Для чего служит русский язык 5 класс

Урок русского языка в 5 классе «Зачем человеку нужен язык?»

Урок русского языка в 5 классе на тему «Зачем человеку нужен язык?» разработан учителем русского языка и литературы Лаптевой Ольгой Алексеевной. В основе занятия – работа по формированию умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме.

Цель урока – формировать способности к систематизации и обобщению знаний как средства для построения нового способа действия.

Тип урока: урок освоения новых знаний.

— понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования; формирование уважительного отношения к родному языку, гордости за него;

— владение разными видами чтения;

— способность извлекать информацию из различных источников;

— умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания;

— умение свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

— владение различными видами монолога и диалога;

— знать основные функции языка, нормы речевого этикета;

— уметь проводить различные виды анализа слова, а также синтаксический анализ предложения.

Учебник: Русский язык. 5 кл. / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2016.

I этап. Этап мотивации к учебной деятельности.

— О чем предложенный видеосюжет?

— Может ли человек полноценно жить без языка? Почему?

— Попробуйте сформулировать тему урока.

Запись темы урока на доске и в тетради.

— Какую цель можно поставить перед собой?

Предлагаю начать работу с таблицы (прием «ДО – ПОСЛЕ»).

Зачем человеку нужен язык?

Оформим ее в тетради и заполним первую колонку.

Обучающиеся говорят о том, что язык нужен человеку для общения. (В первую колонку записываем слово общение)

— Докажем, что язык является средством общения. Проведем эксперимент. Предлагаю разыграть пантомиму.

(Один обучающиеся выходит из класса, второй получает задание объяснить без слов, что он опаздывает в школу, так как его будильник испортился и прозвонил в 7.45, а у него контрольная работа по русскому языку).

Вопросы выходившему ученику:

— Какую информацию пытался передать твой одноклассник?

— Тебе все было понятно сразу?

— Легко ли было понять, о чем идет речь?

— О чем не удалось рассказать с помощью жестов и мимики?

— Удачен ли такой язык в общении?

— Подведем итоги. (Язык – важнейшее средство общения)

В учебниках и словарях, в книгах и журналах тоже используется язык. Какую цель преследуют авторы книг в отношении языка?

— Что нужно сделать для того, чтобы найти ответ на обозначенный вопрос? Конечно, обратиться к учебнику.

— Откройте учебник на стр. 3. Прочитайте информацию в рамочке о том, что такое эпиграф, и найдите эпиграф к сегодняшнему уроку. Прочитайте его.

Назовите ключевые слова. Как вы понимаете слова Г.Р. Державина?

О какой функции языка говорит поэт?

Запишите эпиграф в тетрадь и подчеркните ключевые слова.

— Обратимся к упр. 2. Самостоятельно прочитайте предложенный текст и найдите в нем ответ на вопрос: «Зачем ещё человеку нужен язык?» Найдите предложение, в котором отражена главная мысль текста и запишите его в тетрадь. (Язык делает человека человеком)

— Еще раз прочитайте текст про себя.

— Что мы узнали из учебника по теме урока? Перескажем прочитанный текст (Прием «Микрофон». Пересказ текста упр.2 по цепочке).

VII . Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Работа в парах. Обратимся к упр. 4. Спишите без ошибок. Проверьте. Объясните друг другу, как вы понимаете смысл предложений. К выделенным словам подберите однокоренные и обозначьте корни.

Беседа по вопросам.

— Каким образом слово может «разъединить людей»?

— Как вы понимаете фразу «хорошо владеть языком»?

— Почему язык является орудием общения?

Напишите небольшой текст о роли языка в жизни людей. В качестве примера-аргумента возьмите информацию из просмотренного фильма о детях, воспитанных животными. Также воспользуйтесь информацией из упр.2, 4.

Чтение получившихся текстов.

— Заполните вторую часть таблицы, которую мы «создали» в начале урока. Что мы запишем во вторую колонку? (Передача информации, хранение информации, сообщение информации)

— Напишите пожелания себе с точки зрения изученного на уроке.

1. Подберите пословицы о языке. Какой смысл заложен в них? Нарисуйте иллюстрацию к одной из пословиц.

2. Внимательно прочитайте слова в рубриках «ЗСП-1, 2», подберите к ним однокоренные, составьте предложения.

3. Индивидуальное задание. Упр. 5 (рассказать о М.В. Ломоносове).

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Для чего служит русский язык 5 класс. Смотреть фото Для чего служит русский язык 5 класс. Смотреть картинку Для чего служит русский язык 5 класс. Картинка про Для чего служит русский язык 5 класс. Фото Для чего служит русский язык 5 класс

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Для чего служит русский язык 5 класс. Смотреть фото Для чего служит русский язык 5 класс. Смотреть картинку Для чего служит русский язык 5 класс. Картинка про Для чего служит русский язык 5 класс. Фото Для чего служит русский язык 5 класс

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Для чего служит русский язык 5 класс. Смотреть фото Для чего служит русский язык 5 класс. Смотреть картинку Для чего служит русский язык 5 класс. Картинка про Для чего служит русский язык 5 класс. Фото Для чего служит русский язык 5 класс

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Похожие материалы

«Гласные буквы и звуки» Урок русского языка в коррекционной школе

Открытый урок по русскому языку для 2 класса «Повторение правописаний частей слова»

Конспект по русскому языку «Омофоны» 2 класс

Конспект по русскому языку на тему «Три склонения имен существительных» 4 класс

Конспект по русскому языку на тему «Качественные прилагательные» 3 класс

Активные приёмы обучения на уроках русского языка и литературы в школе

Конспект по русскому языку на тему «Число имен существительных» 3 класс

Проверочная работа «Единственное и множественное число глаголов»

Не нашли то что искали?

Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5348184 материала.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

Для чего служит русский язык 5 класс. Смотреть фото Для чего служит русский язык 5 класс. Смотреть картинку Для чего служит русский язык 5 класс. Картинка про Для чего служит русский язык 5 класс. Фото Для чего служит русский язык 5 класс

Для чего служит русский язык 5 класс. Смотреть фото Для чего служит русский язык 5 класс. Смотреть картинку Для чего служит русский язык 5 класс. Картинка про Для чего служит русский язык 5 класс. Фото Для чего служит русский язык 5 класс

ОНФ проверит качество охраны в российских школах

Время чтения: 2 минуты

Для чего служит русский язык 5 класс. Смотреть фото Для чего служит русский язык 5 класс. Смотреть картинку Для чего служит русский язык 5 класс. Картинка про Для чего служит русский язык 5 класс. Фото Для чего служит русский язык 5 класс

В России отцы охотнее дают деньги детям на карманные расходы, чем матери

Время чтения: 2 минуты

Для чего служит русский язык 5 класс. Смотреть фото Для чего служит русский язык 5 класс. Смотреть картинку Для чего служит русский язык 5 класс. Картинка про Для чего служит русский язык 5 класс. Фото Для чего служит русский язык 5 класс

В России стартовал прием заявок на конкурс для журналистов-школьников «Медиабум»

Время чтения: 2 минуты

Для чего служит русский язык 5 класс. Смотреть фото Для чего служит русский язык 5 класс. Смотреть картинку Для чего служит русский язык 5 класс. Картинка про Для чего служит русский язык 5 класс. Фото Для чего служит русский язык 5 класс

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Для чего служит русский язык 5 класс. Смотреть фото Для чего служит русский язык 5 класс. Смотреть картинку Для чего служит русский язык 5 класс. Картинка про Для чего служит русский язык 5 класс. Фото Для чего служит русский язык 5 класс

Школьники из России выиграли 8 медалей на Международном турнире по информатике

Время чтения: 3 минуты

Для чего служит русский язык 5 класс. Смотреть фото Для чего служит русский язык 5 класс. Смотреть картинку Для чего служит русский язык 5 класс. Картинка про Для чего служит русский язык 5 класс. Фото Для чего служит русский язык 5 класс

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Урок родного(русского) языка в 5 классе на тему: Роль русского языка.

Урок родного (русского) языка в 5 классе.

Учитель: Шапоренко С.В. МБОУ Багаевская СОШ № 3.

Тема: Роль родного языка в жизни человека. Красота и богатство русского языка.

Цели: обеспечить формирование представления о значимости русского языка, ценностного отношения к нему как носителю духовной памяти русского народа, осознание учащимися достоинств родного языка, осознание языка как части культуры и национального достояния, умение вербализировать своё отношение к языку.

Метапредметные: умение выделять главное, систематизировать, понимать проблему, выдвигать гипотезы, аргументировать собственную точку зрения, находить в тексте главную информацию, формулировать выводы, умение работать в группе, умение слушать и слышать, вести диалог, извлекать информацию из различных источников, адекватно понимать, разграничивать и преобразовывать информацию.

Предметные: расширение представления о русском языке, его силе и возможностях, о русских писателях и поэтах, понимание особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка, повышение культуры речи.

Личностные: способствовать формированию представления о связи языка и культуры народа, развитию эстетического чувства, осознанию языка как части культуры и национального достояния, воспитанию чувства любви к Отечеству, уважительного отношение к родному языку.

Сформированы представления о значимости и богатстве русского языка.

Определены ключевые умения читать, писать, слушать, вести диалог как проявление способов общения и взаимодействия.

Сформирован навык слушания, умение вести диалог, занимать позицию по обсуждаемому вопросу.

Сформированы умения приводить примеры на изученную тему.

Приветствие, фиксация подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

2. Актуализация знаний.

-Ребята, обратите внимание на экран. Знаком ли вам этот текст? Вспомните его автора. Это стихотворение в прозе Ивана Сергеевича Тургенева.

Деформированный текст на экране.

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о …, …, … и … … язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан … народу!

— О чем говорится в этом стихотворении? (о русском языке) Давайте вспомним, какие слова должны быть на месте пропусков. А каким средством выразительности они являются? Что такое эпитет?

Какой эпитет повторяется дважды? Почему и русский язык, и русский народ, по мнению Тургенева, великий?

Слово великий многозначное. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ВЕЛИКИЙ. Определите значение, в котором это слово употреблено в стихотворении Тургенева.

В чем-то превосходящий, выдающийся.

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

-Ребята, хотелось бы вам узнать о том, почему русский язык такой великий, каково его значение в нашей жизни?

Итак, сегодня мы еще раз поговорим о роли родного (русского) языка в нашей жизни. Это и будет темой нашего урока.

Усвоение новых знаний.

К сожалению, в интернете каких-либо сведений о поэтессе нет. Тем не менее, проанализировав ее стихотворение, мы должны выявить авторскую позицию.

В процессе работы вы будете заполнять таблицу в своих рабочих листах и на доске.

Учитель читает текст стихотворения. Далее идет пошаговый анализ текста.

— Ребята, перед нами необыкновенно красивая фраза: русских слов глубокое теченье. Что вы представили, прочитав ее? Кто уловил переносный смысл слов?

В первой же строке стихотворения есть скрытое сравнение. Что с чем сравнивается? Русские слова сравниваются с течением. А как называется такое выразительное средство? (метафора) А почему русские слова сравниваются с глубоким течением? Как называется это выразительное средство (эпитет).

Давайте вновь обратимся к словарной статье и посмотрим значения слова «глубокий».

Глубокий 1. Имеющий большую глубину (в 1 знач.), простирающийся на большую глубину. Глубокая река. 2. Отдалённый, глубинный. Глубокая провинция. 3. перен. Недоступный, тщательно скрытый. Глубокая тайна. 4. перен. Обладающий глубиной (в 4 знач.), большой и сильный. Г. ум. Г. сон. Глубокое чувство.

-Какое значение слова «глубокий» применимо к слову течение, какое –к слову слова? Течение- имеющее большую глубину, слова- обладающие глубиной, большой силой.

Почему слова дарят силу песенной строке? Что такое песня? Песня-жанр музыки, объединяющий поэтический текст с мелодией.

Благодаря глубинному смыслу слов, воздействие песни на нас становится сильнее.

Как вы понимаете слова поэта «Ах, какое это наслажденье — говорить на русском языке»?

Какова роль междометия ах, какие эмоции оно передает?

Давайте подробнее остановимся на слове «наслажденье». Предлагаю выполнить его морфемный анализ.

Конструкция слова по составу: приставка [на] + корень [слажд] + суффикс [ени] + окончание [е]

Давайте подберем однокоренные слова: услада, сладость, сладкий.

Определите лексическое значение этого слова.

НАСЛАЖДЕНИЕ, я, ср. Высшая степень удовольствия. Слушать с наслаждением. Н. искусством.

Можно ли из этих строк понять отношение автора к русскому языку? Каково это отношение?

Колосится рожь в широком поле,

Облака купаются в реке.
Мы с тобой о радости и боли
Говорим на русском языке.

Переходим к следующему четверостишью.

Какие образы возникают у вас при его прочтении? Что такое рожь?

Обратимся к словарной статье.

Рожь — однолетнее или двулетнее травянистое растение. сорта которой формируют крупное зерно (масса 1000 зёрен достигает 50—55 г), мощную, стойкую против полегания соломину. Ключевые слова: мощная и стойкая…

Представьте себе поле ржи. Какой эпитет сопровождает слово поле в данной строке?

Поле широкое. То есть прорастание, пребывание ржи комфортно в таких условиях.

Облака купаются в реке. Какое художественное средство выразительности скрыто в этой фразе? Представьте себя облаками, которые находятся высоко в небе. Они наблюдают сверху за всем, что происходит на земле. И тут им предоставляется возможность искупаться в реке. Какие чувства вы бы испытали? Облака могут поплескаться, понежиться, получить огромное удовольствие. Как вы думаете. а может ли человек, свободно владеющий языком, испытывать такое же удовольствие? Посмотрите, какой смысл вложен всего в пару строк! Сколько ассоциаций в нашей голове возникло!

-Мы с тобой о радости и боли

Говорим на русском языке.

— О чем эти слова? О какой важной роли языка говорится в этих строках?

В момент самых различных жизненных ситуаций, благодаря слову, мы можем выразить и боль, и печаль, и радость, и счастье.

Слова помогают излить и очистить душу. Они делают нас совестливее и порядочнее.

Не померкнет подвиг наших дедов,
Ордена горят на пиджаке.
В майский день друг другу: «С Днём Победы!» —
Говорим на русском языке.

О каком значимом событии в жизни нашей страны говорится в следующем четверостишье? О героизме и стойкости народа в Великой Отечественной войне. Какую юбилейную дату мы отмечаем в этом году, актуальны ли в наше время эти строки?

Какие выразительные средства использует автор? (Не померкнет подвиг. Ордена горят…)

Вот малыш спешит за мамой следом,
И ручонка в папиной руке.
Он уже и с бабушкой, и с дедом
Говорит на русском языке.

В чем главная мысль этого четверостишья? Русский язык для многих из нас- язык наших предков. Еще находясь в утробе матери, мы слышим язык, на котором общаются наши родители, бабушки и дедушки. Именно благодаря членам нашей семьи мы говорим на нашем родном языке, пытаемся понять смысл первых слов. Во многих языках мира родной язык переводится как материнский язык.

Вспоминая белые берёзы, От родного дома вдалеке,
Мы, смахнув непрошеные слёзы,

Говорим на русском языке.

Какую мысль хотел передать нам автор в этом четверостишье? Самое милое русское слово – береза. О ней говорится в сказках, поется в песнях, а при слове “родина” всегда вспоминается березка. Пожалуй, ни одно дерево русский человек не любит так, как березу, и береза после суровой зимы торопится принести людям радость: не распустив еще листья, она зацветает. А как хорош березовый лес, когда он пробуждается после зимы.

Зачастую все, что в жизни для нас по-настоящему дорого, мы начинаем осознавать и ценить, находясь вдалеке, на расстоянии. Так, например, свое стихотворение о русском языке И.С. Тургенев написал тогда, когда был вынужден находиться за границей. Писатель утверждал, что только русский язык оставался в то время его единственной опорой и поддержкой. Иван Сергеевич принимал очень близко к сердцу все значительные события в России. Некоторые приводили его в отчаянии, но он верил, что русский язык остается главным средством спасения многострадального народа. Язык является непосредственным выражением национального духа.

Паренёк с фамилией Гагарин
Отправлялся в космос налегке.
Он был первым. И из этой дали
говорил на русском языке.

Какому важному событию в жизни нашей страны посвящено четверостишье? Как вы думаете, почему автор называет Гагарина пареньком? Не парнем, не мужчиной, не юношей, а именно пареньком? Давайте сделаем морфемный и словообразовательный разбор этого слова.

Используется уменьшительно-ласкательный суффикс с целью показать, что Гагарин- свой, молоденький парнишка, такой, казалось бы, простой и в то же время человек, который совершил подвиг. Ведь именно благодаря полету Гагарина, на русском языке впервые заговорили с космоса. После полета Гагарина многие студенты из-за границы стремились получить образование в СССР и, соответственно, выучить русский язык. Таким образом, русский язык в этом четверостишье приобретает международное, вселенское значение.

Греет нас особенное слово, Это слово вечное — Москва!
Словно мать, беречь она готова
Все на свете русские слова.

И наконец, заключительные строки стихотворения.

О каком особенном слове идет речь? Почему именно Москва- особенное слово для каждого из нас? Почему это слово вечное? С кем сравнивает автор стихотворения Москву? Почему с матерью?

И вновь как прослеживается отношение автора к русскому слову?

Москва-столица нашего государства, а значит русский язык- Государственный язык Российской Федерации.

Ребята, Москва-это сердце нашей страны, символ нашего государства. Как вы понимаете, что такое символ? А какие еще символы России упоминаются автором в данном стихотворении? (День Победы, березы, Гагарин).

Ребята, попрошу вас обратиться к рабочим листам и в таблице отметить галочками или плюсами, о каких функциях русского языка мы сегодня вели речь.

Давайте подведем итоги, о какой роли русского языка мы сегодня не говорили?

Стихотворение о русском языке О.А. Александровой очень понравилось известному композитору Григорию Гладкову, он дополнил текст и написал музыку. Получился своеобразный гимн русскому языку. Давайте посмотрим видеоролик. Ваша задача- уловить и понять смысл строк, которых не было в стихотворении Ольги Анатольевны. О каком значении русского языка поется в заключительных строках песни?

У костра звучит родное слово,

И заветный томик в рюкзаке…

Мы и завтра будем с вами снова

Говорить на русском языке.

Композитор Григорий Гладков уверен, что русский язык не исчезнет. Люди будут продолжать читать и говорить на русском языке, потому что русский язык- это язык….( а дальше ответы ребят).

Источник

Урок по русскому языку «Зачем нужен язык?» 5 класс

Конспект урока русского языка

Учитель: Щеголева Людмила Валентиновна

Название раздела: Вводный урок в 5 классе

Тема урока: «Зачем нужен язык?»

Тип урока: урок открытия новых знаний

Форма работы учащихся: групповая, индивидуальная, парная

Цель урока: дать понятие о разнообразии функций языка в жизни человека

1. Предметные (образовательные): способствовать формированию представления о разных функциях языка и связи этих функций друг с другом

2. Метапредметные: умение выделять главное, систематизировать, выдвигать гипотезы, аргументировать свою точку зрения, формулировать выводы, умение работать в группе.

3. Личностные: воспитание уважительного отношения к языку как к средству общения людей, осознание важности его культурологической и духовной ценности.

1. Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, структурирование знаний.

2. Регулятивные: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение дополнений и изменений в свою работу.

3. Коммуникативные: сотрудничество с учителем и одноклассниками, соблюдение правил речевого поведения.

I Мобилизация (предполагает включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность)

Ученики разделены на 3 группы по 6 человек на основе пожеланий

Учитель обращается к детям с добрыми пожеланиями и задаёт вопрос:

« Почему наш школьный журнал с оценками открывается страницей Русский язык, и только потом за ней располагаются страницы, называющие другие предметы?»

Ответы самые разные ( Главное, чтобы все желающие высказались. )

II Целеполагание (учащиеся самостоятельно формулируют тему и цели урока)

Учитель: « Тема нашего урока очень интересная, но сформулируете её вы сами. А для этого мы проведём небольшой эксперимент (спросить лексическое значение этого слова Эксперимент – это проба, опыт, попытка сделать, исследовать ). В конверте каждой группе предложено задание: разыграть сценку без слов на определённую тему, это сделать надо так, чтобы всем нам стало понятно, о чём идёт речь.»

1 гр.: Поймал большую рыбу!

3 гр.: Пятёрку получил!

После каждого показа группы советуются о теме показанной сценки и выдают одно решение.

Учитель: Почему не всегда было понятно, что изображали ребята? ( Бессловесная, не озвученная речь трудна для понимания и общения)

Как вы думаете, какой вопрос мы будем сегодня исследовать на уроке?

(Варианты могут быть разные: Зачем нужна речь? Зачем человеку язык? и т.д.)

В тетрадь запишем : Зачем нужен язык? ( Это тема нашего урока)

У нас есть вопрос, значит целью нашего урока что будет? (Найти ответ на этот вопрос.)

III Осознание недостаточности имеющихся знаний (учитель способствует возникновению на уроке проблемной ситуации, в ходе которой ученики понимают, что знаний недостаточно)

Учитель: Я произношу слово Язык и прошу написать в тетради ассоциации, связанные с этим словом. (У детей возникают ассоциации, связанные с разными значениями слова язык).

Работаем со словом СРЕДСТВО!

Далее используем приём технологии развития критического мышления « Верные и неверные утверждения» (даются утверждения на ещё не изученную тему, согласившись или не согласившись с ними, ученики пытаются аргументировать своё мнение). После знакомства с основной информацией урока нужно будет вернуться к данным утверждениям и оценить их достоверность.

Предлагаю самостоятельно проанализировать утверждения, согласившись или не согласившись с ними ( материал распечатан для каждого ребёнка).

1. Можно знать язык, но нельзя использовать его как средство общения

2. Не обязательно пользоваться языком для передачи информации, и без языка всё можно донести точно и понятно

3. Язык – средство взаимопонимания

4. Язык – средство пополнения знаний

5. Язык помогает выразить самые сокровенные чувства

Учащиеся работают самостоятельно или в паре, соглашаясь или нет с утверждениями. Однако, заполняя 3 столбик таблицы, они обязательно будут испытывать затруднения: скажется отсутствие знаний и текстового материала по этим вопросам.

Учитель: Всё ли получилось написать или в чём-то вы испытываете затруднения? Эти затруднения мы и попробуем сегодня преодолеть!

IV Коммуникация (поиск новых знаний индивидуально, в паре, в группе)

Учитель организует деятельность по поиску знаний.

(2 учеников читают текст с презентации)

Зачем Маугли старательно учил слова? (Маугли учил слова, чтобы пополнить свои знания и научиться общаться с людьми). Значит, зачем нам нужен язык?

Запись в тетрадь: 1. Для общения, взаимопонимания, пополнения знаний.

Учитель: Понял бы Маугли смысл этих выражений?

Язык мал, а вЕликим делом вОрОчает.

Ласковое слово и кость лОмит.

(Маугли не понял бы смысл этих выражений, ему не хватило бы знаний, словарного запаса). Давайте мы поработаем с этими выражениями:

Слайд 4: анимация по номерам:

1. Объясните выделенные орфограммы.

2. Что представляют эти выражения по форме?

Учитель: Посмотрите, сколько вы всего знаете и понимаете благодаря языку. Конечно, Маугли нужно ещё много заниматься языком, чтобы так, как вы всё объяснять и понимать.

Эти пословицы пришли к нам в современный русский язык из глубокой древности.

Как вы думаете, какими путями, какими способами они дошли до нас? ( Из уст в уста, при помощи письменности)

А какими ещё способами люди могли передавать информацию? ( Дети делают свои предположения).

…что в Африке известия передавались дробью большого барабана-тамтама?

…что язык свиста помогал жителям островов вдоль побережья Африки передать новость и даже позвать в гости?

… что канадские индейцы разводили костры, дым которых передавал на большие расстояния важную информацию?

Но был изобретён и «язык», более понятный нам.

Слайд 6: (читает ученик)

Г.Лонгфелло «Песнь о Гайавате»

Из мешка он вынул краски,

Всех цветов он вынул краски

И на гладкой на бересте

Много сделал тайных знаков,

Дивных и фигур, и знаков.

Все они изображали

Наши мысли, наши речи.

Это отрывок из поэмы американского писателя Генри Лонгфелло « Песнь о Гайавате».

Кто такой Гайавата? (отвечает подготовленный ученик)

(Гайавата – это главный герой поэмы Генри Лонгфелло « Песнь о Гайавате». Гайавата – это человек чудесного происхождения, который был послан к индейцам, чтобы расчистить их реки, леса, рыболовные места и научить народы мирным искусствам и ремёслам. В прямом переводе с одного из языков древнеиндейских племён Гайавата – это пророк, учитель.)

Учитель: Что же нарисовал Гайавата? Какие мысли и какие речи хотел донести рисунком Гайавата?

Рисунки лежат на столе перед детьми. Учитель организует работу в группах: ученики описывают рисунок, затем каждая группа читает своё описание.

Учитель: А теперь послушаем и сравним ваши описания с описанием Генри Лонгфелло.

(Читает учитель, одновременно показывает презентацию СЛАЙД 7 анимация )

«Дальше шли изображенья

Неба, звёзд, луны и солнца.

Вод, лесов и горных высей,

Землю вместе с человеком.

Для земли нарисовал он

Для заката – точку справа,

А для полдня – на вершине.

И всего, что населяет

Всё пространство под дугою

Белый день обозначало,

Звёзды в центре – время ночи,

Краской линию прямую,

А волнистые полоски –

Для небес – дугу под нею,

Тучи, дождь и непогоду».

Такое письмо называют рисуночным или пиктографией. Благодаря рисункам, сохранившимся на скалах, на стенах и во многих других местах, мы с вами знаем очень многое о людях, живших до нас. Они нам так передали информацию о себе, так как письменности тогда ещё не было.

Вам удалось точно-точно понять, что хотел своим рисунком сказать Гайавата? (Нет)

А когда прочитали пояснения писателя, стало понятней? (Да)

Как вы думаете, с целью передачи информации что легче и точнее: говорить или рисовать? ( Говорить) Значит, зачем нам нужен язык? ( Для более точной передачи информации).

Запись в тетрадь: 2. Для более точной передачи информации.

Учитель: Но это не значит, что современный человек не пользуется для передачи информации рисунками. В нашей с вами речи существует много знаков-символов, которые позволяют нам передавать информацию побыстрей в более сокращённом виде.

Слайд 9: анимация (Применение знаний)

Что означают эти знаки-символы?

1 .Красный крест – эмблема Международного Движения Красного Креста и Красного Полумесяца. Это международная гуманитарная организация, работающая сегодня по всему миру. Она оказывает гуманитарную помощь людям, пострадавшим в результате конфликтов и вооружённого насилия.

2. Пять колец – эти кольца окрашены в синий, жёлтый, чёрный, зелёный и красный, и переплетены друг с другом. Олимпийские кольца были разработаны Пьером Кубертеном в 1912 году. Пять колец представляют 5 частей света: Америку, Европу, Азию, Африку и Океания (Австралию).

3. Чаша и над ней головка змеи – символ медицины. Чаша – в ней готовили лекарство, а змея – могущество и мудрость. Вместе – победа над смертью и болезнью.

Учитель: И ещё одна очень интересная задача, принадлежит она английскому драматургу Бернарду Шоу: «Если у меня и у вас есть яблоко и если мы обменяемся этими яблоками, то у вас и меня останется по сколько яблок? По одному. А если у вас есть идея и у меня есть идея и мы обменяемся этими идеями, то у каждого из нас будет по сколько идей? По две». Как известно, идея – это мысль, выраженная словами. У меня, например, есть идея подарить вам стихи в форме диктанта.

(1 чел. пишет на доске):

Родной язык, родные звуки,

Отца и матери язык,

Которым с детства радость, муки

И мысль я выражать привык.

(Проверяем орфографию, пунктуацию, ставим оценку)

Учитель: Какова идея этой небольшой строфы? (Любовь к родному языку)

Как эти стихи дополняют наше исследование роли языка в жизни человека? Зачем ещё нужен язык? (Язык помогает выразить самые сокровенные чувства)

Запись в тетрадь: 3. Для выражения самых сокровенных чувств.

Раз- подняться, потянуться,

Три-в ладоши 3 хлопка,

Срочно высунь-ка язык.

На четыре-руки шире,

Шесть- на место тихо сесть

VI Самопроверка, самоконтроль

Обратимся к нашим таблицам с утверждениями: посмотрите на ваши записи и добавьте к ним или исправьте в них что-то, что вам кажется неполным или неправильным.

Учитель: Теперь я вам раздам таблицы с правильными ответами. Сравните свои ответы с ними, добавьте в последний столбик свои мысли, которые, по вашему мнению, всё-таки необходимо оставить.

Затем учитель раздаёт каждому ученику таблицы с эталоном доказательства (верного утверждения), где в разделе « Примечания/Дополнения» ученик может записать и свои мысли-аргументы. Учащиеся сопоставляют, дополняют свою работу. Затем учитель подводит класс к выводу по всему уроку.

Какая же у нас была цель урока? (Ответить на вопрос: «Зачем нужен язык?») Слайд 10

Пользуясь вашими таблицами с утверждениями и записями в тетрадях, составьте и запишите в тетрадь одним предложением ответ на этот вопрос. ( Язык нужен для общения, взаимопонимания, передачи информации, выражения самых сокровенных чувств)

VI Рефлексия (осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал на уроке и чему научился)

Учитель: Научное решение нашей цели урока мы сформулировали. Попробуем подойти к этому творчески. Выразите своё отношение к вопросу «Зачем нужен язык?» при помощи синквейна или ТРИЗ-загадки. ( Можно работать парами.)

-) Синквейн – это пятистрочие.

1 строка – название-существительное

2 строка – 2 прилагательных к этому существительному

3 строка – 3 глагола к этому существительному

4 строка – фраза, состоящая из 4 слов, показывающая отношение к теме

5 строка – синоним, который раскрывает суть темы

передаёт учит помогает

-) ТРИЗ-загадка – это загадка в 4 строки о предмете изучения по признакам или действиям

Нужный, но не интернет или Учит, а не преподаватель

( Можно напомнить загадки известные: Не лает, не кусает, а в дом не пускает)

Учит, а не преподаватель Меткий, но не стрела

Обогащает, а не золото Богатый, но не миллионер

Наполняет, а не вода Нужный, но не интернет

Просвещает, а не мудрец Могучий, но не великан

VII Домашнее задание:

1. Написать, как вы будете объяснять маленькому инопланетянину: «Зачем нужен язык?»

2. Посочинять ТРИЗ-загадки и синквейны (по желанию)

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *