Биофильная добавка что это
«»Бионорд» нужно убирать с дороги спустя час»: эксперты рассказали, что реагент используют с нарушениями
Красноярцы жалуются на реагент, которым посыпают дороги города. После обработки «Бионордом» дороги превращаются в кашу, а машины начинают гнить и ржаветь. Люди говорят – ботинки после прогулки расклеиваются, и ходить в них уже невозможно. Хозяева собак утверждают, что у животных после прогулок трескаются лапы.
Что такое «Бионорд»? Почему его используют коммунальщики, несмотря на плачевные последствия? И какие есть альтернативы для борьбы с гололедом? Подробности – в материале «ТВК Красноярск».
«Бионорд» – это реагент, который разработали специально для того, чтобы обрабатывать им дороги в гололед. На российском рынке этот материал появился в 2006 г. Основной поставщик реагента – Уральский завод противогололедных материалов. Смесь – это твердые белые гранулы на основе хлорида натрия, хлористого кальция, ингибитора коррозии и биофильной добавки.
Красноярские дороги начали посыпать «Бионордом» в 2017 г. Тогда реагент использовали в тестовом режиме – проверяли, насколько он эффективен. Смесь себя хорошо зарекомендовала, говорят в мэрии, и с 2018 г. им очищают от снега большинство улиц Красноярска.
Казалось бы – нашли оптимальный вариант очищения улиц ото льда, но каждый год горожане жалуются на последствия «Бионорда». Петицию о запрете реагента подписали более 5 тыс. человек.
«Реагент, которым посыпают дороги – это просто финиш. Машины гниют. Эта дрянь разъела мне краску, а еще не отмывается от окон. Кто через несколько лет будет мне восстанавливать машину?», – написал «ТВК Красноярск» один из красноярцев.
Кроме машин «Бионорд» разъедает и обувь, жалуются красноярцы.
Но самое страшное и шокирующее для горожан – реагент обжигает лапы домашних питомцев.
«Мы две недели лечили лапы! Он хромал дней 10. Больно было наступать. Когда ездили к ветеринару, нам сразу сказали, что это стандартная ситуация, и очень много собак с химическими ожогами лап привозят», – рассказала «ТВК Красноярск» хозяйка собаки.
Возникает логичный вопрос: если «Бионорд» так хорошо справляется со снегом, почему на него жалуются горожане. Объяснение простое – хромает технология применения реагента. Руководитель службы технического контроля красноярского САТП Антон Старовойтов говорит, что гололеда в Красноярске нет – это значит, по его мнению, что коммунальщики все делают правильно.
Эксперты с Антоном Старовойтовым не согласны. Координатор Краевой федерации автовладельцев Егор Фролов говорит, что «Бионорд» нужно наносить на ледяную поверхность. В Красноярске же реагент рассыпают на дорогу со снегом. К тому же, вещество нужно убирать спустя несколько часов после использования – в Красноярске так не делают.
«Это реально делать, если будет уборочная техника. Сегодня катаются только КДМ-ки. Я ни одну уборочную машину не увидел. Щетками счищают на обочину, но это все с обочины опять на проезжую часть попадает. В этой каше практически не видно. Водители начинают плавать из стороны в сторону», – рассказал «ТВК Красноярск» Егор Фролов.
После жалоб горожан в 2019 г. депутаты Горсовета организовали рабочую группу, которая должна была проверить состав «Бионорда» еще раз. Результаты оказались неутешительными – на некоторых участках дороги опасных веществ было в разы больше нормы.
«По гранту Российской экологической палаты после Универсиады проводили отбор проб на основных дорогах Красноярска, где использовался «Бионорд». Грунт отбирали у бордюра, в 15 и 30 м. Анализы, соответственно, совершенно разные. В среднем по городу мы зафиксировали превышение по сульфат-ионам в 8-10 раз, по хлоридам – в 12-14 раз. Это активные составные части химического реагента. Хлориды – очень сильный окислитель. В определенной концентрации он опасен для жизнедеятельности», – рассказал «ТВК Красноярск» эколог, депутат Горсовета Сергей Шахматов.
Большие города, например Москва, начинают отказываться от «Бионорда» либо сокращают его применение. Рабочая группа депутатов Горсовета рекомендовала не использовать это средство на тротуарах в сезоне 2019 г., посыпать им только основные многополосные автомагистрали, где мало людей и домашних животных, отметил Шахматов.
В ближайшее время Красноярск не собирается отказываться от «Бионорда». Холода уже начались, а искать экстренное решение – дорого и долго. Пока альтернативу не нашли – главное соблюдать правила обращения с «Бионордом», чтобы избежать неприятных последствий, говорят эксперты.
«Если и стоит применять «Бионорд», то делать это нужно очень аккуратно и технологично. Основная претензия у горожан, насколько я помню, – эта каша постоянно находится на улице, а в морозы она превращается в непонятную слизь. Все это налипает на автомобиль, на лобовое стекло, смыть ее очень тяжело. Пешеходам тоже приходится несладко. Прошлой зимой, весной в магазины было невозможно войти – постоянно были огромные черные лужи, состоящие непонятно из чего. «Бионорд» нужно убирать с улиц в течение часа после того, как он раз размягчает снег. Это правило соблюдается редко – отсюда лужи и каша на дорогах», – считает председателем Краевой федерации автовладельцев России Павел Стабров.
Альтернативой для Красноярска называют песок, но, по словам экспертов, такой способ тоже может быть проблемным. Во-первых, нужен особый крупный песок, который обеспечивает сцепление с дорогой и образует мало пыли. Во-вторых, песок сильно забивает ливневые канализации, с которыми в Красноярске итак возникают проблемы.
В некоторых европейских странах (Австрия, Финляндия, Германия) для борьбы с наледью используют песок, перемешенный с каменной крошкой. Не химические способы борьбы с гололедом называют фрикционными – песок, каменная крошка или гравий не плавят лед, но обеспечивают сцепление с дорогой.
В Швеции для борьбы со льдом мелкий песок в пропорции 7 к 3 смешивают с горячей водой 90-95°С и разбрызгивают на улицах. Горячий песок вплавляется в снег и делает поверхность шероховатой, обеспечивая сцепление с дорогой.
Однако такие альтернативные методы не всегда являются истинно верным и действенным способом борьбы со стихией. Главное, отмечают урбанисты и автомобильные эксперты, – следить за состоянием дорог и тротуаров и регулярно чистить их от снега и льда, разъеденного «Бионордом» или любым другим средствам.
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзене
Поделиться этим материалом в социальных сетях и мессенджерах
Действительно ли вреден «Бионорд»? Кто его создал? Кто массово внедряет в российских городах? Рассказываем о спорном реагенте
В последнее время в Красноярске активно критикуют реагент «Бионорд», которым посыпают дороги города с прошлого года. Горожане жалуются на то, что он разъедает обувь и обшивку автомобилей, лапы животных и оставляет после себя лужи снега. «Проспект Мира» рассказывает, что известно о реагенте и его безопасности.
Реагенты вместо «дерьма»
Противогололедный реагент «Бионорд» в Красноярске впервые начали применять еще в 2013 году. Использовали его, впрочем, не очень активно — основным средством борьбы с гололедицей были песчано-соляные смеси. В 2013 году, например, мэрия закупила почти 5,5 тысячи тонн песка, 1800 тонн соли и лишь пять тонн «Бионорда». В следующие несколько лет реагент в городе использовали только периодически: осенью 2017-го в департаменте горхозяйства говорили, что «Бионорд» стараются применять «лишь в крайнем случае». Это объясняли его дороговизной по сравнению с обычными песком и солью.
Ситуация изменилась при новой администрации города. В декабре 2017 года вице-мэр Владислав Логинов сказал, что подсыпка песком вредная, потому что он стирает дорожную разметку и забивает ливневки. Тогда сообщалось, что город закупит 500 тонн «Бионорда» на 50 миллионов рублей, а в будущем будет увеличивать объемы закупок реагентов. Кроме того, сейчас Логинов утверждает, что, хоть реагенты и стоят дороже, но их использование в конечном счете выходит дешевле, чем песчано-гравийной смеси. «Бионорд», по словам вице-мэра, сокращает объемы вывоза снега и уборки города, из-за чего и идет экономия. Сам мэр Сергей Еремин в декабре прошлого года и вовсе заявил, что до реагентов дороги в Красноярске посыпали «дерьмом».
Кто придумал «Бионорд»?
«Бионорд» — это твердый реагент в гранулах, которые плавят снег и лед. В статье журнала «Эксперт» утверждается, что его придумал пермский бизнесмен Рустам Гильфанов. Еще до «Бионорда» Гильфанов уже был соавтором другого реагента — СБГ — на основе смешения хлорида кальция с отходами магниевого производства, обратил внимание журнал «Коммерсант-Деньги». В 2006 году Москва закупила его у компании «СБГ-трейдинг», директором которой, по данным некоторых СМИ, был Рустам Гильфанов. Вскоре этот реагент в Москве запретили, так как лед он плавил плохо, а радиоактивный фон создавал вдвое выше, чем другие реагенты, писал журнал.
«Бионорд», как утверждается в «Эксперте», Гильфанов придумал в том же 2006 году. Якобы идея пришла ему после того, как из-за сильного гололеда Гильфанов не справился с управлением машиной. «А последней каплей стал случай, когда только что подаренные женой ботинки при первом же проходе по улицам Перми потрескались и приняли вид пожеванной лошадью резины, — писали в журнале. — Чтобы не обидеть жену, Рустам все равно в них ходил, но все следующие годы Гильфанов, несмотря на постоянные ее протесты, почти все заработанные деньги тратил на обустройство собственной лаборатории прямо у себя дома».
Уральский завод и два года в СИЗО
Производством «Бионорда» занялся «Уральский завод противогололедных материалов» (УЗПМ) в Перми, основанный в 2010-м. Довольно скоро пермский реагент стали активно использовать в разных городах России. Завод, например, стал одним из крупнейших поставщиков антигололедных материалов в Москве. Как писал «Коммерсант-Деньги», объемы закупок реагентов в те годы выросли там почти вдвое — с 350 тысяч тонн до 648 тысяч тонн. Кроме того, в Москве был утвержден свод правил «Технологии уборки», в которых отдавалось предпочтение твердым реагентам, а не жидким, как делалось раньше. В 2013 году в целом на реагенты столица потратила семь миллиардов рублей, сообщало издание, а более двух третей антигололедных веществ поставил УЗПМ.
Некоторые СМИ успехи предприятия связывали с тем, что оно якобы контролировалось Дмитрием Трутневым, сыном экс-министра природы РФ, полпреда президента на Дальнем Востоке Юрия Трутнева. Впрочем, официально Трутнев к заводу никакого отношения не имеет, а, например, журнал «За рулем», упомянувший в своей статье о «Бионорде» про связь Трутнева с предприятием, позже вынужден был писать опровержение.
Фото: Александр Черных, gornovosti.ru
Директором и совладельцем УЗПМ был все тот же Рустам Гильфанов. В 2014 году Гильфанова обвинили в причастности к хищению 2,5 миллиарда рублей, которые выделило московское правительство на покупку реагентов. Как полагало следствие, в «Бионорд» была добавлена муравьиная кислота, которая никак не улучшала свойства реагента, зато увеличила его цену в несколько раз. Правительство Москвы при этом отказалось признать себя потерпевшей стороной. Рустам Гильфанов два года провел в СИЗО, в 2016 году его отпустили в зале суда, а дело направили на пересмотр. Сейчас руководит заводом Елена Грачева, совладельцами являются Андрей Бабиков и Халиф Гильфанов (отец Рустама).
Несмотря на уголовное дело, УЗПМ остался поставщиком «больших партий» реагента в Москве. Кроме того, число городов, где пользуются «Бионордом», увеличилось — сейчас их 89.
Состав «Бионорда»
Как рассказывал коммерческий директор УЗПМ Евгений Немировский, в состав «Бионорда» входят хлорид кальция, хлорид натрия (поваренная соль), биофильные элементы (поглощаемые в почве организмами) и ингибиторы коррозии. Ранее в сети публиковали «рецепт» реагента, из которого видно, что диапазон содержания элементов может быть очень широким: хлорид натрия — 20-65%, хлорид кальция — 20-50%, хлорид калия или карбамид (мочевина) — 5-15%. Кроме того, в его состав могут добавлять карбонат кальция (мраморный щебень) и формиат натрия (соль той самой муравьиной кислоты).
«Новая Газета» в Питере в 2014 году также обращала внимание, что пропорции различных элементов в средстве могут быть и вовсе от ноля до 80%. В Институте экологии и энергосберегающих технологий, где оценивали воздействие препарата на экологию, ответили на это, что «состав смеси в каждом конкретном случае выбирается с учетом климата, высоты над уровнем моря и так далее», писала газета.
В свою очередь «Коммерсант-Деньги» со ссылкой на юриста отмечал, что так как четкого состава средства нет, то оно подходит под все виды твердых реагентов, прописанных в московских «Технологиях уборки».
«Бионорд», по информации на сайте УЗПМ, делится на несколько видов: «Универсальный», «Подъемы» (для сложных рельефов), «Тротуары», «Мосты», «Экстра» («для экстремальных температур») и моющее средство «Шампунь». Кроме того, в линейке завода есть реагент «Экосол» для дорог вне города.
Наполовину съедобен
На фоне критики заступаться за реагент в Красноярск даже приезжал коммерческий директор УЗПМ Евгений Немировский, который заявил, что «Бионорд» в целом безопасен и даже «наполовину съедобен», так как в него входит пищевая соль.
А что с безопасностью?
На сайте завода утверждается, что «Бионорд» безопасен для обуви, изделий из меха, для плиточных, бетонных покрытий и асфальта (с оговоркой — «при соблюдении инструкции»), быстро выводится из грунта и так далее. Реагенты относятся к «наиболее безопасному» четвертому классу опасности. Компания ссылается на то, что у нее есть вся разрешительная документация: сертификаты, заключения РосдорНИИ, Центра гигиены и эпидемиологии, Центра кожи и обуви (их можно посмотреть, например, здесь).
Безвредным «Бионорд» признавали и в упоминавшемся выше экологическом исследовании Института экологии и энергосберегающих технологий. Также о том, что реагент не наносит вреда, периодически рассказывают в Ассоциации зимнего содержания дорог. Здесь, однако, стоит учесть, что учредителем института, по данным сервиса «Контур.Фокус», был автор «Бионорда» Рустам Гильфанов (сейчас — его отец Халиф Гильфанов), а руководил учреждением нынешний коммерческий директор УЗПМ Евгений Немировский. Завод же, в свою очередь, является и соучредителем Ассоциации зимнего содержания дорог.
В целом, судя по словам технолога УЗПМ Дмитрия Лимонова, часть опасений критиков реагентов не беспочвенна. Например, несмотря на заключение Центра кожи и обуви, даже на самом заводе признают, что реагент влияет на кожу, обувь и металл — как и всякий противогололедный материал, содержащий соль, рассказывал сайту 59.ru Лимонов. Он, впрочем, оговаривался, что это воздействие меньше, чем у обычной технической соли.
Помимо этого, существуют исследования, в которых утверждается, что «Бионорд» наносит вред растениям — деревья и кустарники под его воздействием якобы «массово усыхают». А в 2012 году завкафедрой агроинформатики факультета почвоведения МГУ Дмитрий Хомяков писал, что агрохимикаты в реагентах (в частности, хлористый калий) могут наносить вред почве и «другим компонентам окружающей среды».
20 февраля красноярский ученый Егор Задереев сообщил, что ученые проверят безопасность «Бионорда» с помощью стандартных биотестов — результатами он готов поделиться через месяц. За день до этого реагентом заинтересовались также краевые депутаты, которые решили направить в мэрию запрос об использовании реагента. Месяцем ранее похожее письмо в мэрию уже писали депутаты горсовета — администрация ответила, что «Бионорд» не представляет опасности.
Реагенты на дорогах: вред или необходимость?
Действительно ли так опасны реагенты, и существуют ли реальные альтернативы этим средствам? В разных странах и городах на этот вопрос отвечают по-разному.
Каждая зима в большом городе оборачивается бесчисленными жалобами на использование противоледных реагентов. Осенью 2021 года они пришли вместе с первым же снегом. На претензии жителей ответил мэр Москвы Сергей Собянин — по его словам, отказ от реагентов невозможен, так как он может привести к транспортному коллапсу на улицах столицы. Тем не менее депутаты по-прежнему вынуждены отвечать на запросы жителей по этому поводу, а Генпрокуратура воздерживается от рассмотрения этого вопроса. Споры о том, насколько вредны эти химические средства, вряд ли разрешатся в ближайшее время — власти многих городов продолжают закупать их в огромных количествах.
Соли
Для жителей крупных городов нашей страны реагенты — это самые привычные средства борьбы с гололедом. Например, в Москве хлориды начали широко использовать еще с 1992 году, а смесь соли и песка была в ходу уже с конца XIX века. Сейчас в городах нередко используется смесь солей натрия, калия и кальция, которую называют «Бионорд». Но каким бы ни был состав, именно соли вызывают самую горячую ненависть — как у обычных людей, так и у экологов. Соль разъедает обувь и обшивку автомобилей, она вызывает болезненные язвы на лапах животных и беспокоит аллергиков. Она на долгие десятилетия оседает в почве и убивает растительность. В чем же причина популярности этого реагента?
Тротуар, посыпанный противогололедным реагентом после сильного снегопада в Москве. Фото: Алексей Куденко / РИА Новости
Если соль не растворяется до конца, ее избыток скапливается на обочине, создавая своего рода «полосу отчуждения», где вымирает вся растительность. Именно поэтому экологи все чаще говорят о том, что главная проблема не в самом факте использования соли, а в нарушении технологии обработки дорог. В России по ГОСТу количество технической соли на кв. м не должно превышать 60 грамм. Но по факту эта цифра может оказаться в разы больше: ведь реагенты частенько просто рассыпают «на глаз» по своему усмотрению работники ЖКХ.
А между тем, в Финляндии для обработки льда используется смесь из 70% обычной соли и 30% хлористого калия расчетом всего 2–5 г/кв. м, а для ликвидации снежной каши – всего 10 г/кв. м. Это и дешевле, и экологичнее. При температурах ниже 5 °С соль не используют, дороги просто своевременно очищают от снега.
В США и Канаде тоже используют соли — как правило, хлорид магния, который в российских городах использовать запрещено. Калиевая соль муравьиной кислоты (формиат калия) часто используется в городах Европы, так как считается, что она быстро разлагается даже в холодном климате. При этом есть мнение, что формиат калия может вызывать аллергию.
Принцип действия реагентов:
Альтернативы
Помимо солей есть и другие способы борьбы с обледенением дорог. У них тоже есть свои достоинства и недостатки.
Гравий и песок
Этот материал в комбинации с песком активно использовали несколько лет назад в Санкт-Петербурге, с гордостью объявив «отказ от реагентов» в городе. Но все это было актуально до снежной зимы 2018-19 года, обернувшейся «стихийным бедствием» и даже человеческими жертвами. В итоге власти снова начали закупать реагенты.
Плюсы: Если дорога очищена, шанс поскользнуться на гравии минимален.
Минусы: Гранитной крошке не под силу растопить лед. Еще один минус гравия или щебня — высокая цена. Кроме того, крошка попадает в подземные коммуникации, в механизмы эскалаторов, забивает ливневые стоки и протирает дорожное полотно. Но главная проблема в том, что для эффективного использования гравия должна быть идеально отлажена работа дорожных служб — снег и лед необходимо своевременно вычищать, а отработанную крошку — собирать (и в идеале использовать повторно), чтобы почва вокруг дороги не окаменела. С песком дело обстоит еще хуже — его уже нельзя использовать вторично. Песок часто смешивают в «коктейль» с солями, и в таком виде его разносит ветер и вдыхают жители мегаполисов.
Метод Торгейра Ваа
Эту экологичную технологию изобрел в 2004 году шведский ученый Торгейр Ваа, озадачившись вопросом, как эффективнее использовать песок на дорогах. Песок в пропорции 7 к 3 смешивается с горячей водой 95 °С и в таком виде распыляется по обледенелой поверхности.
Плюсы: Смесь«вплавляется» в лед и держится до 3–7 дней даже на оживленных автомобильных дорогах.
Минусы: Для использования этого метода требуется дорогостоящая техника.
Стокгольм. Фото: unsplash.com
Сахар
В Белоруссии несколько лет назад предложили использовать в качестве реагента мелассу, побочный продукт в производстве сахара.
Минусы: Стоимость мелассы выше, чем у технической соли, так что «сладкий реагент» так и не завоевал популярность.
Мочевина
Это вещество, более известно нам как органическое удобрение, но может использоваться и как «реагент».
Плюсы: Обладает хорошими противоледными свойствами (30 г мочевины может растопить кубометр льда). Не представляет угрозы для придорожной растительности, а, наоборот, идет ей на пользу
Минусы: Примерно в 7 раз дороже соли.
Подогреваемые дороги
Этот метод используют в некоторых скандинавских странах — в Норвегии, Финляндии.
Плюсы: Трубы тепло-коммуникации прокладывают рядом или под магистралями и пешеходными дорожками, и необходимость использовать реагенты сама собой отпадает. В Исландии для этих целей используется вода из термальных источников, и необходимость в «грязных» источниках энергии с каждым годом снижается.
Минусы: Очень дорогостоящий метод, который требует тщательного планирования.
Снежный накат
В Японии, где каждую зиму идут обильные снегопады, снег или укатывают или просто расчищают. В итоге вокруг дорог образовываются гигантские снежные стены, как, например, на знаменитой альпийской дороге Татеяма — Куробе.
Плюсы: Поскольку реагенты запрещены, нет и связанных с ними проблем для окружающей среды, здоровья, обуви и шин.
Минусы: Гололед и скопление снега на дорогах нередко становятся причинами множества травм и аварий.
Действительно ли вредны реагенты?
У каждого из методов избавления от наледи есть свои плюсы и минусы. Использование реагентов позволяет сократить количество травм на тротуарах — до 44%. При этом Роспотребнадзор получает множество жалоб на аллергии и астмы, вызванные реагентами. Официальные источники говорят о том, что реагенты не могут вызывать аллергию, так как они «не испаряются».
Эксперты сходятся во мнении, что главной проблемой становится соблюдение рекомендованных норм реагентов. Соли и песко-соляные растворы не должны попадать на газоны и корни деревьев, а кучи оставшихся с зимы реагентов — оставаться возле дорог весь год. Но часто эти правила нарушаются.
Еще один важный момент — куда попадают снег и шуга, смешанные с реагентами? В городах их отвозят на стационарные и мобильные снегоплавильные пункты. Измельченный и затем расплавленный снег отправляется в очистные сооружения, прежде чем попасть в коллекторы и водостоки. А осадок, оставшийся в очистных сооружениях, затем сжигается.
Сгорая, соль выделяет в атмосферу опасные химические вещества — диоксиды и др. Некоторая часть реагентов все равно попадает в реки, минуя все очистные сооружения — вместе со сточными водами. Так что вред для окружающей среды при использовании реагентов практически неизбежен.
Мнение эксперта
Руководитель аппарата Ассоциации Зимнего содержания дорог, Анна Климентова рассказала «Экосфере» о последних разработках, которые применяют коммунальные службы, чтобы добиться оптимального результата по всем параметрам: эффективность, цена, безопасность для окружающей среды и здоровья людей.
Заправка снегоуборочных машин реагентами на базе для хранения противогололедных материалов в Москве:
«Изменение климата и растущее количество автомобилей и пешеходов заставляют дорожные службы пересматривать технологии уборки, искать более щадящие для окружающей среды материалы. Научно доказано негативное влияние песчаного смёта, аккумулирующего крайне токсичные загрязнения от дорожного транспорта, на здоровье людей, в особенности страдающих аллергическими заболеваниями. На сегодняшний день основная мировая тенденция – переход на более совершенные и безопасные материалы – противогололёдные реагенты, которые либо предотвращают образование наледи, либо способствуют таянию льда.
Наиболее безопасными и эффективными, по результатам многочисленных исследований, считаются составы на основе нескольких солей (натрия, кальция, калия), формиата натрия и мраморной крошки. Добавление биофильных элементов и антикоррозионной добавки позволяют существенно снизить влияние на окружающую среду и объекты дорожного хозяйства по сравнению с солью и пескосоляной смесью.
База для хранения противогололедных материалов «Бионорд» (ПГМ) в Москве. Фото: Виталий Белоусов / РИА Новости
Первым городом в РФ, полностью перешедшим на технологию с использованием многокомпонентных реагентов, стала Москва. В арсенале столицы несколько видов антигололёдных средств для разных городских нужд. Для содержания проезжей части применяются жидкие и твердые комбинации хлоридов натрия и кальция, а также хлоридов натрия, кальция, калия с добавлением формиата натрия, который препятствует коррозии автомобилей. А для тротуаров используется состав из формиата натрия, пищевой соли и мраморной крошки (по сути — спрессованный мел), максимально щадящий обувь и улучшающий уровень фильтрации почв.»
Оптимальное решение
Однозначного решения в вопросе использования реагентов пока не существует. Городским службам приходится все время балансировать между тремя факторами: эффективности, цены и экологичности. Если небольшой и финансово-благополучный город может себе позволить перекрыть улицу для расчистки снега и льда, привлечь для этого местных жителей или перенести трубу теплотрассы так, чтобы она полностью растапливала лед на дороге, у мегаполиса масштаба Москвы или Нью-Йорка такой возможности нет.
Но технологии не стоят на месте, исследователи постоянно изобретают новые, более экологичные методы борьбы со снегом и наледью. И хотя пока соль не собирается сдавать свои позиции на дорогах в больших городах, технология ее использования становится более совершенной. Во многих городах уже используются специальные дозаторы для реагентов, а некоторые ученые даже предлагают сразу укладывать на дороги асфальт, смешанный с солью.