Блок флейта что это
БЛОКФЛЕЙТА: ВАШ ЛИЧНЫЙ ВЫБОР
Не нужно относиться к блокфлейте как к несерьёзному инструменту и почти детской игрушке: этот инструмент не просто стал одним из символов европейской музыки, начиная с XIV века, но и сейчас способен придать необычных музыкальных красок современному произведению. Как бы там ни было, а игре на блокфлейте предстоит её выбор. Невзирая на простоту этого инструмента, здесь очень важно не ошибиться.
Выбор блокфлейты по типу аппликатуры весьма важен, поскольку он определит характер звучания инструмента в ваших руках. Типов блокфлейты по аппликатуре два – немецкая и барочная, она же английская система. Визуально различие заключается в том, что при отсчёте отверстий снизу блокфлейта немецкой системы имеет третье отверстие меньшего диаметра, нежели остальные. У блокфлейты барочной системы меньшее отверстие – четвёртое. При этом обучение идёт проще на инструменте немецкой системы, и он же пригоден для исполнения простого музыкального материала, однако на ней сложнее взять полутона. Если же вы играете на блокфлейте барочной системы, то отдельные основные тона играются с более сложными аппликатурами, зато в пределах двух октав полутона звучат чисто. Если вы нацелены на профессиональную игру на инструменте или его серьёзное использование как минимум в студии, сразу начинайте обучение на блокфлейте с барочной системой. Впрочем, переучивание с немецкой системы на барочную не столь уж и сложно – различие здесь отнюдь не только в огромном числе аппликатур. Кроме того, нужно упомянуть о существовании блокфлейт со сдвоенными отверстиями, предназначенными для чистого взятия полутонов. В обычной ситуации для взятия полутона необходимо перекрывать ровно половину площади одиночного отверстия – а это, как легко понять, получается далеко не сразу и не у всех. Однако классическими считаются блокфлейты с одинарными отверстиями, и для серьёзного обучения на инструменте рекомендуется именно такая «классика». А по тональности блокфлейты классифицируются следующим образом: сопранино (строй F, диапазон от F2 до G4), сопрано (строй С, от C2 до D4), альт (строй F, от F1 до G3), тенор (строй С, от C1 до D3) и бас (строй F, от F до G2). Однако, когда обычно говорят о блокфлейте, то подразумевают именно блокфлейту сопрано – для неё пишется и большинство произведений, и именно с неё в подавляющем большинстве случаев начинают обучение.
А теперь – немного конкретных рекомендаций по выбору пластиковых блокфлейт. Качественный инструмент для начинающего музыканта – вот как можно охарактеризовать серию Yamaha 20. Как уже говорилось, продукция компании Yamaha производится из акустического пластика ABS, однако по точности интонирования и лёгкости игры они сравнимы с деревянными моделями. Именно таковы модели блокфлейт сопрано YRS-23 (немецкая аппликатура) и YRS-24B (барочная аппликатура) при благородных расцветках корпусов – соответствен белый и белый плюс слоновая кость. Нужно упомянуть и блокфлейту сопранино YRN-21 (немецкая аппликатура) с чёрным корпусом. Ещё более простое решение для новичка – это серия Rainbow Recorders с моделями YRS-20 с прозрачными корпусами. Модели отличаются аппликатурой: германская наличествует у YRS-20GG и YRS-20GB, а барочная – у YRS-20BG, YRS-20BB и YRS-20BP. Плюс к этому и расцветка корпусов нескучная: зелёная (вторая буква G в индексе), голубая (B) и малиновая (P).
При переходе от чисто ученического уровня к серьёзным инструментам безусловно рекомендуются блокфлейты серий Yamaha 30 и 300, причем, начиная с серии 30, блокфлейты имеют арочное отверстие, позволяющее более точно контролировать дыхание и придавать игре большую тембральную выразительность. Здесь нужно отметить модели сопрано YRS-31 и YRS-32B с соответственно немецкой и барочной аппликатурами. Их дизайн выполнен «под дерево» с белой отделкой. Еще более выдающийся дизайн у модели сопрано YRS-301III с немецкой аппликатурой – цвет корпуса имитирует настоящий палисандр, однако акустические особенности конструкции обеспечивают богатый звук, более характерный для традиционных деревянных блокфлейт. Именно такие инструменты по соотношению «цена-качество» оптимальны для всякого музыканта, для которого музыкальность и выразительность – не пустые слова.
Что такое блокфлейта
Распространенный деревянный духовой инструмент – блокфлейта имеет насыщенное звучание, передающее широкую гамму оттенков. Блокфлейты, прямые родственницы древних флейт и свистков, имеют богатую историю и очень популярны в наше время – на них учат играть в музыкальных школах, их используют не только в классической, но и поп, рок музыке.
История блокфлейты
Современные блокфлейты имеют очень много общего со свистками и флейтами, которые были произведены во времена неандертальцев. Можно сказать, что блокфлейта – доработанная, доведенная до совершенства концепция древнейших свистков.
Первые упоминания о блокфлейте датируются средними веками. Инструменты были распространены на территориях современных Англии, Германии, Нидерландов, Польши. Это стало известно благодаря найденным археологами инструментам, средневековым записям и рисункам.
В эпоху Ренессанса блокфлейты не имели четкого музыкального предназначения, и были широко распространены у народа. Их использовали при исполнении танцевальной музыки той поры, а также для игры вокальной музыки, например, канцоны и мессы.
Несмотря на то что в XVIII веке блокфлейта была вытеснена поперечной оркестровой флейтой, как имеющей более насыщенное и сильное звучание, инструмент не был забыт, и уже в 20е годы XX века получила второе рождение. В настоящее время блоклфлейты используются как для обучения начинающих музыкантов, так и профессионалами для игры этнических мотивов, исполнения поп и рок музыки.
Как выглядит блокфлейта
Блокфлейта представляет собой полую трубку с восьмью отверстиями, на одном конце которой установлен специальный блок со свистком, называемый мундштуком. Воздух, вдуваемый музыкантом через специальный узкий воздуховод, встречает на своем пути отверстие с заостренным краем, который рассекает воздушную струю, вызывая завихрения, которые и создают звуковые вибрации.
Блокфлейта может воспроизводить полный хроматический звукоряд, позволяя исполнителю играть в нескольких тональностях. Высота производимого звука зависит как от силы входящего воздушного потока, так и от длины пути, по которому он проходит. Именно для этого корпус флейты оснащен отверстиями – семью сверху корпуса и одним снизу, которые музыкант зажимает своими пальцами.
Открывая отверстие, играющий на блокфлейте сокращает путь воздушного потока, тем самым повышая тон воспроизводимого звука. То есть самый низкий звук, который может воспроизвести блокфлейта, получится, если зажать все отверстия. Соответственно, самый высокий звук производится открыванием всех клапанов инструмента и усилением вдуваемого воздушного потока.
Музыкант, знакомый с особенностями чистого звукоизвлечения всех нот, которые способна воспроизвести флейта, может воспроизводить дополнительные ноты и полутона. Для этого используются дополнительные приёмы, такие как полузакрытие отверстий, передувание, закрытие основного выходного отверстия флейты коленом, вилочная аппликатура. Блокфлейта – виртуозный инструмент, и знание всех его тонкостей позволяет создавать сложные, насыщенные музыкальные рисунки.
Блокфлейты традиционно изготавливаются из слоновой кости, а также твёрдых пород древесины, таких как вишня, черное дерево, самшит, красное дерево, груша и слива. Для изготовления мундштука выбирается материал, который меньше всего впитывает влагу, так как именно эта часть флейты соприкасается со ртом музыканта.
В настоящее время, помимо традиционной древесины и кости, для производства блокфлейт широко используется пластик, являясь неприхотливым, надежным и легким материалом. Современные профессиональные инструменты имеют керамический мундштук.
Виды блокфлейт и тональности
Блокфлейты принято отличать по размеру и тональности. Физический размер инструмента напрямую влияет на высоту воспроизводимых им звуков. Чем ниже звуки флейта воспроизводит, тем больше её корпус.
Ансамбли блокфлейт, в которые входят инструменты разных размеров, могут звучать на несколько голосов, исполняя сложные музыкальные произведения. В таких ансамблях для каждого инструмента отводится своя роль – солирующая и аккомпанирующая.
Различают следующие размеры:
Сопранино – флейта звучит от «фа» второй до «соль» четвертой октавы, имея один из самых высоких тембров (строй F);
Сопрано – звучит от «до» второй октавы до «ре» четвертой октавы. Такие флейты еще называют Descant (строй C);
Альт – флейта «treble», звучит от «фа» первой до «соль» третьей октавы (строй F);
Тенор – звучит от «до» первой до «ре» третьей октавы (строй C);
Бас – от «фа» малой до «соль» второй октавы (строй F).
Кроме того, существуют менее распространенные размеры:
Гаркляйн – самая высоко звучащая флейта, которую также называют сопраниссимо или пикколо. Она звучит в диапазоне от «до» третьей до «ля» четвертой октавы (строй C);
Гроссбас – от «до» малой до «ре» второй октавы. Такие инструменты еще называют Great Bass (строй C);
Контрабас – от «фа» большой до «соль» первой октавы (строй F);
Субгроссбас – от «до» большой до «ре» первой октавы (строй C);
Субконтрабас – от «фа» контроктавы до «соль» малой октавы (строй F).
Блокфлейта имеет два различных строя – строй F и строй C. Строй блокфлейты определяется по самому низкому звуку, который она может воспроизвести.
Аппликатура блокфлейты
Для закрытия отверстий блокфлейты музыкант использует обе руки. Четырьмя пальцами правой руки закрываются нижние отверстия инструмента, безымянным, средним, указательным и большим пальцами левой руки закрываются отверстия близ мундштука и октавный клапан снизу.
Ноты блокфлейты воспроизводятся поочередным открыванием и закрыванием клапанов. Чем больше клапанов открыто – там выше звучит флейта. Кроме того, для плавных переходов между нотами и точной нюансировки, музыкант может использовать полузакрытие отверстий и так называемую вилочную аппликатуру, когда между пальцами, закрывающими отверстия, дополнительно открывается один клапан, повышая или понижая звучание основной ноты на половину или четверть тона.
На схеме ниже продемонстрированы основы аппликатуры для современной барочной флейты.
Барочная и немецкая система блокфлейты отличия
Для взятия нот музыканту требуется в определенном порядке зажать отверстия на корпусе флейты – это называется аппликатурой. Одним из основных серьезных отличий блокфлейт между собой является система аппликатуры. Существует барочная и немецкая система блокфлейт, и способ игры на каждой из них слегка отличается.
Барочная система блокфлейты считается классической, и первые блокфлейты появились именно с такой системой. Барочные флейты имеют относительно сложную аппликатуру, зато звучат очень чисто на всех нотах. Позже немецкие мастера решили упростить жизнь музыканту, сделав более простой механизм взятия нот, пожертвовав при этом чистотой некоторых из них
.
Немецкую и барочную флейту легко отличить по внешним признакам. У блокфлейты немецкой системы третье отверстие снизу маленькое, а четвертое – большое. Блокфлейта барочной системы, если смотреть снизу, имеет четвертое маленькое и третье большое отверстие.
Иногда блокфлейты имеют сдвоенные отверстия. Все дело в том, что для взятия некоторых нот музыканту требуется закрывать отверстие наполовину. Выполняя такие манипуляции новичку бывает сложно чисто взять необходимую ноту, а сдвоенное отверстие решает такую проблему. Профессиональные музыканты используют флейты с одиночными отверстиями для более точной нюансировки при игре. Наличие сдвоенных отверстий не указывает на принадлежность флейты к одной из систем.
Блокфлейта
Блокфлейта | |
Различные блокфлейты (сверху вниз): Тенор, Альт, Сопрано и Сопранино | |
Классификация |
---|