Богемская рапсодия про что

Что такое «Богемская рапсодия»? В чем ее тайны и секрет Фредди Меркьюри?

Богемская рапсодия про что. Смотреть фото Богемская рапсодия про что. Смотреть картинку Богемская рапсодия про что. Картинка про Богемская рапсодия про что. Фото Богемская рапсодия про что

Bohemian Rhapsody – это песня британской рок-группы Queen с альбома 1975 года A Night at the Opera («Ночь в опере»). Она стала не только самой узнаваемой в их творчестве, но и одной из величайших в мировой истории рока.

Целиком задуманная и написанная вокалистом Фредди Меркьюри (кроме гитарного соло Брайана Мэя), она представляет собой почти 6-минутную рок-сюиту, в которой органично сочетаются пение а капелла, баллада, опера и хард-рок. Ее эпическое, «хоровое» звучание (хотя на самом деле участвуют от 1 до 3 голосов) стало вершиной мастерства звукозаписи той эпохи и по сей день остается образцом совершенного качества.

Несмотря на «нестандартность», песня обрела фантастический успех и перевернула музыкальные тренды. Промовидео к ней положило начало массовому производству клипов. А название, сюжет и загадочный текст с обилием странных персонажей будоражат толкователей и 40 лет спустя.

Тайна названия

По-русски песню принято называть «Богемской рапсодией», хотя это ошибка. Правильный перевод – «Богемная рапсодия», так как имеется в виду богема (артистический мир), а не Богемия (историческая область в Чехии).

Фредди придумал название довольно поздно, уже в разгар записи. Сперва оно прозвучало как шутка, но в итоге закрепилось. Догадки о том, что оно может значить, сводятся к следующему: рапсодия – синоним эпической песни и намек на ее «неформатность», богемная – потому что ни она сама, ни ее герой не подчиняются общепринятому (как богема).

Богемская рапсодия про что. Смотреть фото Богемская рапсодия про что. Смотреть картинку Богемская рапсодия про что. Картинка про Богемская рапсодия про что. Фото Богемская рапсодия про что

Фредди Меркьюри в 1977 году. Фото: QUEEN official site

Тайна текста

В прямом смысле лирика по большей части понятна. Баллада, например, – это исповедь человека, который совершил убийство и теперь полон сожалений и отчаяния. Он мысленно прощается с матерью и всем миром, готовясь то ли к казни, то ли к суициду.

Существует много толкований, предложенных музыковедами, журналистами и фанатами. Например, популярна версия, что персонажи соответствуют участникам группы: Фредди – скоморох, гитарист Брайан Мэй как астрофизик и математик – Галилей, тихоня бас-гитарист Джон Дикон (по ироническому контрасту) – Фигаро, а барабанщик Роджер Тейлор, любитель диких вечеринок, – Вельзевул.

Богемская рапсодия про что. Смотреть фото Богемская рапсодия про что. Смотреть картинку Богемская рапсодия про что. Картинка про Богемская рапсодия про что. Фото Богемская рапсодия про что

Слева направо: Роджер Тейлор, Брайан Мэй, Фредди Меркьюри, Джон Дикон. Фото: Queen / Facebook

Многие видят в песне «зашифрованную» исповедь самого Фредди – его будто бы каминг-аут. Как раз в это время у него впервые случилась интрижка с мужчиной, но он еще не признался своей подруге Мэри Остин, с которой прожил 7 лет. Кроме того, его, вероятно, страшила мысль о реакции семьи, чья зороастрийская вера нетерпима к однополым связям. Поэтому в песне он якобы поет об «убийстве» себя прежнего и просит Мэри его отпустить.

А вот что сказал сам Фредди в 1985 году: «Я ненавижу разжевывать свои песни дураку. Меня до сих пор спрашивают, о чем «Богемная рапсодия», и я говорю: я не знаю. Потому что так исчезает миф, рушится воображаемая картина, придуманная людьми».

Секрет звучания

Технически «Богемская рапсодия» является одной из самых сложных в истории звукозаписи, а также считается самой дорогой, хотя точная сумма затрат неизвестна. Репетиции и непосредственно запись проходили на 5 студиях и заняли 6 недель – вдвое дольше, чем обычно записывался целый альбом.

Чтобы добиться глубины вокала, хоровых и акустических эффектов, Фредди Меркьюри, Брайан Мэй и Роджер Тейлор пропевали свои партии десятки раз, каждая новая накладывалась на предыдущую, и все это должно было звучать в унисон, что требовало точности повторов.

Так, оперный сегмент местами состоит из 180 отдельных записей голосов и инструментов, наслоенных друг на друга. А «многоголосое» вступление а капелла, которое на видео якобы поют все четверо участников группы, на самом деле поет один Фредди.

Стоит учесть, что запись в то время производилась на катушки с магнитной лентой. Чтобы получить финальный результат, части пленки разрезались вручную и склеивались в нужном порядке.

Богемская рапсодия про что. Смотреть фото Богемская рапсодия про что. Смотреть картинку Богемская рапсодия про что. Картинка про Богемская рапсодия про что. Фото Богемская рапсодия про что

Оригинальная запись «Богемской рапсодии» в руках Брайана Мэя. Фото: Queen Official / YouTube

«Рапсодия» не была чем-то принципиально новым. Уже существовала рок-опера «Иисус Христос Суперзвезда», сюиты с богатыми музыкальными формами были характерны прогрессивного рока, да и у Queen подобный стиль встречался в прежних песнях. И все же ни одно произведение прежде не производило такого фурора и не получало такой глобальной и стабильной популярности.

Богемская рапсодия про что. Смотреть фото Богемская рапсодия про что. Смотреть картинку Богемская рапсодия про что. Картинка про Богемская рапсодия про что. Фото Богемская рапсодия про что

Концерт в Небуорт-хаус, 1986 г. Фото: Queen / Facebook

Секрет Фредди

На вопрос о том, что сделало Фредди Меркьюри таким знаменитым, простые фанаты и мэтры музыки отвечают одинаково: его уникальный голос и бешеная энергетика на сцене.

Богемская рапсодия про что. Смотреть фото Богемская рапсодия про что. Смотреть картинку Богемская рапсодия про что. Картинка про Богемская рапсодия про что. Фото Богемская рапсодия про что

Концерт в Будапеште, 1986 г. Фото: Freddie Mercury / Facebook

Богемская рапсодия про что. Смотреть фото Богемская рапсодия про что. Смотреть картинку Богемская рапсодия про что. Картинка про Богемская рапсодия про что. Фото Богемская рапсодия про что

Меркьюри и Кабалье на обложке сингла. Фото: Freddie Mercury / Facebook

В 2016 году ученые исследовали голос Фредди Меркьюри на основе всех имеющихся записей и заключили, что при среднем диапазоне (как у обычных взрослых мужчин) в нем присутствуют редкие свойства: ускоренная частота вибрации и призвуки в пределах полутонов, наподобие тех, что извлекают мастера горлового пения. Поэтому Фредди, умея петь кристально чисто, в нужный момент выдавал те «режущие» звуки, которые пробирают до мурашек.

Богемская рапсодия про что. Смотреть фото Богемская рапсодия про что. Смотреть картинку Богемская рапсодия про что. Картинка про Богемская рапсодия про что. Фото Богемская рапсодия про что

Кадр из клипа к песне Radio Ga Ga, 1983 г. Фото: Queen / Facebook

Ключевые факты о Фредди Меркьюри:

Его имя от рождения – Фарух Булсара. Еще подростком он стал называть себя Фредди, а фамилию Меркьюри официально взял уже в Англии, когда была основана группа Queen.

Он родился в Занзибаре (Африка, Танзания, бывший британский протекторат), в семье парсов-зороастрийцев (давних выходцев из Персии). Провел детство в Индии и переехал в Англию в 17 лет. Британское гражданство имел с рождения.

Он был дипломированным иллюстратором, дизайнером и знатоком искусств. Именно Фредди создал герб Queen.

Богемская рапсодия про что. Смотреть фото Богемская рапсодия про что. Смотреть картинку Богемская рапсодия про что. Картинка про Богемская рапсодия про что. Фото Богемская рапсодия про что

Творчески он был самым плодовитым в группе, написал больше половины величайших хитов Queen, включая «Богемскую рапсодию».

В большинстве наиболее популярных песен Меркьюри сам играл на рояле. Многие были в восторге от его владения ритмом – как будто у него внутри был встроен метроном. Но сам Фредди невысоко оценивал свою игру и впоследствии чаще приглашал других клавишников.

Он был удивительно застенчивым в жизни, но абсолютно раскованным и харизматичным на сцене. Одно из его мощнейших живых выступлений было на лондонском стадионе «Уэмбли» в 1985 году в рамках благотворительного фестиваля Live Aid.

Богемская рапсодия про что. Смотреть фото Богемская рапсодия про что. Смотреть картинку Богемская рапсодия про что. Картинка про Богемская рапсодия про что. Фото Богемская рапсодия про что

Фредди и Брайан на Live Aid, 1985 г. Фото: QUEEN official site

Однажды Фредди с такой силой схватил микрофон, что выбил стойку из основания. С тех пор «сломанная стойка» стала его концертной «фишкой».

Предположительно в начале 80-х Фредди заразился ВИЧ. Но даже когда болезнь перешла в стадию СПИДа, он публично отрицал ее, несмотря на очевидные внешние изменения и отмену гастролей. В феврале 1990-го он в последний раз вышел на сцену, чтобы в составе Queen принять национальную премию Brit Award за выдающийся вклад в музыку.

Фредди Меркьюри умер 24 ноября 1991 года от бронхопневмонии, с которой лишенный иммунитета организм не справился. Ему было 45 лет.

Он остается одним из величайших авторов и рок-исполнителей всех времен и спустя десятки лет вдохновляет артистов. Его имя неизменно попадает в современные рейтинги лучших вокалистов в истории.

Источник

О чем поет Фредди Меркьюри: переводим с английского «Богемскую рапсодию» и вникаем в ее смысл

Похожие материалы

Богемская рапсодия про что. Смотреть фото Богемская рапсодия про что. Смотреть картинку Богемская рапсодия про что. Картинка про Богемская рапсодия про что. Фото Богемская рапсодия про что

Группа Queen создала немало музыкальных шедевров. Музыканты настолько грамотно смешивали музыкальные жанры, что песни сразу становились культовыми.

Среди творений были глубокие философские баллады (Who Wants to Live Forever), зажигательные мотивы (We will Rock You) и даже стебные (Fat Bottom Girl). Но среди всех песен одна выделяется слишком сильно.

В 2018 году вышел биографический фильм о Фредди Меркьюри «Bohemian Rhapsody».

Но при переводе названия локализаторы допустили ошибку. В прокат на русском языке фильм вышел как «Богемская рапсодия», но правильный перевод — «Богемная рапсодия».

Слово «богемская» означает «из Богемии» — исторического региона Европы, который в современных границах находится на территории Чехии.

В свою очередь слово «богемная» означает «возвышенная, творческая, свободная».

Естественно, Меркьюри назвал свою рапсодию возвышенной — богемной, ведь к Чехии он не имеет никакого отношения.

Богемская рапсодия про что. Смотреть фото Богемская рапсодия про что. Смотреть картинку Богемская рапсодия про что. Картинка про Богемская рапсодия про что. Фото Богемская рапсодия про что

Часть 1. Вступление
(00:00-00:49)

Рапсодию начинает акапельное пение на 5 голосов (без музыкального сопровождения). В клипе поют все участники группы, но на самом деле все 5 голосовых партий записал Фредди Меркьюри, а после их просто наложили друг на друга. С 20-й секунды в качестве аккомпанемента вступает рояль.

Is this the real life?
Is this just fantasy?
Caught in a landslide,
No escape from reality

Open your eyes,
Look up to the skies and see,
I’m just a poor boy, I need no sympathy,
Because I’m easy come, easy go
Little high, little low
Any way the wind blows doesn’t really matter to me, to me.

Вступление знакомит нас с главным героем песни. Речевые обороты во вступлении достаточно простые для понимания, но есть несколько моментов, которые нужно пояснить отдельно.

Caught in a landslide — попасть под лавину. В контексте песни это будет что-то вроде «попал под жизненный удар».

Skies — небеса. Зачастую в английском языке слово «sky» («небо») используется в единичном числе. Но в поэтических произведениях возможно и множественное число. Оно имеет более возвышенный, божественный смысл.

Easy come, easy go — в качестве речевого оборота оно соответствует фразе «что легко пришло, то легко и ушло». Но если его используют для описания человека, как это и случилось в песне, то оно будет означать «пассивный, без особых ожиданий от жизни».

Little high, little low — эта фраза говорит о изменчивом настроении героя. Ее можно интерпретировать как «иногда веселый, иногда грустный».

Часть 2. Баллада
(00:49-2:36)

Классическая форма баллады с одноголосым пением, а также сопровождением ритм и бас-гитар. Это эмоциональный монолог, который главный герой говорит своей матери.

Mama, just killed a man
Put a gun against his head
Pulled my trigger, now he’s dead
Mama, life had just begun
But now I’ve gone and thrown it all away

Mama, ooo
Didn’t mean to make you cry
If I’m not back again this time tomorrow
Carry on, carry on, as if nothing really matters
Too late, my time has come
Sends shivers down my spine
Body’s aching all the time

Mama, just killed a man — это тот случай, когда одна запятая кардинально меняет смысл предложения. В фразе пропущено местоимение I — правила в неформальном общении позволяют это делать.

Некоторые считают, что именно с помощью этой фразы Фредди Меркьюри признается в своей нетрадиционной сексуальной ориентации.

Но подчеркнем, что Меркьюри никак не комментировал трактовки своих песен, поэтому единственно верной интерпретации не существует.

Богемская рапсодия про что. Смотреть фото Богемская рапсодия про что. Смотреть картинку Богемская рапсодия про что. Картинка про Богемская рапсодия про что. Фото Богемская рапсодия про что

Now I’ve gone — в контексте песни эта фраза значит «Я пропал», но у нее больше значений. Если ее говорят к о третьем лице, то «He’s gone» — это мягкий вариант фразы «He’s dead» или «Он умер». Поэтому не рекомендуем использовать ее в качестве фразы «Он ушел» — могут неправильно понять.

Carry on — в большинстве случаев фраза переводится как «продолжай». Но в данном контексте это скорее «продолжай жить».

Shivers down my spine — у фразы существует два равнозначных смысловых перевода: «мороз по коже» и «мурашки по коже». Но из контекста ясно, что в песне имеется в виду именно «мороз по коже».

Face the truth — распространенная идиома, которая на русский переводится как «посмотреть правде в глаза» (а не в лицо).

I wish I’d never been. — по нашему опыту, над переводом этой конструкции часто извращаются. Поэтому приводим самую точную интерпретацию: «Лучше бы я никогда…»

Часть 3. Гитарное соло
(2:36-3:03)

Здесь нет слов (какая неожиданность). Всю часть занимает отличное гитарное соло от гитариста группы Брайана Мэя. Поэтому вот вам его фото, чтобы вы не скучали. Не одним же Фредди группа существовала.

Богемская рапсодия про что. Смотреть фото Богемская рапсодия про что. Смотреть картинку Богемская рапсодия про что. Картинка про Богемская рапсодия про что. Фото Богемская рапсодия про что

Часть 4. Опера
(3:03-4:07)

Использование оперных партий — авантюра Фредди Меркьюри, которую многие критики считали сомнительной.

Здесь поют сразу три участника группы: Фредди Меркьюри, Брайан Мэй (гитарист) и Роджер Тейлор (барабанщик). У Мэя был низкий баритон, у Меркьюри — сильный тенор, а Тейлор мог достичь высоких нот с помощью фальцета. Поэтому прием трио получился очень удачным.

Слова оперной части — это та еще прелесть. Они содержат кучу отсылок и иносказаний, поэтому разбираться с ними нужно тщательно. На самом деле никто так и не знает, какие смыслы несет эта часть песни. И уже вряд ли узнает когда-нибудь.

Мы же не будем касаться смысловой нагрузки — постараемся разобраться только в лингвистической ее части.

Комментарии просто излишни — начинается дикий треш, который абсолютно не похож на остальные части песни.

Fandango — испанский парный народный танец. На тему фанданго есть много классических музыкальных произведений в виду очень четкого и запоминающегося ритмического рисунка.

Magnifico — это титул и обращение к вельможе, которое использовали преимущественно в Италии. В контексте песни это итальянизированная форма слова magnificent — превосходный.

Spare him his life from this monstrosity — эту фразу нужно немного покрутить, чтобы в полном объеме понять смысл. «Spare his life» переводится как «Спасите ему жизнь». Но с учетом продолжения более точным будет перевод «Избавьте его от этого уродства».

Bismillah — «басмала» — короткий вариант фразы, с которой начинается каждая сура в Коране. Дословно переводится с арабского как «Во имя Аллаха». Или более привычный русскому вариант — «С богом». Не спрашивайте, зачем в песне басмала. Мы не знаем. Возможно, Фредди хотел подчеркнуть свои этим пакистанские корни.

Beelzebub has a devil put aside for me — очень иносказательное предложение, поэтому его нужно разобрать подробно.

Дословно оно значит: «Вельзевул придержал дьявола специально для меня». Вельзевул — это один из подручных дьявола, если что. Если интерпретировать на более понятные слова, то фраза означает «Дьявол готовит для меня отдельный котел».

Но здесь кроется еще и второй смысл. В английском языке есть идиома «to call in Beelzebub to cast out satan». Дословный перевод — «Вызвать Вельзевула, чтобы изгнать сатану». А реальный перевод фразы: «Клин клином вышибают». Вполне возможно, что фраза из песни намекает еще и на внутреннюю борьбу, которая происходит в сознании главного героя.

Роковая часть начинается гитарным рифом, который написал сам Меркьюри. Это весьма агрессивная часть: и в музыке, и в подаче, и в самом тексте песни. Основную часть мелодии исполняют гитары, под конец части также вступает рояль.

Богемская рапсодия про что. Смотреть фото Богемская рапсодия про что. Смотреть картинку Богемская рапсодия про что. Картинка про Богемская рапсодия про что. Фото Богемская рапсодия про чтоЧасть 6. Кода
(4:55-5:55)

Для тех, кто не в курсе, кода — это заключительный пассаж музыкального произведения. Зачастую это несколько тактов (пара секунд), но иногда это полноценная секция, как в случае с Рапсодией.

По своей форме кода схожа со вступлением, но голосовая партия только одна, а в качестве аккомпанемента играют гитары и рояль. Завершается песня ударом гонга.

Богемская рапсодия про что. Смотреть фото Богемская рапсодия про что. Смотреть картинку Богемская рапсодия про что. Картинка про Богемская рапсодия про что. Фото Богемская рапсодия про что

Слов снова немного, но интересный момент все же есть.

Nothing really matters to me — фразу можно перевести добрым десятком разных способов, но из-за особенностей языка трудно сохранить ее первоначальный смысл и тон. Наиболее точным соответствием будет «Мне уже все равно».

Собственно, в лингвистическом плане это все. Но эксперты в музыке будут еще долго спорить о реальном смысле песни. Существуют десятки теорий и предположений, но ни одна из них не имеет доказательств.

Впрочем, это не мешает наслаждаться отличной музыкой группы Queen, которая уже стала по-настоящему легендарной.

Слушайте хорошую музыку и учите английский с удовольствием.

Источник

Синемафия

Богемская рапсодия про что. Смотреть фото Богемская рапсодия про что. Смотреть картинку Богемская рапсодия про что. Картинка про Богемская рапсодия про что. Фото Богемская рапсодия про что

«Богемская рапсодия»: что было на самом деле

Фильм «Богемская рапсодия», вышедший на этой неделе, удивил многих поклонников группы Queen своим очень вольным обращением с биографией Фредди Меркьюри. Рассказываем о самых явных неточностях и ошибках.

После выхода фильма Брайана Сингера «Богемская рапсодия» многих удивило вольное обращение с биографией группы Queen и её знаменитого вокалиста, которое бросается в глаза даже тем, кто знает о них только пару общих моментов. Постараемся собрать в этом материале самые очевидные расхождения с фактами. За них принято критиковать третий акт, и действительно, там они начинают расти как на дрожжах, но нечто странное происходит уже в первые пятнадцать минут.

Берегитесь: дальше будут спойлеры!

1. Фредди. Начало

В фильме: никому не известный Фарух Бульсара случайно попадает на концерт группы Smile и загорается желанием выступать вместе с ними. Непосредственно перед тем, как он к ним подходит, их вокалист заявляет, что вынужден покинуть группу. Наш герой занимает его место, берёт себе сценический псевдоним и придумывает группе новое название.

На самом деле: Фарух Бульсара был соседом по комнате Тима Стаффела, первого вокалиста группы, основанной Брайаном Мэем. Мало того, какое-то время Бульсара, Мэй и Стаффел снимали на троих квартиру, поэтому первый всегда был в курсе того, что происходит в группе и присутствовал на их концертах. И Фредди не отличался особой скромностью — как признавал тот же Мэй, он всегда был уверен, что станет известным артистом, и успел поработать ещё в нескольких группах. Отсюда неудивительно, что он вызвался заменить вокалиста, когда тот предпочел музыкальной карьере учёбу. Да и то не сразу — ещё три недели Фредди продолжал выступать со своей группой, а Мэй и Тейлор искали вокалиста, периодически жалуясь Фредди на то, что у них ничего не выходит. У авторов фильма была возможность показать историю человека, всю жизнь стремившегося на сцену и использовавшего первый же подвернувшийся шанс, но они предпочли историю о тихом мальчике, который случайно оказался в нужном месте и в нужное время. Ведь это же так оригинально, правда?

2. Фредди и семья

В фильме: у Фредди обычные восточные родители, которые не совсем понимают, зачем их чадо поменял имя и фамилию, и в целом им кажется, что ему стоит выбрать себе профессию получше. Фредди очень переживает по этому поводу, но с годами всё налаживается, и они даже принимают то, что Фредди нравятся мальчики. И Фредди даже приходит к ним перед концертом.

На самом деле: отношения Фредди с родителями особо никогда не афишировались, но нельзя забывать, что он с самого начала выбирал себе творческие профессии и получил диплом дизайнера. Он быстро съехал на съёмную квартиру, но с родителями отношения не рвал, так что сомнительно, что конфликт имел место. Есть только один известный и изменённый в фильме факт — родители Меркьюри так и не узнали, что их сын был геем. Он действительно знакомил их со своим последним любовником, но они были уверены, что это садовник. Этот момент, который, в том числе, очень чётко отображает то, как тяжело было в то время признаться окружающим в гомосексуальности, заменен стандартной сценой принятия и примирения. И визит к родителям за несколько часов до ответственного концерта? Одного из главных в твоей жизни? Серьезно?

3. Фредди и Мэри

В фильме: на том же самом судьбоносном концерте Smile будущий Фредди Меркьюри впервые сталкивается с Мэри Остин. Она становится его девушкой, и у них завязываются трогательные романтические отношения. Дело пахнет свадьбой, она его ждёт из всех гастролей, но тут появляются мальчики. Девочке очень грустно, но мальчиков она терпеть не будет, поэтому девочка уходит. Все плачут. После этого Фредди и Мэри поддерживают дружеские отношения. Все снова плачут.

На самом деле: у Фредди действительно были отношения с Мэри Остин, и он действительно делал ей предложение. Но до того, как они встретились, она успела немного побыть девушкой Мэя, и наш герой даже просил у него разрешения завязать знакомство. Тихой грустной девочки, вечно ждущей мальчика из гастролей, из неё тоже не получилось — одно время она была даже его личным ассистентом. После того, как романтические отношения закончились (по словам Остин, без лишних трагедий, с облегчением для обоих), Мэри осталась близким другом и до сих пор живёт в доме, который Фредди ей завещал. А ещё он был крёстным отцом её старшего сына. Так что, если бы создатели следовали фактам, вместо подростковой романтики мы бы имели историю большой любви, перешедшей в искреннюю дружбу. Для случая, когда девочка встречается с мальчиком, любящим мальчиков, это большая редкость. Love of My Life — это действительно о ней, это правда.

4. Фредди и мальчики

В фильме: после очень грустного расставания с Мэри Остин, Фредди переключается на мальчиков разного возраста и внешности.

На самом деле: Фредди до конца жизни был гедонистом, не отдавал предпочтение одному полу и спал и с мужчинами, и с женщинами. Он не называл себя ни геем, ни бисексуалом, он просто делал то, что ему нравится. На первый взгляд может показаться, что это не так важно, но степень внутренней свободы была одной из отличительных черт этого выдающегося артиста и чувствовалась во всём, что он делал. Здесь же отличительной чертой оказывается отчаянно маскируемая неуверенность в себе. Может, конечно, у Фредди было и это, но очень, очень глубоко.

5. Фредди и фонограмма

В фильме: когда Queen приглашают выступать на Top of the Pops, выясняется, что нужно будет петь под фонограмму. Фредди не хочет петь под фонограмму. Всем великим, выступавшим на этой передаче до и после него, было нормально, но Фредди нормально не будет. Фредди у нас принципиальный. Правда, потом он всё равно соглашается и поёт под фонограмму.

На самом деле: Фредди действительно пел под фонограмму. Не только на этой передедаче, но даже на больших концертах, за что его критиковали. Ему приходилось объяснять, что, после записи The Night at The Opera, у него обнаружили ларингит, и врач запретил напрягать связки. Со временем связки восстановились, необходимость в фонограмме отпала, и всё вернулось на круги своя. Так что нет, Фредди не был совсем уж принципиальным.

6. Фредди, Queen и EMI

В фильме: после записи «Богемской рапсодии» выясняется, что она не нравится продюсерам. Что главный босс на EMI в целом не понимает, зачем выпускать на сингле шестиминутный набор рифм. Фредди это не нравится. Фредди ругается и хлопает дверью, Queen разрывают контракт с EMI. Уже на улице Фредди заявляет продюсеру, что их запомнят, а его, продюсера, и его дурацкое EMI — нет.

На самом деле: с выпуском «Богемской рапсодии» на сингле действительно возникли большие проблемы, и её действительно удалось раскрутить только через знакомого ди-джея. Продюсеры действительно не понимали, как это продавать. Вот только Queen не разрывали контракт с EMI. Они сотрудничали с этим лейблом до 2010 года. Но без драмы и пафосных заявлений, видимо, не так интересно. Кстати, о «Богемской рапсодии»…

7. Джон и Роджер

В фильме: Роджер Тейлор и Джон Дикон — хорошие ребята, которые не мешаются под ногами у Фредди и Брайана, пишут в своё удовольствие песни. Джон пишет получше, Роджер пишет похуже, Роджер вообще пишет какую-то чепуху, которую грех не поднять на смех. Джон у нас добряк, а Роджер — это такая симпатичная мордашка и comic relief. И еще на «Галилео» себе чуть голос не сорвал, вот бедняжка.

На самом деле: с чего бы начать. Начнём с Джона Дикона. Самый молодой и тихий участник группы, попавший туда не одновременно с Фредди (как показано в фильме), а через год, после того, как в ней сменилось три бас-гитариста. Автор стопроцентных хитов, не только Another One Bites the Dust, You’re My Best Friend, I Want to Break Free, но и многих других. Человек, занимавшийся бухгалтерией Queen, принимавший важные экономически решения, выполнявший обязанности администратора. Нужно ли говорить, что здесь всё это опущено за ненадобностью?

Роджер Тейлор — один из самых одарённых ударников на рок-сцене, обладающий редкими вокальными данными, все самые высокие партии, которые можно услышать на записях Queen, записаны им, а не Фредди, как это может показаться. Если говорить сугубо о «Богемской рапосдии», то он, конечно, записывал это несчастное «Галилео», но для него это не порог возможностей. Для него это где-то середина. В конце оперной части можно услышать, как он поёт фальцетом. Что до композиторских способностей, то Тейлор является автором не только I’m in Love With my Car, которую он на всех концертах пел самостоятельно, но и гораздо более раскрученных Radio Ga Ga, A Kind of Magic, The Invisible Man, Innuendo. Что до симпатичной мордашки, то, он, конечно, красивый мужчина, но очень быстро переставший быть красивым мальчиком. Буквально за пару-тройку лет.

8. Фредди и сольная карьера

В фильме: в начале восьмидесятых влияющие на Фредди личности уговаривают его начать сольную карьеру. Он немного упирается, но всё же поддаётся искушению, несмотря на то, что мудрые собратья убеждают его этого не делать. Дальше Фредди сам по себе, сольная карьера у него не клеится, да и чувствовать себя стал как-то неважно. Заканчивается всё тем, что Фредди в слезах приходит обратно и умоляет группу простить его. Они радостно воссоединяются и едут на Live Aid.

На самом деле: в начале восьмидесятых Queen начали обвинять в творческом кризисе и излишнем упрощении стиля. Они взяли небольшую паузу (ни в коем случае не поднимая разговоров о распаде), в течение которой каждый из членов группы готовил сольный альбом. Каждый, а не только Фредди. А началось всё с Роджера Тейлора, выпустившего первый сольник в 1978 и в 1983 году готовившего второй, в это же время подтянулись Меркьюри и Мэй. Пауза длилась меньше года и уже в 1984 году выходит альбом The Works. Никаких драм и слёз, обычный рабочий момент. Не говоря уже о том, что всё это произошло за год до Live Aid. О душераздирающей, в плохом смысле слова, сцене, в которой Меркьюри просится обратно в группу, написали уже все, мы только лишний раз подчеркнём, что это выставляет его не в лучшем свете. Не говоря уже о том, что, если бы настоящему Фредди кто-либо предложил подождать решения за дверью, дело могло окончиться рукоприкладством.

9. Фредди и менеджеры

В фильме: одним из менеджеров Queen становится Пол Прентер, который очень плохо влияет на Фредди. Именно под его влиянием Фредди начинает сольную карьеру. Прентер везёт беднягу в Мюнхен, никого к нему не подпускает, и даже не говорит о Live Aid. Узнав о последнем, Фредди драматично увольняет Прентера. Ещё один менеджер, работающий с Queen с самого начала — Джон Рейд, также убеждающий нашего героя записать альбом (с подачи нехорошего Прентера), и также драматично уволенный. Уволив всех, Фредди драматично плачет под Under Pressure и идёт проситься обратно в группу.

На самом деле: Пол Прентер действительно сотрудничал с Queen и действительно плохо влиял на Фредди. Но в Мюнхен с его подачи поехал не только Меркьюри, но и все остальные музыканты, и самое плохое, за что ответственен по итогу Прентер — альбом Hot Space, прохладно принятый критиками. Фредди уволил его в 1986 году. Что до Джона Рейда, то с ним группа рассталась еще в семидесятых по обоюдному согласию. Не так драматично, что поделать. Да, и причем тут несчастная Under Pressure, имеющая скорее политический подтекст, чем какой-то еще?

10. Фредди и СПИД

В фильме: Фредди начинает понимать, что чем-то болен, когда записывает сольный альбом. Ему ставят страшный диагноз, он очень переживает, но берет себя в руки и возвращается в группу. Во время репетиций он не только борется с больными связками, но и признаётся в своём диагнозе, что делает момент ещё более драматическим и даёт возможность для добавки парочки пафосных монологов.

На самом деле: Фредди Меркьюри признался в том, что болен СПИДом, за день до своей смерти. Его партнёр Джим Хаттон позже писал, что о диагнозе музыкант узнал в 1987 году и ещё несколько лет держал его в секрете от близких и коллег. Фредди и СПИД — история очень трагичная, и показательная для начала девяностых, и её уж точно не стоило использовать в стандартной для байопика схеме «rise, fall and rise again». В современном мире это смотрится совсем некрасиво.

11. Фредди, Queen и Live Aid

В фильме: именно благотворительный концерт Live Aid становится поводом для воссоединения Queen после ссоры, затянувшейся на несколько лет. Фредди увольняет менеджера, не сказавшего ему о Live Aid, объясняет группе, как Live Aid для них важен, и, что уж тут, Live Aid — это не Боб Дилан, Элтон Джон, Led Zeppelin и, кажется, ещё кто-то, а именно Queen. Двадцатиминутное выступление Queen делает этот концерт, помогает собрать рекордную сумму для голодающих Африки и делает Боба Гелдофа очень, очень счастливым. Вот такие они замечательные, эти Queen.

На самом деле: Легендарное двадцатиминутное выступление Queen на Live Aid действительно было, и осталось, одним из главных моментов этого грандиозного события, проходившего одновременно в Лондоне и Филадельфии. Элтон Джон даже жаловался, что Фредди украл его шоу. Но проблема в том, что Queen — это не весь Live Aid. Там было много всего интересного: воссоединение Led Zeppelin, выступления Status Quo, Dire Straits, U2, Roxy Music, Боба Дилана, Стинга, Фила Коллинза (за один день выступившего на двух площадках) и вымотанного идейного вдохновителя и организатора концерта Боба Гелдофа, не спавшего несколько суток. Тот миллион фунтов стерлингов, собранный для голодающих Южной Африки — заслуга каждого из них, как и многих других артистов, выступавших в тот день. А здесь мы имеем не особо красивое перетягивание одеяла. Ещё один забавный момент — в самом начале фильма, в монтаже документальных съемок с подготовки Live Aid, можно заметить принца Чарльза и принцессу Диану Уэльских, усаживающихся на Уэмбли. Рядом с ними садится Гелдоф, которого создатели, судя по тому, что показано в финале, не заметили в кадре. Брайан, я прекрасно понимаю, что ты (как выяснилось) завидуешь Фредди, но что Боб тебе сделал плохого?

Мы намеренно опускаем другие мелкие проколы и натяжки, в основном связанные с хронологией (например, We Will Rock You была написана в конце семидесятых, а не начале восьмидесятых). Никто не требовал от фильма предельной исторической достоверности. Это не документалка, без художественного вымысла совсем нельзя, и, в конце концов, history don’t care at all. Но когда история переписывается вот так, отбрасывая тень на реально существовавших и до сих пор существующих людей и переиначивая важные события, это не может не влиять на общее впечатление. Если главной целью было донести музыку Queen до современной молодой аудитории — это получилось, но с тем же успехом можно было бы пустить на экраны один из концертов. А семейное кино — штука, конечно, хорошая, но, знаете, это ведь совсем не про Фредди.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *