Бог хонсу бог чего
Bestiary.us
Быстрый переход
Хонсу
Хонсу — в египетской мифологии сокологоловый бог луны, времени и его счета. Его имя переводится как «странник».
Хонсу изображался юношей с серпом и диском луны на голове, иногда — как бог-ребенок с пальцем у рта и «локоном молодости» (который мальчики носили сбоку головы до совершеннолетия; в этом случае часто смешивался с Гор-па-хердом) или как человек с головой сокола-кобчика и теми же лунными признаками (2). В руках его — скипетр и плеть. Подобно Тоту, также связанному с луной, Хонсу мог изображаться и в облике павиана. Изначально Хонсу почитался и как божество, связанное с деторождением, сын Амона и Мут. Древнейшие культовые центры бога — Гебелейн и Фивы (1242). Позднее центром культа Хонсу были Фивы, где находился его главный храм.
Как сын Себека и Хатхор, Хонсу почитался в восхитительном храме в Ком Омбо, как лунный павиан, приносящий весть о разливе Нила — в Эдфу. Ипостась бога Хонсу-Тот в Аполлинополе и Дендере именовалась как «сердце Ра», а также как «сердце Атума, создавший все сущее, повелевающий знанием, принимающий решения, язык Ра, ведущий счет времени»; другая его ипостась — Хонсу-Ра — считалась одним из божеств солнечного диска, а еще одна, древнейшая, — Хонсу-Шу — «старшим сыном Ра, поддерживающим свод небесный, устанавливающим связь между берегами реки во время празднества Джеме». Также Хонсу иногда отождествлялся с Хором как «правитель божественный, повергающий врагов своих, царственный наследник» (1242).
Хонсу также тесно связан с предвечным знанием и созидательным словом бога-творца, способствует, как и Атум, удачной навигации, покровительствует писцам, и, наконец, в облике птицы является носителем божественного дыхания жизни. Как божественное дитя Хонсу часто отождествлялся с Ихи и Нефертумом.
Хонсу
Хонсу — египетский бог, почитавшийся в Фивах как сын Амона и Мут, вместе с которыми составлял фиванскую триаду богов, божество луны. Последнее сблизило его с Тотом уже во время Среднего царства, когда он иногда именовался писцом правды (впоследствии часто встречается сложное божество Хонсу-Тот). Хонсу иногда сопоставлялся с другим божеством — сыном Шу. Это дало повод для сближения с его греческим Гераклом. Различались две формы Хонсу: Неферхотеп («Прекрасный милостью») и Ар-сехру («Управитель»). Хонсу также считался богом-целителем; до нас дошла сказка о чуде его статуи, якобы совершенном в Месопотамии над бесноватой дочерью царя (так называемая надпись о Бентрешт). В Фивах находился большой храм Хонсу между храмом Амона и Мут; его весьма чтили и украшали Рамессиды, а также цари XXI и XXVI династии; от этого времени на стенах сохранились гимны в честь Хонсу. Он изображался в виде человека с лунным серпом и диском на голове, а также с головой кобчика и с теми же лунными признаками.
См. также
Мифология | Аб • Аменти • Андросфинкс • Анх • Атет • Ба • Бенбен • Бенну • Грифоны • Джед • Дуат • Ка • Криосфинкс • Нумерология • Огдоада • Пантеизм • Политеизм • Поля Иалу • Сах • Священный скарабей • Сектет • Сфинкс • Уаджет • Уас • Урей • Фиванская триада • Хат • Хиеракосфинкс • Ху • Четыре сына Хора • Эманация • Эннеада • Язычество | |
---|---|---|
Боги | Абеш-ими-дуат • Аби • Айхи • Акен • Акер • Ам-хех • Амон • Амонемипет • Амсет • Анеджти • Анубис • Апис • Атон • Атум • Аха • Аш • Ба-Пеф • Баби • Банебджедет • Бата • Бес • Бухис • Венег • Геб • Германубис • Гор • Гор-ахти • Дуамутеф • Имиут • Имхотеп • Ипет-хемет • Квебехсенуф • Кебу • Кук • Маахес • Мандулис • Меримутеф • Мехен • Мин • Мневис • Монту • Немти • Непри • Нефертум • Нехебкау • Нун • Онурис • Осирис • Петбе • Птах • Ра • Рем • Себек • Серапис • Сет • Сокар • Сопду • Татенен • Текем • Тот • Туту • Уадж-вер • Упуаут • Ха • Хапи • Хапи • Хека • Хемен • Хентиаменти • Хепри • Херишеф • Хех • Хнум • Хнум-Ра • Хонсу • Ченти-чети • Шаи • Шед • Шезму • Шу • Ях | |
Богини | Амаунет • Аментет • Анат • Анит • Анукет • Астарта • Бат • Баст • Иабет • Инпут • Исида • Иунит • Иусат • Кадеш • Кебхут • Маат • Мафдет • Менхит • Меритсегер • Мерт • Месхенет • Мехурт • Мут • Нейт • Нефтида • Нехбет • Нут • Око Ра • Пахт • Рат-тауи • Рененутет • Сатис • Селкет • Сехмет • Сешат • Сиа • Сопдет • Та-Бичет • Таурт • Тененет • Тефнут • Уаджит • Унут • Уретхекау • Усрет • Хатмехит • Хатхор • Хаухет • Хедетет • Хекат • Хемсут • Хенсит • Царица Небесная | |
Демоны | Амат • Апоп • Шезму | |
Тексты | Амдуат • Книга врат • Книги дыхания • Книга загробного мира • Книга земли • Книга мёртвых • Книга Небесной Коровы • Книга пещер • Литания Ра • Тексты пирамид • Тексты Саркофагов | |
Верования | Атонизм • Философия • Канопа • Отверзение уст • Погребальные обряды • Проклятие фараонов • Ушебти • Формула подношения • Храмы | |
Полезное
Смотреть что такое «Хонсу» в других словарях:
ХОНСУ — (hns w, «проходящий»), в египетской мифологии бог луны, сын Амона и Мут. Имел также функции бога времени и его счёта. Центром культа X. были Фивы, где (в Карнаке) находился его главный храм. Изображался юношей с серпом и диском луны на голове,… … Энциклопедия мифологии
ХОНСУ — (др. егип. проходящий) в египетской мифологии лунное божество, бог повелитель времени, покровитель медицины, сближавшийся с Тотом. Сын Амона и Мут, входил в фиванскую триаду божеств. Изображался в виде юноши с луною на голове или мальчика с… … Большой Энциклопедический словарь
ХОНСУ — (др. егип. проходящий), в египетской мифологии лунное божество, бог повелитель времени, покровитель медицины, сближавшийся с Тотом (см. ТОТ). Сын Амона (см. АМОН) и Мут (см. МУТ), входил в фиванскую триаду божеств. Изображался в виде юноши с… … Энциклопедический словарь
хонсу — сущ., кол во синонимов: 1 • бог (375) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Хонсу — в егип. миф. бог луны, сын Амона и Мут. Имел также функции бога времени и его счета. Центром культа Х. были Фивы, где (в Карнаке) находился его гл. храм. Изображ. юношей с сердцем и диском луны на голове, иногда как бог ребенок с пальцем … Древний мир. Энциклопедический словарь
Хонсу — Бог в египетской религии. Сын бога Амона и богини Мут. Один из немногих антропоморфных образов египетской религии. Источник: Религиозный словарь … Религиозные термины
Хонсу — (егип.) – «проходящий» – бог луны, сын Амона и Мут. Считался также богом времени и счета времени. Изображался в виде юноши с серпом и диском луны на голове, иногда – мальчиком с пальцем у рта и «локоном молодости», который мальчики носили сбоку… … Мифологический словарь
Хонсу (месяц) — Хонсу в иероглифах … Википедия
Хонсу, Джимон — Джимон Хонсу Djimon Hounsou … Википедия
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Поиск по дневнику
—Постоянные читатели
—Статистика
ЛУННЫЕ БОГИ
Кроме того, луна была связана с плодородием; считалось, что сеять лучше всего в полнолуние, и даже минералы возникают в почве пустыни под влиянием лунного света.
С рогами быка, одного из главных египетских символов плодородия, связывались рожки месяца, поэтому его часто называли «острый рогами».
Так как луна считалась «солнцем, которое светит ночью», представление о движении солнца переносилось также на лунное светило. Луна светит не так ярко, как солнце, потому что левый глаз Хора был когда-то поврежден. Сетх разрезал его на куски. Позже бог Тот собрал воедино око и вернул его Хору. Иногда еще можно прочитать, что Тот и Шу поймали лунный глаз в сеть. Т.е. убывание луны связывалось с отрезанием Сетом кусочков от лунного глаза, а прибывание — с собиранием и воссоединением ока Тотом.
С эпохи Нового царства с луной стал связываться и сам Осирис. В этой версии убывание луны ассоциировалось с разрубанием тела Осириса на куски его братом Сетхом, а прибывание — с собиранием частей тела бога Исидой. Таким образом, четырнадцать частей, на которые было разорвано тело Осириса, соответствуют четырнадцати дням убывающей луны. Полнолуние — время наивысшего могущества, благополучия и здоровья Осириса, а вот новолуние — соотносилось с его смертью. На рисунке показана одна из нечасто встречающихся сцен воскрешения Осириса — лежа на животе, оживающий бог поднимает голову и плечи.
Небо представлялось египтянам в виде огромной реки. Подобно земному Нилу, текущему среди песков, небесный Нил несёт свои воды высоко в небесах. Солнце, луна и звезды в египетских мифах плавают в ладьях по небесному Нилу. Знаменитой является ладья Осириса, называемая Нешмет (nšmt), в которой бог выезжает из храма в начале празднества, чтобы вернуться обратно пробужденным от смерти. Изображение лунного ока можно видеть на пекторали из гробницы Тутанхамона. Время, когда солнце и луна одновременно стоят в небе, в 14-й или 16-й день месяца, считалось очень важным; в новоегипетском
Осирейоне (Ὀσίρειον) этот момент назван «объединением двух быков», а в более поздних храмах в это время приносили в жертву два зеркала, символизирующие оба светила.
В разных египетских номах имена лунных богов могли отличаться. Наибольшей известностью пользуются Тот, Хонсу, Ях (Иах, Аах), лунный аспект присущ Осирису, Мину, Хору. В эллинистическое время в роли Луны выступает Изида (в греческой интерпретации — Селена; Σελήνη — «сияющая в вышине»).¹
__________________________
[1] σελάνα (λᾱ) ἡ дор. = σελήνη;
σελήνη, дор. σελάνα, эол. σελάννα ἡ луна;
σέλας + ἀνά — «сияющая сверху».
ἀνά (ᾰᾰ), эп. тж. ἀν adv. 1) наверху, сверху; 2) вверх;
σέλας τό (gen. σέλαος и dat. σέλαϊ — стяж. σέλᾳ, Anth. pl. σέλᾱ — gen. σελάων)
1) свет, сияние; ex. (μήνης Hom.; ἡλίου Aesch.; ἡμέρας Soph.); 2) пламя, огонь; 3) блеск, сверкание; 4) молния; ex. (σ. Διός Soph.); 5) факел;
σελασφόρος (σελασ-φόρος) 2 светоносный, сверкающий (эпитет Артемиды, лунной богини).
Слово «ях», собственно, и означает по-египетски «луна», а когда оно пишется с детерминативом бога, то обозначает божество Яха. Изображался Ях антропоморфно, с лунным диском на голове, иногда изображался в виде полумесяца, опирающегося на столб джет, стоящий в ладье, или же с головой ибиса и сокола, подобно Тоту и Хонсу.
Культ Яха достиг своего максимума в период Среднего царства. Во второй переходный период имя Ях включалось в состав имен царствующего дома. Имя Яха присутствует в именах фараонов Яхмос (егип. Ἰˁḥ-msi(w), «рожденный Яхом») XVIII и XXVI династий и царицы Яххотеп (егип. Ȝḥ-ḥtp, «Ях доволен»). Позднее культ бога Яха потерял популярность, хотя в одном варианте «Книги мертвых» он упоминается: «Я, лунный бог Аах (Ȝˁḥ), обитающий среди богов».
Бронзовая статуэтка из Эрмитажа демонстрирует лунную ипостась Осириса (Осириса-Яха), голову его украшает полосатый платок немес, диск с полумесяцем и урей. Осирис изображен сидящим на троне, в правой руке, видимо, был знак жизни анкх (ˁnḫ), в левой — скипетр могущества уас (wȝs).
Имя другого лунного бога, Хонсу (егип. Ḫnsw) в переводе означает «кормчий», либо «тот, кто пересекает небо в челне». Этот бог иногда изображался с головой сокола, но чаще — в виде юноши, облаченного в погребальные пелены, свободны только его руки, в которых он держит скипетр хекет (ḥḳ(ȝ)t, крюк; от ḥḳȝ — править) и плеть нехеху (nḫḫw, что созвучно с nḥḥ — вечность). То, что Хонсу — именно юноша, легко определить по так называемому «локону юности» — отдельной длинной пряди волос, которую всегда оставляли на голове ребенка.
Кроме того, Хонсу изображается с особенной загнутой бородкой, отличающей богов, грудь обычно украшает ожерелье менат. Кроме локона юности, на голове Хонсу нередко можно увидеть особую корону, своеобразный лунный знак, состоящую из лунного месяца, в котором покоится диск полной луны. Такую же корону носят и другие лунные боги.
В Фивах Хонсу изображался в образе младенца с пальцем во рту — жест, свойственный ребенку. Ту же иконографию, например, можно видеть на изображениях младенца Хора, сына Исиды.
Изначально, в древнейших культовых центрах Гебелейне и Фивах, Хонсу почитался как сын Амона-Ра и Мут. Как сын Себека и Хатхор, Хонсу почитался в восхитительном храме в Ком Омбо. Как лунный павиан, приносящий весть о разливе Нила — в Эдфу.
Ипостась бога Хонсу-Тота в Аполлинополе и Дендере именовалась «сердце Ра», а также «сердце Атума, создавшего все сущее, повелевающего знанием, принимающего решения, язык Ра, ведущий счет времени»; другая его ипостась — Хонсу-Ра — считалась одним из божеств солнечного диска, а еще одна, древнейшая, — Хонсу-Шу — «старшим сыном Ра, поддерживающим свод небесный, устанавливающим связь между берегами реки во время празднества Джеме». Также Хонсу иногда отождествлялся с Хором, как «правитель божественный, повергающий врагов своих и царственный наследник».
Хонсу также тесно связан с предвечным знанием и созидательным словом бога-творца, способствует, как и Атум, удачной навигации, покровительствует писцам, и, наконец, в облике ибиса является носителем божественного дыхания жизни. Как божественное дитя Хонсу часто отождествлялся с Ихи (Ἰḥj) и Нефертумом (Nfrtm).
Как всякое божество луны, Хонсу был связан с летоисчислением, тексты называют его «Управителем» (Ар-сехру), «владыкой времени» (Хонсу Хесеб Ахау, «Хонсу, исчисляющий время жизни»).
Тот (егип. Джехути), наверное, самое известное египетское лунное божество. В образе Тота слиты различные древние предания. Значение этого имени (Джехути) неясно. Наличие головы ибиса у бога указывает на Дельту как на его родину; 15-й нижнеегинетский ном имеет знак ибиса в качестве эмблемы нома. Основным центром почитания Тота был Шмун, или Эшмунен (Гермополь Великий), где он слился с более ранним богом-павианом Хецуром и принял его облик. В позднее время, Тот получил прозвище «серебряный Атон» («серебряный диск»).
Во время Третьего переходного периода, когда Гермополь стал играть важную роль в египетской политике, культ Тота становится всё более популярным. Растущая популярность Тота привела к появлению новой интерпретации мифа о творении мира, основанного на принципах Огдоады — Тот, в образе ибиса, снёс яйцо, из которого на свет появился Ра.
Тот мог изображаться в виде ибиса, павиана, человека с головой ибиса, причем в любом случае Тот носит ту же лунную корону, что нередко и Хонсу — диск полной луны, покоящийся внутри месяца. На суде Осириса Тот присутствует в качестве писца. В пантеоне богов он занимал почётное место писца, секретаря и визиря верховного бога Ра, и вместе с богиней справедливости и порядка Маат, во время небесного путешествия Ра, стоял сразу за ним. В текстах Тот носит эпитеты «язык Ра» или «сердце Ра», и считается его ночным заместителем.
Сказало величество бога [Ра] Тоту: «Будь на небе вместо меня, пока я сияю для блаженных в Дуате. Да будешь ты вместо меня заместителем моим и назовут тебя: Тот, заместитель Ра».
Так стал Тот помощником Ра, и оказалось в его ведении время, а вместе со временем также и счет. Перешли к нему сакральные знания и священное письмо. И стал он на земле покровителем тех, кто пишет и ведет счет. Будучи правопреемником божественной мудрости, в ведении Тота также находятся такие науки и искусства как: арифметика, геометрия, астрономия, магия, медицина, хирургия, музыка.
Шумерский бог Луны Бог Луны у египтян
Религиозный мир, как и все прочие стороны человеческой жизнедеятельности, в наше время имеет тенденцию к быстрому развитию. Обратная сторона прогресса связана с ломкой устоявшихся традиций, активным взаимовлиянием различных культур и, как следствие, бурным ростом новых религиозных движений синкретического характера. Относительная стабильность религиозной сферы прежних периодов истории ушла в прошлое. Кроме того, сегодня наблюдается устойчивая тенденция к росту спроса на дохристианское наследие, преимущественно языческого содержания. Всплески неопаганизма наблюдаются по всему миру, быстро растет число их приверженцев. Это обстоятельство делает актуальным, более того — остро необходимым, детальное и глубокое изучение древних культов, их мифологии, вероучения и практики.
Мужское и женское начало в язычестве
Последователи современного паганизма и реконструкторы-энтузиасты языческих культов, вдохновляясь древними образами, воссоздают систему почитания природы, описывая ее на языке мифологии как комплекс сложных взаимоотношений между различными силами мироздания и человеком. Ортодоксальными и универсальными в большинстве этих построений являются типологические фигуры бога солнца — архетипического божественного Отца Вселенной — и богини земли — Великой Матери. Последнюю чаще всего также ассоциируют с луной, что обуславливает в различных контекстах появление устойчивой пары солнце-земля или солнце-луна как мужского и женского проявления высшего божественного принципа. Истоки этих образов чрезвычайно древние, насчитывающие не менее десятка тысяч лет и уходящие корнями в седые времена матриархата. В целом они представляют собой канонические образы в западной культуре, хотя также имеют прототипы во многих религиозных традициях мира. Тем не менее, существуют и обратные примеры. Так, например, божественная египетская сизигия Геб и Нут представляют собой инверсию универсального архетипа. Богиня Нут — является богиней Неба, а бог Геб заведует землей. Аналогично и лунная символика иногда присваивается мужским персонажам. Так дело обстоит, например, в тенгризме — шаманской религиозной системе, в том же Египте (в лице богов Тота и Яаха), в ведической культуре (под ликом бога Сомы). К ним же относится и Син — бог луны древнего Шумера.
Шумерский культ Луны. Бог Нанна
Фрагментарные и разрозненные сведения о культе небесных светил, которые до нас донесла шумерская культура, сообщает нам два имени — Син (Шин) и Нанна. Из этих двух персонажей второй — самый древний бог Луны этого региона. Согласно мифологии, он являлся сыном бога Энлиля, внуком верховного бога неба Ану. Соответственно, Нанна — брат Нинурты и Ишкура. Кроме того, он произвел на свет двух детей-близнецов — знаменитую богиню Иштар и бога Шамаша.
Мифологический образ Нанна
Имя Нанна означает «властелин неба». Но господин неба — это не бог Солнца и бог Луны. В данном случае этот эпитет устойчиво связан только с ночным светилом. Нанна традиционно представлялся путешественником по небесному океану на ладье, в качестве которой выступал полумесяц. Отсюда его прозвище «Магур», что означает «корабль».
Распространение культа Нанна
Особых подвигов, согласно имеющимся данным, Нанна не совершал, на поприще войны и любви тоже не отличился. Тем не менее, среди населения Шумера он снискал огромное почитание и признание. Изначально, будучи божеством-покровителем города Ура, культ Нанна завоевал Харран, а затем стал господствующим и в Ниппуре — религиозной столице Шумера. Таким образом, бог луны стал лидером по числу приверженцев и почитателей в шумерском обществе.
Развитие культа Нанна
Религии древних народов при появлении военных или торговых связей начинали взаимно влиять друг на друга, а схожие архетипические образы зачастую сливались в одно целое. Вследствие этих процессов шумерский бог Луны Нанна слился в единое лицо с вавилонским лунным богом Сином, отпечатав в культуре региона целостный образ божества ночного светила, прошедший через века.
Другой яркий пример мужских божеств, связанных со спутником Земли, нам дает Египет.
Бог Луны у Египтян
Если говорить более точно, то египетская традиция знает не одного, а, как минимум, трех мужских лунных богов — Тота, Яаха и Хонсу. Обусловлено это тем, что в древнем Египте всю его историю не было единой религии. Хотя и делались попытки ее навязать, каждый ном, каждый город оставался верен своим собственным богам. Конечно, среди них были и общенациональные божества, однако их мифологическая роль, родословная, функции и практика культа могли значительно разниться от одного центра почитания к другому.
Египтяне имели лишь общую культуру, в рамках которой теплилось множество независимых религиозных школ. Поэтому и бог Луны у каждого крупного города был свой.
Бог Тот
Самым известным и наиболее ярким из известных лунных божеств Египта является, без сомнения, Тот. Его образ настолько впечатлителен, что даже в наше время мало кто не слышал его имени. Более того, под знаменами герметизма культ бога Тота дожил до наших дней. Это единственный древнеегипетский бог, которого в этом отношении пощадила судьба.
Но вообще-то в юрисдикцию этого персонажа входило не только ночное светило. Поэтому в первую очередь Тот — не только бог луны, но покровитель знаний и искусств, источник мудрости, изобретатель письменности, вестник богов. Он провожал душу умершего в Царство Мертвых и в качестве писца присутствовал на ее суде Осирисом.
Центром почитания Тота был город Гермополь. Традиционно этот бог Луны у египтян изображался с головой Ибиса, который считался его священным животным. А женой божественного мудреца была богиня Маат — покровительница истины и всяческого порядка.
Бог Яах
Вероятно, Яах — это самый древний лунный бог египетского пантеона. Первоначально его культ зародился в Фивах, где ему поклонялись просто как Луне, как явлению астрономического характера. Собственно, само имя «Яах» означает просто «луна» или «месяц».
Культ Яаха быстро расцвел, а потом столь же быстро пришел в упадок, оказавшись не способным конкурировать с другими лунными божествами. Тем не менее, узкий круг почитателей у Яаха всегда сохранялся. Об этом говорят распространенные, хотя и редкие изображения этого божества, а также древнеегипетские ритуальные тексты. Из последних самым главным свидетельством важной роли Яаха является небезызвестная Книга Мертвых.
О мифологии и прочих деталях жизни и почитания этого божества известно очень мало. На сегодняшний день культ Яаха остается одним из наименее исследованных аспектов древнеегипетской религиозности. Некоторые ученые, однако, предполагают, что у него и у еврейского бога Яхве имелся единый прототип, связующий оба божества и послуживший источником возникновения их почитания.
Бог Хонсу
Хонсу — еще один бог Луны Египта. Однако символика, ассоциируемая с ним, акцентирована, в отличие от Тота и Яаха, на циклическом течении жизни. Само имя Хонсу означает «проходящий». Соответственно, это бог календаря, управитель времени. Отсюда его большое значение, ведь именно по лунным циклам египтяне вычисляли года, времена года, разливы Нила, время посева и сбора урожая.
Мифологическая родословная вменяет роль родителей Хонсу богу Амону и богине Мут. Изображался повелитель времени в образе мальчика или юноши с лунным диском на голове. И в силу этого иконографического родства иногда его соотносили с Гарпократом — поздним синкретическим богом молчания и тишины.
Синтез лунных божеств в Египте
Как и шумерский бог Луны Нанна-Син, лунные боги египтян также сливались в единые образы, причем в различных комбинациях. В разное время и в разных местах известны синтетические образы Тота-Яаха, Тота-Хонсу и Яахя-Хонсу.
Так или иначе, бог Луны в древнем мире являлся весьма важным божеством. Связано это с важной ролью спутника земли в общественной, сельскохозяйственной, биологической жизни человечества и природы в целом.