Блудные дети что означает
Возвращение блудных детей
Приуготовляя своих верных чад к благодатному времени Великого поста, времени особых духовных подвигов и покаяния Церковь предлагает нашему вниманию притчу о блудном сыне (см.: Лк. 15, 11–32).
В евангельском чтении мы слышим этот один из самых известных сюжетов, который нашел свое отражение, пожалуй, во всех проявлениях человеческого творчества. Притчу о блудном сыне Господь предложил собравшимся вокруг Него людям и ученикам. Это история о том, как у одного богатого человека было двое сыновей. И один из них сказал отцу, чтобы тот выделил ему полагающуюся часть наследства. Отец не стал перечить сыну и по любви своей сделал так, как тот требовал, и выделили все, что ему полагалось. Довольно большое имение, потому что человек этот был богат. После чего этот сын взял все и удалился из дома своего отца и очень быстро все это богатство спустил и потратил, живя блудно. Расточил с блудными людьми, растранжирил, и к тому же в области, где он находился, наступил страшный голод. Так что этому человеку, выросшему в хорошем доме, пришлось пристать к одному из жителей страны и пасти его свиней, до такой степени унижения он дошел. Он терпел такую нужду, голод, что рад бы был поесть то, что давали в качестве корма свиньям, но и этого ему не доставалось.
Но этот блудный сын одумался, пришел в себя и подумал так: «В доме моего отца наемники живут лучше, чем я сейчас». Решил вернуться, покаяться перед отцом и попросить принять его уже не как сына, а как наемника, как работника и слугу.
Любящий отец, только узнав, что его сын приближается, умилился, выбежал ему навстречу, обнял, приказал выдать ему лучшую одежду, перстень на руку, сапоги и приказал устроить пир и радовался этому неожиданному возвращению потерянного ребенка.
Дары, которые сын требовал и получил от отца, это те дары, которые мы все от рождения получаем от Бога: красота, ум, способности и таланты. Кто виновник нашей красоты и способностей, кто источник сил? Конечно, говорят, что человек похож на отца и мать. Но в первую очередь — это Творец неба и земли, Он, Художник, создает такие прекрасные творения и наделяет их колоссальными способностями и умственными, и духовными; а паче того христиане еще и наделены дарами Святого Духа, которые они получают в крещении в Церкви.
Но часто человек приписывает себе все эти дары и таланты, удаляется от Бога, не желает больше жить под кровом Его дома, слушать Его заповеди, выполнять Его просьбы, хочет сам безгранично насладиться своей жизнью. И часто такой человек стремительно расточает все свои таланты и приходит в страшное состояние. И понимая или нет, он тоже начинает пасти свиней – становится свинопасом.
Святые отцы понимают под евангельскими свиньями человеческие страсти, то есть человек не хочет больше работать Богу и пребывать в Божественной благодати и неминуемо оказывается в компании этих свиней: помыслы, страсти, которым служит, и пищу, которую он готов принимать – все это свинское.
Для того, чтобы понять, какой яркий образ предложил Господь слушающим, надо помнить о том, что Его слова были обращены к иудеям, для которых свинья была нечистым животным. Он говорил это, показывая глубину падения несчастного сына. Из члена семьи и наследника богатого человека он превратился в пастуха и сотрапезника свиней. Свинья — по природе своей довольно-таки нечистоплотное животное. Сейчас мы, живя в городах, оторваны от земли, от труда, и эти евангельские слова до нас просто не доходят во всей полноте. В этом смысле полезно пойти, когда представится такая возможность, на свинарник и там ощутить, как все это пахнет… какой это отвратительный запах. Но это, как раз, и есть запах греха и облик греха. Просто большинство людей не ощущает его таковым в повседневной жизни – для нас запах греха стал запахом дорогого парфюма. Мы видим грех вокруг себя, но чаще всего не различаем его истинного лица, не ощущаем его смрад.
Мы видим грех вокруг себя, но чаще всего не различаем его истинного лица, не ощущаем его смрад.
Сейчас многое называют красотой, блеском, успехом: конкурс такой-то, агентство такое-то, фестиваль такой-то, награда такая-то, магазин таких-то и таких-то вещей — все это облечено в красоту, благоухание, и только дети Божии могут ощутить истинное зловоние и мерзость того свинства, которое этот мир называет красотой, успехом и чем-то благим. И люди, которые посвящают свою жизнь служению этому, страдают, душа их голодна, как был голоден евангельский блудный сын. Но Господь готов принять и их, мы видим, что только одно покаяние этого сына вызвало такую любовь и еще дары со стороны отца, то есть Бога.
В притче есть и другой сын. Когда он увидел, что его брат вернулся, увидел радость своих родных, слуг и отца, как он отреагировал на это? С завистью и с обидой стал высказывать претензии отцу. И брата своего он не называет братом, а говорит: «Этот, сын твой, расточил с блудницами свое имение, а ты так радуешься его возвращению. А я, который был всегда с тобой, не удостаиваюсь такой любви». К сожалению, так часто бывает и с нами. Этот грех, этот навык завидовать и осуждать ближнего очень часто превозмогает в нас христианскую любовь. Как только кто-то в Церкви что-то сделает хорошее, или просто какой-то человек рядом с нами, тут же в нашем сердце рождается зависть, критика, осуждение. Нам кажется, что лучше бы уж и не делали ничего хорошего, потому что это не мы сделали. Это очень страшная энергия, страшная сила, которая разобщает нас. То же относится и к тому, когда мы не верим, что человек исправился, изменил свою жизнь, стал другим. Мы любим вспоминать и говорить только что-то плохое связанное с ним.
Что такое покаяние? Покаяние — это источник радости не только для покаявшегося человека, но и для Ангелов. В этой же главе от Луки, перед тем как рассказать эту притчу, Господь как раз говорит: «У Ангелов бывает радость об одном грешнике, вернувшемся и покаявшемся» (см.: Лк. 15, 10). Мы не хотим быть Ангелами, мы хотим быть прокурорами, судьями и разделить с Ангелами эту радость мы очень часто не можем.
Покаяние — это источник радости не только для покаявшегося человека, но и для Ангелов.
Покаяние — это путь к спасению, обожению, возвращению в дом Отца нашего Небесного, и этот блудный сын — это не только наш ближний или родственник, который вообще далек от Церкви, это все мы. Многие из нас прошли этот путь, многие оказавшись в Церкви, начинают расслабляться, отпадать, возвращаться к этому свиному корыту и забывать Божественную благодать.
Апостол говорит, что наши тела — это сосуды Божии, в них мы должны прославлять Бога, он буквально говорит так, что не для блуда тела созданы, ни для духовного, ни для физического, а для прославления Божия (см.: 1 Кор. 6, 13).
Наступает время покаяния, особой радости духовной, в скорби о грехе и радости соединения с Богом. И каждый из нас должен разделить эту радость вместе с Ангелами и постараться всеми силами кого-то тоже привести к этой Трапезе, через свой пример, свою любовь. Не как этот старший брат, который осуждал брата-грешника, а как отец, как слуга привести, чтобы все мы вместе, как сегодня сказал апостол, прославляли Бога и в телах наших и в душах наших, которые суть Божии.
Скачать
(MP3 файл. Продолжительность Размер )
Что должны делать родители-христиане, если у них блудный сын (или дочь)?
Добрый день! Читаю ваш сайт и возник вопрос: — что должны делать родители-христиане, если у них блудный сын (или дочь)? Спасибо!
Итак, принципы таковы: если ребенок решает оставить ваш дом, и берет на себя ответственность за принятые им решения, даже если вы знаете, что это потянет за собой тяжелые последствия, – не препятствуйте ему, а просто разрешите уйти.
Что должны делать родители-христиане, если у них блудный сын (или дочь)?
История блудного сына, описанная в Евангелии от Луки 15:11-32, указывает нам на то, как стоит реагировать и как обращаться с детьми, ставшими на путь, противоположный тому, которому их обучали.
Нам следует помнить, что как только дети достигают совершеннолетия, они больше не находятся под опекой своих родителей.
Эта история рассказывает нам о том, как однажды сын, взяв с собой свое наследство, ушел в далекие страны, и растратил его там.
Если ребенок рождается в семье неверующей, то, в этом случае, такой ход событий вполне естественен. А если человек однажды принял Христа, но после отрекся, то такого человека мы называем блудным.
Само слово «блудный» не упоминается в этой истории. Это слово определяется как «опрометчивый, расточительный; спускающий свое состояние впустую человек».
Следовательно, этим словом можно описать сына, о котором говорится в Евангелии от Луки. Также это слово описывает ребенка, покинувшего свой дом, но, при этом, забравшего все свое наследство, данное ему родителями; ребенка, забывшего все, что вложили в него родители – любовь, образование, опеку; ребенка, восставшего тем самым против самого Бога.
Прежде всего, это говорит о неповиновении Богу и Его воле, но проявляется оно через неповиновение родителям.
Заметьте, что отец в этой притче не останавливал своего сына, когда тот уходил, ровно как и не последовал за ним, дабы защитить его от самого себя. Отец попросту не разделял ни мнения, ни выбора своего ребенка. Он остался дома и молился, а когда сын остепенился и решил вернуться, он, увидев его издалека, бросился навстречу.
Итак, принципы таковы: если ребенок решает оставить ваш дом, и берет на себя ответственность за принятые им решения, даже если вы знаете, что это потянет за собой тяжелые последствия, – не препятствуйте ему, а просто разрешите уйти.
Запомните, вы никоим образом не причастны к последствиям случившегося. Более того, оставайтесь дома и наблюдайте за тем, как, раскаявшись, ваш ребенок меняет свое направление.
До тех пор, пока это не случится, вам стоит придерживаться своих принципов, не подписываться под мятежностью своего ребенка и не вмешиваться в его жизнь.
15 Только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое;
(1Пет.4:15)
Как только дети достигают совершеннолетия, они становятся ответственными лишь перед Господом и государством.
1 Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены.
2 Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение.
3 Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее,
4 ибо [начальник] есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое.
5 И потому надобно повиноваться не только из [страха] наказания, но и по совести.
6 Для сего вы и подати платите, ибо они Божии служители, сим самым постоянно занятые.
7 Итак отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь.
(Рим.13:1-7)
Как родители, мы можем лишь идти рядом со своими детьми, если они ступают навстречу Богу.
Господь использует принесенные нами самим себе невзгоды, чтобы привести всех нас к свободе, ведь каждый человек способен самостоятельно отвечать за свои поступки. А мы, как родители, не можем спасти своих детей – это под силу лишь Господу.
В идеале, мы должны воспитывать своих детей во Христе, когда у нас еще есть такая возможность (Ефесянам 6:4), а после – позволить им делать выбор самостоятельно.
4 И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем.
(Еф.6:4)
До этого времени нам остается молиться, вверяя все в руки Господа. Этот процесс может быть весьма болезненным, но, приняв указания Господни, мы сможем пустить мир в свои сердца.
Мы не имеем права судить своих детей – такое право имеет лишь Господь. В этом мы находим великое утешение, ведь «Судия всей земли поступит ли неправосудно?» (Бытие 18:25).
Что означает выражение блудный сын?
Каково его происхождение? И когда оно используется в современном языке?
Заранее огромное СПАСИБО!
Блудный Сын
-устоявшееся название притчи Господа о сыне, взявшем у отца свою часть имения, промотавшего его и вернувшегося к отцу, когда оказался на краю гибели (Лк 15.11-32). Самих этих слов в Евангелии нет.
В современном языке: покинувший какое-либо сообщество людей или привычные занятия в поисках чего-либо более привлекательного, а затем — обычно после неудач — вернувшийся к прежнему
Притча о блудном сыне
К Иисусу Христу приходили мытари и грешники, чтобы слушать Его. Гордые фарисеи и книжники, учители еврейского народа, роптали за это на Иисуса Христа и говорили: «Он принимает грешников и ест с ними».
На это Иисус Христос сказал несколько притчей, в которых показал, что Бог с радостью и любовью принимает каждого кающегося грешника. Вот одна из них:
У одного человека было два сына. Младший из них сказал отцу: «отец! дай мне следуемую мне часть имения». Отец исполнил его просьбу. По прошествии немногих дней, младший сын, собрав все, пошел в дальнюю страну и там, живя распутно, растратил все свое имущество. Когда же он все прожил, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться. И он пошел, и пристал (т. е. присоединился) к одному из жителей той страны; а тот послал его на поля свои пасти свиней. С голоду он рад был бы питаться рожками, которые ели свиньи; но никто не давал ему.
Тогда пришедши в себя, он вспомнил об отце, раскаялся в поступке своем и подумал: «сколько наемников (работников) у отца моего едят хлеб с избытком, а я умираю с голода! Встану, пойду к отцу моему, и скажу ему: «отец! я согрешил против неба и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих».
Так он и сделал. Встал и пошел домой, к отцу своему. И когда он был еще далеко, отец увидел его и сжалился над ним. Отец сам побежал навстречу сыну, пал ему на шею, целовал его.
Возвращение блудного сына.
Сын же начал говорить: «отче! я согрешил против неба и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим».
А отец сказал слугам своим: «принесите лучшую одежду и оденьте его; дайте ему перстень на руку и обувь на ноги; и заколите откормленного теленка; станем есть и веселиться! Потому что этот сын мой был мертв и ожил; пропадал и нашелся». И начали веселиться.
Старший же сын возвращался в это время с поля. Услышав в доме пение и ликование, он призвал одного из слуг и спросил: «что это такое? «
Слуга сказал ему: «брат твой пришел; и отец твой заколол откормленного теленка, потому что увидел его здоровым».
Старший сын рассердился и не хотел войти в дом. Отец же вышел к нему и звал его.
Но он отвечал отцу: «вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал (не нарушал) приказания твоего; но ты никогда не дал мне козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими. А когда пришел этот сын твой, беспутно расточивший имение свое, ты заколол для него откормленного теленка».
Рассказом о старшем сыне Спаситель учит тому, что всякий верующий христианин должен от всей души желать всем спасения, радоваться обращению грешников, не завидовать Божией любви к ним и не считать себя достойным Божиих милостей больше, чем те, кто обращается к Богу от прежней своей беззаконной жизни.
Что означает выражение «блудный сын»?
Блудный сын вернулся и раскаивается
11 Еще сказал: у некоторого человека было два сына;
12 и сказал младший из них отцу: «отче! дай мне следующую мне часть имения» И отец разделил им имение
13 По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. 14 Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться
15 и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней
16 и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему
17 Придя же в себя, сказал: «сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода
18 встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою
19 и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих»
20 Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его
21 Сын же сказал ему: «отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим»
22 А отец сказал рабам своим: «принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги
23 и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться!
24 ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся». И начали веселиться.
25 Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование
26 и, призвав одного из слуг, спросил: «что это такое?»
27 Он сказал ему: «брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым»
28 Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его
29 Но он сказал в ответ отцу: «вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими
30 а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка»
31 Он же сказал ему: «сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое
32 а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся» Евангелии от Луки (15,11-32)
Выводы из истории о блудном сыне
— Для Бога каждый человек дорог, как сын для отца
— Нужно уметь прощать, быть добрее, милосерднее, уважать не только чужие добродетели, но мнения, пусть даже ошибочные. И хотя поступок отца далек от абстрактного понятия справедливости (Но старший брат сказал в ответ отцу: «вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими, а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка»), иногда следует от неё отступиться ради проявления сострадания к тому, кто в нем нуждается и о нём взывает
Первоисточником притчи Иисуса о блудном сыне является идея иудаизма о раскаянии. Мудрецы Талмуда подчеркивали значение раскаяния для человека. Раскаяние создал Бог, оно достигает трона Господня, продлевает жизнь человека и приносит избавление от мук совести. Бог побуждает Израиль раскаяться и не стыдиться раскаяния, как сын не стыдится вернуться к любящему его отцу.
«Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло;
научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову.
Тогда придите – и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, – как снег убелю; если будут красны, как пурпур, – как волну убелю. Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли» (Книги пророка Исайи, глава 1)
«Возвращение блудного сына»
Рембрандт «возвращение блудного сына»
Употребление выражения «блудный сын» в литературе
Блудные дети
Ребенок растет в церковной семье, ходит в храм, исповедуется, причащается, исправно читает утреннее и вечернее правило, соблюдает по мере возможности посты – и вдруг охладевает ко всему, что связано с Церковью.
Почему подростковый жизненный кризис часто оказывается кризисом церковности? Об этом мы беседуем со священником Игорем Прекупом.
Читайте также:
Когда подростки уходят из Церкви
— Почему у воцерковленных родителей дети уходят из церкви?
— «Воцерковленность» – понятие не настолько строго определенное, чтобы можно было на этот вопрос ответить с указанием на конкретные причины. Ведь в широком смысле таковыми называют всех, кто систематически ходит в храм, исповедуется, причащается, постится. С какой периодичностью – вопрос открытый, насколько сознательно – тоже, насколько искренне и глубоко старается вникать в содержание веро- и нравоучения христианского, а также смысла богослужебных текстов – это и вовсе тема отдельная. Однако все это – социальный слой, который мы именуем «воцерковленными людьми».
Люди этой категории настолько отличаются друг от друга во всех отношениях, что вне храма трудно себе представить, что они хоть где-то могут пересечься. Соответственно и причины ухода из Церкви их детей – разные. Нередко противоположные.
Если попытаться сказать в общем, то есть, конечно же, одна объединяющая… нет, не причина, а почва: кризис взросления. Ребенок сознает себя «уже не маленьким», он улавливает в себе все, что свидетельствует о его приближении к взрослому состоянию, подчеркивает, демонстрирует. Его раздражает опека, он критически переосмысливает все, чем он жил раньше. Все, что относится к периоду детства, он норовит сбросить как постыдное, свидетельствующее о его детскости, как бы компрометирующее в глазах тех, кто должен видеть в нем «большого»: послушание, аккуратность, целомудрие – вообще все, хранящее от скверны, отметается как лягушачья шкурка. А взамен: вызывающая внешность, алкоголь, курение, наркотики – надо все попробовать, ведь взрослые это все знают, им это можно, а значит, когда я себе это позволю, то и приобщусь взрослости. Только вот… «сказка ложь, да в ней намек»: преждевременно уничтожая «шкурку», рискуешь так и не стать человеком. Протест против «детскости» осуществляется по-детски, личностному созреванию такой отрыв отнюдь не способствует.
Это общее место для всех подростков: и верующих, и неверующих. Разница лишь в том, что протекать этот период может трагично, с отречением от «предков» с их идеалами, или сравнительно мягко, органично сочетая новое мировосприятие с прежней мировоззренческой основой. И далее все очень индивидуально: насколько доверительными были отношения родителей с детьми, насколько сами родители были искренни в своей вере (как она проявлялась в их жизни, в том числе и семейной), насколько они были терпеливы и уважительны к своим детям, когда их начинало «плющить» и «колбасить», хватало ли им чуткости и ума, чтобы сбалансировать контроль над взрослеющим ребенком и доверие к нему – от всего этого и многого другого зависит останется ли ребенок в Церкви.
И если он перестает посещать храм, тоже надо смотреть еще: а как он вообще к вере относится? Верует ли он, или это для него отошло в область «узости сознания»? Сохраняет ли он нравственные устои, привитые в детстве, или оплевал их? Что значит «уходят из Церкви»? Отрекаются от Христа? Переходят в другую религию? Начинают интересоваться всякой духовно чуждой ерундой и устраивают в своей голове питомник тараканов? Или годами не причащаются, а может, просто перестают систематически исповедоваться и причащаться?
Это все разные степени «ухода». Последние варианты – это даже не «уход», а, я бы сказал, «отход»: человек себя продолжает считать православным христианином, старается не быть сволочью (о чем, к сожалению, не каждый «воцерковленный» заботится), помнить заповеди (замечая за собой отступления от них), иногда даже молится, но пока не в состоянии через что-то переступить…
Я в курсе насчет канонов о тех, кто без уважительной причины не участвовал в богослужении три недели кряду, но тем не менее, не могу сказать, что они, оторвавшись от богослужебной жизни, «ушли из Церкви». Дай Бог им, конечно, поскорее опомниться и вернуться «в объятия Отча».
— Многие священники говорят, что, более 75% воцерковленных подростков перестают ходить в храм. Получается, что 8 подростков из 10 уходят из Церкви… А что бы вы могли сказать по этому поводу?
— Во-первых, меня больше беспокоят оставшиеся двое из десяти. Что их удержало? Чем для них является Церковь? А Христос? Кто Он для них? Он и Его заповеди? Евангелие для них – стержень жизни или не читаемая, а «почитаемая» книга»? Насколько они искренни в своем выборе? Не удержало ли их в церковной среде понимание, что это «удобно» и «перспективно»? Не поняли ли они, что в этой среде очень успешно можно спекулировать на высоких идеях? Не стало ли ханжество и лицемерие их жизненным стержнем?
Во-вторых, как уже было сказано выше, «уход» и «отход» не одно и то же. Кто-то может и уходит, а кто-то, да, отпадает, но помнит о Боге и, если ему в Отчем доме было хорошо в детстве, он туда Промыслом Божиим вернется. А вот если там ему было плохо… тогда шансов, конечно, меньше, но «неисповедимы пути Господни»: неизвестно, через что и как Он его приведет к Себе вновь. И, возможно, не последнюю роль в этом сыграют детские воспоминания о положительном духовном опыте.
— Как бороться с этой проблемой?
— Проблему надо решать. Чего с ней бороться? Ее надо видеть, анализировать. Желательно с помощью хорошего духовника, православного (опять же, высокопрофессионального) психолога, нелицемерных друзей, видящих со стороны наши промахи. Думаю, очень важно, чтобы дети чувствовали себя в семье – дома. Чтобы они дорожили этим домом и его ценностями. Тогда и при наличии неверующих бабушек с дедушками, дядей и теть (а это, ведь, тоже одна из причин расшатывания религиозного мировоззрения детей из воцерковленных семей, но не изолировать же их от родственников…), и общаясь с неверующими друзьями, наши дети не будут «смотреть на сторону». Ну а если дома у них нет, не стоит удивляться, что они его ищут в другом месте и под чужим крылом.
— Должны ли приходы решать эту проблему и если – да, то каким образом?
— Должны. Как. Есть известное высказывание Сталина, которое, при всей моей неприязни к его политике, не могу не признать безупречно справедливым: «Кадры решают всё». Решать проблему надо не только на уровне приходов.
Но и на приходском уровне кадровой политики очень многое можно осуществить, если набраться терпения и найти понимание со стороны паствы и правящего архиерея.
На что в первую очередь необходимо обратить внимание?
Дети очень чувствительны к фальши.
Когда в младшем школьном возрасте им христианство преподносится как лубок, они (и то не все) это скушают и спасибо скажут, а вот потом, когда у подростков обострится чувствительность к всевозможной «лакировке», то рвотная реакция на фальшь непроизвольно будет переноситься и на то истинное, что фальшиво упаковывалось. В лучшем случае оно будет не отторгнуто, а отставлено (опять же из-за нормальной подростковой реакции на «муси-пуси») как пригодное для малышей и старушек.
Другой момент, очень важный, чрезвычайно даже важный, когда мы говорим о фальши: диссонанс между священными новозаветными словами, поучениями святых Отцов, богослужебными текстами, наставляющими в любви, смирении, самоотвержении – с одной стороны и встречаемым в церковной среде (особенно пагубно, когда это замечается в «кругу избранных», будь то священнослужители, клирошане или же «бабушки-свечкодуйки») равнодушием (еще хуже, если с показной сердобольностью), гордостью, тщеславием, корыстолюбием (неважно, материальным или моральным), а то и просто бытовым хамством – с другой. Этот диссонанс страшно травмирует детскую душу (даже, если его лично никто не обидел). Пока ребенок чувствует себя при родителях, эти похлестывания по сердцу могут не давать мгновенного результата. Но он подрастет. И по мере того, как он начнет осознавать себя самостоятельной личностью, «старые раны» начнут ныть…
Ну и, конечно же, среда. Не надо думать, что воскресные школы, православные лагеря и т.п. – панацея от заразы мира сего. Например, одно мое духовное чадо недавно рассказало, что с какой-то попсой (не помню точно, о чьем творчестве шла речь) она познакомилась именно в лагере одного как бы православного детско-юношеского хора.
Почему я сказал, что меня еще больше волнуют те двое оставшихся из десяти? – В искусственно созданной среде обитания, в эдаких лабораторных условиях по выведению православного христианина, наряду с целенаправленно прививаемыми христианскими понятиями и навыками, успешно культивируются проникающие из мира сего споры его сорняков. Причем тем успешней, что детки-то у нас вырастают не просто с привившимися и не устраненными пороками, а с иезуитскими (не в обиду католикам будь сказано) способностями маскировать порок видимостью добродетели. Вот это страшно! Не так страшен «отход» с возможностью пережить кризис и вернуться, и быть обретенным Отцом, как погибель при внешнем благополучии.
И самое страшное, если эти «благополучные» да «благонадежные» захотят продвигаться по церковно-иерархической лестнице. Ведь как «играть по правилам», чтобы получить по церковной линии искомый результат в виде тех же мирских благ, они уже знают. И что немаловажно: порой церковная стезя весьма привлекательна для того из «оставшихся», кто понимает, что при его, в лучшем случае, посредственных дарованиях – это единственная возможность всплыть на поверхность «житейского моря».
Повторюсь, дети очень чувствительны к фальши. Только одни ее отторгают, а другие впитывают и органично ею проникаются.
Вот, где проблема № 1. И если ее не решить в ближайшее время, хотя бы в основном, все наши прекрасные миссионерские и просветительские начинания могут обернуться грандиозным кошмаром.