Бог ахурамазда бог чего

Бог ахурамазда бог чего

Ахура-Мазда, или Ормазд на среднеперсидском наречии, стал верховным божеством зороастризма (маздеизма). Благой бог, он всегда следует путем праведности.

У Ахура-Мазды нет антропоморфных изображений, его представляют в виде крылатого солнечного диска, так как он связан с солнечным светом и сиянием.

Заратуштра, пророк-реформатор.

Заратуштра — историческая фигура. Он родился между 1000 и 600 г. до н. э. Его отец, судя по всему, принадлежал к жреческому сословию и готовил сына к той же профессии. К 15 годам юноша закончил обучение, в 20 покинул отчий дом и ушел странствовать. В 30, когда Заратуштра достиг духовной зрелости, ему было видение. Выйдя из реки на берег, он увидел существо, сияющее подобно Солнцу. Это был Ахура-Мазда, который призвал его служить себе и нести правду людям.

Поначалу пророку приходилось непросто. За первые 10 лет к нему присоединился один человек. Заратуштре даже пришлось покинуть родину и обосноваться на чужбине. Там новой верой прониклась вся царская семья, что позволило пророку прожить в достатке до глубокой старости.

Верховный бог.

У древнейших иранцев Ахура-Мазда был одним из ахуров (добрых богов), наряду с Митрой, Варуной, Анахитой и пр. После реформы Заратуштры он стал главным ахура и верховным божеством новой религии — зороастризма.

Ахура-Мазда воспринимался как всеобъемлющий бог, создавший Вселенную и установивший определенный миропорядок — аша, непреложный, как закон. Аша охватывает не только устройство Вселенной, но и включает этические понятия и нравственные нормы (например, истину и справедливость).

У благого бога есть извечный противник — Анхра-Манью (Злой дух), носитель лжи, неправедности и зла. Оба этих существа изначальны и ведут постоянную борьбу друг с другом. Таким образом, мир является ареной борьбы двух сил, где в конце концов победит Ахура-Мазда.

Устройство мира.

Бог ахурамазда бог чего. Смотреть фото Бог ахурамазда бог чего. Смотреть картинку Бог ахурамазда бог чего. Картинка про Бог ахурамазда бог чего. Фото Бог ахурамазда бог чего

Крылатые полулюди-полульвы под крылатым диском Ахура-Мазды. V в. до н. э. Эпоха Ахеменидов Глазурованные кирпичи. Декор дворца Дария I в Сузах.

Помощники в вечной борьбе со злом. Ахура-Мазда являлся верховным, но не единственным благим божеством в зороастризме. Он создал семь Амеша-Спентов (Бессмертных святых) и множество добрых божеств — язатов (Достойных поклонения). Вместе с ними он ведет постоянную борьбу с Анхра-Манью.

Амеша-Спенты составляют ближайшее окружение Ахура-Мазды. А будучи его творениями, являются продолжением его сущности и эманацией его благих качеств. Это Спента-Майнью (Святой дух), помощник Ахура-Мазды; Boxy Мана (Благая мысль); Аша Вахишта (Высшая правда/Истина); Хшатра Вайрья (Прочная власть); Спента Армайти (Святое благочестие); Хаурватат (Целостность/Полнота физического существования); Амертат (Бессмертие). Тем не менее пять из них имеют точные соответствия в ведийской мифологии, что говорит об их древних индоиранских корнях.

Язаты — это добрые божества, рангом ниже Амеша-Спентов. Самые известные — это Митра (бог, следивший за исполнением договора), Аредви Сура Анахита (богиня вод и плодородия), Веретрагна (бог победы) и пр.

Бог ахурамазда бог чего. Смотреть фото Бог ахурамазда бог чего. Смотреть картинку Бог ахурамазда бог чего. Картинка про Бог ахурамазда бог чего. Фото Бог ахурамазда бог чего

Ардашир I и Ахура-Мазда. Не ранее 224 г. н. э. Скальный рельеф. Накш-е Рустам.

Ардашир I стал первым шаханшахом Ирана из династии Сасанидов после победы над парфянами в 224 г. На этом рельефе Ахура-Мазда вручает правителю кольцо — символ царской власти.

Свобода воли и право на выбор.

Доброму и злому божествам соответствуют два вида мыслей, речей и поступков — хороший и плохой. Какой путь предпочесть, решает сам человек, ведь Ахура-Мазда создал людей со свободной волей, оставив им право на выбор. Праведная жизнь (праведные мысли, слова и дела) приобщает человека к сонму праведников и приближает победу Ахура-Мазды над силами зла. А последователей лжи ждут вечные мучения в аду.

Бог ахурамазда бог чего. Смотреть фото Бог ахурамазда бог чего. Смотреть картинку Бог ахурамазда бог чего. Картинка про Бог ахурамазда бог чего. Фото Бог ахурамазда бог чего

Печать неизвестного сановника Дария I. V в. до н. э. Оттиск цилиндрической печати.

Печать с изображением охотящегося на львов Дария I (стоит в колеснице, натянув тетиву) и Ахура-Мазды, покровителя царей Персии.

Бог ахурамазда бог чего. Смотреть фото Бог ахурамазда бог чего. Смотреть картинку Бог ахурамазда бог чего. Картинка про Бог ахурамазда бог чего. Фото Бог ахурамазда бог чего

Крылатый диск — символ Ахура-Мазды. V в. до н. э. Эпоха Ахеменидов. Глазурованные кирпичи. Декор дворца Дария I в Сузах.

Посмертное воздаяние.

После смерти человеку предстоит высший суд — подсчет благих и дурных деяний, совершенных им в течение жизни. Если добрые перевешивают злые, язаты провожают душу в Гародману (Дом Песен). А души грешников утаскивает в ад дэв смерти Визареша.

Посмертная участь могла решаться и на мосту Чинвад, который ведет в рай — Гародману Праведным он кажется широким и удобным, а для дурных становится острым лезвием, с которого они срываются прямиком в ад.

Когда Анхра-Манью будет разбит, все мертвые воскреснут для последнего суда. Им предстоит пройти сквозь поток расплавленного металла: нечестивые сгорят, а праведным это испытание покажется купанием в парном молоке. Затем мир вернется к своему изначальному совершенству.

Зурванизм. Это философское течение было популярно в сасанидском Иране. Его адепты считали Зурвана — бесконечное время — отцом близнецов Ормазда (Ахура-Мазды) и Ахримана (Анхра-Манью). Древний андрогин Зурван мечтал о сыне Ормазде, способном сотворить небо и землю. Ради этого он тысячу лет подряд совершал жертвоприношения. Едва он усомнился, не напрасны ли его усилия, как в его теле зародились близнецы. Он обещает первенцу власть над миром (надеясь, что это будет светлый Ормазд). Однако злобный Ахриман разрывает чрево родителя и первым выходит на свет. Вынужденный сдержать слово, Зурван отдает ему власть на 9000 лет, поэтому наш мир — царство зла. Когда же власть перейдет к Ормазду, наступит вечное царство добра и благоденствия.

Источник

Бог ахурамазда бог чего. Смотреть фото Бог ахурамазда бог чего. Смотреть картинку Бог ахурамазда бог чего. Картинка про Бог ахурамазда бог чего. Фото Бог ахурамазда бог чегоhochu_viyti

Зачем я? Кто Я? Почему Я? И Куда Я?

Я ищу и хочу разобраться в том кто Я, кто во мне думает.

В преамбуле нашего проекта присутствует смелое допущение, что на Земле в даный момент в человеческом теле проживает воплощение самого Ахура Мазда, известного человечеству также под многими другими именами, например Осирис, архангел Гавриил (Джабраил), Кетцалькоатль / Кукулькан, Агапит Печерский и иные. Но кто такой Ахура Мазда? Допускаем, что многим читателям и последователям нынешних основных религиозных конфессий совершенно ничего неизвестно о носителе этого необычного Имени, да и возможно, не их в этом вина. На протяжении последних веков огромное количество информации было сознательно скрыто, вычищено, переиначено определенной противоборствующей силой, оставившей нам с вами выгодную им версию истории. Жаль, а ведь были времена, когда более духовно развитые культуры (да, представьте себе!), почитали Ахура за Творца и Бога Мудрости. Давайте же попытаемся восполнить этот досадный пробел в знаниях современников и приведем сравнительный анализ на основании двух источников, свободной интернет-энциклопедии «Википедии» и книг Анастасии Новых, а точнее «Сэнсэй IV. Исконный Шамбалы» и «АллатРа», где мы нашли довольно объемный пласт информации о Нём.

Нынешние интернет-пользователи больше и лучше воспринимают информацию через картину, так сказать, прогрессирующее клиповое мышление, в связи с этим, мы решили подготовить официальную часть материала от «Википедии» в виде скриншотов. Итак, смотрим:

Итак, давайте подведем некоторые итоги:

Интересно, не правда ли? Википедия, на удивление, хранит в своих открытых архивах довольно исчерпывающие сведения об Ахура, возможно потому, что религия зороастризма практически канула в Лету, в небытии? Особенно порадовала последняя строка, связывающая Ахура Мазда и Ригдена Джаппо, как одну высокодуховную Сущность, бодхи. Хорошо, давайте дополним полученные знания, информацией, представленной в книгах Анастасии Новых.

Из книги «Перекрестье» :

Ахура Мазда, дабы тебе было известно, в переводе с древнеперсидского означает «Владыка Мудрости», или «Владыка Всеведущий». Позже имя Ахура Мазда в греческом варианте уже звучало как Ормузд, Оромаз. В своих проповедях Заратуштра указывал на Ахура Мазда как на доброе начало, опирающееся на Дух огня, и правдивого порядка – Арта, обладателя воздействующего слова; Мудрого, окружённого сонмом благих, составляющих вместе с ним божественную семерицу «Амеша спента».

Из книги пророка Заратуштры :

О, хороший, лучший друг, Ахура Мазда!
Спрашиваю тебя, скажи мне правду.
Ты же ведаешь обо всём:
О свершившихся намерениях
Равно – дэвов и людей;
О делах, что лишь задуманы,
О словах, что ещё не сказаны,
О мыслях, ещё не обретших
Силу свою явную.
Передай ты мне из уст в уста
Слово мудрое о том,
Что грядёт в миру
Через тысячу, тысячу лет».
Тогда Ахура Мазда сказал
Такое правдивое слово:
«Говорю правду, высказываю истину.
Через тысячу, тысячу лет и ещё половину
Двуногие люди умножатся на земле
И будет их число двенадцать
Три раза в тысячи.
Столпятся во время уроченное все,
Раньше много раз рождённые.
Четыре пути перед их глазами предстанет.
Три из них ложных – приспешников Друджа,
Туда, в яму мрака дэвы толкают.
Четвёртый путь Арты – путь Духа и Правды,
Её тропа через пропасть ведущая.
Славные, смелые люди восславят себя,
Увидев тот путь, к спасенью ведущий.
Дарована будет людям удача.
И вскоре за смелость и правду
Награда ждёт их – богатство Души
И мощность вещей.
Мир на две части расколется.
Зломыслящие сзади останутся с дэвами,
Служителями Друджа.
В прах их повергнет природа
Большую часть. Они – конец конца.
Благомыслящие с славными шагнут,
Выбор свой сделав в мыслях, словах и делах.
Они положат от конца – Начало…
… Разве слабосильный нужен мне
Человек, чье слово – пыль и ложь?
Всемогущего Духом, славного желаю я,
Добро творящего миру.
Пусть грянет он, наконец,
Сила Арты будет в подмогу.
Мудр тот, кто в толпе стоящий на грани миров
Внемлет слову Ахура.
Выбор дан. Каждый сам изберёт
Свой жребий зла или жребий добра,
А вместе с добром и свободу».
И сказал я в ответ:
«Проницателен ты, Мудрый друг,
Да снизойдут щедроты твои, достойные нас,
Пусть Ахура воля да сбудется!»

Из книги «Сэнсэй IV. Исконный Шамбалы» :

. Религия митраизма, по сути, вышла из популярного религиозного учения, возникшего на территории Древнего Ирана (Персии), зороастризма — одного из древних мировых религиозных учений откровения, которое ныне сохранилось в незначительном объеме, запечатленном в священной книге зороастризма «Авесте». Общее число древних божеств в религии зороастризма — 33. Верховным богом считался Ахура-Мазда, имя которого переводится как «Владыка Мудрости» («Господь Премудрый»), или же как «Владыка Всеведущий». Он считался создателем Космоса, сотворённого усилием его мысли, а также воплощением мудрости, которая управляла всеми действиями богов и людей. Согласно зороастризму Ахура-Мазда создал шесть бессмертных Святых (а сам он был седьмым). И все вместе они были известны как «Амеша Спента» — семь «Бессмертных Воздействующих» или же, как потом их назвали, «Бессмертных Святых», «излучающих свет существ», которые воплощали в себе качества самого Ахура-Мазды. И единым первоначальным символом их был цветок лотоса. Правда, чуть позже, когда люди, следуя своему мышлению, стали наделять этих Существ кого мужским, кого женским полом, они стали приписывать каждому из них в отдельности свой цветок в качестве отличительного символа. К примеру, одному из семи божеств — Воху Мана («благая мысль») — они присвоили белый жасмин, другому — Армайти (Арматай — «благочестие», которую люди приписали к супруге Ахура-Мазды) — мускатную розу, третьему — Аурват («целостность») — лилию и так далее. Совершенно верно. Изначально цветок лотоса символизировал знания науки Шамбалы «Беляо-Дзы». Впоследствии же, когда люди утратили суть этих знаний, то появились эти цветы — так сказать, разные вариации изображения формы цветка лотоса… Так вот, по поводу этой семерки в одной из книг «Авесты» — «Яшт» говорится следующее: «Они — одной мысли, одного слова, одного действия… Они видят души друг друга, думая о благих мыслях, думая о благих словах, думая о благих делах… Они творцы, создатели и делатели, защитники и хранители творений Ахура-Мазды». По учению Заратуштры, эти шесть великих божеств, созданных Ахура-Маздой, вызвали к жизни род «язатов», то есть «достойных поклонения» или же «(тот), кому подобает поклонение», считавшихся в древнеиранской религии добрыми богами, помощниками Ахура-Мазды. Митра был одним из них, но наиболее почитаемым. А помощниками им в делах добра и изведения зла служили благие духи — фраваши, также считавшиеся преломлением лучей Света, средоточием которого был Ахура-Мазда… Первоначально даже тот же Митра не имел определённого облика. Он относился к божественному проявлению и даже не имел статуса какой-то отдельной сущности. Слово Митра означало договор, согласие, посредничество.

. соперником (чуть ли не врагом) Ахура-Мазды был Ангро-Майнью (Ариман), имя которого означает «Злой дух». Что согласно мифологии, когда Ахура-Мазда сотворил землю, Ангро-Майнью внедрился в её стихии. Воду в океанах он сделал солёной, часть земли — пустыней. И даже седьмое творение — огонь — он испортил дымом.

. Считалось, что при восхождении к благому богу Ахура-Мазде фраваши проходит три этапа — хумат, хукхт и хварест, что в переводе с древнеперсидского означает «благая мысль», «благие слова», «благое дело».

Книга «АллатРа» (Стр. 630):

Ригден: Безусловно, любой умный человек, сопоставив, поймёт, что разные «имена» Бога в религиях — это всего лишь эпитеты Единого. Например, рассмотрим имя верховного Бога древних египтян — Осирис. Это «имя» грецизированная форма египетского имени Усир. То есть греческое слово «Osiris» произошло от египетского «U’sir», что означает «Тот, кто находится на вершине». Или, например, что означает имя авестийского божества в зороастризме Ахура Мазда (позже Ормазд, Ормузд), провозглашённого пророком Заратуштрой Единым Богом? Кстати говоря, ведь изначально пророк упоминал, что имя Ахура Мазды всего лишь замена запретного имени Бога, которое никто не знает среди людей. Этого Бога даже в религиозном календаре помечали, как «Безымянный». Авестийское «Ahura Mazdā» переводят как «Господь Мудрый», «Владыка мысли». Авестийское слово «maz-dā» — это также «сохранять в памяти». Так вот, это «имя» образовано из двух древнеиранских слов, которые имеют арийские (индоиранские) корни. «Ahura» соответствует санскритскому слову «asura» — «властелин», а «mazdā» — индийскому «mēdhā», то есть «мудрость, понимание».

Вообще-то, к слову сказать, люди подзабыли одну простую истину, что такое на самом деле Мудрость. Это отнюдь не приобретённые книжные знания, жизненный опыт, блестящий ум или изящная логика мышления. В древнейшей традиции у разных народов «Мудрость» изначально — это дар небес (чувственной эйфории, озарения) во время духовного роста человека, дар, с помощью которого достигалось состояние высшего просветления, всепонимания, всезнания. Неслучайно в зороастризме упоминается, что Ахура Мазда открылся пророку Заратуштре благодаря «Благому Помыслу», только после того, как тот пребывал много лет в настойчивых духовных поисках. «Пророк спрашивал, а Бог отвечал и наставлял его в божественной Мудрости», то есть являлся «тем, кто даёт Мудрость, понимание».

Анастасия: В книге «Перекрестье» я писала об этих сбывающихся сегодня пророчествах различных народов мира: шумер, майя («Прорицанья Птичьего человека»), кельтов (прорицания «Колеса времён»), древних персов и так далее. Кстати, у персов в зороастризме тоже, как вы и говорили, сохранилось много сведений о загробной жизни, Воскресении, общем Судном Дне («Фрашегирд» в значении «делание (мира) совершенным»). Согласно верованиям зороастрийцев, в земной мир должны прийти три Сао-шьянта (сао-шьянт — авестийское слово, причастие будущего времени от глагола «спасать»). Первые два Сао-шьянта должны будут в конце времён восстановить учение Ахура Мазды. А затем придёт последний Сао-шьянт для окончательной битвы с носителями зла, вершить «Страшный Суд». Есть и о том, что к концу времён, когда будет исчерпан круг тысячелетних эволюций (когда восторжествует Аша — Истина, Справедливость, Добро), может окончательно установиться «рай на земле», где люди будут жить счастливо: земля станет, как долина; будет один язык, один закон для всех людей. И что каждый праведный человек приближает это событие преображения мира своими помыслами и деяниями. С позиции сегодняшнего дня, все эти предсказания уж совсем не кажутся легендами.

Ригден: Да, всё зависит от самих людей, от их выбора. Просто большинство сегодня не понимает всей важности этих процессов, важности личного духовного преобразования, которое не только может открыть человеку путь в Вечность, но и неизменно повлечёт за собой преображение его окружающего мира.

В завершение

Подготовил: Дато Гомартели (Украина-Грузия)

Источник

Бог ахурамазда бог чего. Смотреть фото Бог ахурамазда бог чего. Смотреть картинку Бог ахурамазда бог чего. Картинка про Бог ахурамазда бог чего. Фото Бог ахурамазда бог чего

Бог ахурамазда бог чего. Смотреть фото Бог ахурамазда бог чего. Смотреть картинку Бог ахурамазда бог чего. Картинка про Бог ахурамазда бог чего. Фото Бог ахурамазда бог чего
Гор, Хор («высота», «небо»), в египетской мифологии бог неба и солнца

Обозначение главного персидского божества на ахеменидских клинописных текстах как Auromazda породило более поздние формы типа пехлевийского Ohrmizd, Ohrmazd, согдийско-манихейского xwrmzt, xormazda, хорезмийского Remazd, сакского urmaysde, а также многочисленные заимствования в другие языки: тувинский Курбусту, монгольский Хормуста, бурятский Тюрмас. Этимология пехлевийской вариации имени верховного бога «Хормазд» восходит к общему индоевропейскому корню «Хор», от которого также происходят имена солярных божеств — персидское «Хоршед», славянское «Хорс», египетское «Хор». Имя египетского бога солнца Хора происходит от корня hr, что означает «высота», «небо». Многие египетские божества именовались Горами-Хорами пли же имели корень «Хор» в составе своего имени, что может быть свидетельством того, что изначально слово «Хор» было синонимом понятий «всевышний», «божественный», «неземной».
Среди прочих имен Ахура-Мазды одним из наиболее употребительных было имя Йездан. Различные проявления Господа Йездана назывлись в авестийской традиции Изедами. Изед или Язата в зороастрийской теологии — это, в сущности, ангел. В переводе с авестийского языка «Язата» означает «Достойный поклонения». Достойным поклонения зороастрийцы считали все, что было создано Творцом Хормаздом в материальном и нематериальном мирах.
Ахура-Мазда — творец, Ахриман — разрушитель. Эти два духа предвечны, они непримиримы и ведут постоянную борьбу между собой. Ахура-Мазда творит Изедов, Ангра-Манью порождает демонов. Эта борьба неминуемо закончится полным торжеством добра и света, которые воплощает собой Хормазд, но для победы в этой космической битве нужна полная мобилизация всех творческих сил обоих миров. Хормазду также нужны для победы ангелы и люди (которые тоже являются участниками космической битвы) как главнокомандующему нужны военачальники и простые солдаты.
Благой Йездан вдохнул жизнь в семь божественных сущностей Амеша-Спента, которые, по сути, являются различными ипостасями самого Творца. «Амеша-Спента» переводится с языка Авесты как «Святые Бессмертные». Эти небожители представляют собой безличностные моральные качества, к приобретению которых должен был стремиться каждый праведный зороастриец. Обладание шестью такими качествами как: правдивость (Аша-Вахишта), благие намерения (Воху-Ман), святое благочестие (Спента-Армаити), милосердная власть (Хшатра-Варью), здоровье (Хаурват) и жизненность (Амертат) вело к обретению Святого Духа (Спента-Манью) — седьмого и главного критерия, отличающего истинного носителя Фарна, символизирующего близость к Создателю, от всех прочих людей, погрязших в грехах и пороках. Спента-Манью — воплощение самого Хормазда в числе семи Амеша-Спента. Именно в ипостаси Спента-Манью — Святого Духа Ахура-Мазда противостоит Злому Духу Ангра-Манью.

«. Благодаря всеведению, Ормазд узнал: «если я не создам время соперничества, то он сможет мои творения обмануть и подчинить себе, так как и теперь, в период Смешения, есть много людей, которые совершают больше грехов, чем праведных дел». И Ормазд сказал Злому духу: «Согласись со временем, чтобы наша борьба в период Смешения продлилась девять тысяч лет». Потому что он знал, что с принятием этого времени Злой дух будет обессилен. Тогда Злой дух, ненаблюдательный и неумный, одобрил такое соглашение, подобно тому, как два воюющих друг с другом человека назначают время: «В такой-то день сразимся». Ормазд, благодаря всеведению, знал, что в течение этих девяти тысяч лет три тысячи лет все будет происходить по воле Ормазда, три тысячи лет — в смешении воли Ормазда и Ахримана, а в последние три тысячи лещ Злой дух будет обессилен, и они прекратят противостояние из-за творений».
О. М. Чупакова. Зороастрийские тексты. М., 1997

Поскольку Он избран Миром,
то суждение, исходящее из самой Истины,
да перейдет на деяния Благого Помысла в Мире
равно как и сила Мазды Ахуры, который поставлен
пастырем над людьми.

Источник

Ахура Мазда

Содержание

Имя Бога образовано от двух древнеиранских слов, имеющих индоиранские корни:

Таким образом имя Ахура Мазда можно условно перевести как «Господь Мудрый», «Господь Мудрость », «Владыка мысли». В Гатах Заратуштры два имени Бога часто употребляются независимо друг от друга и в свободном порядке. Начиная со времён Младшей Авесты устанавливается, за исключением застывших молитвенных форм, порядок «Ахура Мазда», ставший источником позднейших стяжённых форм.

На протяжении всей среднеиранской и новоиранской эпохи широко употреблялись именно стяжённые формы двойного имени: сред.перс. ʾwhrmzd’ /ohrmazd/, согд. xwrmztʾ /xormazdā/, перс. ارمزد /ormoz(d)/. Вместе с тем в Новое время для зороастрийской традиции характерно «восстановление» имени по авестийскому образцу: перс.اهورا مزدا [æhurɒmæzdɒ].

В откровении [ ]

Главным источником, описывающим образ Ахура Мазды, являются обращённые к нему гимны Заратуштры — Гаты. Ахура Мазда открылся пророку после долгих лет настойчивых духовных исканий благодаря « Благому Помыслу » (Y 43). Заратуштра осмыслил Ахура Мазду помыслом и увидел его воочию (Y 31.8; 45.8). Пророк вопрошал, а Бог отвечал и наставлял пророка в божественной мудрости. В дальнейшем эта «встреча» (авест. haṇjamana-) послужила основой новой религии почитания Мазды (зороастризма). В Гатах Заратуштра просит Ахура Мазду о защите, о наставлении, о даровании знаний, о благополучии в духовной и телесной жизни, о поддержке, которую «друг дал бы другу» (Y 46.2). Вместе с тем он сам приносит ему дары поклонения и полностью посвящает ему свою жизнь и тело (Y 33.14)

Сущность Ахура Мазды [ ]

Ахура Мазда — величайший из всех (Y 45.6). Благость его абсолютна (Y 28.8). Он был старше всего, но и самый юный (Y 31.8). Он возрастает вечно, но и вечно остаётся неизменным (Y 31.7). Он самый могущественный (Y 33.11). Он самый осведомлённый и знающий (Y 46.19). Он знает прошлое и будущее (Y 29.4). Он всегда следует прямым путём праведности (Y 33.5; 43.3).

Творец [ ]

Он поддерживает землю и небо от падения, создал чередование дня и ночи, проложил дорогу светилам, дал силу ветру (Y 44). Он сотворил скот, растения и воду (Y 48.6; 51.7). Он сотворил людей: их тела и души, — и даровал им свободу воли (Y 31.11; 46.6). Он создаёт блага этого мира и дарует их человечеству (Y 33.11; 48.3).

Близость к человеку [ ]

Вершитель суда [ ]

Ахура Мазда видит всё, его невозможно обмануть (Y 45.4), от него невозможно ничего скрыть (Y 31.13). Он высший суверен мироздания и от него зависит будущее (Y 29.4). Он будет определять, кому достанется победа в битве между праведными и лживыми (Y 44.15). Именно с его проявлением в мире будет связано уничтожение зла ( друдж ) (Y 31.4) и наступление Фрашкарда — обновление бытия. Ахура Мазда изначально определил два типа поведения — в соответствии с моральным порядком мира или наперекор ему (Y 46.6). Человек выбирает между этими двумя путями в соответствии со своей свободной волей, но конец выбравших два разных пути будет различен (Y 48.4). И праведного, и лживого ожидает конечное вознаграждение, исходящее от Ахура Мазды (Y 43.4, 5) — спасение и всевозможные блага для первых и боль и разрушение для вторых (Y 30.11 и др).

В Младшей Авесте [ ]

В Младшей Авесте Ахура Мазда остаётся творцом и владыкой духовного и телесного миров, высшим подателем благ и называется «Святейшим духом» (авест. spəništa- mainyu-). Более глубокое, чем в Гатах, отождествление со Спента Маинью (Святым Духом) и отсюда прямое противопоставление Ангра Маинью — «Злому Духу», непримиримому противнику всякого добра, подчёркивается пассажами Y 19, где Злой Дух появился в ответ на изначальный творческий акт Ахура Мазды, выраженный в виде молитвы Ахуна Ваирья, но был повержен словом отречения от всякого подобия со злом. Подобный акт отречения от зла предполагается и от человека. Почитатели Мазды должны признать Ахура Мазду источником всякого блага (Y 12) и воплощать его власть во всём мире (Y 35).

Ахура Мазде придаётся много хвалебных эпитетов, основными из которых являются прилагательные, связанные со светом: raēwant- и xwarənaŋuhant- — «блистательный» и «полный хварно », то есть царского сияния. Специально посвящённый Ахура Мазде Хормазд-яшт перечисляет 72 имени Ахура Мазды, включая 20 великих, перечисляемых особо.

В древнеперсидских надписях [ ]

В наскальных надписях Ахеменидов постоянно упоминается имя Ахура Мазды ( др.перс. ahuramazdā) как высшего покровителя царя и всего его царства, в котором царь воплощает Его волю. Вот как описывает Бога царь царей Дарий I :

Бог великий — Ахурамазда, который сотворил эту землю, который сотворил это небо, который сотворил человека, который сотворил счастье для человека, который сделал Дария царём. (DN, 1-6)

В древнеперсидской клинописи для имени Ахура Мазды помимо фонетической записи существовала отдельная идеограмма.

В пехлевийской литературе [ ]

В литературе на среднеперсидском языке Ормазд — Всевышний Господь обоих миров. Он господин, а не раб; отец, а не ребёнок; первый, но не последний; защитник, а не защищаемый; неизменный, но не меняющийся; Он само знание, а не обретающий знание; податель, но не получатель (DK Vol. 3, p. 176,177). Его эпитеты продолжают авестийские: rayōmand и x w arrahmand — «блистательный» и «полный хварно ».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *