Для чего строить города в сибири

Новые города в Сибири: кто их будет строить, и кто там будет жить

Политолог Роман Алехин подробно объясняет слабости этого неожиданного на первый взгляд предложения Шойгу:

В нашей стране, где имидж факта, важнее самого факта, то есть власти стремятся казаться, а не быть, имперскость, свойственная русским людям, в том числе в связи с высоким уровнем внутригрупповой агрессии, что приводит к стремлению увеличивать территории, натыкается на власть, которая очень хочет показать себя империей и внутри страны, и за её пределами, но не умеет ей (империей) управлять.

Сейчас же продолжается захват сладких кусков, но нет освоения даже тех территорий, которые уже есть у страны.

Понятно, что Сибирь, с экстремальным для многих климатом, у нас пустая и ни каждый готов туда ездить отдыхать или переехать жить, но Крым не лучше освоен, чем земли за Уралом. Полуостров вошел в состав России 7 лет назад, на него тратятся огромные средства, а в этом году из-за перегруза имеющихся курортов пришлось властям открывать Египет и враждебную Турцию, понимая, что на имеющихся пляжах не может быть и речи о социальной дистанции и даже элементарных мерах безопасности во время пандемии. При этом, если посмотреть на побережье Крыма, то мы поймем, что освоено, то есть созданы условия для туризма, не более 30%.

И леса горят в таком масштабе именно из-за не освоенности территорий. Кстати, Шойгу, который задумался начать осваивать Сибирь, видимо, это понимает. Но уже не верится, что освоение территорий не превратится в освоение средств, потому что иных парадигм у сегодняшних чиновников не просматривается. Да и кем населять города, которые предлагает строить Шойгу и не просто вопрос в наличии русских людей, но и в том: как беднеющее население сможет обеспечить себя жильем в новом городе?

В комментарии к этому посту пишут:

«Верно заявляет Роман Алехин. Если взять в расчёт «советский опыт», то идея министра обороны Сергея Шойгу не кажется неординарной. В современной России нет карты регионального развития не заселённых территорий, при этом есть карта ежегодного «пожаротушения».

Переполненный мегаполис в диспропорции с умирающими региональными центрами ведёт к «сосредоточению» жизни вокруг Москвы. Очевидно, каждый федеральный округ должен иметь новую (новые) промышленно—экономические центры с окружной «начинкой». Пока что подобный центр есть в ПФО (Казань) и на Урале (Екатеринбург). Все остальное либо очень далеко (Владивосток ДФО), либо не развито (Ставрополь, Пятигорск — СКФО). Сибирь лишена такого центра. Ни Новосибирск, ни Омск не могут встать в один ряд с вышеупомянутыми успешными региональными центрами. Однако непонятно «кто будет строить?» и «кто будет жить?» в новообразованиях, о чем подмечает Алехин.

Генерал армии не из тех, кто говорит просто так. Возможно, дискуссия вокруг заявления Шойгу приведёт к новой идеи «промышленно—экономической однородности» на всей территории России. Инициатива Шойгу может оказаться двигателем «застоявшегося» прогресса…»

Журналист Павел Пряников по-своему развил критику Алехина. Он считает, что даже если построить эти города «с нуля» и заселить туда людей, будут ли они там жить? Пряников опровергает это предположение с помощью весьма показательных цифр:

«Сегодня и в будущем Сибирь и Дальний Восток – это территории, теряющие население. Что логично и не требует долгого объяснения: очень плохой климат и пр. тяжёлые условия (например, гнус), огромные расстояния, дороговизна, низкие зарплаты для такой местности.

Допустим, взялись за идею. Тогда специалисту для переезда надо платить раза в 2-2,5 выше (минимум), чем в Москве. Не в среднем по России, а в Москве. Вот есть у вас пищевой технолог или инженер-строитель. Предложили ему 100 тыс. в Москве и Якутске (Братске, Туруханске, Дудинке и т.п.). Что он выберет? Конечно, Москву. И даже при 150 тыс. в Якутске выберет Москву. При 200-250 тыс. призадумается, подсчитает.

Но если сейчас в Дудинке и даже Красноярске и Иркутске не платят в 2-2,5 раза больше, чем в Москве, то почему станут платить в городах Шойгу? Почему даже должна измениться психология правящего класса?

Другой вопрос – сама по себе задача строительства. Есть такой опыт? Нету. Справятся? Вряд ли. Да и не дадут экспортёры сырья загрузить Транссиб материалами для строительства. Придут к Шойгу и скажут: «Фельдмаршал, а как уголь и лес в Китай везти? Металл, пшеницу?» Транссиб и так сейчас на тоненького работает.

Да и что делать людям в 500-тысячном городе в Сибири? Тем более 3-5 городах? Это ж надо 30-40 новых крупных сырьевых предприятий с нуля завести для этого, типа заводов РУСАЛа, рудников Алросы, скважин Сургута и т.п.

А так сейчас надо не расширять жизненное пространство РФ, а сохранить бы то, что уже есть в Хинтерланде, т.е. ядре Московии. Уже и ближнее к Москве Нечерноземье умирает, зарастает мелколесьем. Если Шойгу некуда девать деньги и энергию – то вот может заняться Хинтерландом, хотя бы уличное освещение в городах сделать и заменить сгнившие автобусы и трамваи…»

Впрочем, Шойгу говорил не только о строительстве новых городов, но и создании новых научных центров в Сибири, и эта идея Пряникову понравилась куда больше первой:

«По плану Шойгу построить 3-5 новых больших городов в Сибири России не под силу. Но в его речи было упоминание и о новых «научных центрах» в сибирских городах. А вот это идея здравая.

Первый такой центр в Сибири сделали ещё в советское время – Академгородок в Новосибирске. Были ещё ряд закрытых городов (ЗАТО) – например, в Красноярском крае. И на этом всё закончилось.

Но на самом деле научные центры в Сибири и на Дальнем Востоке в крупных городах выстроить можно. В Иркутске, Якутске, Хабаровске. Научная база из вузов там есть. Есть неплохой опыт строительства первого этапа такого научного города в России – казанский Иннополис. Есть правовая база в виде «федеральных территорий», которая позволяет убыстрить процессы строительства и управления такими территориями (насколько понимаю, такой опыт прорабатывается в сочинском «Сириусе»).

Нужны ещё деньги, академические свободы и на первых порах – госзаказы (и заказы от крупных компаний). Университеты – это не только развитие территорий, но и способ удержать талантливую молодёжь (а также преподавателей), которая сейчас предпочитает реализовать себя или в Москве, или за границей. Далее вокруг университетов выстраивается постиндустриальных кластер и с другими услугами и вообще осмысленной средой. Вот если Шойгу в этом направлении будет работать (точнее, пробивать эту идею на самом верху) – она имеет перспективу…»

Источник

Что стоит за идеями построить в Сибири новые города

Недавнее заявление Сергея Шойгу о необходимости строительства в Сибири от 3 до 5 новых больших городов заставляет обратить на себя самое пристальное внимание. Все-таки говорит действующий министр обороны, в прошлом два десятилетия возглавлявший МЧС. Скажем прямо, не последний человек в стране, и он мечтает о «повторном освоении Сибири». Что же стоит за этим предложением, и стоит ли пожелать Сергею Кужугетовичу его исполнения?

Для чего строить города в сибири. Смотреть фото Для чего строить города в сибири. Смотреть картинку Для чего строить города в сибири. Картинка про Для чего строить города в сибири. Фото Для чего строить города в сибири

Стоит. Удивительно, но почему-то именно глава оборонного ведомства демонстрирует больше государственнического подхода к экономике, чем все так называемые «системные либералы» в правительстве вместе взятые. Россия – это гигантская страна, самая большая в мире по площади, но, увы, лишь меньшая ее часть хорошо освоена и пригодна к нормальному проживанию и ведению хозяйственной деятельности.

Большинство населения проживает в ее центральной и западной части, а в Сибири или на Дальнем Востоке можно неделями идти по лесу и не встретить никого, кроме голодного медведя, а то и тигра. При этом именно в восточной части России сосредоточены гигантские запасы природных ресурсов, которые не дают покоя нашим «иностранным партнерам».

В советский период решить эту проблему пытались за счет масштабного строительства транспортной инфраструктуры, Транссибирской и Байкало-Амурской магистралей, которые должны были соединить Центральную Россию с Сибирью и Дальним Востоком, обеспечив надежный выход к Тихому океану. Привлекать кадры для освоения новых пространств власти пытались разными способами: от повышенных зарплат до применения добровольно-принудительных методов.

После распада СССР ситуация, к сожалению, стремительно деградировала. С рабочими местами возникла напряженка, инфраструктура в небольших городках и населенных пунктах стала разваливаться. Трудоспособное население взяло в руки чемоданы и начало перебираться западнее, в крупные города, где обстановка была получше. Так уж сложилось, что в крупных агломерациях больше работы и выше общий уровень жизни. И эти центробежные процессы, продолжающиеся уже три десятка лет, представляют собой в перспективе реальную опасность для целостности нашей страны.

Через границу там, на Дальнем Востоке, рядышком находится перенаселенный Китай с его 1,5 миллиарда человек. В последнее время в СМИ и блогосфере пошла мода преуменьшать эту потенциальную угрозу, но, в целом, это весьма неразумный и недальновидный подход. Отметим, что о необходимости «возвращения в Сибирь» говорит не кто-то, а министр обороны РФ, причем уже не в первый раз, и масштаб проекта все время возрастает. В 2019 году Сергей Кужугетович рассказал о планах на 1-2 новых города:

Давайте попытаемся представить, о чем конкретно может идти речь. Министр сразу же оговорился, что ни о каком «переносе столицы в Сибирь» разговора вообще не идет, и это хороший признак, поскольку иначе идея выглядела бы как пустое прожектерство. Зато из предыдущих его заявлений можно примерно понять, что он имеет в виду. Сергей Шойгу еще 3 года назад говорил о проектах вроде Саяно-Шушенской ГЭС, Байкало-Амурской магистрали (БАМ) и Комсомольска-на-Амуре в качестве «якорных». Итак, некие точки отсчета у нас уже есть.

В настоящее время в России идет процесс модернизации и расширения пропускных возможностей двух стратегически важных железнодорожных магистралей – Транссибирской и Байкало-Амурской (БАМ). При текущей экономической модели эти две сухопутные транспортные артерии нужны для решения двух основных задач: транзита китайских товаров из Азии в Европу, а также для вывоза природных ресурсов в Поднебесную.

Но слова Сергея Кужугетовича заставляют несколько по-новому посмотреть на эти инфраструктурные проекты. Глава оборонного ведомства говорит о новых городах в Сибири именно как о крупных экономических, научно-производственных центрах и делает отсылку к нереализованным планам советского руководства. А это уже совсем интересно.

Давайте вспомним, что БАМ планировался в свое время не только как запасной маршрут на случай перекрытия Транссиба китайцами или японцами, но и как составная часть комплексного проекта по освоению природных ресурсов Сибири и Дальнего Востока.

Вдоль всей протяженности Байкало-Амурской магистрали предполагалось построить от 9 до 11 крупных территориально-промышленных комплексов. Они должны были стать «хребтом» для освоения малонаселенной, но богатой природными ресурсами территории. Из них реализовать получилось только Южно-Якутский каменноугольный бассейн. Что-то там пытались делать «Базовый элемент» Олега Дерипаски и «Металлоинвест» Алишера Усманова уже в наше время.

Итак, 3-5 новых города с населением от 300000 до 1000000 жителей, и где же они могут возникнуть? Логика подсказывает, что не в таежной чащобе, а где-то вдоль железнодорожной магистрали неподалеку от перспективных месторождений. На их основе могут быть созданы горно-обогатительные и металлургические комбинаты, что станут градообразующими предприятиями, вокруг которых и разрастутся новые населенные пункты.

Очень радует, что министр обороны говорит не столько о добыче природных ресурсов, сколько о научно-производственной деятельности, упомянув Комсомольск-на-Амуре. Там находятся, например, компания «Сухой» и корпорация «Иркут», а также АО «Дальэнергомаш» и «Амурский судостроительный». Приятный такой многозначительный намек на реиндустриализацию России. Возле крупных городов неизбежно появятся небольшие города-спутники, коттеджные поселки, аграрные предприятия, которые должны будут их кормить.

При разумной градостроительной политике, когда будут учтены все потребности местного населения в работе, отдыхе и самореализации, «ожерелье» из 3-5 новых больших городов вдоль нитки БАМ может стать новым этапом по освоению Сибири и Дальнего Востока и усилению там позиций нашей страны.

Источник

Сергей Шойгу — о новых городах в Сибири. Полная версия

Для чего строить города в сибири. Смотреть фото Для чего строить города в сибири. Смотреть картинку Для чего строить города в сибири. Картинка про Для чего строить города в сибири. Фото Для чего строить города в сибири

Почему вы связываете развитие Сибири со строительством новых городов? Целесообразно ли это в условиях оттока населения?

— Хочу сразу уточнить. На встрече с представителями научной общественности Сибирского отделения РАН я дословно сказал о назревшей необходимости строительства в Сибири трех-пяти научно-промышленных центров с населением от 300 тыс. до 1 млн человек. Именно научно-промышленных и экономических центров. Они как раз должны будут стать новыми полюсами притяжения как для населения всей России, так и для наших многочисленных соотечественников в странах СНГ и дальнем зарубежье.

Такие центры дадут мощный импульс развитию Сибирского региона и в конечном счете — устойчивому развитию российской экономики.

Речь идет не просто о строительстве в тайге новых населенных пунктов, а именно о развитии сибирских макрорегионов и всей страны.

В последнее десятилетие по поручению президента активно осваивается Северный Ледовитый океан — я сейчас говорю прежде всего о развитии Северного морского пути и инфраструктуры на северном побережье России, включая мощную систему безопасности.

В прошлом году президент утвердил Стратегию развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года. Этот документ определил основные задачи и цели органов власти. Многое касается и обеспечения национальной безопасности Арктики, чем Минобороны последовательно занимается уже не первый год.

Вспомните пророческую мысль Михаила Ломоносова: «Российское могущество прирастать будет Сибирью и Северным океаном. И достигнет до главных поселений европейских в Азии и в Америке». Я убежден, что Ломоносов неслучайно Сибирь и Северный Ледовитый океан написал через союз «и». Их следует развивать вместе, а не раздельно. И потому фокусирование на развитии Сибирского региона сегодня своевременно и обоснованно.

Такой подход позволяет решить одну из ключевых стратегических задач, поставленных президентом, — об уменьшении диспропорций в развитии западной и восточной части страны.

Осенью прошлого года правительство утвердило Национальную программу развития Дальнего Востока. Без включения в решение этой стратегической задачи программы развития Сибирского региона сделать это будет гораздо сложнее.

Зато эффект, который даст ускорение экономического развития Сибирского региона, безусловно, окажет сильное положительное влияние на выполнение уже реализуемых программ развития Дальнего Востока, Севера и всей нашей большой страны.

Просчитан ли экономический эффект развития агломераций?

— Начнем с того, что Сибирь — это географический центр самого крупного континента — Евразии. Через этот регион проходят ключевые транспортные пути страны: от Транссиба до транссибирских авиамаршрутов. Сибирь является ключевым связующим регионом между Арктикой, Дальним Востоком, Центральной Азией и европейской частью России.

Сегодня Сибирь является центром добычи нефти и газа. Здесь основные залежи природных ископаемых, драгоценных и редкоземельных металлов.

Экономический потенциал центральной части Сибири, где имеется оптимальное сочетание недр, водных, лесных ресурсов, энергетики, значительный научный и промышленный, транспортный потенциал, остается нераскрытым.

При этом на Сибирь приходится более 40% лесных территорий России, уникальные горные территории, прежде всего Саяно-Алтайская и Байкальская горные области, бассейны крупных рек и озер. На территории Сибири расположены бассейны четырех из пяти крупнейших рек России — Енисея, Оби, Лены и Амура, а также 35 больших озер, семь из которых входят в число крупнейших в России. Среди них — озеро Байкал, Телецкое озеро в Горном Алтае, Пясино, Хантайское и Таймыр в Красноярском крае, Чаны в Новосибирской области, Убсу-Нур в Туве. Экологически чистые природные территории дают возможность развития важнейших секторов экономики будущего — сельского хозяйства с экологически чистой продукцией, туризма, включая спортивный, экологический и культурно-познавательный.

Для чего строить города в сибири. Смотреть фото Для чего строить города в сибири. Смотреть картинку Для чего строить города в сибири. Картинка про Для чего строить города в сибири. Фото Для чего строить города в сибири

Регионы Сибири богаты не только запасами стратегически важных полезных ископаемых, но и солнечной энергией. Например, Иркутск и остров Ольхон на Байкале, Республика Алтай входят в число наиболее солнечных регионов России. Это создает возможности для развития возобновляемой энергетики, экологически чистых производств, не производящих выбросы парниковых газов.

Сибирь до сего времени выполняла в основном функцию восточной кладовой страны: здесь добывались нефть и газ, выплавлялся алюминий и находится большое число предприятий ОПК. Регион чувствовал себя в прежней модели геоэкономики уверенно.

Но центр мировой экономической активности переместился с Запада в Азиатско-Тихоокеанский регион, с центром в Китае. А с ним Сибирь граничит на юге, в Алтайском крае.

Уже сам по себе факт такого расположения является важным фактором экономического роста региона.

Для чего строить города в сибири. Смотреть фото Для чего строить города в сибири. Смотреть картинку Для чего строить города в сибири. Картинка про Для чего строить города в сибири. Фото Для чего строить города в сибири

В чем, на ваш взгляд, причина сравнительно низких темпов экономического роста и уровня жизни в Сибири при наличии природных ресурсов?

— Вы подошли к сути. Экспорт природных ресурсов в Азиатско-Тихоокеанский регион и прежде всего в Китай уже идет. Но это дает недостаточный эффект для экономического развития региона. Экспорт полезных ископаемых не требует большого населения, квалифицированных кадров инженерного профиля, а также школ, университетов, где они готовятся. И крупных современных благоустроенных агломераций тоже.

Все это привело к тому, что начиная с 1990-х годов в Сибирском регионе наблюдается отток населения в европейскую часть страны.

Причина этого — в преобладании, как я уже сказал, в экономике Сибири добычи ресурсов и производства продукции нижних переделов, которые преимущественно организованы вахтовым способом.

То есть добываем металл, отливаем чушки и гоним на экспорт.

Регулярно слышим из новостей: «Ах, негодяи, кругляк отправляют на экспорт». А куда? Ну куда его еще отправлять? Покажите комбинаты в Сибири, которые его возьмут в переработку. Их начали строить в советское время, чтобы делать ДВП, ДСП, фанеру, картон, клееный брус, палеты, паркетную доску, строительные конструкции… Но сейчас их практически нет. Даже выпуск на экспорт обычной фанеры по стоимости кубометра более чем в 6 раз превосходит стоимость того же объема необработанной древесины.

У нас беспилотники на аккумуляторах появляются, машины ездят на аккумуляторах. А они из чего делаются? Кобальт, никель, литий. Все это в достатке имеется в Сибири. Почему аккумуляторы, то есть продукцию высоких переделов, там же не производить?

Разве мы утратили способности к сложным разработкам для организации в Сибири выпуска такой продукции?

Уверяю вас, нет. В ходе своей недавней поездки в Сибирь, встреч с руководителями субъектов Федерации, крупных предприятий, учеными еще раз в этом лично убедился. Сибиряки готовы развивать свой регион. Все что им требуется — государственная поддержка.

Новые города должны появляться синхронно с созданием в Сибири новых научно-промышленных центров. И бояться этого не нужно. Если бы этого боялись в прошлом, то не было бы ни Набережных Челнов с КамАЗом, ни Тольятти с «Жигулями», ни Дивногорска, Братска, Волжского, Зеленограда, Магнитогорска, Ангарска… Перечислять можно долго. Это те самые научно-промышленные центры, о которых мы сейчас говорим. Решение это явно перезрело. Посмотрите, космодром Восточный. Скоро уже пилотируемые полеты пойдут, а город Циолковский, по сути, еще не начат.

В Российской империи с доминированием в экономике тогда до 95% сельского хозяйства и, соответственно, крестьянского труда к 1916 году насчитывалось 666 городов.

А в результате советской индустриализации, создания с нуля новых промышленных районов, развития центральной промышленной зоны, освоения Севера, Сибири и Дальнего Востока к 1991 году в СССР было уже около 2200 городов разных категорий… Из них только с 1956 года до начала перестройки появилось более 600 городов. А потом, вы знаете, как отрезало…

Как решать проблемы экологии при строительстве городов вблизи промышленных предприятий, например угольных разрезов или нефтегазовых месторождений?

— Добывать и вести первичную обработку сырья, конечно, можно и вахтовым методом. А организация глубокой переработки требует современных экологичных технологий, подготовки кадров, научных исследований. Следовательно, должны появиться не только современные предприятия, но и новые вузы, научно-исследовательские организации. Вот тогда мы получим устойчивое развитие Сибири, которое создаст фундамент для развития ее экономики как минимум на 20 лет вперед.

Сегодня речь идет о создании в Центральной и Восточной Сибири промышленных и экономических центров, которые будут профилированы в зависимости от имеющихся в этих районах энергетических, транспортных и ресурсных мощностей с одновременным благоустройством существующих населенных пунктов и строительством новых агломераций для проживания там людей.

Экспорт и движение населения сейчас ограничены перегруженной или даже отсутствующей транспортной инфраструктурой. Какие варианты расшивки узких мест вы видите?

— Транспорт и логистика как для людей, так и для товарных потоков — крайне важный вопрос для Сибири. Для людей, с учетом региональной специфики, огромное значение имеет развитие локальной, региональной и малой авиации. Пассажирское авиасообщение нужно довести до такого уровня, чтобы для жителя Кодинска или Богучан, например, было обычным делом слетать по делам в Красноярск и обратно — и все в течение дня.

Необходимо развитие железнодорожного транспортного коридора. Сибирь издавна была частью Великого шелкового пути. Здесь уже проходит Транссибирская магистраль, которую нужно модернизировать, перевести полностью на электротягу или на сжиженный природный газ, как альтернативу электрификации БАМа, построить необходимые вторые и третьи главные пути, мосты, тоннели.

Для чего строить города в сибири. Смотреть фото Для чего строить города в сибири. Смотреть картинку Для чего строить города в сибири. Картинка про Для чего строить города в сибири. Фото Для чего строить города в сибири

Это сложный, но крайне важный проект. Нам нужно построить современный «Кедровый тракт» — безопасный и эффективный маршрут между Европой и Китаем. Необходимость такого транспортного коридора, причем прежде всего безопасного, уже очень четко обозначилась, стоит только вспомнить последние события с блокировкой Суэцкого канала, нападения пиратов, а также текущую ситуацию в Афганистане. Это важно и для международных транспортных потоков. А для России «Кедровый тракт» имеет огромное значение еще и как возможность интеграции в глобальные производственные цепочки между Европой и Азиатско-Тихоокеанским регионом.

Для чего строить города в сибири. Смотреть фото Для чего строить города в сибири. Смотреть картинку Для чего строить города в сибири. Картинка про Для чего строить города в сибири. Фото Для чего строить города в сибири

Как будут координироваться развитие транспортных сетей и строительство новых научно-производственных центров? Где могут появиться связанные с ними города?

— На всей протяженности транспортных коридоров как в Сибири, так и в других регионах нужно создать производственно-логистические центры, в которых должны быть обеспечены условия для развития перерабатывающих производств.

Такие центры будут осуществлять глубокую переработку промышленного или сельскохозяйственного сырья, будут поставлять продукцию и внутри страны, и на экспорт.

Производственно-логистические центры или кластеры с непосредственным доступом к транспортной артерии — «Кедровому тракту» — создадут практически безбарьерную среду для перемещения материалов и компонентов между участниками производственных цепочек, примерно как полуфабрикаты свободно перемещаются между цехами на производстве. Это будет очень серьезный стимул для развития промышленности в виде доступа к внутреннему и внешним рынкам сбыта.

Все это будет скоррелировано с ресурсными возможностями, которые огромны в Сибирском регионе, и спектр их очень широк.

Например, между Братском и Красноярском может быть создан промышленный центр с привлекательной экономикой и долгосрочным потенциалом роста «Медь и электротехника». Там есть все возможности не только для добычи, но и глубокой переработки меди и различных редкоземельных металлов для последующего производства отечественной продукции с высокой добавленной стоимостью.

В этом же районе может быть создан кластер, полностью сфокусированный на производстве продукции высоких переделов по переработке алюминия, — «Алюминиевая долина».

В Южной Сибири есть все возможности по созданию масштабной и высокодоходной добычи с более высоким переделом коксующегося угля.

В районе Канска имеется потенциал по созданию углехимического производства востребованных пластиков из неликвидного сырья.

Для чего строить города в сибири. Смотреть фото Для чего строить города в сибири. Смотреть картинку Для чего строить города в сибири. Картинка про Для чего строить города в сибири. Фото Для чего строить города в сибири

Вокруг Лесосибирска имеется достаточный потенциал для создания кластера «Лес и строительные материалы» с высокой долей продукции верхних переделов и привлекательной экономикой. И это только верхушка айсберга.

Важно учитывать, что в мире все больше обращают внимание на то, какие источники энергии используются при переработке, насколько они экологически чисты. У Сибири в этом уже сейчас есть неоспоримое преимущество, ведь регион — кладезь «чистой» энергетики, здесь сосредоточено примерно 70% потенциала российской гидроэнергетики, который используется лишь на 10–20%. И этим конкурентным преимуществом нужно правильно распорядиться.

При этом благодаря имеющемуся профициту электроэнергии в Восточной Сибири при создании новых экономических центров будут необходимы инвестиции только в передачу энергии, а не в генерацию.

Хотя и потенциал развития новой энергетики в Сибири впечатляющий.

Будущей основой там должна стать водородная энергетика. Сейчас это развивающееся, перспективное направление, которое придет на смену нынешним технологиям. В Сибири могут быть созданы с нуля производства водорода, в том числе и для последующего экспорта.

В частности, палладий, которого в Сибирском регионе достаточно, благодаря своим свойствам и способности абсорбировать водород имеет широкие перспективы использования в водородной энергетике — в производстве материалов для хранения и транспортировки водорода, электродных материалов, катализаторов, топливных элементов и датчиков.

Для чего строить города в сибири. Смотреть фото Для чего строить города в сибири. Смотреть картинку Для чего строить города в сибири. Картинка про Для чего строить города в сибири. Фото Для чего строить города в сибири

Во сколько оценивается развитие сибирских агломераций? Где может быть источник финансирования программы? В бюджете? В фонде национального благосостояния?

— На совещании у президента, где обсуждались важные макроэкономические проекты, не вспомню точно кто сказал: «Денег же нет». На что Владимир Владимирович ответил: «Их никогда не будет, если не начать что-то делать — никогда денег и не будет».

Вообще необходимыми условиями запуска успешных экономических проектов является достаточное наличие следующих факторов: природных ресурсов, энергии, технологий, людей и финансовых ресурсов. В Сибири сегодня в достатке ресурсов и энергии. Для начала достаточно людей. Так что требуется создать новые производства с новыми технологиями и определить финансовые источники для запуска процессов. Эти процессы позволят создать «новые стоимости» и дадут новые объемы и источники средств.

Мы говорим об экономике и долгосрочной программе инвестиций, а не о разовой трате средств. Вопрос именно в запуске программы развития и роста.

Советского Союза с Госпланом и Госснабом давно нет. Мы живем в других реалиях и хорошо это осознаем. Поэтому, безусловно, основным локомотивом капитальных инвестиций в реализацию макроэкономических проектов в Сибири наряду с государственными средствами должен являться частный капитал.

Задача государства и региональных властей — создать условия: обеспечить стабильный оптимальный налоговый режим, грамотное территориальное планирование, возведение базовой инфраструктуры, транспортной доступности…

Дополнительно можно стимулировать перенос и регистрацию в качестве налогоплательщиков штаб-квартир работающих в Сибири крупнейших российских компаний.

Методы, способы и инструменты для этого имеются в большом количестве и могут быть использованы в ходе проработки этой задачи.

Яркий пример — Транссиб длиною в азиатской части более 7,5 тыс. км, который был построен фактически за девять лет без современных бульдозеров и экскаваторов, с привлечением концессионного капитала. Разве мы не сможем этого сделать? То же самое и с месторождениями, которые также можно вовлечь в хозяйственный оборот.

Ведь это и производство здесь, и налоги здесь, и работа для наших людей тоже здесь. А мы вместо этого все больше продаем и вывозим сырье за рубеж. И не только чушки, а бывает, и просто руду.

Важно понимать, что на эти инвестированные в капитал средства регион получит не «рыбу», а «удочки», которые будут формировать значительные доходы для обновления существующей инфраструктуры и увеличения привлекательности условий проживания во всех сибирских городах.

Для чего строить города в сибири. Смотреть фото Для чего строить города в сибири. Смотреть картинку Для чего строить города в сибири. Картинка про Для чего строить города в сибири. Фото Для чего строить города в сибири

Кто будет строить новые города и производства? Планируется ли привлечение в регионы Сибири большого количества мигрантов?

— Мы ведь говорим о долгосрочной программе развития Сибирского региона, на десятилетия, которая должна не только положить конец оттоку, но, самое главное, создать привлекательные условия для притока в Сибирь населения.

Создание экономических научно-производственных центров потребует инвестиций не только в экономику, но и, прежде всего, в создание привлекательных условий проживания и работы там людей. С учетом имеющейся уже транспортной инфраструктуры и ее наращивания в научно-промышленные центры будут интегрированы и сегодняшние сибирские города, которые получат дополнительные инвестиции на свое развитие.

Для чего строить города в сибири. Смотреть фото Для чего строить города в сибири. Смотреть картинку Для чего строить города в сибири. Картинка про Для чего строить города в сибири. Фото Для чего строить города в сибири

Какой-то приток трудовых ресурсов на реализацию строительных проектов из наших бывших советских республик, наверное, должен быть. Но важно другое.

Смотрите, у нас сегодня европейская часть России, особенно Московский регион, избыточна с точки зрения наличия трудовых ресурсов, а за Уралом — наоборот. Все это приводит к дефициту и очень высокой стоимости жилья в Московском регионе, повышенной нагрузке на транспорт, социальную инфраструктуру, здравоохранение.

Почему люди из Сибири уезжают ближе к Москве? Потому что вокруг столицы более привлекательные условия жизни, широкие возможности качественного образования и гарантий трудоустройства с достаточным уровнем заработной платы.

Но в российской истории есть много примеров эффективного решения проблемы пространственного развития. Достаточно вспомнить о столыпинских реформах. Переселявшиеся в Сибирь крестьяне освобождались от части налогов, получали ссуды на обустройство, почти бесплатный проезд по железной дороге и даже, читал, им полагалась одна тягловая лошадь и корова. Люди освобождались от службы и рекрутирования ради освоения просторов Сибири. Почитайте, посмотрите отчет о тех программах 1914 года «Азиатская Россия».

В советские годы Сибирь принимала у себя сотни тысяч молодых людей, приезжавших на энтузиазме со всей страны на грандиозные стройки.

Многие оставались здесь работать, приехав с западных областей, Белоруссии, Украины, Закавказья, Поволжья, Средней Азии вместе с эвакуированными в годы Великой Отечественной войны предприятиями. Можно вспомнить и Фармана Салманова, молодого ученого из Баку, доказавшего сначала теоретически существование, а затем и открывшего колоссальные запасы углеводородов, нефти и газа в Сибири, которыми мы пользуемся и сегодня.

Далее для реализации мегапроектов того времени началась эпоха «комсомольских строек». В этот период были построены Красноярский алюминиевый завод, Саяно-Шушенская, Красноярская и Братская гидроэлектростанции, начато строительство шести заводов энергетического машиностроения под Минусинском, Красноярский экскаваторный и т.д.

Средний возраст населения в Саяногорске, где и я трудился на строительстве алюминиевого завода, составлял 29 лет и очень многие после завершения строительства остались там жить.

Можно продумать систему подъемных, льготных кредитов для приезжающих, предоставление по «сибирской» ипотеке благоустроенного жилья или земельных участков для строительства собственного дома. Увеличить размер материнского капитала и еще многое другое.

Эти и другие меры создадут так называемый эффект агломераций, когда вслед за приездом и концентрацией на какой-то территории новых людей, то есть потребителей, за ними приходит бизнес для оказания различных услуг: от туризма и торговли до образования, что вследствие повышения комфорта жизни приводит к еще большему притоку людей и дальнейшему расширению компаний сферы услуг. Все это хорошо проявилось в Москве и других крупнейших городах России.

Условия для людей, живущих в Сибири, должны стать совсем иными. Ведь почему возникла идея строительства новых городов, новых агломераций? Потому что современным городам нужно правильное зонирование. Вместо грязных промзон и бесконечных пробок должны быть грамотно спланированные пространства — и для работы, и для отдыха, и при этом обеспечивающие мобильность.

Когда вы начали разработку предложений по развитию Сибири, обсуждали ли эти планы с Владимиром Путиным? В какой перспективе считаете возможной их реализацию?

— По поручению президента в рамках Русского географического общества мы этим занимаемся более десяти лет с участием лучших ученых и практиков, а также ведущих экспертов Центра стратегических разработок.

Мне нравится изучать документы по истории, географическим изменениям и экономике регионов России. Во время рабочих поездок всегда вижу красоту, природные особенности регионов и живущих там людей. А Сибирь — моя Родина, моя душа всегда там. Недавно на встрече Владимира Путина с лидерами «Единой России» президент поручил правительству подготовить предложения по реализации этой программы. Работа идет очень активно и, думаю, осенью будет завершена. После согласования в правительстве она будет представлена президенту. Очень надеюсь, что новый состав фракции «Единой России» в Госдуме сделает ее продвижение одним из ключевых приоритетов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *