Биографический комментарий что это

Некоторые понятия необходимые для анализа текста

НЕКОТОРЫЕ ПОНЯТИЯ НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ АНАЛИЗА ТЕКСТА.
ИЗ ОПЫТА ЛИТЕРАТУРНОЙ КРИТИКИ
(сообщение для лито)

Схема анализа литературно-художественного произведения:

При анализе художественного произведения следует различать

I. Идейное содержание;
II. Художественную форму.

I. Идейное содержание включает:

Большое значение в искусстве XIX-XX веков приобрел романтический пафос, с помощью которого утверждается значительность стремления личности к эмоционально предвосхищаемому универсальному идеалу. К романтическому близок сентиментальный пафос, хотя его диапазон ограничен семейно-бытовой сферой проявления чувств героев и писателя. Все эти виды пафоса несут в себе утверждающее начало и реализуют возвышенное как основную и наиболее общую эстетическую категорию.
Общей эстетической категорией отрицания негативных тенденций является категория комического. Комическое отношение вызывает, к примеру, форма жизни, претендующая на значительность, но исторически изжившая свое положительное содержание и поэтому вызывающая смех. Комические противоречия как объективный источник смеха могут быть осознаны сатирически или юмористически. Гневное отрицание социально опасных комических явлений определяет гражданский характер пафоса сатиры. Насмешка над комическими противоречиями в нравственно-бытовой сфере человеческих отношений вызывает юмористическое отношение к изображаемому. Насмешка может быть как отрицающей, так и утверждающей изображаемое противоречие. Смех в литературе, как и в жизни, чрезвычайно многообразен в своих проявлениях: улыбка, насмешка, сарказм, ирония, сардоническая усмешка, гомерический хохот.

II. Художественная форма включает:

Схема анализа литературно-художественного произведения.

1. История создания.
2. Тематика.
3. Проблематика.
4. Идейная направленность произведения и его эмоциональный пафос.
5. Жанровое своеобразие.
6. Основные художественные образы в их системе и внутренних связях.
7. Центральные персонажи.
8. Сюжет и особенности строения конфликта.
9. Пейзаж, портрет, диалоги и монологи персонажей, интерьер, обстановка действия.
10. Речевой строй произведения (авторское описание, повествование, отступления, рассуждения).
11. Композиция сюжета и отдельных образов, а также общая архитектоника произведения.
12. Место произведения в творчестве писателя.
13. Место произведения в истории русской и мировой литературы.

Общий план ответа на вопрос о значении творчества писателя.

А. Место писателя в развитии русской литературы.
Б. Место писателя в развитии европейской (мировой) литературы.
1. Основные проблемы эпохи и отношение к ним писателя.
2. Традиции и новаторство писателя в области:
а) идей;
б) тематики, проблематики;
в) творческого метода и стиля;
г) жанра;
д) речевого стиля.
В. Оценка творчества писателя классиками литературы, критики.

Примерный план характеристики художественного образа-персонажа.

I. Вступление. Место персонажа в системе образов произведения.
II. Главная часть. Характеристика персонажа как определенного социального типа.
1. Социальное и материальное положение.
2. Внешний облик.
3. Своеобразие мировосприятия и мировоззрения, круг умственных интересов, склонностей и привычек:
а) характер деятельности и основных жизненных устремлений;
б) влияние на окружающих (основная сфера, виды и типы воздействия).
4. Область чувств:
а) тип отношения к окружающим;
б) особенности внутренних переживаний.
5. Авторское отношение к персонажу.
6. Какие черты личности героя выявляются в произведении:
а) с помощью портрета;
б) в авторской характеристике;
в) через характеристику других действующих лиц;
г) с помощью предыстории или биографии;
д) через цепь поступков;
е) в речевой характеристике;
ж) через ”соседство” с другими персонажами;
з) через окружающую обстановку.
III. Заключение. Какая общественная проблема привела автора к созданию данного образа.

Как вести краткую запись о прочитанных книгах:

План разбора лирического стихотворения.

План анализа стихотворения

1. Какое настроение становиться для стихотворения определяющим в целом. Меняется ли чувства автора на протяжении стихотворения, если да – благодаря каким словам мы об этом догадываемся.
2. Есть ли в стихотворении конфликт, для определения конфликта выявить из стихотворения слова, которые условно можно назвать положительно эмоционально окрашенными и отрицательно эмоционально окрашенными, выявить ключевые слова среди положительных и отрицательно эмоционально окрашенных в этих цепочках.
3. Есть ли в стихотворении цепочки слов, связанных ассоциативно или фонетически (по ассоциациям или по звукам)
4. В какой строфе можно выделить кульминацию, есть ли в стихотворении развязка, если да, то какая.
5. Какая строка становиться толком для создания стихотворения. Роль первой строки (какая музыка звучит в душе поэта, когда он берется за перо)
6. Роль последней строки. Какие слова представляются поэту особенно значимыми, которыми он может закончить стихотворение.
7. Роль звуков в стихотворении.
8. Цвет стихотворения.
9. Категория времени в стихотворении (значение прошлого, настоящего и будущего).
10. Категория пространства (реального и астрального)
11. Степень замкнутости автора, есть ли обращение к читателю или адресату?
12. Особенности композиции стихотворения. Жанр стихотворения (разновидность: философское размышление, элегия, ода, басня, баллада)
14. Литературное направление, если можно определить. Значение художественных средств (сравнение, метафора, гипербола, антитеза, аллитерации, оксюморон).
16. Мое восприятие этого стихотворения.
17. Если есть необходимость обратиться к истории создания, году создания, значение этого стихотворения в творчестве поэта. Условия, место. Есть ли в творчестве этого поэта стихотворения, сходные с ним, можно ли сравнить это стихотворение с творчеством другого поэта.

Источник

Биографический комментарии.

кий, символический характер стихотворения. Но этот

имеет отчетливый биографический характер.

реальными обстоятельствами ссылки в Михайловское и мо-

жет быть понято только с помощью активизации знания би-

ографии поэта. При изучении стихотворения этот биогра-

фический план обязательно должен быть предметом внима-

ния учителя. Учитель сам определяет, считает ли он

уместным сличала раскрыть перед учениками конкретную

биографическую основу стихотворения. или же прежде

всего провести работу по комментированному чтению,

раскрывая глубокий смысл стихотворения, а уже потом

связать его с обстоятельствами жизни поэта. Первый по-

рядок представляется более предпочтительным. При работе

над биографическим комментированием текста следует ис-

пользовать изобразительный материал, например альбом

«Приют, сияньем муз одетый. Фотолитературная композиция

Е. Кассина и Г. Расторгуева. Рассказы о А. С. Пушкине и

Государственном Пушкинском музее-заповеднике С. Гейчен-

ко», а также двухтомник «А. С. Пушкин в воспоминаниях

современников. Серия литературных мемуаров» (М., 1974;

следует обратить особое внимание на воспоминания И. И.

Пущина). Крайне желательным подспорьем была бы экскур-

сия в Михайловское, вполне доступная для школьников Эс-

Композиция стихотворения. Из текстуального анализа

мы убедились, что главная мысль стихотворения выражена

в его своеобразном построении. Это дает основания про-

вести работу над композицией текста. Учащимся надо

предложить разбить текст на сегменты (в данном случае

строф), озаглавить каждый отрывок, используя слова из

текста, например: «Буря», «Ветхая лачужка», «Спой мне

песню. «. Очень важно подобрать название для послед-

ней, финальной строфы (видимо: «Сердцу будет весе-

лей. «). Занятия над композицией должны показать изме-

нения настроения стихотворения. Следует учесть, что эта

работа имеет заключительный характер. Поэтому здесь на-

до мобилизовать знания, полученные в ходе предшествую-

щих уроков: вспомнить значение борьбы света и темноты,

любви и ненависти, свободы и рабства в поэзии Пушкина.

Источник

Запомни!

Биографический комментарий что это. Смотреть фото Биографический комментарий что это. Смотреть картинку Биографический комментарий что это. Картинка про Биографический комментарий что это. Фото Биографический комментарий что это

Историко-литературный комментарий

Прослушайте запись вебинара, на котором автор пособия объясняет, как использовать этот материал на уроке. Коллекция записей открывается через страницу Анализ художественного текста.

Комментарий – это система дополнений к тексту, в своей совокупности более подробно раскрывающих его смысл. Комментарии особенно необходимы современному читателю, чтобы понять произведения прошлого.

Комментарии различаются по задачам, стоящим перед ними, и объектам комментирования.

Различаются следующие виды комментариев:

1. реальный комментарий, объясняющий реалии (различные объекты материальной и духовной жизни общества, которые встречаются в произведении, — факты, исторические имена, события и пр.)

2. историко-литературный комментарий, раскрывающий смысл и художественные особенности произведения, его значение и место в историко-литературном процессе;

3. словарный комментарий, объясняющий слова и обороты речи, непонятные читателю, и построенный в форме алфавитного словаря;

4. текстологический комментарий, содержащий сведения текстологического характера;

5. историко-текстологический комментарий, содержащий сведения по истории создания и изучения текста произведения;

6. редакционно-издательский комментарий, содержащий объяснение принципов и приемов подготовки текста произведения к печати.

Для выполнения заданий Всероссийской олимпиады школьников по литературе актуальны первые три комментария.

Историко-литературный комментарий

Цель: в лаконичной форме представить полную картину судьбы произведения в связи с эпохой, объяснить читателю его идейное содержание, рассказать о том, как произведение было встречено читателями и критикой того времени, раскрыть значение произведения в жизни и творчестве писателя и т.д.

Необходимо связать произведение со своим временем – облегчить читателю понимание этой связи, а в некоторых случаях и найти единственно верный путь разъяснения содержания, замаскированного автором.

Реальный комментарий

Цель: дать пояснения упоминаемых в произведении предметов, лиц, событий, т.е. сведений о реалиях. Толкование и уже потом информирование.

Это система фактических справок к авторскому тексту, для того чтобы произведение наиболее полно и правильно воспринималось не только в общем его идейно-художественном значении, но и во всех деталях его содержания.

Типы реалий: географические, этнографические (наименования и прозвища), мифологические и фольклорные, бытовые, общественно-исторические (учреждения, организации, звания, титулы, предметы обихода).

Формы реальных комментариев разнообразны: от короткой информации, справки до алфавитного и систематизированного указателей, глоссариев, или иллюстрированного материала документального типа.

Словарный (или лингвистический) комментарий

Цель: объяснить читателю те слова и обороты речи, которые отличаются от обычного словоупотребления в современном литературном языке и потому могут быть не поняты читателем или поняты неверно.

Архаизмы, неологизмы, диалектизмы, иностранные заимствования, профессионализмы, слова с изменившимся значением, народная этимология и т.д. — все это материал для словарного комментария. Даются пояснения грамматики и языка писателя, включая синтаксис и фразеологию.

В отличие от реального комментария, толкуемое слово здесь является объектом языкового анализа.

Во время выполнения олимпиадного задания типа: «Создайте историко-литературный комментарий к тексту (отрывку из текста)» следует включать в свою работу элементы не только собственно историко-литературного, но и реального и лингвистического комментария, максимально показывая свою эрудицию.

Примеры выполнения историко-литературного комментария

1) Выполнен литературоведом-профессионалом как единый, связный текст

Пятого апреля, на другой день после покушения Каракозова на Александра II, Некрасов посетил нескольких высокопоставленных лиц, в том числе зятя М. Н. Муравьева егермейстера Сергея Шувалова, министра двора Адлерберга, Г. А. Строганова, с целью узнать, чего должен ждать после каракозовского выстрела «Современник», и получил от них весьма неутешительные на этот счет сведения. Шестого апреля на экстренном заседании Литературного фонда он, вместе с прочими членами его, подписал верноподданнический адрес Александру II.Девятого апреля на торжественном обеде в Английском клубе в честь «спасителя царя» О. И. Комиссарова Некрасов прочел посвященное ему стихотворение. Шестнадцатого апреля на торжественном обеде в Английском же клубе вчесть М. Н. Муравьева Некрасов прочел восхвалявший этого последнего «мадригал»… Этот факт особенно возмутил бывших «союзников» Некрасова.

Однако уже накануне этого выступления Некрасов получил от Ф. Толстого записку, в которой тот извещал его, что участь «Современника уже предрешена и все хлопоты Некрасова напрасны. Двадцать шестого апреля Некрасов выпустил очередную «книжку» (№ 4) «Современника», не только напечатав в ней стихи Комиссарову, но и поместив большую верноподданническую статью Розанова по поводу события 4 апреля.

Среди общества растут мнения об «измене» Некрасова своим идеалам. Однако это не так. Этот факт подтверждается тем, что уже вечером 16 апреля, вернувшись из Английского клуба, находясь в шоковом состоянии, Некрасов пишет свое стихотворение:

Ликует враг, молчит в недоуменьи

Вчерашний друг, качая головой,

И вы, и вы отпрянули в смущеньи,

Стоявшие бессменно предо мной

Великие страдальческие тени,

О чьей судьбе так горько я рыдал,

На чьих гробах я преклонял колени

И клятвы мести грозно повторял.

Зато кричат безличные: ликуем!

Спеша в объятья к новому рабу

И пригвождая жирным поцелуем

Несчастного к позорному столбу.

(«Ликует враг, молчит в недоуменьи…»)

Не менее показателен и другой факт. Вскоре после выхода апрельского номера «Современника» Некрасов не побоялся явиться на квартиру только что арестованного Елисеева. Вот как описывает этот эпизод Елисеев в своих воспоминаниях: «На другой день после моего ареста Некрасов храбро явился ко мне на квартиру, чтобы осведомиться: что случилось и как. Я говорю храбро потому, что ни один из моих товарищей и вообще никто из сотрудников «Современника» не решился этого сделать. Ибо с того самого момента, как известие о выстреле Каракозова стало известно всему Петербургу, все прикосновенные к литературе тот час поняли, что как бы ни пошло дело следствия, но литература, поустановившемуся у нас обычаю, все-таки первая будет привлечена к ответу, и потому все засели дома, стараясь как можно меньше иметь между собой сообщений, исключая, разумеется, случаев крайней нужды». (Елисеев Г. З. Из воспоминаний // 37:128)

2) Выполнен учащимся как ряд выписок из текста, сопровождающихся комментарием смысловых трудностей

А.С. Пушкин «Д.В. Давыдову»

Тебе певцу, тебе герою!

Не удалось мне за тобою

При громе пушечном, в огне

Скакать на бешеном коне.

Наездник смирного Пегаса,

Носил я старого Парнаса

Из моды вышедший мундир:

Но и по этой службе трудной,

И тут, о, мой наездник чудный,

Ты мой отец и командир.

Вот мой Пугач – при первом взгляде

Он виден – плут, казак прямой!

В передовом твоем отряде

Урядник был бы он лихой.

Денис Васильевич Давыдов – современник А. С. Пушкина, достигший успеха в военной карьере: носил звание генерал-лейтенанта, был командиров одного из партизанских отрядов во время Отечественной войны 1812 года.

«Тебе певцу, тебе герою!»

Денис Давыдов известен не только как русский герой-воин, но и как русский поэт, представитель «гусарской поэзии» или «один из самых поэтических лиц в русской армии» (по его собственной характеристике).

«Не удалось мне за тобою

При громе пушечном, в огне

Скакать на бешеном коне…»

Пушкин учился в Царскосельском лицее и был еще совсем юным, когда Наполеон вторгся в Россию. Он и его товарищи мечтали о «громе пушечном» и «бешеном коне», рвались в бой, окрыленные патриотическим чувством. Но никому из них не удалось принять участие в военных действиях.

«Наездник смирного Пегаса,

Носил я старого Парнаса

Из моды вышедший мундир»

Пегас – в греческой мифологии – крылатый конь, любимец муз, символ вдохновенного поэтического творчества.

Парнас – священная гора в Греции, считался местом обитания муз и Аполлона.

Скорее всего, Пушкин намекает в этих строках о своей приверженности в лицейские годы к канонам устаревающей уже в то время классицистической поэзии, тогда как поэзия Д.В. Давыдова носила черты романтизма.

«Но и по этой службе трудной,

И тут, о, мой наездник чудный,

Ты мой отец и командир…»

Пушкин еще учился в лицее, когда Д.В. Давыдов, легендарный партизан, стал известен как поэт. Его стихи оказали большое влияние на творчество юного поэта, «солдатские» рифмы находили отклик и в произведениях Пушкина. Примерами могут послужить стихотворения «Пирующие студенты», «Дельвигу». Ну и, конечно, само стихотворение «Тебе певцу, тебе герою…» написано в духе поэзии Дениса Давыдова.

«Вот мой Пугач – при первом взгляде

Он виден – плут, казак прямой!»

Данное стихотворение было отправлено Пушкиным Давыдову, прибывшему в Петербург в 1836 году, вместе с книгой «История Пугачевского бунта» спустя год после ее выхода в свет. Строки содержат намек на особенности характера Давыдова – его прямой нрав, горячность и прямодушие, ассоциировавшиеся с казацкой удалью. Недаром его так любили сами казаки, починенные ему по службе.

Ворожцова Анастасия, 10 класс

Источник

лирического стихотворения

I. Дата написания

II. Реально-биографический и фактический комментарий

III. Жанровое своеобразие

IV. Идейное содержание

1. Ведущая тема

2. Основная мысль

3. эмоциональная окраска чувств

4. Внешнее впечатление и внутренняя реакция на него

V. Структура стихотворения

1. Основные образы стихотворения

2. Основные изобразительные средства: эпитет, метафора, аллегория, сравнение, гипербола, ирония, сарказм, олицетворение

3. Речевые особенности в плане: интонационно-синтаксический повтор, антитеза, инверсия, анафора и другие

4. Стихотворный размер

5. Рифма (мужская, женская, точная, неточная); способы (парная, перекрестная, кольцевая)

6. Звукопись (аллитерация, ассонанс)

7. Строфика (двустишие, трехстишие, пятистишие, катрен, сонет, Онегинская строфа)

Трудный жанр эссе

Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE MicrosoftInternetExplorer4

Трудный жанр эссе

Жанр эссе все больше входит в практику школьных сочинений, поэтому хочется остановиться на нем поподробнее. Сочинение в жанре эссе требует от автора не только продемонстрировать какую-то «сумму знаний», но и сделать акцент на собственных чувствах, переживаниях, на своем отношении к тому, о чем он пишет. Словом, автор эссе – не только рассказчик, повествователь, но и… герой. Для эссе характерна ярко выраженная авторская позиция, искренность, эмоциональность изложения. Жанр эссе дает право на субъективный подход к теме и свободную композицию.

Границы жанра довольно размыты, его определяют иногда как записки, наброски, раздумья. В современной критике есть такой термин – «авторская проза».

Литературный энциклопедический словарь сообщит нам, что эссе – это прозаическое произведение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующие на определенную или исчерпывающую трактовку предмета. Эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо… Стиль эссе отличается образностью, афористичностью и установкой на разговорную интонацию и лексику.

Эссе – древнейший жанр мировой литературы. Произведения в жанре эссе пишутся на философские, духовные, исторические, автобиографические, литературно-критические темы. Важно отметить, что эссе может быть воплощено в совершенно различные литературные формы: проповедь, статья, дневник, рассказ, очерк, исповедь, речь, письмо, слово и др.

Названия произведений этого жанра часто начинаются с предлога «о» (союзов «как», «или»): «О добродетели», «О предсказаниях», «О воспитании» (Мишель Монтень, создатель жанра эссе, французский философ второй половины 16 века), «Разговор о Данте» (О.Мандельштам ), «Пушкин, или правда и правдоподобие» (В.Набоков), «Как читать книгу» (И.Бродский). Мы видим, что свобода композиции и право на субъективный подход к раскрытию темы заложены уже в названии.

Маленькие произведения в жанре эссе называются скитце (нем.). Это набросок, зарисовка, фрагментарный рассказ. В скитце есть что-то импрессионизма: главное в нем – впечатление автора, «остановленное мгновенье».

Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали

Лучи у наших ног в гостиной без огней.

Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали…

Пробовать свои силы в написании скитце очень полезно – это развивает творческие способности, чувство слова, формирует стиль.

Остановимся еще раз на главных особенностях жанра эссе:

— небольшой объём и конкретность темы;

— личный подход к ее раскрытию, субъективность, иногда парадоксальность суждений;

— свободная композиция, определяющаяся прихотливым движением мысли, впечатлениями, воспоминаниями, ассоциациями;

— свободное использование лексического состава языка – от слов высокого стиля до разговорной лексики;

— атмосфера доверия к читателю, разговорная интонация.

План характеристики персонажа

Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE MicrosoftInternetExplorer4

Примерный план характеристики художественного образа (персонажа).

Вступление. Место персонажа в системе образов произведения.

Главная часть. Характеристика.

1. Социальное и материальное положение.

2. Внешний облик.

3. Своеобразие мировосприятия и мировоззрения, круг умственных интересов, склонностей, привычек:

а) характер деятельности и основных жизненных устремлений;

б) влияние на окружающих.

4. Область чувств:

а) тип отношений к окружающим;

б) особенности внутренних переживаний.

5. Авторское отношение к персонажу.

6. Какие черты личности героя выявляются в произведении:

а) с помощью портрета;

б) в авторской характеристике;

в) через характеристику других действующих лиц;

г) с помощью предыстории или биографии;

д) через цепь поступков;

ж) в речевой характеристике;

з) через окружающую обстановку.

Заключение. Какая общественная проблема привела автора к созданию данного образа.

Рецензия как жанр

Рецензия – труднейший, но и интереснейший жанр школьных сочинений. Основное требование: в рецензии надо сказать свое, новое слово о литературном произведении (фильме, спектакле и т.д.). Писать настоящие рецензии по всем законам этого жанра учат искусствоведов, литературных критиков в соответствующих высших учебных заведениях, и учат не один год. Поэтому на школьном уровне мы можем говорить только о школьной рецензии.

Рецензия имеет ряд близких ей жанров. Ее можно сравнить с развёрнутой аннотацией. И у рецензии, и у аннотации близкие задачи – рассказать, о чём произведение, а главное – чем оно интересно. Если сформулировать кратко – информация и реклама. Но рецензия близка и к литературно-критической статье, поскольку пишущий должен иметь свою идею, видеть проблему, в свете которой он и будет рассматривать художественное произведение. Для школьной рецензии такая проблема вовсе не обязательно должна носить глобальный характер (типа обзора всех произведений новейшей литературы за последний год), но идея, проблема, «освещающая» вашу работу, делающая ее почему-либо важной для вас, актуальной, обязательно, должна быть. Этим рецензия отличается от отзыва – жанра школьных сочинений, вполне освоенного и любимого школьниками 5-8-х классов.

Для отзыва вполне достаточно ваших личных впечатлений от произведения (на уровне «нравится – не нравится», хотя все же хотелось бы, чтобы было и «почему нравится»). Для рецензии такого уровня недостаточно, но личные впечатления, собственное мнение автора работы для рецензии очень важны. Ваши впечатления делают рецензию живой, «эмоционально окрашенной». Вне личных впечатлений, авторского отношения рецензии не существует, потому что рецензия – личностный жанр. Поэтому можно сказать, что отзыв как бы включается в состав рецензии. Отношение к рецензируемому произведению у автора рецензии может носить отрицательный характер.

Примерное содержание рецензии приводит в своей книге «Сочинения различных жанров в старших классах» Т.А. Калганова:

· краткие библиографические сведения о книге;

· смысл названия книги;

· личные впечатления от прочитанного;

· особенности сюжета и композиции;

· язык и стиль произведения;

· мастерство автора книги в изображении характеров героев;

· какова основная мысль рецензии?

Но чтобы понять, что обязательно должно быть в рецензии, и не заставлять себя придирчиво сверяться с каким-либо планом (я принципиально против бухгалтерского подхода к творческим работам), давайте посмотрим на критерии оценки рецензии.

В «Инструкции по проверке и оценке работ учащихся по русскому языку» говорится: «Сочинение-рецензия оценивается следующим образом. Отдельно анализируется содержание рецензии и его речевое оформление. Содержание оценивается с трех позиций: анализ содержания исходного текста, анализ оформления сочинения также оценивается с трех позиций: последовательность изложения, богатство речи, грамотность».

Мы цитировали инструкцию, стиль которой сух, холоден, четок – как и положено в инструкции.

Может быть, кому-то именно эта четкость формулировок поможет составить свое представление о рецензии.

можно критерии оценки изложить и другим способом:

· наличие разбора и оценки произведения;

· наличие в работе основной мысли автора сочинения;

· самостоятельность работы (то есть «несписанность»);

· понимание авторской позиции;

· анализ художественных особенностей (стиль, язык и др.);

· умение пользоваться теоретико-литературными понятиями;

· язык и стиль сочинения;

План анализа стихотворения

План анализа стихотворения

1. Автор и название стихотворения.

2. История создания стихотворения (когда написано, по какому поводу, кому посвящено).

3. Тема, идея, основная мысль (о чем стихотворение). Цитаты из текста, подтверждающие выводы.

1) Подобрать в тексте «ключевые» слова и образцы, раскрывающие главную мысль поэта, составить «цепочки» ключевых слов.

2) Проанализировать художественные приёмы, которые использует автор: метафоры, эпитеты, олицетворения, метонимии, сравнения.

3) Необходимо помнить, что за счёт применения определённых художественных приёмов слово в стихе значит больше, чем в обыденной речи (т.е. больше своего лексического значения, которое зафиксировано в толковых словарях). Слово приобретает новый смысл, возникают новые связи между словами. Так и создаётся поэтический образ, который отражает неповторимость художественной манеры автора.

Обратите внимание на:

А) Ритм стиха, стихотворный размер:

Ямб U┴

Хорей ┴U

Анапест UU┴

Амфибрахий U┴U

Дактиль ┴UU

Верлибр (свободный или белый стих)

┴-ударный слог; U-безударный слог; UU-пиррихий, (т.е. пропуск ударения в двусложном размере).

Б) Значимые перебои ритма, они несут смысловую нагрузку, помогают передать интонацию, настроение автора, создают мелодию:

О как на склоне наших дней (8 слогов)

Нежней мы любим и суеверней… (10 слогов, перебой ритма)

Сияй, сияй прощальный свет (8 слогов)

Любви последней, зари вечерней (10 слогов, перебой ритма)

— Смежная (парная) ААВВ

— Перекрёстная АВАВ

Рифма дополнительно связывает по смыслу рифмующиеся слова и строчки, создаёт новые значения слов.

Г) Анафоры (одинаковое начало строчек) – как бы дополнительная рифма, только в начале стиха.

Д) Переносы. Значение переносимого слова подчёркивается, на нём делается смысловой акцент:

Собственной жаль мне-

Е) Звуковые повторы/связывают по смыслу слова в строке, стихи в строфе, как бы «внутренняя рифма»/.

И крутится в моём мозгу:

4) Композиция стихотворения, его деление на строфы /как соотносится смысл стихотворения и его деление на строфы. Представляет ли каждая строфа законченную мысль или в строфе раскрывается часть основной мысли. Сопоставлен или противопоставлен смысл строф. Значима ли для раскрытия идеи стихотворения последняя строфа, содержит ли вывод.

5) Какую лексику использует автор:

— архаизмы, устаревшие слова,

— неологизмы, слова, созданные автором («громокипящий кубок»).

6) Образ лирического героя, как он соотносится с образом автора:

— рассказ от лица персонажа,

— автор играет какую-то роль («поэтический театр» Цветаевой).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *