторых храмах купол даже создает впечатление, что пение хора изливается на прихожан сверху вниз, как бы из горнего мира.
Еще у этой части храма есть способность влиять на восприятие тембра голоса. Высокий и широкий купол, как правило, усиливает низкие частоты, поэтому голоса диаконов и священников звучат особенно насыщенно.
В ногу со временем
Как же быть с исполнением светской музыки в храмах? Во многих церквях Европы созданы концертные залы с прекрасными акустическими условиями, а в России такой обычай не прижился. Правда, в Москве, в Зале церковных соборов храма Христа Спасителя, наряду с официальными церковными мероприятиями проходят концерты духовной и светской музыки. Известен как концертная площадка и Смольный собор в Петербурге. Не стоит забывать, что, несмотря на общие закономерности «церковной акустики», каждый храм индивидуален, часто то, что невозможно исполнить в одном соборе, будет прекрасно звучать в другом.
Достижения современной науки важны не только при анализе акустики, сейчас они используются и для улучшения акустических свойств храмовых помещений. Например, в храме Христа Спасителя используется современная аппаратура. Такое же решение после длительных колебаний было принято в отношении Исаакиевского собора. Современные акустические системы, выполненные в итальянском мраморе и структурированной латуни, вмонтированы в стены собора и почти не заметны на взгляд. Зато акустика собора стала еще лучше.
Храм Василия Блаженного
Это на самом деле храм Василия Блаженного?
Этот храм официально называется «Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву», или попросту Покровский собор. Почему «на Рву»? Потому что этот ров действительно существовал и был назван Алевизовым по имени строившего его архитектора Алевиза Фрязина. Ров был весьма впечатляющим и достигал глубины 13 метров. В наши дни этого рва больше нет. Но, разумеется, всем он известен как «Храм Василия Блаженного».
Ну и почему это «Храм Василия Блаженного»?
В стародавние времена на Руси очень уважали юродивых. Московский блаженный по имени Василий был особо любим москвичами за свой незлобивый нрав. Кроме того, говорят он имел дар предвидения и не отказывал людям в ответе. И к нему шли люди с вопросами, конечно такой дар в народе быстро стал известен. До самого царя рассказы дошли. После смерти его похоронили у стен строящегося собора. Сын Ивана Грозного – Федор Иоаннович – канонизировал Василия блаженного в 1586 году и через два года над могилой блаженного Василия был пристроен придел. Только этот придел был достаточно просторным и отапливался в зимнее время. Поэтому народ предпочитал службы именно в этом приделе, говоря: «Пойдем к Василию блаженному». Так название одного придела стало народным и закрепилось за всем храмом.
Признано, что мощи Василия Блаженного чудотворны
Юродивый Василий Блаженный проповедовал на улицах Москвы милосердие и помощь близким. В жару и страшный холод ходил почти обнаженный, а в знак покаяния и как симол покаяния и приношения себя в жертву ради Христа, носил тяжелые вериги. Так как, что он обладал даром ясновидения, люди слушали его. Он даже предсказал Великий московский пожар 1547 года. Неоднократные случаи исцеления прихожан наблюдались над могилой Василия Блаженного. Случаи исцеления продолжаются и в наши дни. Рака с мощами Василия Блаженного бережно хранится в храме.
Правда ли, что Иван Грозный выколол глаза строителям храма?
Ученые до сих пор не сошлись во мнении, кто же строил храм? Официально считается, что зодчими были два человека: Плотник Яковлев и Барма. Но даже это оспаривается. Говорят, что архитектор был только один: Иван Яковлевич Барма, прозванный в народе – Плотник. По легенде, царь Иван Грозный приказал ослепить обоих зодчих, чтобы они не смогли повторить или даже превзойти свой шедевр. Однако, это не более, чем миф, хоть и красивый. Согласно летописям, Иван Барма упоминается и при строительстве других соборов.
Хотел ли Наполеон перенести храм в Париж?
Василий Блаженный спас свой храм. Но Наполеон все равно унес из храма все, что смог унести. Прихожане храма после ухода Наполеона не только восстановили украденное и разрушенное, но и обнесли храм со стороны реки чугунной оградой, отлитой по проекту известного архитектора О. Бове. Стало даже красивей.
Собор и Сталин
Храм пережил тяжелые времена Октябрьской революции, но был на волосок от сноса после революции. Настоятель собора Иоанн Восторгов был расстрелян в 1918 году. В 1921 году из храма вывезли всё ценное, а само здание передали Историческому музею. В 1929 году богослужения в нём запретили, и он был превращен в музей. Так многие уникальные храмы по всей стране стали складами или планетариями.
В 1930-е годы рьяный соратник Сталина Яков Каганович, ответственный за реконструкцию Москвы, предложил Сталину освободить Красную площадь от лишних строений, в том числе снести Храм Василия Блаженного. Он принес вождю макет Красной площади и затем убрал с него собор. Коганович объяснил, что собор мешает проведению парадов. Говорят, что Сталин в ответ произнес фразу: «Лазарь, поставь на место!»
Более вероятно, что храм спас известный московский реставратор Пётр Барановский. Он посылал Сталину нескончаемые телеграммы с просьбой сохранить храм. Барановского даже пригласили в Кремль на заседание ЦК ВКП(б) по этому вопросу. Говорят, что Пётр Барановский даже встал на колени, умоляя не разрушать храм. Такое яркое выражение чувств, якобы, подействовало. Храм нас радует и сегодня.
А действует ли собор в наши дни или это только музей?
Историко-архитектурный музей открыли в соборе в далеком 1923 году. Даже тогда, в советское время, богослужения в соборе все равно проходили, но только до 1929года. Затем война с религией победила. Но в 1991 году богослужения в храме возобновились по воскресеньям, а еще, разумеется, 15 августа, в день памяти Василия Блаженного. И, конечно, в день Покрова Пресвятой Богородицы, которую считают покровительницей храма.
Как всё начиналось?
Царь Иван IV Грозный в середине XVI века приказал построить на Красной площади рядом со Спасскими воротами храм. Этот храм он посвятил своей победе над Казанским ханством, в знак благодарности.
По официальной версии Святитель Московский митрополит Макарий предложил основную композицию храма. Версий о том, каким должен был быть изначально храм много, но главное, что в результате получилось: 8 церквей вокруг центральной Покровской церкви.
Сам храм был построен из кирпича, очень необычного на тот момент материала. Фундамент и цоколь был построен из белого камня.
Здание строилось на песчаном влажном грунте. Из-за этого нельзя было сделать глубокий фундамент. Поэтому было решено, что массивный храм будет опираться на состоящий из нескольких помещений подклет. Нижний этаж имеет в высоту шесть метров и ширину стен три метра.
Белый камень фундамента – это белый известняк. Он хорошо впитывает влагу, что хорошо в случае подтопления.
Вся основа здания напоминает пчелиные соты и поэтому имеет повышенную прочность. На подклетах установлены восьмиугольные основы, на которых построены церкви.
Наши предки были довольно сообразительными. Чтобы акустика в соборе была хорошей, в стены заложили глиняные горшки голосники горловинами внутрь помещений. Кроме того, это облегчило давление на несущие стены храма.
Глядя на собор сверху видно, что 8 церквей, окружающие центральную, создают четкую геометрическую фигуру – Вифлеемскую звезду, символ Пресвятой Богородицы.
Интересно, что из-за этого у собора нет одного главного фасада: все фасады выглядят основными. Собор имеет высоту более 60 метров и неудивительно, что долгие годы он был самым высоким зданием Москвы.
Новый собор построили очень быстро – всего за шесть лет (1555-1561). Митрополит Макарий освятил собор 12 июля (29 июня по старому стилю) 1561 года. Кроме того, каждая церковь получила своё отдельное посвящение.
Интересно, что первоначально, сразу после окончания строительства, собор не был таким цветным и легко узнаваемым. Он был расписан в технике фрески под кирпичную кладку с периодически вставленными цветными изразцами. И лишь в XVIII веке, когда императрица Екатерина II выделила деньги на ремонт храма, он приобрел современное разноцветие в росписях и куполах.
Центральная церковь
Центральная церковь посвящена в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы. Это самая высокая церковь храма — её высота составляет 47,5 м.
Стоящий в настоящее время в церкви иконостас был пененесен сюда из кремлевской церкви Черниговских чудотворцев, разобранной в 1770 году. Украшенный позолоченными литыми прокладками, каркас иконостава изготовлен из делева.
Стены справа от иконостаса стены украшены сюжетной живописью XIX века.
Восточная церковь
Восточная церковь была освящена во имя Святой Живоначальной Троицы.
Церковь отличает необычная низкая высота царских врат и три ряда икон над ними, образующие три канонических чина.
Юго-восточная церковь
Её освятили во имя новгородского святого, преподобного Александра Свирского. Это одна из четырех малых церквей, высота её 15 метров, а площадь – всего 12,32 кв. метра.
Юго-западная церковь
Освящена во имя новгородского святого, преподобного Варлаама Хутынского. Особенностью церкви является апсида неправильной формы, из-за чего царские врата смещены вправо.
Западная церковь
Эта церковь освящена в честь праздника Входа Господня в Иерусалим. Представляет собой восьмигранный двухъярусный столп.
Интересно, что до сих пор в церкви сохранены следы от осколков снаряда, попавшего в неё во время обстрела Кремля в ноябре 1917 года.
Северо-западная церковь собора
Освящена во имя святителя Григория, просветителя Великой Армении. В этой церкви царские врата смещены влево из-за нарушения внутреннего пространства, связанного с необходимостью иметь проход между этой церковью и центральной – Покрова Богородицы.
Что интересно, на куполе придела установлен не крест Армянской Апостольской Церкви, а провославный.
Северная церковь собора
Она имеет необычное для русских храмов посвящение во имя христианских мучеников Киприана и Иустины.
В 1780-х годах в церкви появилась масляная роспись. На стенах представлены сцены жития святых: в нижнем ярусе — Адриана и Наталии, в верхнем — Киприана и Иустины.
Южная церковь
Освящена во имя Великорецкого образа Николая Чудотворца. Одна из больших и имеет высоту 28 метров.
Северо-восточная церковь собора
Церковь освящена во имя трёх Патриархов Константинопольских: Александра, Иоанна и Павла Нового. Является одной из малых церквей собора и имеет высоту 14,9 метров.
В пятиярусном иконостасе сочетаются барочные и классические.
Придел Василия Блаженного
Придел был пристроен к собору в 1588 году над могилой святого Василия Блаженного уже после его канонизации. Чтобы об этом не забыли, на стене даже есть об этом запись.
Галереи и крыльца
Центральную церковь Покрова Богородицы окружает внешняя обходная галерея, проходящая по периметру всех церквей храма. Первоначально храм окрежали деревянные галерем-гульбища, но во время реставрации храма в 1680 году они были заменены на кирпичные.
Галерея в конце XVII века была расписана растительным орнаментом.
Тайны, купола и клады
Первоначально храм Василия Блаженного венчали 25 золоченых куполов. Они символизировали Господа и старцев у его трона. Сегодня мы можем любоваться только 10 куполами. Каждый из них отличается своей отделкой и расцветкой. Так что все строение и каждый отдельный фрагмент уникален.
В 30-ые годы прошлого века во время реставрационных работ был обнаружен потайной ход в подклет. О том, что существует лестница из церкви в подклет никто и не догадывался. Все было замуровано. Считается, что в тайниках нижнего этажа богатые горожане хранили свои ценности и даже, что там же хранилась царская казна. Поговаривают, что и сегодня под храмом сохранились тайные комнаты. И всегда находятся смельчаки и охотники за кладами, но что они найдут мы можем и не узнать, может казну Ивана Грозного?
Сейчас в подклете экспонируются некоторые иконы.
Храм много раз горел, перестраивался, но всегда возвращался к жизни. Еще более красивым. Не случайно, что в 1990 году организация ЮНЕСКО внесла храм Василия Блаженного в список мирового культурного наследия.