Безымянная звезда о чем
ТЕСТ: Хорошо ли вы помните творчество Татьяны Пельтцер?
10 интересных фактов о Нине Руслановой
ТЕСТ: Вспомните, из какого фильма автомобиль!
Ушла из жизни Нина Ургант
Журнал
9 интересных фактов о фильме «Безымянная звезда»
Почему Михаилу Козакову запрещали снимать фильм, кто должен был играть главную роль и у кого на съёмочной площадке был роман.
В 1942 году румынский писатель Михаил Себастьян написал романтическую пьесу «Безымянная звезда», которая понравилась театральным режиссёрам. Её сразу же поставили в Бухаресте, а в 50-х за постановку почти одновременно взялись ленинградский БДТ и московский МХАТ. Главную женскую роль в спектакле БДТ получила актриса Нина Ольхина, которая взяла пьесу и уехала готовиться к репетициям в Дом творчества писателей. Там она прочитала текст своим знакомым, среди которых был Михаил Козаков. Он загорелся идеей снять телеспектакль, но к работе удалось приступить только через двадцать с лишним лет. «Безымянная звезда» стала его режиссёрским дебютом.
«Безымянная звезда», Свердловская к/с, 1978, реж. М. Козаков
В 1970 году драматург Александр Хмелик написал по пьесе сценарий будущего фильма, и Козаков понёс его в Комитет по радио и телевещанию. Он был уверен, что проблем не будет, но сценарий завернули, а Козакову запретили даже думать о съёмках — в сюжете разглядели намёки на советскую действительность… Вся завязка строилась на том, что для жителей тихого городка главным развлечением был проезд через местный вокзал комфортабельного экспресса, который вёз богачей на курорт. Все собирались как на праздник, надевали лучшие наряды и приходили посмотреть на недоступный поезд и помахать пассажирам. В СССР шла борьба с диссидентством, и в этой сцене Комитет увидел намёк на жизнь за «железным занавесом» и интерес советских граждан ко всему зарубежному и роскошному.
«Безымянная звезда», Свердловская к/с, 1978, реж. М. Козаков
Восемь лет Михаил Козаков пытался побороть цензуру, но путь на телеэкраны «Безымянной звезде» был плотно закрыт. Спасение неожиданно пришло со Свердловской киностудии — главному редактору очень нравилась пьеса, и он предложил режиссёру снять не телефильм, а полноценное кино. Местом работы была назначена съёмочная база «Ленфильма», расходы Свердловская студия брала на себя, а руководство пообещало «пробить» фильму дорогу на экраны.
«Безымянная звезда», Свердловская к/с, 1978, реж. М. Козаков
Ещё на стадии утверждения сценария Михаил Козаков предложил главную мужскую роль Олегу Далю. Актёр согласился, но за восемь лет борьбы с цензурой многое изменилось. Даль пил, погружался в депрессию, настаивал на своём прочтении образа романтика Марина Мирою, и в конце концов режиссёр понял, что они уже не сработаются. Мирою сыграл Игорь Костолевский, который был очень рад получить большую роль.
«Безымянная звезда», Свердловская к/с, 1978, реж. М. Козаков
Роль Моны режиссёр предложил сначала Марине Неёловой, но актриса прочитала сценарий и отказалась — история её не впечатлила, а поведение героини она вообще не поняла. Тогда Козаков отдал роль Анастасии Вертинской, у которой не возникло вопросов, как столичная изнеженная девушка могла увлечься бедным учителем. На роль мадемуазель Куку была сразу утверждена Светлана Крючкова, с которой Козаков дружил уже много лет. Господином Удри сначала должен был стать Зиновий Гердт, но к моменту съёмок актер болел, и роль получил Григорий Лямпе.
«Безымянная звезда», Свердловская к/с, 1978, реж. М. Козаков
На съёмочной площадке между Анастасией Вертинской и Михаилом Козаковым вспыхнул роман. Актриса нравилась ему с момента совместных съёмок в «Человеке-амфибии», но тогда она отвергла его ухаживания, а вот во время работы над «Безымянной звездой» ответила на чувства. Отношения продлились недолго — Козаков был женат, Вертинская была слишком свободолюбива, и каждый с головой погружён в работу. После завершения съёмок роман сошёл на нет, и актриса даже не пришла на премьеру.
«Безымянная звезда», Свердловская к/с, 1978, реж. М. Козаков
Оператором фильма был знаменитый Георгий Рерберг, у которого был сложный характер и слава невыносимого гения. Он конфликтовал почти со всеми режиссёрами, но при этом почти все мечтали с ним работать… На съёмках «Безымянной звезды» без скандала не обошлось: Козаков хотел пригласить на роль Грига Леонида Филатова, а Рерберг наотрез отказался снимать «это некинематографическое лицо». Они сошлись на кандидатуре Родиона Нахапетова, но актёр отказался сразу после проб — понял, что это не его фильм и не его герой. Тогда Козаков пошёл к оператору с ультиматумом: «Выбирай, или Филатов, или я!». Оператор с неохотой согласился снимать Козакова, но впоследствии потребовал убрать своё имя из титров.
«Безымянная звезда», Свердловская к/с, 1978, реж. М. Козаков
Весь фильм сняли в Ленинграде и Ленинградской области. Дом Мирою построили в павильоне «Ленфильма», вокзал снимали на станции Шувалово, а живописная приморская дорога, по которой Григ ехал за Моной, на самом деле шоссе вдоль Финского залива.
«Безымянная звезда», Свердловская к/с, 1978, реж. М. Козаков
Премьера фильма прошла в Московском доме кино, а в феврале 1979 года «Безымянную звезду» впервые показали по телевизору. Позже фильм был показан в Румынии, и там мелодрама моментально стала хитом! По популярности экранизация Козакова обошла даже румынско-французскую версию 1965 года с Мариной Влади в роли Моны, а почти все лавры достались Игорю Костолевскому, который покорил и советских, и румынских зрительниц.
о к ф Безымянная звезда
Мрак неба яркой вспышкой озарит в свидании с Землёй метеорит.
Таинственно Вселенная горит- морзянкой сама Вечность говорит.
В очередной раз просмотрев фильм «Безымянная звезда» с потрясающе жизненной игрой знаменитых и вечно молодых актёров, по окончании из титров узнал, что
в основе фильма- пьеса Михаила Себастьяна и, желая узнать об авторе или прочесть первоисточник- обратился в интернет, где и остановился на нижеприведенной публикации, в которой, к сожалению не указано имя автора.
Приведенные цитаты из фильма воскресают сцены и искренностью чувств заинтригуют даже не видевших фильма. Статья настолько всеохватна, что пропало желание обращаться к первоисточнику- пьесе, что так же не советует и автор статьи= чтобы не пропадала аура фильма, по его мнению много выигавшего талантом сценариста, по иному обыгравшего ряд эпизодов, игрой актёров и мастерством оператора.
ИЗ ИНТЕРНЕТА
(на Э.К. не обращать внимания- не убирается)
УЧИТЕЛЬ: А что, Вы никогда не смотрите на небо?
МОНА: Нет. Нет, я смотрю иногда, не собирается ли дождь, надо же мне знать, как одеться.
УЧИТЕЛЬ: Это же ужасно. Что же у Вас за жизнь, если у Вас даже нет времени посмотреть на Большую Медведицу.
Фильм «Безымянная звезда». В главных ролях Анастасия Вертинская, Игорь Костолевский, Михаил Козаков.
Содержание фильма многим, вероятно, известно: «Однажды в тихой деревушке происходит неординарное событие: на вокзале останавливается дизель-электропоезд, который ранее всегда проезжал без остановок. После его отправления на перроне остается одинокая красавица. Учитель Марин Мирою дает девушке приют на ночь. » Ну и так далее по описанию на сайте наше кино.
Странной оказалась и судьба пьес Себастьяна, в частности «Безымянной звезды». В России её ставили в нескольких крупных театрах, даже такие великие режиссеры, как, например, Товстоногов. Но, по мнению Козакова, ни в одном из театров не поняли ни жанра пьесы, ни особого юмора Михаила Себастьяна. Например, во МХАТе Себастьяна толковали как румынского Чехова, и спектакль получился тяжёлым, перегруженным серьёзными медленными ритмами, паузами.
На самом деле было трудно подобрать подходящих актёров. Роль Удри, друга учителя, должен был сыграть Зиновий Гердт. Как ни парадоксально, это неким образом смягчило бы еврейский вопрос, потому что Гердт был уважаемым актёром, фронтовиком. Но что-то не сладилось, и роль была предложена Григорию Моисеевичу Лямпе, и теперь трудно представить в этой роли кого-то другого.
На роль любовника Моны, Грига, рассматривались и Леонид Филатов, и Родион Нахапетов, но у Филатова оказалось «слишком сложное лицо», а Нахапетов сам признался, что роль не для него. Так что, Козакову пришлось сыграть Грига самому. И сыграл он изумительно, он не стал изображать томного плейбоя в духе Ширвинда, его герой получился глубже, сильнее, по-человечески неровным. Кульминацией роли стала сцена, где Григ неожиданно ударил Мону. Все были в шоке, Анастасия Вертинская плакала настоящими слезами, а главный оператор Георгий Иванович Рерберг (известный по ряду шедевров, таких как «Дворянское гнездо» Андрея Кончаловского, «Зеркало» Андрея Тарковского) даже снял свою фамилию с титров. Я думаю, это одна из лучших ролей Козакова, пусть даже совсем небольшая. Но, например, Анатолий Васильевич Эфрос, посмотрев фильм, сказал: «Почему Козаков сыграл в своей картине лучше, чем он играет в моих спектаклях?»
На роль Моны Козаков сначала хотел пригласить Марину Неелову, но та отказалась, честно признавшись, что логики Моны она не понимает, мол, Мона, такая эффектная изнеженная столичная женщина, не могла бы даже на минуту увлечься чистым, но невзрачным и смешным провинциальным учителем. И Мону сыграла Анастасия Вертинская. Сыграла блестяще. Это даже не игра, ничего подобного я не видел. Всё легко, естественно, ярко, точно, от мелких капризов до ленивой попытки самоубийства, от страха перед сумасшедшей страстью учителя до нежности и ласки, от хмурого безразличия до искреннего интереса и детского любопытства, от пустого легкомыслия пресытившейся содержанки до грустной мудрости настоящей женщины.
Но сценарий особенно достоин восхищения. Я и перечитал пьесу, чтобы сравнить различные трактовки некоторых важных сцен. В фильме проще и красивее построены предложения. Без, я бы сказал, самовосхваления. Очень просто. Вот, например, как просто выражена основная мысль:
УЧИТЕЛЬ: Мою звезду не увидишь ни в один телескоп.
.
МОНА: Её никогда нельзя увидеть? Никогда?
УЧИТЕЛЬ: Никогда.
.
Чтобы стать видимой она должна отклониться от своего пути.
МОНА: Этого не может случиться?
.
УЧИТЕЛЬ: Нет.
МОНА: Почему?
УЧИТЕЛЬ: Звезды никогда не отклоняются от своего пути.
В фильме почти все внешние эффекты, лишние подсказки и пояснения убраны, они уже не нужны, они, действительно, только отвлекают. Во время диалога Моны и Учителя на балконе мы не видим ни телескопа, ни даже неба с Большой Медведицей, просто лица актёров.
МОНА: Подумать только, я могла бы так никогда не увидеть Большой Медведицы.
Хотя, тысячи людей живут, не видя её.
УЧИТЕЛЬ: Им только кажется, что они живут.
Всё и так понятно, всё и так доносят актёры своей блестящей игрой. Остаётся только смотреть, слушать и наслаждаться.
МОНА: Может быть, я, действительно, пришла из другого мира.
УЧИТЕЛЬ: Нет. нет.
МОНА: Откуда Вы знаете?
УЧИТЕЛЬ: Ни одна звезда никогда не отклоняется.
не останавливается на своем пути.
МОНА: Неправда.
(а в пьесе, например, было: «А я звезда, которая остановилась»).
Приезд Грига в фильме не только ещё раз подчёркивает провинциальность этого городишки по сравнению со столицей, но позволяет раскрыться некоторым эпизодическим персонажам, которые в пьесе уже почти сошли со сцены. Ещё одна находка сценариста и режиссёра.
Отношения Моны и Грига ярко и точно выражены буквально в двух диалогах:
МОНА: Григ, Я сделала потрясающее открытие. Мы несчастны.
ГРИГ: Что? Мы с тобой?
МОНА: Да. Мы. Весь наш мир. Мы ведём глупую, никчёмную жизнь.
ГРИГ: Зато удобную.
ГРИГ: Кажется я понимаю. Тебе наскучила твоя жизнь. Ты хочешь её изменить.
Что делать. Все мы скучаем, всем нам надоедает такая жизнь,
все мы хотим изменить её, изменить, хотя бы один разок, на 5 минут.
Но эти 5 минут пройдут.
Но идиллия почти разрушена. Мона после натиска Грига, нервного напряжения, колебаний и сомнений уже похожа на учителя из первой серии: мнительная, испуганная, стесняющаяся соседей. И Григ произносит приговор:
ГРИГ: Мона, Мона, что с тобой? Ты провинциалка? У тебя провинциальные замашки!
Когда ты успела измениться?!
Ты боишься соседей, беспокоишься, что скажут в городе!
Ты жена господина Мирою!
Добивает он её сравнением с мадемуазель Куку, старой девой «когда-то бывшей красивой».
И Мона сдаётся, она принимает решение вернуться в столицу с Григом, впрочем, тот так и ничего не понял:
МОНА: Ещё один вопрос, Григ. Ты не ревнуешь меня?
ГРИГ: Ревновать? А с какой стати?
МОНА: Но, в конце концов. Этой ночью. я.
ГРИГ: Мона, Мона. Знаешь, не обижайся, но. Никакой ревности.
Нет, сейчас уже не ревную. У меня такое чувство, что всё,
что с тобой произошло, произошло не здесь, а где-то,
где-то далёко, может быть, на Луне.
МОНА: На Большой Медведице, Григ.
ГРИГ: Пусть так, на Большой Медведице.
Так не может же нормальный человек ревновать свою возлюбленную,
изменившую ему где-то на Большой Медведице?
МОНА: Ты философ, Григ.
Всё. Тут я, пожалуй, опущу занавес.
Информация из следующих источников:
— Фильм «Безымянная звезда» в базе данных nashekino
— Фильм «Безымянная звезда» в Википедии
— Текст пьесы «Безымянная звезда».
— О Михаиле Михайловиче Козакове
— Ещё о фильме. Интересные факты.
— Рассказ Михаила Козакова в журнале «Искусство кино», 10, 2005.
17 комментариев
Добавить комментарий 17 комментариев
«Козаков был без памяти от Вертинской»: пять закулисных фактов о фильме «Безымянная звезда»
В пятницу, 23 августа, в 19:55 на телеканале «МИР» покажут фильм «Безымянная звезда». Двухсерийная мелодрама с Игорем Костолевским и Анастасией Вертинской в главных ролях впервые вышла на экраны в далеком 1978 году, но до сих пор трогает сердца. Снятый по мотивам одноименной пьесы румынского писателя Михаила Себастьяна, этот фильм стал режиссерским дебютом Михаила Козакова. Он и сам сыграл в картине одного из ключевых персонажей: мастерски исполнил роль Грига, вырвавшего легкомысленную красавицу Мону из объятий простодушного Марина Мирою. В центре сюжета – красивая и в прямом смысле разбившаяся о быт история несчастной любви девушки, привыкшей жить в роскоши, и бедного учителя астрономии. Но мало кто знает, что любовные драмы кипели не только в кадре, но и на съемочной площадке «Безымянной звезды». Об этом и многом другом читайте в нашем материале.
1. К «звезде» через тернии цензуры
«Безымянная звезда» проделала долгий и непростой путь от театральных подмостков на экраны. Эту пьесу (кстати, единственную из шести, которая стала по-настоящему известной) румынский драматург Михаил Себастьян написал в 1942 году. Постановки «Безымянной звезды» с успехом шли как на родине писателя, так и в Советском Союзе. В 1956 году этот спектакль буквально спас БДТ от закрытия. Только заступивший на пост худрука Георгий Товстоногов вынужден был всеми силами завлекать зрителей в почти забытый ими театр, и «Безымянная звезда», которую режиссер представил как легкую комедию, оказалась той самой волшебной палочкой. Зрители приняли пьесу с восторгом, и уже к началу 1957 года спектакли в БДТ шли при полных залах.
Именно на эту постановку Товстоногова обратил внимание молодой актер Михаил Козаков. В 1956 году он окончил Школу-студию МХАТ и сразу же получил роль Гамлета. Позднее актер вспоминал: «Мне было 22 года. Поехал в Гагры
отдыхать и готовиться к роли. В Доме творчества писателей отдыхала ленинградская актриса Нина Ольхина. Она как раз получила роль Моны в спектакле, который ставил Товстоногов. Нина сказала: «Ребята, у меня такая пьеса! Давайте я вам прочту!» И я впервые услышал «Безымянную звезду». Я в нее влюбился!».
Прошло несколько лет, но мысль о том, что «Безымянная звезда» непременно должна «засиять» и на экранах, не покидала Козакова. В конце 1960-х годов он твердо вознамерился снять по пьесе телеспектакль. В образе Моны Козаков с самого начала видел Анастасию Вертинскую, а роль скромного учителя астрономии хотел отдать Олегу Далю. Сценарий будущей картины был готов в 1970 году – его написал известный советский драматург и киносценарист Александр Хмелик. Казалось, проект Козакова был обречен на успех, но случилась неприятность. Именно в тот период на пост председателя Комитета по радио и телевещанию пришел Сергей Лапин, известный своей жесткой цензурой.
Нового начальника в картине многое смущало, и это неудивительно. В 1970-е годы в СССР шла активная борьба с диссидентством, которая не обошла стороной кино и телевидение. Все сценарии тщательно вычитывались, редакторы повсюду старались углядеть аллюзии и параллели с советскими реалиями. Так, многих смутил момент с прибытием поезда, на котором приезжает главная героиня. Если в пьесе Себастьяна на перроне в этот момент появляется лишь пара зевак, то в сценарии Хмелика поглазеть на экспресс приходит чуть ли не все население провинциального городка. Конечно, многие провели параллель с «железным занавесом» и повышенным интересом советских граждан ко всему зарубежному, роскошному и недоступному.
В итоге Козакову запретили даже думать о съемках. Он продолжал настойчиво подавать заявки, их так же неуклонно отвергали. Борьба актера с цензорами длилась целых восемь лет. И только в 1978 году Козакову подвернулась удача в лице главного редактора Свердловской киностудии Геннадия Бокарева. Он высоко оценил сценарий и предложил Козакову снять картину за счет своей киностудии, но на базе «Ленфильма» – и не телеспектакль, а именно полноценное кино. Так началось долгожданное восхождение «Безымянной звезды» на голубые экраны.
Кадр из сериалаКадр из сериала
2. Любовь за кадром
Актерский состав будущей картины много раз пересматривался. Выбранный на роль Марина Мирою Олег Даль восемь лет спустя перестал казаться Козакову подходящей кандидатурой. Актер стал гораздо более депрессивным и предлагал снимать картину в духе Кафки, что не входило в планы режиссера. Тогда на роль Мирою пригласили Игоря Костолевского. Выяснилось, что актер уже давно мечтал сыграть эту роль. К тому моменту он уже снялся в нескольких известных фильмах, но у себя в театре Маяковского оставался на вторых ролях.
Мадемуазель Куку тоже долго искать не пришлось: Светлана Крючкова, блестяще исполнившая роль строгой классной дамы, блюстительницы морали мадемуазель Куку, дружила с Козаковым еще со времен БДТ. Кроме того, их роднило общее увлечение: оба страстно любили поэзию.
На роль господина Удри, учителя музыки и лучшего друга Мирою, первоначально утвердили Зиновия Гердта. Но в дело вмешалась болезнь, и его место занял Григорий Лямпе.
Что касается Моны, то тут все было просто и сложно одновременно. Вертинская была блестящей актрисой и невероятной красавицей. Казаков познакомился с ней на съемках фильма «Человек-амфибия». Вертинская сразу же согласилась сыграть Мону. Правда, конкурентка у нее все-таки была: поначалу Козаков подумывал пригласить на эту роль Марину Неелову. Но актриса, прочитав сценарий, честно призналась: она не понимает логики героини. Дескать, как Мона, столь эффектная, изнеженная женщина из столицы, которая с младых ногтей привыкла купаться в роскоши, в принципе могла хоть на минуту увлечься невзрачным провинциальным учителем?! Вертинская же поняла свою героиню, и ее игра в картине была поистине выдающейся. Она умела быть легкой, непринужденной, и в то же время в финальных сценах в ее глазах светилась такая искренняя и глубокая печаль и необыкновенная мудрость, что зритель понимал все переживания этой женщины без слов.
Между тем об истинных причинах такой искренней игры догадывались немногие. Так же как и о том, каким образом Козакову удается в нескольких фразах и движениях своего персонажа, который приезжает вызволять Мону из объятий настоящей любви, выдать столько страсти. Уже после смерти мэтра его близкий друг и коллега, актер Михаил Светин (он также снялся в «Безымянной звезде» в роли начальника вокзала) в интервью признался: между Козаковым и Вертинской на съемках вспыхнул бурный роман.
«Козаков был без памяти от Насти Вертинской, – вспоминал Михаил Светин. – На съемках «Безымянной звезды» я понял, что они любят друг друга. Тогда и начались их страдания. Конечно, на площадке Миша с Настей старались не показывать своих чувств, но мы-то все видели и знали! Сразу было понятно, какую роль Козаков припас для себя. В нее точно укладывались отношения с самой Вертинской. От этого и нерв в картине сумасшедший получился. Козаков любил и страшно ревновал Настю, как и его герой. Но до женитьбы их отношения так и не дошли, вскоре после съемок Миша с Настей расстались».
Даже спустя много лет и режиссер, и актриса предпочитали не затрагивать эту тему. Когда снимали «Безымянную звезду», Козаков был женат на своей третьей жене (в течение жизни он женился пять раз), и, конечно же, роман приходилось скрывать. Поговаривают, что вскоре любвеобильный Козаков нашел себе новое увлечение, хотя также существует версия, будто Вертинская сама его отвергла. Сам артист так говорил об этой истории: «Я был очень доволен ее работой и даже влюбился, но что произошло потом – об этом не будем».
3. Ловкость рук и никакой натуры
Съемки фильма – это в большинстве случаев трудоемкий и длительный процесс. Но свою «Безымянную звезду» Козаков снял меньше чем за два месяца! Большую часть эпизодов снимали в декорациях, возведенных в павильонах «Ленфильма».
«Натурных съемок в фильме очень мало, – рассказывала в одном интервью Анастасия Вертинская. – Дом, часть сада – все это павильон. Но благодаря гениальности оператора Рерберга никто ничего не заметил. Он ставил огромные осветительные приборы, и получался дом, залитый солнечным светом».
Тем не менее, съемки на природе, конечно, тоже были. Они в основном проходили в Ленинградской области.
В качестве вокзала провинциального городка, где кондуктор высадил Мону, послужило здание станции Шувалово Октябрьской железной дороги. Оно было построено еще в начале XX века. Внутреннее же пространство вокзала снимали в павильоне неподалеку от Гатчины. Кстати, в эпизоде, где Мона стоит на рельсах, картинно собираясь свести счеты с жизнью, в кадр на несколько секунд попадают опоры контактной сети пригородной ленинградской электрички.
Дорога вдоль морского побережья, по которой Григ едет за Моной на своем роскошном кабриолете – это шоссе Солнечное – Зеленогорск в районе Репино. Оно пролегает вдоль берега Финского залива, который в фильме не отличить от моря.
4. Фантазии сценариста
Несмотря на то, что фильм снят по пьесе, Александр Хмелик привнес в сценарий очень много собственных идей. Ряд эпизодов он сократил, зато добавил ряд сцен и даже ввел несколько новых героев. К примеру, в киноверсии присутствуют такие персонажи, как жена начальника станции Испаса и судья, которых в книге нет и в помине.
Зрители восприняли фильм с восторгом, а многие литературные критики согласились: нововведения Хмелика сделали пьесу более целостной. Благодаря мельчайшим, но важным деталям и колоритным образам персонажей (пусть даже второстепенных) создателям удалось сделать действие более логичным и последовательным.
К примеру, читая пьесу, сложно понять, что мадемуазель Куку влюблена в учителя Мирою, в то время как в фильме это доведено до драматизма. Чего стоит одна сцена, где героиня Крючковой посреди ночи врывается в дом к Мирою, чтобы застать его с незнакомкой: по ее взгляду зрителю сразу становится ясно, какую боль она испытывает. В других сценах с Костолевским она также из невзрачной, строгой классной дамы в один миг преображается во влюбленную женщину, которой не чуждо ничто человеческое.
Или взять, скажем, образ начальника станции. Благодаря тому, что в сюжете появилась жена Испаса, всем сразу стало ясно: этот человек – типичный подкаблучник. И так во всем: ни один персонаж или предмет в кадре – не лишний. В отличие от пьесы, здесь нет распыления на большое количество малозначимых героев, а малое количество декораций ничуть не портит картину. Напротив, зритель не отвлекается на то, что и так очевидно.
5. Возвращение на родину
Премьера фильма состоялась в Московском доме кино, а телеверсию впервые показали 17 февраля 1979 года по Первой программе ЦТ. Несмотря на то, никто из съемочной группы не был удостоен наград, на фестивали картину все же отправили. Примечательно, что франко-румынский фильм, снятый по пьесе Себастьяна в 1965 году (фр. «Mona, l’étoile sans nom», рум. «Steaua fără nume»), где роль Моны исполнила сама Марина Влади, не имел в Румынии такого успеха, как фильм Козакова.
Игорь Костолевский и вовсе стал в Румынии чуть ли не национальным героем. Уже много лет спустя после выхода картины, в 2006 году, голливудский режиссер румынского происхождения Роберт Дорнхельм пригласил актера на роль царя Александра I в телесериале «Война и мир».