Большая перемена что это такое простыми словами

Всероссийский конкурс «Большая перемена»: Главные цифры 2021 года

2,5 миллиона человек

Именно столько школьников и студентов колледжей в 2021 году приняли участие во Всероссийском конкурсе «Большая перемена» — проекте президентской платформы «Россия — страна возможностей». Это более чем в два раза превысило число участников 2020 года (в первом сезоне конкурса приняли участие 1 004 278 старшеклассников).

Большая перемена что это такое простыми словами. Смотреть фото Большая перемена что это такое простыми словами. Смотреть картинку Большая перемена что это такое простыми словами. Картинка про Большая перемена что это такое простыми словами. Фото Большая перемена что это такое простыми словами

Обладателями такого приза, который можно потратить на образование, стали 300 одиннадцатиклассников и 150 студентов колледжей. Ещё 300 учеников 9–10 классов и 150 студентов получили по 200 тысяч рублей. Топ-50 образовательных организаций (30 школ и 20 организаций СПО) получили по 2 миллиона рублей на развитие образовательной среды. Педагоги-наставники, подготовившие победителей конкурса среди учеников 9–11 классов и студентов СПО, получили по 150 тысяч рублей. Учителя школьников 5–7 классов — по 100 тысяч рублей.

Большая перемена что это такое простыми словами. Смотреть фото Большая перемена что это такое простыми словами. Смотреть картинку Большая перемена что это такое простыми словами. Картинка про Большая перемена что это такое простыми словами. Фото Большая перемена что это такое простыми словами

Столько победителей оказалось в возрастной категории «5–7 класс», которая в этом году была введена впервые. В сентябре лучшие из лучших проехали от Москвы до Владивостока на поезде «Большой перемены». «Путешествие мечты» стало первым образовательным путешествием по России для школьников.

Большая перемена что это такое простыми словами. Смотреть фото Большая перемена что это такое простыми словами. Смотреть картинку Большая перемена что это такое простыми словами. Картинка про Большая перемена что это такое простыми словами. Фото Большая перемена что это такое простыми словами

Три новых направления

Во втором сезоне конкурса уделили внимание развитию молодёжного предпринимательства (новое направление — «Предпринимай!»), развитию образовательных технологий (новое направление «Открывай новое!») и государственной безопасности (направление «Служи Отечеству!»). Всего в «Большой перемене» представлено 12 вызовов:

Наука и технологии («Создавай будущее!»), искусство и творчество («Твори!»), журналистика и новые медиа («Расскажи о главном!»), волонтёрство («Делай добро!»), историческая память («Помни!»), здоровый образ жизни («Будь здоров!»), экология («Сохраняй природу!»), урбанистика («Меняй мир вокруг!»), путешествия и туризм («Познавай Россию!»), «Открывай новое!» (развитие образовательных технологий), «Предпринимай!» (молодёжное предпринимательство) и «Служи Отечеству!» (государственная безопасность).

125 тысяч педагогов-наставников

Большая перемена что это такое простыми словами. Смотреть фото Большая перемена что это такое простыми словами. Смотреть картинку Большая перемена что это такое простыми словами. Картинка про Большая перемена что это такое простыми словами. Фото Большая перемена что это такое простыми словами

Все они в 2021 году принимали участие в «Большой перемене» наряду со школьниками и студентами. Педагоги не только помогают школьникам развивать их проекты, но и открывают клубы «Большой перемены» в школах по всей стране. В 2021 году в разных регионах России открыто уже более 100 клубов.

Большая перемена что это такое простыми словами. Смотреть фото Большая перемена что это такое простыми словами. Смотреть картинку Большая перемена что это такое простыми словами. Картинка про Большая перемена что это такое простыми словами. Фото Большая перемена что это такое простыми словами

Столько проектов участников «Большой перемены» вышли в финал Международной премии «#МыВместе». 17 проектов конкурсантов получили грантовую поддержку Росмолодёжи. Среди них — проекты, посвящённые сохранению исторической памяти и связи поколений, культурные и экологические проекты, а также образовательные и социальные инициативы.

Источник

«Большая перемена» 2020. Всё, что нужно знать о конкурсе!

Внимание! Эта статья посвящена конкурсу прошлого года. Подробная информация о мероприятии в 2021 году (который начнется 26 марта) будет опубликована на сайте чуть позже

Самый масштабный конкурс среди школьников… Самые невероятные испытания… Самые «вкусные» призы для победителей… И самая лучшая возможность изменить свою жизнь!

«Большая перемена» — лучшая возможность использовать время самоизоляции и карантина для школьников в 2020 году, как бы ни развивались события дальше. Ты сможешь:

Хочешь узнать все о конкурсе? Тогда читай эту статью до конца!

Поделитесь ссылкой со своими коллегами, одноклассниками и друзьями! Они оценят ваше внимание и будут благодарны за практическую помощь 🙂

Миссия, цели и задачи

Миссия

Главный герой конкурса — это ты, его участник. И твои способности — вот цель, ради которой в нем стоит участвовать.

Организаторы сделали все возможное, чтобы у старшеклассников были все условия для развития их способностей. Каждый может изменить мир! И «Большая перемена» поможет ученикам поверить в себя, найти в себе лучшие стороны и использовать их на благо себя, своей семьи и своего окружения.

Школа — это ключевая площадка, где дети проводят большую часть жизни. Здесь они создают свои первые проекты, приобретают друзей и соратников. В процессе Конкурса ученики объединят свои усилия друг с другом и с учителями для реализации совместных проектов.

Цель

Конкурс поможет выявить среди всех учащихся России тех ребят, которые:

Эти ребята получат поддержку для своего развития и дальнейшего образования.

Задачи

Чтобы миссия была осуществлена, а цель достигнута, будут решаться следующие задачи:

Основные принципы Конкурса: сотрудничество, объективность и открытость.

Кто может участвовать в конкурсе «Большая перемена»

Можно выделить две группы школьников, которые допускаются к участию в конкурсе. Все они должны быть гражданами Российской Федерации.

Для учеников 10 классов доступны особые условия и главные призы. Не переживайте, если вы еще не учитесь в 10 классе. В будущем вы тоже сможете стать одним из основных Участников проекта. Но сейчас у вас есть прекрасная возможность потренироваться, чтобы увеличить свои шансы для победы в будущем.

Внимание! Даже если вы не являетесь учеником 8-10 классов, все равно регистрируйтесь и принимайте участие! Для всех школьников будет проводиться множество конкурсов и еженедельно разыгрываться призы.

Поддержка

Каждый прошедший в полуфинал участник должен пригласить одного из учителей своей школы, чтобы вместе проходить испытания и участвовать в образовательных мероприятиях.

Замену педагога для участия в финале можно осуществить только в исключительном случае и лишь при согласовании с Оргкомитетом «Большой перемены».

Сроки, место и порядок проведения «Большой перемены» в 2020 году

Сроки

Конкурс проводится с 28 марта 2020 года до 31 октября 2020 года.

Место

Большинство мероприятий проводятся в дистанционном формате на всей территории России. Затем Очные Полуфиналы будут организованы в каждом Федеральном округе. А Финал будет организован в городе Москва.

Направления или «тематики»

Участники могут выбрать для себя одно из 9 направлений по темам:

Большая перемена что это такое простыми словами. Смотреть фото Большая перемена что это такое простыми словами. Смотреть картинку Большая перемена что это такое простыми словами. Картинка про Большая перемена что это такое простыми словами. Фото Большая перемена что это такое простыми словами

Этапы конкурса «Большая перемена»

Большая Перемена будет проводиться в шесть основных этапов. Рассмотрим каждый из них.

Большая перемена что это такое простыми словами. Смотреть фото Большая перемена что это такое простыми словами. Смотреть картинку Большая перемена что это такое простыми словами. Картинка про Большая перемена что это такое простыми словами. Фото Большая перемена что это такое простыми словами

Старт регистрации

Регистрация участников проводится с 28 марта по 22 июня.

Начало пути

Это дистанционный этап Тестирование. Проводится он с 31 марта по 22 июня.

Чтобы успешно пройти этот этап, нужно ответить на три блока вопросов:

После того, как участник прошел все тесты, он получит рекомендации по выбору одного из 9 направлений. Выбрать направление нужно один раз. Все следующие испытания конкурса будут проводиться внутри выбранного направления.

Представь себя

Третий этап будет проводиться дистанционно с 15 апреля по 22 июня.

Каждый подросток должен представить себя и показать собственный потенциал. Для этого он выполняет следующие задания:

Командное состязание

Четвертый этап проводится с 23 июня по 6 июля в дистанционном формате.

Участники получают проектные практические задачи, которые нужно выполнить в рамках направления, в котором они движутся. Для этого подростки должны привлечь единомышленников и своего любимого учителя для образования команды.

Большая перемена что это такое простыми словами. Смотреть фото Большая перемена что это такое простыми словами. Смотреть картинку Большая перемена что это такое простыми словами. Картинка про Большая перемена что это такое простыми словами. Фото Большая перемена что это такое простыми словами

Большая игра

Очный полуфинал будет проводиться с 1 августа по 30 сентября. Это очень ответственный этап конкурса!

До него могут быть допущены до 5400 победителей дистанционных этапов. 2700 участников из числа учеников 8-9 классов. И 2700 участников из числа учащихся 10 классов.

Полуфиналы будут проходить по следующему порядку:

Финальный ход

Финал проводится с 1 по 31 октября в очном режиме в городе Москва.

Большая перемена что это такое простыми словами. Смотреть фото Большая перемена что это такое простыми словами. Смотреть картинку Большая перемена что это такое простыми словами. Картинка про Большая перемена что это такое простыми словами. Фото Большая перемена что это такое простыми словами

Организаторы конкурса покрывают все расходы, связанные с приездом в Москву, жильем и питанием.

Призы и награды

Теперь обсудим самое «вкусное» — это то, за что борются участники Большой Перемены.

Те, кто прошел хотя бы 1 этап, получат именованный сертификат Участника.

Участники финала:

Победители финала:

Как можно распорядиться призовыми средствами

Для победителей «Большой Перемены» будет открыт накопительный или страховой счет. Для этого счета будет создан договор, в котором будет оговариваться то, на что назначаются выплаты. В последующем все платежи будут проверяться на соответствие этому договору.

На что можно потратить 1 миллион потратить:

На что можно потратить 200 тысяч рублей:

На что можно потратить школе 2 миллиона рублей:

Решение о том, как будут использоваться средства, нужно будет принять уже во время проведения конкурса и указать это в заявке.

Источник

Потребности государства в талантах и универсальных профессионалах так же велики, как мечты старшеклассника из далекой глубинки об учебе в лучшем ВУЗе и реализации смелых идей. «Майские Указы» 2018 года, благодаря которым появились и реализуются многие социальные проекты – ответ на запрос гражданского общества о переменах.

Большая перемена что это такое простыми словами. Смотреть фото Большая перемена что это такое простыми словами. Смотреть картинку Большая перемена что это такое простыми словами. Картинка про Большая перемена что это такое простыми словами. Фото Большая перемена что это такое простыми словами

Большая часть проектов ориентирована на молодежь – поколение, которому завтра предстоит строить экономику, запускать космические корабли и продвигать российскую науку. Одним из таких проектов является конкурс «Большая перемена», о котором мы сегодня расскажем, организованный в рамках проекта «Россия – страна возможностей». Это отличный шанс, чтобы воплотить мечту в реальность.

Об условиях конкурса

Организаторы конкурса – АНО «Россия – страна возможностей», Российское движение школьников, АНО Центр непрерывного развития личности – «ПроеКТОриЯ», ФГБУ «Роспатриотцентр». Поддерживают проект Сбербанк, Mail.ru group, социальная сеть «ВКонтакте». Конкурс проходит под патронатом Министерства просвещения РФ.

Задача конкурса – создание социальных лифтов для всех участников, стремящихся к успеху, применению талантов, но, при этом, не имеющих материальных или физических возможностей. И самое важное: конкурс организован для школьников, которые могут продемонстрировать свои таланты в тех направлениях, которые не оцениваются в пределах общеобразовательной программы, например – в предметных олимпиадах.

Участникам предлагается выбрать одно из девяти направлений, в которых конкурсанты смогут наиболее ярко раскрыть творческие способности, проявить индивидуальность и активную гражданскую позицию.

Большая перемена что это такое простыми словами. Смотреть фото Большая перемена что это такое простыми словами. Смотреть картинку Большая перемена что это такое простыми словами. Картинка про Большая перемена что это такое простыми словами. Фото Большая перемена что это такое простыми словами

Участникам конкурса, стартовавшего 28 марта, нужно пройти несколько этапов тестирования:

Базовый принцип конкурса – открытость и объективность, равные возможности для каждого участника.

Первый этап конкурса (регистрация) продлится до 22 июня 2020 года. Тестирование проводится в дистанционном режиме, что существенно увеличивает шансы на участие школьникам из самых отдаленных уголков – оно пройдет. Представить себя после регистрации и тестирования участники смогут 15.04 – 22.06. Первые три этапа – подготовка к участию, а дальше предстоит пройти еще 3 этапа. Еще один, «Командный этап», пройдет в удаленном режиме с 23 июня по 6 июля.

Личное участие требуется в полуфинале и финале конкурса. Полуфиналисты должны прибыть для участия в центр Федерального округа, по месту проживания, с 20 июля до 30 сентября. Финал пройдет в Москве: сроки проведения – 1 – 31 октября 2020 года.

Кто может принять участие в конкурсе?

В конкурсе принимают участие юные россияне, в возрасте 14-17 лет, которые учатся в 8-10 классах. Во время проведения очного полуфинала каждый участник имеет право пригласить своего педагога, чтобы воспользоваться его поддержкой.

В финале, в случае успешного прохождения, конкурсант принимает участие вместе со своим педагогом. Замена педагога в финале допускается только с разрешения Оргкомитета, в исключительных случаях.

Большая перемена что это такое простыми словами. Смотреть фото Большая перемена что это такое простыми словами. Смотреть картинку Большая перемена что это такое простыми словами. Картинка про Большая перемена что это такое простыми словами. Фото Большая перемена что это такое простыми словами

Тематические направления

В отборочном туре выясняется, какое из 9 направлений предпочтительнее для каждого участника. Выбранная тематика станет основной при оценивании и подведении итогов. Эта же тема на четвертом, командном этапе поможет участнику продемонстрировать свои лидерские качества.

Но все участники конкурса должны «примерить профессию» каждого направления:

В каждом тематическом задании участники должны продемонстрировать лидерские качества, эрудицию, желание участвовать в общественной жизни страны, творить перемены своими руками.

Большая перемена что это такое простыми словами. Смотреть фото Большая перемена что это такое простыми словами. Смотреть картинку Большая перемена что это такое простыми словами. Картинка про Большая перемена что это такое простыми словами. Фото Большая перемена что это такое простыми словами

Главное – участие!

Организаторы конкурса тщательно продумали, как распределить призы, чтобы не расстраивать тех участников, которым не удастся дойти до победного финиша. Ведь, победы и поражения в подростковом возрасте переживаются особенно остро!

Награды получат и участники финала, и победители, и даже те участники, которым удалось завершить, хотя бы, один из этапов конкурса.

Стоит обратить внимание, что по правилам конкурса оценивается активность и результаты каждого участника суммированием баллов. Они получат сертификаты участников «Большой перемены».

200 лучших педагогов, принимавших активное участие в победе своих учеников, станут обладателями права на участие в программе Мастерской «Сенеж», а также удостоверение о повышении уровня квалификации.

Победители конкурса смогут помочь своей родной школе в улучшении условий для учебы: 20 лучших образовательных организаций, выявленных по суммарному рейтингу своих учеников и учителей, будут награждены денежным призом – 2 000 000 рублей.

Источник

«Большая перемена» – твой шанс изменить мир

«Трудные времена создают сильных людей. Сильные люди создают хорошие времена» – эту цитату Г.Майкла Хопфа, американского предпринимателя и автора бестселлеров, можно смело отнести к проекту «Большая перемена» и его идейной вдохновительнице – директору Роспатриотцентра Наталии МАНДРОВОЙ. Конкурс был запущен в самый кульминационный момент пандемии коронавируса, когда образовательная система с трудом выдерживала сложности перевода на дистанционный формат, а у многих педагогов, родителей и школьников попросту опускались от бессилия руки. Однако не было бы счастья, да несчастье помогло. За недолгое время существования конкурса был сделан огромный шаг вперед: вовлечены тысячи людей, разработаны и опробованы на практике сотни активностей. О начале и продолжении славных дел и широте возможностей в экосистеме проекта, планах и перспективах «Большой перемены» и партнеров Наталия Александровна рассказала в эксклюзивном интервью «Учительской газете».

Большая перемена что это такое простыми словами. Смотреть фото Большая перемена что это такое простыми словами. Смотреть картинку Большая перемена что это такое простыми словами. Картинка про Большая перемена что это такое простыми словами. Фото Большая перемена что это такое простыми словами

– Представим, что читатель ничего не знает о проекте. Расскажите, пожалуйста, что такое «Большая перемена». Как проект появился, кто им занимается, какие цели он преследует?

– «Большая перемена» – один из флагманских федеральных проектов в области гражданского и патриотического воспитания, который стартовал в этом году, хотя конкурсу уже полтора года. Проект в каком-то смысле «счастливое дитя пандемии». Когда стало ясно, что ситуация ухудшается, школьники должны уходить на дистант, для системы образования это огромное напряжение.
Стало понятно, что у компонентов внеклассной активности нет цифровых двойников. Они необходимы, особенно для старшеклассников. По заявлениям специалистов, все пандемии проходят через несколько волн, поэтому дистанционный формат планировался на длительный период. Три года могли оказаться выброшены из жизни старшеклассников, поскольку не было создано цифровой среды, обеспечивающей им развитие, социализацию, профориентацию. «Большая перемена» стала ответом на необходимость создания цифровых двойников. С другой стороны, у проекта изначально было правильное целеполагание. Молодой человек, оказавшись в неконтролируемом цифровом пространстве, будет заниматься тем, что ему интересно, и пойдет туда, где увлекательно. Стало очевидно, что нужно создавать проект, аналогов которому не существует: актуальный, интересный, отвечающий потребностям молодежи, взаимодействующий со школьниками и студентами на близком для них языке.
Совокупность факторов привела к разработке качественного продукта. Главное в «Большой перемене» – сообщество, но изначально проект создавался и запускался как конкурс, инструмент, дающий возможность объединить, мобилизовать аудиторию. Именно поэтому нашими преданными и заинтересованными партнерами стали многие госкорпорации. Они являются донорами экспертизы, интегрируют свои корпоративные проекты в наш. Например, в акселератор Росатома взято 30 проектов, предложенных педагогами-наставниками «Большой перемены». 70 детей-конкурсантов в этом году отправились в научную экспедицию в Арктику, в первую очередь заинтересовавшиеся энергетикой, промышленностью, атомными технологиями. Да и сама романтика Севера увлекает! Сейчас мы запустили двухнедельное путешествие по стране. В нем участвуют 300 школьников 5‑7‑х классов, едут от Москвы до Владивостока 15 дней. У ребят будет 12 остановок – по количеству вызовов проекта, включая космодром Восточный. Поезд оснащен по последнему слову техники. Ночью дети едут и спят, днем у них насыщенная образовательная программа: гуляют, посещают мероприятия, смотрят страну. Чтобы организовать такое путешествие, нужна огромная команда – это и сотрудники РЖД, которые, по сути, помогли оснастить проект. Произошла интеграция множества состоявшихся компаний и людей вокруг повестки детства и поколения пандемии, которому надо было помочь. Прошлый год предрешил судьбу проекта: «Большая перемена» стала самым масштабным конкурсом в истории страны. В прошлом году в нем зарегистрировались чуть более миллиона человек, включая порядка 150 тысяч педагогов. Это каждый четвертый школьник старших классов. При этом 400 тысяч прошли тестирование в полном объеме.

Благодаря «Большой перемене» мы, работники образовательной системы, видим, как дети выбирают профессию, что они хотят. Это дает возможность понимать потребности обучения в старшей школе. И сам ребенок получает больше информации о своих сильных сторонах и качествах, о навыках, которые нужно прокачать, более осознанно начинает подходить к вопросу собственного развития. Дети должны осознавать: в старших классах ими занимаются школа, родители, мы, но прозвенит последний звонок, и дальше они уже сами отвечают за свое развитие и судьбу, решают, на чем делать акцент. Меняется человек, меняется среда, меняется образовательный ландшафт в целом.

– Хотелось бы уточнить, исходя из сказанного, относительно акцента на самостоятельности. Если ведомства и чиновники были во время пандемии обеспокоены поиском цифровых платформ, с тем чтобы там преподаваемое сочеталось с образовательными программами и стандартами, с одной стороны, и с интересами детей – с другой, то в рамках «Большой перемены» ребята сами выбирают то, что интересно им. И второй уточняющий вопрос: вы могли бы подробнее рассказать о приглашении детьми на конкурс наставников?

– «Большая перемена» – проект президентской платформы «Россия – страна возможностей». Она позволяет нам делать образовательные продукты, которые не были реализованы до этого момента. По сути, «Большая перемена» – единственный конкурс, который нацелен на то, чтобы каждый ребенок в нем становился все более и более успешным. Традиционные конкурсы – игра на вылет. Практически с первой минуты участия. Не успеваешь привыкнуть, сориентироваться, оглядеться – ты уже вылетел.
Но только не в «Большой перемене». За огромную часть дистанционного этапа не начисляется никаких баллов. Нет барьерных испытаний. Это возможность для ребенка выстроить индивидуальную траекторию успеха, выбрать свое направление из 12 представленных (для этого есть специальные тесты), выяснить сильные стороны, в сочетании с интересом к предмету они станут самыми выигрышными в дальнейшей профориентации. Ребята могут работать с любым языком, который им ближе: писать, если принадлежат к вербальной культуре, снимать ролик и говорить на языке фильма, если они визуалы, записать подкаст, будучи аудиалами. Множество способов самовыражения дает возможность активировать творческий потенциал. Все форматы коммуникации равнозначны. Помимо этого ребенок имеет возможность выбрать конкурсное задание, предварительно изучив все представленные, и мы даем школьнику возможность пригласить на конкурс наставника. Детям, возможно, нужна поддержка, когда им кажется, что учитель-предметник может быть полезен для решения какой-то задачи, или они могут нуждаться в эмоциональной подпитке и помощи в организации процесса. Но наставника можно не приглашать, это право ребенка, а не обязанность. Приглашенный педагог проходит через фильтр доверия. Если у него нет на ребенка времени или желания помочь, учитель в проекте не окажется, никакого вознаграждения для педагога не предусмотрено. Чем старше ребенок, тем выше у него потребность в альянсе со взрослыми, возможно, по мере взросления проще найти общий язык со старшими, интереснее с ними общаться. 40% детей назначили себе наставников, 60% участвовали без них. С одной стороны, многие ребята хотели попробовать свои силы, с другой – многим из них, как ни грустно это звучит, некого пригласить. Конечно, это вызов для системы образования. Если даже обучение в настоящее время подается и воспринимается как услуга, между обучающим и обучаемым должен устанавливаться альянс.

– Задам еще пару уточняющих вопросов: каково содержание образовательных программ «Большой перемены», какие там задания, кто их готовил, как это прорабатывалось? Если педагог в этом сезоне получает приглашение участвовать в конкурсе, что его ждет, что он будет делать, к чему ему готовиться?

– Проект развивает и школьника, и наставника. Нет инструкции, что должен делать педагог, когда присоединяется к «Большой перемене». Но чем конкурс развивает педагога, так это формированием сплоченного сообщества, и не только. Во-первых, все вдруг осознают, что в обучении не хватает групповых форм работы. Взаимодействуя со своим учащимся, пытаясь с ним на равных решить задачу, педагог входит в его положение. На традиционном уроке учитель знает ответ. Здесь ни педагог, ни ученик его не знают. Это совершенно другая плоскость постановки методической задачи. И все начинают понимать, что у групповой деятельности есть свой инструментарий, своя дидактика, другая эффективность, иной остаточный образовательный результат. Дети, которые прошли через «Большую перемену», в большинстве своем никуда не уходят. Они считают, лучшее, что с ними случилось, – школьные годы: классно работать в команде, изучать какой-то материал, делать совместный проект, – и очень хотят привнести это в класс. И учителя, которые прошли через «Большую перемену», понимают, что инструментарий конкурса будет прекрасно работать на уроке.

– Заметки на полях: soft skills и навыки 4 «к» вы с помощью конкурса внедрили в школы, не меняя образовательные стандарты и никуда не вмешиваясь?

– Мы поставили всех в такую ситуацию, когда от этого никуда не денешься!

– Какие нововведения предусмотрены в этом году? График, регистрация, подведение итогов… Что можете рассказать про текущий сезон?

– В этом году в конкурс добавились 5‑7‑е классы и студенты колледжей. Для последних, которых оказалось 400 тысяч, конкурс такой же, как для старшеклассников. В следующем году ситуация изменится: добавим специализации, которые характерны для СПО. Наиболее востребованными оказались специальности, связанные с IT, аграрные и строительные. Студентам нужно не то же самое, что старшим школьникам. Во-первых, они более рациональны, многие работают и ориентируются на быстрый образовательный результат, а конкурс очень длинный. Нельзя сказать, что они не могут, они не хотят, поэтому и ушли учиться в СПО. У студентов очень высокий запрос на саморазвитие и творческую самореализацию помимо профессионального роста.
Поэтому, ориентируясь на нужды студентов, мы будем совершенствовать продукт, для них будут введены программы, связанные с развитием компетенций. Одна из лучших бизнес-школ страны окажет нам помощь. Сейчас формируем программы образовательных путешествий, связанных с профориентацией. Учишься в строительном техникуме – поезжай и посмотри лучшие стройки страны. Мы создаем образовательный продукт нового типа, который находится рядом с «Большой переменой». Это задача текущего и следующего годов. Должны появиться другие механизмы входа в эту систему не только для детей, участвующих в конкурсе. Не всем надо соревноваться, но ценность образовательной экосистемы настолько велика, что мы формируем новые точки входа в нее, и со временем их будет все больше.

– Кто и что входит в эту экосистему? Каковы перспективы ее развития?

– Сейчас мы входим в век образовательных экосистем. Ценность любой системы заключается в ее способности объединять вокруг какой-то идеи или цели большое количество методических игроков, у которых есть собственные стратегии развития, независимая хозяйственная деятельность и общие задачи, решение которых может закрыть большую часть потребностей. В центре экосистемы, которую мы строим сейчас, находится ребенок с его потребностями, ожиданиями, тем, что есть у него сегодня. У детей, безусловно, есть потребность в образовании, но более практичном. Даже если ребенок учится в школе и готовится к ЕГЭ, он постоянно ищет ответ на вопросы: «Зачем мне это надо? Насколько рационально я трачу свое время?» У молодого поколения другая система ценностей, стоимость времени совершенно иная, нежели у родителей и педагогов. И этой валютой они расплачиваются с системой образования и развлечений. Мы не подменяем систему образования, не конкурируем с ней, мы достраиваем ее теми элементами, которые сегодня ребенку нужны больше всего.

Все, что связано с работой, с развитием soft skills, акселерационные программы, позволяющие ребенку реализовать свой уникальный замысел, олимпиады школьников, международные конкурсы – это прекрасно. Но это мероприятия для верхнего слоя академически успешных в разных направлениях детей.

Как решается проблема выбора? Приведу пример разделения между Бауманкой и Физтехом. Если ты инженер, иди в Бауманку. Если ученый-исследователь, иди в Физтех. В зависимости от типа интеллекта и предметного интереса ты выбираешь траекторию.
Стали появляться инженерные конкурсы, пришедшие вместе с олимпиадным движением НТИ. Однако огромное количество детей – неинженеров и неисследователей оказываются вообще нигде. Возможно, они обретут свое счастье уже во взрослой жизни, но детство – это не ожидание жизни и не подготовка к ней, это и есть жизнь. И для каждого возраста должна быть своя система возможностей.

– Говоря о победителях, финалистах конкурса, ребятах, которые участвуют в работе комиссии Госсовета, были приглашены на ряд мероприятий в качестве ведущих участников и так далее… Это социальный лифт, который сработал на 1000%?

– Это не единственный показатель успеха, но наглядный и очень важный. Таких детей много. То, что еще не затронули: мы достраиваем систему самореализации ребенка. Рабочая группа Госсовета, в деятельности которой участвуют ребята, – элемент социализации. Это среда поддержки. Нам удалось объединить в период пандемии большое количество игроков, не имевших отношения к образовательной системе, но теперь они стали частью образовательной среды. Конечно, сейчас мы вышли на новый уровень, с нами всероссийские детские центры «Артек», «Океан», «Смена». В будущем году мы интегрируем в систему региональные всесезонные лагеря. Создается сетка школ: каждый год по 50 образовательных организаций будут получать гранты на развитие образовательной среды в размере 2 млн рублей. В прошлом году отличилась одна новороссийская гимназия: из нее было целых 8 финалистов! Но решение, на что школа должна потратить деньги, принимает победитель конкурса, это его вклад.
Это первый пример, когда ребенок является сопроектировщиком образовательной среды. Есть возможность среду принять, есть возможность диалога, есть возможность у школы пойти навстречу ребенку. Формируются зачатки культуры, в которой ребенок и взрослые не находятся по разные стороны баррикад, а включены в единый организм. И учитель, и ребенок живут, учатся, достигают своих целей. Ждем школы, нам есть что предложить, чем усилить сегодня школу, что ей дать.

– И наконец заключительный вопрос. Чего вы хотели бы пожелать педагогам ко Дню учителя?

– Мы живем в мире, где необходимо учиться в течение всей жизни. ХХI век – это, бесспорно, век образования. За образовательными технологиями, за педагогами, любящими свое дело, будущее. День учителя – это возможность для каждого из нас поблагодарить своих любимых учителей, сказать им еще раз, какую важную роль они сыграли в нашей жизни.

Я хочу пожелать всем педагогам, всем наставникам творческой реализации, потому что профессия учителя одна из самых творческих и креативных. Успехов вашим ученикам, ведь достижения ученика – это лучшая награда для каждого учителя. Крепкого здоровья, благополучия, воплощения самых смелых идей и, конечно, больше времени на себя и своих близких. С праздником! С Днем учителя!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *