Божья матерь что означает
Богородица
Работы догматического характера
О почитании Божией Матери
Об истории жизни Богородицы
Разнообразные работы о Богородице
Богоро́дица (Дева Мария, Божья Матерь, Богоматерь) – дочь праведных Иоакима и Анны; Матерь Господа Иисуса Христа; Приснодева; лучшая из когда-либо живших людей (не считая Её Божественного Сына, который, собственно, является не простым человеком, но Богочеловеком).
1) Несмотря на то, что Богородица именуется Матерью Божьей, догмат о Богоматеринстве нельзя интерпретировать так, будто Дева произвела из Себя Божество, сделавшись Причиной Божественного Бытия. Божество вечно, а Богородица — Божье Творение, но никак не наоборот. Догмат о Богоматеринстве необходимо осмысливать в свете учения о воплощении Бога. Боговоплощение было не чем иным как восприятием в Вечную Ипостась Сына Божия человеческого естества — соединением в Его Вечном Лице двух естеств: Божеского и человеческого. В результате этого акта Божественного Домостроительства Сын Божий, не переставая быть Богом, стал Совершенным Человеком: был зачат сверхъестественным образом ( Лк.1:35 ), выношен и рождён Преблагословенной Марией в соответствии с воспринятой Им человеческой природой. Поскольку Дева Мария носила под сердцем, а потом и родила не обыкновенного человека, но вочеловечившегося Бога, постольку и чествуется Церковью именно как Богоматерь и Богородица (см.: Введение в понятия: «сущность», «ипостась», «акциденция».).
О том, что Дева Мария является Матерью Бога, Священное Писание удостоверяет нас:
а) прямо именуя рожденного Ею Иисуса Сыном Божьим ( Лк.1:35 ),
б) сообщая об истинности Его рождения от Жены ( Гал.4:4 ) и действительности воплощения ( Ин.1:14 ).
в) приводя исповедание Елисаветы: «И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?» ( Лк.1:43 ).
г) отображая обращение ко Христу святого апостола Фомы: «Господь мой и Бог мой» ( Ин.20:28 ).
д) многократно свидетельствуя о Христе как о Боге на основании Его собственных Откровений: «Я в Отце и Отец во Мне» ( Ин.14:11 ); «Все, что имеет Отец, есть Мое» ( Ин.16:15 ) и т. д.
Догмат о Богоматеринстве получил окончательное закрепление на III Вселенском Соборе, состоявшимся в 431 году. Опровергавший эту истину Несторий, настаивавший, что Мария родила не Бога, но всего лишь человека Христа, осужден Церковью и назван новым Иудой.
2) Содержание учения о Приснодевстве Божьей Матери (утвержденное на V Вселенском соборе в 553 г.) состоит в том, что до Рождества, в Рождестве и после Рождества Богородица была, есть и навсегда остаётся Непорочной Девой.
Этот догмат имеет основание в Священном Писании и Священном Предании Церкви.
Ещё задолго до Рождества Господа Иисуса Христа о Его чудесном рождении от Девы возвестил пророк Исаия: «се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» ( Ис.7:14 ). Евангелист Матфей подтвердил, что это пророчество относится именно к Преблагословенной Марии ( Мф.1:23 ).
В другой своей проповеди Исаия указал через образ запечатанной книги, что Богородица сохранит Своё девство на все времена ( Ис.29:11 ). С книгой или скрижалью Она сопоставляется потому, что как через книгу обнаруживается мудрость её автора, так через Деву обнаружено Премудрое попечение Божие о Спасении человека; кроме того, Сам Её Сын именуется Божьей Премудростью ( 1Кор.1:24 ).
Пророк Иезекииль, по вдохновению Духа, подтвердил эту истину, указав на Приснодевство Марии через образ Таинственного Храма, сквозь ворота которого не пройдёт ни один человек, «ибо Господь, Бог Израилев, вошел ими, и они будут затворены» ( Иез.44:2 ). Храмом Спасовым, Многоценным Чертогом и даже Раем Небесным Богородица именуется потому, что была обителью Сына Божия и явила в Себе место особого проявления Божественной благодати. Девство Богородицы отображает, помимо Её физического состояния, преданность Богу, высочайшее нравственное совершенство и чистоту. А Своей добродетельностью Богородица превзошла любого другого человека. Так, если Предтеча Господень, о котором сообщается, что «из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя» ( Мф.11:11 )), констатировал, что «недостоин развязать ремень у обуви» Христа ( Ин.1:27 ), то Пресвятая Владычица не только одевала и обувала Христа, но и питала, и охраняла, и правильно воспитывала (см. подробнее: Можно ли называть Богородицу грешной или безгрешной?).
При всём положительном отношении Израиля к соблюдению девства до вступления в брак, во времена юности Богородицы не существовало традиции брать обет девства навсегда. Более того, незамужнее положение женщины могло подвергаться упрёкам и грубому уничижению (ср.: «И ухватятся семь женщин за одного мужчину в тот день, и скажут: “свой хлеб будем есть и свою одежду будем носить, только пусть будем называться твоим именем — сними с нас позор”» ( Ис.4:1 )). Несомненно, что именно Богородица дала основание благочестивой христианской традиции пожизненного девства ради служения Богу. Можно сказать, что в этом отношении Она является образцом для монашества: «незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу» ( 1Кор.7:34 ). Ввиду особой, исключительной близости к Богу Пресвятая Богородица поставлена, Промыслом Божьим, Главою не только над всеми людьми, но и над ангельским воинством, отчего Церковь и величает Её Небесной Владычицей или Царицей. В этом тоже следует видеть реализацию древнего пророчества: «стала царица одесную Тебя» ( Пс.44:10 ).
3) Священное Писание представило Божью Матерь не только в историческом повествовании и пророчествах, но и через прообразы, явленные в многочисленных ветхозаветных предметах и святынях, таких, например, как Неопалимая Купина ( Исх.3:2 ), Лестница Иакова ( Быт.28:12 ), скиния ( Исх.26:1 ), ковчег ( Исх.25:10 ). Даже и первозданная Ева, пока была невинной и не изуродованной скверной беззакония, служила прообразом Приснодевы, нередко называемой в этой связи Новой Евой (по аналогии с обозначением Её Сына, Христа, Новым Адамом ( 1Кор.15:45,47 )).
О Богородице в Библии
Новый Завет о жизни Богородицы повествует следущее:
Почитание Богородицы на Руси и в христианских конфессиях
На русской почве почитание Богородицы приобрело особенное значение, что выразилось, в частности, в утверждении праздника Покрова Пресвятой Богородицы (14 октября), неизвестного остальному христианскому миру, и во всенародном прославлении Богородичных икон.
Для сравнения следует заметить, что в протестантизме практически отсутствует богословско-мистическое понимание значения личности Богородицы и молитвенное Ее прославление. Формы же католического благочестия в отношении Девы Марии с Православной точки зрения кажутся чрезмерно чувственными и натуралистичными.
Например, католическое именование Богородицы Славой Божией, святой Розой в смысле некоего райского цветка, символа чистоты и непорочности органически чуждо Православию. Кроме того, в католической традиции достоинство Богородицы преуменьшено догматом о Ее непорочном зачатии. Согласно этому догмату, принятому в 1854 г., Богородица была зачата сверхъестественным образом, т.е. промыслительно изъята из состава человечества и еще до своего рождения освобождена от власти первородного греха. Православная Церковь рассматривает этот догмат как умаление нравственного совершенства и личного подвига Божией Матери.
Почему так много чудотворных икон Богородице
Велики помощь и заступничество Пресвятой Девы в жизни Церкви. Чудотворные иконы отражают эту реальность, фиксируя эти факты. Иконы отражают реальность заботы Богородицы о христианах, которые молитвенно обращаются к Ней.
Празднуя память той или иной иконы мы воспоминаем соответствующее её написанию событие и прославляем Пречистую Матерь нашего Спасителя. Как известно, прославление святых является формой прославления Бога, ведь Он является источником святости, “Будьте святы, ибо Я свят” ( Лев.11:44-45 ).
О молитвенном обращении к Богородице “спаси нас!”
Молитвенное обращение к Пресвятой Богородице «спаси нас» может означать прошение об избавлении или ограждении от опасности. Под опасностью же могут подразумеваться различные угрозы. Во-первых, опасности могут носить религиозный характер: опасность не исполнить какую-то норму Божьего закона, опасность в борьбе с силами зла, наконец, опасность уклонения от жизни во Христе.
Во-вторых, под опасностями могут подразумеваться угрозы, не связанные напрямую с христианскою деятельностью. Откликаясь на наши молитвы, Богородица, как Пренепорочная Матерь Христа, может помочь нам ходатайством, а может проявить Свою силу и власть как Небесная Царица, например, послать в помощь молящемуся ангелов.
В‑третьих, в силу Её сугубого обожения и очевидной определённости как Предстательницы за человеческий род перед Своим сыном Иисусом Христом, мы можем обращаться к Богородице о спасении своей души, но имея правильное представление о том, что Она достигла этого не по естеству, а по благодати, причастности к Богу.
В‑четвртых, это не единственная форма молитвенного обращения к Богородице о заступничестве, например, употребляется и такие: “Моли Сына Твоего и Бога нашего”, [Христа] моли о душах наших, “…Бога рождши Истиннаго. Того моли спастися душам нашим”.
Как совместить приснодевство Богородицы и то, что у Иисуса Христа были братья и сёстры, о них говорится у всех евангелистов, например ( Мк.6:3-4 ).
В еврейском языке значения слов братья и сестры значительно шире, чем в русском и включают в себя всех родственников человека, более или менее равных по возрасту, тех, кого мы называем дальними родственниками, например, двоюродных братьев и сестер. Это дети Иосифа Обручника от первого брака и Иаков, сын Марии, которая приходилась родственницей Богородицы.
Как понять фразу про то, что Дева Мария «родила Сына Своего первенца» ( Мф.1:25 ) и ( Лк.2:7 ).
Словом первенец переведено греческое слово прототокос, буквально значащее перворожденный. Это понятие не генеалогическое, а юридическое (первенец имел преимущественные права среди детей). Всё это подтверждает и то, что младенца Иисуса родители принесли в Иерусалимский храм (мы отмечаем это событие в праздник Сретения), т.к. в храм приносили лишь первородного младенца мужского пола.
Что такое “непорочное зачатие Богородицы”?
Учение католицизма о непорочном зачатии Девы Марии или, что то же, о том, будто Она была сверхъестественным образом изъята от уз первородного греха “с самого первого момента Своего Зачатия”, распространилось (в Западной Церкви) во времена позднего средневековья, но было догматизировано лишь в середине XIX века (папой Пием IX, в 1854 г.).
Православная Церковь, высоко оценивая достоинства Божьей Матери, тем не менее никогда не учила, что Она была изначально свободна от первородного греха. В святоотеческом богословии проводится чёткое утверждение, что Дева Мария была предочищена Святым Духом во время Благовещения, перед самым зачатием Господа Иисуса Христа (но не в момент Своего зачатия от Иоакима и Анны). Применительно к Спасителю не принято использовать выражение “непорочное зачатие”, но принято: «бессеменное зачатие от Святого Духа».
Следует заметить, что относительно вопроса о времени очищения Богородицы собственно от первородного греха в православно-богословской литературе встречаются разные мнения. Согласно одним, предочищение Её Духом Святым (перед зачатием Мессии) было связано и с Её очищением от первородного повреждения; согласно другим, Богородица была очищена от первородного греха в момент Сошествия Святого Духа на апостолов в День Пятидесятницы; наконец, третьи считают, что Её омытие от скверны первородного греха произошло через принятие Ею Крещения (совершённого Евангелистом Иоанном Богословом). Эти разногласия следует относить к частным богословским мнениям.
Виды икон Божией Матери и их названия, отличия и значение образов
За всю историю было написано более восьмисот разновидностей иконы Божией Матери. Самые первые из них принято приписывать евангелисту Луке. Наиболее ранние изображения Богородицы были найдены в римских катакомбах, их относят ко второму и третьему векам нашей эры. Давайте рассмотрим наиболее известные вариации икон Пресвятой Девы Марии и разберемся в их происхождении и значениях.
Разновидности православных икон Пресвятой Богородицы с названиями
В русском православном календаре насчитывается около двухсот шестидесяти чтимых икон Богородицы. Общее же число изображений Божьей Матери насчитывает порядка восьмисот шестидесяти икон. Давайте рассмотрим несколько наиболее известных разновидностей изображений Пресвятой Девы Марии.
Казанская
Является одним из самых распространенных изображений Богоматери. Сама Божья Матерь изображена по плечи полубоком, а на ее руке восседает Младенец Иисус. Их взгляды направлены на молящегося. Этой иконой принято благословлять молодоженов к венчанию, ее вешают возле детских кроваток.
Неупиваемая чаша
Чудотворная икона, известная с конца девятнадцатого столетия. По преданию, этот образ Божьей Матери явился миру, как источник помощи людям, страдающим от алкоголизма. На изображении присутствует сама Богоматерь, а впереди нее – младенец Иисус Христос, стоящий в чаше. Первоначальный образ был утерян в двадцатых годах прошлого века.
Феодоровская
Одно из ранних изображений, написанных, согласно преданию, евангелистом Лукой. На месте явления был построен монастырь во имя Нерукотворного Спаса. На иконе изображена Божья Матерь, к щеке которой прильнул обнимающий ее младенец. На обратной стороне изображался образ святой мученицы Параскевы Пятницы, покровительницы свадеб.
Державная
Изображение было найдено впервые во времена Февральской и Октябрьской революций в подвале Вознесенской церкви села Коломенского. Является основной святыней русских монархистов. По преданию, считается символом того, что падение монархии было послано русскому народу в качестве наказания за грехи.
Владимирская
Согласно преданию, написана Лукой во время жизни Девы Марии, на столе, за которым принимали трапезу Иисус Христос с Богородицей и праведным Иосифом. Изображение находилось в Палестине до середины пятого века нашей эры, после чего икону перевезли в Константинополь. В двенадцатом веке копия была отправлена в Киев.
Тихвинская
Еще одна из ранних икон, приписываемых Луке. Находилась в Константинополе до четырнадцатого века, после чего исчезла. Летописи гласят, что в то же время она явилась рыбакам на Ладожском озере возле города Тихвина.
Троеручица
Представляет собой образ Богородицы с младенцем на правой руке. Под правой рукой изображается человеческая кисть. Традиционно третью руку принято считать принадлежащей Богоматери.
Нечаянная радость
Написана под влиянием рассказа Дмитрия Ростовского о чудесном видении грешника, где говорится о человеке, который молился иконе Божьей Матери, а после шел на преступление. Однажды он увидел образ движущимся. Язвы Христа открылись, из них полилась кровь. Грешник просил помиловать его. Изображение повторяет сюжет рассказа – в левом нижнем углу помещают человека, молящегося перед образом Девы Марии с младенцем, в разорванной одежде и с язвами.
Блаженное чрево
На иконе изображается Богоматерь, сидящая на подушке, с младенцем на руках, который прильнул к ее груди. Изображение имеет черты итальянской живописи, из-за чего считается копией с итальянского оригинала.
Благовещение
Посвящена празднику Благовещения. На образе присутствуют Архангел Гавриил и сама Пресвятая Дева Мария. Описывает событие, рассказанное в Евангелие от Луки, когда Господь послал Архангела Гавриила с благой вестью, что Марии суждено стать матерью Спасителя рода человеческого.
Благодатное небо
Основной смысл изображения – прославление Божьей Матери, как Царицы Небесной. Ее прообразом являлась икона «Жена, облеченная в солнце». Образ Жены принято толковать, как символ Христианской Церкви.
Всех скорбящих радость
Здесь Богоматерь изображена в окружении бедствующих людей и ангелов, которые от ее имени совершают благие деяния. Является символом заступничества всех бедных, голодных, больных людей.
Воспитание
Здесь Богородица изображается с младенцем Христом, сидящем на ее левой руке. Правая рука Иисуса простирается к лику Девы Марии. Оригинальный образ находился в Казанском соборе до 1917-го года, после чего был утерян вследствие разрушения храма.
Живоносный источник
По преданию, явление иконы произошло в пятом веке, в Константинополе, в роще рядом с Золотыми Воротами. В этой роще находился святой источник, издавна прославленный чудесами.
Избавительница
Икона приобрела свою известность в семнадцатом веке, когда одна из греческих провинций, благодаря молитвам, избавилась от нашествия саранчи. Чудеса, исходящие от этого образа, привлекли множество паломников, что тяготило хранителя святыни Мартиниана.
Образ Избавительницы вез в поезде Александр Третий, когда ехал с семьей с отдыха. Поезд попал в катастрофу, но царская семья чудом была спасена.
Ключ Разумения
Здесь Богородица изображается в полный рост, а в нижней части образа присутствует ключ. Является символом разума и знаний. Перед образом совершаются молебны перед началом обучения детей, а также в случае, если у детей наблюдается задержка умственного развития.
Млекопитательница
Богородица кормит грудью младенца Христа. Иногда изображается в короне и с ангелами. Образу молятся за здоровье младенцев и с просьбами послать побольше грудного молока.
Неувядаемый цвет
Дева Мария с младенцем на правой руке и с белой лилией в левой. Символизирует неувядаемый свет непорочности Пречистой Девы.
Отрада
Один из ранних образов, считающийся нерукотворным. Происхождение связывают с чудесным спасением сына Феодосия Великого – Аркадия, который упал в воду с парусника вблизи монастыря, расположенного на Святой Горе Афон.
Помощница в родах
Икона, которой традиционно молятся женщины с просьбой о рождении детей и благополучных родах. Находится в Храме Спаса Преображения на Болвановке и в Зачатьевском ставропигиальном женском монастыре.
Самонаписавшаяся
Икона из афонского скита Иоана Предтечи. Имеет такое название в связи с тем, что, по преданию, художник, писавший ее, никак не мог успешно закончить над ней работу и отложил на утро, уйдя молиться. После чего утром обнаружил изображение полностью готовым.
Скоропослушница
Молитвы этой иконе помогают в непонятных ситуациях и недоумении. Скоропослушница – символ помощи в трудной ситуации, когда срочно нужно уладить дела или решить какие-то вопросы.
Утоли моя печали
Богородица держит младенца Христа правой рукой. В руках у него свиток с посланием к людям. Образ является символом избавления от болезней и душевных мук.
Целительница
Известна благодаря чудесным случаям излечения людей, молившихся перед этой иконой. Является символом исцеления от болезней.
Семистрельная
Богородица здесь изображена пронзённой семью стрелами. Сходна с иконой «Умягчение злых сердец», с тем отличием, что стрелы располагаются по обе стороны от Девы Марии. Было множество свидетельств чудес, сотворенных образом, таких как исцеление от болезней и душевных мук.
Всецарица
Данный образ является наиболее сильным для молитв во спасение от неизлечимых заболеваний, в том числе онкологии. Помимо этого, икона защищает от злого колдовства. Молитвы перед Всецарицей помогают избавиться от пагубных зависимостей.
Достойно есть
Обращение к этой иконе способно отпустить самые тяжелые грехи при условии, что молящийся раскаивается за свою вину. Избавляет ум и душу от греховных убеждений.
Знамение
Изображение сидящей Богородицы, поднимающей свои руки в молитве. На ее груди изображен младенец Иисус Христос на фоне круглого щита. Является одной из древнейших икон Православной Руси.
Иверская
Символ взятия Девой Марией всего человеческого рода под свое заступничество.
Взыскание погибших
Икона, посвященная родителям, молящимся за своих детей, символ утешения родительской скорби. Перед ней принято молиться за здоровье близких, с кем неизбежна долгая разлука.
Четыре типа образов святой
Существуют четыре основные разновидности изображения Девы Марии.
Первая разновидность иконографии – Знамение или Оранта. Богоматерь здесь представлена молящейся, возносящей руки к небу, на груди – красивый медальон с изображением Христа.
Второй тип – Одигитрия. Дева Мария стоит полубоком, а на одной ее руке восседает младенец Иисус. Обычно Богоматерь изображается по пояс, но есть иконы, которые отличаются оплечной композицией. К этому типу относят большинство старинных образов, приписываемых евангелисту Луке.
Третья разновидность – Умиление. Богоматерь склоняется головой к младенцу, а тот обнимает ее за шею.
Четвертый тип – Акафистный. К нему относят иконы, которые не вошли в первые три типа, в том числе редкие экземпляры, на которых не присутствует младенец Иисус.
Значение богородичных икон
Каждая из икон Богородицы означает что-то свое, и каждая является определенным символом. Каждый из образов призван разрешить ту или иную жизненную ситуацию, с которой молящийся обращается к Матери Божьей.
История происхождения первых икон
Первые изображения чудотворного лика Девы Марии приписывают авторству евангелиста Луки. Он считается одним из первых иконописцев в православной и католической традиции. По преданию, он был послан в составе семидесяти апостолов Христа на землю еще при его жизни. Происходил родом из греческой среды и был одним из авторов Нового Завета. Им были написаны первые образы Девы Марии и апостолов Петра и Павла.
Элементы иконографии
На большинстве образов Дева Мария изображается с младенцем – Иисусом Христом, сидящем на ее правой, реже – на левой руке. Взгляды направлены на молящегося и, в зависимости от конкретной разновидности, могут выглядеть спокойными либо уставшими от человеческих грехов.
На Богородице традиционно надет мафорий – одежда замужних женщин. Звезды на одеянии одновременно означают непорочность и являются символом Святой Троицы. Над головой Девы Марии присутствует нимб.
На иконографических изображениях присутствуют надписи: «MR OU» и «IС ХС», что означает имена «Матерь Бога» и «Иисус Христос» соответственно. В варианте икон Оранта Иисус изображается на медальоне Девы Марии, а сама Пресвятая Дева изображена стоя, с вознесенными в молитве руками.
Молитвы
Молитв к Пресвятой Божьей Матери так же много, как и разновидностей ее изображений. Принято считать, что неважно, какой именно иконе вы молитесь, так как молитва обращена не к конкретному образу, а к святому, на нем изображенному.
Самое главное – молитва должна быть искренней, идти от сердца и нести в себе исключительно благородные намерения. Вот некоторые из основных, часто используемых молитв.
Первая
«Царица моя Преблагая, Надежда моя, Богородица, Приют сирот и странников Защитница, скорбящих Радость, обиженных Покровительница! Видишь мою беду, видишь мою скорбь; помоги мне, как немощному, направь меня, как странника. Обиду мою знаешь: разреши ее по Своей воле. Ибо не имею я иной помощи, кроме Тебя, ни иной Защитницы, ни благой Утешительницы – только Тебя, о Богоматерь: да сохранишь меня и защитишь во веки веков. Аминь».
Вторая
«Богородица Дева, радуйся, Благодатная Мария, Господь с Тобой! Среди женщин Ты самая благословенная. Благословен Плод Твоего чрева, потому что Ты родила Спасителя душ наших».
Третья
«Царица моя преблагая, Надежда моя, Богородица, приют сирот и странников защитница, скорбящих радость, обиженных покровительница! Видишь мою беду, видишь мою скорбь; помоги мне, как немощному, направь меня, как странника. Обиду мою знаешь: разреши ее по Своей воле. Ибо не имею я иной помощи, кроме Тебя, ни иной Защитницы, ни благой Утешительницы – только Тебя, о Богоматерь: да сохранишь меня и защитишь во веки веков. Аминь».