Биология что это 3 класс
Словарик по окружающему миру.
Организмы- живое существо, способное к самостоятельному существованию.
Биология- это наука, которая изучает живые организмы .
Царство – большая группа организмов, которые объедены общими признаками (питание, передвижение, строение).
Бактерии- это крошечные организмы.
Микроскоп – увеличительный прибор.
Восприятие – это процесс познания окружающего мира.
Мышление – способность мозга запоминать, сравнивать, классифицировать, устанавливать связи между предметами, явлениями, а также делать выводы.
Семья- важная часть общества, группа живущих вместе близких родственников.
Народ- население государства, жители страны.
Государство – страна с определённой формой политической организации.
Общество- люди, объединённые общими условиями жизни.
Что такое экология
Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой.
Национальный парк – это природный музей под открытым небом.
Эта удивительная природа
Тела, вещества, частицы
Тело- любой предмет, любое живое существо.
Вещество- то из чего состоит тело (алюминий, вода, сахар и т.д.).
Частица – то из чего состоит любое вещество и тело.
Поваренная соль- минеральная соль.
Крахмал- важное питательное вещество, которое необходимо человеку.
Кислота – это большая группа веществ.
Воздух и его охрана
Воздух – смесь газов (углекислый газ, кислород, водород).
Превращения и круговорот воды
Состояние- форма, в которой вода находится в природе.
Испарение- процесс перехода воды в газообразное состояние.
Круговорот – процесс, который состоит из испарения, переноса водяных паров, образования капелек дождя и выпадения осадков.
Почва- это верхний плодородный слой земли.
Размножение и развитие растений
Размножение и развитие животных
Личинка- это детеныш некоторых животных, который находится в одной из первых стадий развития.
Грибница- подземная часть гриба.
Мы и наше здоровье
Система органов- органы, выполняющие общую работу.
Обоняние – способность человека чувствовать запахи.
Осязание- способность человека чувствовать прикосновения.
Надежная защита организма
Ушиб- результат повреждения мягких тканей и органов тела.
Ожог- повреждение тканей организма, вызванное действием высокой температуры или химических веществ.
Обмораживание- повреждение тканей организма под воздействием низких температур.
Опора тела и движение
Скелет- часть опорно-двигательного аппарата, которая состоит из множества костей и хрящей, и служит каркасом для тела.
Мышцы- э то тонкие волокна мышечной ткани.
Опорно- двигательная система- система, которая состоит из скелета и мышц. Обеспечивает опору и движение организма.
Осанка- непринужденное положение тела, которое определяется изгибами позвоночника и мышечно- связочным аппаратом.
Белки – вещества, которые служат основным «строительным материалом» для тела человека.
Жиры- обеспечивают организм энергией, а также служат «строительным материалом» для тела.
Углеводы- главный поставщик энергии для нашего тела.
Дыхание и кровообращение
Дыхательная система- обеспечивает организм кислородом и помогает удалять из организма углекислый газ.
Кровеносная система- обеспечивает движение крови.
Умей предупреждать болезни
Закаливание- тренировка, помогающая организму сопротивляться неблагоприятным условиям.
Инфекционные болезни- группа болезней, которые вызываются специфическими возбудителями: болезнетворными бактериями, вирусами.
Аллергия – особая чувствительность к некоторым веществам.
Здоровый образ жизни
Здоровый образ жизни- постоянное выполнение правил сохранения и укрепления здоровья.
Живые организмы
В предыдущей статье мы рассказывали, что биология — это наука о живых существах, или живых организмах. Казалось бы, все просто. Но что такое живое существо? Что такое жизнь? Что значит быть живым?
С полной уверенностью можно сказать, что ты, твои родители, сестры, братья, друзья, одноклассники, соседи по дому, домашние питомцы относятся к живым существам. А вот капли дождя, падающие на землю, телефон, стол, стул, компьютер, велосипед и масса других предметов являются неживыми. По каким критериям мы понимаем, что перед нами — живой организм? Конечно, если привести список, в котором перечислены как живые существа, так и неживые предметы, ты вряд ли ошибешься — правильно укажешь, что из этого живое, а что — нет. А по каким признакам биологи отличают живые организмы? Давай разбираться.
Признаки живых организмов
В составе живых существ — клетки
Все живые существа содержат одну или иного клеток, при этом многоклеточные организмы отличаются сложным и упорядоченным строением.
Клетки можно сравнить с кирпичами. Внимательно присмотрись к кирпичной кладке. Если ты находишься далеко от здания, то перед тобой будет ровная поверхность, но подойдя ближе, ты увидишь, что стена выложена из огромного количества кирпичей, причем лежат они в определенном порядке. Такое же упорядоченное строение характерно и для живого организма.
Движение
Все живые существа шевелятся или движутся. Это действительно так.
Попробуй проанализировать свои действия за последние полчаса. Возможно, ты только что проснулся, умылся, позавтракал и собираешься на улицу?
Активное движение свойственно и животным. А что происходит с растениями? Они тоже двигаются. Конечно, не так быстро, как животные, но, тем не менее, движение большинства из них заметно. Многие растения направляют свои цветки к солнцу, открывают и закрывают соцветия, а некоторые хищные даже умудряются ловить насекомых!
Получение энергии
Все живые существа получают энергию из окружающей среды и используют ее для поддержания своих жизненных функций, роста и размножения.
Рост и развитие
Все живые организмы растут и развиваются. Жизнь каждого из них начинается по-разному но, пройдя определенные этапы развития, у большинства видов малыш в конце концов превращается во взрослое существо.
Так, например, лягушка должна пройти стадию головастика, бабочка начинается с гусеницы, а процесс развития детенышей кенгуру просто уникален! Малыши рождаются на стадии эмбриона и сами заползают в сумку матери, где продолжают свое развитие. Растения тоже проходят определенные жизненные циклы.
Реакция на раздражители
Одна из важных отличительных черт живых организмов заключается в том, что они реагируют на изменения окружающей среды и внешние раздражители.
Например, если ты дотронешься до любого животного (кошки, собаки, хомячка и т.д.), то оно обязательно каким-то образом отреагирует на твое прикосновение (убежит, свернется в клубок, повернет к тебе голову). А если ты коснешься любого неживого предмета, то вряд ли тебе стоит ожидать какой-либо ответной реакции. В лучшем случае ты просто сдвинешь предмет с места, если он не очень тяжелый.
Размножение
Очень важной характеристикой живых существ является способность размножаться, т.е. оставлять после себя потомство. Этот процесс называется репродукцией.
Твои родители создали тебя, у кошек появляются котята, у собак — щенята. Так происходит со всеми представителями живого мира. Более того, посредством репродукции живые организмы передают свои качества новым поколениям.
Смерть
Все организмы не вечны, они умирают. Это одна из уникальных особенностей живых существ. Все живое когда-нибудь умрет. Период времени, в течение которого организмы функционируют и размножаются, называется продолжительностью жизни, и у всех она разная.
Жизнь некоторых организмов ограничивается всего лишь днями или даже часами.
Например, существуют бактерии и насекомые, которым достаточно нескольких часов, чтобы появиться на свет, повзрослеть, оставить потомство и умереть. Средняя продолжительность жизни человека составляет 65—70 лет.
А среди представителей растительного мира есть и настоящие долгожители, среди которых секвойи и баобабы. Возраст этих растений может достигать 5000 лет!
Что необходимо для поддержания жизни?
Что нам нужно для комфортной жизни? Возможно, первыми в списке будут еда, вода, дом, одежда.
Среди других потребностей могут быть общение, образование, занятия спортом и т.д. Если у тебя есть домашние животные, то ты знаешь, что для комфортного проживания им тоже нужны еда, вода, дом, твое внимание, игры, прогулки, иногда даже и одежда.
У всех живых существ есть определенные потребности, и у каждого они разные. Рыбам нужна вода, птицам — веточки, чтобы свить гнездо, растениям — свет и вода. Но базовые потребности любых живых организмов одинаковые. Нам всем нужны пища, вода, кислород, жизненное пространство и возможность поддерживать оптимальное состояние, которое называется гомеостаз.
Все живые организмы нуждаются в питании. Те, которые могут сами создавать питательные вещества, как, например, растения, называются продуцентами. Те, которые только потребляют пищу, так и называются — потребители, при этом они могут питаться продуцентами. Типичные потребители — животные в том числе и люди.
Энергия
Для поддержания жизненных функций всем существам нужна энергия. Это один из тех ресурсов, которые позволяют им выживать.
Каким образом энергия используется? Однозначного ответа на этот вопрос нет. В природе огромное количество живых организмов, и каждый из них по-своему применяет энергию. Например, гепардам она нужна для погони за добычей, а некоторые виды червей используют энергию для прокачивания воды через собственное тело.
Солнечный свет
Основным источником энергии для большинства живых организмов является Солнце. Оно согревает Землю и создает благоприятные условия для существования всего живого. Для растений и других организмов, живущих за счет фотосинтеза, солнечный свет — жизненно необходимое условие существования.
Для человека солнечная энергия также очень важна. При ясной и солнечной погоде в нашем организме вырабатываются гормоны радости и удовольствия (эндорфины). Более того, солнечный свет — это еще и отличный источник витамина D для человека.
Питание
Для роста, развития и восстановления всем живым существам нужно питание, причем у каждого организма свой путь получения питательных веществ. Например, к животным питательные элементы поступают из пищи, которую они потребляют.
Питание — одно из условий для создания новых клеток, восстановления роста и пополнения сил живого организма.
Как долго человек сможет обходиться без воды? Уже через несколько часов его будет одолевать жажда. Несколько дней без воды приведут организм в критическое состояние, а ее отсутствие в течение недели может стать причиной смерти.
Почему жизнь без воды невозможна? Большинство живых существ состоит из воды. Например, ее доля в твоем организме составляет 66%. Вода необходима для протекания большинства химических реакций, происходящих в клетках. Она также помогает доставлять питательные вещества и выводить шлаки. Вода охлаждает твое тело, помогает сохранить его чистоту. Водные процедуры — обязательное условие сохранения здоровья человека.
Кислород
В воздухе нуждается большинство живых организмов (в том числе и растения), хотя есть и такие, которые не переносят кислород. Преобладающее количество организмов использует его во многих жизненно необходимых химических реакциях. По мнению ученых, кислород в земной атмосфере появился в результате деятельности древних простейших форм жизни.
Живые существа получают кислород из окружающей среды различными способами. Большинство наземных животных берет его непосредственно из воздуха, в то время как представители водного мира получают кислород, растворенный в воде. На самом деле не важно, каким образом это вещество попадает в живые организмы.
Жизненное пространство
Ты уже знаешь, что живые существа нуждаются в питании, воде, кислороде и энергии, и все это они получают из окружающей среды. Иногда количество ресурсов, необходимых для поддержания жизнедеятельности, бывает ограниченным. Не всегда доступна вода, порой сложно добыть пищу. Именно поэтому живые организмы нуждаются в определенном жизненном пространстве.
Например, растениям и грибам необходимо место для роста и развития, а животные испытывают потребность также в территории, где они могут найти себе пищу. Каждому виду нужна своя среда обитания которая отвечает его потребностям.
Известно, что животные очень ревностно защищают свою территорию. Ты наверняка сталкивался с ситуацией, когда приходил в дом друзей и их собака начинала на тебя рычать, даже несмотря на то, что видела тебя не в первый раз и всегда довольно дружелюбно относилась к тебе на улице. Почему так происходит? Ответ прост: у собаки срабатывает естественный инстинкт защиты своей территории. В данном случае она защищает дом, в который пришел чужой человек — ты!
Точно так же ведут себя и представители дикой природы. Так, например, все животные, живущие в стае, прогоняют чужаков из враждебных стай. Птицы отпугивают представителей других видов, давая понять, что они не рады случайным гостям. А смысл всех этих действий заключается в обеспечении безопасности собственного вида и создании условий для нормальной жизнедеятельности.
Экстремофилы
Экстремофилы — так называются существа, способные жить и размножаться в экстремальных условиях: при чрезвычайно высоких либо низких температурах или давлении, отсутствии света и т.д. Такие организмы не зависят от солнечной энергии, дышат газами и питаются неорганическими веществами, которые совершенно не пригодны для человека.
Классификация живых организмов
На Земле насчитывается более 10 млн видов различных организмов. Для того чтобы изучить и описать их развитие, поведение и образ жизни, ученые решили разделить всех живых существ на группы, т.е. сгруппировать их по сходным и родственным признакам Такое деление называется классификацией.
Существуют различные системы классификации живых организмов. Однако наиболее приемлемым и удобным считается деление живого мира на пять больших групп, которые называются царствами (животные, растения, грибы, бактерии и вирусы).
При этом в каждом царстве все живые существа включены в довольно сложную иерархическую структуру, в которой выделяют определенные ранги: типы, классы, порядки, семейства, роды и виды.
По мере изучения живых организмов было предложено много разных классификаций. Так, например, 2500 лет назад Аристотель предложил разделить всех животных на два типа: с кровью и без крови. Позже животных с кровью он поделил на три группы по способу их передвижения: умеющих плавать, ходить и летать. Такая классификация была актуальной до XVIII в., затем она была усовершенствована шведским врачом и натуралистом Карлом Линнеем. Согласно Линнею, основным критерием классификации растений были количество, величина и расположение пестиков и тычинок цветка, а мир животных он разделил на шесть классов по их совершенно очевидным признакам: млекопитающие, птицы, рыбы, гады, насекомые и черви. Систематик или таксономист — так называется ученый, который занимается классификацией живых организмов.
Царство животных
Животные — самое многочисленное царство. Среди его представителей находятся как самые маленькие одноклеточные организмы (инфузории-туфельки и амебы), так и гигантские млекопитающие (слоны, киты и пр.). Сюда отнесены все живые существа, у которых есть следующие признаки: особое строение клеток, способность к активному самостоятельному передвижению, питанию, дыханию, росту, развитию и размножению.
Несмотря на то, что человек также является представителем царства животных, он часто рассматривается отдельно от них.
Животные бывают одноклеточными и многоклеточными, при этом многоклеточные отличаются более крупными размерами.
По признаку наличия или отсутствия скелета все животные делятся на две группы: позвоночные и беспозвоночные. Более того, у многоклеточных животных симметричное строение тела, которое помогает им активно двигаться, сохранять равновесие и поворачиваться как вправо, так и влево. Животные бывают теплокровными и холоднокровными. У теплокровных животных температура тела постоянна и не зависит от окружающей среды, а у холоднокровных такая зависимость есть.
Царство животных
Животные — категория организмов, которая в настоящее время изучается в качестве биологического царства. Животные являются основным объектом изучения науки зоологии.
Царство животных очень многообразно, оно насчитывает около 2 млн видов. Животные, населяющие Землю, различны по размеру и форме тела: это и синий кит, масса которого достигает 150 т, и микроскопическая одноклеточная амеба.
Чем животные отличаются от растений?
Все животные имеют общие признаки: особое клеточное строение и способности к питанию, дыханию, росту, развитию и размножению. Внутреннее строение у животных более сложное, чем у растений.
Животные наделены нервной системой, регулирующей их отношения с внешним миром, растения же зависят от условий своего существования и, прежде всего, от таких факторов, как свет и сила тяжести. И те, и другие нуждаются в воде и минеральных веществах. Однако растения получают их непосредственно из почвы, а животные — главным образом с пищей и из водоемов.
В качестве основного источника энергии растения используют солнечный свет, с помощью которого они синтезируют необходимые для жизни вещества. Животные же в качестве источника энергии используют растения, независимо от того, поедают они растения или животных, которые, в свою очередь, питаются растениями.
Животные и растения: основные различия
Подвижны, что необходимо для добывания пищи. Отдельные животные ведут прикрепленный образ жизни
Неподвижны, семена у многих растений переносятся ветром, одноклеточные водоросли переносятся течением воды
Гетеротрофы — питаются другими живыми организмами
Автотрофы — синтезируют органические вещества посредством фотосинтеза. Хищные растения приспособлены к дополнительному гетеротрофному питанию
Регулируется гормонами и нервной системой. Быстрая реакция на раздражители
Регулируется гормонами; нервной системы нет. Медленно отвечают на раздражитель, чаще всего ростовыми реакциями, за исключением хищных растений
У большинства многоклеточных имеются специальные органы выделения, в частности для выведения азотистых веществ
Продуктов выделения немного, специальных органов нет
Ограничен определенными участками, в которых располагаются меристемы (у многоклеточных растений)
В поисках пищи
Поскольку животные питаются другими организмами или органическими продуктами их жизнедеятельности, они должны передвигаться в поисках пищи. Для движения у животных есть специальные приспособления, например ложноножки у амеб, жгутики у жгутиконосцев, реснички у инфузорий и свободноживущих плоских червей, ноги у моллюсков, крылья и ноги у насекомых, конечности у земноводных, рептилий и млекопитающих. А у птиц наряду с конечностями есть два крыла.
Систематика животного мира
Царство животных делят на подцарства, типы, классы, семейства, роды, виды. Животные, принадлежащие к одному роду, похожи друг на друга, а животные одного вида могут давать плодовитое потомство. Люди относятся к млекопитающим животным отряда приматов и объединены в один вид — человек разумный.
Роль животных в биосфере
Функция животных в биосфере состоит в том, что они участвуют в круговороте веществ и поддерживают его в состоянии равновесия. Потребляя в пищу растения, животные стабилизируют производство биомассы. Перенося пыльцу, споры, семена растений, животные способствуют их размножению. Более 80% цветковых растений не умеют самоопыляться. В этом им на помощь приходят насекомые и птицы.
Некоторые виды морских животных, в частности моллюсков, способны концентрировать в своем наружном скелете определенные химические элементы. Это играет важную роль в стабилизации уровня содержания минеральных соединений (солей) в водах озер, рек, морей и Мирового океана в целом. В настоящее время человек получает до 10% животных белков только за счет рыбы и морепродуктов.
Животные-вредители
Животные могут приносить и вред. Среди них много паразитов человека и домашних животных, а также кровососущих видов насекомых, которые распространяют различные заболевания. Так, клещи переносят возбудителей клещевого энцефалита, малярийные комары — малярии. Ядовитые пауки (каракурт, тарантул), насекомые (шмель, шершень), змеи (гадюка, кобра) могут угрожать здоровью и даже жизни человека и животных.
Достаточно большое количество грызунов, насекомых, клещей, круглых червей питаются культурными растениями, снижая их урожайность. Запасам пищевых продуктов могут вредить амбарные клещи, мышевидные грызуны и другие животные.
Животные и человек
Животные играют значительную роль в жизни человека, прежде всего, в его питании. На заре своего существования люди были простыми собирателями, затем охотниками, скотоводами, наконец, земледельцами. И уже много тысяч лет назад в хозяйстве появились домашние животные — те, которым человек предоставляет кров и пищу.
Домашние животные
Некоторых домашних животных разводят ради мяса, молока, яиц, шерсти, кожи. Другие же выполняют различные работы, например перевозят грузы, охраняют людей и их дома.
Особая роль отведена животным-компаньонам — кошкам и собакам. Они стали спутниками человека очень давно. Кошки были одомашнены на Кипре примерно за 7000 лет до н. э. Охотясь на грызунов, они помогали сохранить урожай. Собаки сопровождали людей на охоте еще в каменном веке, 40 000 лет назад. И в наши дни они охраняют дом и пасут стада. А, кроме того, и кошки, и собаки стали домашними любимцами и настоящими друзьями человека.
Мир вокруг нас (словарь терминов по учебнику А.А. Плешакова «Мир вокруг нас», 3 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3 п.г.т. Кукмор»
(словарь терминов для учащихся 3 классов
по учебнику А.А. Плешакова «Мир вокруг нас»)
Составила: Гатина Гульназ Рашитовна,
учитель начальных классов
II квалификационной категории
Предлагаемое пособие представляет собой сборник терминов, изучаемых учащимися 3 классов по курсу «Мир вокруг нас». Оно может быть использовано как на уроках, так и при подготовке домашних заданий. Все термины распределены на тематические разделы, термины расположены в алфавитном порядке, что облегчает работу ученикам.
Данное пособие может быть использовано учителями для составления тестов, проверочных работ, кроссвордов.
Раздел 1. Как устроен мир.
Бактерии – микроорганизмы, преимущественно одноклеточные.
Воображение – способность воображать, творчески мыслить, фантазировать, мысленное представление.
Восприятие – форма чувственного отражения действительности в сознании, способность обнаруживать, принимать, различать и усваивать явления внешнего мира и формировать их образ.
Герб – эмблема государства, города, рода, изображаемая на флагах, монетах, печатях, государственных и других документов.
Государство – основная политическая организация общества, осуществляющая его управление, охрану экономической и социальной структуры, оно имеет свою территорию, государственные границы, столицу, государственный язык
Заповедник – это участки земли, где всякая природа неприкосновенна.
Микроскоп – увеличительный прибор для рассмотрения предметов, неразличимых простым глазом.
Мышление – высшая ступень познания – процесс отражения объективной действительности в представлениях, суждениях, понятиях.
Народ – население государства, жители страны.
Национальный парк — территория, где в целях охраны окружающей среды ограничена деятельность человека.
Общество – это совокупность людей, объединенных исторически обусловленными формами совместной жизни и деятельности.
Окружающая среда – это все, что нас окружает, те места, где мы живем, работаем, отдыхаем.
Организм – живое целое, обладающее совокупностью свойств, отличающих его от неживой материи.
Память – способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, опыт, а также самый запас хранящихся в сознании впечатлений, опыта.
Психика – совокупность ощущений, представлений, чувств, мыслей как отражение в сознании объективной действительности; душевный склад человека.
Психология – наука, изучающая процессы и закономерности психической деятельности.
Семья – группа живущих вместе близких родственников.
Флаг – прикрепленное к древку или шнуру полотнище определенного цвета или нескольких цветов, одно из эмблем государства.
Человек – живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе труда.
Экология – наука о взаимосвязях живых систем различных уровней с окружающей средой, о взаимодействии человека с природой.
Раздел 2. Эта удивительная природа
Атмосфера – слой воздуха, окружающий нас и нашу планету, которая защищает землю от избытка тепла и холода, от излишней солнечной радиации.
Ботаника – наука о растениях, один из разделов биологии.
Вещество – это то, из чего состоят тела, бывают твердые, жидкие и газообразные.
Грибница – вегетативное тело гриба. Подземная часть гриба, в виде тонких нитей.
Дыхание растений – поглощение кислорода и выделение углекислого газа.
Зоология – наука о животных, один из разделов биологии.
Кислота – химическое соединение, содержащее атом водорода.
Конденсация – процесс перехода из газообразного состояния в жидкое.
Крахмал – углевод, накапливающийся в клетках в виде зерен.
МСОП – Международный союз охраны природы и природных ресурсов.
Насекомые-опылители – насекомые, которые опыляют цветы.
Нектар – сладкий цветочный сок.
Опыление – перенос пыльцы с тычинки цветка на рыльце пестика, где и происходит оплодотворение.
Организмы-производители – так ученые-экологи называют растения, так как они способны использовать энергию Солнца, создавать, производить питательные вещества из углекислого газа, воды и неорганических соединений.
Перегной – часть почвы, который образуется из остатков умерших растений и животных под действием микробов.
Питание растений – поглощение углекислого газа и выделение кислорода.
Почва – это верхний плодородный слой земли.
Природа – это все, что нас окружает и существует независимо от человека.
Пыльца – мелкие желтые крупинки в цветках.
Сахар – белое кристаллическое сладкое питательное вещество, получаемое из сахарной свеклы или из сахарного тростника.
Свойства воздух а: прозрачность, бесцветен, не имеет запаха, при нагревании – расширяется, при охлаждении – сжимается, плохо проводит тепло.
Соль – белое кристаллическое вещество с острым вкусом, растворяется в воде.
Тело – все предметы, окружающие нас, бывают естественными (тела природы) и искусственными (сделанные природой).
Химия – наука, изучающая состав, строение и свойства веществ и их превращения.
Частица – мельчайшая и простейшая часть физической материи; это молекулы и атомы.
Эрозия почвы – процесс размывания водой почвы, выдувание ее ветром.
Раздел 3. Мы и наше здоровье
Аллергия – это особая чувствительность к некоторым вещам.
Анатомия – наука, изучающая строение тела человека.
Дыхательная система обеспечивает организм кислородом и помогает удалять из организма углекислый газ; ее составляют носовая полость, трахея, бронхи, легкие.
Зрение – способность воспринимать величину, форму, цвет предметов и их расположение.
Инфекционные болезни – болезни, возникающие из-за заражения болезнетворными бактериями или вирусами.
Кожа – оболочка нашего тела, которая равномерно покрывает его, выполняет защитную функцию.
Обоняние – способность человека чувствовать запахи.
Опорно-двигательная система – скелет и мышцы, главная роль которых заключается в обеспечении опоры и движения организма.
Организм человека – это система органов, взаимосвязанных между собой и образующих единое целое.
Осязание – это способность чувствовать прикосновения.
Пигмент – красящее вещество, от которого зависит цвет кожи.
Пищеварительная система обеспечивает организм человека питательными веществами: белками, жирами, углеводами, витаминами; ее составляют ротовая полость, пищевод, желудок
Слух – способность организма воспринимать звуковые волны.
Физиология – наука, изучающая работу органов человека.
Раздел 4. Наша безопасность
Вентиль – клапан для регулирования выхода жидкости, пара или газа, перекрывает воду в квартире.
Диспетчер – работник, регулирующий из одного центрального пункта ход работы предприятия (пожарной части, аварийной части, водопровода, службы газа).
Тротуар, пешеходная дорожка – это специально отведенные пути для ходьбы.
Правила поведения на пожаре
1. Если огонь небольшой, можно попробовать сразу же затушить его, набросить, например, на него плотную ткань, одеяло, или залить водой.
2. Если огонь сразу не погас, немедленно нужно покинуть помещение. И только после этого звонить по телефону «01».
3. Если нет возможности покинуть горящее помещение, немедленно сообщить по телефону «01» пожарным точный адрес и номер своей квартиры. После этого из окна звать на помощь.
4. При пожаре дым гораздо опаснее огня, поэтому необходимо находиться как можно ниже к полу помещения и выбираться ползком.
5. При пожаре категорически запрещается пользоваться лифтом.
Подручные средства для тушения огня
Наиболее распространенное средство для тушения пожаров это вода. Огнетушащие свойства ее заключаются, главным образом, в способности охладить горящий предмет. Будучи поданной на очаг горения сверху неиспарившаяся часть воды смачивает и охлаждает поверхность горящего предмета и, стекая вниз, затрудняет загорание его остальных, неохваченных огнем частей.
Песок и землю также применяют при тушении пожара, особенно при воспламенении горючей жидкости. Песок и земля, брошенные лопатой (применяют совковые лопаты, металлические и деревянные совки, можно использовать кусок листовой стали, фанеры, противень, сковороду, ковш) сбивают пламя и изолируют его от доступа воздуха. Выделение горючих паров прекращается, если песком или землей поверхность горящей жидкости покрыта настолько, что образовался сухой, непропитанный слой.
Тушить водой уже горящие легковоспламеняющиеся и горючие жидкости (бензин, керосин и т.д.) в условиях жилого дома, гаража, кладовой не рекомендуется. Эти жидкости легче воды, поэтому, всплывая на ее поверхность, они продолжают гореть и увеличивать площадь горения при растекании воды. Для тушения пожара в такой ситуации применяются огнетушители, песок, земля, можно использовать плотные ткани, смоченные водой.
При тушении горящей поверхности жидкости, разлитой на полу, необходимо погасить все горящие или тлеющие окружающие предметы, так как любая искра, оставшаяся в недоступном для наблюдения месте, могут воспламенить пары горевшей жидкости, и пожар возобновится снова.
Обнаружив, что загорелись электрические сети, необходимо сразу обесточить электропроводку. Выключив ток, следует приступить к тушению очагов огня, применяя для этого огнетушители, воду, песок. До момента отключения тока, горящую изоляцию провода можно тушить сухим песком, бросая его лопатой или совком.
АВАРИИ С УТЕЧКОЙ ГАЗА
КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПРИ УТЕЧКЕ МАГИСТРАЛЬНОГО ГАЗА
Основательно проветрите всю квартиру, а не только загазованную комнату, открыв все двери и окна. Покиньте помещение и не заходите в него до исчезновения запаха газа.
При появлении у окружающих признаков отравления газом вынесите их на свежий воздух и положите так, чтобы голова находилась выше ног. Вызовите скорую медицинскую помощь.
Если запах газа не исчезает, срочно вызовите аварийную газовую службу (телефон 04), работающую круглосуточно.
Действия при повреждении водопровода, системы отопления, канализации
В случае, когда квартиру заливает водой, срочно сообщите в диспетчерские службы. Телефоны служб должны быть записаны заранее
Оповестите соседей о происшествии
Попытайтесь использовать для сбора воды имеющиеся у вас емкости
Попытайтесь обнаружить место и источники аварии, и, при отсутствии угрозы для вашей жизни, изолировать их, выполнив временный ремонт: наложите бандаж, уплотните или зажмите щель и т.п.
Примите меры, чтобы из помещений вышли дети и престарелые, вынесите больных, если они не могут передвигаться
С полов уберите ковры и другие влагонакапливающие материалы
Подготовьте проходы в зону аварии для быстрого продвижения работников аварийных служб, укажите им точное место и источник происшествия
Помните, чем раньше вы сообщите об экстремальной ситуации в соответствующую аварийную службу, тем меньшими будут ее последствия.
Действия при укусах домашних животных и змей
Человека могут укусить домашние и дикие животные, насекомые, пресмыкающиеся, рыбы.
С целью избежания укусов собаки необходимо соблюдать следующие правила:
— не приближаться к собаке, у которой нет намордника;
— не тревожить собаку во время приема пищи и сна;
— не прикасаться к чужой собаке, не пытаться брать ее на руки, не кормить;
— не подходить к собаке сзади, не прикасаться неожиданно к ней;
— не приближаться к собаке, которая находится на привязи (цепи);
— не подходить к вольеру, в котором находится собака, не просовывать к ней руку;
— держаться при неожиданном появлении собаки уверенно, без страха. Если вы боитесь собаки, она набросится на вас. Если вы не боитесь ее, она будет только рычать и скалить зубы;
— не проявлять активных и агрессивных действий по отношении к хозяину собаки;
— никогда не убегать от собаки;
— не замахиваться на собаку, рукой, палкой, другим предметом, не дразнить собаку;
— не подходить к собаке при подготовке или сразу после спаривания;
— уступать дорогу собаке и ее хозяину в узком коридоре, проходе, лифте;
— не смотреть пристально в глаза собаке, не улыбаться, не показывать зубы.
Если избежать нападения собаки не удалось, необходимо:
— бросить в сторону собаки какой-либо предмет (вещь), это отвлечет ее на некоторое время;
— использовать газовый баллончик;
— защитить свое горло, лицо, шею;
— использовать для защиты подручные средства: палку, зонт, портфель. Удары нужно наносить по голове, верхней челюсти, носу, в пах. Перед прыжком собака приседает, в этот момент нужно прижать подбородок к груди, защитить горло, выставить вперед руки;
— удерживать собаку за шею, шерсть и обездвижить (связать) ее;
— залезть на дерево или спрятаться в укрытие; во дворе, за забором, в доме, в автомобиле;
— пытаться остановить собаку громкой командой «Фу», «Сидеть», «Лежать», «Нельзя»;
— криком привлекать внимание прохожих, милиции;
— схватить собаку и бросить ее в воду, ударить о землю или дерево, столб;
— загнать собаку во двор или помещение.
Чтобы сократить до минимума возможность укуса ядовитой змеи, необходимо:
— любую змею заведомо считать ядовитой;
— не пытайтесь ловить змею, прижимать ее к земле. Это относится и к взрослым особям, и к только что вылупившимся из яйца детенышам – они одинаково ядовиты;
— дайте змее возможность уползти, не убивайте ее;
— передвигайтесь в дневное время суток, избегайте густых зарослей, высокой травы, нависающих веток;
— внимательно осматривайте маршрут;
— тщательно изучите место предстоящей ночевки, стоянки;
— используйте резиновую обувь, сапоги, ботинки;
— не ходите босиком в местах обитания змей;
— постоянно наблюдайте за действиями змеи, не делайте резких движений, не провоцируйте змею к нападению;
— избегайте передвижения в сумеречное или ночное время суток;
— используйте одежду из плотной ткани, длинную палку для разведки пути и защиты от змей;
— после сна отряхните спальные принадлежности и одежду;
— используйте горчицу для отпугивания змей;
— в змееопасных местах необходимо иметь противоядную сыворотку, шприц, уметь им пользоваться, знать дозировку;
— знать приемы оказания первой помощи пострадавшему;
— знать характерные места обитания змей, их повадки;
— знать и строго соблюдать правила поведения в змееопасных местах.
Если разбился градусник
Если разбился градусник необходимо:
Вывести людей в другую комнату, открыть окно для проветривания. Собрать шарики ртути (можно влажной бумажной салфеткой, мякишем хлеба) и сбросить их в стеклянную банку с водой. Ни в коем случае нельзя использовать пылесос! Банку нужно плотно закрыть крышкой, а подручные материалы, которыми собирали ртуть, плотно запаковать в полиэтиленовый пакет. Затем необходимо провести влажную уборку комнаты, в которой разбился градусник. Для обработки используем мыльно-содовый раствор (400 граммов хозяйственного мыла и полкилограмма кальцинированной или пищевой соды на 10 л воды). После влажной уборки необходимо проветривание данной комнаты в течении двух- трех суток.
Собранную ртуть необходимо отнести в ближайшую пожарную аварийно-спасательную часть, где организован прием ртути и ртутьсодержащих приборов у населения.
Раздел 5. Чему учит экономика
Аверс – сторона монеты, на которой изображен герб.
Банковский процент – плата, которую вносит должник за предоставление ему в долг денег.
Бартер – прямой обмен одних товаров на другие.
Бюджет – таблица, в которой учитываются и сравниваются денежные доходы и расходы за определенный период времени.
Гурт – ребро монеты.
Деньги – это особый товар, который можно обменять на любые другие товары и услуги.
Дефицит бюджета – недостаточность денег из-за слишком больших расходов.
Доход – деньги, которые попадают в бюджет.
Животноводство – это выращивание домашних животных для получения продуктов питания и материалов для промышленности.
Капитал – имущество, благодаря которому производят новые товары; все, что способно приносить доход.
Купля-продажа – обмен, в котором участвуют деньги.
Легенда – надпись на монете.
Налоговая инспекция – специальный государственный орган, следящий за правильностью начисления и уплаты налогов.
Налогоплательщики – те, кто платит налог.
Отрасль – составная часть экономики.
Потребности – все то, в чем нуждается человек, семья, люди, предприятие, государство, общество, что необходимо им для существования и деятельности.
Прибыль – положительная разница между доходом от производства и продажи товаров и затрат на их производство и саму продажу.
Промышленность делится на отрасли, среди которых добывающая, пищевая, химическая, машиностроение, металлургия, легкая, электроэнергетика.
Растениеводство – часть сельского хозяйства, которая занимается выращиванием культурных растений.
Расход – деньги, которые тратятся из бюджета.
Реверс – сторона, на которой указан номинал монеты, то есть ее достоинство.
Сбережение – часть денег, откладываемых на будущее.
Товары – это вещи, предметы, с помощью которых люди удовлетворяют свои потребности.
Три кита экономики – природные богатства, труд, капитал.
Убытки – отрицательная разница между доходом от производства и продажи товаров и затрат на их производство и саму продажу.
Услуги – это работа, которую люди выполняют, чтобы удовлетворить те или иные потребности других людей.
Цена – стоимость одной вещи, предмета.
Экономика – правила ведения хозяйства.