Биодинамика в остеопатии что это такое
Биодинамика в остеопатии
Изначально остеопатия развивалась как парамедицинское направление. Она была основана на придании внутренним органам и костям правильного положения путем воздействия на мышцы, суставы и т.д. С начала прошлого века большое значение стало придаваться циркуляции жидкостей в организме. При этом внимание уделялось не только лимфе и крови, но и тканевой, а также спиномозговой жидкости. Специалистами были созданы эффективные методики по работе с ними.
В середине 20 столетия получила развитие краниосакральная остеопатия, которая делала акцент на циркуляции жидкостей в организме. Состояние органов стало оцениваться по амплитуде их движений. Большое значение получает «витальность» тканей, которая означает их жизнеустойчивость и способность к самовосстановлению. В 70 годы появляется биодинамика – направление, изучающее внутреннее движение организма.
Биодинамика в остеопатии – комплекс лечебных техник, которые позволяют воздействовать на энергетическую систему организма через ее жидкости. Они работают на уровне жидкости и мягко снимают первичное напряжение. Задача биодинамики в остеопатии – восстановление движений на микро и макро уровне. С ее помощью можно снять ограничения в подвижности скелетно-мышечной системы и суставов. Нормализуется двигательная активность в тканях, что влечет за собой нормализацию работы внутренних органов.
Биодинамика в остеопатии предполагает мягкое безболезненное воздействие без использования медикаментов. В отличии от массажных техник, которые направлены на работу с конкретной зоной организма, она влияет на весь организм в целом. Биодинамика позволяет активизировать механизм самовосстановления, который заложен в нас от природы.
Несмотря на то что эта методика основана на энергетических терминах, она не относится к альтернативной медицине. При работе с пациентом используются основные принципы остеопатии. Лечение осуществляется путем перцепции и пальпации, которые вызывают воздействия на различных микроуровнях организма. Эффект объясняется тем, что при определенном воздействии специалиста тело высвобождает ресурсы, которые их компенсируют. В результате устраняются спазмы и застойные явления и организм возвращаются к нормальному функциональному состоянию.
Биодинамическая модель остеопатии (часть 1)
Перевод статьи “THE BIODYNAMIC MODEL OF OSTEOPATHY IN THE CRANIAL FIELD”
John M. McPartland, DO, MSc, and Evelyn Skinner, DO, BA
«Дао, которое можно полностью объяснить – не само Дао»
Лао Цзы, Дао Дэ Цзин
Введение
Эта глава относится к философии, лежащей в основе биодинамической модели остеопатии (БМО, BOCF). Чтобы сделать это, мы используем Гегелевскую диалектику, и представим принципы и исследование БМО, представленными в историческом контексте.
Мы сравним биомеханическую концепцию краниальной остеопатии (КрО) с биодинамической концепцией, или «левополушарный и правополушарный череп», как Фред Митчелл любил пошутить. В данной главе не будут описываться методы лечения. Следует учесть, что некоторые понятия будут использоваться не совсем точно, для простоты восприятия.
Биодинамическая остеопатия начинается с Гиппократа, как это отражено в одной из аксиом Клятвы Гиппократа «Не навреди» и ее заботы о нашей триединой (тело, ум, дух) целостности.
Основание биодинамической остеопатии твердо основано на философии и практике трех учителей, врачей-остеопатов, развивающийся из трех жизней, которые были посвящены медицинской практике. Целью работы этих врачей было привести в баланс тело пациента, чтобы запустить их самоизлечение.
Первый из этих учителей Эндрю Тэйлор Стилл (1828-1917), основал остеопатию как медицинское направление в 1874 году. Доктор Стилл искал «здоровье» у своих пациентов, которое всегда присутствовало независимо от того, насколько больны его пациенты. Эта было основополагающим в подходе Стилла к уходу и лечению больных. «Я люблю своих пациентов» – говорил Стилл: «Я вижу Бога в их лицах и их формах» (Стилл, 1908). Задача врача, которая всегда доводилась до студентов, состояла в том, чтобы избавить тело от всех механических препятствий в теле, которые затрудняют свободно текущие реки жизни (кровь, лимфа, спинномозговая жидкость). Остальное сделает природа. Стилл сформулировал инновационную концепцию, согласно которой череп, черепные нервы, спинномозговая жидкость, являются важнейшими элементами, которые содержатся в человеческом теле (Стилл 1899). Его методы лечения включали мягкое давление на кости черепа, например, при лечении косоглазия (Стилл 1910).
Вторым из этих учителей был Уильям Гарнер Сатерленд (1873-1954), основатель краниальной остеопатии. Доктор Сатерленд был учеником Стилла и проникся мышлением, методами и практикой Стилла. Сатерленд сформулировал свою первую гипотезу, связанную с черепом, будучи студентом в 1899 году при осмотре анатомического препарата височной кости. Его поразила мысль, что края кости были скошены как жабры у рыбы, как будто череп также дышит. Это открытие Сатерленда послужило началом долгого изучения и эволюции мыслей, которые будут описаны дальше в этой главе.
Третий учитель – это врач Джеймс С. Джелос (1943-), чья биодинамическая модель остеопатии вызвала большой интерес и споры среди остеопатов. Джелос использовал термин «Биодинамика», который использовался в исследования немецкого эмбриолога Эриха Блехшмидта. (Но не швейцарского философа Рудольфа Штайнера, хотя биодинамические концепции Штайнера перекликаются с теориями Блехшмидта). На протяжении 30 лет доктор Джелос собирал рассказы от студентов Сатерленда, а также продолжает исследование рукописей Сатерленда (как опубликованных, так и не опубликованных). Эта «работа с архивами» позволила обобщить хронологию пути Сатерленда. Таким образом, биодинамика посвящает себя перцептивной одиссеи, где Сатерленд покинул ее в конце своей жизни.
Метафора и прообраз: как хранитель ключей
Стилл (1902) писал, «… что жизнь и материя могут быть объединены, и что этот союз не может продолжаться при наличии каких-либо помех для освобождения и абсолютного движения.» Концепции Стилла с самого начала были уже за пределами возможностей двойных слепых клинических исследований. То, что Стилл увидел и понял, и к чему Сатерленд пришел, уточнив это в своих более поздних публикациях, было всеобщим принципом, что естественный мир постоянно меняется, и то, что недвижимо (без движения) выпадает из баланса и равновесия с окружающей средой. Стилл рассматривал остеопатию как науку, но, когда остеопатия вышла за рамки науки и рационального объяснения, он передавал свои уроки с помощью использования языка метафор. Метафора использует словесный мостик, чтобы преодолеть разрыв между словами говорящего и интерпретацией слушателя. (Artaud 1938). Это трансформационное пространство, говоря метафорически, характеризует способ общения между преподавателем и студентом, театральным пространством между актером и зрителем, целительным пространством между врачом и пациентом, где в определенной момент во время взаимодействия, возникает что-то большее чем сумма частей.
Метафоры, несмотря на то, что по своей природе нерациональны, давно предоставляют эвристические инструменты для подхода к научным проблемам (Chew & Laubichler 2003). Западная культура, однако, испытывает трудности в восприятии нерациональной мысли. Нерациональные аспекты остеопатии (и других альтернативных медицинских систем) являются наиболее трудными в преподавании студентам. Человек как трагедийная истина, лежащая в основе остеопатии Стилла стали жертвами медицинского редукционизма, пострадавшая в нашем западном восприятии, которое подчеркивает научно-обоснованное и избегает интуитивного и инстинктивного. Редукционизм ограничивает наш взгляд на реальность и нашу способность воспринимать. Альтернативные формы познания, выраженные через сны, поэзию, музыку, живопись, или в культурах за пределами Запада как медитация, или трансовые состояния, несмотря на это остаются, при этом глубоко не исследованными в нашем обществе. Ограничивая наши знания тем, что может быть доказанным в рациональном эксперименте, исключая понятие человеческого духа из Западной концепции медицины.
Такое отрицание души стало проблемой для практикующих биодинамику, кто получил прозрение и вдохновение от Лоренса Ян Ван дер Поста (Laurens van der Post (1962). «Сознание человека после Реформации было настолько сужено, что стало почти полностью рациональным процессом, интеллектуальный процесс, связанный с внешним, так называемым физическим, объективным миром. Неосязаемое воспринималось как нереальное. Это суженное сознание отвергает все то, что составляет целостность человеческого духа: интуицию, инстинкты, чувства – все то, к чему имел доступ естественный человек.» Антропологические концепции ван дер Поста сыграли важную роль в нашем понимании здоровья и болезней в обществе.
Стилл без сомнения, приобрел навык символического общения от своего отца-миссионера. Сатерленд, как Стилл, был опытным словесником, имея опыт работы в качестве редактора газеты, перед тем как обучался на остеопата. Язык Сатерленда отражал близость соединений с тем, что есть в природе. Стилл вырос среди Шауни и других индейских народов. «В коренных, устных культурах сама природа четко сформулирована; это говорит… Там нет ни единого участка Земли, лишенного энергии и силы…» (Абрам 1996). Абрам цитирует индейского целителя, слова которого резонируют со словами доктора Стилла: «Во время восприятия я вступаю в связь с воспринимаемым, которая возможна только потому, что ни мое тело, ни разумное не существует вне потока времени, и поэтому у каждого есть свой динамизм, своя пульсация и выражение. Восприятие, в этом смысле, является настройкой или со-настройкой между собственными ритмами и ритмами самой вещи, их собственные тона и текстуры.»
Стилл был окружен людьми, которые видели вещи с совершенно другой культурной точки зрения. Highwater (1981) писал: «Хотя преобладающие народы обычно предполагают, что их видение представляет единственную правду о мире, каждое общество (и часто отдельные люди) ощущают реальность уникально.» Уникальные культурные представления Стилла и Сатерленда были восприняты практикующими биодинамическую остеопатию. Биодинамика изначально развивалась в Англии, стране пропитанной духом Ральфа Эмерсона (Ralf Emerson) и Генри Торо (Henry Thoreau). Эти Английские философы 19 века считали, что изучение природы, или нахождение вне дома в естественном мире, очищает ум и дух и расширяет самопознание.
В то время, когда Сатерленд (1939) впервые опубликовал свои идея, остеопатия переживала период редукционизма. Большинство практикующих были сосредоточены на механических аспектах остеопатических принципов, а также основывались на них и во время практики. Краниальная остеопатия Сатерленда представила ренессанс остеопатии. Но ко времени смерти Сатерленда в 1954 году сам ренессанс краниальной остеопатии вступил в реформационный период, рационализацию. Реформация краниальной остеопатии и ее базовые тексты (Мэгун 1976, Апледжер и Vredevoogd 1983) был принят многими остеопатами, массажистами, физиотерапевтами и мануальными терапевтами. Но оригинальные идеи Сатерленда получили свое продолжение в работах Paul Kimberly, Anne Wales, Ruby Day, Rollin Becker, and Robert Fulford (Cardy 2004).
Поскольку краниальная остеопатия привела к биодинамике, то использование метафоры и архетипа продолжало использоваться и в этой концепции. В то время как метафора – это фигура речи, чтобы предложить сходство между понятиями, архетип – термин, используемый для описания универсального символа, который вызывает глубокий и иногда бессознательный отклик читателя или слушателя. Архетипы символически воплощают основные человеческие переживания и их значение интуитивно понятно. Концепция Джелоса «об эмбрионе», которым когда-то был живой организм, является ключевым архетипом биодинамической остеопатии. Джелос, изучая публикации Блехшмидта (см. ниже), был впечатлен выводом Блехшмидта, о том, что во время эмбриологического развития присутствует неосязаемая сила, которая создает форму и предшествует структуре. Джелос (2001), чувствовал, основываясь на публикациях Блехшмидта, что эмбриолог может быть свидетелем организационной силы первичного дыхания. Блехшмидта писал: «Уникальность эмбриона человека начинает определяться во многих отношениях; например, в раннем представлении плана человека, как всей геометрии, к которой он сам относится. Он никогда не ошибается ни в величинах углов, ни в объемах. Он никогда не выбирает на перекрещивающихся точках неверное направление и заведует каждой физической, так и химической реакцией.»
Эмбрион, как образец идеальной формы, служит планом способности нашего организма к самовосстановлению. Формирующие, резорбтивные и регенеративные жидкостные силы, которые организуют эмбриологическое развитие и присутствуют на протяжении всей нашей жизни, готовы к нашему взаимодействию и использованию их терапевтического потенциала. Иначе говоря, силы эмбриогенеза становятся силами исцеления после рождения.
Среди практикующих биодинамику, каждое событие в терапевтической области имеет имя. Ничто не имеет расплывчивого термина «энергия». Важность наименования исходит от первобытных культур во всем мире, особенно Bushmen of the Kalahari van der Post 1961). По словам Bushman, отделение себя, от «всего остального» приводит к страху и чувству одиночества, и это облегчает процесс болезни. Так как лечение с использованием биодинамической остеопатии соединяет пациента с природой, пациент получает немедленный опыт «не одиночества» или глубокой «принадлежности». Пациенты приобретают физическое чувство «общности», возможно впервые в своей жизни. Как Wendell Berry (1996) подчеркнул: «Сообщество – это самая маленькая единица здоровья».
В следующих разделах этой статьи мы рассмотрим краниальную остеопатию и эволюцию мысли биодинамического направления остеопатии, эволюцию восприятия, навыков и эволюцию подходов к лечению – начиная от костей к твердой мозговой оболочке к спинномозговой жидкости (ЦСЖ), к жидкому телу. Смотрите рисунок 1 для обобщения.
Рисунок 1. Хронология эволюции краниальной и биодинамической остеопатии.
Краниосакральный ритм. Паттерны СБС и их взаимосвязь с прикусом. Часть 1
В нашем организме есть дыхательный и сердечный ритмы, но есть также и краниосакральный ритм (КСР). Этот ритм возникает вследствие пульсирующей активности головного мозга. Волна передается на мозговые оболочки, кости черепа, а также распространяется на все тело через систему жидкостей организма.
Краниосакральный ритм впервые был обнаружен более 100 лет назад доктором У. Сатерлендом, который изучал подвижность черепных швов и изложил свои наблюдения в научном труде «Черепной сосуд» (1939). О черепных швах доктор Сатерленд писал: «Скошенные… как жабры рыбы… указывающие на суставную подвижность… для дыхательного механизма». Он описывал КСР как периодические расширения и сужения черепа в среднем до 8–12 циклов за 1 минуту.
Рис. 1. На рисунке представлена схема, где линия бирюзового цвета, соединяющая череп и крестец, — это твердая мозговая оболочка, внутри которой циркулирует спинномозговая жидкость.
Движения, которые совершают кости черепа в единстве с крестцом и ликвором, вызывают колебания мембран, индуцируя непроизвольные расширения и сжатия во всем теле. Этот механизм находится в состоянии постоянной ритмической активности, движения (дыхания) и является, как считал Сатерленд, проявлением здоровья.
Краниальный ритмический импульс имеет две фазы дыхания:
Рис. 2. Первичный вдох слева, первичный выдох справа.
Это происходит не только в жидкостях, но и во всех тканях и органах: костях, мышцах, связках, внутренних органах. Организм един как биодинамическая система.
Две главные кости, которые запускают краниосакральный ритм (его еще называют ПДМ — первичный дыхательный механизм), — клиновидная кость и затылочная. СБС — это сфенобазилярный синхондроз, иначе говоря — сустав между клиновидной и затылочной костями. Окончательного сращения этих двух костей не происходит, и подвижность между ними сохраняется на протяжении всей жизни. Подобное соединение костей необходимо для того, чтобы краниальный ритм имел место в нашем организме. Во время фазы флексии череп раскрывается подобно бутону, на экстензии — происходит его закрытие.
Движения в костях черепа запускаются СБС, т. е. изначально совершают свои движения клиновидная и затылочная кости, а потом во флексию и экстензию вовлекаются кости лицевого и мозгового черепа. Затылочная кость запускает в движение височную кость, теменную кость, нижнюю челюсть, подъязычную кость и крестец, все остальные кости черепа во флексию запускает клиновидная кость.
Важно отметить, что движения в клиновидной и затылочной костях в норме будут происходить по физиологическим осям:
Так при возникновении различных дисфункций СБС появляются другие, уже патологические оси движения.
Рис. 3. Поперечные оси движения затылочной и клиновидной костей, вокруг которых происходит флексия и экстензия.
Квадранты черепа
В зависимости от того, какая кость влияет на другие кости черепа (клиновидная или затылочная), их делят на квадранты. Важный момент: для клиновидной кости — на все влияет положение ее тела (corpus ossis sphenoidalis), для затылочной кости — все определяет положение ее чешуи (squama ossis occipitalis), а не тела.
Таким образом, влияющих костей две (затылочная и клиновидная), и все кости можно разделить на две большие группы влияния:
Рис. 4а. Квадранты черепа. Возможные положения: внутренняя ротация, или rotation internal, обозначается обычно RI; наружная ротация, или rotation external, обозначается обычно RE.
Рис. 4б. Квадранты черепа. Зеленым цветом отмечены кости, на которые влияет затылочная кость. Желтый цвет — зона влияния клиновидной кости.
Паттерны
Таким образом, каждый из четырех квадрантов может быть в положении наружной или внутренней ротации. Различные сочетания «вдоховых» (флексионных) и «выдоховых» (экстизионных) квадрантов черепа дают свои варианты формы и биомеханики черепа.
Отсюда следует, что положения челюстей ВЧ и НЧ (во внутренней или наружной ротации) также будут определяться положениями СБС и его функционированием.
Рис. 5. Конфликта прикуса в случае нормального функционирования СБС нет.
В следующей статье я более подробно изложу информацию о флексионном и экстензионном паттерне СБС, также о том, как происходит развитие челюстей и формирование прикуса согласно этим паттернам.
Мирошкина Екатерина Александровна, врач-стоматолог, студент выпускного курса Медицинской академии остеопатического образования (МАО), Россия, Краснодар
Miroshkina E. A., dentist, graduate student of the Academy of Medical Osteopathic Education (MAO), Russia, Krasnodar
Краснодар, ул. им. Героя Яцкова, 4
Craniosacral rhythm. Patterns of SBS and their connection with occlusion. Part 1
Аннотация. Статья освещает понятие СБС, формирует представление о том, как происходит развитие мозгового и лицевого черепа согласно паттернам СБС в норме, как формируется прикус исходя из этого паттерна.
Annotation. The article covers the concept of SBS, forms an idea of how the development of the brain according to the SBS patterns in the norm and how the occlusion is formed on the basis of this pattern.
Ключевые слова: краниосакральный ритм; сфенобазилярный синхондроз (СБС); флексия; экстензия; квадранты черепа; паттерн.
Keywords: с raniosacral rhythm; sphenobasilar synchondrosis (SBS); flexion; extension; quadrants of the skull; pattern.
Биодинамика
История возникновения методики
Остеопатия изначально была только механическим подходом к лечению, но с 20 века врачи стали работать и с жидкостями в тканях на скелетно-мышечном и висцеральном уровнях.
С развитием краниосакральной остеопатии стала важна ритмическая составляющая организма. С этого момента витальность – способность жизненных тканей к самокоррекции становится всё более значимой.
В 70-х годах зарождается наука о жизненном движении организма – биодинамика.
Биодинамика в остеопатии
Биодинамика в остеопатии – это воздействие на организм человека через жидкости. Благодаря влиянию на жидкости, легко восстанавливается ритмика движений в организме на микро и макро уровнях. Такая методика позволяет снять ограничения в подвижности и нормализовать активность работы внутренних органов.
Как работает биодинамика?
Метод биодинамики рассматривает организм человека как систему, в которой всё предусмотрено, а значит любую болезнь организм может преодолеть самостоятельно, без применения медикаментов.
Роль остеопата при биодинамическом воздействии минимальна: он лишь помогает тканям поддерживать их ритмическое движение.
Биодинамическая краниосакральная терапия предполагает пальпацию и перцепцию для микровоздействия на жидкостном, невральном, фасциальном и прочих уровнях организма.
Положительный эффект методики обусловлен тем, что при правильном воздействии на нужные точки тело высвобождает ресурсы, которые компенсируют все недуги организма. Благодаря воздействию на жидкости, имеющиеся спазмы в организме отступают, пропадают застойные явления, и в результате чего организм вновь начинает нормально функционировать.
Положительное влияние биодинамической краниосакральной терапии наблюдается в восстановлении иммунитета, улучшении обмена веществ, нормализации вегетативной нервной системы, снижении уровня стресса, восстановлении подвижности опорно-двигательного аппарата и устранении болевых ощущений.
Секрет биодинамики в том, что воздействие оказывается не на больные точки, а на точки, в которых скрыт ресурс здоровья.
Как проходит сеанс биодинамики?
Во время сеанса биодинамической терапии пациент ощущает легкие колебания во всём теле, каждая клеточка организма приходит в движение. В течение процедуры человек расслабляется и засыпает, погружаясь в медитативное состояние.
По окончании терапии пациент ощущает бодрость и здоровье всего организма.
Противопоказания биодинамической терапии
Биодинамический подход не имеет противопоказаний и подходит людям в любом возрасте.
Биодинамический краниосакральный метод терапии нормализует работу всех процессов в организме, восстанавливая их ритмичное движение.
Центр остеопатии «Точка опоры» предлагает пройти биодинамическую краниосакральную терапию по доступным ценам. Особенно рекомендуем такую процедуру в дополнении к сеансам рефлексотерапии. Данный комплекс процедур быстрее и эффективнее позволит избавиться от проблем в организме.
«Мы накладываем руку на область тела и начинаем ее «выслушивать»
– В чем разница между остеопатией и мануальной терапией?
Тамара Кравченко (Русская высшая школа остеопатической медицины (Санкт‑Петербург) – французская остеопатическая школа): Техники этих двух направлений действительно очень похожи. Мануальная терапия и остеопатия воздействуют на одни и те же структуры и внешние ткани. Однако у остеопатии есть ключевое отличие – в диагностике мы используем так называемый пальпаторный тест. Его суть состоит в использовании чувствительности рук: рука накладывается на определенную область тела и начинает, как мы говорим, его ≪выслушивать≫. Благодаря чувствительной способности рук мы можем определить наличие дисфункции. То есть если в организме есть область с патологией, то рука получает отличные от нормального состояния ощущения.
Это ключевой тест в остеопатии. Если остеопат не владеет пальпаторной диагностикой, то он не остеопат, а мануальный терапевт.
Людмила Бутенко («Остеон» (Москва) – британская остеопатическая школа): Отличие заключается в функционале дисциплин. Остеопатия представляет собой отдельную медицинскую науку, направленную на системное понимание работы организма и органов внутри этой системы, в то время как мануальная медицина применяется в дополнение к традиционным терапевтическим и диагностическим приемам при функциональных нарушениях в организме.
Если остеопатия – это целая философия лечения, она делает больший упор на диагностику и затем полное устранение боли собственными ресурсами организма, то мануальная терапия – прикладной метод, который, как правило, направлен только на коррекцию уже выявленных ранее другими методиками дисфункций опорно‑двигательного аппарата.
– Какие заболевания лечит остеопатия?
T.К.: Остеопаты наблюдают пациента с его рождения до глубокой старости. Определенная часть аудитории пациентов – беременные женщины и дети. Наши специалисты лечат бесплодие, наблюдают беременных женщин, при рождении ребенка с дисфункцией костей черепа приводят их в нормальное физиологическое состояние. Кроме того, остеопаты лечат, например, резистентную головную боль у подростков. У нас есть техники, направленные на декомпрессию костей черепа, что позволяет решить эту проблему. Мы занимаемся и геронтологическими пациентами, проводим профилактическое лечение деменции или болезни Альцгеймера. Раньше решением этой проблемы была трепанация черепа. В настоящее время многие нейрохирурги мира опять возвращаются к трепанации, но уже есть хорошая альтернатива – остеопатия. Применяя этот метод, мы влияем на циркуляцию спинномозговой жидкости и мозговое кровообращение. Наконец, остеопатия – самое лучшее, что может быть в лечении и реабилитации детей с последствиями родовой травмы, детей с задержкой психомоторного и речевого развития.
Наши пациенты – это лица, имеющие болевой синдром различной природы и локализации, то есть проявления остеохондроза, грыжи межпозвонкового диска, мигрени и других заболеваний, исключая онкологию. Кроме того, остеопатическая коррекция необходима пациентам с остаточными явлениями черепно‑мозговой травмы, перенесшим инсульт и оперативное лечение, а также тем, кому требуется быстрое восстановление при других заболеваниях.
Л.Б.: Остеопаты занимаются всем, что связано с расположением тел позвонков, натяжением мышц связок, кровоснабжением. Это и опорно-двигательный аппарат, и органы малого таза у женщин, пищеварительный и респираторный тракт, центральная нервная система и даже психопатические состояния. Наш спектр работы – от обычного детского дисбактериоза до серьезных повреждений черепно‑мозговых нервов. Безусловно, у остеопатии есть свой предел: например, если у пациента обнаружили заболевание печени, эта проблема не решается остеопатически, необходима хирургическая операция, в спектр нашей работы не входят вирусные заболевания. Однако даже в этих случаях остеопатический курс по крайней мере придаст пациенту жизненные силы и поможет быстрее реабилитироваться.
– Чем отличаются французская и британская школы остеопатии?
Т.К.: Разница между школами связана с одним из последователей Эндрю Стилла – Гарнером Саттерлендом. Он внедрил в остеопатию новое направление – работу с краниосакральным ритмом, который характеризует так называемый первичный дыхательный ритм. Концепция быстро стала популярной в американских остеопатических школах.
Французская школа приняла и начала развивать это направление в остеопатии. А британцы из‑за присущего им консерватизма долгое время не отвергали эту концепцию, делая акцент на работе со скелетно‑мышечной системой. В конечном итоге британская школа начала использовать краниосакральные методики, но это произошло значительно позже. Поэтому в их современной программе превалирует работа с опорно‑двигательным аппаратом, а во французских программах все дисциплины, такие как краниальная, структуральная и висцеральная остеопатия, сбалансированы.
Л.Б.: Британская школа, на мой взгляд, ближе к классическому пониманию остеопатии, которого придерживался родоначальник нашего метода Эндрю Тейлор Стилл, и направлена в большей степени на понимание процессов в организме и выстраивание логических связей между ними. Безусловной заслугой коллег из французской школы является создание серьезной научной базы для остеопатии и разветвленной системы техник. Но мы считаем своей задачей дать врачам не просто строгую теорию, а научить выявлять дисфункции и выбирать правильный метод для их быстрого лечения. На это направлена и структура обучения в британской школе – курс построен таким образом, что к одним и тем же темам слушатели возвращаются на нескольких этапах обучения, каждый раз переосмысливая полученные ранее знания.
– Ощущаете конкуренцию с «британцами»?
Т.К.: Нет, в целом у нас одни и те же цели, поэтому мы совместно участвуем в отраслевых мероприятиях. Например, в декабре пройдет конференция, посвященная инновационным технологиям в неврологии, где я буду сопредседателем, на ней будут присутствовать представители как французской, так и британской школ.
– Ощущаете конкуренцию с «французами»?
Л.Б.: Нет, мы скорее сотрудничаем. Так исторически сложилось, что в России с 90‑х годов присутствовали два направления, и мы перенимали опыт друг у друга. Сейчас приглашаем ≪французских≫ преподавателей на отдельные семинары и консультации и сами стараемся отслеживать появляющиеся у них нововведения.
– За последние три года на рынке появилось большое количество новых «авторских» методик – гранд-остеопатия, остеопрактика и другие. Как относитесь к ним?
Т.К.: Любое успешное направление плодит псевдопрофессионалов. Так было с мануальной терапией, иглорефлексотерапией, гомеопатией, а теперь происходит и с остеопатией. Сейчас действительно есть школы, которые не соответствуют никаким стандартам. Я всегда говорю: ≪Если вы идете в остеопатическую школу, проверяйте лицензию на образовательную деятельность и аккредитацию. А если их нет, не нужно идти в эту школу!≫ Тем не менее такие организации все равно проигрывают школам с фундаментальным образованием. Главный маркетинговый инструмент – ≪сарафанное радио≫. К нам тоже первоначально относились с недоверием, но когда педиатры и терапевты, врачи-неврологи и другие специалисты, не имея от этого выгоды, стали массово отправлять пациентов к остеопатам, в этих случаях сомнений ни у кого не осталось.
Л.Б.: К сожалению, сейчас они дискредитируют специальность. Если мы обучаем специалистов четыре года, французская школа – три года, то есть, по сути, это полноценная медицинская ординатура, то что делают организаторы авторских семинаров? Они выдают неспециалистам, прослушавшим два‑три семинара, сертификаты, где прописано, что слушатели стали остеопатами. Что происходит дальше? Эти новоявленные специалисты открывают свою частную практику, начинают принимать пациентов, которых могут лечить годами и получать за это деньги. Результат – разочарование потребителей в методике.
Настоящий остеопат с фундаментальной подготовкой всегда ориентирован на результат. Например, в клинике ≪Остеон≫ действует правило: если после пяти приемов в состоянии пациента нет никаких улучшений, для нас это почти ЧП. Собирается консилиум всех врачей, мы сообща решаем проблему.
– Кто, на ваш взгляд, может учиться остеопатии?
Т.К.: Специалисты с высшим медицинским образованием. Нет смысла давать такую базу знаний несведущим людям. Мы сейчас принимаем в школу врачей четырех специальностей – педиатров, неврологов, ортопедов‑травматологов и терапевтов. Меня часто спрашивают: ≪А почему в вашей школе учатся массажисты?≫ На это я всегда даю пояснения, что мы берем небольшое количество талантливых массажистов, которые обязательно имеют среднее медицинское образование, поскольку РВШОМ имеет лицензированные программы на профессиональную переподготовку врачей и повышение квалификации по медицинскому массажу с остеопатическими техниками. Врачи после окончания обучения у нас получают диплом о профессиональной переподготовке Минобрнауки РФ и сертификат специалиста Минздрава РФ, а массажисты – свидетельство о повышении квалификации по медицинскому массажу с остеопатическими техниками Минобрнауки РФ.
Л.Б.: Однозначно специалисты с высшим медицинским образованием. Европейские школы в отдельных случаях допускают обучение не врачей или медиков со средним образованием медсестры или фельдшера, однако мы как посредники в обучении все‑таки стараемся установить строгие критерии отбора ≪абитуриентов≫. У нас учатся неврологи, реабилитологи, педиатры – их базовых знаний вполне достаточно, чтобы воспринять информацию, предоставляемую во время обучения нами и зарубежными преподавателями.
– Главный специалист Минздрава Дмитрий Мохов сейчас направил в Минздрав программу профессиональной переподготовки остеопатов и разрабатывает стандарты для ординатуры по этой специальности. Что думаете о нововведениях?
Т.К.: На этот вопрос сложно ответить однозначно. С одной стороны, мы очень рады, что нас почти узаконили и благодарны усилиям Дмитрия Мохова. С другой стороны, давайте представим, что сейчас произойдет. Поскольку специальность будет легализована, в медицинских вузах должна начаться подготовка специалистов по остеопатии. Где взять преподавателей? В государственных вузах, если смотреть в масштабе всей страны, насчитываются единицы специалистов, которые готовы преподавать остеопатию. Наша школа готова помочь в подготовке кадров. Сейчас мы уже сотрудничаем с ПСПб ГМУ им. И.П. Павлова и участвуем в разработке программы клинической ординатуры. В течение 12 лет преподаватели РВШОМ ведут элективные курсы по остеопатии для студентов четвертого – шестого курсов на общественных началах. После утверждения Минздравом РФ программы обучения остеопатии мы продолжим оказывать содействие в подготовке преподавателей остеопатии.
Л.Б.: Легализация отрасли, безусловно, – необходимый процесс. Это как раз позволит очистить рынок от многочисленных ≪специалистов≫ без какой‑либо квалификации и понимания, что такое остеопатическая наука. Мы еще не видели проекта программы, но я думаю, что поскольку она была составлена с учетом существующих систем фундаментального образования, то у большинства специалистов не возникнет проблем с переподготовкой. Более сложный проект – остеопатическая ординатура. Наша отрасль в России существует менее 20 лет, и она еще не успела наработать полноценных собственных методик обучения. В этом смысле международная остеопатическая экспертиза для нас еще очень важна. Необходимо, чтобы профильная ординатура выпускала не армию теоретиков, а была заточена на прикладной результат. Поэтому мы надеемся, что Минздрав при составлении ординаторской программы будет учитывать опыт и наработки признанных международных школ.
– Вы сами участвуете в реформах?
Т.К.: Да, мы уже работаем в трех направлениях. Первое – это методическое сопровождение специальности. Мы подготовили состоящий из трех томов учебник ≪Остеопатия≫ для студентов медицинских вузов, первый том уже появился в продаже. Это, по сути, стало ответом на приказ Минобрнауки РФ о внесении в реестр медицинских специальностей специальности ≪остеопатия≫. Второе направление – научно‑исследовательская работа, которая осуществляется совместно с ФГБУН ≪Институт эволюционной физиологии и биохимии им. И.М. Сеченова≫. Третье – масштабная подготовка преподавателей остеопатии.
Л.Б.: Мы давно знакомы с Дмитрием Моховым и, безусловно, сейчас активно общаемся по поводу нововведений в остеопатическом образовании. Мы открыты для того, чтобы поделиться своим опытом, и сейчас, например, организуем встречу главного специалиста Минздрава с нашими партнерами из Европейской школы остеопатии, чтобы рассказать о глобальных процессах, происходящих в британской школе, и ее новых программах.