Богиня нефтида богиня чего

Бог Египта Нефтида

Бог Египта Нефтида

Богиня Нефтида

Нефтида, сестра Исиды и Осириса, редко изображалась в полном одиночестве, без брата или сестры. Действительно, образ этой богини неразрывно связан с непростой историей ее семьи.

Обычно Нефтида появляется, когда возникает необходимость в охране умершего, и, разумеется, она совершала бдение и над телом своего брата Осириса. Ту же услугу богиня оказывает всем смертным, начиная с самого фараона, когда приходит их черед.

Нефтида как покровительница и защитница умерших часто изображается с распростертыми в оберегающем жесте руками.

Рассказывая о Нефтиде, невозможно не упомянуть о ее семье. Ее возлюбленный Осирис, супруг Сет и сестра Исида вовлекли Нефтиду в круговорот самых невероятных событий. Однако эта хладнокровная, скрытная и осторожная богиня никогда не давала себя обмануть.

Нефтида предстает личностью, вполне способной самостоятельно распоряжаться своей жизнью. И страшные события, потрясшие ее семью, никак не сказались на ее амбициях. Тем не менее, Нефтиде суждено было всегда оставаться в тени своей прославленной сестры Исиды. Их отношения наверняка несколько отравляла зависть, но все же не настолько, чтобы их разлучить. Вот почему древние египтяне редко изображали Нефтиду в одиночестве и даже не упоминали о ней без ее сестры!

Пятый ребенок в сложной семье

Из этой пятерки Нефтида, похоже, оказалась самой уравновешенной.

В легенде об Осирисе она занимает место скорее свидетельницы, нежели участницы. Богиня проявила в этих обстоятельствах завидную выдержку, ведь она была одновременно сестрой и супругой Сета, сестрой и любовницей Осириса, сестрой и подругой Исиды, которая была супругой Осириса!

Эта эпопея, в которой богини были неразлучны, объясняет, почему египтяне всегда изображали Нефтиду вместе с Исидой. «Я, как и Исида, плакальщица Осириса». Нефтида не могла бы лучше выразить поддержку, которую она оказала своей сестре, и любовь, которую она питала к своему покойному брату. К слову, из-за этой любви богиня не раз «согрешила».

Много незаконных детей!

Для богини, которая слыла бесплодной, Нефтида обольстила многих и произвела на свет немало детей! Помимо сына, которого она родила своему мужу Сету, и Анубиса, которого она родила своему любовнику Осирису, у Нефтиды было еще двое или трое отпрысков божественного происхождения: например, некий Анубис-Сотис, плод связи между богиней и ее предком Ра! А еще у нее была дочь, рожденная, по преданию, от бога-сокола Хемена.

Древние египтяне дали Нефтиде в братья и мужья бога Сета. Но дальше свидетельства расходятся. Некоторые тексты намекают на бесплодие богини, из-за которого та не могла подарить своему мужу детей. Другие же наоборот заостряют внимание на ее материнстве. Якобы Нефтида родила от Сета сына, которого бросила, чтобы тот не навредил сыну Осириса, Гору! В любом случае, похоже, что богиня была не слишком счастлива в браке. По крайней мере, гомосексуальные наклонности ее супруга заставляют это предполагать. К тому же, по преданию Нефтида питала к Осирису тайную страсть.

. и любовница Осириса

Хотя сегодня это может показаться нам странным, если не сказать шокирующим, но кровосмесительная связь Нефтиды и Осириса нисколько не уменьшила привязанности богини к ее сестре Исиде. Судя по всему, боги, как и люди, порой переносят свои чувства на другой объект! От этой связи родился внебрачный ребенок, которого назвали. Анубисом! Теперь мы понимаем, почему последний с такой заботой забальзамировал и мумифицировал тело Осириса, когда оно было обнаружено. Кроме того, Нефтида всегда оберегала своего племянника, ребенка, которого Исида родила от покойного мужа Гора. «Он Гор; его мать Исида произвела его на свет, а его тетка Нефтида вынянчила его». Она окружила мальчика всеми заботами, тем более что Гор в этом действительно нуждался: напомним, что он был очень болезненным ребенком. Чтобы делать своему племяннику компрессы для лечения ран и других болезней, Нефтиде приходилось прясть и ткать, как простой смертной. Однако вскоре добрый бог Тот, пораженный подобной самоотверженностью, послал к ней на помощь ткачих богини Нейт.

Поиск тела Осириса

Возвращение Осириса или тщетная надежда

Эта ужасная история потрясла всех богов без исключения. И хотя исход был предопределен, все до последнего надеялись, что примирение возможно. Все, начиная с самой Нефтиды, которая, как супруга одного и любовница другого, оказалась между двумя героями чудовищной драмы, как между двух огней. Однако ничто не могло предотвратить убийство Осириса и скорбь женщин. В этом отношении тексты единодушны, описывая всепоглощающую страсть, которую обе сестры питали к своему брату, любовнику и мужу: «Благодаря нам ты забыл горе. Мы соберем твои члены для тебя и придумаем, как защитить твое тело. Вернись же к нам, чтобы мы могли забыть о твоем враге. Вернись в том самом обличье, которое было у тебя на этой земле. Оставь гнев и яви нам свое милосердие, о Господин! Воссядь же вновь на престоле Обеих Земель, ибо ты единственный бог, чьи планы благоприятны для божеств. Вернись же без страха в свое обиталище». Но Осирис остался глух к этому призыву. Никогда больше он не вернется к живым. С этих пор он будет владыкой Царства мертвых и верховным судьей нашего мира.

Не сумев стать царицей мертвых, Нефтида нашла себе место на небесах, среди звезд! Появляясь над горизонтом и исчезая в своем ритме, звезды делили небосвод на тридцать шесть частей (или деканов). Это деление придумали древние жрецы-астрономы. Как бы то ни было, эти тридцать шесть деканов образовывали пояс, замыкающий вселенную, и за год Ра, путешествуя по нему, совершал полный круг. И в каждом из деканов, которые пересекал Ра, в течение десяти дней пребывал кто-нибудь из богов или богинь. Свое место среди звезд было и у Нефтиды. Кроме того, ей принадлежал один из одиннадцати дополнительных дней, получившихся в результате расхождения между календарным годом и годом астрономическим. Так, и на земле, и на небесах Нефтида была, подобно своим братьям и сестрам, частицей вселенной!

Нефтида на службе у Ра

Однако тот факт, что Нефтида пребывала в одном из небесных деканов, означает, что она, несмотря на давний гнев Ра, была защитницей бога солнца (даже Сет охранял его вместе с остальными богами). Действительно, «Тексты пирамид» отождествляют Исиду и Нефтиду (как всегда, неразлучных) с двумя солнечными ладьями: дневной и ночной соответственно. Также богини превращались в змей, охранявших последние врата в подземное царство Дуат. Именно через эти врата проходило солнце каждый вечер, отправляясь в свое ночное путешествие. И, наконец, они были двумя пилонами, отмечавшими и охранявшими вход в величайшие храмы Древнего Египта.

Однако Нефтида оказала Ра еще одну, куда более необычную услугу. Об этом рассказывает нам Папирус Весткар, удивительный документ XVIII династии, в котором историческая правда тесно сплелась с мифологией.

Нефтида, или божественный пилон

Фараоны, родившиеся под присмотром Нефтиды

Неразлучные в мифологических текстах Исида и Нефтида были неразделимы и в религии Древнего Египта. От храма, где им поклонялись, до саркофагов, которые они оберегали вдвоем. И, кажется, ничто не могло их разлучить.

Нефтида, прожившая столько времени рядом с Исидой, в результате стала систематически отождествляться с ней, так что у нее не было своих собственных храмов. С древнейших времен эта богиня неизменно связывалась с культом своей старшей сестры. И, как правило, последняя охотно принимала младшую сестру в своих святилищах.

Культ Нефтиды всегда был связан с культами других богов или богинь. Помимо уже не раз упомянутой Исиды, поклоняясь которой, люди естественным образом вспоминали и о ее сестре, среди них была (в Поздний период) Анукет, богиня острова Сехель, расположенного близ Элефантины. Разумеется, Нефтиде поклонялись и в святилищах ее вспыльчивого и коварного супруга Сета. Особенно в Омбосе, в Верхнем Египте. Нам известно, что правители династии Рамсесов (т. е. XX династии) особенно чтили эту божественную пару. Пару, к которой весь Египет с давних пор относился с некоторым недоверием из-за непростого характера бога и богини.

Богине Нефтиде было посвящено по меньшей мере два праздника. Первый, более значимый, отмечался в храме бога Гора, расположенном в Эдфу. В этом предназначенном для торжеств и паломничеств месте на двадцать восьмой день месяца фармути (февраль-март) египтяне праздновали событие, известное под названием «Сердце Нефтиды ликует». Похоже, что это ликование следует связывать с самим Гором. Быть может, с его окончательной победой над Сетом? Ведь мы помним о том двойственном положении, которое Нефтида занимала между своими вечно враждовавшими супругом и племянником.

Менее радостным событием был «День плача Исиды и Нефтиды», отмечавшийся в том же сезоне перет (с ноября по март по григорианскому календарю). Связь этого праздника (о проведении и обрядах которого нам мало что известно) и культом Осириса очевидна. На это намекает его название, в котором имя Нефтиды снова поставлено рядом с именем ее сестры.

С 22 по 26 день месяца хойяк (с октября по ноябрь по нашему календарю) вновь наступало время рыданий. Египтяне жалобными голосами, которым вторили профессиональные плакальщицы, молились о воскресении земляных статуэток (или образов) двух богов: Осириса и Сокара. Считалось, что этот плач Нефтида исполняла вместе с Исидой, и он был свидетельством их скорби и мольбой о возрождении. Скорбные, но проникнутые бесконечной надеждой праздники!

Одна из наиболее часто изображавшихся богинь

Парадоксально, что, несмотря на отсутствие святилищ, Нефтида была одной из наиболее часто изображавшихся богинь Древного Египта. Однако это объясняется ее ролью в погребальных обрядах. Поэтому больше всего шансов встретить богиню в гробницах. В частности, в гробницах Хаэмуаса (XX династия) и Нефертари (XIX династия), расположенных в Долине Цариц.

Саркофаги под защитой Нефтиды

Амулеты с образом Нефтиды

Логично предположить, что среди охранных амулетов, помещавшихся на забальзамированные и мумифицированные тела, должны быть изделия с изображениями Нефтиды. Однако, как ни странно, до нас дошло всего два или три экземпляра, датирующихся, самое раннее, XXII династией. И только при XXVI династии амулеты с образом Нефтиды получили широкое распространение. В гробницах XXX династии, обнаруженных при раскопках в Абидосе (городе Осириса), были во множестве найдены красивейшие изделия этого рода, изготовленные из фритты, покрытой эмалью традиционного синего цвета. Значительную часть сегодня можно увидеть в Эшмоловском музее Оксфорда. И все они были найдены среди других предметов погребальной обстановки, рядом с амулетами. кого бы вы думали? Конечно, Исиды!

Судя по всему, египтяне очень долго верили в покровительство, которое Исида и ее сестра Нефтида оказывали умершим. Об этом свидетельствуют катакомбы Комэль-Шукафа. Здесь были обнаружены фрески с изображениями двух женщин в трауре, стоящих по обеим сторонам гроба. Мы никогда не узнали бы о том, кто это, если бы на одной стеле позади них не красовались две хищные птицы: сокол Исиды и коршун Нефтиды.

По преданию, Нефтида охраняла одну из четырех каноп. Эти сосуды, в которые помещались внутренние органы, извлеченные из тела перед бальзамированием, в момент погребения египтяне ставили по углам саркофага. И каждую канопу стерегло какое-нибудь божество. Более того, каждый сосуд связывался с определенной стороной света, как показывает таблица внизу. Так, Нефтида охраняла Легкие, и ее стороной был север.

Источник

Нефтида

Нефтида (греч.), Небетхет (др.-егип. «Госпожа обители») — в египетской мифологии младшая из детей Геба и Нут. Богиня гелиопольской Эннеады.

Изображалась в образе женщины с иероглифом своего имени на голове (дом со строительной корзиной наверху). Считалась и почиталась женой Сета, но, судя по текстам, очень мало с ним связана. Её сущность в египетской религиозной литературе почти не раскрыта. В мифологических текстах, однако, Нефтида выступает вместе с сестрой Исидой в мистериях Осириса и во всех заупокойных магических обрядах. Она вместе с Исидой оплакивает Осириса, участвует в поисках его тела, охраняет его мумию, стоя у изголовья его ложа. Обе сестры у восточного неба встречают умершего. Нефтида являлась спутницей Ра во время его ночного плавания по подземным водам.

Нефтида, чье имя по-египетски произносится как Небетхет, рассматривалась одними авторами как богиня смерти, а другими — как аспект Черной Исиды. Нефтиду также иногда называли Владычицей Свитков и приписывали ей авторство скорбных песнопений и других гимнов. В этом облике она тесно ассоциировалась с Сешат, богиней — покровительницей архива царствующего дома фараонов, определяющей продолжительность их правления. Особым временем суток для Нефтиды были предрассветные и закатные сумерки. Считалось, что она родилась в Секхеме, который был центром её культа. Плутарх описывал Нефтиду как «владычицу всего неявленного и нематериального, в то время как Исида властвует над всем явленным и материальным». Несмотря на связь с Нижним Миром, Нефтида носила титул «Богини творения, которая живет во всем». Её также считали богиней сексуальности и женским аналогом вечно возбужденного бога Мина. В Мендесе, в регионе нильской дельты, её чтили как богиню врачевания.

Часто Нефтида изображалась вместе с Исидой как её противоположность и в то же время как её дополнение, символизирующие ущербность, пассивность, неплодородные земли. Согласно сказкам папируса Весткар Нефтида вместе с Исидой, Хнумом и Хекет помогает роженице. Иногда вместе с Исидой она представляетса в облике одной из соколиц, сидящих у ног и изголовья ложа с телом умершего. В эпоху Нового царства, Нефтида как одна из четырёх великих богинь-защитниц усопшего, часто изображалась на царских саркофагах, на северной стенке, непосредственно около головы усопшего.

Согласно «Текстам пирамид», Нефтида плавает в ночной барке (Исида — в дневной). Нефтида, Исида и Селкет отождествлялись с соколицами, поэтому их часто изображают на саркофагах в виде крылатых женщин, как защитниц умерших. В качестве ипостаси Нефтиды нередко выступала Сешат.

В честь Нефтиды назван астероид (287) Нефтида, открытый в 1889 году.

Источник

Богиня Нефтида

Древнеегипетская культура признает Нефтиду, также известную как Небет-Хет, могущественной богиней. Она принадлежала к Великой Эннеаде Гелиополиса из египетской мифологии. Мифы признают Нефтиду дочерью бога Геба и богини Нут. Мифология объединяет саму богиню с Исидой, ее сестрой, в погребальных обрядах.

Они оба были защитниками мумий. Более того, богиня также была сестрой и женой бога Сета. Мифология связывает Нефтис с трауром, ночью, родами, магией, храмовыми службами, защитой, бальзамированием и пивом.

Иконография богини Нефтиды

«Нефтис» буквально переводится как «Хозяйка дома». Многие люди в прошлом ошибались дословным переводом ее имени и идентифицировали ее как женщину, которая управляет домашним домом. Ошибка повторяется во многих сказках, связанных с ее божеством. Однако имя богини конкретно означает «Госпожа Храма». Это напрямую связывает ее с ролью жрицы.

Скорее всего, само название — это просто имя, описывающее функцию Нефтиды. Это связывает ее с одним конкретным храмом или особым ритуалом египетского храма. Кроме того, Нефтида и Исида представляют собой монументальные ворота древнеегипетского храма. Этот вход символизировал сестер и Ахет или горизонт.

Отношения богини

Тексты пирамид пятой династии описывают Нефтиду как богиню гелиополитанской Эннеады. Нефтис — сестра Осириса, Исиды и воинственного божества Сета. В отличие от Исиды, которая представляет опыт рождения, Нефтида символизирует опыт смерти.

Немногие древнеегипетские храмовые богословы называют Нефтиду «богиней-помощницей» или «превосходной богиней». В этих египетских текстах богиня описывается как олицетворение покровительства и божественной помощи. Более того, мифология рассматривает богиню как мать божества Анубиса. Однако в других мифах Анубис появляется как сын Исиды или Бастет.

Согласно известной сказке об Осирисе, богиню называли главной кормящей матерью воплощенного бога Гора. Тексты считают ее кормилицей правящего фараона. В сказках чаще всего изображается Нефтис в этой роли. Однако, согласно другим мифам, богиня представляла собой опасное и жестокое божество. Легенды гласят, что Нефтида могла своим горячим дыханием сжечь врагов фараона.

Символизм богини

Воздушный змей или женщина с крыльями сокола символизируют богиню в погребальной роли. Распространенные крылья символизируют защиту. Ассоциация Нефтиды с египетским ястребом напомнила древним стенания во время траурных ритуалов.

Более того, Тексты пирамид идентифицируют связь Нефтиды со смертью и разложением. Иероглифы, изображающие ее имя, представляли собой комбинацию знаков, обозначающих закрытие священного храма, и символа дамы наверху знака ограждения.

В сказках богиня изображалась как болезненная, но жизненная сила небесного перехода. По сути, это означало, что фараон стал сильнее в своем путешествии в загробную жизнь благодаря Исиде и Нефтиде. Всем мертвым посоветовали рассматривать ее как необходимую спутницу в их космическом путешествии. Более того, тексты пирамид рассматривают сестер, Исиду и Нефтиду, как силу, перед которой трепещут в страхе демоны. Кроме того, их магия была необходима для перемещения по различным уровням Дуата или царства смерти.

Нефтис в различных мифологиях

Недавние исследования поставили под сомнение связь богини с Сетом. Леваи, египтолог, отмечает, что в ранних египетских источниках очень мало информации, которая связывает Нефтиса с Сетом. По ее словам, брак богини с Сетом не был составной частью легенды об убийстве и воскрешении Осириса.

Нефтида помогает Исиде

Нефтида играет с Осирисом

Нефтис также был одним из четырех «Великих Повелителей», которые управляли культовым центром Осириса Бусирис в Дельте. Кроме того, она занимает почетное положение в священном городе Абидос. В городе проводились летописные обряды, в которых две избранные женщины играли роль Исиды и Нефтиды. Вместе выбранная жрица исполняла «Оплакивание Исиды и Нефтиды». Ритуальный элемент, широко известный как «Праздничные песни Исиды и Нефтиды», стал важным элементом нескольких обрядов Осириса в крупных египетских культовых центрах.

Защитники канопических кувшинов

Кроме того, богиня была одной из хранительниц канопских кувшинов в Хапи. Сын Гора, Хапи, охранял забальзамированные легкие. Таким образом, Нефтис был удостоен титула «Нефтида Ложи Жизни». Это напрямую относилось к ее регенеративным способностям на столе для бальзамирования.

Королева магазина бальзамировщиков

Кроме того, город Мемфис удостоил богиню титула «Королевы лавки бальзамировщиков». Здесь люди связывали ее с Анубисом с головой шакала как покровителем. Кроме того, люди также считали богиню праздничным божеством. Ее обряды могли одобрить употребление алкогольного пива.

Богиня пива в Эдфу

Другие барельефы в Эдфу, Дендере и Бехбайте демонстрируют, как фараоны подносят ей щедрые пивные подношения. Позже она вернет пиво, используя свою силу как пивная богиня, и благословит фараона радостью без похмелья.

Изображение богини

Общие текстовые темы представляют богиню как кого-то, чьей уникальной областью была тьма или опасные края пустыни. Древний миф в Папирусе Весткар повествует историю богини вместе с Месхенет и Хекет. В сказке боги путешествовали как переодетые танцоры, помогая жене священника из Амона-Ре, готовой родить сыновей, предназначенных для славы и богатства.

На нескольких керамических амулетах изображена Нефтида. Кроме того, богиня присутствует во множестве волшебных папирусов, призванных призвать ее благородные качества, чтобы помочь смертным.

Вывод

Люди понимали Нефтиду менее ясно, чем ее сестра Исида. Однако она была не менее важна в египетской религии. Работа Эрика Хорнунга и нескольких других ученых подтвердила религиозную позицию Нефтиды. Более того, во времена 19-й династии в городе Сепермеру был построен храм Нефтиды. Фараон Рамсес II возглавил этот проект из-за своей преданности богине. Точно так же есть несколько свидетельств могущества и славы богини Нефтиды.

Источник

Нефтида

Нефтида (Νέφθυς, «владычица дома») или Небетхет, в египетской мифологии младшая из детей Геба и Нут. Изображалась в образе женщины с иероглифом своего имени на голове. Считалась женой бога Сета, но, судя по сохранившимся текстам, крайне мало с ним связана. Собственно, сущность богини Нефтиды в египетской религиозной литературе почти не раскрыта. Нефтида выступает вместе с сестрой Исидой в мистериях Осириса и во всех заупокойных магических обрядах. Она вместе с Исидой оплакивает Осириса, участвует в поисках его тела, охраняет его мумию, стоя у изголовья его ложа. Обе сестры у восточного неба встречают умершего.

Нефтида, как сестра Осириса и Исиды, является последним представителем великой эннеады; она чисто искусственное женское дополнение Сета, который, как бог разрушения, не нуждался в нем. Нефтида была двойником Исиды; она родила от Осириса Анубиса и оплакивала его вместе с Исидой. В Египте были весьма часты изображения на саркофагах этих двух сестер, будучи представленными двумя жрицами. Когда имя Сета стало заменяться Тотом, Нефтида стала выступать иногда супругой последнего, отожествляясь с Сафхет в Фивах. В последний день года праздновалось ее рождение.

Согласно «Текстам пирамид», Нефтида плавает в ночной барке, тогда как Исида в дневной ладье. Нефтида и Исида отождествляются с соколицами, поэтому их часто изображают крылатыми женщинами. Отсутствие самостоятельной роли у Нефтиды создает впечатление искусственно придуманной богини, служащей парой для демонического бога Сета. Плутарх отождествляет Нефтиду с неплодородными землями, в то время как богиня Исида олицетворяла плодородные земли.

Источник

Богиня нефтида богиня чего

Сегодня вечером я с удовольствием помещаю перевод статьи о Нефтиде из «Комплит Годз»

Нефтида. Храм в Дейр эль-Медине

Иконография
Обычно Нефтида изображается антропоморфно – как богиня, узнаваемая только по иероглифическому символу ее имени, который находится на ее голове. Нефтида также может быть представлена в виде сокола или коршуна, что особенно часто возникает в иллюстрациях заупокойных текстов, где две сестры в этих крылатых формах охраняют тело Осириса. В антропоморфной форме Нефтида бывает изображена на углу саркофагов, гробов, часовен или на одной из их сторон для защиты их содержимого и обычно находится в головах покойного, в то время как Исида изображается в ногах. Однако порой обе сестры изображаются в головах покойного. В сценах, где изображен Осирис, две богини обычно фланкируют бога загробного мира или его символ, и, если он изображен восседающим на троне, они обе стоят за ним, демонстрируя своей позой защиту и поддержку.

Культ
Вопреки важному положению в древнеегипетских заупокойных верованиях и множественности примеров ее образа, Нефтида, как нам известно, не имела храмов или форм культа, посвященных ей лично. Все элементы культа, где появляется ее образ, связанны с ассоциацией богини с Исидой, Анукет или иными божествами, что и служит причиной появления Нефтиды в их святилищах. Амулеты богини хорошо известны, но их появление относится ко времени, значительно более позднему, чем у других участников Осирической Драмы. Известны лишь один или два примера, относящихся к временам 22-й династии, все остальные амулеты датируются не ранее 26-й династии. Однако позже амулеты Нефтиды появляются, практически, на каждой египетской мумии, обычно вместе с амулетами Исиды.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *