Биологические теории возникновения причин девиантного поведения утверждают что
Биологические теории возникновения причин девиантного поведения утверждают что
В любом обществе есть люди, которые нарушают нормы социума, идут против правил и моральных устоев. В этой статье мы разберемся, что значит девиантное поведение и какие причины его возникновения.
Девиантное поведение – это поведение человека, которое отклоняется от общепринятых норм социума. Такое поведение отличается от общепринятого своими мотивами, ценностями, идеалами и средствами достижения собственных целей.
Например, такие люди могут не здороваться при встрече, иметь «интересный» внешний вид, хулиганить, предпринимать инновационные или революционные действия. Больше всего подвержены такому поведению молодые люди, святые и гении, революционеры и психически нездоровые индивиды. Поведение таких людей в той или иной степени нарушает стабильность социальных взаимоотношений в семье, на улице, в коллективе и обществе в целом.
Нужно понимать, что девиантное поведение может быть для одного общества или социальной группы нормой, а для другого – отклонением. Оно также может быть положительным и отрицательным.
Т. Парсонс выделяет два типа девиантного поведения в зависимости от отношения человека к другим людям:
Существует более широкая классификация такого поведения, разработанная Мертоном. В основу типологии легло отношение человека к стандартам, своим ценностям, потребностям. Он выделил такие типы девиантного поведения:
Как видно из вышесказанного, девиантное поведение имеет и положительные проявления. Благодаря революционерам и инноваторам общество отказывается от морально-устаревших ценностей и целей и движется вперед.
Причины девиантного поведения
Психологические причины девиантного поведения
Девиантное поведение делиться на две группы с точки зрения психологии:
Любые психические расстройства имеют свои причины. Это непосильные требования в учебе или работе приводят к сильным переживаниям. Формируется комплекс неполноценности, который необходимо погасить в алкоголе или наркотиках. Также большую роль играет сексуальная неудовлетворенность, которая ведет к сексуальной озабоченности и фрустации. Особенно, в юношеском возрасте. Часто сказываются трудности переходного возраста. В этот период формируется представление о себе, о своих качествах, способностях, внешности.
Социальные причины девиантного поведения
Вся сложность ситуации заключается в том, что зачастую человек не может удовлетворить свои потребности ни в легальной деятельности, ни противоправной. Это ведет к саморазрушению личности, так как она не имеет возможности для достойного профессионального роста или самовыражения.
Основными причинами и факторами возникновения девиантного поведения являются неблагоприятные условия жизни, отсутствие воспитания. А также проблемы с овладением знаний, неудачи в учебе, отсутствие возможности самореализоваться. Неумение выстраивать взаимоотношения, постоянные конфликты и психологические отклонения ведут к кризису духа и потери смысла существования.
Все самое основное закладывается в подростковом возрасте
Основные причины девиантного поведения закладываются в подростковом возрасте. Так как именно в этот период происходит не только осознание себя и адаптация к взрослой жизни, но и индивидуализация. Она проявляется в форме самоутверждения и желания выделиться на фоне других. Как пишет М.Ю.Кондратьев: : «Чем бы ни выделиться, лишь бы выделиться, запечатлеться в другом мире». Часто это желание приводит к героизму или преступности. Так как подросток ищет пределы допустимого и пытается обратить на себя внимание.
Поведение подростка характеризуется поиском приключений, новизны, испытание свого характера, смелости и силы духа. При этом человек часто делает необдуманные поступки, которые взрослыми воспринимаются как девиантное поведение.
Причиной девиантного поведения также являются особенности взаимоотношений. Например, изгой в классе, отвержение учителем, ярлык девианта. Будучи непризнанным в школе, подросток начинает искать другие сообщества, где он может компенсировать свои неудачи. При этом зачастую попадает в плохие компании.
Для профилактики девиантного поведения и устранения его причин, нужно помочь человеку найти группу, где его будут понимать и иметь общие интересы. Как вариант, направить в музыкальную, спортивную школу или кружок спортивного туризма. Все зависит от увлеченности и интересов личности.
Если подросток попадает в уличную среду, группу панков, рокеров или любителей экстрима, то у него формируются отрицательные интересы и стремление к взрослым формам поведения. Это влечет за собой ранний сексуальный опыт, употребление наркотиков и алкоголя.
Основной причиной таких явлений является халатность родителей, недостаточное проявление внимания к ребенку, безнадзорность. Поэтому, при первых признаках девиантного поведения, педагоги должны пообщаться с родителями и определить семейную обстановку.
В настоящее время причиной девиантного поведения является то, что подростки сильно переживают социальное расслоение, невозможность жить в достатке, получить хорошее образование. На этой почве происходит психологический сдвиг, который заканчивается упреками, скандалами, нервными расстройствами, правонарушениями и побегами из дома.
Девиантное поведение в предподростковом возрасте
Что касается младших подростков, это возраст 9-13 лет, то они находятся в мире самопоглощенности. Как пишет Д. Элкинд: «жизнь этих детей внутренне чрезвычайно напряжена: они чувствуют себя объектами постоянного, пристального внимания и оценивания живут как бы на сцене, действуют перед воображаемой аудиторией, чьи возможные реакции постоянно пытаются предугадать».
Они эмоционально неуравновешенные, конфликтны и агрессивны. Самооценка неустойчива, поэтому им присущи такие черты, как застенчивость и максимализм, склонность к риску.
Фактор девиантного поведения у подростков стал актуальной проблемой в последние годы. Это связано с ранним физическим развитием и половым созреванием, а также неграмотностью методов воспитания, как родителей, так и педагогов. Вследствие чего, у детей все чаще и в более раннем возрасте возникают стрессы и психологические травмы.
Современная жизнь предъявляет личности все более высокие требования, к которым подросток еще не успевает морально и психологически дорасти. Сюда относится чувство долга, ответственность, самоограничение, моральные и этические установки.
В итоге, психологические и социальные факторы девиантного поведения очень переплетены и связаны друг с другом:
Выводы
Таким образом, девиантное поведение обусловлено социальными, биологическими и психологическими факторами, которые необходимо учитывать при воспитании молодежи.
Так как ни одно государство не заинтересовано в людях, только человек сам может помочь себе и своим детям путем саморазвития, самонастроя и самовыкарабкивания. К сожалению, таковы реалии жизни: «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих».
Научная электронная библиотека
Зотова Л. Э., Краева М. Ю.,
1.10. Социально-психологическая диагностика средовых условий формирования отклонений в поведении
Окружающая среда является мощным фактором формирования отклоняющегося поведения личности, наряду с наследственно-биологическими и внутриличностными причинами отклонений.
Под отклоняющимся поведением понимается устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией.
Негативные факторы окружающей среды, согласно классификации Е.В. Змановской, можно рассматривать с двух точек зрения:
1. Внешние физические условия отклоняющегося поведения (климат, экология, шум, теснота и т.д.).
2. Внешние социальные условия
— общественные процессы (такие как социально-экономическая ситуация, традиции, мода, СМИ, государственная политика) ;
— характеристика социальных групп (в которые включена личность – расовая и классовая принадлежность, социальный статус, референтная группа, этнические установки, принадлежность к учебно-профессиональным сообществам);
— микросоциальная среда (уровень и стиль жизни семьи, психологический климат в семье, стиль родительского воспитания, психологический климат в семье и многие другие параметры) [12, с. 41–42].
Влияние общественных процессов на поведение людей изучается прежде всего в рамках социологических теорий, которые рассматривают отклоняющееся поведение с точки зрения общественных процессов и норм, установленных в данном обществе. Социальные девиации зависят от социальных закономерностей и общественных процессов. В рамках социологического подхода работали Э. Дюркгейм, М. Вебер, А. Кетле, О. Конт, Р. Мертон, Т. Парсонс, Г. де Тард и др.
Ряд ученых объясняли отклоняющееся поведение социально-психологическими характеристиками социальных групп, в которые включена личность. Так, Э. Лемерт и Г. Беккер утверждают, что социальная девиация – следствие того, то группа «наклеивает» на личность ярлыки, вследствие чего формируется поведение, когда личность начинает придерживаться девиантной роли. Девиантное поведение Д. Мид, М. Дойч и Р. Краусс описывают с помощью понятия «социальная роль». Г. Сайк и Д. Матза рассматривают в качестве причины отклоняющегося поведения отношение самой личности (группы) к социальным нормам.
Влияние микросоциальной среды на формирование девиантного поведения в психологической науке достаточно хорошо изучено на примере семьи (в частности, в системной семейной психотерапии). В рамках данного подхода отклоняющееся поведение понимается как симптом семейного неблагополучия. Дисфункциональная семья, не справляющаяся со стрессорами и не выполняющая все необходимые функции, не может обеспечивать нормальные условия для личностного развития и социализации всех членов семьи, и, прежде всего ребенка. Однако не все так просто, даже если социально-психологическая диагностика проведена и психологом выявлено проблемное поле семьи, члены семьи могут оказывать сопротивление позитивным изменениям, так как выявленный симптом может играть регулирующую функцию в семье. В этом случае вся семейная система не только сопротивляется, но и поддерживает существующий симптом. Например, наркомания подростка может удерживать родителей от развода, сплачивать их вокруг этой беды.
С.А. Кулаков указывает, что чаще всего следующие семейные обстоятельства приводят к формированию симптома и семейной дезадаптации:
– члены семьи игнорируют семейную проблему и не разделяют ответственность за симптом;
– закрытые внешние границы не позволяют получить ресурс извне для решения проблем, блокируя нормальное развитие семейной системы;
– размытые границы между семейными подсистемами (супруги, их родители, дети и т.д.);
– стереотипные, застывшие ролевые взаимодействия;
– проблемы открытого выражения чувств в семье.
Неудачная (виктимная) социализация в семье приводит к ряду личностных проблем. По мнению Е.В. Змановской, отклоняющееся поведение характеризуют:
– духовные проблемы – отсутствие или утрата смысла жизни, несформированные нравственные ценности, внутренняя пустота;
– деформации в ценностно-мотивационной системе личности – девиантные ценности, ситуативно-эгоцентрические ориентации, внутренние конфликты, малопродуктивные механизмы психологической защиты и т.д.;
– эмоциональные проблемы – тревога, депрессия, негативные эмоции, трудности понимания и искажения эмоций;
– проблемы саморегуляции – нарушение способности ставить цели и добиваться их выполнения, неадекватная самооценка, чрезмерный или недостаточный самоконтроль, низкая рефлексия и т.д.;
– когнитивные искажения – дисфункциональные мысли, стереотипы мышления, ограниченные знания, мифы, предрассудки и т.д.;
– негативный жизненный опыт – отрицательные привычки и навыки, девиантный опыт, ригидные поведенческие стереотипы, психические травмы, опыт насилия [12, с. 76–77].
Отклоняющееся поведение вызывается целым рядом переплетенных фактов, опосредуется сложными психологическими механизмами, однако, необходимо отметить, что нарушение социализации в реальных микросоциальных группах, является первичным фактором формирования девиантного поведения личности.
В.Д. Менделевич отмечает, что личность по-разному строит взаимодействие с реальностью, которая ее окружает. Выделяется пять типов взаимодействия личности с реальной средой:
1. Индивид противодействует реальности, разрушает и изменяет ее. Он убежден, что все его проблемы – это порождение действительности, и единственным способом достижения целей является борьба с действительностью, с социальным окружением. Противостояние встречается при криминальном и делинквентном поведении.
2. Болезненное противостояние реальности обусловлено признаками психической патологии, при которых окружающий мир воспринимается враждебным в связи с субъективным искажением его восприятия и понимания.
3. Уход от реальности выбирают индивиды, которые расценивают реальность негативно, считая себя неспособными адаптироваться к ней.
Они могут также ориентироваться на нежелание приспосабливаться к действительности, «не заслуживающей того, чтобы к ней приспосабливались» по причине несовершенства, консервативности, единообразия, подавления экзистенциальных ценностей или откровенно антигуманной деятельности.
1. Игнорирование реальности проявляется автономизацией жизни и деятельности человека, когда он не принимает в расчет требования и нормы реальности, существуя в собственном узкопрофессиональном мире. При этом не происходит ни столкновения, ни противодействия, ни ухода от реальности. Каждый существует как бы сам по себе. Подобный вариант взаимодействия с реальностью довольно редок и встречается лишь у небольшого числа повышенно одаренных, талантливых людей с гиперспособностями в какой-либо одной области.
2. Гармоничный человек выбирает приспособление к реальности. Однако, нельзя однозначно исключать из ряда гармоничных индивидов лиц, которые используют, к примеру, способ ухода от реальности. Это связано с тем, что реальность, также как и отдельный индивид может носить негармоничный характер. Например, добровольное приспособление к условиям авторитарного режима, разделение его ценностей и выбор соответствующего поведения нельзя рассматривать как гармоничное [24].
Тип взаимодействия человека со средой и степень девиации обусловлены его психологическими характеристиками, особенностью самой среды и жизненным опытом. Этот факт отражается на специфике диагностики девиантного поведения.
Диагностике подлежат те характеристики, которые взаимосвязаны с проблемами поведения детей, к ним относятся:
1. Дефицит когнитивных и вербальных навыков.
Хотя большинство детей с проблемами поведения обладают нормальным интеллектом, в среднем их коэффициент умственного развития на 8 пунктов ниже, чем у сверстников, данный факт может быть обусловлен сопутствующими расстройствами (гиперкинетическим или синдромом дефицита внимания). Поскольку вербальный коэффициент умственного развития значительно ниже, чем коэффициент умственного развития при выполнении задания, то у детей с проблемами поведения имеет место недостаток речевой функции. Вербальный и языковой дефицит может внести свой вклад в антисоциальное поведение, они мешают развитию самоконтроля и распознаванию эмоций у других людей, а это в свою очередь приводит к недостатку эмпатии.
2. Проблемы обучения.
Дети с проблемами в поведении плохо учатся в школе, медленно переходят из класса в класс, часто их помещают в специальные образовательные учреждения, исключают из школы, наказывают и выгоняют с уроков. С течением времени плохая учеба и проблемы в поведении начинают влиять друг на друга. Дети и подростки с плохими академическими навыками, как правило, теряют интерес к школе и начинают поддерживать отношения с преступными сверстниками. К отрочеству взаимосвязь между плохой успеваемостью и антисоциальным поведением становится вполне очевидной.
1. Дефицит самоуважения.
Низкая самооценка не основная причина проблем в поведении, однако, дети с проблемным поведением могут испытывать ряд нарушений в концепции «Я», усиливающих их антисоциальное поведение.
2. Межличностные трудности в общении со сверстниками.
Маленькие дети с проблемами поведения проявляют физическую агрессию, а их игры неприемлемы для окружающих, они враждебно разговаривают и обладают плохими социальными навыками. Начав ходить в школу, некоторые дети становятся хулиганами, и этот паттерн связан с продолжительным антисоциальным поведением в подростковом возрасте и в зрелости.
3. Семейные проблемы.
В семьях с детьми с проблемами поведения распространен высокий уровень конфликтности. Кроме того, дети в них, как правило, плохо воспитываются, дисциплинирующие воздействия неэффективны, наблюдается негативное подкрепление, неприемлемое использование наказаний и вознаграждений, плохое выполнение приказов детьми и недостаточное участие родителей в воспитании.
4. Злоупотребление наркотиками и алкоголем.
Диагностика начинается с интервью в отношении детей и членов семьи, которое помогает собрать информацию о проблемах и особенностях развития ребенка.
Часто первичное исследование включает создание семейной истории о потенциально значимых этапах развития и событиях истории родителей,
которые могли оказать влияние на текущие трудности ребенка. Такую информацию можно получить с помощью биографических анкет, которые затрагивают следующие вопросы:
— Рождение ребенка и связанные с ним события.
— Вехи развития ребенка.
— Медицинская история ребенка.
— Характеристики семьи и история семьи.
— Межличностные навыки ребенка.
— Отношение ребенка к школе и его успеваемость.
— Описание предъявленной проблемы, включая детальное описание проблемы и сопутствующих обстоятельств.
— Ожидания родителей для обследования и терапии по поводу ребенка и самих себя.
Наблюдение, проводимое в процессе работы с ребенком и семьей, способствует выделению тех аспектов поведения, которые необходимо подвергнуть более детальному изучению. Наблюдение возможно осуществлять в процессе детско-родительского взаимодействия или специально организованных психологом (педагогом) игровых ситуаций:
Оценка поведения ребенка возможна при помощи «контрольной таблицы детского поведения» Т. Ахенбах. Шкалы таблицы позволяют сформировать профиль ребенка и оценить его поведенческие проблемы. В таблице отражаются агрессивное и делинквентное поведение ребенка, проблемы внимания, психические и социальные проблемы, соматические жалобы, уровень тревоги и самоизоляции.
Тестирование широко используется в диагностике отклоняющегося поведения. Перечислим несколько тестов, часто использующихся в психологической практике: методика определения уровня депрессии, разработанная В.А. Жмуровым; опросник на выявления уровня агрессии Басса-Дарки; опросник исследования тревожности у старших подростков и юношей Ч.Д. Спилберга в адаптации А.Д. Андреевой; тест «Склонность к зависимому поведению» В.Д. Менделевич; опросник для выявления ранних признаков алкоголизма К.К. Яхина и В.Д. Менделевич; патохарактерологический диагностический опросник ПДО А.Е. Личко; клинический опросник для выявления и оценки невротических состояний К.К. Яхина и Д.М. Менделевич; Висбаденский опросник для оценки характерологических и личностных особенностей и оценки способов переработки конфликтов Н. Пезешкиана; Томский опросник ригидности (ТОР) Г.В. Залевского; тест коммуникативной толерантности В.В. Бойко; опросник для оценки агрессии Ч. Спилберга и др.
Метод семантического дифференциала позволяет получить данные о переживаниях и личностных смыслах ребенка.
Таким образом, стратегии диагностики отклоняющегося поведения включают обследование эмоционального, поведенческого и когнитивного функционирования ребенка, а также учет влияний социальных групп, в которые ребенок включен.
Вопросы для самоконтроля знаний студентов
1. Перечислите типы нарушения поведения детей с точки зрения деструктивной направленности.
2. Какие факторы окружающей среды формируют отклонения в поведении детей?
3. Перечислите типы взаимодействия личности с реальной средой.
4. Опишите методы диагностики отклоняющегося поведения детей.
1. Змановская Е.В. Девиантология: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 288 с.
2. Менделевич В.Д Психология девиантного поведения: учебник – СПб.: Речь, 2005. – 445 с.
3. Мэш Э., Вольф Д. Детская психология. Нарушения психики ребенка. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. – 384 с
4. Фурманов А.А. Психология детей с нарушениями поведения: пособие для психологов и педагогов. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС,
2004. – 351 с.
Биологические теории возникновения причин девиантного поведения утверждают что
Проблема девиантного (отклоняющегося) поведения, несмотря на огромное количество эмпирических и теоретических исследований в различных областях научного знания, относится к категории наиболее сложных, неоднозначных и одновременно актуальных. Актуальность ее заключается в том, что с каждым годом прослеживается тенденция к увеличению числа детей с отклонениями в поведении. Кроме того, проблема девиантного поведения в младшем школьном возрасте остается на сегодняшний день недостаточно изученной.
Большинство детей с отклоняющимся поведением испытывают трудности социальной адаптации. Нарушения взаимодействия с социальной средой являются причиной появления отклонений в поведении детей, что, в свою очередь, обусловливает специфику их обучения и воспитания в целом.
Организация и осуществление профилактики девиантного поведения детей предполагает комплексное осмысление понятия «девиантное поведение».
Девиантное поведение как определенный конструкт изучалось разными научными направлениями и школами в аспекте таких понятий, как «отклоняющееся поведение», «асоциальное поведение», «антисоциальное поведение», «делинквентное поведение», «аддиктивное поведение», «противоправное поведение», «деструктивное поведение», «аморальное поведение». Вопрос определения понятия «девиантное поведение» имеет межпредметный и дискуссионный характер. Разнообразие теорий, принципов, подходов к толкованию данного понятия дает возможность более полно и обстоятельно рассматривать явление девиантного поведения, его истинные причины, своеобразие проявления и специфику формирования. Остановимся на вариативности трактования понятия «девиантное поведение».
С.Ю. Бородулина, В.И. Добреньков, И.А. Невский, В.Г. Степанов, М.В. Фирсов отклоняющееся (девиантное) поведение определяют как социальное поведение индивида или группы, которое не соответствует установленным нормам, образцам и правилам, сложившимся в данном обществе, в результате чего эти нормы ими нарушаются.
И.С. Кон уточняет дефиницию понятия «девиантное поведение» как «систему поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры или морали». Подобным образом рассматриваемое поведение трактуют В.Г. Баженов, А.В. Иванов, Ф.А. Мустаева, В.А. Пятунин, акцентируя внимание на системе поступков, нарушающих манифестирующие нормы и стандарты общества в различных сферах его жизнедеятельности.
По мнению А.Ю. Егорова, Е.В. Змановской, Г.И. Макартычевой, девиантное, или отклоняющееся, поведение – это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией.
Точку зрения А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского разделяет С.А. Беличева, которая отмечает, что девиантным (отклоняющимся) поведением называется поведение (социальные отклонения), противоречащее установленным в обществе правовым или моральным нормам и являющееся результатом неблагоприятного социального развития, нарушений социализации, возникающих на разных возрастных этапах.
По утверждению Л.В. Мардахаева, чаще всего под девиантным поведением понимают отрицательное (негативное) отклонение в поведении человека в зависимости от его возраста, противоречащее принятым в обществе не только правовым или нравственным нормам, но и ролевым предназначениям [22].
Врач-психиатр А.Г. Коняхин, а также педагоги И.А. Ларионова и О.С. Тоистева рассматривают девиантное поведение как стереотип поведенческого реагирования, связанного с нарушением соответствующих определенному возрастному периоду социальных норм и правил поведения, характерных для микросоциальных отношений (семейных, школьных) и малых половозрастных социальных групп, что приводит к социальной дезадаптации [11].
По мнению А.И. Ложкина, отклоняющееся (девиантное) поведение – это не просто поведение, отличающееся своей необычностью от стандартного, усредненного, а поведение, которое является нежелательным с точки зрения сохранения здоровья или поддержания общественного порядка, так как формируется в силу неблагоприятного психосоциального развития и нарушений процесса социализации, проявляющихся в различных формах дезадаптации поведения.
В.Ф. Шевчук считает, что под отклоняющимся поведением необходимо понимать совокупность действий и поступков, не соответствующих формализованным или неформализованным социальным нормам, граничащих с социально-психологической деградацией личности и вызывающих негативные психологические эффекты в социальном окружении.
В исследованиях Н.С. Солдатова отклоняющееся (девиантное) поведение представлено как поступок, который может проявляться в виде действия или бездействия человека, может выражаться в словах или отношениях к чему-либо, в виде жеста, взгляда, тона речи, смыслового подтекста, в виде деяния, направленного на преодоление каких-то препятствий или ограничений.
Девиантное поведение, по определению Н.Р. Сидорова, – это поведение индивида, последовательно разрушающее сложившую систему межличностных взаимодействий и общения в той человеческой общности, к которой он принадлежит. Психологической основой девиантного поведения индивида являются некоторые характерные особенности динамической системы его смысловых отношений к окружающим людям и себе. Исследователь подчеркивает то обстоятельство, что девиантное (отклоняющееся) поведение личности – это поведение, деструктирующее или разрушающее межличностные взаимодействия, сложившиеся в ходе оптимального течения совместной деятельности, результат которой полезен и ценен для группы в целом.
В.Т. Кондрашенко и С.А. Игумнов обозначают девиантное, или отклоняющееся, поведение следующим образом: «отклонение от принятых в данном конкретно-историческом обществе норм межличностных взаимоотношений: действий, поступков и высказываний, совершаемых в рамках психического здоровья; это нарушения поведения, не обусловленные нервно-психическими заболеваниями».
Ю.А. Клейберг, а также Н.В. Перешеина и М.Н. Заостровцева характеризуют девиантное (отклоняющееся) поведение как специфический способ изменения социальных норм и ожиданий посредством демонстрации личностью ценностного отношения к обществу. При этом Ю.А. Клейберг отмечает, что девиантные действия выступают в качестве средства достижения значимой цели; как способ психологической разрядки, удовлетворения блокированной потребности и переключения деятельности; как самоцель в самореализации и самоутверждении.
Обобщим изложенные выше точки зрения. В большинстве научных трудов, несмотря на некоторые различия, девиантное (отклоняющееся) поведение в целом описывается как действия и поступки людей, не соответствующие традиционным социально-культурным, правовым, моральным нормам, ожиданиям либо паттернам поведения. Однако многие ученые также считают, что девиантное поведение – это, как правило, отрицательные поступки и действия личности, вступающей в конфронтацию с господствующими в обществе правилами, стандартами и ценностями.
Кроме того, в качестве основного критерия девиантного поведения исследователи, с одной стороны, обозначают поведение или совокупность поступков, противоречащих социальным нормам, эталонам, стандартам, а с другой – поведение, не соответствующее социальным ожиданиям.
Таким образом, сущность девиантного (отклоняющегося) поведения заключается в том, что такое поведение всегда формируется на основе несоответствия поведения и деятельности личности правилам и эталонам, распространенным в обществе или конкретной социальной группе и в большинстве случаев имеет разрушительный характер, индивидуально-типологические, возрастные и гендерные особенности проявления, вызывает реакцию осуждения и негативную оценку окружающих, и сопровождается не только социальной и психологической дезадаптацией, но и личностной деструкцией.
Далее акцентируется внимание на особенностях толкования понятия «девиантное поведение» представителями, учеными, исследователями различных наук (философии, социологии, психологии, педагогики).
Так, в философской литературе девиантное поведение в большинстве случаев рассматривается как отдельные поступки или система поступков, противоречащие как писанным, так и неписанным правовым или нравственным нормам и законам данного общества [29].
С психологической точки зрения девиантное поведение преимущественно трактуется как совокупность поступков или отдельные поступки, действия, нарушающие принятые в обществе социально-психологические, моральные нормы, правила и принципы; поведение, причиняющее вред (психологический, физический, социальный, моральный) самой личности или обществу в целом и приводящее нарушителя (девианта) к изоляции, лечению, исправлению или наказанию [23].
В педагогической науке чаще всего под девиантным поведением понимается устойчиво повторяющееся поведение от заданных или сложившихся традиционно в обществе (группе) социально-нравственных, правовых норм и императивов или признанных стандартов поведения и взаимодействия с окружающей (социальной) средой, нарушение процесса интериоризации и экстраполяции моральных норм и культурных ценностей, а также самореализации и самоактуализации личности в обществе, сопровождающееся ее социальной дезадаптацией [18].
Как правило, в социологии данным термином («девиантное или отклоняющееся поведение») обозначают поведение (деятельность) человека, не совпадающее с регламентированными социальными нормами, стереотипами, ценностями и ожиданиями, а также социальными ролями и критериями поведения и, как следствие, вызывающее необходимость соответствующего реагирования со стороны окружающих (социальной группы) или общества в целом (например, конфликтные ситуации) [27].
Представленное дисциплинарное разграничение относительно.
Известно, что термин «отклоняющееся поведение» нередко выступает в качестве синонима понятия «девиантное поведение». Выражение «девиантное поведение» в буквальном переводе с латинского языка – deviation означает «отклоняющийся от дороги». Эти понятия многими учеными, как это было показано выше, рассматриваются как рядоположенные, равнозначные и взаимозаменяемые.
Согласно вышесказанному исходными для понимания сущности девиантного поведения являются следующие категории: «норма», «социальная норма», «девиация (отклонение)», «патология», «поведение», «поступок», «проступок». Подробнее остановимся на рассмотрении данных понятий.
Девиантное (отклоняющееся) поведение, а также девиация традиционно соотносится с понятием «норма», «социальная норма».
В словаре русского языка С.И. Ожегова норма определяется как «узаконенное установление, признанный обязательным порядок, строй чего-нибудь» [15, с. 337].
В русском толковом словаре В.В. Лопатина и Л.Е. Лопатиной норма – это «узаконенное установление, признанный обязательным порядок, состояние; образец, правило»[13, с. 352].
С точки зрения педагогики норма (поведения) – это сформированные в определенной культурной среде социально ожидаемые реакции и действия человека определенного возраста, пола и положения на ту или иную ситуацию [19, с. 93].
По мнению В.И. Загвязинского и А.Ф. Закировой, норма может носить культурный, профессиональный, ситуационный, возрастной и иной характер. Следовательно, факт отклонения в поведении зависит от культурных, территориальных и других особенностей среды и ситуации, в которых поведение воспроизводится, а также от личностных, возрастных, ролевых, социальных и др. особенностей того человека, который его осуществляет.
Социальная (групповая) норма В.М. Полонским, автором словаря по образованию и педагогике, рассматривается как объективно сложившиеся или принятые и установленные в данной социальной группе требования, стандарты поведения, общения, предъявляемые к индивиду (ребенку, подростку, взрослому), соблюдение которых является необходимым условием регуляции поведения членов этой группы, характера их взаимоотношений, взаимодействия и общения и выступает необходимым условием включения индивидов в эту социальную группу, общность [19, с. 93].
В социологическом энциклопедическом словаре дается следующее определение понятия «социальные нормы» – это образцы, стандарты деятельности, правила поведения, выполнение которых ожидается от члена какой-либо группы или общества и поддерживается с помощью санкции. Социальные нормы обеспечивают упорядоченность, регулярность социального взаимодействия [26, с. 204].
В аспекте толкования данного понятия Ю.А. Клейберг обращает внимание на то, что социальная норма им понимается как обусловленный социальной практикой социокультурный инструмент регулирования отношений между людьми (группами) в конкретно-исторических условиях их жизни и деятельности [3, с. 22].
Далее, понятие «девиация», по утверждению С.И. Ожегова, это «отклонение от нужного направления под влиянием каких-нибудь причин» [15, с. 126].
Л.В. Мардахаев девиацию характеризует как «отклонение от нормального положения, строения» [22, с. 62], а Ю.Ю. Комлев и Н.Х. Сафиуллин – как «акт отклонения, выходящий за рамки одной или нескольких социальных норм».
В Толковом словаре русского языка понятие «отклонение» – это «несовпадение, нарушение» [28, с. 930].
Социальные отклонения, как подчеркивает В.Н. Кудрявцев, это «такие нарушения социальных норм, которые характеризуются определенной массовостью, устойчивостью и распространенностью при сходных социальных условиях». Отклонение от нормы называется социальным, прежде всего потому, что социальной является и сама норма.
Итак, понятия «норма» и «отклонение» (девиация) следует рассматривать как взаимозависимые и взаимообусловленные категории. Норма и отклонение всегда подразумевают друг друга, одно без другого не может существовать. Известно, что отклонение без наличия соответствующей нормы невозможно выявить, а норму без отклонения невозможно обозначить и установить.
Следующее понятие, которое имеет определенное значение в контексте изучения девиантного поведения, – «патология».
В Русском толковом словаре патология представлена как «болезненное отклонение от нормы» [13, с. 423], а в Педагогическом энциклопедическом словаре Б.М. Бим-Бада патология трактуется как учение о сущности, причинах и симптомах болезней [18, с. 185].
В Социологическом энциклопедическом словаре выделяется понятие «патология социальная», обозначающее:
1) человеческие действия, поступки, типы поведения, которые общество расценивает как вредные, подрывающие правопорядок и общественную мораль (преступность, хулиганство, алкоголизм, наркомания и т.д.);
2) различные заболевания, сопровождающие развитие социального организма и ослабляющие его функционирование [26, с. 235].
В первом случае дефиниция понятия «патология социальная» совпадает с толкованием сущности девиантного поведения, о чем свидетельствует тот факт, что рассматриваемые понятия в данном литературном источнике отождествляются.
Кроме того, на основе анализа научной литературы было установлено, что «патология» является преимущественно медицинской категорией, а не педагогической.
При изучении девиантного поведения важно также акцентировать внимание и на определении таких понятий, как «поведение», «поступок», «проступок».
Поведение – это «характер поступков, действий» [13, с. 451]. Поступок и проступок являются единицами поведения. Поступок, в свою очередь, – это «совершенное кем-нибудь действие» [15, с. 462]. Соответственно, проступок – это «поступок, являющийся нарушением каких-нибудь норм, правил поведения» [3, с. 1014].
С педагогической точки зрения поведение определяется как осознанный или неосознанный эмоционально окрашенный способ реакции человека на определенную ситуацию, вызванную тем или иным желанием в разных обстоятельствах [19, с. 99].
Определенным образом В.М. Полонский рассматривает поступок как сознательное действие или бездействие, позицию, высказанную в словах, действие, направленное на преодоление физических препятствий или поиск истины, в котором человек утверждает себя как личность в своем отношении к группе, обществу, самому себе [19, с. 52].
Проступок, по мнению Е.С. Рапацевича, − это действие, нарушающее нравственные и правовые нормы, наказуемое общественным осуждением или штрафом [16, с. 478]. Следовательно, проступок – это своеобразная форма проявления девиации, так как в основе его определяющим является также нарушение соответствующих норм.
Таким образом, изучение ключевых категорий, составляющих содержание понятия девиантного поведения, указывает на его специфику, проявляющуюся в различных классификациях, подходах, характеристиках девиантного поведения.
На основе сопоставления философских, социологических, психологических и педагогических аспектов понятие «девиантное (отклоняющееся) поведение» можно интерпретировать как негативную и неодобряемую систему поступков или отдельные поступки, действия, жесты, слова, высказывания человека, не соответствующие или противоречащие официально установленным или фактически сложившимся в социуме и государстве нормам, правилам, принципам, представлениям и ролевым предназначениям, а именно ценностно-нормативной системе, на определенном этапе функционирования и развития общества как результат воздействия неблагоприятных факторов, обусловливающих нарушение процесса становления и социализации личности.
Рецензенты:
Белкин А.С., д.п.н., профессор, директор Института фундаментального психолого-педагогического образования Уральского государственного педагогического университета, г. Екатеринбург;
Поздняк С.Н., д.п.н., профессор кафедры и экономической географии и МОГ Уральского государственного педагогического университета, г. Екатеринбург.